Тема наполеонизма в литературе XIX века
методическая разработка по литературе (11 класс) на тему
Одна из главных задач учителя-словесника - воспитание читателя, чуткого, внимательного, думающего. Много ли мы делаем для этого? Как часто обязательное чтение произведений превращается в унылое занятие, когда ученик следит лишь за основной сюжетной линией, а попытки анализа текста сводятся к поверхностному пересказу. Основной вид работы на уроке литературы должен быть исследовательский, только он поможет глубоко вникнуть в суть произведения, поэтому задача литератора - воспитывать учащихся на поступках героев произведений, воспитывать не Гражданина мира, а патриота, сына России.
Вашему вниманию предоставлено литературное исследование: «Тема наполеонизма в литературе XIX века». Исследование по этой теме опирается на произведения Л.Н.Толстого (роман «Война и мир») и Ф.М.Достоевского (роман «Преступление и наказание»).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_napoleonizma_v_literature.docx | 51.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области
«Аграрно-промышленный техникум»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
«Тема наполеонизма в литературе XIX века»
(литературное исследование)
Разработал: преподаватель Эвергетова В.С.
г. Луховицы
Пояснительная записка
Одна из главных задач учителя-словесника - воспитание читателя, чуткого, внимательного, думающего. Много ли мы делаем для этого? Как часто обязательное чтение произведений превращается в унылое занятие, когда ученик следит лишь за основной сюжетной линией, а попытки анализа текста сводятся к поверхностному пересказу. Основной вид работы на уроке литературы должен быть исследовательский, только он поможет глубоко вникнуть в суть произведения, поэтому задача литератора - воспитывать учащихся на поступках героев произведений, воспитывать не Гражданина мира, а патриота, сына России.
Вашему вниманию предоставлено литературное исследование: «Тема наполеонизма в литературе XIX века». Исследование по этой теме опирается на произведения Л.Н.Толстого (роман «Война и мир») и Ф.М.Достоевского (роман «Преступление и наказание»).
Оба талантливых писателя открыли и художественно исследовали бездонную глубину человеческой души. Но если Л.Толстой показал диалектику души, т.е. показал развитие, то Ф.Достоевский открыл действенность души, т.е. показал, как в душе человека идет постоянная борьба между добром и злом, любовью и ненавистью, красотой и безобразием.
Талантливые писатели Ф.Достоевский и Л.Толстой открыли, что феномен Наполеона Бонапарта многих людей в жизни вывел из состояния равновесия, а заставил сверять свои действия и поступки с ним. Поэтому и их герои, Андрей Болконский и Родион Раскольников, сверяли свою жизнь по Наполеону. Что из этого получилось, читатели романов знают.
Но сегодня, на первых шагах XXI века, многим становится ясно, что эти писатели - пророки предвидели трагическую ситуацию, в которой оказались человек и современный мир. Долгое время бытовало мнение, что Толстой и Достоевский - гениальные художники, но слабые, реакционные мыслители. Только сегодня мы подходим к пониманию того, что художественные образы, созданные ими, многогранны.
Только сегодня, когда наше государство и весь мир могут в любую минуту оказаться на краю пропасти из-за тех «маленьких наполеонов», которых мы родили, вскормили и поставили на ноги. Насилие в любой форме может привести к катастрофе, к уничтожению жизни на Земле.
Задача учителя-словесника состоит в умении научить учащихся слушать голос собственного сердца и помнить, что высокая цель может оказаться миражом, а жизнь, отданная ей, - напрасно прожитой.
- Вступление. Наполеоновская тема в литературе XIX в.
- Основная часть. Наполеон Р. Раскольникова и Наполеон А. Болконского
- Тулон в представлении обоих героев.
- Наполеон - идеал князя Андрея.
- Наполеон для А.С. Пушкина - герой с сердцем.
- Наполеон для Р. Раскольникова - символ преступления границ.
- Цель героев одна - встать над людьми.
