РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе 5класс
рабочая программа по литературе (5 класс)

Титаренко Марина Юрьевна

Уровень общего образования

основное общее образование, 5  класс

Количество часов  102 часа

 

 

 

  • Программа курса «Литература».  5 – 9 классы общеобразовательной школы /Авт.-сост.: Г.С. Меркин, С.А. Зинин.  – М.:ООО «Русское слово – учебник», 2012. (ФГОС . Инновационная школа)  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя школа №11 г.Волгодонска

                                                                                             

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания  

методического объединения  

МБОУ СШ №11г.Волгодонска

от 29.08.2019г.  № 1                                    

Руководитель МО ________/ ГладскихС.В./    

СОГЛАСОВАНО

заместитель директора по УВР

29.08.2019г.                                    

__________/ Менжинская И.В./    

 

УТВЕРЖДАЮ                                                                        директор МБОУ СШ №11г.Волгодонска                                                                                                 _____________/И.А.Шахова/                                                                                     Приказ от 02.09.2019г.  № 267                                                

РАБОЧАЯ       ПРОГРАММА

по литературе

Уровень общего образования

основное общее образование, 5 «А» класс

Количество часов  102 часа

Учитель Титаренко Марина Юрьевна

  • Программа курса «Литература».  5 – 9 классы общеобразовательной школы /Авт.-сост.: Г.С. Меркин, С.А. Зинин.  – М.:ООО «Русское слово – учебник», 2012. (ФГОС . Инновационная школа)  
  •  Примерной программы по учебным предметам. Литература 5-9 класс (Стандарты второго поколения)

Пояснительная записка

В Концепции модернизации российского образования основная цель, стоящая перед современной школой, определяется так: «Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т. е. ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования». Речь идет не только об усвоении учащимися определенной суммы знаний, но и о развитии личности, познавательных и творческих способностей.

 Основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетентностей в интеллектуальной, коммуникационной, информационной и прочих сферах.

В мировой образовательной практике понятие «компетентность» выступает в качестве центрального, своего рода «узлового» понятия, ибо компетентность, во-первых, объединяет в себе интеллектуальную и навыковую составляющую образования; во-вторых, отражает идеологию интерпретации содержания образования, формируемого «от результата» («стандарт на выходе»); в-третьих, ключевая компетентность обладает интегративной природой, ибо она вбирает в себя ряд однородных или близкородственных умений и знаний, относящихся к широким сферам культуры и деятельности.

Информационная компетентность – это способность личности самостоятельно искать, отбирать и выбирать, анализировать, организовывать, преобразовывать, сохранять, представлять и передавать информацию. (О.Г.Смолянинова, А.В.Хуторской, С.Д.Каракозов и другие). Под информационной компетентностью понимают также способность интерпретировать, систематизировать, критически оценивать и анализировать полученную информацию, делать аргументированные выводы, использовать информацию при планировании и реализации деятельности, структурировать информацию, представлять ее в различных формах и на различных носителях, адекватных запросам потребителя информации.

Коммуникативная компетентность – это овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных формах, сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных ее этапах.

Деятельностная компетентность – это умения по основным компонентам учебной деятельности (Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, В. В. Репкин, Т.Н.Солякова и др.): учебно-познавательного интереса, целеполагания, учебных действий, действий контроля и оценки, при этом понимается, что:

– учебно-познавательный интерес – мотив к деятельности;

– целеполагание – постановка и осознание целей;

– учебные действия – действия ученика в направлении достижения цели.

Учебные действия включают в себя контрольные способы преобразования учебного материала в процессе выполнения учебных заданий;

– действие контроля – прослеживание хода выполнения учебных действий, своевременное обнаружение различных погрешностей в их выполнении, а также внесение необходимых корректив в них;

– действие оценки – подведение итогов выполненной системы действий и определение того, правильно или неправильно они совершены, а также определение перед решением задачи возможности или невозможности ее решить.

Культуроведческая компетентность – это осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета.

Социальная компетентность – это способность соотносить свои устремления с интересами других людей и социальных групп, использовать ресурсы других людей и социальных институтов для решения задачи; продуктивно взаимодействовать с членами группы (команды), решающей общую задачу; анализировать и разрешать противоречия, препятствующие эффективности работы команды. 

Реализация идеи интеграции способствовала бы развитию ключевых (информационной, коммуникативной, «деятельностной», культуроведческой и социальной) компетентностей учащихся для формирования способности ориентироваться в информационно-культурном пространстве путем реализации в курсе литературы метапредметных программ.

В этих условиях основными подходами к преподаванию литературы в школе являются системно-деятельностный, культуроведческий, практико-ориентированный и личностно-ориентированный подходы, что определяет соответствующие требования к содержанию и методическому аппарату учебно-методических комплектов (УМК). УМК Г.С. Меркина содержит компоненты, которые помогут учителю реализовать эти современные подходы в преподавании литературы. Для ступени основного общего образования в УМК предлагается «Программа по литературе для 5-9-х классов общеобразовательной школы» (автор Г.С. Меркин) и учебники-хрестоматии для 5-9-х классов.

Главной целью рабочей программы является формирование способности ориентироваться в информационно-культурном пространстве путем реализации в курсе литературы метапредметных программ: «Развитие УУД», «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся», «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности», «Основы смыслового чтения и работы с текстом».

Задачи программы:

  • развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся, необходимые для успешной социализации и самореализации личности;
  • развивать умение смыслового чтения и анализа, основанного на понимании образной природы искусства слова, опирающегося на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
  • формировать умение читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
  • способствовать овладению возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
  • способствовать овладению важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);
  • научить использовать опыт общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании;
  • повысить индивидуальную активность;
  • повысить внутреннюю мотивацию к изучению предметов;
  • расширить кругозор школьников.

Рабочая программа составлена на основе:

  • Программа курса «Литература».  5 – 9 классы общеобразовательной школы /Авт.-сост.: Г.С. Меркин, С.А. Зинин.  – М.:ООО «Русское слово – учебник», 2012. (ФГОС . Инновационная школа)  
  •  Примерной программы по учебным предметам. Литература 5-9 класс (Стандарты второго поколения)
  • Концепции курса, представленной в программе по литературе для 5-11-х классов общеобразовательной школы /Авторы-составители: Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев. – 5-е изд., испр. и  доп. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2013 – 200 с. к УМК для 5-9 классов /Авторы программы  Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев).

