Рабочая программа по литературе.5класс
рабочая программа по литературе (5 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab._progr._lit-ra_5_kl.docx | 80.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Отдел образования Администрации Тальменского района Алтайского края
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Тальменская средняя общеобразовательная школа №2»
Тальменского района Алтайского края
«Рассмотрено»: | «Согласовано»: | «Утверждаю»: |
рук. МО гуман. предметов | Зам. директора по УВР | директор школы |
__________Сыровежкина М. Ю. | ___________Фурсова Г.Д. | ___________Кривошапкин В.Н. |
Протокол №1 от 22.08.2014 | 25 августа 2014 г. | Приказ №67 от 29.08.2014 |
Рабочая программа учебного предмета
«Литература» 5 класс
(базовый уровень) вторая ступень
на 2014-2015 учебный год
Составитель:
Бочарова Т.В.,
учитель русского языка и
литературы
Тальменка 2014
1. Пояснительная записка
Данная рабочая программа:
- разработана на основании приказа министерства образования Российской федерации от 05.03.2004 № 1089"Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования" и приказа от03 июня 2008 г. № 164О « О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»,
- реализует преподавание литературы на базовом уровне;
- конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта;
- дает распределение учебных часов по разделам курса;
- даёт последовательность изучения разделов литературы с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся;
- предусматривает гибкий подход к выбору методов и форм контроля обученности в зависимости от степени усвоения знаний, от психологических особенностей учащихся и т.п.;
Цель литературного образования определяется как воспитание грамотного компетентного читателя, человека, имеющего стойкую привычку к чтению и потребность в нем как средстве познания мира и самого себя, человека с высоким уровнем языковой культуры, культуры чувств и мышления.
Компетентность читателя предполагает:
- способность к полноценному восприятию литературных произведений в контексте духовных ценностей национальной и мировой художественной культуры;
- готовность к самостоятельному общению с произведением искусства, к диалогу с автором через текст;
- овладение системой знаний, умений и навыков по предмету; развитие речевых, интеллектуальных и творческих способностей;
- освоение через предмет литературы представлений о мире, способствующих успешной социальной адаптации учащихся.
Общая характеристика учебного предмета
Программа соответствует «Обязательному минимуму содержания основных образовательных программ», включает компонент литературного образования, обеспечивает выполнение государственных стандартов.
В целом программа ориентирована на «Концепцию модернизации российского образования», принятую Правительством РФ, признающую приоритетной духовно-нравственную ценность литературы для школьника – будущего гражданина своей страны, любящего свой народ, язык, культуру и уважающего традиции и культуру других народов. Главная отличительная особенность программы в том, изучение литературы как эстетического и национально-исторического явления рассматривается не столько как цель преподавания, сколько как средство гармонического развития личности.
Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания, грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Изучение литературы в школе позволяет учащимся осознать литературу как величайшую духовно-эстетическую ценность; освоить идейно-эстетическое богатство родной литературы в ее лучших образцах и отдельных произведениях литературы народов России, познакомиться с шедеврами мировой классики; научиться анализировать и оценивать литературные произведения; получить представление о жизненном и творческом пути выдающихся писателей; развить и усовершенствовать коммуникативные навыки на основе осознания функций языка и художественной образности литературного текста.
В результате освоения содержания курса литературы учащийся получает возможность совершенствовать и расширить круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности, овладение которыми является необходимым условием развития и социализации школьников.
К числу основных общих учебных умений, навыков и способов деятельности, формируемых на уроках литературы, относятся:
- использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа,
- определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов,
- самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера,
- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа; отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно),
- умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в т.ч. от противного); объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах; владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута),
- выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.). Умение понимать язык художественного произведения, работать с критическими статьями,
- владение навыками редактирования текста, создания собственного текста (сочинения различных жанров),
- определение собственного отношения к явлениям прошлого и современной жизни. Умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои взгляды,
- осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Главным при изучении предмета остается работа с художественным текстом, что закономерно является важнейшим приоритетом в преподавании литературы.
В соответствии с поставленной целью под литературным образованием понимается освоение литературы в процессе творческой читательской деятельности.
Цель литературного образования в 5 классе определяет его задачи:
- Поддерживать интерес к чтению, сложившийся в начальной школе, формировать духовную и интеллектуальную потребность читать.
- Обеспечивать общее и литературное развитие школьника, глубокое понимание художественных произведений различного уровня сложности.
- Сохранять и обогащать опыт разнообразных читательских переживаний, развивать эмоциональную культуру читателя-школьника.
- Обеспечивать осмысление литературы как словесного вида искусства, учить приобретать и систематизировать знания о литературе, писателях, их произведениях.
- Обеспечивать освоение основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условий полноценного восприятия текста.
- Развивать эстетический вкус учащихся как основу читательской самостоятельной деятельности, как ориентир нравственного выбора.
- Развивать функциональную грамотность (способность учащихся свободно использовать навыки чтения и письма для получения текстовой информации, умения пользоваться различными видами чтения).
- Развивать чувство языка, умения и навыки связной речи, речевую культуру.
2. Содержание тем учебного курса
Введение(1ч).
Писатели о роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка., титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик). Учебник литературы и работа с ним.
Устное народное творчество(1ч).
Фольклор – коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное индивидуальное в фольклоре. Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки)
Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество.
Русские народные сказки(5ч).
Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравоучительный и философский характер сказок.
«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы.. Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников – Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Фантастика в волшебной сказке.
«Иван - крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван – крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя.
«Журавль и цапля», «Солдатская шинель» - народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках.
Теория литературы. Сказка. Виды сказок. Постоянные эпитеты. Гипербола. Сказочные формулы. Сравнение.
Из древнерусской литературы(1ч).
Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси.
«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле.
Теория литературы. Летопись.
Из литературы XVIII века(1ч).
Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя. Ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин.
«Случились вместе два астронома в пиру…» - научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.
Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы.
Из литературы XIX века(29ч).
Русские басни.
Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века).
Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце. «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под дубом». Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости. «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.
Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (инсценирование).
Теория литературы. Басня, аллегория, понятие об эзоповом языке.
Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте.
«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета.
«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.
Теория литературы. Баллада (начальное представление).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).
Стихотворение «Няне» - поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями.
«У лукоморья дуб зеленый…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» - её истоки (сопоставление с русским народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.
Теория литературы. Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, строфа, способы рифмовки.
Русская литературная сказка.
Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители».
Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в литературной сказке. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения.
Всеволод Михайлович Гаршин. «AttaleaPrinceps».Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения.
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.
«Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.
Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет, метафора, звукопись, аллитерация.
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ и писателе.
«Заколдованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.
Теория литературы. Фантастика. Юмор.
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте.
«На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народ, лучшую его судьбу.
«Есть женщины в русских селеньях…». Поэтический образ русской женщины.
Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.
Теория литературы. Эпитет.
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ и писателе.
«Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права.духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных.
Теория литературы. Портрет, пейзаж. Литературный герой.
Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы.
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.
«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Жилин и ДИна. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.
Теория литературы. Сравнение. Сюжет.
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ и писателе. «Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.
Теория литературы. Юмор.
Поэты XIX века о Родине и родной природе.
Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», «Как весел грохот летних бурь», «Есть в осени первоначальной»; А.Н. Плещеев «Весна», И.С. Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне»; А.Н. Майков «Ласточки»; И.З. Суриков «Зима».выразительное чтение стихотворений.
Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.
Из литературы XX века(21ч).
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.
«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами русской земли, душевным складом песен и сказок. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.
Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе.
«В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. Взаимопонимание – основа отношений в семье.
Теория литературы. Портрет. Композиция литературного произведения.
Сергей Александрович Есенин. Рассказ о поэте. Стихотворения«Я покинул родимый дом…» и «Низкий дом с голубыми ставнями…» - поэтическое изображение родной природы. Образы малой родины, родных людей как изначальный исток образа Родины, России. Своеобразие языка есенинской лирики.
Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе.
«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика. Честность, добросоветсность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.
Теория литературы. Сказ как жанр литературы. Сказ и сказка (общее и различное).
Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе.
«Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.
Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе.
«Двенадцать месяцев» - пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок.художественные особенности пьесы-сказки.
Теория литературы. Драма как род литературы. Пьеса-сказка.
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.
«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении – жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.
Теория литературы. Фантастика в литературном произведении.
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.
«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу.основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.
Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения.
Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. К.М. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете»; А.Т. Твардовский«Рассказ танкиста». Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.
Произведения о Родине и родной природе.И.Бунин «Помню долгий зимний вечер…»; А. Прокофьев «Аленушка»; Д.Кедрин «Аленушка»; Н. Рубцов «Родная деревня»; Дон Аминадо «Города и годы». Конкретные пейзажные зарисовки о обобщенный образ России.
Саша Черный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.
Теория литературы. Юмор.
Из зарубежной литературы(9ч).
Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе.
«Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.
Теория литературы. Баллада.
Даниэль Дефо. Краткий рассказ о писателе.
«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека.
ХансКристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.
«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке. Кай и Герда. Помощники Герды.
Жорж Санд «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей.
Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.
«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывающиеся в отношениях с друзьями. Том и Беки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена.
Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.
«Сказание о Кише» - сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика – смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства – опора в трудных жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.
Произведения для заучивания наизусть.
Пословицы и поговорки.
В.А. Жуковский. «Спящая царевна» (отрывок).
И.А. Крылов. Басни.
А.С. Пушкин. «У лукоморья..»
Н.А. Некрасов «Есть женщины в русских селеньях…», отрывок из стихотворения «Крестьянские дети» («Однажды в студёную зимнюю пору…»)
А.А. Фет. «Весенний дождь».
М.Ю. Лермонтов. «Бородино»,
С.А. Есенин «Я покинул родимый дом…» или «Низкий дом с голубыми ставнями».
По теме «Война и дети» 1-2 стихотворения.
По теме «О Родине и родной природе» 1-2 стихотворения.
Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 5 класса.
Учащиеся должны знать:
• авторов и содержание изученных произведений;
• основные теоретико-литературные понятия: фольклор, устное народное творчество, жанры фольклора; сказка, виды сказок; постоянные эпитеты, гипербола, сравнение; летопись (начальные представления); роды литературы (эпос, лирика, драма); жанры литературы (начальные представления); басня, аллегория, понятие об эзоповском языке; баллада (начальные представления); литературная сказка; стихотворная и прозаическая речь; ритм, рифма, способы рифмовки; «бродячие сюжеты» сказок; метафора, звукопись и аллитерация; фантастика в литературном произведении, юмор; портрет, пейзаж, литературный герой; сюжет, композиция литературного произведения; драма как род литературы (начальные представления); пьеса-сказка; автобиографичность литературного произведения (начальные представления).
Учащиеся должны уметь:
• воспроизводить сюжет изученного произведения и объяснять внутренние связи его элементов;
• отличать стихотворение от прозы, используя сведения о стихосложении (ритм, рифма, строфа);
• видеть связь между различными видами искусства и использовать их сопоставление, например, при обращении к иллюстрации, созданной к конкретному произведению;
• выявлять основную нравственную проблематику произведения;
• определять главные эпизоды в эпическом произведении, устанавливать причинно-следственные связи между ними;
• прослеживать изменение настроения (интонации) в стихотворении;
• воспринимать многозначность слов в художественном тексте, определять их роль в произведении, выявлять в изобразительно-выразительных средствах языка проявление авторского отношения к изображаемому;
• различать особенности построения и языка произведений простейших жанров (народная и литературная сказка, загадка, басня, рассказ)
• пользоваться алфавитным каталогом школьной библиотеки;
• ориентироваться в незнакомой книге (автор, аннотация, оглавление, предисловие, послесловие);
• выразительно читать текст-описание, текст-повествование, монологи, диалоги, учитывая жанровое своеобразие произведения (сказка, загадка, басня, рассказ);
• подготовить (устно и письменно) краткий, сжатый. Выборочный и подробный пересказы;
• словесно воспроизводить картины, созданные писателем (пейзаж, портрет);
• аргументировать своё отношение к героям произведения, объяснять мотивы поведения героев, сопоставлять и оценивать их поступки, переживания, портреты, речь, находить прямые авторские оценки;
• написать творческое сочинение типа описания и повествования на материале жизненных и литературных впечатлений;
• сочинять небольшие произведения фольклорного жанра – сказки, загадки, басни;
• создавать сочинения-миниатюры по картине.
