Рабочая программа по литературе
рабочая программа по литературе (7 класс) на тему
Рабочая программа по литературе 7 класс по БУНЕЕВУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_litra_7kl._fgos.docx | 131.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования города Иркутска
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Иркутска лицей №3
(МБОУ г. Иркутска лицей №3)
_______________________________
Тимирязева ул., д.14, Иркутск, 664003
Тел./факс (3952) 20-07-15. E-mail: irk-lic3@yandex.ru htpp://www.irklyc3.ru
«СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора по научно-методической работе _________________ О.А. Овчинникова | «УТВЕРЖДАЮ» Директор МБОУ г. Иркутска лицея №3 ______________________ Н.П. Кашин Приказ № _______ от __________ 2014 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературе
для 7-и (информационного) класса
(класс углубленного изучения информатики, неязыковой класс; базовый уровень),
для 7-М (математического) класса
(класс углубленного изучения математики, неязыковой; базовый уровень)
для 7-Б класса
(общелицейский класс, неязыковой; базовый уровень)
Разработчик: Михалевская Анастасия Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Квалификационная категория: первая
Рабочая программа составлена на основе
Государственного стандарта общего образования. Примерной программы по литературе 5-11-й классы/под научной ред.РАОА.А.Леонтьева –Р.Н.Бунеев, Е.В. Бунеева-М.:Балласс, Изд.Дом РАО, 2010 (Образовательная система «Школа 2100»), учебника по литературе под редакцией Бунеева Р.Н.
Программа рассмотрена на заседании кафедры гуманитарных дисциплин
Протокол №1 от «29 » августа 2014 г.
Руководитель СП __________________________( М.М.Винокурова_)
подпись расшифровка
Иркутск 2014
Пояснительная записка
Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования, признающего приоритетной духовно-нравственную ценность литературы для школьника – будущего гражданина своей страны, любящего свой народ, язык и культуру и уважающего традиции и культуру других народов. Главная отличительная особенность программы в том, что изучение литературы как эстетического и национально-исторического явления рассматривается не столько как цель преподавания, сколько как средство развития личности. В основу программы положены психолого-педагогические и дидактические принципы развивающего образования, изложенные в концепции образовательной программы «Школа 2100» [1]∗∗. Данная программа рассчитана на 68 учебных часов из расчета 2 часа в неделю в соответствии с Федеральным базисным учебным планом для общеобразовательных учреждений.Рабочая программа ориентирована на использование УМК авторов образовательной системы «Школа 2100» Бунеева Р.Н., Бунеевой Е.В. В учебно-методический комплект по русскому языку для 7-го класса входят: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Литература.7-й класс («Путь к станции Я»). Учебник в 2-х книгах. – М.: Баласс, 20014. 2) Бунеев Р.Н.,Уроки литературы в 7-м классе по учебнику «Путь к станции «Я». Методические рекомендации для учителя. – М.: Баласс, 2013. Программа соответствует «Обязательному минимуму содержания основных образовательных программ», включает базовый компонент литературного образования, обеспечивает выполнение государственных стандартов.
В целом программа ориентирована на «Концепцию модернизации российского образования», принятую Правительством РФ, признающую приоритетной духовно-нравственную ценность литературы для школьника – будущего гражданина своей страны, любящего свой народ, язык и культуру и уважающего традиции и культуру других народов. Главная отличительная особенность программы в том, что изучение литературы как эстетического и национально-исторического явления рассматривается не столько как цель преподавания, сколько как средство гармонического развития личности.
Цель литературного образования в основной школе определяется как воспитание грамотного компетентного читателя, человека, имеющего стойкую привычку к чтению и потребность в нем как средстве познания мира и самого себя, человека с высоким уровнем языковой культуры, культуры чувств и мышления.
А. Личностно ориентированные принципы: принцип адаптивности; принцип развития; принцип комфортности.
Б. Культурно ориентированные принципы: принцип картины мира; принцип целостности содержания образования; принцип систематичности; принцип смыслового отношения к миру; принцип ориентировочной функции знаний; принцип опоры на культуру как мировоззрение и как культурный стереотип.
В. Деятельностно ориентированные принципы: принцип обучения деятельности; принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации; принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности учащегося (зона ближайшего развития); принцип опоры на процессы спонтанного развития; принцип формирования потребности в творчестве и умений творчества.
Цель литературного образования в начальной, основной и старшей школе определяется как воспитание грамотного компетентного читателя, человека, имеющего стойкую привычку к чтению и потребность в нём как средстве познания мира и самого себя, человека с высоким уровнем языковой культуры, культуры чувств и мышления.
Компетентность читателя предполагает:
– способность к полноценному восприятию литературных произведений в контексте духовных ценностей национальной и мировой художественной культуры;
– готовность к самостоятельному общению с литературным произведением, к диалогу с автором через текст;
– овладение системой знаний, умений и навыков по предмету; развитие речевых, интеллектуальных и творческих способностей;
– освоение через предмет литературы представлений о мире, способствующих успешной социальной адаптации учащихся.
В соответствии с поставленной целью под литературным образованием понимается освоение литературы в процессе творческой читательской деятельности.
Цель литературного образования определяет его задачи:
1. Поддерживать интерес к чтению, сложившийся в начальной школе, формировать духовную и интеллектуальную потребность читать.
2. Обеспечивать общее и литературное развитие школьника, глубокое понимание художественных произведений различного уровня сложности.
3. Сохранять и обогащать опыт разнообразных читательских переживаний, развивать эмоциональную культуру читателя-школьника.
4. Обеспечивать осмысление литературы как словесного вида искусства, учить приобретать и систематизировать знания о литературе, писателях, их произведениях.
5. Обеспечивать освоение основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условий полноценного восприятия, интерпретации художественного текста.
6. Развивать эстетический вкус учащихся как основу читательской самостоятельной деятельности, как ориентир нрав-ственного выбора.
7. Развивать функциональную грамотность (способность учащихся свободно использовать навыки чтения и письма для получения текстовой информации, умения пользоваться различными видами чтения).
8. Развивать чувство языка, умения и навыки связной речи, речевую культуру.
7-й класс – период развития читательской культуры учащихся: расширяется и углубляется их жизненный и художественный опыт; знакомство с многообразием жизненного содержания литературы и биографиями писателей способствует постижению содержания литературы и форм его отображения, воздействует на развитие личности, способствует эмоциональному восприятию художественного произведения, которое изучается как словесный вид искусства. Меняется круг чтения: в центре программы – произведения нравственно-этической тематики, поднимающие актуальные для подростка проблемы.