Программа предусматривает возможность интеграции с МХК, русским языком и ИКТ.

Отличительной особенностью данной программы является включение в её структуру электронного приложения, которое содержит интерактивное поурочно-тематическое планирование с активными гиперссылками для эффективной организации учебного процесса.

Программа предполагает развитие информационной культуры учащихся, что позволяет рассматривать и изучать одни и те же объекты (произведения) с различных точек зрения. Таким образом, учащиеся погружаются в информационно-культурное пространство.

Построенная таким образом программа представляет собой гибкую методическую систему, обеспечивающую такую духовно-практическую деятельность педагога и ученика, при которой знания не даются в готовом виде, а добываются учащимися самостоятельно или в совместной деятельности с учителем, родителями, учениками.

Общая характеристика учебного предмета

Русская литература является одним из основных источников  обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры, коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.

Специфика учебного предмета «литература»определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.

Курс литературы в 5 классе строится на основе сочетания концентрического, историко-хронологического и проблемно- тематического принципов.

Формы организации образовательного процесса

  • уроки-практические работы;
  • уроки-«Погружения»;
  • уроки-деловые игры;
  • уроки-соревнования;
  • уроки-консультации;
  • компьютерные уроки
  • уроки с групповыми формами

работы;

  • уроки взаимообучения учащихся;
  • уроки- мастерские;
  • уроки, которые ведут

учащиеся;

  • уроки-зачеты;
  • уроки-конкурсы;
  • уроки-диспуты;
  • уроки-игры;
  • уроки-диалоги;
  • уроки-конференции;
  • уроки-семинары;
  • уроки-экскурсии;
  • уроки-путешествия.

Место учебного предмета в учебном плане.

               Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы в 5А классе – 102 часов (из расчёта – 3 часа в неделю).

                В соответствии с годовым календарным учебным графиком для муниципальных образовательных учреждений города Волгодонска на 2019-2020 учебный год (учебных недель, приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 03.06.2011 г. №1994), учебным планом  МБОУ СШ № 11 г.Волгодонска, расписанием уроков в  5-А классе на 2019-2020 учебный год количество учебных недель -34, количество часов в год —101, т.к. 1 час  выпадает на праздничные дни (см. лист корректировки). 

               

Результаты изучения учебного предмета

Личностными результатами являются:

• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;

• самоопределение и самопознание, ориентация в системе личностных смыслов на основе соотнесения своего «я» с художественным миром авторов и судьбами их героев.

Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в:

• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

• умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

• умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:

  1. в познавательной сфере:

• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы; 

• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

2) в ценностно-ориентационной сфере:

• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка; 

• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

3) в коммуникативной сфере:

• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие; 

• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

4) в эстетической сфере:

• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.

5 класс

– умение правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных и публицистических произведений;

– выразительное чтение произведений или отрывков из них наизусть;

– осмысление и анализ изучаемого в школе или прочитанного самостоятельно художественного произведения (сказка, стихотворение, глава повести и пр.);

– умение определять принадлежность произведения к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма), к одному из жанров или жанровых образований (эпические и драматические тексты);

– умение обосновывать свое суждение, давать характеристику героям, аргументировать отзыв о прочитанном произведении;

– умение выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в раскрытии содержания прочитанного произведения;

– умение составлять простой и сложный планы изучаемого произведения;

– умение объяснять роль художественных особенностей произведения и пользоваться справочным аппаратом учебника;

– умение владеть монологической и диалогической речью, подготовка сообщений, докладов, рефератов;

– умение письменно отвечать на вопросы, писать сочинения на литературную и свободную темы;

– умение выявлять авторское отношение к героям, сопоставлять высказывания литературоведов, делать выводы и умозаключения;

– умение высказывать собственное суждение об иллюстрациях.

Важнейшими целями, которые должны быть реализованы в течение всех лет обучения, являются развитие устойчивого интереса к самостоятельному чтению и формирование представлений о русской литературе как национальном достоянии. Именно поэтому и в программе, и в учебнике предполагаются органическое единство учебной и внеурочной деятельности по литературе, системная работа по литературному краеведению, достаточно широкое поле для введения информации о смежных искусствах, позволяющих, с одной стороны, увидеть многофункциональные возможности литературы, а с другой — выявить интеграцию литературы с другими искусствами и определить значение каждого из них, способы взаимовлияния.

Воспитание духовно развитой личности, формирование гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры происходят как через отбор литературных произведений в соответствии с возрастом и уровнем читательских интересов учащихся, так и через предложенную систему вопросов по выявлению первичного восприятия текстов, словесных и литературных игр, обращенных к языковому чутью школьников. Богатый методический и теоретический материал дан в системе разнообразных рубрик, позволяющих подойти к процессу обучения дифференцированно, с учетом возможностей и интересов конкретного ученика.

Содержание тем учебного предмета

5 класс

Введение

Книга – твой друг. Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества (родина, край, искусство, нравственная память). Литература как искусство слова. Писатель – книга – читатель. Книга художественная и учебная.

Особенности работы с учебной хрестоматией (сведения о писателях, художественные произведения, вопросы и задания, статьи, справочный аппарат, иллюстрации и т. д.).

Из мифологии

Рассказ о мифе и мифологии. Миф – своеобразная форма мироощущения древнего человека, стремление к познанию мира. Миф как явление эстетическое. Основные категории мифов. Возникновение мифов. Мифологические герои и персонажи.

Античный миф: происхождение мира и богов: «Рождение Зевса», «Олимп». Представления древних греков о сотворении Вселенной, богов и героев. Гомер. «Одиссея» («Одиссей на острове циклопов.Полифем»). Рассказ о Гомере. Сюжет мифа. Образы Одиссея и Полифема.

Теория литературы: миф, легенда, предание; мифологический сюжет; мифологический герой; мифологический персонаж.

