Проблема изучения современной литературы в старшей школе
статья по литературе (11 класс) на тему
Проблема изучения современной литературы в старшей школе и возможные пути её решения. Размышления учителя - филолога
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennaya_literatura.doc | 38.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тезисы выступления
«Как не ошибиться в преподавании современной литературы»
учителя русского языка и литературы МОУ СОШ №11
Лапоноговой Елены Борисовны
От того, какие книги читает ребёнок, во многом зависит, каким человеком он станет. Книга формирует и воспитывает нравственные качества личности, духовный мир школьника. С.Я. Маршак писал: «Литературе так же нужны талантливые читатели, как и писатели. Именно на них рассчитывает автор, когда напрягает свои душевные силы. Художник – автор берёт на себя только часть работы. Остальное должен дополнить своим воображением художник – читатель».
- Особенности преподавания литературы по ОП «Школа 2100»
В последние годы мы говорим о снижении интереса к чтению, как сделать так, чтобы ребёнок читал, чтобы он не просто сидел на уроке литературы? И вот тут-то помогают учебники литературы образовательной программы «Школа 2100». Своей целью программа по литературе ставит воспитание грамотного компетентного читателя, т.е. читателя, имеющего стойкую привычку к чтению и потребность в нём. Вся структура и принципы программы этому способствует.
Во-первых, замечательный во всех смыслах принцип «минимакса» (при максимуме, предложенным авторами, учащиеся должны освоить обязательный минимум). А учителю решать, увеличить этот минимум или нет. Что-то мы можем прочитать и изучить текстуально, а что-то – обзорно, что-то в полном объёме, а что-то – фрагментарно. На что опираюсь при дополнительном выборе – прежде всего, на интересы учащихся.
Во-вторых, своеобразная «реклама» произведений в учебниках: названия учебников и разделов, не традиционные статьи, предваряющие чтение и работу над произведением, а интересный разговор с читателем литературных героев, сверстников (сквозных героев учебника).
В-третьих, прекрасный подбор материала для чтения, основанный на возрастных, психологических особенностях и интересах детей и подростков.
Для себя весь круг литературного чтения я разделила на сектора:
- Детская литература (чувствую, что большинство будут читать):
- А. Рыбаков «Кортик»
- Р.Л. Стивенсон «Остров сокровищ»
- Ж. Верн «Дети капитана Гранта»
- Сказки Андерсена, Гауфа
- В. Каверин «Два капитана»
- М. Метерлинк «Синяя птица»
- В. Железников «Чучело»
- Классическая «программная» литература (то, что читаем традиционно в школе и знаю и уверяю, что надо читать):
- В. Короленко «В дурном обществе»
- А. Пушкин «Дубровский», «Капитанская дочка»
- М. Салтыков – Щедрин, И. Крылов, А. Чехов и др.
- Классическая «новая» литература (предполагаю, что вызовет разную реакцию):
- П. Мериме «Венера Илльская»
- Э. По «Золотой жук», «Убийство на улице Морг»
- Ги де Мопассан «Орля»
- Ш. Бронте «Джен Эйр»
- А. Конан Дойл «Затерянный мир»
- А. Беляев «Голова профессора Доуэля»
- С. Довлатов «Наши»
- М. Булгаков «Собачье сердце»
- Изучение современной литературы по программе Бунеевых в старших классах
Это всё является классикой русской литературы, даже то, что 2-3 десятилетия назад считалось современной (в то время!) литературой. Но не надо забывать, что современной литература остаётся на протяжении максимум двух десятилетий. Соответственно, на данном этапе современная литература – литература 90-х годов ХХ и по наши дни. Возникает вопрос: а хорошо ли она известна нам, учителям?
Нужно ли учителю литературы читать книги современных авторов? Необходимо ли ему быть в курсе современной литературной ситуации? Стоит ли выносить произведения современных авторов на урок и как это лучше делать? Как в силу специфики своей работы и так с утра до ночи читающему словеснику выделить время на ознакомление с литературными новинками? — эти и подобные им многочисленные вопросы я стала задавать себе, когда столкнулась с необходимостью преподавать современный литературный процесс, начиная с 8 класса, когда в программе появился рассказ Т. Толстой «Река Оккервиль», который я не читала, прочитав его, была в ужасе – о чём говорить с восьмиклассниками. Пришлось перечитывать повторно.
Пересмотрела программу на 9 -11 класс.
9 класс – раздел «Страницы литературы ХХ века» - В. Маканин, Т. Толстая, Л. Петрушевская – основные тенденции развития (обзор). Что именно? Сколько часов?
10 -11 класс – раздел «Человек и история в русской литературе» - К. Воробьёв «Это мы, Господи!», В. Шаламов «Колымские рассказы» - к современной уже не отнести.
Раздел «Писатели конца ХХ века и русская классика» - Ю. Поляков «Козлёнок в молоке» (или «Грибной царь», на выбор), В. Ерофеев «Москва – Петушки», рассказы Т. Толстой.
Теперь ответьте на такой вопрос: а что такое современная литература? У одних - это пресловутая Улицкая, у других - "новые реалисты", у третьих - Пелевин...И что прикажете преподавать ученикам? На всех времени действительно не хватит. Ведь и 19 век мы изучаем выборочно, как и 20, кстати. А ХХI и вообще отдельно не выведен!
Напрашивается вопрос: что же делать учителю? Перечитать всё предложенное порой невозможно из-за отсутствия свободного времени. Во-вторых, что конкретно взять у Толстой, Улицкой, Лукьяненко и Пелевина? Как за 2-3 часа вообще познакомить с современной литературой? В ущерб изучению классики? Аргумент в противовес:
что учащиеся вырабатывают на уроках литературы, читая Пушкина, Гоголя (и далее по списку)? Правильно, художественный вкус. Потому это и называется классикой, что проверено временем. А современная литература? Уверены ли вы, предлагая гипотетическим ученикам того или иного автора, что это - не ошибка вашего личного вкуса? Кажется, в Англии есть закон, по которому запрещено ставить памятники выдающимся людям до истечения 50 лет со дня их смерти.
Для себя обозначила три пути решения данной проблемы:
- Опираясь на опыт учителей – филологов (что удалось, что прижилось, что понравилось), составить для себя «МАКСИсписок» произведений современной литературы
- Узнать читательские предпочтения старшеклассников: что читают, что нравится, что желали бы
- Увеличить количество часов на изучение современной литературы за счёт пересмотра часов внеклассного чтения
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблема бездуховности современной литературы (на примере "ДУХLESS" С. Минаева)
Статья содержит анализ романа С. Минаева...
Нравственное воспитание учащихся при изучении русской литературы в старших классах
В данной статье мне бы хотелось рассказать о крупицах своего опыта, своих наблюдениях по нравственному воспитанию учащихся на материале нескольких произведений классической и современной литературы. Д...
ИЗУЧЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В 11 КЛАССЕ
Статья дает обзор современной литературы, характеризует основные направления литературы конца 20 - начала 21 века....
Статья "Изучение современной литературы в старших классах"
Статья посвящена исследованию современной литературы в старших классах средней школы....
ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО УРОКА ИНФОРМАТИКИ В ШКОЛЕ
Одной из проблем является недостаточная разработанность методик преподавания информатики....
Проблемы организации современного урока технологии в школе.
Проблемы организации современного урока технологии в школе....
Доклад «Некоторые проблемы изучения адыгейского языка в русскоязычных школах».
На протяжении многих лет работы я наблюдала, что уроки адыгейского языка в русскоязычных школах не всегда вызывают интерес у учащихся. Некоторые дети считают его скучным предметом. Я задумалась...