- Р. Раскольников страдает, потому что не смог стать Наполеоном.
- Небо Аустерлица открыло А. Болконскому истинного Наполеона.
- Суд Болконского над Наполеоном - наиболее значимый суд.
- Преодоление наполеоновской идеи главным героем романа «Преступление и наказание».
- Предупреждение Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого о духовном оскудении личности.
- Заключение. Авторы романов отрицают теорию наполеонизма.
Девятнадцатый век - век великих открытий, новой техники, использования паровой машины, первой железной дороги, первого телеграфа и телефона, век, когда деньги стали значить больше, чем дворянский герб, - пробудился к жизни над знаком великих походов наполеоновских войск, маршировавших через всю Европу. Так что такое «феномен Наполеона»? До настоящего времени об этом человеке написано и издано более двухсот тысяч различных трудов. Наполеон, бесспорно, был великим человеком, и, как каждый гигант, «создал» других великих соратников и еще больше - противников. А когда бой отгремел, нашлось немало и таких, кто приписывал себе заслуги в его поражении, в победе над ним. Иные - по праву, а другие - в надежде, что сто раз повторенная ложь однажды станет правдой.
Весной 1795 года он явился в Париж, заводил различные знакомства и долго искал возможности отличиться. Когда ему предложили подавить восстание роялистов, он исполнил поручение с присущей ему энергией. Тогда не нашлось другого офицера, который был бы готов отдать приказ, чтобы по людям стреляли из пушек. Наполеон появился в Париже «нечесаный, небрежно напудренные волосы висели поверх воротника его серого плаща», без рукавиц и в грязных сапогах.
А уже в 1804 году он провозгласил себя императором, приобретя великолепный двор с аристократией, всеобщее доверие и поддержку. Затем он достаточно уверенно стал подражать нравам славной эпохи римских императоров. Возводились триумфальные арки, ставились античные колонны. Не подавлял он в себе дух корсиканца, не пренебрегал обычаями предков, повелевавшими заботиться о семейном клане. Для своих многочисленных, в большинстве своем не особенно образованных, братьев и сестер он создал высокие посты, а матери, которая могла выпороть своего отпрыска и в его шестнадцать лет, посылал деньги, чтобы она имела возможность, что называется, как следует пожить. Впрочем, мать была, пожалуй, единственным человеком, которого слава сына не ослепила. Она жила по-старому, копила деньги и, не впадая в иллюзии, писала сыну: «Когда все это кончится, будешь радоваться моим сбережениям».
Сначала Наполеон выглядел спасителем Отечества, войны, вызвали национальный подъем, а победы чувство гордости. Ведь Бонапарт был человеком революции, а окружающие его маршалы, блестящие военачальники, происходили подчас из самых низов. Но постепенно народ начал уставать от войны, длившейся около 20 лет. Наборы в армию стали вызывать недовольство. Безопасности Франции давно ничто не угрожает, а во внешней политике все большую роль играло стремление императора распространить свою власть.
Во имя этих интересов Наполеон развелся со своей первой женой Жозефиной, от которой не имел детей, и женился на дочери австрийского императора Марии-Луизе (1810 г.). Наследник родился (1811 г.), но австрийский брак императора был крайне непопулярен во Франции. Вторжение Наполеона в Россию стало началом конца Империи. Огромная разноплеменная армия Наполеона не несла в себе прежнего революционного духа, вдали от родины на полях России она быстро таяла, и, наконец, перестала существовать.
На острове Святой Елены Наполеон провел последние шесть лет жизни, угасая от тяжелой болезни и мелочных издевательств своих тюремщиков.
Но Наполеон - личность. История этого не может умолчать. Он обладал феноменальной памятью и работоспособностью, острым умом, военным и государственным гением, даром дипломата, артиста, обаянием, позволявшим ему легко располагать к себе людей. Этот человек в неизменном сером сюртуке и треуголке занял прочное место в истории, дал свое имя целой эпохе. Империя Наполеона оказалась непрочной. Однако трагическая судьба императора глубоко потрясла его современников.
