Рабочая программа по литературе 9 класс
рабочая программа по литературе (9 класс) на тему

Рабочая программа по литературе 9 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon r._pr._lit-ra_9_aklass.doc309 КБ

Предварительный просмотр:

 

МБОУ «Инсарская средняя общеобразовательная школа №1»

Рассмотрена на заседании методического объединения учителей русского языка и литературы

Руководитель МО

 ___________Котова А.М.

       Утверждена       директором                                           МБОУ    «Инсарская        средняя

общеобразовательная школа №1»
 
__________Е.В. Гулькина

 «___»__________ 20__г.                                                   «___»_____________20__г.

Рабочая программа

учебного курса «Литература»

для 9 а  класса

 
 

Составитель: Аверкина Е.А.,

учитель русского языка и литературы


 
 

Инсар 2014

 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа, составленная на основе примерной программы основного общего образования по литературе, ориентирована на учащихся  9 класса и реализуется на основе следующих документов:

 Нормативные документы и программы:

   

 

  1. Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта, утвержденный приказом Минобразования РФ №1089 от 5 марта 2004 года.
  2. Федеральный  базисный учебный  план, утвержденный приказом Минобразования России №1312 от 9 марта 2004 года.
  3. Программа общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией

В.Я. Коровиной, 7-е издание, М.: Просвещение , 2006.

        Учебник:

  1.  Литература. 9 кл. Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений.   Авт.-сост.

В.Я.Коровина и др., М.: Просвещение,  2010.

Дополнительная литература:

  1.   «Программы общеобразовательных учреждений. Литература 5-11 классы», автор:

В.Я. Коровина, Москва, «Просвещение», 2006.

  1. «Поурочные разработки по литературе в 9 классе», авторы: И.В. Золотарева,

М.С. Корнеева и др. ,  М., «Вако», 2009  

В программе   учитываются требования к результатам  освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования, представленные в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования, основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования.

Школьное  образование ставит следующие цели обучения:

  • приобщить учащихся к искусству слова, богатству русской классической и мировой литературы, познакомив с классическими образцами мировой словесной культуры;
  • сформировать основу литературного образования путём чтения и изучения художественных произведений, знакомства с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включённых в программу произведений;
  • расширить читательский кругозор учащихся;
  • повысить качество чтения;
  • способствовать духовному развитию и совершенствованию учеников;
  • активизировать художественно-эстетические потребности детей;
  • развить их литературный вкус;
  • подготовить  их к самостоятельному эстетическому восприятию и  анализу произведения литературы;
  • стимулировать творческую активность детей;
  • формировать навык выразительного чтения;
  • воспитывать высокие нравственные чувства и качества у подрастающего поколения.

Основу содержания литературы 9 класса как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте.  На ступени основного общего образования необходимо продолжать работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета:

      1) совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;

     2) самоопределение и самопознание, ориентация в системе личностных смыслов на основе соотнесения своего «я» с художественным миром авторов и судьбами их героев.

  Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования:

1)  воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,  осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и  общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) формирование ценности  здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической  деятельности в жизненных ситуациях;

10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира,  творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования:

1)  умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути  достижения целей,  в том числе альтернативные,  осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,   самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное  и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;  формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;  владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);

12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования с учётом общих требований Стандарта и специфики изучаемых предметов, входящих в состав предметных областей, должны обеспечивать успешное обучение на следующей ступени общего образования.

Межпредметные  связи:  При работе  используются темы:

по изобразительному искусству: « Беседа о стихах   Ф.И. Тютчева, А.А. Фета»;

по истории: «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской         литературы»;

по музыке:  «Человек и природа в лирике Лермонтова»

Формы организации учебного процесса:

индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные, классные и внеклассные.

Формы контроля:

Творческая работа, тестовая работа.

Место курса «Литература» в учебном плане школы

На изучение учебного курса литературы в 9  классе отводится 3 часа в неделю.

Курс рассчитан  на  99 ч -  (33 учебные недели).