Развитие речи: подбор ключевых слов и словосочетаний, различные виды пересказа, словесное рисование, выборочное чтение отдельных эпизодов и их пересказ.

Связь с другими искусствами: гомеровские сюжеты в изобразительном искусстве и книжной графике.

Краеведение: легенды, мифы и предания в регионе.

Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии (или вечер одного стихотворения) — чтение наизусть стихотворений из античной поэзии.

Из устного народного творчества

Истоки устного народного творчества, его основные виды.

Сказки. Волшебная сказка: «Царевна-лягушка». Сюжет в волшебной сказке: зачин, важное событие, преодоление препятствий, поединок со злой силой, победа, возвращение, преодоление препятствий, счастливый финал. Сказочные образы. Нравственная проблематика сказки: добрая и злая сила в сказках. Бытовая сказка: «Чего на свете не бывает».Отличие бытовой сказки от волшебной. Сюжеты и реальная основа бытовых сказок. Своеобразие лексики в сказках. Сказка и миф: сходства и различия. Сказки народов России. «Падчерица».

Теория литературы: загадки, пословицы, поговорки (развитие представлений); антитеза, антонимы, иносказание. Сказка. Типы сказок (о животных, волшебные, бытовые). Особенности сказок (присказка, зачин, повтор, концовка, постоянные эпитеты, сравнения и пр.). Сказочный персонаж. Типы сказочных персонажей. Образы животных, образ-пейзаж.

Развитие речи: работа со словарями, составление словарной статьи; сказывание сказки; сочинение собственной сказки.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями книжная выставка, кинофильмы и мультипликации по мотива сказочных сюжетов.

Краеведение: сказки и другие жанры фольклора в регионе.

Возможные виды внеурочной деятельности: вечер сказок, фольклорный праздник, предметная неделя и др.

Басни народов мира

Эзоп. Краткие сведения о баснописце. Басня «Ворон и Лисица». Раскрытие характеров персонажей в баснях: ум, хитрость, сообразительность, глупость, жадность; элементы дидактизма в басне.

Теория литературы: басня, притча, эзопов язык.

Развитие речи: выразительное чтение, письменный ответ на вопрос.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.

Русская басня

Русские басни. Русские баснописцы XVIII века. Нравственная проблематика басен, злободневность. Пороки, недостатки, ум, глупость, хитрость, невежество, самонадеянность; просвещение и невежество — основные темы басен. Русская басня в XX веке.

В.К. Тредиаковский. Краткие сведения о писателе. Басня

«Ворон и Лиса».

А.П. Сумароков. Краткие сведения о писателе. Басня «Ворона и Лиса».

И.А. Крылов. Краткие сведения о писателе. Детство. Отношение к книге. Басни: «Ворона и Лисица», «Демьянова уха», «Волк на псарне», «Свинья под Дубом» и др. по выбору. Тематика басен И.А. Крылова. Сатирическое и нравоучительное в басне. Образный мир басен И.А. Крылова.

СВ. Михалков. Басни: «Грибы», «Зеркало». Тематика, проблематика.

Теория литературы: басенный сюжет; мораль, аллегория, сравнение, гипербола.

Развитие речи: различные типы чтения (в том числе чтение наизусть, конкурс на лучшее чтение, чтение по ролям); инсценирование басни.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями мультипликации басен И.А. Крылова.

Краеведение: заочная экскурсия («У памятника И.А. Крылову»); сбор материалов о баснописцах региона.

Возможные виды внеурочной деятельности: «В литературной гостиной» –  конкурс на лучшую инсценировку басни; устный журнал «Дедушка Крылов».

Из литературы XIX века

А.С. ПУШКИН

Краткие сведения о детстве и детских впечатлениях поэта. Пушкин и книга. А.С. Пушкин и няня Арина Родионовна. Стихотворение «Няне». Образы природы в стихотворениях поэта «Зимняя дорога». «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». «Пушкинская сказка — прямая наследница народной». Гуманистическая направленность пушкинской сказки Герои и персонажи в «Сказке...». Литературная сказка и ее отличия от фольклорной; добро и зло в сказке А.С. Пушкина: чувство благодарности; верность, преданность, зависть, подлость; отношение автора к героям. Поэма «Руслан и Людмила» (отрывок). Сказочные элементы. Богатство выразительных средств.

Теория литературы: первое представление о пейзажной лирике; риторическое обращение; фольклорные элементы.

Развитие речи: выразительное чтение, в том числе наизусть; письменный ответ на вопрос; рассказ о герое; словесное рисование.

Связь с другими искусствами: работа силлюстрациям портреты поэта. Кинематографические и музыкальные произведения на сюжеты сказок А.С. Пушкина.

Краеведение: литературная викторина («Пушкинские места в Москве и Петербурге»).

Возможные формы внеурочной деятельности: конкурс на лучшее знание сказок А.С. Пушкина, вечер пушкинской сказки.

Поэзия XIX века о родной природе

А.А. Фет. «Чудная картина...»

М.Ю.Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива...» Ф.И. Тютчев. «Есть в осени первоначальной... », «Весенние воды».

Е.А. Баратынский. «Весна, весна! как воздух чист!..» И.З.Суриков. «В ночном».

М.Ю. ЛЕРМОНТОВ

Краткие сведения о детских годах писателя. Стихотворение «Бородино». История создания стихотворения. Бородинская битва и русский солдат в изображении М.Ю. Лермонтова. Художественное богатство стихотворения. История и литература; любовь к родине, верность долгу.

Теория литературы: эпитет, сравнение, метафора (развитие представлений о тропах); звукопись.

Развитие речи: выразительное чтение наизусть, письменный ответ на вопрос учителя, творческая работа «На Бородинском поле», составление кадров кинофильма (мультфильма).

Связь с другими искусствами: портрет, работа с иллюстрациями, в том числе с материалами о Бородинской панораме в Москве.

Краеведение: литературная игра «Что? Где? Когда?» или викторина («Тарханы — Москва»; «На поле Бородина»).

Н.В. ГОГОЛЬ

Краткие сведения о писателе. Малороссия в жизни и судьбе Н.В. Гоголя. Повесть «Ночь перед Рождеством».Отражение в повести славянских преданий и легенд; образы и события повести. Суеверие, злая сила, зло и добро в повести.

