Олимпиада по литературе для 5-6 классов
олимпиадные задания по литературе (5 класс) на тему

Представлены задания для проведения школьного этапа олимпиады по литературе (5-6 классы).  Составила учитель русского языка и литературы Яссиевич Светлана Юрьевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл olimpiada_po_literature.docx23.74 КБ

Предварительный просмотр:

ОЛИМПИАДА ПО ЛИТЕРАТУРЕ

5 класс

1. Жанр произведений устного народного творчества:

а) сказка, б) поэма, в) рассказ.

2. Жанр народного творчества, о котором М. Горький сказал: «В простоте

слова – самая великая мудрость… всегда кратки, а ума и чувства вложено в

них на целые книги»,- это: а) былины, б) пословицы, в) сказки.

3. Создателями славянской письменности являются: а) Борис и Глеб, б) Петр

и Павел, в) Кирилл и Мефодий.

4. Олимпийские игры учредил: а) Прометей, б) Геракл, в) Гермес.

5. Первым летописцем на Руси был монах: а) Никон, б) Нестор, в) Сильвестр

6. Басней называется:

а) рассказ в стихах о каком - либо событии;

б) короткое нравоучительное произведение, в котором есть иносказание и

мораль;

в) короткое стихотворение, высмеивающее какое-либо лицо.

7. Нравоучение басни – это: а) мораль, б) тема, в) идея.

8. Басни писал: а) Л. Н. Толстой, б) Н. В. Гоголь, в) И. А. Крылов.

9. Персонаж басни «Свинья под дубом», который питался остановить Свинью,

подрывающую корни дуба: а) Коршун, б) Орел, в) Ворон.

10. Строки А. С. Пушкина

У Лукоморья дуб зеленый;

Златая цепь на дубе том:

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом.

представляют: а) самостоятельное стихотворение, б) вступление к поэме

«Руслан и Людмила», в) отрывок из романа «Евгений Онегин».

11. Ратмира, Рогдая и Фарлафа связывает:

а) соперничество в борьбе за Людмилу;

б) желание стать великим князем;

в) испытать свою силу.

12. Сила и могущество Черномора были скрыты в его: а) волосах, б) бороде,

в) усах.

13. Персонаж былины: а) Василиса Премудрая, б) Иван Царевич, в) Добрыня

Никитич.

14. Героя повести Н. В. Гоголя «Пропавшая грамота» звали: а) Фома Григорь-

евич, б) Иван Григорьевич, в) Кузьма Григорьевич.

15. Кому посвящены строчки А. С. Пушкина:

Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя,

Одна в глуши лесов сосновых

Давно-давно ты ждешь меня.

а) матери, б) жене, в) няне.

16. Повесть «Муму» написал: а) А. С. Пушкин, б) И. С. Тургенев, в) Н. В. Гоголь

2. Здесь перепутаны части загадок (начало и конец). Восстановите загадки, «соединив» их части, отгадайте и запишите ответы.

  • Кверху дном – полная,
  • Днём обручем,
  • Свернёшь – клин,
  • Чем больше от неё отбавишь,
  • Сильнее солнца, слабее ветра,
  • Бьют Ермолку по затылку,
  • ночью кольцом.
  • он не плачет, только ножку прячет.
  • книзу дном – пустая.
  • ног нет, а идёт, глаз нет, а плачет.
  • развернёшь – блин.
  • тем больше она становится.

3. «Соедините» названия литературной сказки и её автора.

  • Г.-Х. Андерсен
  • А.С. Пушкин
  • П.П. Ершов
  • В.А. Жуковский
  • П. Бажов
  • Н. Гоголь

«Каменный цветок»

«Конёк – горбунок»

«Снежная королева»

«Вий»

«Спящая царевна»

«Сказка о попе и работнике его Балде».

4. Герои басен И.А. Крылова «перепутались». Наведите порядок, соединив линиями героев одной басни.

  • Ворона
  • Стрекоза
  • Зеркало
  • Листы
  • Кукушка
  • Осёл
  • Орёл
  • Мышь
  • Обезьяна
  • Лисица
  • Крыса
  • Муравей
  • Соловей
  • Петух
  • Корни
  • Пчела

6. Комплексный анализ текста.