Количество часов в 1-й четверти -   27

Количество часов во 2-й четверти -   21

Количество часов в 3-й четверти -   30

Количество часов в 4-й четверти -  21

Содержание учебного предмета

Историческое развитие русской литературы

Место художественной литературы в общественной жизни и культуре России. Национальные ценности и традиции, формирующие проблематику и образный мир русской литературы, её гуманизм, гражданский и патриотический пафос. Национальная самобытность русской литературы. Русская литература в контексте мировой. Эпохи развития литературы. Понятие о литературном процессе.

                                                  Древнерусская литература  

        Патриотический пафос, поучительный характер и особенности образной системы древнерусской литературы. Истоки и начало         древнерусской литературы, её христианско-православные корни. Многообразие жанров древнерусской литературы (летопись, слово, житие, поучение). «Слово о полку Игореве».Открытие «Слова...», его издание и изучение. Вопрос о времени создания и об авторстве «Слова...». Историческая основа памятника, его сюжет. Жанр и композиция «Слова...». Образ русской земли и нравственно-патриотическая идея «Слова». Образы русских князей.         Характер князя  Игоря.  «Золотое слово» Святослава. Ярославна как идеальный образ русской женщины. Символика «Слова», своеобразие авторского стиля. «Слово» и фольклорная традиция. Значение «Слова» для русской культуры. Переводы и переложения произведения.

Литература XVIII века

Общая характеристика литературы 18 века. Идейно-художественное своеобразие литературы эпохи Просвещения. Классицизм как литературное направление. Идея гражданского служения, прославление величия и могущества Российского государства. Античность и классицизм. Сентиментализм  как литературное направление. Зарождение в литературе

антикрепостнической направленности.

М. В. Ломоносов

 Жизнь и творчество (обзор). «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года» (фрагменты). Жанр оды. Прославление в оде важнейших ценностей русского Просвещения: мира, родины, науки. Средства создания образа идеального монарха.

Д.И. Фонвизин

 Сведения о жизни и творчестве. «Недоросль». Сатирическое обличение невежества, злонравия, деспотизма. Идеалы человеческого достоинства, гражданского служения родине. Элементы классицизма в комедии.

Г. Р. Державин

 Жизнь и творчество (обзор). «Властителям и судиям»(фрагменты),  «Памятник», «Русские девушки». Заслуги Державина перед русской литературой. Сочетание в его стихах элементов оды, сатиры и философских раздумий.

Н.М. Карамзин

 Сведения о жизни и творчестве. «Бедная Лиза». Внимание к внутреннему миру простого человека. Сентиментализм в литературе. «Бедная Лиза» как произведение сентиментализма.

Литература первой половины  XIX века  

 Общая характеристика литературы 19 века. Новое понимание человека в его связях с национальной историей (Отечественная война 1812 г., восстание декабристов, отмена крепостного права). Осмысление русской литературой ценностей европейской и мировой культуры. Романтизм как литературное направление. Воплощение в литературе романтических ценностей. Соотношение мечты и действительности в романтических произведениях. Конфликт романтического героя с миром. Особенности романтического пейзажа. Формирование представлений о национальной самобытности. А. С. Пушкин как основоположник новой русской литературы. Роль литературы в формировании  русского языка. Реализм в русской литературе, многообразие реалистических тенденций. Историзм и психологизм в литературе. Нравственные и философские искания русских писателей. Глубинная, таинственная связь человека и природы.

А.С.Грибоедов

 Жизнь и творчество.Комедия «Горе от ума».Специфика жанра комедии. Искусство построения интриги (любовный и социально-психологический конфликт). Общественный и личный конфликт в комедии. «Век нынешний и век минувший». Поражение и победа Чацкого. Непреходящее значение образа Чацкого.         Богатство языка комедии.

А. С. Пушкин

 Жизнь и творчество. Стихотворения: «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...»; «19 октября» (1825). Свобода, любовь,  творчество – три стихии человеческого духа в лирике Пушкина. Биографизм лирики и высоконравственный смысл.  

В.Г. Белинский  как идеал и нравственный критерий Пушкина. Роман в стихах «Евгений Онегин». История создания. Своеобразие жанра и композиции романа в стихах. Единство эпического и лирического начал. Образ автора в произведении. Главные герои романа, причины их жизненной драмы. Татьяна как «милый идеал» Пушкина. Онегинская строфа. «Евгений Онегин» - первый реалистический роман в русской литературе. Оценка романа в русской критике. Теория литературы: понятие о литературном типе. «Пиковая дама». Жажда денег, власть,  погубившая  сильного незаурядного человека. Роль в повести фантастического элемента. «Моцарт и Сальери». Проблема таланта, гения, труда, вдохновения. Злая сила зависти.

