Вопросы, заданные человечеству войной
материал для подготовки к егэ (гиа) по литературе (11 класс) на тему

Максимова Наталья Дмитриевна

Сочинение по литературе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon po_kom_zvonit_kolokol.doc29.5 КБ
Microsoft Office document icon lyubov_v_proizvedeniyakh_o_voyne.doc29.5 КБ
Microsoft Office document icon memorial.doc30.5 КБ
Microsoft Office document icon mezhdu_zhiznyu_i_smertyu.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

«По ком звонит колокол»

Нет человека, который был бы как Остров,

сам по себе, каждый человек есть часть Материка, часть Суши;

и если Волной снесет в море береговой Утес,

меньше станет Европа,

и также если смоет край Мыса и разрушит

Замок твой и Друга твоего;

смерть каждого  Человека умаляет и меня,

ибо я един со всем Человечеством,

а потому не спрашивай никогда, по ком звонит Колокол;

он звонит и по Тебе.

английский поэт Джон Донн

Однажды я услышала  колокольный звон храма. Что он хочет сказать? Что значит для нас этот звон?

Он воспринимается по-разному: колокол звонит весело в дни религиозных праздничных торжеств, звучит набатом тогда, когда случается беда. Сурово, призывно звонил колокол, извещая о начале великой, жестокой войны.

21-й век. 2014 год.. Скоро уже 70… А он все звонит и звонит, этот колокол. Колокол Памяти. В нем разные звоны.

Вот печальный, протяжный, прощальный. Это уходят на войну мальчишки, чуть старше меня. А вот другой звон – могучий, басовитый, призывный… Это мальчишки уже в бою. И не мальчишки – Воины! А за их плечами - целая страна. А глаза у этой страны – мамины, сестрины, девушкины, той, с косичками, что даже портфель нести не позволяла, но так смотрела вслед, словно просила: «Возвращайся! Выживи…живи…живи».

А вот уже другой звон. Он настойчиво о чем-то просит. Я не была на той войне, да и знаю о ней немного, но почему именно этот звон тревожит меня больше всех?! Этот звон – Память! Он просит меня: «Не за-бу-дь! Пом-ни!»

Помни подвиги, которые совершили Александр Матросов, Елизавета Чайкина, Володя Дубинин, Дмитрий Карбышев, Зоя Космодемьянская и другие герои. Они не думали о подвиге. Они просто очень сильно любили Родину, своих близких,  жизнь и ненавидели врага, который жестоко уничтожал их дома, семьи, их настоящее и будущее. Они погибли. Их мечты, надежды не воплотились, их дети не родились… Это страшно!

Помни об обороне Москвы и блокаде Ленинграда, о взятии Рейхстага. Помни о тех, кто первыми принял на себя страшный удар. Помни русского солдата, не значащегося ни в одном списке, кроме списка нашей памяти.

             Именно о таком солдате идет речь в повести Б.Васильева «В списках не значился…» Молодой лейтенант Николай Плужников героически сражался в Брестской крепости, которая первая приняла на себя удар фашистской Германии..  Он прибывает к месту службы поздним вечером 21 июня 1941 года, а потому и не успевает  попасть в список состава гарнизона. Ценой тяжких ошибок, познав высокую любовь и низкое предательство, Плужников приходит к пониманию того, что от его личного участия зависит многое. Он остается единственным действующим бойцом в занятой, но непобежденной крепости.    Непокоренный сын непокоренной родины не чувствует себя побежденным. Брестская крепость не пала, а просто истекла кровью, и Плужников — последняя ее капля. Он выше смерти, значит, выше забвения.
    Полуживого, голодного Плужникова боятся фашисты: “У входа в подвал стоял невероятно худой, уже не имевший возраста человек..., длинные седые волосы касались плеч. Он стоял, строго выпрямившись... и, не отрываясь, смотрел на солнце ослепшими глазами. И из этих немигающих, пристальных глаз неудержимо текли слезы”.
    Подвиг Плужникова столь высок, что он поражает даже врагов. Когда он шел к санитарной машине, “вдруг немецкий генерал, щелкнув каблуками, вскинул руку к козырьку. Солдаты вытянулись и замерли”. Но тот, кому отдавали честь враги, уже ничего не видел. Он был выше славы и выше смерти. “Он шел гордо и упрямо, как жил, и упал только тогда, когда дошел”.
   Невозможно читать без слез эту последнюю главу романа, в которой автор ни разу не назвал своего героя по имени. В начале романа он был для нас Колей Плужниковым, потом «товарищем командиром», а прощаемся мы с неизвестным русским солдатом, чье имя навеки осталось в народной памяти, хотя сам он и в списках не значился. 