Учебно-тематический план
№ п/п | Содержание раздела | Количество часов | В том числе: | ||
Развитие речи | Внеклассное чтение | Контрольные работы | |||
1 | Введение. Книга в жизни человека. | 1 | |||
2 | Устное народное творчество | 6 | 1 | ||
3 | Из древнерусской литературы. | 1 | |||
4 | Из литературы XVIII века. | 1 | |||
5 | Из литературы XIX века. | 30 | 4 | 2 | 1 |
6 | Из литературы XX века. | 21 | 4 | 1 | 1 |
7 | Из зарубежной литературы. | 9 | 1 | ||
8 | Итоговый урок | 1 | |||
ИТОГО | 70 |
Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы
№ п\п | Наименование документа | Автор | Годы издания |
1. | Государственный стандарт основного общего образования | 2006 | |
2. | Программа по литературе для 5 - 9 классов. | В.Я.Коровина | 2010 |
3. | Учебник. Литература в 2х частях. 5 класс. «Просвещение» | В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин | 2012 |
4. | Методические пособия | Н.В. Беляева. Уроки литературы в 5классе. Поурочные разработки. «Просвещение» И.В.Золотарева, Н.В.Егорова. Поурочные разработки по литературе. М., «ВАКО» И.В.Карасева, В.Н.Пташкина. Литература. 5класс. Поурочные планы. Волгоград, «Учитель» Е.В.Иванова. Дидактические материалы по литературе. К учебнику В.Я.Коровиной и др. «Литература 5класс», М., «Экзамен» Е.И.Матвеева. Тестовые задания по литературе. 5класс. М. Е.Д.Волжина. Школьные олимпиады. Литература. М., «Айрис-пресс» | 2014 2007 2009 2011 2007 2008 |
Урочно-тематическое планирование уроков литературы в 5-м классе
(70 часов)
№ п/п | Тема урока. Основное содержание | Кол-во часов | Виды деятельности | Формы контроля | |
Введение(1ч) | |||||
1 | Введение. Книга в жизни человека. | 1 | Аналитическая работа с параграфом учебника и его пересказ, работа с теоретическими материалами, выразительное чтение (выражение личного отношения к прочитанному), работа в группах. | Составление устного ответа на вопрос, фронт.опрос | |
Устное народное творчество(5ч+1р.р.) | |||||
2 | Устное народное творчество. Малые жанры фольклора. Детский фольклор. | 1 | Рассказ учителя, выразительное чтение малых фольклорных жанров и их истолкование. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников. | Опорные записи, индивид.опрос | |
3 | Сказка как вид народной прозы. Виды сказок. «Царевна-лягушка». Нравственный облик Василисы Премудрой | 1 | Аналитическая беседа по статье учебника. Сопоставление литературных и живописных произведений, аргументированное выражение собственной позиции. Различение жанровых особенностей сказок, выявление характерных для народных сказок художественных приемов. Работа над выразительным чтением и пересказом сказки. | Опорные записи, уплотн.опрос | |
4 | Художественный мир сказки «Царевна-лягушка». Народная мораль в сказке. | 1 | Выявление характерных для народных сказок художественных приемов и фантастических элементов и определение их роли в сказке. Участие в коллективном диалоге о роли сказочных элементов и языке сказок. Выявление в сказках разных видов художественных образов. Оценка актерского чтения отрывков из сказки. Различные виды пересказа. Подготовка рассказа о герое на основе высказывания писателя. Анализ и сопоставление иллюстраций к сказке. | Работа над выразительным чтением и чтение отрывков сказки по ролям. Презентация и защита собственных иллюстраций к сказке. | |
5 | «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо» - волшебная сказка героического содержания. Система образов сказки. | 1 | Участие в беседе о главных и второстепенных героях сказки. Различные виды пересказа. Сопоставление характеристик главного героя сказки. Групповые мини-исследования: поиск и анализ слов и выражений, в которых дается оценка героев. Составление плана характеристики сказочного героя. Анализ и сопоставление иллюстраций к сказке. | Опорные записи, фронт.опрос | |
6 | Сказки о животных. «Журавль и цапля». Бытовые сказки. «Солдатская шинель». | 1 | Восприятие и выразительное чтение сказки по ролям и пересказ ее от лица героя. Прослушивание фрагмента сказки в актерском исполнении и рецензирование исполнения. Сопоставление сказок о животных и волшебных сказок. Описание иллюстрации к сказке. Сопоставление бытовых и волшебных сказок. Анализ актерского исполнения сказки. Пересказ самостоятельно прочитанной бытовой сказки. | Пересказ самостоятельно прочитанной сказки о животных. Составление каталога мультфильмов по сказками о животных. Уплотн.опрос | |
7 | Р.Р. «Мой любимый герой русской народной сказки» | 1 | Аналитическая беседа по статье учебника. Характеристика манеры различных сказочников. Показ презентаций «Художники – иллюстраторы сказок». Подготовка сказывания сказки с использованием традиционных элементов. Письменный ответ на один из проблемных вопросов. | Ответы на вопросы и выполнение заданий из раздела «Литература и изобразительное искусство». Письм.опрос | |
Древнерусская литература(1ч) | |||||
8 | Возникновение древнерусской литературы. Сюжеты русских летописей. Фольклор и летописи | 1 | Изучение статьи учебника и составление хронологического плана, пересказ с опорой на план. Комментарий к незнакомым словам и понятиям с помощью словаря и справочной литературы. Чтение и пересказ летописного сюжета. Поиск и анализ цитатных примеров, иллюстрирующих сходство летописи и фольклора. Характеристика героев. Прослушивание и рецензирование актерского чтения фрагмента летописи. | Фронт.опрос, Обсуждение произведений изобразительного искусства на летописные сюжеты | |
Литература XVIIIвека(1ч) | |||||