М. Ю. Лермонтов

 Жизнь и творчество. Стихотворения: «Смерть Поэта», «Когда волнуется желтеющая нива...», «Дума», «Поэт» «Молитва» («В минуту жизни трудную,..»), «И скучно и  грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Родина», «Пророк»,  «Нищий», «Расстались мы, но твой портрет»

Возвышенное и трагическое в поэзии Лермонтова. Интонационное и ритмическое богатство лирики.

Роман «Герой нашего времени».История души человека, не нашедшего высокой цели в жизни. Беспощадный самоанализ Печорина, противоречия его натуры. Роль других действующих лиц в раскрытии его характера. Особенности композиции произведения (смена рассказчика, нарушение хронологической последовательности повествования). Печорин и Онегин. Оценка романа в русской критике.

Н. В. Гоголь

 Жизнь и творчество. «Мертвые души». Своеобразие жанра. Путешествие героя как прием воссоздания широкой панорамы Руси: Русь помещичья, чиновничья, народная. Типичность характеров, способы их обрисовки, их конкретно-историческое и общечеловеческое  значение. Идейно-композиционное значение образа Чичикова. Образ автора. Единство сатирического и лирического начала, обусловленное гуманистическими идеалами Гоголя. «Мертвые души» в оценке русской критики. «Шинель» - тема «маленького человека». Роль фантастики в повести. Для самостоятельного чтения «Коляска», «Нос», «Портрет»

Литература второй половины 19 века  

Н. А. Некрасов

 Место Некрасова в русской поэзии 19 века. «Размышления у парадного подъезда».

Восприятие народных страданий как собственного горя,  осуждение долготерпения народа, призыв пробудиться от духовного сна. Теория литературы: Понятие о лирическом герое.

И.С Тургенев  

 Жизнь и творчество. Анализ повести «Первая любовь». Психологизм и лиризм Тургенева. Мастерство пейзажной живописи Тургенева.

А.Н. Островский

 Слово о писателе. «Бедность не порок». Особенности сюжета. Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Теория литературы: Комедия как жанр драматургии.

Л.Н. Толстой

 Л.Н. Толстой как исследователь путей нравственного совершенствования человека.

 «Юность».  Три вехи в жизни человека в трилогии. Способность к духовному росту.

Теория литературы: Особенности повествования от первого лица.

Ф.М. Достоевский.

 Сведения как о писателе и психологе. «Белые ночи». Причины отчуждения героя от реальной действительности. Идея утверждения чистой и бескорыстной любви. Для самостоятельного чтения  «Бедные люди»

А.П. Чехов

 Слово о писателе.  «Смерть чиновника», «Тоска» и др.Теория литературы: Маленькая трилогия.

Русская литература XX века  

Общая характеристика литературы второй половины 20  века. Литература великих и трагических лет. Человек и история в литературе. Личность и государство. Тема родины и ее судьбы. Образ России в поэзии XX века. Годы военных испытаний и их отражение в литературе. Обращение писателей второй половины XX века к острым проблемам современности. Поиски незыблемых нравственных ценностей в народной жизни, раскрытие самобытных русских характеров.

А. А. Блок

 Сведения о жизни и творчестве. Лирика. «Да так диктует вдохновенье», «Земное сердце стынет вновь», «Сольвейг», «Пушкинскому дому». Чувство личной ответственности за трагические катаклизмы на Родине и во всем мире. Покоряющая сила любви. Ощущение неразрывной связи поэта с лучшими традициями русской культуры. Для самостоятельного чтения. «Лениво и тяжко плывут облака», «Осенний день», «Сусальный ангел», «Мы встречались с тобой на закате».

В.В. Маяковский

 Сведения о жизни и творчестве.«Хорошее отношение к лошадям». Гуманистическое содержание стихотворения, звуковые инструментовки стиха. «Необычайное приключение..». Юмор и метафористический строй стихотворения. Новаторство Маяковского в стихосложении.