Золотой луг

М. Пришвин

У нас с братом, когда созревают одуванчики, была с ним постоянная забава. Бывало, идём куда-нибудь на свой промысел – он впереди, я в пяту.

- Серёжа, - позову я его деловито.

Он оглянётся, а я фукну ему одуванчиком прямо в лицо. За это он начинает меня подкарауливать и тоже, как зазеваешься, фукнет. И так мы эти неинтересные цветы срывали только для забавы. Но раз мне удалось сделать открытие.

Мы жили в деревне, под окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков. Это было очень красиво. Все говорили: «Очень красиво! Луг – золотой». Однажды я рано встал удить рыбу и заметил, что луг был не золотой, а зелёный. Когда же я возвращался около полудня домой, луг был опять весь золотой. Я стал наблюдать. К вечеру луг опять позеленел. Тогда я пошёл, отыскал одуванчик, и оказалось, что он сжал свои лепестки, как всё равно если у нас пальцы со стороны ладони были жёлтые и, сжав кулак, мы закрыли бы жёлтое. Утром, когда солнце взошло, я видел, как одуванчики раскрывают свои ладони, и от этого луг становится опять золотым.

С тех пор одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов, потому что они спать ложились вместе с нами, детьми, и вместе с нами вставали.

  1. Каким настроением проникнут весь рассказ? Почему?
  2. Как вы бы охарактеризовали взаимоотношения братьев? Какие слова, выражения из текста помогают это понять?
  3. Найдите в рассказе слова, относящиеся к разговорному стилю. Какова их роль в тексте?
  4. Как построен рассказ? Как в нём развивается действие?
  5. Найдите в тексте эпитеты. Какие предметы, отношения, чувства они характеризуют?
  6. Определите тему и основную мысль рассказа.
  7. Прокомментируйте название рассказа.

                                    II. Из истории литературы. Теория литературы.

1. Соедините фамилии и имена русских и зарубежных писателей.

  • Агния
  • Астрид
  • Сергей Александрович
  • Александр Иванович
  • Александр Сергеевич
  • Константин Георгиевич
  • Джанни
  • Виктор Петрович
  • Самуил Яковлевич
  • Михаил Михайлович

  • Есенин
  • Пришвин
  • Куприн
  • Маршак
  • Линдгрен
  • Родари
  • Астафьев
  • Барто
  • Паустовский
  • Пушкин

2. Соотнесите термин и его определение.

  • Жанр фольклора, краткое изречение с назидательным содержанием.
  • Описание природы в литературном произведении.
  • Короткий рассказ, чаще всего стихотворный, иносказательного содержания.
  • Краткое образное выражение, незаконченное высказывание.
  • Вид комического, весёлый, безобидный, смех.
  • Юмор

  • Басня

  • Пословица

  • Поговорка

  • Пейзаж

3. Олицетворения помогают ярче передать динамизм происходящих явлений, при этом неодушевлённые предметы и явления приобретают человеческие черты. Найдите в данном отрывке олицетворения вместе с существительными, к которым они относятся.

Весна

Когда весной разбитый лёд

Рекой взволнованной идёт,

Когда среди полей местами

Чернеет голая земля

И мгла ложится облаками

На полуюные поля, -

Мечтанье злое грусть лелеет

В душе неопытной моей;

Гляжу, природа молодеет,

Но молодеть лишь только ей…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиада по литературе в 5-8 классах

Задание школьного тура Всероссийской олимпиады по литературе в 5 - 8 классах...

Олимпиада по литературе в 9-11 классах

Задания школьного тура Всероссийской олимпиады по литературе в 9-11 классах....

Олимпиада по литературе в 9-11 классах (региональный этап)

Задания для подготовки к олимпиаде по литературе в 9-11 классах....

Олимпиада по литературе в 5-7 классах

Олимпиада по литературе в 5-7 классах...

олимпиада по литературе для учащихся 10 классов

Здесь представлены задания для школьного этапа олимпиады по литературе...

Олимпиада по литературе для учащихся 6 класса

Школьный этап Всероссийской олимпиады по литературе для 6 класса....

Олимпиада по литературе для учащихся 7 класса

Школьный этап Всероссийской олимпиады по литературе для 7 класса...