Основные учебные цели:
1) развитие умения интерпретировать художественный текст на основе личностного восприятия произведения;
2) осмысление специфики произведения литературы как словесного вида искусства.
Личностными результатами изучения предмета «Литература» являются следующие умения и качества:
– чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
– любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
– устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении.
– осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;
– ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение;
– эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности; уважение и принятие других народов России и мира, межэтническая толерантность;
– потребность в самовыражении через слово;
– устойчивый познавательный интерес, потребность в чтении.
Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.
Метапредметными результатами изучения курса «Литература» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;
– самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;
– самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;
– работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;
– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
– самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;
– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
– извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
– владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
– излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
– пользоваться словарями, справочниками;
– осуществлять анализ и синтез;
– устанавливать причинно-следственные связи;
– строить рассуждения.
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
– уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
– уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;
– уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
– уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
– уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
– осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;
– оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;
– высказывать и обосновывать свою точку зрения;
– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
– выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
– задавать вопросы.
Предметными результатами изучения курса «Литература» является сформированность следующих умений:
На необходимом (базовом) уровне:
– осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);
– выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале народа, для формирования представлений о русском национальном характере;
– видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин, видеть черты национального характера других народов в героях народного эпоса;
– выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;
– использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;
– выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующую интонацию «устного высказывания»;
– пересказывать сказки, используя в своей речи художественные приёмы, характерные для народных сказок;
– выявлять в сказках характерные художественные приемы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;
– осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;
– адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ, интерпретировать прочитанное, отбирать произведения для чтения;
– воспринимать художественный текст как произведение искусства;
– определять для себя цели чтения художественной литературы, выбирать произведения для самостоятельного чтения;
– выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определять своё отношение к ней, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
– определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;
– создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
– сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
На повышенном уровне:
– сравнивать сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);
– сочинять сказку (в том числе и по пословице), былину и/или придумывать сюжетные линии;
– сравнивать произведения героического эпоса разных народов, определять черты национального характера;
– выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;
– устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия);
– выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
– видеть элементы поэтики художественного текста, их художественную и смысловую функцию;
– сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;
– оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;
– сопоставлять произведения русской и мировой литературы, самостоятельно (или под руководством учителя) определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;
– осуществлять самостоятельную проектно-исследователь-скую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).
Используемые технологии:
- личностно-ориентированного обучения;
- развивающего обучения;
- проблемно-диалогическая технология;
- информационная;
- оценивания достижений.
Курс литературы строится на основе концентрического, историко-хронологического и проблемно-тематического принципов изученных произведений.
Результаты изучения учебного предмета.
Личностными результатами являются:
- совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к Отечеству, уважительного отношения к русской литературе и культурам других народов;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.
Метапредметные результаты проявляются в:
- умении понимать проблему, структурировать материал, подбирать аргументы, формулировать выводы;
- умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать её, определять сферу своих интересов.
Предметные результаты состоят в следующем:
- в умении анализировать литературное произведение;
- определять элементы сюжета, изобразительно-выразительных средств языка;
- владение элементарной литературоведческой терминологией;
- формулирование собственного отношения к героям литературных произведений;
- осмысленное чтение и адекватное восприятие;
- умение пересказывать прозаическое произведение или его отрывка;
- написание сочинений на темы.
Теоретико-литературные понятия включены в аннотации к темам на этапе первоначального знакомства с ними. Динамика их дальнейшего изучения определяется в соответствии с возможностями учащихся и художественными задачами рассматриваемых произведений. Обращаем внимание педагогов: теоретико-литературные понятия рассматриваются как инструмент, способствующий постижению художественного произведения, что не предполагает их системного изучения. Работа по теории литературы положена в основу «Тетрадей по литературе». Основные сведения вводятся до начала изучения систематического курса в 9-м классе.
В программе выделяется раздел «Развитие речи учащихся», обозначено основное содержание работы по развитию речи в каждом классе.
Линия речевого развития учащихся одновременно реализуется во всей Образовательной системе «Школа 2100» (курсы русского языка, литературы, риторики).
Задача развития речи в курсе русского языка – овладение всеми видами речевой деятельности с опорой на изучаемый языковой материал; в курсе риторики – обучение эффективному и результативному общению и освоение речевых жанров; в курсе литературы – обучение восприятию чужого высказывания, переложению авторского текста и составлению собственного в устной и письменной форме. В программе каждого класса в разделе «Развитие речи» виды работ указаны по четырём линиям: 1) переложение авторского текста; 2) читательская интерпретация художественного текста (в устной и письменной форме); 3) устные развернутые высказывания и сочинения на литературную и морально-этическую тему; 4) письменные творческие работы в разных жанрах.
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования программа ориентирована на освоение учащимися следующих умений:
– видеть нравственную и эстетическую ценность художественного произведения;
– определять этическую, нравственно-философскую, социально-историческую проблематику произведения;
– воспринимать на смысловом и эмоциональном уровне произведения различного уровня сложности;
– воспринимать и характеризовать текст как произведение искусства, как художественное целое, с учётом его специфики;
– давать интерпретацию прочитанного на основе лично-стного восприятия; отбирать произведения для чтения;
– использовать сведения по истории и теории литературы при истолковании и оценке изученного художественного произведения;
– понимать связь изученного произведения со временем его написания (5–8-й кл.), соотносить его с литературными направлениями (8–11-й кл.), соотносить историко-литературный процесс с общественной жизнью и культурой (9–11-й кл.);
– выразительно читать художественные произведения (с листа и наизусть);
– грамотно строить развернутые аргументированные высказывания различных форм и жанров, владеть всеми видами пересказов;
– выполнять письменные работы различного характера, писать сочинения разных жанров;
– работать со справочным аппаратом книги, различными источниками информации, владеть основными способами обработки и представления информации.
Предлагаемая программа может быть использована как в общеобразовательных школах, так и в профильных школах, школах с углубленным изучением литературы. Программа позволяет реализовать идею профильного обучения: для старшей школы предложены курсы общеобразовательного (для непрофильных классов – 2 ч. в неделю) и углубленного уровня (для гуманитарного профиля – 3–5 ч. в неделю).
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ
Программа составлена в соответствии со структурой средней школы: 1-4-й классы, 5-9-й классы, 10-11-й классы. Ориентация разделов программы для 5-8-го классов в первую очередь опирается на возрастные читательские интересы и возможности учащихся, объясняет ее значительное обновление по сравнению с ныне действующими программами.