С. А. Есенин

 Сведения о жизни и творчестве. Лирика. Стихотворения: «Отговорила роща золотая...», «Собаке Качалова», «Низкий дом с голубыми ставнями..» Родина и родная природа как источник лирических переживаний. Нежность «ко всему живому». Грусть от сознания быстротечности жизни. Живописность. Народная основа языка. Для самостоятельного чтения: «С добрым утром», «Я покинул родимый дом», «Каждый труд благослови удача», «Клен ты мой, опавший»

М.А. Булгаков

 Сведения о жизни и творчестве. «Собачье сердце». Обзор с разбором избранных глав(1,2,4,8), эпилога. Шариков и шариковщина. Истоки шариковщины. Булгаков – сатирик. Для самостоятельного чтения. «Собачье сердце» (полный текст).

М. А. Шолохов

 Сведения о жизни и творчестве. Рассказ «Судьба человека». Душевная стойкость и «незаметный» героизм  русского человека. Торжество добра над жестокостью жизни  от судьбы человека к судьбе человечества. Особенности  композиции рассказа. Роль пейзажей и портретных зарисовок.                                          

А. Т. Твардовский

 Военная тема в творчестве. Стихи о родине. «Урожай», «Родное», «Весенние строчки», «Матери», «Страна Муравия» (отрывки из поэмы). Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.

Теория литературы. Силлаботоническая и тоническая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмовки (углубление представлений).

Александр Исаевич Солженицын.

 Слово о писателе. Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.

Теория   литературы. Притча (углубление понятия).

Романсы и песни на слова русских писателей 19-20 веков.

Н. Языков. «Пловец» («Нелюдимо наше море...»); В. Соллогуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гитарой под рукой...»); Н. Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь на дорогу...»); А. Вертинский. «Доченьки»; Н. Заболоцкий. «В этой роще березовой...». Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального искусства выражающий переживания, мысли, настроения человека.

Зарубежная литература

Античная лирика. Катулл. Чувства и разум в любовной лирике поэта. Гораций. Поэтическое творчество и поэтические заслуги.

Данте Алигьери. «Божественная комедия» (обзор, фрагменты). Множественность смыслов и её философский характер.

У.Шекспир. «Гамлет». (Обзор с чтением отдельных сцен).

Гуманизм общечеловеческое значение героев.

Гамлет и его одиночество в конфликте с реальным миром. Трагизм любви. Гамлет как вечный образ мировой литературы.

И.-В. Гёте. «Фауст». (Обзор с чтением отдельных сцен).

Философская трагедия. Особенности жанра. Идейный смысл трагедии. Противопоставление добра и зла. Поиски справедливости и смысла жизни.

Смысл сопоставления Фауста и Вагнера. Фауст как вечный образ мировой литературы).

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ ЗА КУРС

ЛИТЕРАТУРЫ 9 КЛАССА

 

 В результате изучения литературы ученик должен знать/понимать:

  • образную природу словесного искусства;
  • содержание изученных литературных произведений;
  • основные факты жизни и творческого пути А. С. Грибоедова, А. С. Пушкина,
  • М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя;
  • изученные теоретико-литературные понятия;

 уметь:

  • воспринимать и анализировать художественный текст;
  • выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
  • определять род и жанр литературного произведения;

•        выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев;

  • сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
  • выявлять авторскую позицию;
  • выражать свое отношение к прочитанному;
  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
  • владеть различными видами пересказа;
  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;
  •  писать сочинения - отзывы и сочинения – рассуждения о самостоятельно прочитанных произведениях.

Содержание учебного курса

№ п/п

Раздел, тема

Кол-во часов

В том числе

Количество уроков

Кол-во  уроков контроля

Внеклассное чтение

1

Введение.  

1

1

-

-

2

Древнерусская литература

4

4

-

-

3

Русская литература 18 века

13

12

-

1

4

Русская литература 19 века

51

44

4

3

5

Литература 20 века

25

23

1

1

6

Зарубежная литература

5

5

-

-

Всего

99

89

5

5

Сетка контрольных работ

Кол-во уроков контроля

Вид урока контроля и тема контроля

Кол-во часов

I

Четверть

27ч

2

Р. Контрольное сочинение по комедии А.С. Грибоедова

 «Горе от ума»

1

Тест по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».

