Рабочая программа по литературе 8 класс
рабочая программа (8 класс) на тему
Рабочая программа по литературе 8 класс (по программе Коровиной В.Я.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_literature_8_klass.docx | 51.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 18»
Рабочая программа
учителя русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
Жукас Оксаны Дмитриевны
«Литература»
Основное общее образование, 8А, Б, В, Г классы
(базовый уровень)
2014-2015учебный год
1.Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 8 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования,авторской программы по литературе Коровиной В.Я.
Цели:
- воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания, грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Задачи:
- формирование представлений о литературе как культурном феномене ,занимающем важное место в жизни нации и человека;
- осмысление литературы как особой формы освоения культурной традиции;
- формирование системы гуманитарных понятий,составляющих этико-эстетический компонент искусства;
- формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;
- формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;
- формирование основных теоретико-литературных понятий как условия полноценного восприятия,анализа и оценки литературно-художественных произведений.
Программа рассчитана на достижение учащимися базового уровня владения литературой и составляет 70 учебных часов в год,что соответствует 2 часам в неделю,предусмотренным учебным планом школы. Так как в авторской программе на изучение литературы в 8 классе выделяется 68 часов, то представляется возможным 2 дополнительных часа отнести в резерв.
Сроки реализации рабочей программы – 2014 -2015 учебный год.
В основу программы положена традиционная методика преподавания.
Обучение ведётся по УМК для 8 класса Коровиной В.Я.
Оценка устных ответов учащихся
Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по литературе.
Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.
При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать:
1) полноту и правильность ответа;
2) степень осознанности, понимания изученного;
3) языковое оформление ответа.
Балл | Степень выполнения учащимся общих требований к ответу | ||
«5» | 1) ученик полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только из учебника, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка. | ||
«4» | ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1 - 2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1 - 2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого. | ||
«3» | ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого |
Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Отметка «1» не ставится.
Отметка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ, но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.
Нормы оценки сочинений
В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного класса:
- правильное понимание темы, глубина и полнота её раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев исходя из идейно-тематического содержания произведения, доказательность основных положений, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения; наличие плана в обучающих сочинениях; соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними;
- точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка.
Оценка за грамотность сочинения выставляется в соответствии с нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку.
Отметка “5” ставится за сочинение:
- глубоко и аргументированно раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для её раскрытия, об умении целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения;
- стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей;
- написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию.
Допускается незначительная неточность в содержании, один-два речевых недочёта.
Отметка “4” ставится за сочинение:
- достаточно полно и убедительно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;
- логичное и последовательное изложение содержания;
- написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию.
Допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более трёх-четырёх речевых недочётов.
Отметка “3” ставится за сочинение, в котором:
- в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от неё или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;
- материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей;
- обнаруживается владение основами письменной речи;
- в работе имеется не более четырёх недочётов в содержании и пяти речевых недочётов.
Отметка “2” ставится за сочинение, которое:
- не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст;
- характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями;
- отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.
Отметка “1” ставится за сочинение:
- совершенно не раскрывающее тему, свидетельствующее о полном незнании текста произведения и неумении излагать свои мысли;
- содержащее большее число ошибок, чем это установлено для отметки “2”.
Как видно, отметка “1” является составляющей в пятибалльной системе оценивания знаний, но она носит в основном воспитывающий характер и используется в текущем контроле.
2.Содержание тем учебного курса
1.Введение.Русская литература и история. Образное отражение жизни в русской литературе. Художественный образ. Литература как искусство слова.
2.Устное народное творчество. Исторические и лирические песни как жанр устной народной поэзии. Художественное своеобразие народных песен. Песенный стих, параллелизм, особенности лексики, повторы.
3.Из Древнерусской литературы. Закономерности развития ДРЛ. Особенности житийного жанра. Княжеское житие Александра Невского как памятник Древнерусской литературы. «Повесть о Шемякином суде» - размышление о судьбе человека.
4.Из русской литературы 18 века. Особенности развития литературы 18 века. Понятие о сентиментализме. Размышление писателей 18 века о смысле жизни. Сатирическая направленность комедии Д.И.Фонвизина «Ревизор».Проблема воспитания истинного гражданина. Повесть Н.М.Карамзина «Бедная Лиза».Обращение писателя к жизни простых людей.
