Человек счастлив, пока у него есть Родина
методическая разработка по литературе (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие по литературе
Тема «Человек счастлив, пока у него есть Родина» (В.Беляев)
Цели:
- воспитывать чувство патриотизма и гордость за свою Родину, прививать уважительное отношение к исторически сложившимся обычаям и традициям татарского народа, интерес к современной жизни родного города и республики Татарстан;
- развивать творческие, эстетические способности учащихся.
Оборудование:
- выставка литературы по теме «Россия- родина моя»
- раздаточный материал для учащихся;
- стенд фотоизображений по теме «Многонациональный Татарстан»;
- мультимедийное оборудование, презентации по темам «Казань- столица Татарстана», «Альметьевск- мой город родной»;
- аудиозаписи, фонограмма музыкальных произведений по теме мероприятия.
Ход мероприятия.
- Прослушивание грамзаписи песни «С чего начинается Родина?» (Муз. В.Баснера, слова М.Матусовского).
2. Вступительное слово учителя о теме мероприятия.
Беседа с учащимися по теме «Что для вас обозначает слово «Родина?»
- Ответы учащихся:
1. Родина - это земля, это вода, это воздух, за который проливали кровь мои деды....
2 Родина - это то место, где душе тепло и спокойно, не смотря на то, родился ли ты там или твои предки.
3Родина - это наша страна Россия, республика Татарстан.
3. Обобщение учителя:
Велика и прекрасна наша страна. В разные времена ее называли по-разному: Русь, Россия, Советский Союз, Российская Федерация. Но для других стран и народов наша страна всегда была Россией. Это имя она носит и сегодня. А Татарстан - часть этой великой страны, России, и поэтому каждый из нас по праву считает ее своей родиной.
Россия - родина многих писателей и поэтов, выразивших безграничную любовь и уважение к Отечеству в своем творчестве. Послушаем некоторые из них.
- чтение отрывков стихотворений о России, Родине, подобранные учащимися самостоятельно.
ПРИВЕТ, РОССИЯ
Привет, Россия — родина моя!
Как под твоей мне радостно листвою!
И пенья нет, но ясно слышу я
Незримых певчих пенье хоровое. . .
Как будто ветер гнал меня по ней,
По всей земле — по селам и столицам!
Я сильный был, но ветер был сильней,
И я нигде не мог остановиться.
(Николай Рубцов)
РОДИНЕ.
Какой ты была для меня всегда?
Наверное, в разное время разной.
Да, именно разною, как когда,
Но вечно моей и всегда прекрасной!
(Эдуард Асадов)
- чтение учителем стихотворения «Откуда начинается Россия?»
Откуда начинается Россия?
С Курил? С Камчатки? Или с Командор?
О чем грустят глаза ее степные
Над камышами всех ее озер?
Россия начинается с пристрастья
к труду,
к терпенью,
к правде,
к доброте.
Вот в чем ее звезда. Она прекрасна!
Она горит и светит в темноте.
Отсюда все дела ее большие,
Ее неповторимая судьба.
И если ты причастен к ней -
Россия
Не с гор берет начало, а с тебя!
(Боков В.Ф.)
4. Слово учителя:
Одна у человека мать, одна у него и Родина. Крепко любит ее народ, много сложил о ней пословиц и поговорок. Вспомним их и мы.
- Конкурс пословиц о Родине «Продолжи пословицу (поговорку)»(Два ученика на доске соединяют части пословиц)
Родина любимая………….(что мать родимая)
Если дружба велика……….(будет Родина сильна)
Жить…………………………(Родине служить)
Для Родины своей…………..(ни сил, ни жизни не жалей)
Родина-мать………………….(умей за нее постоять)
Человек без Родины………….(что соловей без песни)
5. Слово учителя:
Необъятны просторы России, широки поля, глубоки реки и моря, бесконечны леса. И все это удивительно красиво и неповторимо. Слова «природа» и «Родина» неразрывно связаны друг с другом. Посмотрите, как красива природа нашей страны, нашей республики, нашего города. Лучше, чем стихи, наверное, ничто не сможет передать те чувства и настроения, которые охватывают человека, видящего эту красоту.
- чтение учащимися отрывков стихов о природе.
ПОЛЕ
Раскинулось поле волнистою тканью
И с небом слилось темно-синею гранью,
И в небе прозрачном щитом золотым
Блестящее солнце сияет над ним;
Как по морю, ветер по нивам гуляет
И белым туманом холмы одевает,
О чем-то украдкой с травой говорит
И смело во ржи золотистой шумит.
Один я... И сердцу и думам свобода...
Здесь мать моя, друг и наставник - природа.
И кажется жизнь мне светлей впереди,
Когда к своей мощной, широкой груди
Она, как младенца, меня допускает
И часть своей силы мне в душу вливает.
(Иван Никитин)
Я по первому снегу бреду.
В сердце ландыши вспыхнувших сил.
Вечер синею свечкой звезду
Над дорогой моей засветил.
Я не знаю - то свет или мрак?
В чаще ветер поет иль петух?
Может, вместо зимы на полях,
Это лебеди сели на луг.
