Восточный вопрос и Крымская война 1853 – 1856 гг.
методическая разработка по истории (8 класс) по теме
Урок открытие Нового знания в рамках системно-деятельностного подхода.
Презентация выполнена в программе SMART Notebook
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
krymskaya_voyna_prezentatsiya.notebook | 1.81 МБ |
krymskaya_voyna_1853-1856.docx | 30.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока:
«Восточный вопрос и Крымская война 1853 – 1856 гг.»
Возрастная аудитория: 8 класс
Тип урока: изучение нового материала
Цель урока:
- Изучить причины, повод, участников, ход и последствия Крымской войны.
- Познакомить учащихся с героями Крымской войны 1853–1856 гг.: П.С. Нахимовым, Дашей Севастопольской, Н.И. Пироговым, Петром Кошкой.
- Формирование у учащихся навыков работы с картами, схемами, интерактивной презентацией.
- Способствовать развитию умений и навыков учащихся работать с текстом источников, справочной и дополнительной литературой
- Формировать умение у учащихся выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи и на основе этого высказывать свое личное мнение по проблеме.
- Воспитание у учащихся любви к родине, положительных качеств личности на примерах мужества защитников Севастополя.
- Способствовать воспитанию уважения и интереса к истории России
Основные виды деятельности на уроке:
- Индивидуальное представление подготовленных сообщений.
- Индивидуальная работа с картой.
- Работа с интерактивной доской.
- Работа с текстом источника и учебника.
Основные понятия:
Восточный вопрос, Крымская война, паровой флот, патриотизм
Ожидаемые учебные результаты:
Обучающиеся должны:
- уметь высказывать свое мнение;
- уметь разделять процессы на этапы;
- уметь работать с картой;
- уметь работать с интерактивной доской
- уметь работать с текстом;
- уметь отвечать на вопросы, анализировать, делать выводы;
- уметь соотносить информацию из различных источников.
Оборудование:
- Интерактивная презентация.
- Контурная карта «Синопское сражение».
- Документы (извлечения): письмо Л.Н. Толстого своему брату, Н. Шефов. «Крымская война (1853 – 1856 гг.)», приказ В.А. Корнилова по флоту о затоплении кораблей от 11 сентября 1854 г., приказ П.С. Нахимова о затоплении кораблей от 14 сентября 1854 г.
- Ход урока
- Мотивация
На доске слайд № 1 с изображением фрагмента панорамы Севастопольской битвы
Учитель: Ребята, скажите, что вы видите на изображении?
Класс: войну, сражение, наступление…
Учитель: Правильно. О героях этой войны Евдокия Ростопчина писала:
Защитники страны родной,
О вы, чья кровь лилась рекой
За Русь Святую нашу, —
Пусть голос наш к вам долетит:
Вас всех Москва благодарит
За кровь и жертву вашу!
Вы лихо, милые, дрались;
Вы в поле ратное неслись
Грозой на супостата;
За Севастопольской стеной
Держался грудью русский строй:
Спасибо вам, ребята!..
- Актуализация знаний
Учитель: Внимание на экран. (На слайде № 2 описание войны, которое читает учитель). В истории данные события имеют название – Восточная война – война между Российской империей и коалицией в составе Британской, Французской, Османской империй и Сардинского королевства. Боевые действия разворачивались на Кавказе, в Дунайских княжествах, на Балтийском, Черном, Белом и Баренцевом морях, а также на Камчатке. Наибольшего напряжения они достигли в Крыму.
Учитель: Так о какой же войне, ребята, сегодня пойдет речь на уроке? Подумайте, и дайте ответ, опираясь на те знания, которые вы получили, изучая курс Новой истории.
Класс: о Крымской
Учитель: Правильно, о Крымской войне 1853-1856 гг. Учитель обращается к слайду № 3. Запишите тему сегодняшнего урока «Восточный вопрос и Крымская война 1853-1856 гг.»
Учитель: давайте с вами вспомним, что мы называем термином “Восточный вопрос”
Класс: взаимоотношения с Турцией, благоприятный режим для судов через проливы Босфор и Дарданеллы, помощь балканским народам в борьбе за независимость.
Учитель: для России этот вопрос решался долго. Какие события, связанные с его решением произошли в первой половине XIX века?
Класс: в результате русско-турецких войн, Черноморское побережье от Анапы до Поти стало принадлежать нам, была провозглашена свободная торговля в проливах.
Учитель: Ребята, давайте вспомним алгоритм, по которому мы рассматриваем любой военный конфликт.
Класс: причины, повод, участники, ход военных действий, итоги. Во время ответа учащихся учитель открывает зашифрованный алгоритм на слайде № 4 и класс сравнивает свои ответы, с тем, что отражено на слайде.
- Постановка проблемы.