   Кто-то считает, что события военных лет надо забыть.  А я считаю, что война это - история. Мы не имеем права не знать своей истории, не гордиться предками, их мужеством и стойкостью. 

   А потому – звони колокол! Звони, чтобы мы помнили о тех миллионах погибших, о тех выживших, благодаря которым живём, учимся, мечтаем, любим. Звони,  колокол! Пусть сегодня и всегда звонят колокола…колокола нашей памяти.



Предварительный просмотр:

Все начинается с любви:

мечта и страх, вино и порох.

Трагедия, тоска и подвиг -

все начинается с любви.

Р. Рождественский

Любовь — самое прекрасное чувство на Земле, дарованное человеку свыше. Любовь — самое непонятное и загадочное явление в эмоциональной жизни людей. Именно любовь заставляет нас совершать необдуманные поступки: хорошие и наоборот. Счастливая любовь окрыляет человека, делает его способным воспарить над землей.

Война... Отвратительное лицо ее никогда не сотрется из памяти народной. Холодные и безжалостные глаза смотрели стволами орудий на бойцов, идущих в атаку, страшными кровавыми ранами — на медсестер, санитарок, хирургов, смотрели на изнемогавших голодных рабочих у станков, неся горе и смерть. Грубые ее руки вырывали жертвы из каждого дома, каждой семьи. Война... Страшное, как сама смерть, слово. Даже страшнее, это ужасающее бедствие, вызываемое злой волей людей.

Какие разные, какие несовместимые понятия. Война лишала людей не только жизни, но и друзей и любимых. В рассказе В. Богомолова " Первая любовь" майор говорит: "… на войне женщинам не место, а любви - тем более". Но человек на войне по-прежнему остаётся человеком. Любовь давала силы жить и бороться, рождала великое чувство ответственности за любимых.

Многие писатели обращались  к этой теме. В рассказе В. Богомолова " Первая любовь" майор говорит: "… на войне женщинам не место, а любви - тем более". Но у природы свои законы. Молоденький лейтенант и юная медсестра любят друг друга. Они строят планы, мечтают о будущем, но война отняла у них у них это будущее. На утро бой, и в этом бою она погибает. Все вокруг празднуют победу, а лейтенанту хочется загнать солнце обратно за горизонт, повернуть время вспять, чтобы вернуть любимую. На мой взгляд, прочитав любое произведение о войне, каждый согласится с тем, что война и любовь - понятия не совместимые. И всё же любовь на войне спасала, она согревала в промерзших землянках, давала надежду смертельно раненым. Любовь способна поднять человека на подвиг.

Повесть Бориса Васильева «В списках не значился» является одной из лучших в творчестве писателя. Она рассказывает о самых первых и драматических месяцах войны, но вместе с тем и о героическом времени, высветившем лучшие черты советского человека: стойкость, патриотизм, верность долгу, желание до последнего служить Родине. Лейтенант Плужников — главный герой повести — едва успевает приехать в Брестскую крепость накануне войны. Все было на его тернистом пути: страх и ужас первого боя, минутная слабость, обретение уверенности в себе и своей высокой миссии защитника крепости и любовь. Здесь, в этом аду, Николай полюбил искренне и сильно, как бывает дано полюбить однажды. Любовь давала лейтенанту силы жить и бороться, но и рождала великое чувство ответственности за любимую. Безмерно тяжело Николаю и Мирре расстаться, но во имя будущего своего ребенка они идут на это. Плужникову не дано было пройти еще через одно страшное испытание — увидеть смерть любимой. Он до конца верил, что Мирра жива, что вырастит их ребенка, расскажет правду об этом страшном времени. Любовь и вера помогала ему не только выжить в нечеловеческих условиях, в полном окружении и одиночестве, но и вести «свою войну».

