Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 7 классе по учебнику под редакцией В. Я. Коровиной
календарно-тематическое планирование по литературе (7 класс) на тему

Потапенко Ирина Васильевна
Настоящая программа по литературе для 7 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 7-е издание, М. «Просвещение» 2011 г. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом. Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий четыре раздела: пояснительную записку; учебно-тематический план; календарно-тематическое планирование, перечень учебно-методического обеспечения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КАЛЕНТАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В 7 КЛАССЕ

ПО ПРОГРАММЕ В. Я. КОРОВИНОЙ.

ДАТА

ТЕМА

КОЛ-ВО ЧАСОВ

ФОРМИРОВАНИЕ ПОНЯТИЙ

ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Введение.

1

1.

2.09

Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы.

Идея. Проблема. Проблематика. Тема. Тематика

Беседа. Тестирование.

Подгот. сообщение

Устное народное творчество.

6

2.

6.09

Предания как поэтическая автобиография народа. «Воцарение Ивана Грозного». «Сороки-Ведьмы». «Пётр и плотник».

Предание (развитие представлений).

Рассказ учителя. Беседа.

Опред. наизусть, пересказ преданий

3.

9.09

Понятие о былине. «Вольга и Микула Селянинович». Нравственные идеалы русского народа в образе главного героя.

Былина.

Руны.

Гипербола (развитие представлений).

Рассказ учителя. Беседа.

Выр. чтение

4.

13.09

Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность языка.

Былинный стих. Поэтическая интонация.

Урок внеклассного чтения.

Подготовить сообщение

5.

16.09

«Калевала» - карело-финский мифологический эпос.

Героический эпос.

Урок внеклассного чтения.

Пересказ статьи

6.

20.0

Пословицы и поговорки. Пословицы народов мира. Сборники пословиц. Особенности смысла и языка пословиц.

жанры фольклора. Пословицы, поговорки

Рассказ учителя. Беседа.

Подобрать пословицы по темам, анализ

7.

23.09

Практическая работа. Сопоставительный анализ пословиц разных стран мира.

Анализ текста

Самостоятельная работа

Повторить определение

Из древнерусской литературы.

2

8.

27.09

 «Поучение» Владимира Мономаха (отрывок). Поучение как жанр древнерусской литературы. «Повесть временных лет» (отрывок «О пользе книг»).

Поучение. Летопись.

Рассказ учителя. Беседа.

Выр. Чтение отрывка

9.

30.09

«Повесть о Петре и Февронии Муромских». Прославление любви и верности.

Рассказ учителя. Беседа.

Пересказ повести, вопросы

Из русской литературы 18 века.

2

10.

4.10

М. В. Ломоносов. «К статуе Петра Великого». «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елизаветы Петровны 1747 года».

Ода (начальные представления).

Рассказ учителя. Практикум.

Биография, выразительное чтение

11.

7.10

Г. Р. Державин. «Река времен…». «На птичку…». «Признание».

Рассказ учителя. Беседа.

Биография, анализ стихотворения

Из русской литературы 19 века.

29

12.

11.10

А.С. Пушкин. Слово о поэте. Интерес Пушкина к истории России. «Полтава» (отрывок).

Рассказ учителя. Беседа.

Биография, сообщение

13.

14.10

А.С. Пушкин. «Медный всадник» (отрывок).

Выражение чувства любви к Родине. Прославление деяний Петра I. Образ автора в отрывке из поэмы.

Образ автора.

Рассказ учителя. Беседа.

Выр. Чтение, вопросы

14.

18.10

А.С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» и её летописный источник. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.

Баллада (развитие представлений).

Беседа. Практикум.

Индивидуальные задания

15.

21.10

А.С. Пушкин. «Борис Годунов»: сцена в Чудовом монастыре. Образ летописца Пимена. Подготовка к домашнему сочинению.

Урок развития речи.

Чтение по ролям

16.