Многие писатели стали использовать феномен Наполеона в своих произведениях, соприкасаясь с духом времени, с эпохой Наполеона. Лев Николаевич Толстой в романе «Война и мир» много страниц посвятил Наполеону Бонапарту, и Федор Михайлович Достоевский в романе «Преступление и .наказание» тоже обращается к теме наполеонизма. Л.Толстой утверждал, что гений и злодейство - две вещи несовместимые. «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды». В литературе девятнадцатого века наполеонизм осужден, но осталось много «маленьких наполеонов», которые благополучно перебрались в двадцатый, а затем и далее - в двадцать первый век.
Все они жадно тянутся, ползут, рвутся к власти, к почестям, к материальным благам, забывая при этом о добре, справедливости и правде и лишь на словах заботясь о России.
Страшная язва властолюбия и карьеризма разъела их души. За громкими фразами больших и маленьких наполеонов таится эгоизм, бесчеловечность, стремление оправдать преступления, совершаемые во имя корыстных целей.
Но жизнь людей и ход истории зависит от усилий простых, обыкновенных людей с богатым внутренним миром, которые привлекают душевной красотой.
Внимательно читайте романы Л. Толстого и Ф. Достоевского, тогда вы отчетливо увидите различия между людьми, сами сможете отделить карьеристов, маленьких наполеонов от тех, кто предан своему народу и своей стране.
С уважением к читателям Эвергетова В.С., преподаватель литературы.
Роман Л. Толстого «Тысяча восемьсот пятый год», впоследствии первый том «Войны и мира», и роман Ф. Достоевского «Преступление и наказание» печатались на страницах одного и того же журнала («Русский вестник») в одно и то же время (1866).
И в том, и в другом произведении важнейшее место занимает наполеоновская тема. В частности, в обоих романах идет речь о роли Наполеона в жизни и судьбе героев.
Наполеон для Раскольникова и Болконского — это в чем-то разные Наполеоны.
«Нельзя не сознаться, - говорил князь Андрей, - Наполеон как человек велик на Аркольском мосту, в госпитале в Яффе(1) , где он чумным подает руку, но... есть другие поступки, которые трудно оправдать». И когда Болконский мечтает о славе Наполеона, то он мечтает о славе того Наполеона, который как человек велик: о Наполеоне Аркольского моста(2) и Яффы. Ведь и князь Андрей, подобно Наполеону, бросится вперед со знаменем в руках на поле Аустерлица. «Он твердо был уверен, что нынче был день его Тулона (3) или его Аркольского моста».
Для Раскольникова же главное в тех поступках, «которые трудно оправдать», и которые Раскольников оправдывает: в способности перешагнуть через кровь. Раскольников убежден, что если бы на его месте «случился Наполеон и не было бы у него, чтобы карьеру начать, ни Тулона(1), ни Египта, ни перехода через Монблан, а была бы вместо этих красивых и монументальных вещей просто-напросто одна какая-нибудь смешная старушонка, легистраторша, которую еще вдобавок надо убить», то «не только его не покоробило бы, но даже и в голову бы ему не пришло, что это не монументально... и даже не понял бы он совсем: чему тут коробиться?»
Да и сам Тулон в представлении Андрея Болконского и Родиона Раскольникова во многом разные Тулоны. «Настоящий властелин, кому все разрешается, громит Тулон, делает резню в Париже...». Для Раскольникова главное в Тулоне - его кровавая цена. Громит Тулон, делает резню, забывает армию, тратит полмиллиона людей в московском походе - все это стоит в одном ряду. И про сам Тулон сказано выразительно - громит. Вывести русскую армию из безнадежного положения, спасти армию - вот с чем связан Тулон в представлении князя Андрея.
«Как только он узнал, что русская армия находится в безнадежном положении, ему пришло в голову, что ему-то именно предназначено вывести русскую армию из этого положения, что вот он, тот Тулон, который выведет его из рядов неизвестных офицеров и откроет ему первый путь к славе.»
