Однородные члены
методическая разработка по литературе (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Дата:________ Класс:______ Ученик(ца):_______________________________________
Расставьте, где необходимо, знаки препинания при однородных членах предложения. Подчеркните однородные члены.
№ 1.
- Голод холод разруха преследовали людей всю войну.
- И наука и искусство и литература – важные составляющие в воспитании и образовании человека.
- На Олимпийских играх побеждают самые смелые мужественные и выносливые спортсмены.
- Дачники собрали в этом году богатый урожай яблок груш слив.
- Сквозь закрытое окно мы друг друга слышали но не видели.
- Столетние сосны и лиственницы толпятся группами или разбросаны врозь.
№ 2.
- Я люблю свой город с его дивной архитектурой широкими проспектами туманами над Невой белыми ночами.
- Букет состоял из белых красных и жёлтых роз.
- Весной в огороде сажают и огурцы и помидоры и всякую зелень.
- Я взял зонт и вышел из дома.
- Говорил он ярко ладно простым языком.
- Встретились поговорили о том о сём.
№ 3.
- В его характере не было ни решительности ни твёрдости.
- Высоко в небе летали и ласточки и стрижи и гордый коршун.
- Пустой и безлюдный берег навевал тоску и уныние.
- Я люблю лес за грибы и ягоды за прохладу и тень в жару.
- Пустыня завораживала как безбрежными песками так и пугающей тишиной.
- Луга пестрели цвели и золотились.
№ 4.
- Искусство создаёт хороших людей формирует душу.
- Вода бурлила клокотала пенилась.
- Мелькали за окном леса перелески деревеньки.
- Зацвели черёмуха сирень.
- Сегодня утро вышло серое тёплое в лужах.
- Моя сестра вышивает крестиком а также гладью.
№ 5.
- Он поминутно останавливался и только при блеске молнии делал несколько шагов вперёд.
- Он любил степи и широкие реки и дремучие леса своей родины.
- Радостнее веселее становилось и на небе и на земле.
- Я навек за туманы и росы полюбил у берёзки стан и её золотистые косы и холщовый её сарафан.
- Петра Первого и стрельцов и царицу Софью и удалых покорителей Сибири и самих сибиряков вы увидите на картинах художника Сурикова.
- Я стал посещать музеи и галереи и читать книги.
№ 6.
- Маяк то ярко вспыхивал то гас.
- Давно уже не было слышно ни звона колокольчика ни стука колёс по кремнистой дороге.
- Осень предупреждала о своём приходе то сухим листиком то маленькой зелёной гусеницей, спускавшейся на паутине.
- Ветер то дунет то замрёт. Несутся клубы не то тумана не то мелких брызг.
- Рёв то затихает и переходит в злобное рычание то с новой силой потрясает горы.
- Снежинки висели в воздухе не то опускаясь не то поднимаясь с неё.
№ 7.
- Слово не стрела а разит пуще стрелы.
- Неяркой но бесконечно глубокой красотой наградила русскую землю природа.
- Умён и пригож да на дело негож.
- Ни с того ни с сего он обиделся и ушёл.
- Одета она была в опрятное хоть и полинявшее платье.
- Март апрель май – весенние месяцы.
№ 8.
- Известно, что цветы лучше собирать утром или под вечер.
- Бывало, с самого раннего утра убегаю или на пруд или в рощу или на сенокос.
- Виднелись или обработанные песчаные равнины или далёкие горы.
- Я люблю как фрукты так и ягоды.
- К счастью, самозванец либо не расслышал либо пренебрёг неуместным намёком.
- День хотя и ветреный но знойный.
Дата:________ Класс:_____ Ученик(ца):________________________________________
Расставьте, где необходимо, недостающие знаки препинания при однородных членах предложения с обобщающими словами. Подчеркните однородные члены.
№ 1.
- Моря и океаны города и сёла леса и реки всё это наша Родина.
- Воды не было нигде ни в речке ни в колодце ни в пруду.
- Всё вокруг и деревья и дома и машины всё покрыла изморозь.
- Каждый день отец приносил разную рыбу щук окуней плотву.
- В корзине лежали грибы подосиновики подберёзовики и белые.
- Только не многим сильным смелым решительным удаётся достичь цели.
№ 2.