25.10

А.С. Пушкин. «Станционный смотритель» - произведение из цикла «Повести Белкина». Изображение «маленького человека», его положения в обществе.

Повесть (развитие представлений).

Беседа.

Пересказ, анализ эпизода

17.

28.10

Дуня и Минский. Анализ эпизода «Самсон Вырин у Минского». Развитие понятия о повести.

Повесть (развитие представлений).

Практикум.

Сравнительная характеристика

18.

1.11

М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

Фольклоризм литературы (развитие представлений).

Рассказ учителя. Беседа.

Обучение устному рассказу.

Выр. чтение

19.

11.11

Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита человеческого достоинства и нравственных идеалов.

Фольклоризм литературы (развитие представлений).

Беседа. Практикум.

Вопросы для анализа

20.

15.11

М.Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива», «Молитва», «Ангел». Мастерство поэта в создании художественных образов. Обучение выразительному чтению.

Практикум.

Биография, выр. чтение

21.

18.11

Контрольная работа по произведениям А. Пушкина и М. Лермонтова.

Проверка ЗУН

Повторение

22.

22.11

Н.В. Гоголь. Слово о писателе. «Тарас Бульба». Историческая и фольклорная основа повести.

Историческая и фольклорная основа произведения. Роды литературы.

Рассказ учителя. Беседа.

Биография, сообщения

23.

25.11

Смысл противопоставления Остапа и Андрия. Патриотический пафос повести.

Литературный герой (развитие понятия).

Обучение устному рассказу.

Сравнительная характеристика

24.

29.11

Подготовка к домашнему сочинению по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»: «Авторская оценка образа Тараса Бульбы», «Смысл противопоставления образов Остапа и Андрия в повести Гоголя „Тарас Бульба‟»,

Урок развития речи.

Дом. сочинение

25.

2.12

И.С. Тургенев. Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. «Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных.

Рассказ учителя. Беседа.

Биография, анализ эпизода

26.

6.12

И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе. «Русский язык». «Два богача». Обучение домашнему сочинению стихотворения в прозе.

Стихотворение в прозе.

Урок развития речи.

Биография, стихотворение наизусть

27.

9.12

Н.А. Некрасов. Слово о поэте. «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая».

Поэма. Трёхсложные размеры стиха.

Рассказ учителя. Беседа.

Определения, выр. чтение

28.

13.12

Н.А. Некрасов. «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Образ Родины. Обучение выразительному чтению.

Урок внеклассного чтения.

Выр. Чтение

29.

16.12

А.К. Толстой. Слово о поэте. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин».  Правда и вымысел.

Баллада (развитие представления).

Урок внеклассного чтения.

Биография, пересказ текста

30.

20.12

М.Е. Салтыков-Щедрин. Слово о писателе. «Сказки для детей изрядного возраста». «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

Гротеск (начальные представления).

Рассказ учителя. Беседа.

Биография,

31.

23.12

М.Е. Салтыков-Щедрин. «Дикий помещик». Смысл названия сказки. Понятие о гротеске.

Гротеск (начальные представления).

Урок развития речи.

Пересказ сказки

32.

27.12

Литературный ринг «Проблемы и герои произведений Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова, М.Е. Салтыкова-Щедрина».

 

Урок контроля.

Вопросы, анализ эпизода

33.

30.12

Контрольная работа по произведениям Гоголя, Тургенева, Некрасова, Салтыкова-Щедрина.

Урок контроля

Повторение

34.

13.01

Л.Н. Толстой. Слово о писателе. «Детство» (главы). Автобиографический характер повести. Сложность взаимоотношений детей и взрослых.

Автобиографическое художественное произведение Герой-повествователь

Рассказ учителя. Беседа.

Биография, сравнительная характеристика

35.

17.01

Главный герой повести Л.Н. Толстого «Детство», его чувства, поступки и духовный мир.

Автобиографическое художественное произведение

Беседа.

Обучение устному рассказу.

