Олимпиада по литературе для 5-6 классов
олимпиадные задания по литературе (5 класс) на тему
Представлены задания для проведения школьного этапа олимпиады по литературе (5-6 классы). Составила учитель русского языка и литературы Яссиевич Светлана Юрьевна
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
olimpiada_po_literature.docx | 23.74 КБ |
Предварительный просмотр:
ОЛИМПИАДА ПО ЛИТЕРАТУРЕ
5 класс
1. Жанр произведений устного народного творчества:
а) сказка, б) поэма, в) рассказ.
2. Жанр народного творчества, о котором М. Горький сказал: «В простоте
слова – самая великая мудрость… всегда кратки, а ума и чувства вложено в
них на целые книги»,- это: а) былины, б) пословицы, в) сказки.
3. Создателями славянской письменности являются: а) Борис и Глеб, б) Петр
и Павел, в) Кирилл и Мефодий.
4. Олимпийские игры учредил: а) Прометей, б) Геракл, в) Гермес.
5. Первым летописцем на Руси был монах: а) Никон, б) Нестор, в) Сильвестр
6. Басней называется:
а) рассказ в стихах о каком - либо событии;
б) короткое нравоучительное произведение, в котором есть иносказание и
мораль;
в) короткое стихотворение, высмеивающее какое-либо лицо.
7. Нравоучение басни – это: а) мораль, б) тема, в) идея.
8. Басни писал: а) Л. Н. Толстой, б) Н. В. Гоголь, в) И. А. Крылов.
9. Персонаж басни «Свинья под дубом», который питался остановить Свинью,
подрывающую корни дуба: а) Коршун, б) Орел, в) Ворон.
10. Строки А. С. Пушкина
У Лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом.
представляют: а) самостоятельное стихотворение, б) вступление к поэме
«Руслан и Людмила», в) отрывок из романа «Евгений Онегин».
11. Ратмира, Рогдая и Фарлафа связывает:
а) соперничество в борьбе за Людмилу;
б) желание стать великим князем;
в) испытать свою силу.
12. Сила и могущество Черномора были скрыты в его: а) волосах, б) бороде,
в) усах.
13. Персонаж былины: а) Василиса Премудрая, б) Иван Царевич, в) Добрыня
Никитич.
14. Героя повести Н. В. Гоголя «Пропавшая грамота» звали: а) Фома Григорь-
евич, б) Иван Григорьевич, в) Кузьма Григорьевич.
15. Кому посвящены строчки А. С. Пушкина:
Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя,
Одна в глуши лесов сосновых
Давно-давно ты ждешь меня.
а) матери, б) жене, в) няне.
16. Повесть «Муму» написал: а) А. С. Пушкин, б) И. С. Тургенев, в) Н. В. Гоголь
2. Здесь перепутаны части загадок (начало и конец). Восстановите загадки, «соединив» их части, отгадайте и запишите ответы.
- Кверху дном – полная,
- Днём обручем,
- Свернёшь – клин,
- Чем больше от неё отбавишь,
- Сильнее солнца, слабее ветра,
- Бьют Ермолку по затылку,
- ночью кольцом.
- он не плачет, только ножку прячет.
- книзу дном – пустая.
- ног нет, а идёт, глаз нет, а плачет.
- развернёшь – блин.
- тем больше она становится.
3. «Соедините» названия литературной сказки и её автора.
- Г.-Х. Андерсен
- А.С. Пушкин
- П.П. Ершов
- В.А. Жуковский
- П. Бажов
- Н. Гоголь
«Каменный цветок»
«Конёк – горбунок»
«Снежная королева»
«Вий»
«Спящая царевна»
«Сказка о попе и работнике его Балде».
4. Герои басен И.А. Крылова «перепутались». Наведите порядок, соединив линиями героев одной басни.
- Ворона
- Стрекоза
- Зеркало
- Листы
- Кукушка
- Осёл
- Орёл
- Мышь
- Обезьяна
- Лисица
- Крыса
- Муравей
- Соловей
- Петух
- Корни
- Пчела
6. Комплексный анализ текста.