9 | М. В. Ломоносов. «Случилось вместе два астронома в пиру…» как юмористическое нравоучение. | 1 | Выразительное чтение статей учебника и аналитическая беседа. Устные сообщения (по группам) о деятельности М.В. Ломоносова. Чтение стихотворения, работа над выразительностью чтения.. Составление историко-культурного комментария к тесту и его анализ. Поиск юмористических элементов. Чтение и обсуждение статьи учебника «Роды и жанры литературы». | Индивид.опрос, опорные записи, пересказ статьи | |
Литература XIXвека(25ч+4р.р.)+1ч из резерва | |||||
10 | Вн.чт. Басня как литературный жанр. Истоки басенного жанра. | 1 | Подбор информации о баснописцах с использованием справочной литературы, презентация сведений. Чтение и обсуждение статьи учебника «Русские басни». | Индивид.опрос, выразительное чтение басен и рецензирование чтения. | |
11 | И. А Крылов. Выражение народной мудрости в баснях и их поучительный характер. | 1 | Чтение статьи учебника о Крылове. Работа над выразительным чтением басен. Прослушивание и рецензирование актерского чтения. Историко-культурный комментарий к текстам. Аналитическая беседа по содержанию басен. Составление характеристик героев. Анализ различных форм выражения авторской позиции. Работа со словарем литературоведческих терминов. | Составление плана пересказа биографии автора. Пересказ фрагментов публицистического текста. | |
12 | Аллегорическое отражение исторических событий в баснях. Понятие об эзоповом языке. | 1 | Обучение выразительному чтению басни, аналитическая беседа, составление плана-конспекта | Фронт.опрос, опорные записи | |
13 | Басни «Ворона и Лисица», «Свинья под дубом». Понятие об аллегории и морали. | 1 | Обобщение изученного о баснях. Выразительное чтение, комментирование, анализ. Обсуждение иллюстраций к басням, словесное рисование. Создание собственных иллюстраций и их защита. Конкурс инсценировок басен. | Составление вопросов для викторины (по группам), уплотн.опрос | |
14 | В. А. Жуковский. История создания сказки «Спящая царевна». Сюжет и герои. | 1 | Выразительное чтение статьи учебника, составление плана, соотнесение статьи и эпиграфа. Пересказ статьи «Из истории создания сказки «Спящая царевна». Чтение сказки. Составление характеристик героев и их нравственная оценка. Сопоставление сюжета и героев сказки Жуковского и народной сказки. Обсуждение иллюстраций к сказке. Анализ актерского исполнения. | Составление цитатного плана текста. Заучивание наизусть отрывка из сказки. Индивид.опрос | |
15 | Баллада «Кубок». Понятие о балладе. Нравственно-психологические проблемы баллады. | 1 | Работа с литературоведческими понятиями. Выразительное чтение баллады. Историко-культурный комментарий к тексту. Составление плана баллады и плана характеристики героев. Аналитическая беседа по произведению. Чтение и пересказ статьи «Из истории создания баллады «Кубок». | Фронт.опрос, Индивид.опрос | |
16 | А. С. Пушкин. «Няне» как поэтизация образа Арины Родионовны | 1 | Поиск и систематизация сведений о поэте. Чтение, составление плана статьи и комментарий историко-культурных реалий. Обобщение знаний о сказках Пушкина (беседа). Чтение и обсуждение сведений учебника о пушкинских местах. Чтение и анализ стихотворения «К няне». | Уплотн.опрос, Анализ стихотворения | |
17 | Пролог к поэме «Руслан и Людмила» как собирательная картина народных сказок | 1 | Восприятие и выразительное чтение пролога. Устное рецензирование чтения актеров. Комментирование незнакомых слов и выражений. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Обсуждение произведений изобразительного и музыкального искусства, созвучных прологу. Заучивание отрывка наизусть и подготовка выразительного чтения. | Фронт.опрос, Индивид.опрос | |
18 | «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Противостояние добрых и злых сил. | 1 | Выразительное чтение сказки (в том числе по ролям и наизусть, выборочное чтение). Словарная работа с текстом. Составление плана на событийной основе. Сопоставительный анализ текстов со сходным сюжетом. Разбор образов, характеров героев. Обсуждение нравственно-этических проблем, поднятых в сказке. Работа с произведениями книжной графики к сказке Пушкина. Изучение статей учебника «Рифма. Способы рифмовки», «Ритм. Стихотворная и прозаическая речь». | Уплотн.опрос, Пересказ отдельных фрагментов. Анализ и комментирование текста сказки. Устные и письменные ответы на вопросы. | |
19 | Р.Р. Обучение устному сочинению-сравнительной характеристике «Царевна и царица: красота истинная и ложная» | 1 | Составление плана сравнительной характеристики. Нравственная оценка героев сказки. Рецензирование актерского чтения фрагментов сказки. | Письм.опрос | |
20 | Вн.чт. «Что за прелесть эти сказки…». Жанр сказки в творчестве А.С. Пушкина. | 1 | Выразительное чтение самостоятельно прочитанных сказок Пушкина (в том числе по ролям и наизусть). Инсценирование фрагментов. Конкурсы, викторины по сказкам. Работа с иллюстрациями к сказкам. Чтение и пересказ статьи учебника «О сказках Пушкина». | Составление вопросов к сказкам. Индивид.опрос | |
21 | Контрольная работа по творчеству И.А. Крылова, В.А. Жуковского, А.С. Пушкина. | 1 | Тестирование с включением заданий для проверки уровня литературного развития школьников (история и теория литературы по изученному материалу) и развернутых ответов на вопросы (5-10 предложений) | Письм.опрос | |
