План анализа стихотворения и прозы
материал по литературе на тему
План анализа стихотворения и прозы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_analiza_stikhotvoreniya.docx | 16.15 КБ |
Предварительный просмотр:
План анализа стихотворения
Тема стихотворения:
пейзаж;
общественно-политическая;
любовная/интимная;
философская.
Сюжет:
есть сюжет: образы событий (...каких именно...);
без сюжета: образы чувств (...).
Художественные средства, с помощью которых созданы эти образы:
Композиция: размер, рифма, ритм.
Размер:
_ _' / _ _' / _ _' /_ _' ямб 4-стопный (ударение на каждом втором слоге);
'_ _ / '_ _ / '_ _ хорей 3-стопный;
'_ _ _ дактиль;
_ _' _ амфибрахий;
_ _ _' анапест.
Рифма:
аабб - парная;
абаб - перекрестная;
абба - кольцевая.
Тропы - слова и обороты, которые употребляются не в прямом, а в образном, переносном значении:
эпитет - художественное определение;
сравнение;
аллегория - иносказательное изображение абстрактного понятия/явления через конкретные образы и предметы;
ирония - скрытая насмешка;
гипербола - художественное преувеличение;
литота - художественное преуменьшение;
олицетворение - например: куст, который разговаривает, думает, чувствует;
метафора - скрытое сравнение, построенное на похожести/контрасте явлений, в котором слова "как", "словно" - отсутствуют;
паралеллизм.
Стилистические фигуры:
повторы/рефрен;
риторический вопрос, обращение - повышают внимание читателя и не требуют ответа;
антитеза/противопоставление;
градация - например: светлый - бледный - едва заметный;
инверсия - необычный порядок слов в предложении с очевидным нарушением синтаксической конструкции;
умолчание - незаконченное, неожиданно оборванное предложение, в котором мысль высказана не полностью, читатель додумывает ее сам.
Поэтическая фонетика:
аллитерация - повторение одинаковых согласных;
ассонанс - повторение гласных;
анафора - едино начатие, повторение слова или группы слов в начале нескольких фраз или строф;
эпифора - противоположна анафоре - повторение одинаковых слов в конце нескольких фраз или строф.
Синонимы, антонимы, омонимы, архаизмы, неологизмы.
Образ лирического героя, авторское "Я".
Литературное направление: романтизм, реализм, сюрреализм, символизм, акмеизм, сентиментализм, авангардизм, футуризм, модернизм и т.д.
Жанр: эпиграмма (сатирический портрет), эпитафия (посмертное), элегия (грустное стихотворение, чаще всего о любви), ода, поэма, баллада, роман в стихах, песня, сонет и т.д.
План анализа прозы.
История создания.
Сюжетные линии: выделить, пронумеровать и назвать для каждой линии:
ДЛ (действующие лица);события.
Сюжетная схема (не все компоненты обязательно будут присутствовать):
экспозиция - условия и обстоятельства, которые привели к возникновению конфликта;
завязка - начало или проявление и обострение конфликта;
развитие действия;кульминация;развязка;эпилог.
Композиция:
последовательность и взаимосвязанность всех частей произведения (разделов, эпизодов, сцен, вводных эпизодов, лирических отступлений, картин, образов), разворачивание действий и группирование и расстановка персонажей;
способы компоновки художественного мира: портрет, пейзаж, интерьер, лирическое отступление;
способы изображения: рассказ, повествование, описание, монолог, внутренний монолог, диалог, полилог, реплика, ремарка, "поток сознания";точки зрения субъектов художественного произведения: автора, рассказчика, повествователя, персонажей;
придерживается автор или нет причинно-следственной зависимости.
Образы ДЛ (главных): характеры, взаимоотношения между персонажами, типичность (уникальность) персонажей.
Стиль: специфика письма каждого отдельного писателя: мировоззрение, жизненный опыт, характер, общая культура обуславливают:
выбор темы и ее раскрытие;разработку любимых жанровых форм;язык;
использование художественных средств (смотрите "План анализа стихотворения" пункты 3 b, c, d, e).
Литературное направление: сентиментализм, романтизм, реализм (критический, магический (например, Г.Г. Маркес "Сто лет одиночества", Ф. Кафка "Превращение"), социалистический, неореализм), натурализм, символизм, эстетизм, неоромантизм, импрессионизм (тенденция в творчестве авторов, принадлежавших к разным литературным направлениям - Ги де Мопассан, О. Уайльд, К. Гамсун), авангардизм, модернизм, постмодернизм, экзистенциализм, "театр абсурда", "школа потока сознания" (Дж. Джойс, М. Пруст, Т. Манн, У. Фолкнер и другие).
Жанровые особенности: эпос вообще - это чередование сюжетных событий.
рассказ (оповiдання) - малая эпическая форма: в центре - 1 событие, вокруг него сгруппированы ДЛ, характеры ДЛ в сформированном виде, описаний мало и они лаконичны, небольшой размер произведения (как правило, несколько страниц);
новелла - малая эпическая форма: в центре - 1 необычное событие, неожиданный финал, лаконичность. Виды:
новелла событий - О'Генри, Дж. Лондон, И. Бабель, Дж. Кольер;
новелла "настроения" с психологическим сюжетом - А. Чехов, Мопассан, Акутагава Рюноскэ;
повесть - средняя эпическая форма: 1 сюжетная линия, история жизни 1 человека в столкновениях с судьбами других людей, охватывает относительно небольшой промежуток времени из жизни героев;
роман - большая эпическая форма: несколько сюжетных линий, большой размер, много действующих лиц, раскрывается история формирования характеров многих персонажей, широко охвачены жизненные события. Роман - наиболее распространенная в XX веке эпическая жанровая разновидность, условно выделяют:
социально-бытовой - человек и социальная среда, социально обусловленные формы бытия;
морально-психологический - столкновения внутреннего мира человека и мира внешнего;
исторический - о событиях прошлого;
философский - раскрытие главных проблем человеческого бытия, создание целостной картины мира;
роман-миф - создание символической модели существования человека и человечества ("Сто лет одиночества" Маркеса);
роман-антиутопия (Г. Уэллс), роман-притча ("Чума" А. Камю), роман-хроника одной семьи ("Семейство Тибо" Р.М. дю Гар), роман-анекдот ("Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина" В. Войнович) и т.д.
эпопея - большое пространство действия, большое количество персонажей, часто охватывает все слои населения, значительный объем, выбирается момент истории, важный для судьбы народа/государства (обязательно!).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План анализа стихотворения
Использую на уроках литературы в разных параллелях...
План анализа стихотворения
Этот материал готов для раздачи учащимся 9-11 классов...
План анализа стихотворения.
Анализировать стихи можно по-разному. Но есть общие вопросы анализа. Данный план поможет ученикам 5-8 классов анализировать небольшое поэтическое произведение как на уроках литературы, так и на уроках...
Разработка урока. Комплексный анализ стихотворения в прозе И.С.Тургенева "Когда меня не будет".
На уроке учащиеся обучались комплексному анализу текста...
Методическая разработка урока литературы в 9 классе. Анализ стихотворения в прозе И.С.Тургенева "Дурак"
В данной методической разработке содержится методика проведения урока литературы, на котором обучающиеся учатся анализировать стихотворение ...
Работа с концептом ЛЮБОВЬ на уроке анализа стихотворения в прозе "Воробей".
Работа с концептом ЛЮБОВЬ на уроке анализа стихотворения в прозе "Воробей"....
Анализ стихотворения в прозе "Собака" И.С.Тургенева
Анализ стихотворения в прозе "Собака" И.С.Тургенева...