План анализа стихотворения и прозы
материал по литературе на тему

Мухаметзянова Ольга Александровна

План анализа стихотворения и прозы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_analiza_stikhotvoreniya.docx16.15 КБ

Предварительный просмотр:

План анализа стихотворения

Тема стихотворения:

пейзаж;

общественно-политическая;

любовная/интимная;

философская.

Сюжет:

есть сюжет: образы событий (...каких именно...);

без сюжета: образы чувств (...).

Художественные средства, с помощью которых созданы эти образы:

Композиция: размер, рифма, ритм.

Размер:

 _ _' / _ _' / _ _' /_ _'      ямб 4-стопный (ударение на каждом втором слоге);

 '_ _ / '_ _ / '_ _      хорей 3-стопный;

 '_ _ _      дактиль;

 _ _' _     амфибрахий;

 _ _ _'     анапест.

Рифма:

 аабб - парная;

 абаб - перекрестная;

 абба - кольцевая.

Тропы - слова и обороты, которые употребляются не в прямом, а в образном, переносном значении:

эпитет - художественное определение;

сравнение;

аллегория - иносказательное изображение абстрактного понятия/явления через конкретные образы и предметы;

ирония - скрытая насмешка;

гипербола - художественное преувеличение;

литота - художественное преуменьшение;

олицетворение - например: куст, который разговаривает, думает, чувствует;

метафора - скрытое сравнение, построенное на похожести/контрасте явлений, в котором слова "как", "словно" - отсутствуют;

паралеллизм.

Стилистические фигуры:

повторы/рефрен;

риторический вопрос, обращение - повышают внимание читателя и не требуют ответа;

антитеза/противопоставление;

градация - например: светлый - бледный - едва заметный;

инверсия - необычный порядок слов в предложении с очевидным нарушением синтаксической конструкции;

умолчание - незаконченное, неожиданно оборванное предложение, в котором мысль высказана не полностью, читатель додумывает ее сам.

Поэтическая фонетика:

аллитерация - повторение одинаковых согласных;

ассонанс - повторение гласных;

анафора - едино начатие, повторение слова или группы слов в начале нескольких фраз или строф;

эпифора - противоположна анафоре - повторение одинаковых слов в конце нескольких фраз или строф.

Синонимы, антонимы, омонимы, архаизмы, неологизмы.

Образ лирического героя, авторское "Я".

Литературное направление: романтизм, реализм, сюрреализм, символизм, акмеизм, сентиментализм, авангардизм, футуризм, модернизм и т.д.

Жанр: эпиграмма (сатирический портрет), эпитафия (посмертное), элегия (грустное стихотворение, чаще всего о любви), ода, поэма, баллада, роман в стихах, песня, сонет и т.д.

План анализа прозы.

История создания.

Сюжетные линии: выделить, пронумеровать и назвать для каждой линии:

ДЛ (действующие лица);события.

Сюжетная схема (не все компоненты обязательно будут присутствовать):

экспозиция - условия и обстоятельства, которые привели к возникновению конфликта;

завязка - начало или проявление и обострение конфликта;

развитие действия;кульминация;развязка;эпилог.

Композиция:

последовательность и взаимосвязанность всех частей произведения (разделов, эпизодов, сцен, вводных эпизодов, лирических отступлений, картин, образов), разворачивание действий и группирование и расстановка персонажей;

способы компоновки художественного мира: портрет, пейзаж, интерьер, лирическое отступление;

способы изображения: рассказ, повествование, описание, монолог, внутренний монолог, диалог, полилог, реплика, ремарка, "поток сознания";точки зрения субъектов художественного произведения: автора, рассказчика, повествователя, персонажей;

придерживается автор или нет причинно-следственной зависимости.

Образы ДЛ (главных): характеры, взаимоотношения между персонажами, типичность (уникальность) персонажей.

Стиль: специфика письма каждого отдельного писателя: мировоззрение, жизненный опыт, характер, общая культура обуславливают:

выбор темы и ее раскрытие;разработку любимых жанровых форм;язык;

использование художественных средств (смотрите "План анализа стихотворения" пункты 3 b, c, d, e).

Литературное направление: сентиментализм, романтизм, реализм (критический, магический (например, Г.Г. Маркес "Сто лет одиночества", Ф. Кафка "Превращение"), социалистический, неореализм), натурализм, символизм, эстетизм, неоромантизм, импрессионизм (тенденция в творчестве авторов, принадлежавших к разным литературным направлениям - Ги де Мопассан, О. Уайльд, К. Гамсун), авангардизм, модернизм, постмодернизм, экзистенциализм, "театр абсурда", "школа потока сознания" (Дж. Джойс, М. Пруст, Т. Манн, У. Фолкнер и другие).

Жанровые особенности: эпос вообще - это чередование сюжетных событий.

рассказ (оповiдання) - малая эпическая форма: в центре - 1 событие, вокруг него сгруппированы ДЛ, характеры ДЛ в сформированном виде, описаний мало и они лаконичны, небольшой размер произведения (как правило, несколько страниц);

новелла - малая эпическая форма: в центре - 1 необычное событие, неожиданный финал, лаконичность. Виды:

новелла событий - О'Генри, Дж. Лондон, И. Бабель, Дж. Кольер;

новелла "настроения" с психологическим сюжетом - А. Чехов, Мопассан, Акутагава Рюноскэ;

повесть - средняя эпическая форма: 1 сюжетная линия, история жизни 1 человека в столкновениях с судьбами других людей, охватывает относительно небольшой промежуток времени из жизни героев;

роман - большая эпическая форма: несколько сюжетных линий, большой размер, много действующих лиц, раскрывается история формирования характеров многих персонажей, широко охвачены жизненные события. Роман - наиболее распространенная в XX веке эпическая жанровая разновидность, условно выделяют:

социально-бытовой - человек и социальная среда, социально обусловленные формы бытия;

морально-психологический - столкновения внутреннего мира человека и мира внешнего;

исторический - о событиях прошлого;

философский - раскрытие главных проблем человеческого бытия, создание целостной картины мира;

роман-миф - создание символической модели существования человека и человечества ("Сто лет одиночества" Маркеса);

роман-антиутопия (Г. Уэллс), роман-притча ("Чума" А. Камю), роман-хроника одной семьи ("Семейство Тибо" Р.М. дю Гар), роман-анекдот ("Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина" В. Войнович) и т.д.

эпопея - большое пространство действия, большое количество персонажей, часто охватывает все слои населения, значительный объем, выбирается момент истории, важный для судьбы народа/государства (обязательно!).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План анализа стихотворения

Использую на уроках литературы в разных параллелях...

План анализа стихотворения

Этот материал готов для раздачи учащимся 9-11 классов...

План анализа стихотворения.

Анализировать стихи можно по-разному. Но есть общие вопросы анализа. Данный план поможет ученикам 5-8 классов анализировать небольшое поэтическое произведение как на уроках литературы, так и на уроках...

Методическая разработка урока литературы в 9 классе. Анализ стихотворения в прозе И.С.Тургенева "Дурак"

В данной  методической  разработке  содержится  методика  проведения  урока  литературы, на котором  обучающиеся  учатся  анализировать стихотворение ...

Работа с концептом ЛЮБОВЬ на уроке анализа стихотворения в прозе "Воробей".

Работа с концептом ЛЮБОВЬ на уроке анализа стихотворения в прозе "Воробей"....

Анализ стихотворения в прозе "Собака" И.С.Тургенева

Анализ стихотворения в прозе "Собака" И.С.Тургенева...