Теория литературы: мифологические и фольклорные мотивы в художественном произведении; фантастика; сюжет; художественная деталь, портрет, речевая характеристика.

Развитие речи: краткий выборочный пересказ, подбор материала для изложения с творческим заданием, формулировка учащимися вопросов для творческой работы, словесное рисование.

Связь с другими искусствами: выставка «Различные издания повести Н.В. Гоголя».

Краеведение: литературная викторина «На родине Н.В. Гоголя».

Возможные виды внеурочной деятельности: написание сценария, инсценирование фрагментов повести.

И.С. ТУРГЕНЕВ

Детские впечатления И.С. Тургенева. Спасское-Лутовиново в представлениях и творческой биографии писателя. Рассказ «Муму» и стихотворение в прозе «Воробей». Современники о рассказе «Муму». Образы центральные и второстепенные; образ Муму. Тематика и социальная проблематика рассказа. Социальная несправедливость, бесправие, беззаконие, добродетельность, добросердечие, добродушие, доброта, добронравие, гуманность, сострадание в рассказе. И.С. Тургенев о языке в стихотворении и прозе «Русский язык».

Теория литературы: рассказ; углубление представления о теме художественного произведения; стихотворение в прозе, эпитет, сравнение (развитие представлений).

Развитие речи: краткий выборочный пересказ, сопоставление персонажей, рассказ о герое по плану, письменный отзыв на эпизод, словесное рисование (портрет героя), составление вопросов и заданий для литературной викторины (конкурс), чтение наизусть.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся, экранизация рассказа И.С. Тургенева.

Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия «Спасское-Лутовиново».

Н.А. НЕКРАСОВ

Детские впечатления поэта. Стихотворение «Крестьянские дети». Основная тема и способы ее раскрытия. Отношение автора к персонажам стихотворения. Стихотворение «Тройка».

Теория литературы: фольклорные элементы в художественном произведении; строфа; эпитет, сравнение (развитие представлений).

Развитие речи: выразительное чтение, рассказ о герое, работа со словарями.

Связь с другими искусствами: иллюстрации к поэме.

Краеведение: страницы устного журнала о Н.А. Некрасове. («Грешнево – Карабиха»).

Л.Н. ТОЛСТОЙ

Сведения о писателе. Л.Н. Толстой в Ясной Поляне. Яснополянская школа. Рассказ «Кавказский пленник».Творческая история. Тема и основные проблемы: смысл жизни, справедливость; свобода, неволя в повести. Две жизненные позиции (Жилин и Костылин). Любовь как высшая нравственная основа в человеке. Своеобразие сюжета. Речь персонажей и отражение в ней особенностей характера и взгляда на жизнь и судьбу.

Теория литературы: рассказ (развитие представлений); портрет; завязка, кульминация, развязка.

Развитие речи: различные виды чтения, письменный отзыв на эпизод, рассказ по плану, письменная формулировка вывода, дискуссия.

Связь с другими искусствами: выставка-конкурс рисунков учащихся.

Краеведение: материалы к выставке о Л.Н. Толстом («Ясная Поляна»).

А.П. ЧЕХОВ

Детские и юношеские годы писателя. Семья А.П. Чехова. Врач А.П. Чехов и писатель Антоша Чехонте. Книга в жизни А.П. Чехова. Рассказ «Злоумышленник»: тема; приемы создания характеров и ситуаций; отношение писателя к персонажам. Жанровое своеобразие рассказа.

Теория литературы: юмор (юмористическая ситуация), комическая ситуация, ирония; роль детали в создании художественного образа; антитеза, метафора, градация.

Развитие речи: чтение по ролям, пересказ юмористического произведения, отзыв об эпизоде, подготовка учащимися вопросов и заданий для экспресс-опроса.

Связь с другими искусствами: рисунки учащихся.

Краеведение: создание диафильма «По чеховским местам (Мелихово)».

Из литературы XX века

И.А. БУНИН

Детские годы И.А. Бунина. Семейные традиции и их влияние на формирование личности. Книга в жизни И.А.Бунин Стихотворение «Густой зеленый ельник у дороги...»: тема природы и приемы ее реализации; художественное богатство стих творения; второй план в стихотворении. Рассказ «В деревне: слияние с природой; нравственно-эмоциональное состояние персонажа. Выразительные средства создания образов.

Теория литературы: стихотворение-размышление, образ-пейзаж, образы животных (развитие представлений).

Развитие речи: пересказ и чтение наизусть, цитатный план, письменный ответ на вопрос.

Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия «Литературный Орел».

Л.Н. АНДРЕЕВ

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Петька на даче»: основная тематика и нравственная проблематика рассказа (тяжелое детство; сострадание, чуткость, доброта). Роль эпизода в создании образа героя; природа в жизни мальчика. Значение финала.

Теория литературы: тема, эпизод, финал.

Развитие речи: пересказ краткий, выборочный; составление вопросов; письменный ответ на вопрос.

А.И. КУПРИН

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Золотой петух» Тема, особенности создания образа.

Теория литературы: рассказ (расширение и углубление представлений); характеристика персонажа, портрет героя.

Развитие речи: пересказ от другого лица, отзыв об эпизоде.

Связь с другими искусствами: рисунки учащихся.

А.А. БЛОК

Детские впечатления А. Блока. Книга в жизни юного А. Блока. Блоковские места (Петербург, Шахматово)

Стихотворение «Летний вечер»: умение чувствовать красоту природы и сопереживать ей; стихотворение «Полный месяц над лугом...»: образная система, художественное своеобразие стихотворения.

Теория литературы: антитеза.

Развитие речи: выразительное чтение, рассказ с использованием ключевых слов, альтернативное изложение.

Краеведение: подбор материала о блоковском Петербурге и имении Шахматово.

С.А. ЕСЕНИН

Детские годы С. Есенина. В есенинском Константинове. Стихотворения: «Ты запой мне ту песню, что прежде...», «Поет зима – аукает... », «Нивы сжаты, рощи голы... » – по выбору. Единство человека и природы. Малая и большая родина.

Теория литературы: эпитет, метафора, сравнение, олицетворение (развитие представлений о понятиях).

