Методическая разработка мастерской по стихотворению в прозе И.С. Тургенева "Роза"
методическая разработка по литературе (10 класс) по теме
Мастерская предполагает более глубокий анализ текста, его эмоциональное восприятие на основе обращения к личному опыту, накопление рабочего материала к творческой интерпретации художественного текста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка мастерской по стихотворению в прозе И.С. Тургенева "Роза" | 569 КБ |
Анализ текста по вопросам | 24.5 КБ |
Анализ текста по ключевым словам | 26 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Содержание 1.Титульный лист 2. Содержание 3.Цели мастерской 4. Этапы мастерской: задание – индуктор 5. Этап социализации (обращение к личному опыту учащихся) 6»Деконструкция» текста (работа с разными источниками) 7.Работа со стихами русских поэтов 8. Чтение и осмысление стихотворения в прозе И.С. Тургенева «Роза» 9.Два пути осмысления текста 10.Рефлексия
Цели мастерской 1. Исследовать образ розы в легендах и русской литературе 2. Сформировать личное отношение к стихотворениям в прозе И.С.Тургенева 3. Соединить личный опыт учащихся с опытом русских поэтов Подготовить к написанию эссе по рассказу И.С.Тургенева «Роза»
Этапы мастерской Задание-индуктор; «включение» в тему; Записать ассоциации, связанные со словом «Роза»
Этапы мастерской Этап социализации Обращение к личному опыту учащихся Время совместной деятельности Работа в группах Рассказать историю, связанную с розой Записать, что символизирует роза в рассказе
Этапы мастерской 3. »Деконструкция текста» Работа с научным описанием розы и статьёй в словаре Даля 1 группа Работа с раздаточным материалом о первых упоминаниях и легендах о розе 2-3 группы
Этапы мастерской 4. Работа со стихами русских поэтов Учащиеся выписывают ключевые слова, создающие образ розы, выясняют, что символизирует образ в стихотворении
Этапы мастерской 5. Чтение и осмысление стихотворения в прозе И.С.Тургенева «Роза» (Апрель, 1878год)
Два пути осмысления текста Вопросы автора и автору Работа с ключевыми словами
Рефлексия Было ли скучно в мастерской? Чтение работ Обмен мнениями о работе
Предварительный просмотр:
Возможные вопросы И.С.Тургенева и И.С.Тургеневу.
- Как может гореть сад под потоком дождя?
- Что свершалось её душе?
- Что она делала, пока отсутствовала почти два часа?
- Почему упала роза с её груди?
- Почему лирический герой бережно поднял упавший в грязь цветок?
- Как образ розы помогает передать состояние героини?
- Что символизирует роза в данной миниатюре? (быстротечность, изменчивость чувства).
- Всегда ли любовь умирает? Как она проявляется в человеке?
- Какие символы любви присутствуют в стихотворении? (роза; огонь; умиравшее пламя; слёзы, жгучие, но счастливые)
- Как соотносится с символами любви эпитет «дерзостно»?
- В чём смысл стихотворения в прозе И.С.Тургенева «Роза»?
Предварительный просмотр:
Работа с ключевыми словами
по стихотворению в прозе И.С Тургенева
Слова, связанные с описанием окружающего мира | Слова, передающие состояние лирического героя | Слова, передающие состояние лирической героини |
Последние дни августа; солнце садилось; внезапный порывистый ливень, без грому и без молний; сад горел и дымился , весь залитый пожаром зари и потопом дождя; всё потемнело, ночь надвинулась; на сыром песку дорожки ; молодая, чуть распустившаяся роза; измятые, запачканные лепестки… | Я знал, что свершалось в её душе; я не сомневался; я бережно поднял упавший в грязь цветок; я вздумал выказать глубокомыслие; промолвил с значительным выраженьем; я понял, что и она была сожжена… | Она с упорной задумчивостью глядела в сад; после недолгой, хоть и мучительной борьбы ..отдавалась чувству, с которым уже не могла более сладить; её лицо и побледнело и ожило; быстро, с весёлым смущеньем бегали по сторонам опущенные, как бы уменьшённые глаза; глаза её, внезапно остановившись, засияли слезами; воскликнула она не без удали, - и прекрасные глаза, ещё блестевшие от слёз, засмеялись дерзостно и счастливо; она была сожжена… |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по литературе "Стихотворения в прозе И.С. Тургенева – "гимн вечной жизни". 10-й класс
Урок литературы в 10-м классе знакомит учащихся с жанровыми особенностями, историей создания, разнообразием тем и поэтичностью языка стихотворений в прозе И.С. Тургенева, а также направлен на воспитан...
Стихотворения в прозе И.С.Тургенева, как средство воспитания толерантного отношения.
Данную тему мы с учениками проходили на основе стихотворений в прозе И.С.Тургенева....
Стихотворения в прозе И.С.Тургенева «Как хороши, как свежи были розы...», «Старуха». Конспект урока в 10 классе.
Знакомство учащихся с жанром "стихотворение в прозе". выявление особенностей тургеневского мировосприятия впоследние годы жизни, Тонкость духовного мира, глубина переживаний, философский н...
Урок-исследование Литература (7 класс) Тема: «Стихотворение в прозе И.С. Тургенева «Как хороши, как свежи были розы…»
Развить навыки исследовательской работы, сравнительного анализа текста, работы с дополнительной литературой; развить знания учащихся о жанре стихотворения в прозе; углубить знание о мастерстве И.С. Т...
Урок по теме "Подготовка к изложению по тексту стихотворения в прозе И. С. Тургенева "Деревня"
Урок-исследование. Ведётся большая подготовительная работа в группах....
Сжатое изложение на материале стихотворения в прозе И.С.Тургенева "Воробей"
Сжатое изложение на материале стихотворения в прозе И.С.Тургенева "Воробей"...
Стихотворения в прозе И.С. Тургенева
Конспект открытого урока по литературе в 7 классе....