Учитель: Хорошо. Однако, Война – это не только причины и не только итоги. Это ещё и судьбы людей, мужество, героизм и определенные уроки. Поэтому, Мне бы хотелось, чтобы в конце этого урока мы ответили на главный проблемный вопрос нашей сегодняшней встречи, который звучит следующим образом: «О каких уроках Крымской войны мы должны помнить сегодня?»
Любая внешняя политика является продолжение внутренней и непосредственно связана с последней. Эту взаимосвязь мы и должны проследить сегодня на уроке, чтобы дать ответ на поставленный нами вопрос.
- Открытие нового знания.
Учитель: Выясните причины и повод войны 1853-1856 гг., а также обозначьте участников этого конфликта, опираясь на текст учебника на странице 88-89
Класс: Причина: противоречия между европейскими державами на Ближнем Востоке.
Повод: спор между католическим и православным духовенством в Палестине о том, кто будет блюстителем храма Гроба Господня.
Участники: Россия – пересмотр режима, усиление влияния.
Турция – подавление национально- освободительного движения, возвращение Крыма, Черноморского побережья.
Англия и Франция – подорвать международный авторитет России, ослабить её позицию на Ближнем Востоке.
Учитель: давайте рассмотрим ход военных действий и по ходу урока заполним следующую таблицу. Внимание на слайд № 5. Отобразите ее в своих тетрадях.
На слайде изображена таблица
Этапы | Противники России | Основные события |
1-й | ||
2-й |
Учитель: Первый этап войны приходится на октябрь 1853- апрель 1854 г. и самое яркое сражение этого периода – Синопское сражение, о котором нам расскажет ваш одноклассник (опережающее задание с использованием интерактивной доски. Слайд № 7).
Ученик выходит к интерактивной доске, где изображена карта, и, опираясь на неё рассказывает о расстановке сил и ходе событий, применяя технологии доски.
Класс: Заполняет таблицу, и работает с контурной картой, которые были розданы всем учащимся.
Учитель: Блестящая победа русской эскадры при Синопе послужила поводом для прямого вмешательства Англии и Франции в военный конфликт между Российской и Османской империей, на стороне последней! В начале марта 1854 г. Англия и Франция объявили Российской империи ультиматум об очищении дунайских княжеств. Не получив ответа, они объявили войну России.
Судьба войны решалась в Крыму, хотя военный действия велись и на Дунае, и в Закавказье, и на Балтике, и на Камчатке.
Докажите это, опираясь на текст учебника на ст. 89-90.
Класс: 2 сентября 1854 г. Англо-французские войска численностью 62 тыс. человек при 134 артиллерийских орудий высаживаются в Евпатории. К союзникам присоединилось и Сардинское королевство, двинувшее в Крым 15-тысячный контингент. Началась героическая оборона Севастополя, длившаяся 349 дней.
Учитель: Ребята, приводя факты, ответьте на следующий вопрос: «У какой из двух сторон Российской империи или союзников позиции на Черноморском театре военных действий складывались удачнее»? См. учебник ст. 89 – 90.
Класс: у союзников. Во-первых, численность их контингента и орудий превосходили наши, а, во-вторых, первое сражение на этом театре военных действий было нами проиграно. Сражение на р. Альме 8 сентября1854 г.
Учитель: Хорошо, но вернемся к обороне города Севастополь.
Обратите внимание на раздаточный материал, который лежит у вас на партах, познакомьтесь с ним и ответьте на следующие вопросы:
- Кто возглавил оборону Севастополя? И как укреплялся город?
- Почему адмиралы отдали приказ о затоплении кораблей, и какие чувства испытывали они, отдавая этот приказ?
- Прочтите фрагмент письма Л.Н.Толстого - участника обороны Севастополя. Чем вы можете объяснить тот дух русских солдат, который проявился в дни севастопольской обороны? НАПИСАНЫ ВОПРОСЫ НА РАЗДАТОЧНОМ МАТЕРИАЛЕ
Класс: Оборону города возглавили вице-адмиралы В.А. Корнилов и П.С. Нахимов, после гибели первого. За время обороны русские перенесли на себе для возведения фортификационных сооружений 1 млн. мешков с песком и выкопали для защиты от огня 6,5 км. Подземных галерей.
Решение о затопление далось нелегко, но это была мера необходимая, чтобы преградить проход неприятельских кораблей к Севастополю, в котором гарнизон был весьма мал.
Дух в войсках выше всякого описания. Во времена древней Греции не было столько геройства. Корнилов, объезжая войска, вместо: «Здорово, ребята», говорил: «Нужно умирать, ребята, умрете?» и войска отвечали: «Умрем, ваше превосходительство, ура!» И это был не эффект, а на лице каждого видно было, что не шутя, а взаправду, и уже 22 тысячи исполнили это обещание.