5.Из русской литературы 19 века. Выражение народной мудрости в баснях И.А.Крылова. Основные мотивы лирики А.С.Пушкина. История создания и проблематика повести «Капитанская дочка».Идея чести и достоинства человека. Особенности языка и композиции поэмы М.Ю.Лермонтова «Мцыри».Изображение свободолюбивой личности. Сила и цельность характера Мцыри. Комедия Н.В.Гоголя «Ревизор».Мастерство композиции и речевых характеристик. Обобщающее значение образов комедии. Разоблачение нравственных и социальных пороков. Образ «тургеневской девушки» в повести И.С.Тургенева «Ася».Сложность характера героини,приёмы психологической характеристики героев. Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина. «История одного города».Изображение социальных и нравственных пороков общества. Гротеск как форма повествования. Л.Н.Толстой «После бала».Сила воздействия рассказа на читателя. Контраст как форма выражения рассказа. Мысль автора о моральной ответственности за всё происходящее вокруг.Образ природы в стихотворения поэтов 19 века. Рассказы А.П.Чехова. Новый характер изображения личности. Отрицательные свойства человека, формирующие действительность.
6.Из русской литературы 20 века. Поэзия И. Бунина. Тема любви. Новизна взгляда на мир. Символизм романтических образов в рассказах М.Горького. Своеобразие характеров и судеб людей из неустроенной «босяцкой» Руси в реалистических произведениях Горького. Тема Великой Отечественной войны на страницах поэтов 20 века. Песни военных лет. Тема благодарной памяти. Русские поэты 20 века о Родине, родной природе и о себе.
7.Из Зарубежной литературы. У.Шекспир. «Ромео и Джульетта». «Вечные» проблемы в творчестве Шекспира. Конфликт живого чувства и предрассудков, юной любви и враждебности, культивируемой взрослыми. Сила чувств юных, их преданность друг другу.
8.Уроки итогового повторения. Проверка уровня литературного чтения. Тестирование
3.Учебно-тематический план
№ п/п | Тема | Кол – во часов | В том числе | ||
К/р | Вн/чт. | Р/р. | |||
1. | Введение | 1 | |||
2. | Устное народное творчество | 2 | |||
3. | Из древнерусской литературы | 2 | 1 | ||
4. | Из русской литературы 18 века | 3 | |||
5. | Из русской литературы 19 века | 33 | 1 | 6 | |
6. | Из русской литературы 20 века | 20 | 3 | 1 | |
7. | Из зарубежной литературы | 7 | |||
8. | Резерв | 2 | |||
Итого | 70 | 2 | 4 | 7 |
4.Требования к уровню подготовки учащихся
Изучение литературы в школе позволяет учащимся осознать литературу как величайшую духовно-эстетическую ценность; освоить идейно-эстетическое богатство родной литературы в ее лучших образцах и отдельных произведениях литературы народов России, познакомиться с шедеврами мировой классики; научиться анализировать и оценивать литературные произведения; получить представление о жизненном и творческом пути выдающихся писателей; развить и усовершенствовать коммуникативные навыки на основе осознания функций языка и художественной образности литературного текста.
В результате освоения содержания курса литературы учащийся получает возможность совершенствовать и расширить круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности, овладение которыми является необходимым условием развития и социализации школьников.
К числу основных общих учебных умений, навыков и способов деятельности, формируемых на уроках литературы, относятся:
- использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа,
- определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов,
- самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера,
- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа; отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно),
- умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в т.ч. от противного); объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах; владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута),
- выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.). Умение понимать язык художественного произведения, работать с критическими статьями,
- владение навыками редактирования текста, создания собственного текста (сочинения различных жанров),
- определение собственного отношения к явлениям прошлого и современной жизни. Умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои взгляды,
- осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Главным при изучении предмета остается работа с художественным текстом, что закономерно является важнейшим приоритетом в преподавании литературы.