1

II

Четверть

21ч

1

Р. Контрольное сочинение по творчеству

М.Ю. Лермонтова.

1

III четверть

30ч

1

 Р. Контрольное сочинение  «В чём особенность изображения внутреннего мира героев русской литературы второй половины  ХIХ века?»  ( На примере одного-двух произведений).

1

IV четверть

21ч

1

Р. Контрольное сочинение «Изображение Родины

 в лирике 20 века».

1


Тематическое планирование

Тема урока

Кол-во часов

Обязательные результаты обучения

План

Факт

1 четверть (27ч.)

1

Вводный урок. Литература как искусство слова и её роль в духовной жизни человека.

1ч.

Знать образную природу словесного искусства, роль литературы в общественной и культурной жизни.

Уметь   отвечать на поставленные вопросы, строить монологическое высказывание.

Древнерусская литература

4ч.

2

«Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы.

1

Знать историческую основу «Слова», историю открытия памятника, основные версии авторства «Слова».

3

Система образов «Слова…». Особенности языка и жанра произведения.

1

Знать: жанр и композицию произведения,  художественное своеобразие «Слова», о связи его с фольклором, о жизни «Слова» в искусстве.  

 Уметь: выделять смысловые части художественного текста, формулировать идею произведения; выразительно читать, соблюдая нормы литературного произношения.

4

Образ русской земли в «Слове…», основные идеи произведения.

1

Знать: нравственно-патриотическую идею «Слова».

Уметь: выделять смысловые части художественного текста, формулировать идею произведения, выразительно читать текст.

5

Р.Анализ эпизода в «Слове..». «Плач Ярославны»

1

Знать содержание фрагмента, особенности композиционного строения эпизода. Понимать роль эпизода «Плач Ярославны» в идейном содержании произведения.

Уметь комментировать и анализировать эпизод.

Русская литература 18 века

13ч.

6

 Классицизм в русском и мировом искусстве.

1

Знать основные черты классицизма как литературного направления.

Уметь сопоставлять исторические факты и литературные традиции.

7

«Петр Великий русской литературы»

 (В.Г. Белинский). Слово о М.Ломоносове.

1

Знать биографию М.В. Ломоносова, теорию 3 штилей, теорию стихосложения, особенности жанра оды.
Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его принадлежности к классицизму, жанра,  темы, идеи, композиции, изобразительно-выразительных средств..

8

Ода «На день восшествия…» - типичное произведение в духе классицизма.

1

Знать содержание оды, его особенность и форму.

Умение назвать отличительные черты жанра оды, привести примеры прославления Родины.  

9

Новая эра русской поэзии. Творчество

 Г.Р. Державина.

1

Знать новаторство Державина, жанр гневная ода, особенности раскрытия темы пота и поэзии, власти.
Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его принадлежности к классицизму, жанра,  темы, идеи, композиции.

10

Стихотворения Державина.

1

Знать, какая роль отводится поэту и поэзии.

Уметь воспринимать и анализировать поэтический текст.

11

А.Н.Радищев. Главы «Путешествия из Петербурга в Москву» («Чудово», «Пешки», «Спасская Полесть»),

Особенности повествования, жанра путешествия и его содержательного наполнения.

1

Знать взгляды Радищева на крепостное право, на самодержавие.
Уметь формулировать идею, проблематику изучаемого произведения,  находить черты сентиментализма в произведении, давать характеристику героев, характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств, выявлять авторскую позицию.

12

А.Н.Радищев. Глава «Любани». Обличительный пафос произведения.

1

Знать черты сентиментализма, особенности жанра путешествия, идею произведения

Уметь сжато пересказывать текст с сохранением его художественных особенностей.

13

Н.М. Карамзин – писатель и историк.

1

Знать биографию Карамзина, его заслуги как историка, журналиста, писателя, новаторский характер его литературного творчества, признаки сентиментализма.

Уметь строить монологическое высказывание, работать с литературоведческим словарем.

14

«Бедная Лиза». Понятие о сентиментализме.

1

Знать содержание произведения.

Уметь формулировать его идею, находить черты сентиментализма в произведении

15

Новые черты русской литературы. Внимание к внутренней жизни человека

1

Знать содержание произведения.