- И всё вокруг ожило и лес и поле и речка.
- Никто не обгонит леопарда ни страус ни проворная газель ни самая быстрая лошадь.
- Мой отец дрессирует цирковых животных а именно львов слонов обезьян.
- Из дома выносили мебель шкаф стол кровать всё чем пользовались хозяева.
- На собрании присутствовали все и учителя и родители и ученики.
- Ни столба ни стога ни забора ничего не видно.
№ 3.
- Он был мастер на все руки слесарь столяр плотник и даже механик.
- Изредка кое-где попадались старые деревья тополь липа и другие.
- Карандаши тетради ручки линейки всё лежало в беспорядке на столе.
- Работа кипела везде в саду в огороде в поле.
- Голые деревья некрашеный дом завалившийся забор всё это выглядело серым и безлюдным.
- Богато лето дарами природы земляникой черникой малиной грибами.
№ 4.
- Прямо и направо широко раскинулось родное приволье петли реки озёра луга нивы и сёла.
- Всё было незнакомо мне огромная комната голые стены из претолстых новых сосновых брёвен сильный смолистый запах.
- Пашка в восторге, он готов горы свернуть натаскал целый ворох дров сбегал за водой и теперь накладывает в котелок картошку.
- Вместе с галками к нашему дому прилетают и другие лесные птицы шустрые синички сойки и смелый поползень.
- Простые вещи доставляют наслаждение кружка молока белый хлеб ветер, вздувающий занавески на окнах.
- Сад опустел, в окна проникал свет то ли сияние неба то ли сияние озера.
№ 5.
- Долины горы, покрытые снегом, всё было залито солнцем.
- И утёсы и море и горы и берег всё это приняло одну общую не то чёрную не то серую окраску.
- Конёк на крыше певучая скрипка посуда игрушки всё из дерева.
- И дорога и вдали видневшаяся черта Терека и станции и народ всё это теперь казалось ему уже не шуткой.
- Старое дерево, разбитое грозой, плетень канава с лазом через неё дорожки и очертания деревьев всё это было знакомо и отмыкало старые воспоминания.
- Ни дерево ни вода ничто не шелохнётся.
№ 6.
- В мелколесье много прелести. Юные деревца всех пород ель и сосна осина и берёза растут дружно и тесно.
- Каждая мелочь разбитый цветочный горшок полузабытая фотография поблёскивающая в мусоре пуговица рассыпанные фигурки шахмат всё напоминало о хозяевах.
- Многие лиственные деревья например берёза осина дуб клён липа растут в наших лесах.
- Всё вокруг и море и горы и город сливалось в хрустальную чашу, полную искр и блеска.
- Только нам троим отцу мне и Евсеичу было не грустно и не скучно смотреть на серое небо.
- Ягодные кустарники а именно крыжовник смородина в этом году обильно плодоносили.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщающий урок "Однородные члены предложения. Пунктуация при однородных членах" в 5 классе.
Материал представляет собой конспект урока, включающего в себя тренинг и самоконтроль учащихся при помощи электронного образовательного комплекса "Игры и задачи. 1-4 классы" к УМК "Школа 2100", задани...
Презентация к обобщающему уроку по теме "Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах"
Данная презентация включает в себя тренировочные задания, образцы их выполнения, материалы для анализа и формулирования выводов по теме урока....
. Проверочная работа по темам «Однородные члены предложения»,«Обобщающие слова при однородных членах предложения», « Тире в простом предложении» 8 класс
Обобщающий контроль в двух вариантах...
Связь однородных членов без союзов и с помощью союзов. Знаки препинания в предложениях с однородными членами.
Урок презентация поможет развить умение распозновать в предложении однородные члены....
"Однородные члены предложения.Знаки препинания при однородных членах предложения"
Однородные члены предложения - одно из проявлений структурно-семантической категории синтаксиса - однородности,которая обнаруживается и на уровне сложного предложения.В блоке однородных членов е...
Учебное занятие: "Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами"
данное занятие предполагает закрепление знаний об однородных членах предложения;формирование умения находить однородные члены в предложении и ставить знаки препинания в предложениях с однородными...
презентация к учебному занятию: "Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами"
данная презентация помогает сделать занятие более эффективным, усилить мотивацию обучающихся к изучению русского языка...