Рассказывает о любви и повесть В.Распутина «Живи и помни». Показывая читателю трагедию Настены и Андрея Гуськовых, автор исследует влияние на человека силы, название которой – война. В повести пет описания битв, смертей на поле боя, подвигов русских солдат, фронтового быта. Только жизнь в тылу. А все же – это именно повесть о войне. Война разрушила семейную жизнь Андрея и Настены. Их любовь и война – две движущие силы их судеб, то, что определило горькую долю Настены и позорную участь Андрея. Война сначала даже сблизила их, но глобальную несовместимость не могут преодолеть никакие вместе перенесенные испытания. Ведь и любовь, как любые другие отношения, разбивается о предательство.

...Прошло много лет, мы привыкли к слову “война” и, когда слышим его, часто пропускаем мимо ушей, не вздрагиваем, даже не останавливаемся. Потому что это было давно? Или потому что, зная все о войне, мы не знаем только одного — что это такое? Нельзя забывать, что война — это прежде всего люди. Не вообще смерть, а смерть человека, не страдания в целом, а страдания человека. Остановимся на секунду и подумаем: такого, как я, такого, как мы.



Предварительный просмотр:

Мемориал – памятник с особым значением.

Разбитая крепость над Бугом стоит,

В ней камни, омытые кровью.

Мы верим: навеки народ сохранит

Бессмертную славу героев...

Июль 1941

Мемориал – это не просто архитектурное сооружение, воздвигнутое для увековечения памяти, это памятник с особым значением. Мемориальный комплекс «Брестская крепость-герой» – символ военной доблести, образец непобедимости нашего народа. Ежедневно, четко печатая шаг, выходят на Пост №1 лучшие юноши и девушки города, для которых несение караула является большой честью. Стоят часовые, сжимая автоматы. Крепость-герой остается в строю, продолжает служить Родине. Здесь учатся верности и чистоте человеческих отношений, берут уроки мужества и патриотизма. Со всех концов Земли едут сюда люди разных национальностей и убеждений и никого не оставляет равнодушным величие подвига солдата. Здесь в веках будет жить крепость, крепость духа людского!

Предрассветная тишина... Вдруг слышатся взрывы и оглушительный грохот. Вокруг горят и рушатся здания, то тут, то там вскидываются черные столбы взрывов, и среди них бегут, мечутся испуганные полураздетые люди, падают убитые, стонут раненые, плачут женщины и кричат дети.
Так проснулись 22 июня, в 4 часа утра,  1941 года люди, жившие тогда в Брестской крепости. Их разбудила война.


Фашисты думали, что этот неожиданный удар принесет им легкую победу. Но когда гитлеровские солдаты ворвались во двор крепости, их встретил огонь пулеметов и винтовок. Атака была отбита. Воины, оставшиеся в живых, взялись за оружие. Ими командовали майор Петр Гаврилов, капитан Иван Зубачев и полковой комиссар Ефим Фомин.

Начались тяжелые, долгие бои. Защитники крепости изнемогали от жажды и голода. Они добывали оружие в рукопашных схватках и продолжали сражаться, отвечая огнем и атаками на требование врагов сдаться в плен. Над крепостными воротами они повесили полотнище, на котором было кровью написано: «Все умрем, но из крепости не уйдем!»