Страстное желание славы князя Андрея - это не желание карьеры. Конечно, главное, к чему стремится князь Андрей, - это собственная слава. Но эта слава не отделена от славы русской армии: «Еду для того, чтобы спасти армию».
Слова приказа Бонапарта о том, что он заставит русскую армию испытать участь Ульминской армии, вместе с восхищением своим героем и надеждой славы вызывают в Андрее Болконском чувство оскорбленной гордости. Когда под Аустерлицем князь Андрей видит, как отступают русские войска, он чувствует «слезы стыда и злобы, подступившие ему к горлу», соскакивает с лошади и бежит к знамени.
В этот момент Болконским двигало желание остановить отступление, не допустить позора русского войска, он побежал к знамени больше по велению сердца, это был душевный порыв, а не мысль, что остановить отступление - начало пути к славе, его Тулон.
На войне Болконский не ищет тепленького местечка, ему не нужны ленточки и крестики, он не ищет славы, построенной
на карьере. Наполеон - вот его идеал, вот его мечта. Это не крестик и ленточка Бориса Друбецкого, это стремление к большому, высокому, подлинному, это Наполеон, подающий руку чумным солдатам, летящий впереди войск под свист пуль и рискующий жизнью.
Сирийская гавань Яффе была взята штурмом в марте 1799 г. Чума, свирепствовавшая в городе, губила и местное население, и армию завоевателя. Наполеон вместе с маршалами Бертье и Бессьером посетил в Яффе чумной госпиталь.
2 В сражении с австрийской армией на севере Италии, при местечке Арколь, 15-17 ноября 1796 года На¬полеон , командовавший французской армией, рискуя жизнью, бросился вперед, на мост, со знаменем в руках. Взять мост тогда не удалось, и Наполеон при беспорядочном отступлении упал в ров, наполнен¬ный водой.
3 Тулон - французский горох с которого началась слава Наполеона Бонапарта.
В связи с этим уместно привести стихотворение А.С. Пушкина «Герой». Это стихотворение посвящено Наполеону. «Когда ж твой ум он поражает своею чудною звездой?» - спрашивает поэт. И не победы в сражениях, не московский поход, не последнее заточение назовет он, а только одно из всей жизни Наполеона - посещение чумного госпиталя в Яффе.
Одров я вижу длинный строй,
Лежит на каждом труп живой,
Клейменный мощною чумой,
Царицею болезней; он,
Не бранной смертью окружен,
Нахмурясь ходит меж одрами
И хладно руку жмет чуме
И в погибающем уме
Рождает бодрость.. .Небесами
Клянусь: кто жизнию своей
Играл пред сумрачным недугом,
Чтоб одобрить угасший взор,
Клянусь, тот будет небу другом,
Каков бы ни был приговор
Земли слепой.
В конце стихотворения Пушкин восклицает:
Оставь герою сердце, что же
Он будет без него? Тиран!
Не тирана, а героя с сердцем, по Пушкину,видит в Наполеоне Андрей Болконский.
Наполеон для Раскольникова - это символ дерзновенного преступления всех границ.
Право проливать кровь, распоряжаться по своему усмотрению жизнью и смертью других людей, ощущение своей принадлежности к высшей касте, чем простые смертные, - это и есть сущность Наполеона по Раскольникову. И в Тулоне для него главное не в важности события, дело в сути события, какой ее видит Раскольников: человек проливает кровь и не только не страдает из-за этого, но, более того, спокойно начинает с этой крови свою великолепную карьеру. Для Наполеона пробой был штурм Тулона, для Раскольникова - убийство старухи процентщицы.
Кажется, что мечты Раскольникова о Тулоне и мечты Болконского о Тулоне совершенно несовместимы. Более того, в размышлениях Андрея можно слышать и такое: «Каждый солдат, честно выполнивший свой долг, считает себя хоть маленьким, не столь талантливым и великим, но Наполеоном».