Развитие речи: чтение наизусть, цитатный план.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, художественными и документальными фотографиями.

Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия «Константиново – Москва».

А.П. ПЛАТОНОВ

Краткие биографические сведения о писателе. Рассказ «Никита». Тема рассказа. Мир глазами ребенка (беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире); образ Никиты.

Развитие речи: рассказ о писателе, художественный пересказ фрагмента, составление словаря для характеристики предметов и явлений.

Связь с другими искусствами: рисунки учащихся.

П.П. БАЖОВ

Краткие сведения о писателе. Сказ «Каменный цветок». Человек труда в сказе П.П. Бажова (труд и мастерство, вдохновение). Приемы создания художественного образа.

Теория литературы: сказ, отличие сказа от сказки, герой повествования, афоризм.

Развитие речи: пересказ от другого лица, отзыв об эпизоде. Связь с другими искусствами: рисунки учащихся.

Краеведение: Екатеринбург П.П. Бажова.

Н.Н. НОСОВ

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Три охотника»: тема, система образов.

Развитие речи: пересказ.

Е.И. НОСОВ

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Как патефон петуха от смерти спас». Добро и доброта. Мир глазами ребенка; юмористическое и лирическое в рассказе. Воспитание чувства милосердия, сострадания, участия, заботы о беззащитном.

Теория литературы: юмор (развитие представлений).

Развитие речи: пересказ (краткий и от другого лица), письменный ответ на вопрос, инсценированное чтение.

Возможные виды внеурочной деятельности: инсценирование.

Родная природа в произведениях писателей XX века

Час поэзии «Поэзия и проза XX века о родной природе»:

В.Ф. Боков. «Поклон »;

Н.М. Рубцов. «В осеннем лесу »;

Р. Г. Гамзатов. «Песня соловья »;

В.И. Белов. «Весенняя ночь»;

В.Г. Ра с п у т и н. «Век живи — век люби» (отрывок).

Из зарубежной литературы

Д. ДЕФО

Краткие сведения о писателе. Роман «Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо» (отрывок). Сюжетные линии, характеристика персонажей (находчивость, смекалка, доброта), характеристика жанра.

Теория литературы: притча, приключенческий роман, роман воспитания, путешествие (первичные представления о данных понятиях).

Развитие речи: различные виды пересказа, изложение с элементами сочинения.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.

Х.К. АНДЕРСЕН

Краткие сведения о писателе, его детстве. Сказка «Соловей»: внешняя и внутренняя красота, благодарность.

Теория литературы: философская сказка (развитие представлений), авторский замысел и способы его характеристики.

Развитие речи: различные виды пересказов, письменный отзыв об эпизоде.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.

Возможные виды внеурочной деятельности: написание сценария мультфильма, инсценирование сказки и ее постановка.

М. ТВЕН

Краткие сведения о писателе. Автобиография и автобиографические мотивы. Роман «Приключения Тома Сойера» (отрывок): мир детства и мир взрослых.

Теория литературы: юмор, приключения как форма детской фантазии.

Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, письменный отзыв о герое.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.

Ж. РОНИ-СТАРШИЙ

Краткие сведения о писателе. Повесть «Борьба за огонь» (отдельные главы). Гуманистическое изображение древнего человека. Человек и природа, борьба за выживание, эмоциональный мир доисторического человека.

Развитие речи: составление плана, письменная и устная характеристика героя.

ДЖ. ЛОНДОН

Краткие сведения о писателе. Детские впечатления. «Сказание о Кише» (период раннего взросления в связи с обстоятельствами жизни; добро и зло, благородство, уважение взрослых).

Теория литературы: рассказ (развитие представлений).

Развитие речи: различные виды пересказов, устный и письменный портрет героя.

А. ЛИНДГРЕН

Краткие сведения о писательнице. Роман «Приключения Эмиля из Лённеберги » (отрывок).

Возможные виды внеурочной деятельности: литературная викторина.

Итоговый урок.

Встреча в литературной гостиной («Путешествие в мир книги»), или «Литературный карнавал» или литературный час («Я хочу рассказать вам...»).

Для заучивания наизусть

И.А. Крылов. Басня – на выбор.

А.С. Пушкин. Отрывок из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях».

М.Ю. Лермонтов. «Бородино» (отрывок). Н.А. Некрасов. Одно из стихотворений – по выбору. Одно из стихотворений о русской природе поэтов XIX век А.А. Блок. «Летний вечер».

И.А. Бунин. Одно из стихотворений – по выбору. С.А. Есенин. Одно из стихотворений – по выбору. Одно из стихотворений о русской природе поэтов XX века.

Для домашнего чтения

Античные мифы

Ночь, Луна, Заря и Солнце. Нарцисс.

Сказания русского народа

Устроение мира. Первая битва Правды и Кривды. Рождение Семаргла, Стрибога. Битва Семаргла и Черного Змея.

Детская Библия

Русское народное творчество

Сказки: «Лиса и журавль», «Ворона и рак», «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо», «Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что».

Загадки, частушки, пословицы, поговорки.

Литературные сказки

В.Ф. Одоевский, Л.Н. Толстой, А.Н. Толстой (1-2 по выбору).

Сказки братьев Гр и мм, Ш. Перро, Х.К. А н д е р с е н а (1-2 по выбору).

Из древнерусской литературы

Домострой. Как детям почитать и беречь отца и мать, и повиноваться им, и утешать их во всем.

Из «Хождения за три моря » Афанасия Никитина.

Из литературы XVIII века

М.В. Ломоносов. «Лишь только дневный шум умолк...»

Из литературы XIX века

И.А. Крылов. «Ларчик», «Обоз». К.Ф. Рылеев. «Иван Сусанин». Е.А. Баратынский. «Водопад». А.С.Пушкин.«Кавказ», «Выстрел». М.Ю. Лермонтов. «Ветка Палестины», «Пленный рыцарь», «Утес».

А.В. Кольцов. «Осень», «Урожай».

Н.В. Гоголь. «Заколдованное место»

Н.А. Некрасов. «Накануне светлого праздника».

Д.В. Григорович. «Гуттаперчевый мальчик».

