Стихотворения в прозе И.С. Тургенева
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему
Конспект урока для 10 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока | 45.5 КБ |
Презентация к уроку | 134.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 16»
Урок на тему:
учителя муниципальной средней
общеобразовательной школы № 16
Черных Натальи Владимировны
Губкин 2004
Тема. Стихотворения в прозе Ивана Сергеевича
Тургенева.
Цель: познакомить учащихся с особенностями лирических миниатюр И.С.Тургенева: жанровыми, художественными, композиционными; выявить художественные средства, способствующие созданию цикла лирических миниатюр.
Эпиграф:
Вы написали себе панегирик,
Иван Сергеевич этими стихотворениями
и очень ошиблись, думая, что в них нет
ничего личного, субъективного. Личность
в них и играет первую и самую блестящую
роль; личное-то и составляет их и прелесть.
Из письма П.В.Анненкова
к И.С.Тургеневу от 2 октября
1882 года
Ход урока
1. Сообщение учащихся конструктивного уровня об истории возникновения цикла «Стихотворения в прозе».
- В 1877 г. И.С.Тургенев публикует свой роман «Новь», встреченный публикой довольно прохладно, после чего писатель решает больше не выступать в печати. Романы из-под его пера, действительно, больше не выходят. Однако оказалось, что в конце 1877 года в записях писателя стали появляться не совсем обычные для того времени короткие тексты. Летом 1882 года в Бужевале (Франция) И.С.Тургенева, уже не наезжающего в Россию, посетил редактор «Вестника Европы» М.Стасюлевич познакомился с новыми произведениями И.С.Тургенева, названными автором «Senilia» («Старческое»). После настойчивых просьб журналиста в 1888 оду писатель опубликовал 50 миниатюр под названием «Стихотворения в прозе» (термин был предложен редактором журнала). Остальные 33 стихотворения были опубликованы спустя полвека французским ученым – славистом А.Мазоном в Париже только в 1930 году.
11. Работа над анализом текстов стихотворений.
1. Словарная работа. Опережающее задание для учащихся воспроизводящего уровня: выписать из словаря определения.
Панегирик – (гр. Logos paneqyrikos- праздничная, торжественная речь)-а/ у древних греков и римлян – патриотическая речь, в которой восхвалялись подвиги предков, доблесть народа; позднее – похвальное слово оратора в честь кого-либо, чего-либо;
б/ восторженная и неумеренная похвала.
Оксюморон – (остроумно-глупое) – стилистический оборот речи, в котором сочетаются семантически контрастные слова, создающие неожиданное смысловое единство (живой труп, убогая роскошь).
2. Работа с классом.
- Во время прослушивания стихотворений (читается первая подборка учащимися воспроизводящего уровня: «Старик», «Насекомое», «Посещение», «Стой!», «Разговор», «Голуби») учащиеся конструктивного уровня должны определить их тематическую принадлежность и родовую природу. Обратите внимание на эпиграф, высказывание П.В.Анненкова и выразите свое отношение к нему.
Вывод: основная проблематика цикла – философская (жизнь и смерть, одиночество человека, особенно обостряющееся в старости, кажущаяся ничтожность человеческого существования во времени и пространстве по сравнению с вечностью природы), особенная роль искусства в жизни человека, позволяющая прикоснуться к вечности.
Эпиграф урока подсказывает ответ о художественно-родовой природе текстов – они представляют собой именно стихотворения, т.е. лирические, субъективны тексты, передающие настроения и миросозерцание художника.
- Почему закономерно обращение писателя к такому типу творчества?
Вывод: по складу своего дарования И.С.Тургенев был лириком, может быть, в большей степени, чем эпиком (Н.А.Некрасов – наоборот, не случайно у того поэма – эпопея). Критик Грузинский писал: «По основным свойствам своего дарования, побудившим его начать творчество со стихов, он всегда был склонен к интенсивному лирическому переживанию отдельных моментов и к его кристаллизации в законченной форме. Поэтому в его произведениях с давних пор встречались места, очень разнообразные по тону и содержанию, которые все могли бы войти в «Senilia».