Можно обратиться к стихотворению А.С. Пушкина:
Мы все глядим в Наполеоны:
Двуногих тварей миллионы
Для нас орудие одно.
А нужно ли глядеть в Наполеоны? Ведь Наполеон, о котором здесь идет речь, - это не Наполеон Толстого и не исторический Наполеон.
И все-таки, несмотря на все различия, Тулон Раскольникова и Тулон о Болконского - один Тулон. Есть и то, что объединяет Раскольникова с его стремлением встать «над всей дрожащей тварью и над всем муравейником, с тем Болконским, который готов заплатить за Тулон такую цену, о которой не помышлял и Раскольников: «И как ни дороги, ни милы мне многие люди - отец, сестра, жена - самые дорогие мне люди, - но, как ни страшно и ни неестественно это кажется, я всех их отдам сейчас за минуту славы. ..» Всю их жизнь, жизнь самых дорогих людей, за одну минуту славы!
Слава, признание рода человеческого - вот что влечет его. Но не получение крестика волнует князя Андрея, а слава, «купленная кровью», подвиг, который служил бы отечеству.
«Еду для того, чтобы спасти армию», - в этом видел Болконский свое призвание, за это готов отдать жизнь. Что же здесь дурного? Это ведь благородные намерения, за которые нельзя упрекнуть героя. Но когда вдумываешься, что за минуту славы он готов заплатить жизнью отца, сестры, жены и будущего ребенка, то понимаешь, что здесь в нем говорит настоящий Наполеон, как и Наполеон Достоевского, который способен хладнокровно перешагнуть через трупы людей.
Как ужаснулся бы князь Андрей от того представления о Наполеоне, которое у Родиона Раскольникова! Он бы не мог представить, что великий человек полез бы под кровать старушонке, начал бы рыться в ее сундуке ради карьеры! А ведь так и было.
Так чем же отличается стремление Болконского к громкой славе от стремления Раскольникова встать над всем муравейником? На мой взгляд, одно и то же. Наполеон Раскольникова и Наполеон Болконского стоят над людьми. Даже если Болконский со знаменем впереди солдат на поле боя, а Раскольников с топором в душной комнате, цель их одна - встать над людьми.
Путь, выбранный князем Андреем, с виду более благороден и возвышен. Но можно ли говорить о благородных путях в Наполеоны?
Момент разочарования настигает героев: Родион мучается и страдает после преступления от того, что оказался недостоин своего идеала, и князь Андрей разочаровывается в своем кумире после Аустерлица. Почему Раскольников терзается и страдает после преступления? Он мучается от того, что не встал над всем муравейником. Но ему не чужды человеческие чувства: он видит страдания матери, сестры, он не может остаться с чистой совестью и с топором в руках.
Все хорошее, что было в нем, заставляет его задуматься, оглянуться на то, что он сделал. Герой убил старуху, перешагнул через кровь, но не смог перешагнуть через совесть. И теперь она мучила его, заставляла терзаться. Муки совести приводят его к размышлению над теорией, которую он придумал, разделив всех людей на «тварей дрожащих» и людей «наполеоновской породы». Ведь «те люди не так сделаны». «Те» - это «высший разряд». Стало быть, настоящего властелина, громящего Тулон, делающего резню в Париже, забывающего армию в Египте, загубившего полмиллиона людей в московском походе, совесть бы не мучила, потому как ему все разрешается, он - «высший разряд», он возвысился над всей дрожащей тварью и над всем муравейником».
И Раскольников больше всего мучается от того, что оказалось, что он убил, а «переступить-то не переступил, на этой стороне остался». Он очень боялся признаться себе, что он «вошь бесполезная».
Родион страдает, потому что не смог стать Наполеоном.