В 7-8-ом классах развивается читательская культура учащихся: расширяется и углубляется их жизненный и художественный опыт; знакомство с многообразием жизненного содержания литературы и биографиями писателей, способствует постижению содержания литературы и форм его отображения, воздействует на развитие личности, способствует эмоциональному восприятию художественного произведения. В центре программы – произведения нравственно-этической тематики, поднимающие актуальные для подростка проблемы. Изучаются сведения по теории литературы, объясняющие учащимся, как может изображаться человек в художественной литературе. Основные учебные цели: 1) развитие умения интерпретировать художественное произведение на основе личностного восприятия; 2) осмысление специфики произведения литературы как словесного вида искусства.
Задача развития речи в курсе литературы - обучение восприятию чужого высказывания, переложению авторского текста и составлению собственного в устной и письменной форме. В программе каждого класса в разделе «Развитие речи» виды работ указаны по четырем линиям: 1) переложение авторского текста; 2) читательская интерпретация художественного текста (в устной и письменной форме); 3)устные развернутые высказывания и сочинения на литературную и морально-этическую тему;4) письменные творческие работы в разных жанрах
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
7-й класс (68 ч.)
Введение (1 ч.).
Изображение человека как важнейшая нравственно-эстетическая проблема художественной литературы. Литературный герой и читатель.
Раздел 1. Я и моё детство (15 ч.).
Автобиографическая и мемуарная литература. Личность автора, её отражение в литературе. Традиции автобиографической литературы.
Для текстуального изучения.
А.И. Герцен «Былое и думы» (главы). Роль отрочества в становлении личности автора. «Былое и думы» как образец мемуарной литературы.
Л.Н. Толстой «Детство», «Отрочество» (главы). Внутренний мир героя. Работа над собой, нравственное становление личности.
М. Горький «Детство» (главы). Автобиографическое повествование. История детской души в повести М. Горького.
С. Есенин «Письмо матери».
Для обзорного изучения.
М.И. Цветаева «Отец и его музей» (отрывки из «Воспоминаний»). Особенности мемуарной литературы.
Ш. Бронте «Джен Эйр» (главы). Автобиографическое начало в романе. Вымышленные мемуары.
Лирическая исповедь. Стихи-воспоминания о детстве: И. Бунин «Детство», К. Симонов «Тринадцать лет...», А. Тарков- ский «Белый день», М. Цветаева «В субботу», С. Есенин «Мой путь».
Теория литературы.
Художественная автобиографическая литература. Мемуарная литература. Объективное и субъективное в литературе. Автор и его герой. Понятие о литературной традиции.
Раздел 2. Я и я… (16 ч.).
Нравственные проблемы художественной литературы. Герой художественного произведения, его характер, поступки. Приёмы создания характера в эпосе, драме, лирике.
Для текстуального изучения.
А.С. Пушкин «Капитанская дочка». Становление характера Гринёва.
«Моцарт и Сальери». «Гений и злодейство» в маленькой трагедии. Характеры Моцарта, Сальери.
А. Грин «Алые паруса» (в сокращении). Вера в прекрасное и мечта о счастье. Сотворение чуда для любимого человека.
В.Ф. Тендряков «Хлеб для собаки». Муки человеческой совести.
Для обзорного изучения.
А.С. Пушкин «Дар напрасный, дар случайный…». Философские размышления о предназначении человека.
В.Г. Короленко «Слепой музыкант» (главы). Истинная слепота и духовное прозрение героя.
Л.А. Кассиль «Ранний восход» (главы). Духовное становление героя.
К.Г. Паустовский «Жизнь Александра Грина» (фрагмент).
Сью Таунсенд «Дневники Адриана Моула» (отрывки). Ранимая душа подростка, его мечты и их реализация в жизни.
А. Франк «Погибель» (отрывки). Духовное становление человека в страшные годы войны.
Стихи: Н. Огарёв «Хандра», Ю. Левитанский «Диалог у новогодней ёлки», Б. Окуджава «Песенка о ночной Москве», А. Макаревич «Пока горит свеча». Мотив одиночества в лирике.
Теория литературы.
Понятия «литературный герой», «характер». Герой в эпическом произведении. Речь и поступок как средство создания характера героя в эпическом и драматическом произведении. Сюжет, конфликт, проблема. Дневник как литературная форма.
Раздел 3. Я и другие (12 ч.).
Нравственные основы характера литературного героя. Автор и его герой, выражение авторской позиции в художественном тексте.
Для текстуального изучения.
В.М. Шукшин «Крепкий мужик», «Слово о «малой родине». Герои Шукшина как отражение авторской системы нравственных ценностей. Интерес писателя к человеку.
А.Г. Алексин «Безумная Евдокия» (в сокращении).
Взаимоотношения личности и коллектива, педагога и учеников. Воспитание «таланта человечности».
В.Г. Распутин «Уроки французского». Проблема пробуждения совести и проблема памяти в рассказе.
О.Генри «Дары волхвов». Красота души героев. Нравственные ценности в жизни героев рассказа.
Для обзорного изучения.
В.К. Железников «Чучело» (главы).
Стихи о смысле жизни, о поисках своего места в мире: А. Заболоцкий «О красоте человеческих лиц», А. Яшин «Спешите делать добрые дела», Б. Окуджава «Прощание с новогодней ёлкой».
Теория литературы.
Очерк как эпический жанр. Роль заглавия в художественном произведении. Способы выражения авторской позиции и оценки героя.
Раздел 4. Я и мир: вечное и преходящее (18 ч.).
Герои и обстоятельства. Поступок героя как проявление характера. Нравственная цена поступка. Вечные ценности в жизни и литературе.
Для текстуального изучения.
М.А. Шолохов «Судьба человека». Судьба обычного человека в тяжелое военное время. Нравственный «стержень» характера А. Соколова. Особенности композиции рассказа.
Ю.Д. Левитанский «Ну что с того, что я там был...». Влияние войны на человека – на его жизнь и внутренний мир.
Ч.Т. Айтматов «Первый учитель» (в сокращении). Подвиг учителя Дюйшена. Нравственная красота характера героя.
К.Г. Паустовский «Мещорская сторона» (главы). Бескорыстная любовь к обыкновенной земле.
Для текстуального и обзорного изучения.
Стихи о вечном и преходящем: А.С. Пушкин «Зимнее утро»,
Ю. Левитанский «Падают листья...», В. Высоцкий «Я не люблю», А. Вознесенский «Сага», Г. Шпаликов «Людей теряют только раз...».