Хороша ты, о белая гладь!
Греет кровь мою легкий мороз.
Так и хочется к телу прижать
Обнаженные груди берез.
(Сергей Есенин)
6. Слово учителя:
Среди просторов нашей большой страны есть край, где ты живешь, где твой родной дом, родные люди. И куда бы ты ни поехал, как бы ни был далеко от родного края, всегда всем сердцем необъяснимо будешь стремиться вернуться в родные места, в наш такой родной Татарстан. А сердце нашей республики- замечательная, неповторимая древняя столица- Казань. Совершим небольшое заочное путешествие по улицам, площадям, памятным местам этого удивительного города.
- просмотр презентации по теме «Казань- столица Татарстана».
7. Слово учителя:
Навсегда останется образ Казани и в творчестве поэтов Татарстана. Гордость и безграничная любовь к своей Родине звучит в стихах Габдуллы Тукая.
- чтение учащимися стихов Г.Тукая о родном крае.
РОДНОЙ ЗЕМЛЕ
Хоть юнцом с тобой расстался, преданный иной судьбе,
Заказанье, видишь, снова возвратился я к тебе.
Эти земли луговые, чувства издали маня,
Память мучая, вернули на родной простор меня.
Пусть несчастным сиротою в этом я возрос краю,
Пусть томили униженья юность горькую мою, -
Времена те миновали, птицей улетели прочь,
Дни былые вспоминаю, как с дурными снами ночь.
Хоть твои хлестали волны - не пошел мой челн на дно,
Хоть твое палило пламя - не сожгло меня оно,
И поэтому я понял, край мой, истину одну,
Что душа равно приемлет и огонь твой, и волну.
Я постиг, что всё священно: и овин твой, и ручей,
И гумно твое, и степи, и дороги средь полей,
И весна твоя, и осень, лето знойное, зима,
Белые чулки, да лапти, да онучи, да сума.
И овчарки, и бараны - вся родная сторона.
Любо мне и то, что плохо, даже то, чем ты бедна.
перевод: А.Ахматова
8. Слово учителя:
Нефтяной столицей Татарстана называют и наш родной город. Альметьевск знают и любят не только в Татарстане, но и далеко за его пределами. Мощная индустрия, богатая культура, добрые и отзывчивые люди, труженики города, талантливая молодежь- вот чем , в первую очередь, славится наш город. Очень точно и правильно выразил общее отношение к любимому городу почетный житель и поэт Ильгиз Гиматов.
- чтение стихотворения И.Гиматова «Мой Альметьевск».
Мой Альметьевск –
Это тихий шепот
Тополей и кленов по дворам
Мой Альметьевск-
Это смех и топот
Школьного народа по утрам.
Это юность, и мечты,
И споры, и любовь
Что не всегда одна.
Мой Альметьевск-
Это юный город.
Яблоневая моя весна.
По твоим
Люблю бродить аллеям,
Где стихает
Будней гвалт и шум.
Ты как парус,
Над судьбой белеешь,
Город мой-
Властитель моих дум.
Этих улиц
Простоту и скромность,
И друзей
Улыбки и глаза
Не найти
На всей земле огромной,
Потому
И потерять нельзя.
Нам с тобой
Никак нельзя проститься.
И скажу тебе через года:
Нефтяной
Тебя зовут столицей-
Ты любви столица и труда.
Я твой сын.
Я знаю, что ты лучший.
Понимай таким
Какой есть я-
Для кого –то
Города есть лучше,
Для меня,
Альметьевск – жизнь моя!
9. Слово учителя.
Вы, дети, жители будущего Альметьевска. И каким он станет, во многом зависит от вас. Давайте заглянем в будущее нашего города. Каким вы его видите через 30-40 лет.
- учащиеся читают выдержки сочинений по теме «Родной город в будущем».
10. Слово учителя.
А теперь проверим, насколько хорошо вы знаете свой родной город.
- Игра-викторина «Достопримечательности города» с демонстрацией слайдов угаданных учащимися мест.
1.Шумят автобусы везде,
И едут люди кто куда.
Кто на перроне транспорт ждёт,
Того мы приглашаем в зал,
Что называется ….(вокзал).
2.В нём есть предметы удивительные,
Картины редкие и восхитительные,
Но покупать их не позволят,
Не потому, что много стоят,
Ведь это клад страны моей.
Не магазин здесь, а …(музей).
3.Здесь можно опустить письмо,
Отправить телеграмму,
По телефону позвонить
В командировку маме.
Ты можешь здесь купить конверт,
Послать посылку срочно,
Всем передать большой привет
Ведь это зданье – … (почта).
4.Люди в белом не скучают,
Не сидят без дела,
Курс леченья назначают,
Эти люди в белом.
Если кто-то заболел,
Все идут лечиться,
Ясно всем, куда идут,
Конечно же, в … (больницу).
5.Это что за чудный дом?
Сто детишек в доме том!
Дом детишкам очень рад.
Что же это? …(детский сад).
6.Здесь звучат колокола добра,
И поздно вечером, и с самого утра.