Характеристика главного героя

36.

20.01

Подготовка к домашнему сочинению «„Золотая пора детства‟ в произведении Л.Н. Толстого

Урок развития речи.

Дом. сочинение

37.

24.01

А.П. Чехов. Слово о писателе. «Хамелеон». Осмеяние душевных пороков. Смысл названия рассказа.

Сатира и юмор как формы комического.

Рассказ учителя. Беседа.

Биография, пересказ текста

38.

27.01

Два лица России в рассказе А.П. Чехова «Злоумышленник».

Сатира и юмор как формы комического

Беседа.

Сравнительная характеристика

39.

31.01

Стихи русских поэтов XIX века о родной природе. В.А. Жуковский «Приход весны». А.К. Толстой «Край ты мой, родимый край…», «Благовест». И.А. Бунин «Родина». Обучение анализу лирического текста.

Практикум.

Чтение наизусть

40.

3.02

Контрольная работа. «Что особенно дорого читателю в русской поэзии 19 века о Родине и родной природе?»

Урок развития речи

Повторение

Из русской литературы 20 века.

23

41.

7.02

И.А. Бунин. Слово о писателе. «Цифры». Сложность взаимопонимания детей и взрослых. Авторское решение этой проблемы.

Рассказ учителя. Беседа.

Биография, пересказ текста

42.

10.02.

И.А. Бунин. «Лапти». Нравственный смысл рассказа. Подготовка к домашнему сочинению «„Золотая пора детства‟ в произведениях Л.Н. Толстого и И.А. Бунина».

Урок развития речи.

Анализ произведения

43.

17.02

М. Горький. Слово о писателе. «Детство» (главы). Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. Изображение быта и характеров.

Автобиографическое художественное произведение

Рассказ учителя. Беседа.

Биография, пересказ главы

44.

21.02

Бабушка Акулина Ивановна, Алёша Пешков, Цыганок, Хорошее Дело. Вера в творческие силы народа. Понятие о теме и идее произведения.

Понятие о теме и идее произведения (начальные произведения).

Беседа.

Характеристика главных героев

45.

24.02.

Обучение анализу эпизода из повести М. Горького «Детство» (по выбору учителя). Портрет как средство характеристики героя.

Портрет как средство характеристики героя.

Практикум.

Анализ эпизода

46.

28.02

«Легенда о Данко» из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль». Романтический характер легенды.

Понятие о теме и идее произведения

Урок внеклассного чтения.

Сравнительная характеристика

47.

3.03

М. Горький. «Челкаш». Сопоставительная характеристика героев.

Урок развития речи.

Пересказ, образ главного героя

48.

10.03

В.В. Маяковский. Слово о поэте. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».

Лирический герой. Ритм и рифма. Тоническое стихосложение.

Рассказ учителя беседа.

Биография, выр. чтение

49.

14.03

В.В. Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир.

Лирический герой

Урок внеклассного чтения.

Выразительное чтение

50.

17.03.

Л.Н. Андреев. Слово о писателе. «Кусака». Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека.

Рассказ учителя. Беседа.

Биография, пересказ эпизода

51.

21.03

А.П. Платонов. Слово о писателе. «Юшка». Друзья и враги главного героя. Внешняя и внутренняя красота человека.

Рассказ учителя. Беседа.

Биография, образ главного героя

52.

24.03

Сочинение «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?» (по произведениям писателей XX века).

Урок развития речи.

Урок контроля.

Повторение

53.

4.04

Б.Л. Пастернак. Слово о поэте. «Июль», «Никого не будет в доме…». Своеобразие картин природы в лирике Пастернака.

Рассказ учителя. Практикум.

Биография, чтение наизусть

54.

7.04

Контрольная работа. Письменный анализ эпизода или одного стихотворения.

Урок контроля.

Повторение

55.

11.04

Интервью с поэтом-участником Великой Отечественной войны. Трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях А. Ахматовой, К. Симонова, А. Суркова, А. Твардовского, Н. Тихонова и др.