Учитель: Правильно, ребята. Морякам морально трудно пойти на такой шаг, в каждый корабль вложен труд, каждый имел свое имя, биографию, славные победы, моряки срослись с ними, как с товарищами. Затопленные корабли, как бы сослужили последнюю службу, как солдаты. Сегодня на этом месте, в Севастопольской бухте - памятник затопленным кораблям. Из хаоса вырастает символ победы - строгая, величественная колонна.
Ребята, какие слова-прилагательные вы бы поставили рядом со словами патриотизм русский, российский? Он какой?
Класс: особенный, укорененный, глубинный, не зависящий от политического строя. Он проявляется тогда, когда речь идет о Родине, о родной земле.
Учитель: Ребята, знаете ли вы о героях Крымской войны? О героях, подвиг которых увековечен в названиях улиц, площадей, памятниках. Послушайте сообщения об этих замечательных людях, которые внесли огромный вклад в оборону города, некоторые из них ценой своей жизни.
Класс: Ученики читают подготовленные сообщения на темы «адмирал Нахимов», «Петр Кошка и его подвиги», «Хирург и гуманист Н.И. Пирогов и его вклад в победу», «Даша Севастопольская». В это время на слайдах № 8-11 изображения и даты жизни героев обороны Севастополя.
Весь остальной класс в тетради отмечает, по ходу повествования выступающих, подвиги героев обороны Севастополя.
Учитель: Ребята, что нового вы узнали из докладов, что вас поразило и произвело впечатление?
Класс: делится впечатлениями…
Учитель: Вернемся к нашей таблице, в которой мы отображали этапы, противников и сражения Крымской войны. Давайте сравним ваши результаты. Учитель обращается к интерактивной доске. Спрашивает учеников, что получилось у них, ученики сравнивают свои результаты с тем, что появляется на доске у учителя, после того, как он прикасается к доске (Использование технологий доски)
Учитель: 18 марта 1856 г. Был подписан Парижский мирный трактат, который подвел итоги крымской войны. Ребята, обратите внимание на стр. учебника 92 и выделите основные положения этого договора. Дайте оценку условий Парижского мира.
Класс: Итоги Крымской войны стали болезненным ударом по престижу Российской империи на международной арене.
Учитель: Известно, что в ходе обороны Севастополя, умирает Николай I. Стала ли Крымская война личной трагедией Николая I?
Класс: на глазах Николая I рушился порядок, поддержание и охранение которого, он считал делом всей своей жизни.
- Итог урока
Учитель: Вернемся к нашему проблемному вопросу: О каких уроках Крымской войны мы должны помнить сегодня? Что мы должны учитывать, памятуя об этой войне?
Класс: война это всегда горе, кровь, страдание людей, не слишком ли дорогую цену платят народы за авантюры своих правителей: французских,
английских, русских?
Поэтому первый урок - это отказ от войн, как средства, решения внешнеполитических проблем.
Второй урок — прозорливо, умело строить внешнюю политику, не допускать стратегических просчетов.
Третий урок — идти в нoгy со временем в социально-экономической
политике.
Четвертый урок — нельзя играть роль великой державы без глубокой,
последовательной модернизации общественного строя.
Учитель: ребята, я благодарю вас за проделанную на уроке работу, надеюсь, что события тех лет, героизм русских людей останутся у вас в сердце, и каждый из вас вынесет свои уроки из истории Крымской войны.
- Домашнее задание
Параграф 16 в учебнике, сочинение-рассуждение «Особенности русского патриотизма на примере Крымской войны».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок "Крымская война 1853-1856 г. и ее значение" с использованием ИКТ
В ходе урока выявляются причины и значение Крымской войны в истории России, показан героизм полководцев таких как, Нахимов, Истомин, Корнилов и обыкновенных солдат в этой войне. Также освещается матер...
“КРЫМСКАЯ ВОЙНА 1853 – 1856 гг. ОБОРОНА СЕВАСТОПОЛЯ”.
План открытого урока...
Крымская война 1853-1856
Разработка и презентация к уроку истории в 8 классе по теме: "Крымская война"...
Тест по истории России (8 класс) по теме: Крымская война 1853-1856 гг.
Тест составлен по теме "Крымская война 1853-1856 гг. Оборона Севастополя" по учебнику А.А. Данилова и Л.Г. Косулиной "История Росси" - 8 класс. Тест предназначен для учителей истории и обучающих...
Крымская война 1853 - 1856 гг. Оборона Севастополя
Урок посвящен одному из ключевых событий истории России XIXвека – Крымской войне. В процессе урока учащиеся не только изучают важное историческое событие, но и отрабатывают общеучебные уме...
Крымская война 1853-1856 гг.
Конспект урока по истории 8 класса по теме: "Крымская война 1853-1856 гг."...
Открытый урок "Крымская война" 1853-1856 гг.
Данный урок посвещен событиям Крымской войны. В ней участвовали Россия и её противники-Османская Империя,Англия,Франция и другие государства. В ходе этой войны русский флот в 1853 году разгромил турец...