И.С. Тургенев. «Бежин луг», из «Записок охотника».

В.М. Г а р ш и н. «Сказка о жабе и розе».

А.А. Фет. «Облаком волнистым...», «Печальная береза».

И.С. Никитин. «Утро», «Пахарь».

Я.П. Полонский. «Утро».

Описание учебно-методического обеспечения  образовательного процесса

  1. Программа курса «Литература».  5 – 9 классы общеобразовательной школы /Авт.-сост.: Г.С. Меркин, С.А. Зинин.  – М.:ООО «Русское слово – учебник», 2012. (ФГОС . Инновационная школа)  
  2. Учебник «Литература. 5 класс» (Авт.-сост. Г.С.Меркин). В 2-х частях.-2-е изд.-М.: ООО  «Русское слово - учебник», 2013.
  3. Планирование и материалы к курсу «Литература 5 класс» (Авт.-сост. Г.С.Меркин, Б.Г. Меркин). М.: «Русское слово», 2008.
  4. Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5-9 классы: проект. - М.: Просвещение, 2011.- (Стандарты второго поколения).
  5. Рабочая программа к учебникам Г.С.Меркина «Литература . 5 класс»/ авт.-сост. Ф.Е.Соловьева. - М.:ООО «Русское слово – учебник», 2012. (ФГОС . Инновационная школа)  
  6. Соловьёва Ф.Е. Рабочая тетрадь к учебнику Г.С.Меркина «Литература». 5 класс: В 2 ч. - М.:: ООО «Русское слово - учебник», 2013.
  7. Соловьева Ф.Е Тематическое планирование к учебнику "Литература. 5 класс" (авт.-сост. Г.С. Меркин)/под ред. Г.С. Меркина. - М.:ООО "ТИД "Русское слово" - РС",2010 г.
  8. Соловьева Ф. Е. Уроки литературы. К учебнику «Литература. 5 класс» (авт.-сост. Г.С.Меркин): методическое пособие/Ф.Е.Соловьёва/ под ред. Г.С. Меркина. – 2 изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2011.

Описание материально-технического обеспечения  образовательного процесса

 Материальная база кабинета:

  •  компьютер;
  • проектор;
  • экран;
  • локальная сеть;
  • принтер;

Информационно-компьютерная поддержка.

  1. Электронная библиотека школьника
  2. Интернет-ресурсы: Требования к современному уроку в условиях введения ФГОСhttp://www.gia3.ru/publ/opyt_i_praktika/trebovanija_k_sovremennomu_uroku_v_uslovijakh_vvedenija_fgos/4-1-0-4
  3. Сайт: Единая коллекция образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/catalog/teacher/
  4. Таблицы демонстрационные к основным теоретико-литературным понятиям
  5. Портреты поэтов и писателей

 Интернет-ресурсы:

Библиотеки:

Электронная библиотека нехудожественной литературы по русской и мировой истории, искусству, культуре, прикладным наукам. Книги, периодика, графика, справочная и техническая литература для учащихся средних и высших учебных заведений. Статьи и книги по литературе, истории, мифологии, религии, искусству, прикладным наукам, художественные галереи и коллекции.

Образовательный портал «Древнерусская литература».

Библиотека Гумер-гуманитарные науки (например, литературоведение).

Каталог электронных энциклопедий (ссылки) по разным направлениям.

Библиотека Максима Мошкова.

Сервер "Литература" объединяет информацию о лучших литературных ресурсах русского Интернета: электронные библиотеки, рецензии на книжные новинки, литературные конкурсы и многое другое. На сервере также размещен сетевой литературный журнал "Словесность".

Коллекция: русская и зарубежная литература для школы.

Сайт мировых новостей о литературе.

Электронная библиотека современных литературных журналов России.

Сайт имеет следующие рубрики: библиотека детской русской и зарубежной литературы, история, филолог, вокруг света, мир знаний, Пушкин, шахматы, музеи , новости.

Сайт о древней литературе Руси, Востока, Западной Европы; о фольклоре.

Сайт института русской литературы (Пушкинский дом) Российской Академии наук (статус государственного учреждения).

Сайт посвящен современной русской литературе.

  • http://feb–web.ru

Сайт Президентской библиотеки им. Б. Н. Ельцина

Электронные наглядные пособия:

Библиотекарь. РУ

Русская литература 18-20 вв.

Большая художественная галерея

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Наименование раздела.

Тема урока

Кол-во

часов

Тип урока

Дата

Виды контроля

1

2

3

4

5

ВВЕДЕНИЕ (1 ч)

1.

Книга – твой друг.

1

Урок изучения нового материала

04.09

ИЗ МИФОЛОГИИ (3 ч)

2.

Миф и мифология. Античный миф.

1

Урок изучения нового материала

05.09

3.

Античный миф. «Олимп». «Рождение Зевса».

1

Комбинированный урок

06.09

4.

«Одиссей на острове циклопов. Полифем». Самостоятельная работа.

1

Комбинированный урок

11.09

Самостоятельная работа №1

Из устного народного творчества (9 ч.)

5.

Загадки.

1

Урок изучения нового материала

12.09

Самостоятельная работа №2

6.

Пословицы и поговорки.

1

Урок изучения нового материала

13.09

Контрольная работа №1 «Виды фольклора»

7.

Русские сказки. Виды сказок.  Художественные особенности сказок.

1

18.09

8.

Волшебная сказка. «Царевна-лягушка»

1

19.09

9

Нравственная проблематика сказки  «Царевна-лягушка». Сюжет. Образы.

1

Урок изучения нового материала, работа над мини-проектом

20.09

Мини-сочинение об одном из героев сказки

10

Сюжет и реальная основа в бытовой сказке «Чего на свете не бывает?»

1

Комбинированный урок, работа над мини-проектом

25.09

11

Сказки народов России. «Падчерица».

1

Комбинированный урок, работа над мини-проектом

26.09

Самостоятельная работа №3

12

Контрольная работа по теме «Сказка»

1

Комбинированный урок, работа над мини-проектом

27.09

13

Р\Р Сочинение сказки. Мини-проект «Скоро сказка сказывается».

1

Урок-проект

02.10

Из древнерусской литературы (2 ч.)

14.