Содержание стандарта может быть реализовано следующими видами усложняющейся учебной деятельности:
- рецептивная деятельность: чтение и полноценное восприятие художественного текста, заучивание наизусть (важна на всех этапах изучения литературы);
- репродуктивная деятельность: осмысление сюжета произведения, изображенных в нем событий, характеров, реалий (осуществляется в виде разного типа пересказов (близких к тексту, кратких, выборочных, с соответствующими лексико-стилистическими заданиями и изменением лица рассказчика); ответов на вопросы репродуктивного характера);
- продуктивная творческая деятельность: сочинение разных жанров, выразительное чтение художественных текстов, устное словесное рисование, инсценирование произведения, составление киносценария;
- поисковая деятельность: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование художественного произведения, установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства;
- исследовательская деятельность: анализ текста, сопоставление произведений художественной литературы и выявление в них общих и своеобразных черт.
5. Перечень учебно-методического обеспечения
1.Литература. 8 кл. Учеб.хрестоматия для общеобразоват. учреждений. В 2ч. /Авт.-сост. В.Я Коровина и др. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2010.
2.Коровина В.Я.,Збарский И.С. Литература 8 класс: Методические советы. Под редакцией В.И. Коровина.- М. Просвещение,2009г.
3. Б.А.Макарова.Дидактические материалы по литературе к учебнику – хрестоматии «Литература 8 класс».В 2-х частях.Авт.-сост.В.Я.Коровина и др.-М., «Экзамен»,2009.
4. Егорова Н.В. Поурочные разработки по зарубежной литературе. 5-9 классы. – М.: ВАКО, 2008
5.Ерёменко Н.И. Нестандартные уроки литературы. 8-9 классы. /Сост. Н.И.Ерёменко. – Волгоград: Учитель – АСТ, 2005.
6.Литература. 8 класс: поурочные планы по учебнику В.Я.Коровиной: в 2 ч. - /Авт.-сост. С.Б.Шадрина. – Волгоград: Учитель, 2011 .
7.Зуева Е.В. Все сочинения по литературе за 8 класс к учебнику В.Я.Коровиной и др. /Е.В.Зуева. – 7-е изд., перераб. и испр. – М.: Издательство «Экзамен», 2009.
8.Зуева Е.В. Все сочинения по литературе за 8 класс к учебнику В.Я.Коровиной и др. /Е.В.Зуева. – 7-е изд., перераб. и испр. – М.: Издательство «Экзамен», 2009.
Рабочее место учителя
Оборудование:
1. Мультимедийный компьютер.
2. Мультимедиапроектор.
3. Экран на штативе или навесной
4. Средства телекоммуникации: локальная сеть, интернет.
5. Фонохрестоматия к учебнику литературы 8 класса
Приложение 1
Календарно –тематический план
ПРИЛОЖЕНИКалендарно - тематический план
№ п/п | ТЕМА | Дата проведения | Приме- чание | |||
План | Факт | |||||
Введение | ||||||
1. | Русская литература и история | |||||
Устное народное творчество | ||||||
2. | Лирическая песня.Исторические песни | |||||
3. | Предания | |||||
Из древнерусской литературы | ||||||
4. | «Повесть о житии Александра Невского» | |||||
5. | Вн. чт. «Повесть о Шемякином суде» | |||||
Из русской литературы 18 века | ||||||
6. | Д. И. Фонвизин.Комедия «Недоросль» | |||||
7. | Образование и воспитание в комедии «Недоросль» | |||||
8. | Проблема воспитания истинного гражданина | |||||
Из русской литературы 19 века | ||||||
9. | И.А.Крылов.Басня «Лягушки,просящие царя», «Обоз» | |||||
10. | К.Ф.Рылеев. «Смерть Ермака» | |||||
11. | А.С.Пушкин. «История Пугачёвского бунта» | |||||
12. | «Капитанская дочка»- роман о «веке минувшем» | |||||
13. | Герои и стилистика А.С.Пушкина в романе «Капитанская дочка».Гринёв и Савельич | |||||
14. | Антитезы в романе А.С. Пушкина. Гринёв и обитатели Белогорской крепости | |||||
