с тестом понимания твopчeских мотивoв петербургского периода жизни А.С.Пушкина
методическая разработка по литературе (9 класс) на тему

Каждый yчитeль пo-свoeмy пoнимаeт мoтивы твopчeства А.С.Пyшкина и oжидаeт этoгo oт свoиx yчeникoв.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pushkin_v_peterburge.pptx1.25 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Пушкин в Петербурге Каутская И.П.

Слайд 2

Оглавление Лицейские годы. Петербург 1817 – 1820 г.г. Задания. Краткая характеристика творчества А.С. Пушкина. Петербург. Михайловский замок. Задания. 1 группа. Задания. 2 группа. Задания 2 группа (продолжение). Задания. 3 группа. Иллюстрации к статье. Образ Наполеона в оде «Вольность». Задания 4 группа. Иллюстрации к заданию 4 группы. Задания 5 группа. Вопросы к заданию. Финальный слайд.

Слайд 3

В те дни, когда в садах лицея я безмятежно расцветал…

Слайд 4

Петербург - 1817 – 1820 гг. Новый этап жизни и творчества А.С.Пушкина Почему петербургский период (1817 – 1820 гг.) можно назвать новым этапом не только в жизни, но и в творчестве А.С.Пушкина?

Слайд 5

Задания:  Прочитайте статью. Составьте простой тезисный план ( тезисы – сжато сформулированные, основные констатирующие положения текста) .  Какая существенная информация о петербургском периоде как новом этапе жизни Пушкина содержится в данном тексте?  Какая сторона петербургского периода жизни Пушкина не освещается в статье?

Слайд 6

Краткая характеристика творчества А.С.Пушкина Лицейские годы Петербургский период Любовные, иногда фривольные (легкомысленные) стихи, дружеские послания, в которых прославлялись радости жизни, вино, любовь. Преобладают стихотворения политические, свободолюбивые, с социальным содержанием.

Слайд 7

Петербург , Михайловский замок По свидетельству современников, поводом к созданию оды «Вольность» послужили впечатления от заброшенного Михайловского замка, где был убит император Павел I .

Слайд 8

1 группа Внимательно перечитайте 1-2 строфы оды «Вольность», объясните значение непонятных слов и выражений. Выпишите из 1 строфы глаголы повелительного наклонения. На какие 2 группы и по какому принципу можно разделить эти глаголы? Какие художественно-изобразительные средства использует автор в 1-2 строфах. Какую роль играют они в стихотворении? Вывод: Как в 1 и 2 строфах оды А.С.Пушкин подчёркивает начало нового этапа в своём творчестве? От чего оказывается и к чему стремится поэт? Какие цели ставит он?

Слайд 9

2 группа Внимательно перечитайте 3-5 строфы оды «Вольность». Какими представляются поэту государства, в одном из которых правит закон, а в другом – беззаконие? Найдите в тексте и выпишите в тетрадь выражения, наиболее ярко помогающие представить эти два государства. Какие художественно-изобразительные средства использует автор в 3-5 строфах. Какую роль играют они в стихотворении? Вывод: Какую роль в жизни общества поэт придаёт закону ? Как соотнесена с законом свобода?

Слайд 10

2 группа Какими представляются поэту государства, в одном из которых правит закон, а в другом – беззаконие? везде бичи, везде железы; законов гибельный позор; неволи немощные слёзы; неправедная власть; сгущённая мгла предрассуждений; рабства грозный гений; славы роковая страсть народов не легло страданье; вольность святая; законов мощных сочетанье; твёрдый щит законов; верные руки; равные главы; меч преступленье сражает; праведным размахом; неподкупна рука ни алчной скупостью, ни страхом

Слайд 11

3 группа Внимательно перечитайте 7-8 строфы оды «Вольность». Какие исторические события поэтически переосмыслены Пушкиным в этих строфах? Как в оде отразилось отношение Пушкина к французской революции? Как в стихотворении создаётся образ Наполеона? Какие слова, выражения помогают понять авторскую позицию по отношению к описанным историческим реалиям? Вывод: С какой целью Пушкин вспоминает события Французской революции, обращается к личности Наполеона?