Публицистика. Интервью как жанр публицистики

Рассказ учителя. Беседа.

Составить интервью

56.

14.04

Ф.А. Абрамов. Слово о писателе. «О чём плачут лошади». Литературные традиции в рассказе Ф.А. Абрамова «О чём плачут лошади».

Литературная традиция

Рассказ учителя. Беседа.

Практикум.

Биография, пересказ текста

57.

18.04

Е.И. Носов. Слово о писателе. «Кукла». Нравственные проблемы рассказа. «Живое пламя». Обучение целостному анализу эпического произведения.

Подготовка к домашнему сочинению.

Рассказ учителя. Беседа. Практикум.

Биография, анализ эпизода

58.

21.04

Ю.П. Казаков. Слово о писателе. «Тихое утро».. Взаимовыручка как мерило нравственности человека.

Урок внеклассного чтения.

Пересказ текста

59.

25.04

Тихая моя Родина.  Стихи поэтов XX века о Родине, родной природе, восприятии окружающего мира (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Рубцов, Н. Заболоцкий и др.).

Лирический герой

Урок внеклассного чтения.

Чтение наизусть

60.

28.04

А.Т. Твардовский. Слово о поэте. «Снега потемнеют синие…», «Июль – макушка лета…», «На дне моей жизни…».  

Лирический герой

Рассказ учителя. Беседа.

Биография, выр. чтение

61.

2.05

Д.С. Лихачёв. Слово о писателе, учёном, гражданине. «Земля родная» (главы) как духовное напутствие молодёжи. Публицистика, мемуары как жанр литературы.

Публицистика. Мемуары как публицистический жанр.

Урок внеклассного чтения.

Анализ статей писателя

62.

5.05

Писатели улыбаются. М.М. Зощенко. Слово о писателе. «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя.

Юмор. Юмористический рассказ

Рассказ учителя. Беседа.

Пересказ рассказа

63.

8.05

Песни на слова русских поэтов XX века. А. Вертинский «Доченьки». И. Гофф «Русское поле». Б.Ш. Окуджава «По смоленской дороге…».  

Урок внеклассного чтения.

Выр. чтение

Из литературы народов России

1

64.

12.05

Расул Гамзатов. Рассказ о поэте. «Опять за спиною родная земля…», «Я вновь пришёл сюда и сам не верю…», «О моей Родине».

Рассказ учителя. Беседа.

Выр. Чтение

65.

Из зарубежной литературы.

6

66.

16.05

Р. Бёрнс. Слово о поэте. «Честная бедность» и другие стихотворения. Представления поэта о справедливости и честности. Народно-поэтическая основа и своеобразие лирики Бёрнса.

Рассказ учителя. Беседа.

Биография, выр. чтение

67.

19.05

Дж. Г. Байрон. Слово о поэте. «Ты кончил жизни путь, герой…» как прославление подвига во имя свободы Родины.

Рассказ учителя. Практикум.

Выр. Чтение, анализ

68.

23.05

Японские хокку (хайку). Особенности жанра.

Особенности жанра хокку (хайку).

Практикум.

Сочинение хокку

69.

26.05

Нравственные проблемы в произведениях зарубежных писателей.

О. Генри. Слово о писателе. «Дары волхвов». Р.Д. Брэдбери. Слово о писателе. «Каникулы».

Семинар.

Пересказ эпизода, анализ

70.

30.05

Читательская конференция.

Итоги года и задание на лето.

Читательская конференция.

Список литературы на лето

Пояснительная записка

Настоящая программа по литературе для 7 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 7-е издание, М. «Просвещение» 2011 г. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом. Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий четыре раздела: пояснительную записку; учебно-тематический план; календарно-тематическое планирование, перечень учебно-методического обеспечения. Согласно действующему в школе учебному плану рабочая программа предусматривает следующую организацию процесса обучения: в 7 классе предполагается обучение в объёме 70 часов. В соответствии с этим реализуется модифицированная программа, исходным материалом для которой явились программа и учебник под редакцией В.Я.Коровиной. В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.