Сонеты В. Шекспира, стихи: А.С. Пушкин «Ты и Вы», «На холмах Грузии», «Я помню чудное мгновенье», «Признание», М.Ю. Лермонтов «Как небеса, твой взор блистает...», «Отчего», «Из-под таинственной холодной полумаски», А.К. Толстой «Средь шумного бала...», Ф.И. Тютчев «Я встретил вас...», А. Ахматова «Песенка», М. Цветаева «Как правая и левая рука...», «Наконец-то встретила...», В. Багрицкий «Ты помнишь дачу...», М. Петровых «Назначь мне свиданье...», М. Светлов «Все ювелирные магазины – они твои...», Д. Самойлов «Названья зим», «И всех, кого любил..., В. Высоцкий «Баллада о любви».
Теория литературы.
Композиция. Композиционные приемы «рассказ в рассказе», «рассказ с обрамлением». Понятие об авторском стиле.
Сравнение, контраст, метафора как средства художественной изобразительности. Лирический герой и автор лирического произведения. Жанры лирической поэзии.
Обобщение (1 ч.).
Развитие речи.
1) Творческий пересказ.
2) Рецензия.
3) Сочинение-характеристика литературного героя. Сочинение на морально-этическую тему.
4) Сочинение в форме дневника, интервью. Сочинение автобиографического характера. Сочинение-стилизация.
Чтение и изучение произведений – 63 ч.
Развитие речи – 7 ч.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
№ п/п | Наименование разделов курса, тем уроков | Коли-чество часов | Дата | Характеристика основных видов деятельности учащихся | Планируемые результаты (УУД) | Формы контроля | Примечание | |
ВВЕДЕНИЕ – 1 ч. | ||||||||
1 | Трудный путь к станции ≪Я≫ | 1ч. | 1. Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную. | Уяснить, что изображение человека есть важнейшая нравственно- эстетическая проблема художественной литературы. | ||||
РАЗДЕЛ 1. Я И МОЁ ДЕТСТВО-16ч | ||||||||
2 | Я вспоминаю детство. А.И. ГЕРЦЕН ≪БЫЛОЕ И ДУМЫ≫ (3 ч) | 1ч | 1. Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока. 2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы. 3.Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. 4. Пользоваться ознакомительным и просмотровым чтением. 5. Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно. 6. Пользоваться словарями, справочниками. 7. Осуществлять анализ и синтез. | 1. Биографические сведения о писателях. 2. Уметь отличать художественную автобиографическую литературу от мемуарной литературы. 3. Содержание прочитанных литературных произведений.. 4.Формулировать собственное мнение и позицию, | ||||
3 | ≪Через тридцать лет я стою под тем же знаменем≫ | 1ч | ||||||
4 | Будь благословенна, дружба! | 1ч | Составление опорного конспекта | |||||
5 | Что такое мемуары? Л.Н. ТОЛСТОЙ ≪ДЕТСТВО≫ (5 ч) | 1ч | 1. Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока. 2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы. | 1. Биографические сведения о писателях. 2.Содержание прочитанных литературных произведений. | ||||
6 | Как мне быть с самим собой? | 1ч | ||||||
7 | Учусь вспоминать и оценивать | 1ч | ||||||
8 | Как непросто дружить и любить, когда тебе только десять лет! | 1ч | ||||||
9 | ≪Со смертью матери окончилась для меня счастливая пора детства…≫ | 1ч | Заполнение таблицы. | |||||
10 | ≪…и началась новая эпоха – эпоха отрочества≫ М.И. ЦВЕТАЕВА ≪ВОСПОМИНАНИЯ≫ (главы) (1ч) | 1ч | 1. Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока. 2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы. 3. Пользоваться изучающим видом чтения. 4. Пользоваться ознакомительным и просмотровым чтением. | 1. Содержание прочитанных литературных произведений. | ||||
11 | ≪Я всё помню эмоционально…≫ С.А. ЕСЕНИН ≪ЛИРИКА≫ (1ч) | 1ч | 1. Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную. 2. Пользоваться изучающим видом чтения. 3. Извлекать информацию, представленную в разных формах(сплошной текст; несплошн о й текст: иллюстрация, таблица, схема). 4. Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно. 5. Пользоваться словарями, справочниками. 6. Осуществлять анализ и синтез. | 1. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. 2. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека 3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра. 4. Использовать понятие о литературной традиции при анализе произведения. | ||||
12 | ≪Всю душу выплещу в слова≫ М. ГОРЬКИЙ ≪ДЕТСТВО≫ ( 3ч) | 1ч | 1. Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока. 2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы. 3. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. 4. Пользоваться изучающим видом чтения. 5. Пользоваться ознакомительным и просмотровым чтением. 6. Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно. 7. Устанавливать причинно-следственные связи. 8. Строить рассуждения | 1. Биографические сведения о писателях. 2. Содержание Прочитанных литературных Произведений | ||||
13 | Тяжёлые картины детства | 1ч | Исследова-тельская работа | |||||
14 | ≪В темнице мира я не одинок≫ | 1ч | ||||||
15 | ≪…Точно мне содрали кожу с сердца…≫ Ш. БРОНТЕ ≪ДЖЕН ЭЙР≫(1ч) Сохраним чистую совесть и достоинство | 2ч | 1. Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока. 2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы. несплошн о й текст: иллюстрация, таблица, схема). | 1. Биографические сведения о писателях. 2. Содержание прочитанных литературных произведений. | Составление опорного конспекта | |||
16 | ПОДВЕДЁМ ИТОГИ 1ч | 1ч | 1. Устанавливать причинно-следственные связи. 2. Строить рассуждения. 3. Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения. 4. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями. | 1. Осмысливать соотношение объективного и субъективного в литературе. 2. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её. 3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра. | Домашнее сочинение. | |||
РАЗДЕЛ 2. Я И Я... - 20ч. (19+1 Р/р) | ||||||||
17 | ≪ничто не может нас среди мирских печалей успокоить; Ничто, ничто. едина разве совесть≫ В.Ф. ТЕНДРЯКОВ ≪ХЛЕБ ДЛЯ СОБАКИ≫-(1ч) | 1ч | 1. Самостоятельно ставить новые цели урока. 2. Самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели устное и письменное речевое высказывание. 7. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;пользоваться монологической и диалогической формами речи. 8. Высказывать и обосновывать свою точку зрения. 9. Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения. | 1. Биографические сведения о писателях. 2. Содержание Прочитанных литературных произведений. 3. Изученные теоретико-литературные понятия: понятия ≪литературный герой≫, ≪характер≫; речь и поступок как средства создания характера героя в эпическом и драматическом произведении; сюжет, конфликт, проблема; дневник как литературная форма. 4. Правильно применять понятия≪литературный герой≫, ≪характер≫. 5. Анализировать речь и поступок как средства создания характера героя в эпическом и драматическом произведении. 6. Определять, формулировать сюжет, конфликт, проблему художественного произведения. 7. Определять специфику дневника как литературной формы | Создание творческих текстов на основе прочитанного произведения | |||