Слайд 12

Людовик XVI Казнь Людовика XVI Людовик XVI перед судом Конвента

Слайд 13

Наполеон в полном императорском облачении Как в оде А.С.Пушкина «Вольность» создаётся образ Наполеона? «самовластительный злодей» «ужас мира» «стыд природы» «упрёк ты богу на земле» (градация)

Слайд 14

4 группа Внимательно перечитайте 9-11 строфы оды «Вольность». О какой страшной тайне мог бы рассказать Михайловский замок? Почему Пушкин ни разу не упоминает имя Павла? Под каким другим именем скрывается в оде образ убитого императора? Прочитайте и сопоставьте статьи исторической энциклопедии о Павле I и Калигуле. Что позволило А.С.Пушкину поставить этих исторических деятелей в один ряд? Каково отношение поэта к убитому и убийцам? Как оно выражено? Для чего в одной из строк Пушкин упоминает имя Клио – музы эпической поэзии, покровительницы истории? Вывод: С какой целью Пушкин обращается к событиям, связанным с убийством Павла I ?

Слайд 15

Павел I Убийство Павла I Убийство Калигулы Калигула

Слайд 16

5 группа Внимательно перечитайте оду «Вольность». Можно ли определить общее настроение произведения или оно меняется? В оде много слов и словосочетаний, имеющих ключевой характер (опора текста, «нерв» текста) Составьте словарь гражданской лексики (слов общественно-политического содержания) по стихотворению «Вольность». Найдите в оде признаки жанра. Подтвердите свои мысли примерами. Вывод: Почему Пушкин избрал для «Вольности» именно жанр оды?

Слайд 17

И днесь учитесь , о цари: Ни наказанья, ни награды, Ни кров темниц, ни алтари Не верные для вас ограды. Склонитесь первые главой Под сень надежную Закона , И станут вечной стражей трона Народов вольность и покой. Что является основой свободы по Пушкину?

Слайд 18

Петербург - 1817 – 1820 гг. Новый этап жизни и творчества А.С.Пушкина Почему петербургский период (1817 – 1820 гг.) можно назвать новым этапом не только в жизни, но и в творчестве А.С.Пушкина?

Слайд 19

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Физическая культура в различные периоды жизни ребенка

Физическая культура в системе воспитания детей дошкольного возраста, школьного возраста, а также в средних специальных и высших заведениях....

Лирика Петербургского периода

Презентация может быть использована на уроках литературы в 9 кл. при изучении творчества А.С. Пушкина, Петербургского периода жизни поэта....

Презентация. "Евгений Онегин". Онегин. Петербургский период. Часть I

Работа по презентации «Евгений Онегин». Онегин. Петербургский период» (Часть I и II) побуждает  ученика  мысленно воссоздать Петербургский период жизни Евгения  Онегина, понять ег...

Презентация. "Евгений Онегин". Петербургский период. Часть II

Работа по презентации «Евгений Онегин». Онегин. Петербургский период» (Часть I и II) побуждает  ученика  мысленно воссоздать Петербургский период жизни Евгения  Онегина, понять ег...

Урок литературы по теме "Лицейский период в жизни А.С.Пушкина", 6 класс

Урок литературы - часть уроков по биографии А.С.Пушкина - содержит материал о жизни поэта в период обучения в Царском Селе в Лицее в период с 1811 по 1817гг....

«Совершенствование навыков монологической речи на немецком языке в прошедшем повествовательном времени (Imperfekt) на основе текста “Баварский период жизни выдающегося русского поэта Ф.И. Тютчева”»

Цель:совершенствование умения работы с текстомразвитие навыков высказывания собственного мнения по темеупотребление в речи прошедшего повествовательного времени Imperfekt на уже известном из уроков ли...

А.С. Пушкин. Периоды жизни и творчества.

Презентация к уроку литературы в 9 классе по теме "Периоды жизни и творчества А.С. Пушкина"...