15. | Образ Пугачёва. Роль Пугачёва в жизни Гринёва | |||||
16. | «Старинные люди» и Маша Миронова | |||||
17. | Р/р. Подготовка к написанию сочинения по роману «Капитанская дочка» | |||||
18. | Р/р. Сочинение по роману «Капитанская дочка» | |||||
19. | А.С.Пушкин Лирика | |||||
20. | М.Ю.Лермонтов – певец свободы.Поэт о Кавказе | |||||
21. | «Мцыри».Композиция и художественные особенности поэмы | |||||
22. | Мцыри-романтический герой поэмы | |||||
23. | Контрольная работа по поэме «Мцыри» | |||||
24. | Н.В.Гоголь.Комедия «Ревизор». История создания | |||||
25. | «Ревизор»:1 и 2 д.Хлестаков и «миражная интрига» | |||||
26. | Семейство городничего.Действие 3 | |||||
27. | Разоблачение пороков чиновничества.Действие 4 | |||||
28. | Хлестаковщина как общественное явление.Действие 5 | |||||
29. | Р/р. Сочинение по комедии «Ревизор» | |||||
30. | Н.В.Гоголь. «Шинель».Тема «маленького»человека | |||||
31. | М.Е.Салтыков-Щедрин. «История одного города»-художественно-политическая сатира | |||||
32. | Р/р. Анализ отрывка из «Истории одного города» | |||||
33. | Салтыков-Щедрин о «корени происхождения глуповцев» | |||||
34. | Н.С.Лесков «Старый гений» | |||||
35. | Л.Н.Толстой.Рассказ «После бала» | |||||
36. | Проблема нравственной ответственности в рассказе | |||||
37. | Художественные особенности рассказа «После бала» | |||||
38. | Поэзия родной природы | |||||
39 | Р/р. Анализ лирического стихотворения | |||||
40. | А. П. Чехов. «Человек в футляре», «О любви» | |||||
41. | Р/р. Отзыв о прочитанном произведении 19 века | |||||
Из русской литературы 20 века | ||||||
42. | И.А.Бунин. «Кавказ» | |||||
43. | А.И. Куприн. Рассказ «Куст сирени» | |||||
44. | А.Блок. «Россия».Образ Родины | |||||
45. | Стихотворный цикл.«На поле Куликовом» | |||||
46. | С.Есенин. «Пугачёв» | |||||
47. | Вн.чт. М.А.Осоргин. «Пенсне» | |||||
48. | И.С.Шмелёв «Как я стал писателем». Писатели улыбаются | |||||
49. | А.Т.Твардовский.Главы из поэмы «Василий Тёркин» | |||||
50. | А. Т. Твардовский. «Василий Тёркин». | |||||
51. | Тема честного служения Родине | |||||
52. | А.П.Платонов. «Возвращение» | |||||
53. | Утверждение добра,сострадания в душах солдат,вернувшихся с войны | |||||
54. | Вн.чт.М.Горький «Челкаш» | |||||
55. | В. Астафьев «Фотография…»Особенности сюжета | |||||
56. | Картины уклада сибирской деревни.Яркость языка | |||||
57. | Вн.чт.В.Короленко «Парадокс» | |||||
58. | Русские поэты 20 века о Родине,родной природе и о себе | |||||
59. | Поэты русского зарубежья о Родине-России | |||||
60. | Р/р. Урок выразительного чтения наизусть | |||||
61. | Контрольная работа по русской литературе 20 века | |||||
Из зарубежной литературы | ||||||
62. | У.Шекспир «Ромео и Джульетта» | |||||
63 | Вечные проблемы в трагедии Шекспира | |||||
64. | Сонеты Шекспира | |||||
65. | Сонеты Шекспира | |||||
66. | Ж.Б.Мольер «Мещанин во дворянстве» | |||||
67. | Дж.Свифт «Путешествие Гулливера» | |||||
68. | В.Скотт «Айвенго»(главы) | |||||
69. | Резервный урок | |||||
70. | Резервный урок |
Приложение 2
Контроль качества знаний учащихся
1.Контрольная работа по литературе 19 века
2.Контрольная работа по литературе 20 века
3.Итоговое тестирование
Материалы взяты из методического пособия В.Я.Коровиной.Дидактические материалы по литературе к учебнику – хрестоматии «Литература 8 класс».В 2-х частях.Авт.-сост.В.Я.Коровина и др.-М., Просвещение,2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый
Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература. 10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый
по учебнику «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....