18 | Трудный процесс пробуждения совести В.Г. КОРОЛЕНКО≪СЛЕПОЙ МУЗЫКАНТ≫-(2ч.) | 1ч | 1. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы 2. Осуществлять анализ и синтез. 3. Устанавливать причинно- следственные связи. 4. Строить рассуждения. 5. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. 6. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в совместной деятельности. 7. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. 8. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека. 9. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра | Заполнение таблицы. | ||||
19 | Трагедия слепоты | 1ч | Работа по созданию компьютерных презентаций | |||||
20 | Радость прозрения Л.А. КАССИЛЬ ≪РАННИЙ ВОСХОД≫-(1ч) | 1ч | 1. Самостоятельно ставить новые цели урока. 2. Самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели. 3.Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух. 4.Пользоваться изучающим ознакомительным и просмотровым видами чтения. 6. Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно | |||||
21 | Поиск самого себя А.С. ПУШКИН ≪ДАР НАПРАСНЫЙ, ДАР СЛУЧАЙНЫЙ…≫, ≪МОЦАРТ И САЛЬЕРИ≫-(2ч) | 1ч | 1. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы 2. Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух. 3. Пользоваться изучающим , ознакомительным и просмотровым видами чтения. 4. Пользоваться словарями, справочниками | |||||
22 | ≪Дар напрасный≫? ≪Дар случайный≫? | 1ч | Составление опорного конспекта | |||||
23 | Что в глубине души моей лежит? А.С. ПУШКИН ≪КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА≫ (-5ч) | 1ч | 1. Самостоятельно ставить новые цели урока. 2. Самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели | 1. Биографические сведения о писателях. 2. Содержание Прочитанных литературных произведений. 3. Изученные теоретико-литературные понятия: понятия ≪литературный герой≫, ≪характер≫; речь и поступок как средства создания характера героя в эпическом и драматическом произведении; сюжет, конфликт, проблема; дневник как литературная форма. 4. Правильно применять понятия ≪литературный герой≫, ≪характер≫. 5. Анализировать речь и поступок как средства создания характера героя в эпическом и драматическом произведении. 6. Определять, формулировать сюжет, конфликт, проблему художественного произведения. 7. Определять специфику дневника как литературной формы | Заполнение таблицы. | |||
24 | Автор мемуаров Пётр Андреевич Гринёв | 1ч | ||||||
25 | Внутреннее ≪я≫ Алексея Ивановича Швабрина | 1ч | Работа по созданию словарей. | |||||
26 | Преступник и благодетель | 1ч | Работа по созданию компьютерных презентаций | |||||
27 | Милая капитанская дочка | 1ч | ||||||
28 | Развитие речи.- (1ч.) Характеристика литературного героя (на примере одного из героев повести А.С. Пушкина ≪Капитанская дочка≫) | 1ч | 1. Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно | классное сочинеие; | ||||
29 | ≪Бывают дни, когда душа пуста…≫ СЬЮ ТАУНСЕНД ≪ДНЕВНИКИ АДРИАНА МОУЛА≫-1ч | 1ч | 1. Самостоятельно ставить новые цели урока. 2. Самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели 3. Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух. 4. Пользоваться изучающим , ознакомительным и просмотровым видами чтения. 5. Перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему) 6. Оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание. 7. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;пользоваться монологической и диалогической формами речи. 10. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями. | Создание творческих текстов на основе прочитанного произведения | ||||
30 | Дневник интеллектуала Адриана Моула АННА ФРАНК ≪ПОГИБЕЛЬ≫-(1ч) | 1. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы 2. Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема). 3. Перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему) 4. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. 5. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в совместной деятельности. | Составление опорного конспекта | |||||
31 | Сложно убить человеческую душу! АЛЕКСАНДР ГРИН ≪АЛЫЕ ПАРУСА≫- (3ч) | 1ч | 1. Самостоятельно ставить новые цели урока. 2. Самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели 3. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы 4. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. 5. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека. 6. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра | Работа по созданию компьютерных презентаций | ||||
32 | ≪Я ценю людей, умеющих самостоятельно мыслить в любых ситуациях≫ | 1ч | Заполнение таблицы. | |||||
33 | А может быть, это и есть настоящая жизнь? | 2ч | домашнее сочинение. | |||||
34 | ПОДВЕДЁМ ИТОГИ-1ч | 1ч | 1. Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно | Смотр знаний: 1.Взаимообмен проблемными вопросами. 2.Защита рефератов. 3.Иллюстрации к прочитанным произведениям. 4.Чтение наизусть отрывков из произведений 5.Компьютерная презентация прочитанных произведений . | ||||
РАЗДЕЛ 3. Я И ДРУГИЕ- 12ч. (10+2Р/р) | ||||||||
35 | ≪Владей собой среди толпы смятенной≫ В.К. ЖЕЛЕЗНИКОВ ≪ЧУЧЕЛО≫ (2ч) | 1ч | 1. Самостоятельно составлять план решения учебной проблемы. 2. Работать по плану, сверяя свои действия с целью. 3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема). 4. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. 5. Перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составить план, таблицу, схему). 6. Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато,выборочно 7. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. 8. Устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы. 9. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. 10. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; пользоваться монологической и диалогической формами речи. 11. Высказывать и обосновывать свою точку зрения. 12. Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения. 13.Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями. | 1. Биографические сведения о писателях. 2. Содержание прочитанных литературных произведений. 3. Изученные теоретико-литературные понятия:очерк как эпический жанр; роль заглавия в художественном произведении; способы выражения авторской позиции и оценки героя 4. Определять черты очерка как эпического жанра. 5. Объяснять роль заглавия в художественном произведении. 6. Узнавать в художественном тексте способы выражения авторской позиции и оценки героя.. | ||||
36 | Преданность и предательство | 1ч | Работа по созданию компьютерных презентаций | |||||