Из «Повести временных лет»: «Расселение славян».

1

Урок изучения нового материала

03.10

15.

«Кий, Щек и Хорив», «Дань хазарам».

1

Комбинированный урок

04.10

Басни народов мира (1 ч.)

16.

Эзоп. «Ворон и Лисица». Жан де Лафонтен «Лисица и виноград».

1

Урок изучения нового материала

09.10

Русская басня (5 ч.+1 ч.р/р)

17.

Русские басни. М.В.Ломоносов «Случились два астронома в пиру…»

1

Урок изучения нового материала

10.10

18.

Басни о Вороне и Лисице В.К.Тредиаковского,  А.П.Сумарокова, И.А.Крылова.

1

Урок-исследование

11.10

19.

Басни И.А. Крылова. «Волк на псарне».

1

Комбинированный урок

16.10

20.

И.А. Крылов. Басни «Волк и Ягнёнок», «Свинья под Дубом», «Демьянова уха».

1

Комбинированный урок

17.10

21

Р/р. Конкурс чтецов на лучшее исполнение басен И.А.Крылова.

1

Урок-конкурс

18.10

22.

Русская басня в XX веке.

1

Урок изучения нового материала

23.10

Сочинение по плану

Из литературы XIX века (32 ч. + 6 ч. р/р.)

23.

А.С. Пушкин. Стихотворение «Няне».

1

Урок изучения нового материала

24.10

24.

А.С.Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

1

Урок изучения нового материала

25.10

Самостоятельная работа №4

25.

Черты сходства и различия волшебной и литературной сказки.

1

Комбинированный урок

06.11

26.

А.С.Пушкин. «Руслан и Людмила» (отрывок).

1

Урок изучения нового материала

07.11

Литературоведческий диктант

27.

А.С.Пушкин. Стихотворение «Зимняя дорога».

1

Урок изучения нового материала

08.11

28

Проект «Такой знакомый незнакомый Пушкин»

1

Урок-заочная экскурсия

13.11

29.

Поэзия XIX века о родной природе.

1

Урок изучения нового материала

14.11

30

Краткие сведения о М.Ю.Лермонтове. Заочная экскурсия по лермонтовским местам.

1

Урок-заочная экскурсия

15.11

31.

Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Бородино». Историческая основа

1

Урок изучения нового материала

20.11

32.

Средства художественной выразительности в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Бородино».

1

Комбинированный урок

21.11

33-34.

Р/р. Подготовка к сочинению «Путешествие на поле славы». (Повествование о событиях от лица их участников). Анализ письменных работ

2

Урок развития речи

22.11

27.11

Сочинение

35.

Н.В.Гоголь. Краткие сведения о писателе.

1

Урок изучения нового материала

28.11

36.

Н.В.Гоголь. «Ночь перед Рождеством». Фольклорные источники и мотивы. Историческая основа повести. Оксана и кузнец Вакула.

1

Урок изучения нового материала

29.11

37.

Фантастика и реальность в повести Н.В.Гоголя «Ночь перед

1

Комбинированный урок

04.12

Худож. пересказ

38

Детские впечатления И.С.Тургенева. Заочная экскурсия в Спасское-Лутовиново.

1

Урок-заочная экскурсия

05.12

39.

И.С.Тургенев. Рассказ «Муму». Образ Герасима.

1

Урок изучения нового материала

06.12

40.

Богатырский облик и нравственное превосходство Герасима над барыней и её челядью.

1

Комбинированный урок

11.12

Устное сочинение «Образ Герасима в начале рассказа»

41.

Герасим и Муму. Немой протест героя – символ немоты крепостных крестьян.

1

Комбинированный урок

12.12

42-43.

Р/р. Сочинение «Немой протест народа».

2

Урок развития речи

13.12

189.12

Сочинение «Немой протест народа»

44.

И.С.Тургенев. Стихотворения в прозе «Воробей», «Русский язык».

1

Урок изучения нового материала

19.12

45.

Стихотворение в прозе И.С.Тургенева «Два богача».

1

Комбинированный урок

20.12

46

Н.А.Некрасов. Детские впечатления поэта. Заочная экскурсия в Грешнево.

1

Урок-заочная экскурсия

25.12

47.

Н.А.Некрасов. Особенности композиции  стихотворения «Крестьянские дети».

1

Урок изучения нового материала

26.12

48.

Основная тема стихотворения «Крестьянские дети» и способы ее раскрытия.

1

Комбинированный урок

27.12

49.

Н.А.Некрасов. Стихотворение «Тройка».

1

Урок изучения нового материала

15.01

50.

Р/р. Письменная работа по творчеству Некрасова.

1

Урок развития речи

16.01

51

Л.Н.Толстой. Сведения о писателе. Историко-литературная основа рассказа «Кавказский пленник». Заочная экскурсия в Ясную Поляну.

1

Урок-заочная экскурсия

17.01

52

Л.Н.Толстой. «Кавказский пленник». Жилин и Костылин в плену.

1

Комбинированный урок

22.01

53

54.

Две жизненные позиции в рассказе «Кавказский пленник». Художественная идея рассказа.

2

Урок-закрепление изученного

23.01

24.01

Самостоятельная работа №5

55

Л.Н.Толстой. «Кавказский пленник». Образ Дины.

1

29.01

56

57

Р/р. Подготовка к сочинению «Над чем меня заставил задуматься рассказ Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»?» Анализ сочинений

2

Урок развития речи

30.01

31.01

Сочинение

58

Детские и юношеские годы А.П.Чехова.

Семья А.П.Чехова. Книга в жизни А.П.Чехова.

1

Урок изучения нового материала

05.02

59

Рассказ А.П.Чехова «Злоумышленник». Приёмы создания характеров и ситуаций. Жанровое своеобразие рассказа. Работа над проектом.

1

Комбинированный урок, работа над мини-проектом

06.02

60

Рассказ А.П.Чехова «Пересолил». Работа над проектом.

1

Комбинированный урок, работа над мини-проектом

07.02

61

Р/р.Сочинение-юмористический рассказ о случае из жизни.

1

Урок развития речи

12.02

62

Презентация проекта «Краткость – сестра таланта» (по творчеству А.П.Чехова).