Почти месяц шла эта борьба. У защитников иссякли патроны, не было медикаментов, бинтов, не было воды и пищи. Но было в избытке
любви к Отечеству и ненависти к его врагам. И люди держались до последнего вдоха. "Прощай, Родина! Умираю, но не сдаюсь!" Нацарапанные штыком на крепостных руинах слова, как поэма, как песня, рассказали людям, миру о мужестве, о характере советских бойцов.

Но о  защите Брестской крепости, как и о многих других подвигах советских воинов в первые дни войны, страна долгое время ничего не знала. В войсках, конечно, говорили о приграничных боях на Буге, но сам факт обороны крепости воспринимался, скорее, как легенда. О подвиге брестского гарнизона стало известно, когда в феврале 1942  в руки советских солдат попал и весь архив 45-й немецкой дивизии. Легенда стала былью.

Роман Васильева “В списках не значился” посвящен молодому лейтенанту Николаю Плужникову, героически сражавшемуся в Брестской крепости.  Он прибывает к месту службы — в Брестскую крепость — поздним вечером 21 июня 1941 года, а потому и не успевает  попасть в список состава гарнизона. Ценой тяжких ошибок, познав высокую любовь и низкое предательство, Плужников приходит к пониманию того, что от его личного участия зависит многое. Он остается единственным действующим бойцом в занятой, но непобежденной крепости.    Непокоренный сын непокоренной родины не чувствует себя побежденным. Брестская крепость не пала, а просто истекла кровью, и Плужников — последняя ее капля. Он выше смерти, значит, выше забвения.
    Полуживого, голодного Плужникова боятся фашисты: “У входа в подвал стоял невероятно худой, уже не имевший возраста человек..., длинные седые волосы касались плеч. Он стоял, строго выпрямившись... и, не отрываясь, смотрел на солнце ослепшими глазами. И из этих немигающих, пристальных глаз неудержимо текли слезы”.
    Подвиг Плужникова столь высок, что он поражает даже врагов. Когда он шел к санитарной машине, “вдруг немецкий генерал, щелкнув каблуками, вскинул руку к козырьку. Солдаты вытянулись и замерли”. Но тот, кому отдавали честь враги, уже ничего не видел. Он был выше славы и выше смерти. “Он шел гордо и упрямо, как жил, и упал только тогда, когда дошел”.
    В последней главе романа автор ни разу не назвал своего героя по имени. Прощаемся мы с неизвестным русским солдатом, чье имя навеки осталось в народной памяти, хотя сам он и в списках не значился.

Брестская крепость – первая веха истории сопротивления советского народа гитлеровскому вторжению. Она определила весь настрой этой войны - бескомпромиссной, упорной и победоносной. Именно тогда, в первые дни войны, советские воины доказали всему миру, что мужество и долг перед своей страной, народом, могут противостоять любому нашествию. В этой связи иногда кажется, что Брестская крепость - это начало конца гитлеровской Германии.

Брестской крепости было присвоено почетное звание «Крепость-герой». Миллионы людей со всех концов необъятной нашей планеты каждый год приезжают в Брест, чтобы поклониться памяти героических защитников Брестской крепости.



Предварительный просмотр:

Между жизнью и смертью

Испокон веков наша Родина требовала от своих сынов подвига во имя самой жизни, во имя всего человечества. И они поднимались, эти русские чудо-богатыри, и несокрушимой стеной вставали на пути зловещего врага. И конечно же, как могла литература оставить без внимания сей ратный подвиг, как могла не воспеть его для грядущих поколений? Множество литераторов брали на себя этот труд. Среди них были и неизвестные ныне авторы древних летописей, и признанные классики русской литературы. Мужество и героизм российского воина нашли отражение как в летописном «Слове о полку Игореве», так и в грандиозной эпопее Льва Николаевича Толстого «Война и мир».

Подвиг человека на войне, каков он? Он такой разный, как трудно его порой определить. У него нет ни возраста, ни пола, ни национальности. В свои восемнадцать лет Александр Матросов вряд ли думал о подвиге, бросаясь на амбразуру и закрывая своим телом вражеский пулемет, чтобы товарищи могли пойти в атаку. И это войдет в историю, как и подвиг Николая Гастелло, который направил свой охваченный пламенем самолет на танки врага. Эти герои, а с ними и великое множество других не будут забыты.