Иное в душе князя Андрея. Его мучает не то, что не было у него Тулона, города, с которого начнется его слава, а то, что он мечтал о Тулоне, не то, что он не стал и никогда не станет Наполеоном, а то, что Наполеон уже был в нем. Раскольникова убивает, что он оказался недостоин своего идеала, а Болконский переживает крушение идеала, разочаровывается в нем и в своем стремлении к нему.
Он, истекающий кровью на Праценской горе, увидел Наполеона, своего кумира, своего героя, «но в эту минуту Наполеон казался ему столь маленьким, ничтожным человеком в сравнении с тем, что происходило теперь между душой и этим высоким, бесконечным небом с бегущими по нему облаками». Небо Аустерлица открыло Болконскому истинного Наполеона. Не Наполеона в госпитале, где он «хладно руку жал чуме», а мелочного Наполеона «с этим мелким тщеславием и радостью победы». Для Болконского Наполеон великий стал маленьким Наполеоном со «своим безучастным, ограниченным и счастливым от несчастья других взглядом». Аркольский мост, госпиталь в Яффе - все это позерство. Есть только страшный эгоизм, есть только собственное счастье, застилающие глаза. Этого Болконский принять не мог. А Раскольников терпит крах не из-за непригодности самой идеи — в ней он еще будет уверен. Убийство старухи приведет Раскольникова к разочарованию в себе, к пониманию собственной неспособности быть Наполеоном, который для него остается недостижимым идеалом.
Потерпеть крах для Раскольникова - это потерять уверенность в себе, признать собственную неполноценность, а для Болконского страшное - осознать неполноценность самой идеи, ничтожность кумира, своего героя.
Суд Болконского над Наполеоном наиболее значимый суд.
Пройдет целых семь лет после Аустерлицкого сражения, и на Бородинском поле в 1812 году мы услышим не прежнее: «Диспозиция следующего сражения делается им одним. Он носит звание дежурного по армии при Кутузове, но делает все он один. Следующее сражение выиграно им одним», а иное: «Завтра, чтобы там ни было, мы выиграем сражение! Не я - мы». Теперь Андрей Болконский убежден, что успех сражения зависит ни от позиции, ни от вооружения, ни даже от числа, а «от того чувства, которое есть во мне, в нем, - он указал на Тимохина, - в каждом солдате». Не над людьми, не над миром, а рядом с офицерами, солдатами видит себе князь Андрей. Это и есть преодоление наполеонизма.
В эпилоге «Преступления и наказания» Достоевский тоже приводит Раскольникова к преодолению наполеоновской идеи, потому последняя строчка романа заканчивается знаменитыми словами о том, что «тут уж начинается новая история».
Разные писатели разными путями приводят своих героев, а с ними читателей к пониманию несовместимости наполеоновского и человеческого, к постижению знаменитой фразы: надо, «чтобы не для одного меня шла моя жизнь, ... чтобы на всех она отражалась и чтобы все они жили со мною вместе!»
В эпилоге «Преступления и наказания» рассказывается о снах, которые терзали Раскольникова: «Ему грезилось в болезни, будто весь мир осужден в жертву какой-то страшной, неслыханной и невиданной моровой язве... Люди убивали друг друга в какой-то бессмысленной злобе... Оставили самые обыкновенные ремесла... остановилось земледелие... начались пожары, начался голод. Вся и все погибало». «И всякий думал, что в нем одном и заключается истина». В последних снах Раскольникова Достоевский обращается к будущему, будущему страшному: изображается по существу конец мира, крушение человека и человечества. Но это не взгляд безнадежного человека, разочарованного в людях. Это предупреждение: так будет, если «всякий за себя» будет.
Человек, для которого существует только он сам, ненавистен и Толстому, писателю, утверждавшему всем своим творчеством идеи мира, согласия и единения. Индивидуалистичность ведет к духовному оскудению самого человека и вместе с тем несет зло окружающим людям.
Наполеон был для Толстого и Достоевского воплощением индивидуалистической философии, воплощением вседозволенности.