1

Урок-проект

13.02

Из литературы XX века (28 ч. + 1 ч. р/р.)

63

Краткие сведения об И.А.Бунине. Заочная экскурсия по бунинским местам.

1

Урок-заочная экскурсия

14.02

64

Стихотворение И.Бунина «Густой зеленый ельник у дороги…». Тема природы и приёмы её реализации.

1

Урок изучения нового материала

19.02

65

И.А.Бунин. Рассказ  «В деревне».

1

Урок изучения нового материала

20.02

66

И.А.Бунин. «Подснежник».

1

Комбинированный урок

21.02

67

Л.Н.Андреев. Краткие сведения о писателе.

1

Урок изучения нового материала

26.02

68

Л.Андреев «Петька на даче». Мир города в рассказе.

1

Комбинированный урок

27.02.

69

Л.Н.Андреев. «Петька на даче». Противопоставление мира города и дачи в рассказе. Тематика и нравственная проблематика рассказа.

1

Урок-закрепление изученного

28.02

Мини-сочинение «Какие проблемы поднимает автор в рассказе?»

70

А.И.Куприн. Краткие сведения о писателе. Заочная экскурсия в музей А.И.Куприна в Наровчате.

1

Урок-заочная экскурсия

04.03

71

Рассказ А.И.Куприна «Золотой Петух». Тема, особенности создания образа.

1

Урок изучения нового материала

05.03

72

Р/р. Обучение анализу эпизода.

1

Урок развития речи

06.03

73

Детские впечатления А.А.Блока. Книга в жизни юного А.А.Блока. Блоковские места.

1

Урок изучения нового материала

11.03

74

А.А.Блок. «Летний вечер», «Полный месяц встал над лугом…»

1

Комбинированный урок

12.03

75

С.А.Есенин. Детские годы. В есенинском Константинове.

1

Урок изучения нового материала

13.03

76

С.А.Есенин «Ты запой мне ту песню, что прежде…»

1

Урок изучения нового материала

18.03

77

С.А.Есенин «Поёт зима – аукает…», «Нивы сжаты, рощи голы…»

1

Комбинированный урок

19.03

78

А.П.Платонов. Краткие сведения о писателе.

1

Урок изучения нового материала

20.03

79

А.П.Платонов. Мир глазами ребёнка в рассказе «Никита».

1

Комбинированный урок

01.04

80

А.П.Платонов. «Цветок на земле».

1

Комбинированный урок

02.04

Мини-сочинение «Какими мы видим героев рассказов А.П.Платонова»

81

П.П.Бажов. Краткие сведения о писателе.

1

Урок изучения нового материала

03.04

82

П.Бажов «Каменный цветок». Человек труда в сказе П.Бажова.

1

Комбинированный урок

08.04

83

П.П.Бажов. «Каменный цветок». Приёмы создания художественного образа.

1

Комбинированный урок

09.04

Сочинение «Судьба Данилушки»

84

Н.Н.Носов. Краткие сведения о жизни и творчестве писателя. Литературная викторина.

1

Урок-викторина

10.04

85

Н.Н.Носов. Рассказ «Три охотника». Тема, система образов.

1

Урок изучения нового материала

15.04

86

В.П.Астафьев. Краткие сведения о писателе. Рассказ  «Васюткиноозеро».

1

Урок изучения нового материала

16.04

87

Е.И.Носов. «Как патефон петуха от смерти спас». Мир глазами ребёнка. Юмористическое и лирическое в рассказе.

1

Комбинированный урок

17.04

Самостоятельная работа №6

88

89

Родная природа в произведениях писателей XX века.

2

Урок изучения нового материала

22.04

23.04

90

Контрольная работа по теме «Изобразительно-выразительные средства»

1

24.04

Контрольная работа№2

91

В.И.Белов. «Весенняя ночь».

1

Урок изучения нового материала

29.04

Сочинение в жанре лирической прозы

92

93

В.Г.Распутин. «Век живи – век люби».

2

Урок изучения нового материала

30.04

06.05

Из зарубежной литературы (5 ч.)

94

95

Краткие сведения о Д.Дефо. «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо».

2

Урок изучения нового материала

07.05

08.05

96

Сказка  Х.К.Андерсена «Соловей». Внутренняя и внешняя красота.

1

Комбинированный урок

13.05

97

Краткие сведения о М.Твене. «Приключения Тома Сойера» (отрывок): мир детства и мир взрослых. Жизнерадостность, неутомимый интерес к жизни, бурная энергия Тома Сойера.

1

Урок изучения нового материала

14.05

98

99

Ж.Рони-Старший.  Повесть «Борьба за огонь». Гуманистическое изображение древнего человека.

2

Урок изучения нового материала

15.05

20.05

100

101

Краткие сведения о Дж.Лондоне.

«Сказании о Кише».

2

Урок изучения нового материала

21.05

22.05

Лист корректировки рабочей программы

по литературе

Уровень общего образования

основное общее образование , 5 «А» класс

Учитель Титаренко М.Ю.

Название раздела, темы

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Дата проведения по факту

В.Г.Распутин. «Век живи – век люби».

01.05

Праздничные дни

06.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по литературе 5класс (ФГОС)

Рабочая  программа  по литературе  5класс (ФГОС)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»5класс - школа 2100

Программа разработана на основе обязательного минимума содержания основного общего образования по образовательному компоненту «Изобразительное искусство», предназначена для основной школы любого типа ...

Рабочая программа по литературе.5класс

1. Пояснительная записка Данная рабочая программа:  разработана на основании приказа министерства образования Российской федерации от 05.03.2004 № 1089"Об утверждении федерального компонента госуда...

Рабочая программа по литературе 5класс

Материал содержит программу и тематическое планирование...

Рабочая программа по литературе 5класс

Календарно- тематическое планирование по литературе 5класс...

Рабочая учебная программа по литературе 5класс срок реализации 2016-2017г

Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена с использованием материалов Федерального государственного стандарта основного общего образования (ФГОС : основное общее образование//ФГОС М; П...

Рабочая программа по литературе 5класс Меркин

Рабочая программа состоит из разделов: пояснительная  записка, календарно-тематическое планирование...