Подчас же подвиг человека остается неизвестным. Пример именно такого героизма мы видим в рассказе Михаила Шолохова «Судьба человека». Его герой, Андрей Соколов, проходит через все круги ада в фа-
шистском плену, война отбирает у него жену и дочь, а потом и сына. Все эти несчастья тяжелым грузом ложатся на сердце Андрея. Казалось бы, человек не может выдержать такой тяжести, его душа должна навечно опуститься в пучину отчаяния и ожесточения. Этого не происходит с Соколовым, все пережитое рождает лишь временное отчуждение, тонкий ледяной покров, ограждающий его от красот мира. Но Андрей сумел сохранить в неприкосновенности свой внутренний мир, богатство своей души: «Человек всегда должен бороться за жизнь, за справедливость, но при этом он должен оставаться человеком». Нравственно Андрей крепок, и, чтобы навсегда прогнать тот леденящий душу холод, ему нужна лишь небольшая помощь, маленький толчок. И этим толчком к новой жизни становится Ванюшка — маленький мальчик, встреча с которым освобождает душу Соколова, спавшую до этого в ледяном забытьи. Ну разве остаться самим собой, перенеся все ужасы войны, это не подвиг?

В том же рассказе Шолохов показывает нам еще один пример людского подвига, и это пример мужества и верности своему долгу. Военврач, запертый вместе с Соколовым и другими пленными в
церкви, даже не считает возможным остаться в тени, не выполнить свой врачебный долг, не помочь раненым товарищам. Как глубоко уважение автора к такому мужеству и самоотверженности: «Вот
что значит настоящий доктор! Он и в плену, и в потемках свое великое дело делал».

Так уж исторически сложилось, что война - это дело, требующее от воина смелости, стойкости, самопожертвования и даже порой черствости сердца. Но если человек равнодушен к несчастьям других, то он не сможет совершить героического поступка; его эгоистическая натура не позволит ему сделать этого. Поэтому многие писатели, затрагивавшие тему войны, подвига человека на войне, всегда уделяли много внимания проблеме человечности, гуманности. Война не может ожесточить честного, благородного человека, она лишь раскрывает лучшие качества его души.

О жестокости и бесчеловечности войны рассказывает повесть Б.Л.Васильева «А зори здесь тихие…» женщина-мать берет в руки винтовку, чтобы мстить за свою поруганную жизнь; молоденькие девочки, еще не успевшие вступить во взрослую жизнь,' идут защищать ее наравне с солдатами-мужчинами. У каждой героини свой путь на фронт. Пятеро во главе со старшиной Васковым идут остановить диверсантов и уходят в бессмертие. Васильеву удалось создать правдивое и в высшей степени эмоциональное произведение. Его герои не знают, что им готовит судьба, они молоды, полны отваги й решимости остановить врага, и они его остановили, но непомерно высока цена победы. Гибнет Лиза Бричкина, так и не успевшая дойти до своих, чтобы позвать на помощь, ей очень хотелось поддержать девчонок, поэтому и торопилась, не убереглась на болоте, утонула в трясине, отпрянув в страхе с тропы. Соня Гурвич, умная и талантливая девушка, читавшая нараспев блоковские стихи, даже не успела понять, что напоролась на немецкий нож. Галя Четвертак, самая молодая, по-детски радовалась, что ее взяли на ответственное задание. А потом психологически не выдержала напряжения, не справилась с собственным страхом. Старшина Васков, возглавивший операцию, понимает, что вовек ему не забыть этих смертей. Нет оправдания за погибших девчонок. Но Рита Осянина и Женька Комелькова нарушают приказ старшины и не уходят с позиций. У них «свой счет к войне имеется». Рита Осянина ненавидела фашистов тихо и беспощадно. Но одно дело – желать кому-то смерти, и совсем другое – самому убить. Чтобы спокойно убивать, нужно было привыкнуть, душой зачерстветь… Это тоже подвиг и одновременно огромная жертва наших женщин, которым ради жизни на земле пришлось переступить через себя, пойти против своей природы. И нам остается лишь восхищаться этими девушками, которые прошли весь ад войны и не «зачерствели душой», остались такими человечными. Это, на мой взгляд, тоже подвиг. Нравственная победа – самая великая наша победа в эту страшную войну..