Лев Николаевич так писал о Наполеоне: «Видно было, что только то, что происходило в его душе, имело интерес для него. Все, что было вне его, не имело для него значения, потому что все в мире , как ему казалось, зависит только от его воли».
А вот что говорит Родион Раскольников, герой Достоевского, Соне: «Вот что: я хотел Наполеоном сделаться, оттого и убил.
Это их закон... Закон, Соня! Это так! И я теперь знаю, Соня, кто крепок и силен, тот над нами и властен! Кто много посмеет, тот у них и прав. Кто на большее может плюнуть, тот у них и законодатель, а кто больше всех может посметь, тот и всех правее!. Так доселе велось и так всегда будет. Только слепой не разглядит!»
Толстой и Достоевский ведут дорогих их сердцу героев к людям, к себе через преодоление соблазнов и отрицания наполеонизма. Поэтому каждая чуткая душа, прочитав оба романа, прекрасно сама разберется, где хорошее, а где так себе, услышит живое, сегодняшнее звучание строк великих авторов.
Заключение
Исследовательская работа «Тема наполеонизма в литературе XIX века», показала, к чему может привести преклонение перед сильной личностью и как отголоски этой личности могут перекочевывать из века в век. Давно ясно, откуда появились «маленькие наполеоны» и как они могут управлять миром.
Цель исследования - научить подростков видеть все своими глазами, научиться отделять хорошее от плохого, прекрасное от безобразного. Сегодня без понимания истин («Красота спасет мир»), открытых Толстым и Достоевским, человечеству не выжить на Земле.
Материал может быть использован как на уроках литературы, так и во внеурочных мероприятиях.
Библиография
- Айзерман Р. Наполеонизм в литературе XIX в. М., 1972.
- Бочаров С. Роман Л. Толстого «Война и мир». М., 1963.
- Громов П. О стиле Льва Толстого. Л., 1977
- Днепров В. Идеи. Страсти. Поступки. Из художественного опыта Достоевского. Л., 1978
- Достоевский Ф. Роман «Преступление и наказание».
- Лебединская Л. Живые герои. «Детская литература», 1982.
- Мотылева Т. Анна Зегерс. «Князь Андрей и Раскольников». М., 1978.
- Толстой Л. Роман «Война и мир».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Контрольная работа по теме: "Из русской литературы 18 века"
Контрольная работа «Из русской литературы 18 века" (включает в себя вопросы по биографии Н.М. Карамзина и содержанию произведения "Наталья, боярская дочь"), 8 классДанная методическая разработка...
Открытый урок по литературе на тему: «Общая характеристика литературы XVIII века. Сведения о классицизме. М. В. Ломоносов. Сведения о жизни учёного и поэта»
План урока:Вступительное слово учителя……………………………………….1 мин.Проверка Д/З с пояснением…&h...
Промежуточная контрольная работа по теме «Из русской литературы 19 века».
Файл содержит тестовые задания по материалам учебника В.Я. Коровина "Из русской литературы 19 века"....
Русская литература на рубеже 18-19 веков. Общая характеристика и своеобразие русской литературы 19 века. Русская литература 19 века в контексте мировой литературы. Основные темы и проблемы.
Конспект урока по теме "Общая характеристика и своеобразие русской литературы 19 века"...
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 8 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА. М.Ю.ЛЕРМОНТОВ. Н.В.ГОГОЛЬ»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТАПО ЛИТЕРАТУРЕВ 8 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ«ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА.М.Ю.ЛЕРМОНТОВ. Н.В.ГОГОЛЬ» является разноуровневой, составлена в двух вариантах...
Презентация к уроку литературы в 10 классе "Введение. Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века".
Презентация к уроку литературы в 10 классе "Введение. Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века"....
Введение. Россия 19 века. Русская литература и русская история. Общая характеристика литературы века. Основные темы и проблемы литературы XIX века
Тема: Введение. Россия 19 века. Русская литература и русская история. Общая характеристика литературы века. Основные темы и проблемы литературы XIX века. Цель: дать общее представление о ру...