22 | Русская литературная сказка. А. Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители» как литературная сказка. | 1 | Чтение и обсуждение статей учебника «Русские литературные сказки» и «Антоний Погорельский». Чтение сказки (в том числе и по ролям), пересказ фрагментов. Обсуждение и анализ эпизодов сказки. Выделением этапов развития сюжета. Выявление в произведении Погорельского признаков литературной сказки. Устное словесное рисование эпизодов Составление письменного отзыва о литературной сказке по плану. | Составление лексического и историко-культурного комментария к тексту. Фронт.опрос по содержанию, Письм.опрос | |
23 | В. М. Гаршин. «Attaleaprinceps». Героическое и обыденное в сказке. | 1 | Чтение статьи о писателе. Пересказ прочитанного текста. | Фронт.опрос, опорные записи | |
24 | М. Ю. Лермонтов. «Бородино». Историческая основа и патриотический пафос стихотворения. | 1 | Чтение, комментирование и обсуждение статьи учебника «Михаил Юрьевич Лермонтов». Знакомство с информацией о Тарханах (раздел «Литературные места России»). Чтение стихотворения и историко-культурный комментарий. Рецензирование актерского чтения. Заучивание наизусть и подготовка выразительного чтения. Устное иллюстрирование фрагментов текста. Характеристика и нравственная оценка героев стихотворения. Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятия сравнение, гипербола, эпитет, метафора, звукопись (по группам). | Индивид.опрос, опорные записи | |
25 | Изобразительно-выразительные средства языка стихотворения «Бородино». | 1 | Уплотн.опрос, индивид.опрос стихотворения наизусть | ||
26 | Н. В. Гоголь. «Вечера на хуторе близ Диканьки». «Заколдованное место». Поэтизация народной жизни в повести. | 1 | Краткий пересказ сюжета повести (по группам). Выразительное чтение эпизодов. Составление культурологического и лексического комментария к повестям. Обсуждение проблематики произведений и системы героев, анализ своеобразия конфликта. | Составление конспекта, индивид.опрос | |
27 | Реальность и фантастика в повести «Заколдованное место». Понятие о фантастике. Юмор. | 1 | Чтение и обсуждение статьи учебника «Н.В. Гоголь». Словарная работа со статьей. Поиск сведений о Гоголе в различных информационных источниках. Устный рассказ о писателе. Выразительное чтение повести. Определение границ и выявление сюжета эпизодов. Поиск реальных и фантастических элементов в повести. Характеристика героев (в том числе речевая). Выявление средств создания настроения и выражения авторского отношения. Сопоставление событий и героев повести Гоголя и народных сказок. | Фронт.опрос, составление таблицы «Фантастика и юмор в повести» с использованием цитирования. | |
28 | Н. А. Некрасов. «На Волге». Раздумья поэта о судьбе народа. | 1 | Чтение и обсуждение статьи учебника «Николай Алексеевич Некрасов». Чтение отрывка из поэмы и комментарий к тексту. Обсуждение текста по вопросам, предложенным учителем. Работа с понятием эпитет. | Фронт.опрос, прослушивание и рецензирование актерского чтения отрывка. | |
29 | Н. А. Некрасов. «Есть женщины в русских селеньях…» - отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос». Поэтический образ русской женщины. | 1 | |||
30 | «Крестьянские дети». Речевая характеристика персонажей. | 1 | Рассказ учителя о детстве русских крестьян с использованием слайдов картин «Дети, бегущие от грозы» К.Е. Маковского, «Захарка», «Жнецы» А.Г. Венецианова, «Тройка» В.Г. Перова и др., их обсуждение. Выразительное чтение стихотворения, языковой комментарий. Составление речевых характеристик персонажей. Работа с иллюстрациями в учебнике. | Уплотн.опрос, Чтение и обсуждение стихотворения по частям, чтение по ролям. Анализ различных форм выражения авторской позиции. | |
31 | И. С. Тургенев. «Муму» как повесть о крепостном праве и протест против рабства. | 1 | Чтение статьи учебника «Иван Сергеевич Тургенев», о Спасском-Лутовинове (раздел «Литературные места России»), краткий рассказ о писателе, ответы на вопросы по биографии писателя. Работа с текстом рассказа: чтение фрагментов, комментарии к тексту, чтение по ролям, составление плана рассказа. Обсуждение проблематики рассказа. Письменные ответы на проблемные вопросы. Развитие представлений о литературном герое, портрете, пейзаже. | Фронт.опрос, различные виды пересказа, рецензирование актерского чтения . | |
32 | Нравственный облик Герасима. Протест Герасима против барыни и её челяди. Нравственное превосходство Герасима. | 1 | Составление плана характеристики героя. Работа с эпизодами рассказа. Создание цитатной таблицы для характеристики. | Опорные записи, индивид.опрос | |
33 | Р.р. Тургенев – мастер портрета и пейзажа. Понятие о литературном герое. | 1 | Подготовка к домашнему сочинению по рассказу И. С. Тургенева «Муму» | Письм.опрос | |
34 | А. Фет. «Весенний дождь». Природа и человек в стихотворении. Воплощение красоты жизни. | 1 | Краткий рассказ о поэте и работа со статьей учебника. Выразительное чтение стихотворений поэта, изученных ранее и прочитанных самостоятельно. Обобщающая беседа по стихотворениям и художественной манере поэта. Письменный анализ стихотворения. | Фронт.опрос, анализ стихотворений Фета, ответы на вопросы учебника, письм.опрос | |
35 | Л. Н. Толстой. «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды. Жилин и горцы | 1 | Знакомство с биографией писателя, презентация материала об участии Л.Н. Толстого в кавказской войне. Чтение статьи учебника об исторической основе рассказа и ответы на вопросы. Чтение рассказа, пересказ фрагментов. Устные рассказы о главных героях произведения. Сопоставление персонажей и составление плана сравнительной характеристики. Развитие представлений об идее, сюжете, рассказе (работа со словарем литературоведческих терминов). Обсуждение иллюстраций к рассказу. Рецензия на актерское чтение отрывков из рассказа. | Анализ основных эпизодов по вопросам учителя, письменный ответ на один из проблемных вопросов | |