Учебно-методическое обеспечение.

  1. Полухина В.Г., Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература. 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / Под ред. В.Я. Коровиной. М: Просвещение, 2013.
  2. Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 7 класс»: Электронное учебное пособие на СD-RОМ / Сост. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И. Коровин. М.: Просвещение, 2013.

Цели обучения в области формирования системы знаний, умений:

-осмысление литературы как особой формы культурной традиции;

-формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;

-формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;

-формирование эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. В содержании календарно-тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют

Задачи обучения в области формирования системы знаний, умений:

  • приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;
  • овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;
  • устного   пересказа  (подробному,   выборочному,   сжатому,     от  другого  лица, художественному) небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки;
  •  свободному   владению   монологической   и   диалогической   речью   в   объёме изучаемых произведений;
  • научиться развёрнутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;
  •  отзыву на самостоятельно прочитанное произведение;
  •  способами свободного владения письменной речью;
  • освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенциями.

Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса (базовый уровень)

должны знать:

· образную природу словесного искусства;

· содержание изученных литературных произведений;

уметь:

· воспринимать и анализировать художественный текст;

· выделять смысловые части художественного текста;

· определять род и жанр литературного произведения;

· выделять и формулировать тему, идею, давать характеристику героев;

· выражать свое отношение к прочитанному;

· выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть,

соблюдая нормы литературного произношения;

· владеть различными видами пересказа;

· строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

· участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и

аргументировано отстаивать свою;

· писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и

повседневной жизни для:

· создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм

русского литературного языка;

· поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе

(справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).

Согласно учебному плану МБОУ СОШ № 23 с. Новозаведенного в 6 классе 35 учебных недель. В связи с этим в рабочей программе произошло увеличение количества часов до 70 часов в год (2 часа в неделю).

Тематическое планирование.

Тема

Кол-во часов

Контрольные работы

1.

Введение

1

--------

2.

Устное народное творчество

6

Практическая работа. Сопоставительный анализ пословиц разных стран мира.

3.

Из древнерусской литературы

2

---------

4.

Из русской литературы 18 века.

2

---------

5.

Из русской литературы 19 века.

29

1.Контрольная работа по произведениям А. Пушкина и М. Лермонтова.

2. Контрольная работа по произведениям Гоголя, Тургенева, Некрасова, Салтыкова-Щедрина.

3. Контрольная работа. «Что особенно дорого читателю в русской поэзии 19 века о Родине и родной природе?»

6.

Из русской литературы 20 века.

23

Контрольная работа. Письменный анализ эпизода или одного стихотворения.

7.

Из литературы народов России

1

--------

8.

Из зарубежной литературы.

6

--------

Итого:

70

--------


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по литературе 5 класс к учебнику под редакцией Б.А. Ланина (105 часов)

Календарно-тематическое планирование по литературе 5 класс к учебнику под редакцией Б.А. Ланина (105 часов) Стандарты второго поколения....

Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 8 классе к учебнику под редакцией В.Я. Коровиной. (68 часов)

Новое календарно-тематическое планирование на 2013-2014 учебный год к урокам литературы в 8 класса к учебнику под редакцией Коровиной В.Я. (68 часов)...

Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 5 классе по учебнику под редакцией В. Я. Коровиной

Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования второго поколения и Программы общеобразовательных учре...

Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 6 классе по учебнику под редакцией В. Я. Коровиной

Рабочая программа по литературе для 6 класса разработана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Минобразования России от ...

Рабочая программа по литературе 7 класс к учебнику под редакцией В Я Коровиной

Рабочая программа по литературе 7 класс к учебнику под редакцией В Я Коровиной соответствует требованиям ФГОС...

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...