“Фашисты преступили все законы человеческие и потому сами оказались вне закона”, - писал Б. Васильев, но “человек не хотел забыть в себе человека”. Мне очень запомнился рассказ санинструктора Тамары Умнягиной из документального цикла Светланы Алексиевич «У войны – не женское лицо», который как нельзя лучше говорит о милосердии наших женщин. Сталинград. Cамые, самые бои. Тамара тащила двух раненых (по очереди), и вдруг, когда дым немного рассеялся, она, к своему ужасу, обнаружила, что тащит одного нашего танкиста и одного немца. Станинструктор прекрасно знала, что если она оставит немца, то он буквально через несколько часов урет от потери крови. И она продолжала тащить их обоих… Сейчас, когда Тамара Степановна вспоминает этот случай, нает этот случай, не перестает себе удивляться. «Я – врач, я – женщина… И я жизнь спасла» - вот так просто и незамысловато объясняет она свой, можно сказать, героический поступок. Все пять девушек погибают, но выполняют задание: немцы не прошли. И хотя их бой с фашистами был всего лишь «местного значения», но именно благодаря таким людям складывалась Великая Победа. Ненависть к врагам помогла Васкову и героиням повести совершить свой подвиг. В этой борьбе ими управляло чувство человечности, которое заставляет сражаться со злом.

Подвигом может быть преодоление себя, своего страха, эгоизма, способность ощущать свою ответственность за то, что происходит в мире, готовность к самопожертвованию во имя любви к людям,
способность выбора пути перед лицом смерти. По-моему, каждое мгновение войны – это уже подвиг
.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Забытая война" . Занимательные задания "Великая война"

Первая мировая война, Великая война, Забытая война (28 июля 1914- 11 ноября 1918) Поводом к войне послужило Сараевское убийство австрийского эрцгерцога Франца Фердинанда. Эта война длилась 4 года, 3 м...

Разработка урока по литературе в 11 классе на тему: «Отголоски войны» Подготовка к сочинению по литературе в 11 классе (направление «Вопросы, заданные человечеству войной»)

Пояснительная записка          Урок по теме : «Отголоски войны»  предназначен  для курса «Русская литература»  по  гуманитарному направлению...

Разработка урока по литературе в 11 классе на тему: «Отголоски войны» Подготовка к сочинению по литературе в 11 классе (направление «Вопросы, заданные человечеству войной»)

Пояснительная записка          Урок по теме : «Отголоски войны»  предназначен  для курса «Русская литература»  по  гуманитарному направлению...

Восточный вопрос и Крымская война 1853 – 1856 гг.

Урок открытие Нового знания в рамках системно-деятельностного подхода.Презентация выполнена в программе  SMART Notebook...

Подготовка к выпускному сочинению по направлению "Вопросы, заданные человечеству войной" (По повести В.В. Быков «Сотников»)

Задачи урока:Личностные: совершенствование духовно- нравственных качеств, уважительного отношения к русской литературе; совершенствование умения решать познавательные задачи с помощью различных источн...

Спорные вопросы истории "Гражданская война"

Задание носит познавательный характер. Его можно использовать для подготовке к промежуточной и итоговой аттестации, на дополнительных и факультативных занятиях....

Вопросы к роману "Война и мир"

Здесь найдете вопросы к роману Л.Н.Толстого "Война и мир"...


 

Комментарии

Мальцева Татьяна Алексеевна

Спасибо за помощь, очень хорошая работа.