37 | Если не вглядываться в человеческие лица... А.Г. АЛЕКСИН ≪БЕЗУМНАЯ ЕВДО- КИЯ≫ (2ч) | 1ч | 1. Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух. 2. Пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным. 3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема). 4. Пользоваться различными видами аудирования. 5. Перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составить план, таблицу, схему). 6. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. 7. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в совместной деятельности. 8. Устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы. 9. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. 10. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека. 11. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; пользоваться монологической и диалогической формами речи. 12. Высказывать и обосновывать свою точку зрения. | 1. Биографические сведения о писателях. 2. Содержание прочитанных литературных произведений. 3. Изученные теоретико-литературные понятия:очерк как эпический жанр; роль заглавия в художественном произведении; способы выражения авторской позиции и оценки героя 4. Определять черты очерка как эпического жанра. 5. Объяснять роль заглавия в художественном произведении. 6. Узнавать в художественном тексте способы выражения авторской позиции и оценки героя.. | Составление опорного конспекта | |||
38 | Что можно увидеть, вглядевшись внимательно? | 1ч | Заполнение таблицы. | |||||
39 | Развитие речи.-(1ч) Рецензия на прочитанную книгу | 1ч | 1. Самостоятельно составлять план решения учебной проблемы. 2. Работать по плану, сверяя свои действия с целью. 3. Пользоваться словарями, справочниками. 4. Осуществлять анализ и синтез. 5. Устанавливать причинно- следственные связи. 6. Строить рассуждения. 7. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. 8. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра. 9. Оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание. | Сочинение в классе | ||||
40 | Иногда людям трудно помочь, иногда людей трудно понять В.Г. РАСПУТИН ≪УРОКИ ФРАНЦУЗ- СКОГО≫-(1ч) | 1ч | 1. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. 2. Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема). 3. Пользоваться различными видами аудирования. 4. Перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составить план, таблицу, схему). 5. Строить рассуждения. 6. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в совместной деятельности. 7. Устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы. 8. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. 9. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; пользоваться монологической и диалогической формами речи. 10. Высказывать и обосновывать свою точку зрения. | 1. Биографические сведения о писателях. 2. Содержание прочитанных литературных произведений. 3. Изученные теоретико-литературные понятия:очерк как эпический жанр; роль заглавия в художественном произведении; способы выражения авторской позиции и оценки героя 4. Определять черты очерка как эпического жанра. 5. Объяснять роль заглавия в художественном произведении. 6. Узнавать в художественном тексте способы выражения авторской позиции и оценки героя.. | Работа по созданию компьютерных презентаций | |||
41 | ≪ Мы – люди, потрясённые Шукшиным≫ В.М. ШУКШИН ≪КРЕПКИЙ МУЖИК≫ (2ч) | 1ч | 1. Самостоятельно составлять план решения учебной проблемы. 2. Работать по плану, сверяя свои действия с целью. 3. Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух. 4. Пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным. 5. Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато,выборочно 6. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека. 7. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; пользоваться монологической и диалогической формами речи. 8. Высказывать и обосновывать свою точку зрения. 9. Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения. 10.Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями. | Заполнение таблицы. | ||||
42 | Только бы остаться в истории | 1ч | ||||||
43 | Развитие речи.-(1ч) Очерк о малой родине в художественно-публицистическом стиле | 1ч | 1. Самостоятельно составлять план решения учебной проблемы. 2. Работать по плану, сверяя свои действия с целью. 3. Пользоваться словарями, справочниками. 4. Осуществлять анализ и синтез. 5. Устанавливать причинно- следственные связи. 6. Строить рассуждения. 7. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра. 8. Оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание. | Сочинение в классе | ||||
44 | ≪Из всех дарителей эти двое были мудрейшими…≫ О. ГЕНРИ ≪ДАРЫ ВОЛХВОВ≫ (1ч) | 1ч | 1. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. 2. Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух. 3. Пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным. 4. Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно 5. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека. 6. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; пользоваться монологической и диалогической формами речи. 7. Высказывать и обосновывать свою точку зрения. | Работа по созданию компьютерных презентаций | ||||
45 | ПОДВЕДЁМ ИТОГИ-1ч | 1ч | 1. Осуществлять анализ и синтез. 2. Устанавливать причинно- следственные связи. 3. Строить рассуждения. 4. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в совместной деятельности. 5. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра. 6. Оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание. | Смотр знаний: 1.Взаимообмен проблемными вопросами. 2.Защита рефератов. 3.Иллюстрации к прочитанным произведениям. 4.Чтение наизусть отрывков из произведений 5.Компьютерная презентация прочитанных произведений . | ||||
РАЗДЕЛ 4. Я И МИР: ВЕЧНОЕ И ПРЕХОДЯЩЕЕ (приложение) 19ч.(16+3Р/р) | ||||||||
46 | Вечные вопросы бытия (1 Р/Р) | 1ч | 1. Работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность. 2. Самостоятельно составлять план решения учебной проблемы. 3. Учитывать разные мнения и стремиться к координации р а з л и ч н ы х позиций в сотрудничестве и координировать её с позициями партнёров в совместной деятельности. | |||||
47 | Рассказ о человеке и его судьбе М.А. ШОЛОХОВ ≪СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА≫ (2ч) | 1ч | 1. Работать по плану, сверяя свои действия с целью. 2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями 3. Учитывать разные мнения и стремиться к координации р а з л и ч н ы х позиций в сотрудничестве и координировать её с позициями партнёров в совместной деятельности. | 1. Биографические сведения о писателях. 2. Содержание прочитанных литературных произведений. 3. Изученные теоретико-литературные понятия:очерк как эпический жанр; роль заглавия в художественном произведении; способы выражения авторской позиции и оценки героя 4. Определять черты очерка как эпического жанра. 5. Объяснять роль заглавия в художественном произведении. 6. Узнавать в художественном тексте способы выражения авторской позиции и оценки героя.. | Работа по созданию компьютерных презентаций | |||
48 | Человек между людьми | 1ч | 1. Излагать содержание прочитанного текста подробно,сжато, выборочно. 2. Пользоваться словарями, справочниками. 3. Осуществлять анализ и синтез. 4. Устанавливать причинно- следственные связи. 5. Строить рассуждения. 7. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. | Заполнение таблицы. | ||||
