статья "Теория литературы в системе литературного образования школьников"
статья по литературе на тему
В статье рассказывается о необходимости изучения на уроках сведений, связанных с теорией литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teoriya_literatury_v_sisteme_literaturnogo_obrazovaniya_shkolnikov.docx | 17.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Басс В.Ю., учитель русского языка и литературы лицея №З44
ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ
В СИСТЕМЕ ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
Без теории предмета нет и его истории.
н.г Чернышевский
Специальные литературоведческие дисциплины
гарантируют ту необходимую степень точности, без
которой нет конкретного литературоведения;
последнее же, в свою очередь, поддерживает и
питает точность.
«Ещё о точности литературоведения» Д.С. Лихачёв
Всё богатство - познавательное и воспитательное, которое заключает в себе
художественная литература, изучаемая в школе, может быть усвоено лишь тогда,
когда учащийся обладает определенным уровнем культуры восприятия,
пониманием того, как строится литературное произведение, как развивается
литературный процесс.
Знакомство с теорией литературного творчества готовит школьника к
самостоятельному чтению литературы, формирует грамотного, вдумчивого,
эстетически развитого читателя.
В настоящее время школа не имеет ни специального курса теории литературы,
ни соответствующего учебника. Разбросанного по годам минимума теоретико-
литературных знаний явно не хватает; о научности как требовании к современному
школьному образованию речь вообще не идёт. В этом отношении литература
выпадает из ряда школьных наук, таких как химия, биология, математика.
Психологии чтения посвящено немало работ. Всю читательскую аудиторию
условно можно разделить на три группы:
Первая - читатели, привносящие в книгу проекции и ценности собственной
жизни. Здесь личность автора или героя может иметь первостепенное значение.
Часто это не только глубоко эмоциональное, но и сокровенное чтение, которому
вредит гласность. Проблем теоретического характера для таких читателей не
существует, хотя общая оценка прочитанного имеет место («хорошо», «так себе» и
т. п.).
Второй род читателей - собиратели информации. Этих книга интересует как
источник знаний, определяемый личностными или профессиональными
интересами. Это могут быть сведения географического, исторического,
культурологического, технического характера и т. п. Как и первая группа, они
могут понимать (скорее, чувствовать), что книга написана удачно или неудачно,
однако зрелая эстетическая оценка им недоступна.
И наконец, есть третий род читателей, которые не менее первых способны
сопереживать героям и примеривать события к собственной жизни; не менее
вторых выделять факты, близкие их установкам, - и в то же время понимающие и
объективно оценивающие художественную ткань произведения. Они заметят и
неубедительно выстроенный сюжет, и блестящее сравнение, и оригинальную концовку, и фальшивую интонацию, и многое другое. Именно такого
квалифицированного читателя должна воспитать школа. Без помощи учителя
подняться по лестнице духовной культуры и теоретического знания дано
немногим. Но учителю для выполнения своей миссии нужны условия: введение в
учебный план предмета «Теория литературы» - хотя бы час в неделю в 8-9
классах.
За грамотного, вдумчивого читателя борются и те, кто считает, что изучать
литературу - значит в первую очередь повышать культуру эмоционально-
нравственного восприятия произведения. Споры между сторонниками теоретико-
литературного и нравственно-психологического подходов не утихают до сих пор.
Думаю, представители обеих сторон согласятся, что в большинстве случаев
уроки литературы проводятся без опоры на теорию искусства слова. Она есть, но
как бы отодвинута на второй план. Спору нет, без умения видеть в
художественных произведениях их общечеловеческий, их вечный смысл ученик не
воспримет литературу как нечто жизненно важное. Но без понимания
художественной ценности текста моральные истины превратятся в сентенции.
Рекомендуемые программой средней школы теоретико-литературные понятия
имеют целью расширить представления учащихся о художественном значении
того или иного элемента поэтики. Предполагается, что постепенно эти сведения
должны сложиться в систему знаний по теории литературы и сформировать у
учащихся способность зрело судить о возможностях слова. Задача ясна, но
рассредоточенность материала, эпизодичность и вынужденная поверхностность
разговоров приводят к тому, что материал не усваивается.
Введение всякого нового предмета в учебный план проблематично. В
обозримом будущем «Теория литературы» может изучаться только в
специализированных классах. Что же делать в обычных школах, обычных классах,
классах неязыкового профиля? Скажут: организовывать кружки, факультативы.
Разумеется, можно пойти по этому пути, но, во-первых, наполняемость таких
групп невелика: 10-12 человек от всей параллели; во-вторых, рассчитывать на
опережающий интерес к вещам специфическим не приходится. Представим на
минуту, что, познакомив ребёнка с азами математики, в дальнейшем мы
предлагаем ему углублять свои знания на кружковых и факультативных занятиях.
Ясно, что это будет другая школа. В образовательных программах всегда был и
остаётся элемент принуждения: где-то оправданного, где-то нет: сейчас речь не об
этом. «Теория литературы», по существу, включает в себя «Поэтику», язык
рассматривается во всех его реализациях - от разговорной речи до искусства
создания текстов, и здесь элемент принудительного изучения не менее оправдан,
чем при изучении правописания.
Но если курса «Теория литературы» нет и если делать ставку не на кружки и
факультативы (заметьте: я вовсе не предлагаю их отменять) - то на что именно?
На уроки развития речи. Необходима система специализированных,
монографических уроков, посвящённых определённым теоретико-литературным
понятиям: теории жанра, искусству сюжетосложения, творческой истории
произведения, вопросам композиции, метрике, строфике, проблеме названий,
искусству комментирования, эпиграфам, тропам и так далее. Отталкиваться можно
как от программных произведений, так и непрограммных, но брать примеры
следует отовсюду: из русской литературы и зарубежной, современной и
классической. Углублённое знакомство с теорией литературы, вне всякого
сомнения, отвечает задачам развития речи учащихся и одновременно воспитывает
культурного читателя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реферат на тему: "Теория литературы в системе литературного образования"
В реферате говорится о месте и роли теории литературы в системе литературного образования....
Место спецкурса "Литература русского зарубежья" в системе литературного образования школьников в профильном филологическом классе
Спецкурс “Литература русского зарубежья” изучается на заключительном этапе литературного образования, получаемого учащимися в рамках средней школы, параллельно с курсом русской литературы XX века.htt...
Программа элективного курса «Литературная Московия - региональный компонент литературного образования школьников в поликультурном образовательном пространстве»
Современное изучение литературы в школах Подмосковья немыслимо без вариативных факультативных и элективных курсов, освещающих проблемы ку...
Программа элективного курса «Литературная Московия - региональный компонент литературного образования школьников в поликультурном образовательном пространстве»
Современное изучение литературы в школах Подмосковья немыслимо без вариативных факультативных и элективных курсов, освещающих проблемы ку...
Лирика как содержательный компонент литературного образования школьников в условиях реализации ФГОС
Современные исследователи сходятся на том, что если в эпосе и драме объектом изображения являются разнообразные стороны жизни и человеческого бытия, а авторское сознание как бы растворено в художестве...
Курс «Художественное макетирование» в системе художественного образования школьников (из опыта работы педагога дополнительного образования)
В статье исследуется влияние курса "Художественное макетирование" на художественное образование учащихся....