Личность учителя – словесника в современном литературном образовании школьников
учебно-методический материал по литературе на тему

Доклад

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл доклад22.83 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад

«Личность учителя – словесника в

современном литературном образовании

школьников»

Автор: учитель русского языка

и литературы МБОУ Видновской СОШ №5 сУИОП

Мосолова Татьяна Анатольевна

      В наше неспокойное время, во время, когда компьютерные игры и Интернет заполонили головы современных детей, а чтение книг и журналов «ушло на второй план» немаловажной задачей школьного учреждения является литературное образование школьников. ЦЕЛЬ работы - выявление условий, при которых личность словесника наиболее полно воздействует на формирование и развитие интереса школьников к литературе как учебному предмету и создание условной модели идеального учителя литературы, способного увлечь учащихся предметом.

ЗАДАЧИ исследования: рассмотреть традиции психолого-педагогической и методической науки в решении проблемы влияния личности словесника на интерес школьников к предмету; изучить отношение современных школьников к литературе как учебному предмету и определить, какова роль учителя в пробуждении и развитии интереса; расширить представления о структуре личности словесника, выявить его ведущие качества, обеспечивающие высокий уровень интереса к преподаваемому предмету; определить черты индивидуального стиля деятельности учителей, добившихся высоких показателей в формировании и развитии интереса учащихся к литературе как учебному предмету.

ПРЕДМЕТ исследования - процесс влияния личности словесника на формирование и развитие интереса школьников к литературе как учебному предмету.

ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ - учителя-словесники, индивидуальный стиль их деятельности.

ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ. - Для плодотворного воздействия личности учителя-словесника на формирование и развитие интереса школьников к литературе как учебному предмету необходим целый ряд условий. Для успешной работы в деле приобщения учащихся к литературе словеснику необходимо овладеть такими качествами личности, как гуманность, артистизм, эрудиция, внутренняя культура, гражданственность, которые в его деятельности обретают свою специфику. Важным условием, при котором влияние личности словесника на формирование и развитие интереса школьников к предмету будет наиболее плодотворным, является читательская, речевая и литературно-творческая одаренность учителя. В личности словесника есть опорные качества, которые во все времена позволяли и позволяют ему добиваться высоких результатов в приобщении школьников к литературе: гражданственность, гуманность, интеллигентность, профессионализм и т.д. В каждую эпоху эти качества приобретают свою окраску. В настоящее время обществу нужен словесник-организатор жизнедеятельности детей. Организация зависит от научного знания учителем учеников, их проблем, от знания запросов общества. Словесник помогает школьникам разрешать не только те проблемы, которые волнуют их сейчас, сегодня, но и те, которые выдвигает общество и время, причем ищет он ответы на эти вопросы вместе с учениками, делая их соратниками в поисках истины. В истории педагогики и методики преподавания литературы заметна тенденция соотносить творческую индивидуальность учителя с интересом учащихся к преподаваемому им предмету. Важным остается содержание и организация процесса познания, характер отношений между учениками и учителем, и личность самого учителя. Ключевая роль в становлении личности творческой, умеющей найти и реализовать себя в изменяющемся мире, на мой взгляд, принадлежит литературному образованию, поэтому немаловажное значение в современной школе приобретает фигура учителя - словесника.

В работе представлен лишь один этап исследования, основная задача которого состояла в том, чтобы выявить отношение современных школьников к литературе как учебному предмету, к личности словесника, основное место в исследовании занимал метод анкетирования. В анкетировании принимали участие учащиеся школы  7,10 классов, у которых преподают разные учителя литературы. Именно ответы учеников и помогли понять, имеет ли влияние личность учителя-словесника на литературное образование школьников. Учащимся была предложена анкета следующего содержания.

1. Как ты думаешь, нужна ли литература в школе?

2. Нравятся ли тебе уроки литературы?

3. Что именно тебе нравится на уроке литературы или что не

устраивает?

4. Чему учат уроки литературы?

5. О чем заставляют задуматься?

6. Зависит ли проведение уроков литературы от личности учителя?

7. Как это проявляется, в чем?

8. Какие качества личности обязательны для учителя-словесника?

9. Менялось ли твое мироощущение после уроков литературы?

10. Может ли компьютер и Интернет заменить «живое» слово

учителя?

Данные анкеты представлены в приложении. Исходя из результатов анкетирования, можно сделать следующие выводы:

литература как учебный предмет в школе необходима, ведь именно она приобщает учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы.

уроки литературы нравятся учащимся, так как узнаешь много интересного о писателях; читаешь новые произведения, учишься рассуждать и анализировать; развивается речь, расширяется кругозор.

Также нравится, как интересно объясняет учитель.

уроки литературы заставляют задуматься о прочитанном произведении, о своем поведении, о моральных качествах, о смысле жизни, о судьбе, о будущем.