36 | Р.р. Жилин и Костылин. Обучение сравнительной характеристике героев и подготовка к домашнему сочинению по рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник». | 1 | Составление плана сравнительной характеристики. Подбор цитат из текста. Устный рассказ по плану. | Фронт.опрос, письм.опрос | |
37 | А. П. Чехов. «Хирургия» как юмористический рассказ. Осмеяние глупости и невежества героев. | 1 | Чтение статьи учебника «Антон Павлович Чехов». Составление плана, ответы на вопросы учителя. Знакомство со статьей о Таганроге (раздел «Литературные места России»). Чтение рассказа (в том числе и по ролям). Языковой комментарий к тексту. Обсуждение содержания рассказа.. Чтение и обсуждение статьи учебника «О смешном в литературном произведении. Юмор» Поиск средств создания комического в рассказе. Инсценирование фрагмента рассказа. Написание отзыва на иллюстрацию к рассказу. | Фронт.опрос, анализ языковой характеристики персонажей | |
38 | Русские поэты 19 века о Родине и родной природе. Лирика Ф.И. Тютчева, И.С. Никитина, А.Н. Плещеева, А.Н. Майкова, И.З. Сурикова, А.В. Кольцова | 1 | Чтение статьи учебника, вопросы учителя. Выразительное чтение стихотворений и рецензирование чтения. Обсуждение стихотворений в форме конкурса-эстафеты по предложенным вопросам и заданиям. Подбор цитатных подписей к репродукциям картин, помещенным в учебнике. Сравнение поэтических и музыкальных произведений. | Фронт.опрос, уплот.опрос, | |
39 | Р.Р. Русские поэты 19 века о родине, родной природе и о себе. | 1 | Конкурс на лучшее чтение стихотворений и рецензия чтения. Подготовка к письменному ответу на вопрос «Какой я вижу свою Родину и русскую природу в поэзии 19 века (по двум-трем стихотворениям)?» | Сопоставительный анализ стихотворений разных поэтов, письм.опрос | |
Из литературы XXвека(17ч+4р.р.) | |||||
40 | И. А. Бунин. «Косцы». Восприятие прекрасного героями рассказа. | 1 | Чтение статьи учебника и составление ее плана. Сообщение учащихся о Бунине. Восприятие и выразительное чтение, обсуждение рассказа. Групповая работа по фрагментам произведения. Устное иллюстрирование. | Фронт.опрос, аналитическая беседа по тексту, рецензирование актерского чтения | |
41 | В. Г. Короленко. «В дурном обществе». Взаимопонимание – основа отношений в семье. | 1 | Устный рассказ о писателе. Краткий и выборочный пересказ, обсуждение ключевых фрагментов. Характеристика сюжета, тематики, идейно-эмоционального содержания произведения. Сообщение о старом Януше и его обсуждение. Работа с литературоведческим словарем и поиск примеров, иллюстрирующих понятие повесть. | Индивид.опрос, опорные записи | |
42 | Жизнь семьи Тыбурция. Общение Васи с Валеком и Марусей. Портрет как средство изображения героев. | 1 | Восприятие и выразительное чтение фрагментов, чтение по ролям. Различные виды пересказов. Обсуждение глав повести по вопросам (коллективное, по группам). Составление планов сравнительных характеристик. Понятие о способах создания образов (контрастное изображение, деталь, портрет, диалог). | Уплотн.опрос, обсуждение репродукций к повести, подбор цитатных подписей | |
43 | Р.р. Подготовка к письменному ответу на один из проблемных вопросов по повести В.Г. Короленко «В дурном обществе» | 1 | Презентация и защита коллективного проекта «Мои ровесники в повести В.Г. Короленко». Составление плана письменного ответа на проблемный вопрос. Подбор цитат к ответу (групповая работа). Составление устного ответа на проблемный вопрос. | Фронт.опрос, письм.опрос | |
44 | Тема родины в стихотворениях С.А. Есенина «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…» | 1 | Литературно-музыкальная композиция о жизни и творчестве С.А. Есенина. Презентация и защита иллюстраций к прочитанным стихотворениям Есенина. Восприятие, выразительное чтение и обсуждение стихотворений (по группам). Устное рецензирование выразительного чтения. Чтение наизусть | Фронт.опрос, Индивид.опрос, анализ поэтического языка стихотворений. | |
45 | Сказ П.П. Бажова «Медной горы хозяйка»: реальность и фантастика. Нравственные качества мастеровых людей. | 1 | Актуализация знаний о Бажове и его творчестве из курса начальной школы. Расширение представлений на основе чтения и беседы по статье учебника. Восприятие и выразительное чтение сказа. Историко-культурный комментарий к тексту. Составление характеристики героя произведения. Инсценирование отрывка. Работа со словарем литературоведческих терминов. Сравнение понятий сказ и сказка. | Фронт.опрос, различные виды пересказа. | |
46 | Образ Хозяйки Медной горы в сказе Бажова. Понятие о сказе. Сказ и сказка | 1 | Анализ элементов сказа в произведении П.П. Бажова. | ||
47 | К.Г. Паустовский «Теплый хлеб». Герои сказки и их поступки. Нравственные проблемы сказки | 1 | Чтение и обсуждение статьи учебника о писателе. Восприятие и выразительное чтение эпизодов сказки (в том числе и по ролям). Поиск незнакомых слов и определение их значений. Составление цитатного плана сказки. Составление плана характеристики героев (по группам). Рассказ о героях по плану с использованием цитат. Подбор пословиц и поговорок о хлебе. Выявление реалистических и фантастических элементов в сказке. Работа над литературоведческими понятиями пейзаж, эпитет, сравнение, олицетворение. | Составление конспекта, фронт.опрос, уплотн.опрос | |
48 | Роль пейзажа в сказке К. Г. Паустовского «Тёплый хлеб». Нравственные проблемы произведения | 1 | Фронт.опрос, | ||