Золотой луг
М. Пришвин
У нас с братом, когда созревают одуванчики, была с ним постоянная забава. Бывало, идём куда-нибудь на свой промысел – он впереди, я в пяту.
- Серёжа, - позову я его деловито.
Он оглянётся, а я фукну ему одуванчиком прямо в лицо. За это он начинает меня подкарауливать и тоже, как зазеваешься, фукнет. И так мы эти неинтересные цветы срывали только для забавы. Но раз мне удалось сделать открытие.
Мы жили в деревне, под окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков. Это было очень красиво. Все говорили: «Очень красиво! Луг – золотой». Однажды я рано встал удить рыбу и заметил, что луг был не золотой, а зелёный. Когда же я возвращался около полудня домой, луг был опять весь золотой. Я стал наблюдать. К вечеру луг опять позеленел. Тогда я пошёл, отыскал одуванчик, и оказалось, что он сжал свои лепестки, как всё равно если у нас пальцы со стороны ладони были жёлтые и, сжав кулак, мы закрыли бы жёлтое. Утром, когда солнце взошло, я видел, как одуванчики раскрывают свои ладони, и от этого луг становится опять золотым.
С тех пор одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов, потому что они спать ложились вместе с нами, детьми, и вместе с нами вставали.
- Каким настроением проникнут весь рассказ? Почему?
- Как вы бы охарактеризовали взаимоотношения братьев? Какие слова, выражения из текста помогают это понять?
- Найдите в рассказе слова, относящиеся к разговорному стилю. Какова их роль в тексте?
- Как построен рассказ? Как в нём развивается действие?
- Найдите в тексте эпитеты. Какие предметы, отношения, чувства они характеризуют?
- Определите тему и основную мысль рассказа.
- Прокомментируйте название рассказа.
II. Из истории литературы. Теория литературы.
1. Соедините фамилии и имена русских и зарубежных писателей.
- Агния
- Астрид
- Сергей Александрович
- Александр Иванович
- Александр Сергеевич
- Константин Георгиевич
- Джанни
- Виктор Петрович
- Самуил Яковлевич
- Михаил Михайлович
- Есенин
- Пришвин
- Куприн
- Маршак
- Линдгрен
- Родари
- Астафьев
- Барто
- Паустовский
- Пушкин
2. Соотнесите термин и его определение.
- Жанр фольклора, краткое изречение с назидательным содержанием.
- Описание природы в литературном произведении.
- Короткий рассказ, чаще всего стихотворный, иносказательного содержания.
- Краткое образное выражение, незаконченное высказывание.
- Вид комического, весёлый, безобидный, смех.
- Юмор
- Басня
- Пословица
- Поговорка
- Пейзаж
3. Олицетворения помогают ярче передать динамизм происходящих явлений, при этом неодушевлённые предметы и явления приобретают человеческие черты. Найдите в данном отрывке олицетворения вместе с существительными, к которым они относятся.
Весна
Когда весной разбитый лёд
Рекой взволнованной идёт,
Когда среди полей местами
Чернеет голая земля
И мгла ложится облаками
На полуюные поля, -
Мечтанье злое грусть лелеет
В душе неопытной моей;
Гляжу, природа молодеет,
Но молодеть лишь только ей…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Олимпиада по литературе в 5-8 классах
Задание школьного тура Всероссийской олимпиады по литературе в 5 - 8 классах...
Олимпиада по литературе в 9-11 классах
Задания школьного тура Всероссийской олимпиады по литературе в 9-11 классах....
Олимпиада по литературе в 9-11 классах (региональный этап)
Задания для подготовки к олимпиаде по литературе в 9-11 классах....
Олимпиада по литературе в 5-7 классах
Олимпиада по литературе в 5-7 классах...
олимпиада по литературе для учащихся 10 классов
Здесь представлены задания для школьного этапа олимпиады по литературе...
Олимпиада по литературе для учащихся 6 класса
Школьный этап Всероссийской олимпиады по литературе для 6 класса....
Олимпиада по литературе для учащихся 7 класса
Школьный этап Всероссийской олимпиады по литературе для 7 класса...