Однородные члены
методическая разработка по литературе (5 класс) на тему

Однородные члены

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Однородные члены20.83 КБ

Предварительный просмотр:

Дата:________ Класс:______  Ученик(ца):_______________________________________

Расставьте, где необходимо, знаки препинания при однородных членах предложения. Подчеркните однородные члены.

 № 1.

  1. Голод холод разруха преследовали людей всю войну.
  2. И наука и искусство и литература – важные составляющие в воспитании и образовании человека.
  3. На Олимпийских играх побеждают самые смелые мужественные и выносливые спортсмены.
  4. Дачники собрали в этом году богатый урожай яблок груш слив.
  5. Сквозь закрытое окно мы друг друга слышали но не видели.
  6. Столетние сосны и лиственницы толпятся группами или разбросаны врозь.

№ 2.

  1. Я люблю свой город с его дивной архитектурой широкими проспектами туманами над Невой белыми ночами.
  2. Букет состоял из белых красных и жёлтых роз.
  3. Весной в огороде сажают и огурцы и помидоры и всякую зелень.
  4.  Я взял зонт и вышел из дома.
  5. Говорил он ярко ладно простым языком.
  6. Встретились поговорили о том о сём.

№ 3.

  1. В его характере не было ни решительности ни твёрдости.
  2. Высоко в небе летали и ласточки и стрижи и гордый коршун.
  3. Пустой и безлюдный берег навевал тоску и уныние.
  4. Я люблю лес за грибы и ягоды за прохладу и тень в жару.
  5. Пустыня завораживала как безбрежными песками так и пугающей тишиной.
  6. Луга пестрели цвели и золотились.

№ 4.

  1. Искусство создаёт хороших людей формирует душу.
  2. Вода бурлила клокотала пенилась.
  3. Мелькали за окном леса перелески деревеньки.
  4. Зацвели черёмуха сирень.
  5. Сегодня утро вышло серое тёплое в лужах.
  6. Моя сестра вышивает крестиком а также гладью.

№ 5.

  1. Он поминутно останавливался и только при блеске молнии делал несколько шагов вперёд.
  2. Он любил степи и широкие реки и дремучие леса своей родины.
  3. Радостнее веселее становилось и на небе и на земле.
  4. Я навек за туманы и росы полюбил у берёзки стан и её золотистые косы и холщовый её сарафан.
  5. Петра Первого и стрельцов и царицу Софью и удалых покорителей Сибири и самих сибиряков вы увидите на картинах художника Сурикова.
  6. Я стал посещать музеи и галереи и читать книги.

№ 6.

  1. Маяк то ярко вспыхивал то гас.
  2. Давно уже не было слышно ни звона колокольчика ни стука колёс по кремнистой дороге.
  3. Осень предупреждала о своём приходе то сухим листиком то маленькой зелёной гусеницей, спускавшейся на паутине.
  4. Ветер то дунет то замрёт. Несутся клубы не то тумана не то мелких брызг.
  5. Рёв то затихает и переходит в злобное рычание то с новой силой потрясает горы.
  6. Снежинки висели в воздухе не то опускаясь не то поднимаясь с неё.

№ 7.

  1. Слово не стрела а разит пуще стрелы.
  2. Неяркой но бесконечно глубокой красотой наградила русскую землю природа.
  3. Умён и пригож да на дело негож.
  4. Ни с того ни с сего он обиделся и ушёл.
  5. Одета она была в опрятное хоть и полинявшее платье.
  6. Март апрель май – весенние месяцы.

№ 8.

  1. Известно, что цветы лучше собирать утром или под вечер.
  2. Бывало, с самого раннего утра убегаю или на пруд или в рощу или на сенокос.
  3. Виднелись или обработанные песчаные равнины или далёкие горы.
  4. Я люблю как фрукты так и ягоды.
  5. К счастью, самозванец либо не расслышал либо пренебрёг неуместным намёком.
  6. День хотя и ветреный но знойный.

Дата:________   Класс:_____ Ученик(ца):________________________________________

Расставьте, где необходимо, недостающие знаки препинания при однородных членах предложения с обобщающими словами. Подчеркните однородные члены.

№ 1.

  1. Моря и океаны города и сёла леса и реки всё это наша Родина.
  2. Воды не было нигде ни в речке ни в колодце ни в пруду.
  3. Всё вокруг и деревья и дома и машины всё покрыла изморозь.
  4. Каждый день отец приносил разную рыбу щук окуней плотву.
  5. В корзине лежали грибы подосиновики подберёзовики и белые.
  6. Только не многим сильным смелым решительным удаётся достичь цели.