Любовь, надежду, веру чтоб иметь,
Молиться люди все идут в … (мечеть, церковь).
11. Слово учителя.
Молодцы! Хорошо знаете свой родной город. И в будущем не уставайте узнавать новое, цените и уважайте все, что связано с Альметьевском, будьте по- хорошему любопытны, как герой веселой песенки «Любопытный горожанин», которая, я знаю, всем вам понравилась.
- Исполнение учащимися песни «Любопытный горожанин» (мелодия песни «Голубой вагон» , муз. В.Шаинского)
Если настроенья почему-то нет,
Если загрустилось мне опять,
Я беру друзей своих и горсть конфет
И иду по улице гулять.
Припев. В городе, в городе жизнь всегда бьёт ключом,
Некогда городу нашему скучать.
Здорово, здорово, и тоска нипочём.
Всё мне о городе хочется узнать.
Сколько площадей у нас? И сколько школ?
И какой открылся детский сад?
Я еще ответы не на все нашел,
А хочу найти их поскорей.
Припев.
12. Слово учителя.
Много стихов и песен посвящено любимой Родине. В них выражаются самые добрые чувства и мысли, звучат восхищение, любовь и уважение к родной земле. Многие из вас тоже попробовали себя в роли поэтов. Давайте посмотрим, что у вас получилось.
- Чтение учащимися отрывков из своих стихотворений о родном крае.
ТАТАРСТАН.
Татарская земля родная,
Традиций нам не счесть твоих.
Другого мы не знаем края,
Где б также почитали их.
Звучит курай, лаская сердце
Красивых, любящих людей.
Мы можем только здесь согреться,
В объятьях родины своей.
Здесь так спокойно и надёжно.
Здесь всё ласкает глаз и слух.
Жить вне отчизны невозможно,
Ведь у нее особый дух,
Спокойные тона и краски,
И гордый, вдохновенный стан.
Ты – новоявленная сказка,
Наш современный Татарстан.
(Алексей Анисимов)
13.Слово учителя.
Наш Альметьевск- город многих национальностей. Татары и русские, чуваши и марийцы, армяне и удмурты – люди самых разных народов живут в нашем городе в дружбе и в согласии, вместе учатся, работают, отдыхают, отмечают праздники. А веселый «Сабантуй» уже считают своим праздником все жители города. И этим тоже славен Татарстан: всем уютно и тепло живется в нашей республике.
- Чтение учащимися стихотворения о Родине
Я, ты, он, она,
Вместе - целая страна.
Вместе - дружная семья,
В слове «мы» - сто тысяч «я»
Большеглазых, озорных,
Черных, рыжих и льняных,
Грустных и веселых
В городах и селах!
Над тобою солнце светит,
Родина моя,
Ты прекрасней всех на свете,
Родина моя!
14. Заключительное слово учителя.
Спасибо всем за то, что вы поняли и почувствовали, насколько важно любому человеку просто жить на родной земле!
Человек действительно счастлив, когда у него есть Родина.
Список использованной литературы
1.Библиотека учителя .Русская поэзия XIX – XX веков.
2. Литература. 5 класс. Учебник. В 2 частях. Коровина В. Я., Журавлев В. П., Коровин В. И. под ред. Коровиной В. Я.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы:
2. http://kitaphane.tatarstan.ru/tuk_5.htm
4. http://liricon.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Формирование нравственной культуры учащихся начальных классов» в рамках проекта «Человек и люди вокруг него»
Актуальность проблемы: Целью нравственного воспитания является установление истинных, основанных на любви и уважении контактов, взаимоотношений между лю...
Сценарий родительского собрания "Если есть семья - значит счастлив я"
общешкольное родительское собрание. Проводится совместно с детьми и их родителями....
Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс. Тема 7 «Здоровье человека и факторы, на него влияющие», урок 30 «ЗОЖ и факторы, на него влияющие».
Данная презентация иллюстрирует тридцатый урок ОБЖ в 6 классе «ЗОЖ и факторы, на него влияющие» по программе «Основы безопасности жизнедеятельности» для 1 – 11 классов общеобразовательных ...
Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс. Тема 7 «Здоровье человека и факторы, на него влияющие», урок 31 «Компьютер и его влияние на здоровье».
Данная презентация иллюстрирует тридцать первый урок ОБЖ в 6 классе «Компьютер и его влияние на здоровье» по программе «Основы безопасности жизнедеятельности» для 1 – 11 классов общеобразо...
Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс. Тема 7 «Здоровье человека и факторы, на него влияющие», урок 32 «Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека».
Данная презентация иллюстрирует тридцать второй урок ОБЖ в 6 классе «Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека» по программе «Основы безопасности жизнедеятельности» для...
Есть родина у каждого из нас
Стихотворение для конкурса. Автор Акыева М.Р....
"Человек, который верит в сказку, однажды в неё попадает, потому что у него есть сердце…" Внеклассное чтение во 2 классе.
quot;Сказка никогда не должна заканчиваться, даже если детство ушло, а мы все взрослые, и мир другой, и небо иное, и ничего нельзя вернуть…" (Андрей Белянин)Урок по внеклассному чтению дл...