проведение уроков литературы зависит от личности учителя, это проявляется в индивидуальности учителя (каждый объясняет по-своему), в качествах личности (добрый, строгий, внимательный, справедливый), от настроения учителя.

учитель литературы должен хорошо знать свой предмет, владеть ораторской речью, иметь большой словарный запас; быть добрым, талантливым, общительным, открытым, «креативным».

мироощущение после уроков литературы менялось у многих.

«живое» слово учителя нельзя и невозможно заменить ничем.

Таким образом, мы понимаем, что именно личность учителя, ее цельность и артистизм оживляют и содержание литературного образования, и организацию труда учащихся по приобщению к литературным ценностям. Чтобы вызвать наслаждение произведением, радость и удовольствие от его восприятия и через

это сформировать у современных школьников интерес к литературе как учебному предмету, словесник должен владеть универсальной культурой: знанием самой художественной литературы и ее истории, литературоведческой эрудицией, знанием эстетики и смежных искусств. Подлинная образованность учителя импонирует учащимся, делает его интересным для них. Творческим специалистом становится он тогда, когда овладевает методикой преподавания предмета на уровне артистизма. Литература как учебный предмет вызывает у школьников потребность в освоении ее, если словесник - самобытная личность - отличающийся своеобразием, оригинальностью.

Личность словесника - сложное социально-психологическое образование, принципиальная особенность которого состоит в том, что ни одно свойство не может существовать вне целостной личности. В настоящее время школьники выше всего в учителе литературы ценят профессионализм, артистизм, внутреннюю культуру, эрудицию. Словесник формирует интерес к литературе и своей органичной цельностью, то есть соединением высокой культуры, педагогического артистизма и достойного поведения.

Словесники могут влиять на развитие интереса к предмету разными способностями и личными свойствами: одни покоряют блеском эрудиции, другие - высокоразвитыми читательскими и литературно-творческими способностями, третьи - педагогическим артистизмом. Школьники хорошо чувствуют, что доминирует в личности учителя любого предмета. И если словесник работает в творческом коллективе, вписывается в его творческую атмосферу, происходит как бы восполнение недостающих качеств у одного учителя качествами другого. И каждый выигрывает на этом фоне. Созданная на основе изучения многочисленных источников условная модель идеального словесника и "наложение" на эту модель образов реальных учителей показывает: идеального словесника нет и, наверное, быть не может. Каждый учитель, овладевший мастерством, добивается успеха, исходя из своей творческой индивидуальности. Принципиально важно только то, чтобы способности и личные качества были направлены на учеников, чтобы словесник заботился о том, как увлечь ребят. Тогда срабатывает любое качество.

В президентской инициативе «Наша новая школа» отмечено, что для следования России путём модернизации и инновационного развития необходима личность, важнейшими качествами которой являются «инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни».

Школа призвана решить эти задачи: раскрыть способности каждого ученика, воспитать порядочного и патриотичного человека, личность, готовую к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.

Учитель словесности – это художник, врач и скульптор, терпеливо, последовательно и настойчиво осуществляющий духовную лепку человека.

Уроки литературы - это всегда уроки были, есть и будут уроками нравственности, добра и красоты. Нравственно-эстетический потенциал литературы очень высок, степень эмоционального воздействия на наших учеников исключительна, глубина нравственной проблематики неисчерпаема.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Место спецкурса "Литература русского зарубежья" в системе литературного образования школьников в профильном филологическом классе

Спецкурс “Литература русского зарубежья” изучается на заключительном этапе литературного образования, получаемого учащимися в рамках средней школы, параллельно с курсом русской литературы XX века.htt...

Литературоведческие компетенции читателя-школьника в контексте понятийно-категориального аппарата современного литературного образования

Литературоведческие компетенции читателя-школьника в контексте понятийно-категориального аппарата современного литературного образования...

Программа элективного курса «Литературная Московия - региональный компонент литературного образования школьников в поликультурном образовательном пространстве»

     Современное  изучение литературы   в школах Подмосковья   немыслимо без вариативных  факультативных и элективных курсов, освещающих проблемы ку...

Программа элективного курса «Литературная Московия - региональный компонент литературного образования школьников в поликультурном образовательном пространстве»

     Современное  изучение литературы   в школах Подмосковья   немыслимо без вариативных  факультативных и элективных курсов, освещающих проблемы ку...

статья "Теория литературы в системе литературного образования школьников"

В статье рассказывается о необходимости изучения на уроках сведений, связанных с теорией литературы....

Лирика как содержательный компонент литературного образования школьников в условиях реализации ФГОС

Современные исследователи сходятся на том, что если в эпосе и драме объектом изображения являются разнообразные стороны жизни и человеческого бытия, а авторское сознание как бы растворено в художестве...

Личность учителя в процессе воспитания нравственных ценностей школьников

Представленная статья является попыткой осмысления собственного педагогического опыта.В ней затронуты непростые вопросы воспитания детей в школьном коллективе и роль личности учителя в этом процессе....