49 | Развитие речи. –(1ч) Сочинение о самом сильном впечатлении дет- ства | 1ч | 1. Работать по плану, сверяя свои действия с целью. 2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями | Создание творческих текстов на основе прочитанного произведения | ||||
50 | Что же случилось на Круглянском мосту? В.В. БЫКОВ ≪КРУГЛЯНСКИЙ МОСТ≫ (1ч) | 1ч | 1. Работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность. 2. Самостоятельно составлять план решения учебной проблемы. | 1. Биографические сведения о писателях. 2. Содержание прочитанных литературных произведений. 3. Изученные теоретико-литературные понятия:очерк как эпический жанр; роль заглавия в художественном произведении; способы выражения авторской позиции и оценки героя 4. Определять черты очерка как эпического жанра. 5. Объяснять роль заглавия в художественном произведении. 6. Узнавать в художественном тексте способы выражения авторской позиции и оценки героя.. Изученные теоретико-литературные понятия: композиция; композицион- ные приёмы ≪рассказ в рас- сказе≫, ≪рассказ с обрамлением≫; понятие об авторском стиле;сравнение, контраст, метафора как средства художественной изобразительности;лический герой и автор лирического произведения; жанры лирической поэзии. | Работа по созданию компьютерных презентаций | |||
51 | Забыть или помнить? Ю.Д. ЛЕВИТАНСКИЙ ≪НУ ЧТО С ТОГО, ЧТО Я ТАМ БЫЛ?≫-(1ч) | 1ч | 1. Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух. 4. Осуществлять анализ и синтез. 5. Устанавливать причинно- следственные связи. 6. Строить рассуждения. | |||||
52 | Кто посадил тополя? Ч.Т. АЙТМАТОВ ≪ПЕРВЫЙ УЧИТЕЛЬ≫-(2ч) | 1ч | 1. Работать по плану, сверяя свои действия с целью. 2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями | 1. Биографические сведения о писателях. 2. Содержание прочитанных литературных произведений. 3. Изученные теоретико-литературные понятия:очерк как эпический жанр; роль заглавия в художественном произведении; способы выражения авторской позиции и оценки героя 4. Определять черты очерка как эпического жанра. 5. Объяснять роль заглавия в художественном произведении. 6. Узнавать в художественном тексте способы выражения авторской позиции и оценки героя.. | Заполнение таблицы. | |||
53 | Подвиг учителя Дюйшена. | 1ч | 1. Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух. | Работа по созданию компьютерных презентаций | ||||
54 | Вспоминая Паустовского… К.Г. ПАУСТОВСКИЙ ≪МЕЩОРСКАЯ СТОРОНА≫- (3ч) | 1ч | 1. Работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность. 2. Самостоятельно составлять план решения учебной проблемы. | 1. Биографические сведения о писателях. 2. Содержание прочитанных литературных произведений. 3. Изученные теоретико-литературные понятия:очерк как эпический жанр; роль заглавия в художественном произведении; способы выражения авторской позиции и оценки героя 4. Определять черты очерка как эпического жанра. 5. Объяснять роль заглавия в художественном произведении. 6. Узнавать в художественном тексте способы выражения авторской позиции и оценки героя.. | ||||
55 | Бескорыстная лю- бовь к обыкновенной земле | 1ч | 1. Пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным. 2. Извлекать информацию, представленную в разных формах(сплошной текст; несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема). 3. Пользоваться различными видами аудирования. 4. Устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор. 5. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. | |||||
56 | Необыкновенный мир красок, звуков и запахов | 1ч | 1. Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух. | Работа по созданию компьютерных презентаций | ||||
57 | Развитие речи.-(1ч ) родной природе | 1ч | 1. Работать по плану, сверяя свои действия с целью. 2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями | |||||
58 | ≪Мороз и солнце; день чудесный!≫ А.С. ПУШКИН ≪ЗИМ- НЕЕ УТРО≫-(1ч) | 1ч | 1. Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух. | 1. Изученные теоретико-литературные понятия: композиция; композицион- ные приёмы ≪рассказ в рас- сказе≫, ≪рассказ с обрамлением≫; понятие об авторском стиле;сравнение, контраст, метафора как средства художественной изобразительности;лический герой и автор лирического произведения; жанры лирической поэзии. | Работа по созданию компьютерных презентаций | |||
59 | То, чего я не люблю В.С. ВЫСОЦКИЙ ≪Я НЕ ЛЮБЛЮ≫ (-1ч) | 1ч | 1. Пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным. 2. Извлекать информацию, представленную в разных формах ( сплошной текст; несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема). 3. Пользоваться различными видами аудирования. | |||||
60 | Пополняем | 1ч | 1. Работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность. 2. Самостоятельно составлять план решения учебной проблемы. | Заполнение таблицы. | ||||
61 | ПОДВЕДЁМ ИТОГИ Приложение к разделу 4-1ч ≪Суровый Дант не презирал сонета≫ | 1ч | 1. Излагать содержание прочитанного текста подробно,сжато, выборочно. 2. Пользоваться словарями, справочниками. 4. Устанавливать причинно- следственные связи. 5. Строить рассуждения. 6.Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа,стиля, жанра. | Кратко формулировать полученные сведения. Отвечать на поставленные вопросы | Смотр знаний: 1.Взаимообмен проблемными вопросами. 2.Защита рефератов. 3.Иллюстрации к прочитанным произведениям. 4.Чтение наизусть отрывков из произведений 5.Компьютерная презентация прочитанных произведений . | |||
62 | Развитие речи. Сочиняем стихотворение твёрдой формы | Работа по созданию компьютерных презентаций | ||||||
63 | ≪Я помню чудное мгновенье≫ (поэтическая антология) | |||||||
64 | ОБОБЩЕНИЕ Итоговая проверочная работа-1ч | Кратко формулировать полученные сведения. Отвечать на поставленные вопросы | зачёт |
Критерии оценки устного ответа по литературе
«5»: ставится за исчерпывающий, точный ответ, отличное знание текста и др. литературных материалов, умение пользоваться ими для аргументации и самостоятельных выводов, свободное владение литературоведческой терминологией, навыки анализа литературного произведения в единстве формы и содержания, умение излагать свои мысли последовательно с необходимыми обобщениями и выводами, выразительно читать наизусть программные произведения, говорить правильным литературным языком.
«4»: ставится за ответ, обнаруживающий хорошее знание и понимание литературного материала, умение анализировать текст произведения, приводя необходимые иллюстрации, умение излагать свои мысли последовательно и грамотно. В ответе может быть недостаточно полно развернута аргументация, возможны отдельные затруднения в формулировке выводов, иллюстративный материал может быть представлен недостаточно, отдельные погрешности в чтении наизусть и отдельные ошибки в речевом оформлении высказываний
«3»: ставится за ответ, в котором в основном правильно, но схематично или с отклонениями от последовательности изложения раскрыт материал. Анализ текста частично подменяется пересказом, нет обобщений и выводов в полном объеме, имеются существенные ошибки в речевом оформлении высказываний, есть затруднения в чтении наизусть.