- Определение родовой природы всего цикла не снимает проблемы жанра каждого отдельного стихотворения. Подберите к тем из их, которые сейчас прозвучат, подходящее определение жанра из перечисленных на доске (задание для учащихся творческого уровня):
- некролог («Памяти Ю.П.Вревской);
- басня («Пир у Верховного Существа»);
- элегия («Мне жаль…», «Когда меня не будет…»);
- бытовая зарисовка («Деревня»);
- сказка («Старуха»);
- сатира («Довольный человек», «Житейское правило», «Если
Вы желаете хорошенько насолить…», «Черепаха»);
- легенда («Восточная легенда»);
- диалог («Рабочий и белоручка»);
- философская миниатюра («Истина и правда»;
- послание («Н.Н.»);
- реминисценция («Услышишь суд глупца…»(А.С.Пушкин), «О
Моя молодость! О моя свежесть!» (Н.В.Гоголь),
«Как хороши, как свежи были розы…»(Мятлев).
Вывод: главные темы – народ, личность, настоящее и будущее России, смена поколений, миг и вечность. Все стихотворения, помимо узкого жанра, имеют общую жанровую форму лиро-эпической миниатюры.
Миниатюра – небольшое по объему произведение, философское по тематике, лирическое по родовой характеристике.
111. Сообщение учащихся конструктивного уровня на тему: «История, судьба жанра «Стихотворения в прозе» в литературе.
- Создатель жанра, родоначальник – Шарль Бодлер во Франции. В России родоначальник – И.С.Тургенев (хотя многочисленные лирические отступления встречаются у А.С.Пушкина и Н.В.Гоголя). После И.С.Тургенева к найденной форме обращались Я.Полонский, А.Чернышевский (сын Н.Г.Чернышевского), В.Гаршин, В.Короленко; расцвет жанра приходится на серебряный век русской поэзии (К.Бальмонт, И.Бунин, И.Анненский).
IY . Практическое задание для учащихся творческого уровня.
- Прослушав 3 стихотворения, определите, какой общий художественный прием лежит в основе каждого из них. Это поможет понять, почему именно на рубеже ХIХ и ХХ веков «литературное изобретение» И.С.Тургенева оказалось так популярно.
Читаются: «Без гнезда», «Песочные часы», «Роза».
Вывод: общий прием – символ.
Символ – (от гр. Symvolon – 2 палочки, с помощью которых можно узнать друг друга в далеком месте) – предмет или слово, условно выражающий суть какого-либо явления. Символ всегда индивидуален. Д.С.Мережковский, который был поэтом-символистом, считал «Стихотворения в прозе» И.С.Тургенева «лучшими созданиями»,
У. Итог урока.
УI. Домашнее задание.
- Учащимся воспроизводящего уровня: выучить одно из «Стихотворений в прозе» наизусть.
- Учащимся конструктивного уровня: подобрать примеры ко всем записанным в тетради жанрам из непрочитанных в классе «Стихотворений в прозе».
- Учащимся творческого уровня: найти в «Стихотворениях в прозе» И.С.Тургенева случаи использования символа.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по литературе "Стихотворения в прозе И.С. Тургенева – "гимн вечной жизни". 10-й класс
Урок литературы в 10-м классе знакомит учащихся с жанровыми особенностями, историей создания, разнообразием тем и поэтичностью языка стихотворений в прозе И.С. Тургенева, а также направлен на воспитан...
Стихотворения в прозе И.С.Тургенева, как средство воспитания толерантного отношения.
Данную тему мы с учениками проходили на основе стихотворений в прозе И.С.Тургенева....
Стихотворения в прозе И.С.Тургенева «Как хороши, как свежи были розы...», «Старуха». Конспект урока в 10 классе.
Знакомство учащихся с жанром "стихотворение в прозе". выявление особенностей тургеневского мировосприятия впоследние годы жизни, Тонкость духовного мира, глубина переживаний, философский н...
Урок-исследование Литература (7 класс) Тема: «Стихотворение в прозе И.С. Тургенева «Как хороши, как свежи были розы…»
Развить навыки исследовательской работы, сравнительного анализа текста, работы с дополнительной литературой; развить знания учащихся о жанре стихотворения в прозе; углубить знание о мастерстве И.С. Т...
Методическая разработка мастерской по стихотворению в прозе И.С. Тургенева "Роза"
Мастерская предполагает более глубокий анализ текста, его эмоциональное восприятие на основе обращения к личному опыту, накопление рабочего материала к творческой интерпретации художественного т...
Урок по теме "Подготовка к изложению по тексту стихотворения в прозе И. С. Тургенева "Деревня"
Урок-исследование. Ведётся большая подготовительная работа в группах....
Сжатое изложение на материале стихотворения в прозе И.С.Тургенева "Воробей"
Сжатое изложение на материале стихотворения в прозе И.С.Тургенева "Воробей"...