49 | Вн.чт. К. Г. Паустовский «Заячьи лапы». Природа и человек в произведении К. Г. Паустовского | 1 | Инсценирование фрагментов произведений. Выборочное чтение и различные виды пересказа. Обсуждение самостоятельно прочитанных произведений по плану, предложенному учителем. Определение авторского отношения к героям. | Индивид опрос, опорные записи | |
50 | С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев». Пьеса-сказка и ее народная основа. Проблемы и герои. | 1 | Активизация знаний о Маршаке и его творчестве из курса начальной школы, обобщение сведений о его сказках. Выразительное чтение сказки «Двенадцать месяцев» по ролям. Беседа по произведению. Составление плана-характеристики героев, их нравственная оценка. Определение родовых особенностей драмы. Сопоставление пьесы-сказки и ее фольклорных источников. Составление плана сравнительной характеристики народной сказки и пьесы-сказки, заполнение аналитической таблицы. | Фронт.опрос, устное рецензирование чтения | |
51 | Р.р. Подготовка к домашнему письменному ответу на один из проблемных вопросов | 1 | Составление плана письменного высказывания. Подбор цитат по выбранной проблеме. Чтение и обсуждение статьи учебника «Сказки народные и литературные». | Письм.опрос | |
52 | А.П. Платонов «Никита». Душевный мир главного героя. Быль и фантастика в рассказе | 1 | Чтение и обсуждение статьи учебника о А.П. Платонове. Восприятие и выразительное чтение рассказа, пересказ его фрагментов. Устные ответы на вопросы по содержанию рассказа. Составление плана рассказа о герое. Выявление функций фантастических и реалистических элементов в рассказе. | Фронт.опрос, персказ, рецензирование актерского чтения отрывка. | |
53 | В.П. Астафьев «Васюткино озеро». Поведение человека в экстремальной ситуации. Становление характера главного героя | 1 | Чтение и обсуждение статьи учебника об Астафьеве, статьи из раздела «Литературные места России». Лексические и историко-культурные комментарии к тексту (по группам). Анализ по эпизодам. Составление плана характеристики героя рассказа. Нравственная оценка поведения и поступков героя.. Обсуждение отрывка из воспоминаний Астафьева «Судьба рассказа «Васюткино озеро». Понятие об автобиографическом произведении | Фронт.опрос, выразительное чтение эпизодов рассказа, художественный пересказ фрагментов. Анализ различных форм выражения авторской позиции | |
54 | «Открытие» Васюткой нового озера. | 1 | Пересказ | ||
55 | Урок текущего контроля. | 1 | Подготовка к классному письменному ответу на один из проблемных вопросов:
| Составление плана самостоятельного письменного высказывания, подбор цитат по выбранной проблеме. | |
56 | Р.р. Классное сочинение: «Поэтизация русской природы в литературе 20 века», «Какие поступки сверстников вызывают мое восхищение?» | 1 | Составление плана, обсуждение основных тезисов. | Сочинение | |
57 | Поэты ХХ века о родине и родной природе. Стихотворения И.А. Бунина, С.А. Есенина, Д.Б. Кедрина, Н.М. Рубцова, Дон-Аминадо | 1 | Активизация читательского опыта по теме «Родина и родная природа в лирике 19 века» (концерт-миниатюра, викторина и др.). Презентации о биографии поэтов. Обсуждение и анализ предлагаемых стихотворений. Устное иллюстрирование. Определение общего и индивидуального, неповторимого в литературном образе Родины в творчестве русских поэтов. Групповой анализ средств изобразительности, создающих образ родины и родной природы. | Фронт.опрос, устное рецензирование выразительного чтения одноклассников. Сопоставление стихотворений с произведениями живописи. | |
58 | Р.р. Обучение домашнему сочинению по анализу лирического произведения на материале стихотворений русских поэтов ХХ века. | 1 | Составление плана сочинения, подбор цитатного материала. Групповая работа с отдельными стихотворениями. | Письм.опрос, сочинение | |
59 | Саша Чёрный Слово о писателе. Образы детей в рассказах «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики в произведениях. Юмор в его рассказах. | 1 | Чтение и обсуждение статьи учебника о писателе. Работа с понятием юмор, подбор примеров из рассказов, выявление способов создания комического. Сопоставление рассказов с произведениями литературной классики, анализ черт сходства и различия (коллективная беседа). | Выразительное чтение фрагментов рассказов, озаглавливание (по группам). Составление комментария к текстам. Выборочный пересказ. | |
60 | К. М. Симонов. Слово о поэте. «Майор привёз мальчишку на лафете». Война и дети. | 1 | Чтение и обсуждение статьи учебника «Поэты о Великой Отечественной войне». Устный рассказ учащихся о военной биографии поэтов с использованием презентаций. Историческая справка об изображенных событиях Восприятие и выразительное чтение стихотворений. | Фронт.опрос, выразительное чтение | |
61 | А. Т. Твардовский. Слово о поэте. «Рассказ танкиста». Патриотические подвиги детей в годы Великой Отечественной войны | 1 | Индивид.опрос, чтение наизусть | ||
Из зарубежной литературы(8ч+1р.р.) | |||||
62 | Р.Л. Стивенсон «Вересковый мед»: верность традициям предков. | 1 | Чтение статьи учебника о писателе, составление ее плана. Составление плана характеристики героев баллады. Наблюдение над жанром, ритмом и стихотворным размером произведения. Просмотр и обсуждение отрывка из мультфильма «Вересковый мед». Дискуссия «Правильно ли поступили герои баллады?» | Выразтельное чтение баллады и рецензирование чтения. Фронт.опрос | |