  № 2.

  1. И всё вокруг ожило и лес и поле и речка.
  2. Никто не обгонит леопарда ни страус ни проворная газель ни самая быстрая лошадь.
  3. Мой отец дрессирует цирковых животных а именно львов слонов обезьян.
  4. Из дома выносили мебель шкаф стол кровать всё  чем пользовались хозяева.
  5. На собрании присутствовали все и учителя и родители и ученики.
  6. Ни столба ни стога ни забора ничего не видно.

№ 3.

  1. Он был мастер на все руки слесарь столяр плотник и даже механик.
  2. Изредка кое-где попадались старые деревья тополь липа и другие.
  3. Карандаши тетради ручки линейки всё лежало в беспорядке на столе.
  4. Работа кипела везде в саду в огороде в поле.
  5. Голые деревья некрашеный дом завалившийся забор всё это выглядело серым и безлюдным.
  6. Богато лето дарами природы земляникой черникой малиной грибами.

№ 4.

  1. Прямо и направо широко раскинулось родное приволье петли реки озёра луга нивы и сёла.
  2. Всё было незнакомо мне огромная комната голые стены из претолстых новых сосновых брёвен сильный смолистый запах.
  3. Пашка в восторге, он готов горы свернуть натаскал целый ворох дров сбегал за водой и теперь накладывает в котелок картошку.
  4. Вместе с галками к нашему дому прилетают и другие лесные птицы шустрые синички сойки и смелый поползень.
  5. Простые вещи доставляют наслаждение кружка молока белый хлеб ветер, вздувающий занавески на окнах.
  6. Сад опустел, в окна проникал свет то ли сияние неба то ли сияние озера.

№ 5.

  1. Долины горы, покрытые снегом, всё было залито солнцем.
  2. И утёсы и море и горы и берег всё это приняло одну общую не то чёрную не то серую окраску.
  3. Конёк на крыше певучая скрипка посуда игрушки всё из дерева.
  4. И дорога и вдали видневшаяся черта Терека и станции и народ всё это теперь казалось ему уже не шуткой.
  5. Старое дерево, разбитое грозой, плетень канава с лазом через неё дорожки и очертания деревьев всё это было знакомо и отмыкало старые воспоминания.
  6. Ни дерево ни вода ничто не шелохнётся.

№ 6.

  1. В мелколесье много прелести. Юные деревца всех пород ель и сосна осина и берёза растут дружно и тесно.
  2. Каждая мелочь разбитый цветочный горшок полузабытая фотография поблёскивающая в мусоре пуговица рассыпанные фигурки шахмат всё напоминало о хозяевах.
  3. Многие лиственные деревья например берёза осина дуб клён липа растут в наших лесах.
  4. Всё вокруг и море и горы и город сливалось в хрустальную чашу, полную искр и блеска.
  5. Только нам троим отцу мне и Евсеичу было не грустно и не скучно смотреть на серое небо.
  6. Ягодные кустарники а именно крыжовник смородина в этом году обильно плодоносили.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок "Однородные члены предложения. Пунктуация при однородных членах" в 5 классе.

Материал представляет собой конспект урока, включающего в себя тренинг и самоконтроль учащихся при помощи электронного образовательного комплекса "Игры и задачи. 1-4 классы" к УМК "Школа 2100", задани...

Презентация к обобщающему уроку по теме "Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах"

Данная презентация включает в себя тренировочные задания, образцы их выполнения, материалы для анализа и формулирования выводов по теме урока....

Связь однородных членов без союзов и с помощью союзов. Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

Урок презентация поможет развить умение распозновать в предложении однородные члены....

"Однородные члены предложения.Знаки препинания при однородных членах предложения"

Однородные члены предложения - одно из проявлений структурно-семантической категории синтаксиса - однородности,которая обнаруживается и на уровне сложного предложения.В блоке однородных членов е...

Учебное занятие: "Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами"

данное занятие предполагает закрепление знаний об однородных членах предложения;формирование умения находить однородные члены в предложении и ставить знаки препинания в предложениях с однородными...

презентация к учебному занятию: "Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами"

данная презентация помогает сделать занятие более эффективным, усилить мотивацию обучающихся к изучению русского языка...