«2»: ставится, если показано незнание текста или неумение его анализировать, если анализ подменяется пересказом; в ответе отсутствуют необходимые иллюстрации, отсутствует логика в изложении материала, нет необходимых обобщений и самостоятельной оценки фактов; недостаточно сформированы навыки устной речи, имеются отступления от литературной нормы.
Критерии оценки сочинения
Сочинение - письменная форма проведения экзамена по русскому языку и литературе, поэтому экзаменующийся должен показать не только хорошее знание литературного материала, не только умение ориентироваться в условиях мыслительно-речевой задачи, продиктованной формулировкой темы, не только наличие определенного круга знаний: историко-литературных, теоретико-литературных и биографических, но и, что не менее важно, обладать специальными знаниями, умениями и навыками: орфографически, пунктуационно и стилистически грамотно излагать свои мысли. В отличие от школьных сочинений, где обыкновенно выставляется двойная оценка - за полноту раскрытия темы и за грамотность, - в ряде вузов оценка за сочинение, написанное на вступительном экзамене, выставляется одна. Критерии оценки вступительного сочинения в целом соответствуют критериям школьного сочинения. Однако в условиях конкурсной ситуации требования, предъявляемые к сочинению, написанному на вступительных экзаменах, оказываются выше и жестче. Оценка «5» ставится за сочинение, полностью соответствующее теме, глубоко и аргументированно ее раскрывающее, демонстрирующее отличное знание текста литературного произведения так же, как и других материалов, привлеченных для раскрытия этой темы (литературоведческих, критических, исторических, философских и т. д.). Сочинение не должно содержать фактических ошибок. Сочинение должно быть логичным и последовательным в изложении мыслей, демонстрирующим исчерпанность цитатной аргументации, выстроенным изящно в композиционном плане, написанным в соответствии с нормами литературного языка и выдержанным в стиле, соответствующем избранной теме.
В сочинении, оцененном на «5», допускается наличие 1-2 речевых недочетов, 1 орфографической или 1 пунктуационной ошибки.
Оценка «4» ставится за сочинение, достаточно полно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала, логичное и последовательное по изложению, хорошо выстроенное композиционно, написанное в соответствии с нормами литературного языка, стилистически соответствующее теме, лексический и грамматический строй речи которого достаточно разнообразен. В сочинении, оцененном на "4", допускаются 1 - 2 фактических неточности, не более 2 речевых недочетов, не более 2 орфографических и 2 пунктуационных или стилистических ошибок (варианты: 1 орфографическая + 3 пунктуационных или стилистических, 0 орфографических + 4 пунктуационных или стилистических).
Оценка «3» ставится за сочинение, в целом раскрывающее тему, но обнаруживающее односторонность или неполноту в раскрытии темы, в котором допущены отклонения от темы или отдельные неточности в изложении фактического материала, нарушение последовательности и логичности изложения, недостаточность цитатного материала и аргументации, невыразительность речи, однообразие синтаксических конструкций, бедность словаря. В сочинении, оцененном на «3», допускаются не более 4 орфографических и 4 пунктуационных или стилистических ошибок (варианты: 3 орфографических + 5 пунктуационных или стилистических; 0 орфографических + 8 пунктуационных или стилистических). При выставлении оценки учитываются и речевые недочеты (не более 5), имеющиеся в сочинении.
Оценка «2» ставится за сочинение, в котором тема не раскрыта или не соответствует вынесенной в заглавие, в котором обнаруживается незнание литературного текста и критического материала, обилие фактических неточностей, нарушение логики изложения, тяготение к пересказу, а не анализу текста. Сочинение оценивается на «2», если в нем наличествует нарочито упрощенный синтаксис, бедный словарь, если оно написано без соблюдения норм литературного языка. Сочинение оценивается на «2» и в том случае, если тема раскрыта, но имеется много орфографических и пунктуационных ошибок (более 8 - 9 в общем количестве). Наличие исправлений, сделанных в сочинении, на оценку не влияет.
ПЕРЕЧЕНЬ ПРОВЕРОЧНЫХ РАБОТ:
1.Входной контроль
2.Контрольная работа по теме: «Человек толпы. Человек в толпе»
3.Контрольная работа по разделу «Человек размышляющий»
4.Контрольная работа по разделу «Человек чувствующий»
5.Итоговая контрольная работа по теме: «Человек как основной объект изображения в литературе»
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС:
Программа: Программа по литературе для основной школы. 5–9 классы
Авторы: Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Л.Ю. Комиссарова, И.В. Текучева
Название сборника, где опубликована:
Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ.
Основная школа. Старшая школа. Под науч. ред. Д.И.Фельдштейна –М.: Баласс, 2008.
Учебник: «Путь к станции Я». Учебник по литературе для 7 класса. В 2-х книгах.
Авторы: Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева-М.: Баласс, 2011
Список литературы
1. Новые государственные стандарты школьного образования. АСТ. Астрель, М., 2006.
2. Примерные программы основного общего образования. М., Просвещение, 2009.
3. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2011-2012 учебный год.
4. Барова Е.С.Уроки литературы в 7 классе по учебнику-хрестоматии «Путь к станции Я», М., Баласс, 2010
4. .Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Методические рекомендации для учителя к учебнику «Литература. Путь к станции Я. 7 класс», Баласс, 2010.
5. Образовательная программа по курсу “Литература” (Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина//Образовательная система “Школа 2100”. Сборник программ под науч. ред. А.А. Леонтьева). М., Баласс, 2008.
Список Интернет-ресурсов
Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru
Российский общеобразовательный портал http://www.school.edu.ru
Российский портал открытого образования http://www.openet.edu.ru
Федеральный портал «Непрерывная подготовка преподавателей» http://www.neo.edu.ru
Информационно-образовательный портал Тюменской области http://www.tmn.edu.ru/
Учительская газета http://www.ug.ru
Газета «Первое сентября» http://ps.1september.ru
Газета «Литература» http://lit.1september.ru
Всероссийский интернет-педсовет http://pedsovet.org
Олимпиады для школьников: информационный сайт http://www.olimpiada.ru
Юность, наука, культура: Всероссийский открытый конкурс исследов. и творческих работ учащихся http://unk.future4you.ru
Портал ВСЕОБУЧ — все об образовании http://www.edu-all.ru
[1]∗∗ «Школа 2100». Педагогика здравого смысла. – М.: Баласс, 2003. – С. 87–92.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе на 2014 – 2015 учебный год 6 класс (2 часа в неделю, за год 68 часов) Учебно-методический комплект: Планирование составлено на основе общеобразовательной программы Литература. 5 – 11 классы// Под
Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования ...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...