63 | Д. Дефо. Слово о писателе. «Робинзон Крузо» - произведение о силе человеческого духа. Необычайные приключения Робинзона Крузо. Характер главного героя романа Д. Дефо. Гимн неисчерпаемым возможностям человека | 1 | Рассказ о писателе Д.Дефо и чтение статьи учебника, сопоставление информации. Выборочный пересказ на тему «Как Робинзону удалось выжить на необитаемом острове?» Устные ответы на вопросы по тексту. Составление плана характеристики героя. Групповая работа с эпизодами. Поиск примеров, иллюстрирующих понятие робинзонада. Сопоставление характеристики героев других робинзонад и героя Дефо. Выявление признаков художественной традиции | Выразительное чтение фрагментов романа и устное рецензирование чтения. Озаглавливание фрагментов романа (в том числе цитатное), различные виды пересказов. | |
64 | Х. К. Андерсен. Слово о писателе. «Снежная королева»: реальное и фантастическое в сказке. Кай и Герда | 1 | Сообщение о сказочнике Андерсене. Поиск элементов фантастического и рекалистического в сказке. Устное иллюстрирование. Сопоставление героев сказки. Устная характеристика Герды. Сопоставление различных иллюстраций к эпизодам сказки. Участие в дискуссии «Что есть красота?». Рецензирование мультфильма (фильма) «Снежная королева». | Выразительное чтение отрывка из очерка К.Г. Паустовского «Великий сказочник» и обсуждение. Выразительное чтение отрывков сказки (в том числе по ролям), инсценирование фрагментов, различные виды пересказа Устные ответы на вопросы по содержанию произведения. | |
65 | В поисках Кая. Друзья и враги Герды. Внутренняя красота героини. | 1 | |||
66 | Р.р. «Наши любимые сказки Х. К. Андерсена». Подготовка к домашнему сочинению по сказкам Андерсена | 1 | |||
67 | Жорж Санд. «О чём говорят цветы». Спор героев о прекрасном | 1 | Рассказ о писателе, пересказ по содержанию. | Опорные записи, фронт.опрос | |
68 | М. Твен «Приключения Тома Сойера»: неповторимый мир детства. Тема дружбы в произведении. | 1 | Рассказ о писателе М. Твене. Групповое обсуждение отрывков. Чтение диалога по ролям. Устное иллюстрирование. Обсуждение иллюстраций, помещенных в учебнике. Обсуждение вопроса «Чем герои романа похожи на моих сверстников и чем отличаются от них?» Рецензирование эпизода из фильма по роману. | Выразительное чтение фрагментов романа. Различные виды пересказов. | |
69 | Д. Лондон «Сказание о Кише»: сказание о взрослении подростка. | 1 | Чтение и обсуждение статьи учебника о Д. ЛондонеПрезентация собственных иллюстраций к рассказу. Рецензирование мультипликационного фильма по рассказу. | . Выразительное чтение рассказа и пересказ ключевых фрагментов. Работа с эпизодами по группам. | |
Итоговый урок(1ч из резерва) | |||||
70 | Итоговый урок. | 1 | Выявление уровня литературного развития учащихся. Задание для летнего чтения | Тест/ Игровая викторина |
Список справочной литературы:
- Беляева Н.В. Олимпиады по литературе: искусство побеждать.
- Введение в литературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины./ Под ред. Л.В.Чернец
- Введение в литературоведение. Хрестоматия./ Под ред. П.А.Николаева
- Введение в литературоведение./ Под ред. Г.Н.Поспелова
- Введение в литературоведение./ Под ред. Е.А,Князева
- Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения.
- Квятковский А. Поэтический словарь.
- Кондаков Б.В. Понятие «литературное направление» и русская литература XIX-XXвв.
- Королева С.Ю. Культурология.
- Краткая литературная энциклопедия в 9ти томах.
- Литературный энциклопедический словарь.
- Мещерякова М. Литература в таблицах и схемах.
- Основы литературоведения. / Под ред. В.П.Мещерякова
- Русская философская лирика. 1910е годы. И.Бунин, А.Блок, В.Маяковский.
- Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. В 3х книгах.
- Тимофеев Л.И. Основы теории литературы.
Рекомендуемые информационные ресурсы в Интернете
http://www.drofa.ru — сайт издательства «Дрофа».
http://www.philology.ru — «Филологический портал».
http://www.wikipedia.org — универсальная энциклопедия
http://www.krugosvet.ru — универсальная энциклопедия «Кругосвет».
http://www.rubricon.com — энциклопедия «Рубрикон».
http://www.slovari.ru — сайт «Русские словари» (толковые словари, орфографический словарь, словари иностранных слов).
http://www.school-collection.edu.ru — единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
http://feb-web.ru- фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор».
1 september.ru.- сайт газеты 1 сентября.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
тесты по литературе ( 5класс)
Данные тестовые задания используются на обобщающих уроках по изучению творчества И.С.Тургенева и Н.В.Гоголя. Учитель имеет возможность осуществить контроль усвоения текстового материала, теоретическог...
рабочая программа по литературе 5класс (ФГОС)
Рабочая программа по литературе 5класс (ФГОС)...
Рабочая программа по литературе 5класс
Материал содержит программу и тематическое планирование...
Рабочая программа по литературе 5класс
Календарно- тематическое планирование по литературе 5класс...
Рабочая учебная программа по литературе 5класс срок реализации 2016-2017г
Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена с использованием материалов Федерального государственного стандарта основного общего образования (ФГОС : основное общее образование//ФГОС М; П...
Рабочая программа по литературе 5класс Меркин
Рабочая программа состоит из разделов: пояснительная записка, календарно-тематическое планирование...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе 5класс
Уровень общего образованияосновное общее образование, 5 классКоличество часов 102 часа Программа курса «Литература». 5 – 9 классы общеобразовательн...