Уметь формулировать его идею,   давать характеристику героев, характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств, выявлять авторскую позицию. 

16

Золотой век русской литературы. От классицизма и сентиментализма к романтизму.

1

Знать общую характеристику русской литературы, отличительные черты романтизма, центральные темы русской литературы.

Уметь давать развернутый ответ на вопрос.

17

В.А.Жуковский. Баллада «Светлана». Особенности жанра. Нравственный мир героини баллады.  

1

Знать жанровые особенности баллады, сюжет произведения.

Уметь воспринимать романтический характер баллады и анализировать художественное произведение.

18

В. А. Жуковский. Баллада «Людмила».Внеклассное чтение.

1

Знать жанровые особенности баллады, сюжет произведения.

Уметь воспринимать романтический характер баллады и анализировать художественное произведение.

Русская литература 19 века

51 ч.

19

А.С. Грибоедов: личность и судьба.

1

Знать основные этапы жизненного и творческого пути  А.С. Грибоедова.
Уметь создавать хронологию прочитанного.

20

Комедия «Горе от ума». Знакомство с героями.

Анализ первого действия комедии.

1

Знать особенности комедии как жанра,
теоретико-литературные понятия: экспозиция, завязка,
конфликт.
Уметь выразительно читать произведение, отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста, выявлять внешний конфликт, черты классицизма и реализма, видеть афористичность речи, определять стих комедии.

21

Второе действие комедии. Обучение анализу монолога.

1

Знать понятия проблематика, идейное содержание, система образов, внутренний конфликт.
Уметь определять проблематику пьесы, идейное содержание,  внутренний конфликт, давать характеристику персонажей, в том числе речевую.

22

Третье действие комедии. Анализ сцены бала.

1

Знать понятия: проблематика, идейное содержание, система образов, внутренний конфликт.

Уметь давать характеристику   персонажей,   делать их сравнительную характеристику с Чацким,  выявлять авторскую позицию.

23

Четвертое действие комедии. Смысл названия комедии.

1

Знать текст комедии, определение развязки действия, открытого финала.

Уметь давать характеристику  персонажа,   отбирать материал о персонажах пьесы, подбирать цитаты

24

Семинарское занятие. Молодое поколение в комедии. Нравственный идеал Грибоедова.  

1

Знать содержание комедии

Уметь самостоятельно  давать характеристику   персонажей,   делать выводы, приводить аргументы

25

Р. Подготовка к контрольному сочинению по комедии

А.С. Грибоедова «Горе от ума».

1

Знать содержание комедии
Уметь сопоставлять эпизоды,

составлять план сочинения в соответствии с выбранной темой,   отбирать литературный материал, логически его выстраивать, превращая в связный текст.

26

Р. Контрольное сочинение по комедии А.С. Грибоедова

 «Горе от ума»

1

Знать содержание комедии
Уметь сопоставлять эпизоды,

составлять план сочинения в соответствии с выбранной темой,   отбирать литературный материал, логически его выстраивать, превращая в связный текст.

27

Тест по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».

1

Знать содержание изучаемого произведения, его проблематику

2 четверть (21 ч.)

28

А.С. Пушкин: жизнь и судьба. Лекция.

1

Знать основные этапы жизненного и творческого пути  А.С.Пушкина, основные черты реализма как литературного направления

Уметь создавать презентацию  

29

Дружба и друзья в лирике Пушкина.

1

Знать адресаты пушкинской   дружеской лирики, историю создания стихотворений.
Уметь анализировать стихотворное произведение.

30

Свободолюбивая лирика А.С. Пушкина.

1

Знать: свобода в лирике поэта как политический, философский, нравственный идеал. Основы стихосложения.
Уметь
 анализировать стихотворное произведение  

31

Любовная лирика Пушкина. Адресаты лирики Пушкина.

1

Знать   адресаты пушкинской   любовной лирики, историю создания стихотворений.
Уметь анализировать стихотворное произведение  

32

Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина

1

Знать взгляды поэта на назначение поэта и поэзии.
Уметь анализировать стихотворное произведение.

33

Образы природы в лирике Пушкина.

1

Знать: образы природы в лирике Пушкина. Основы стихосложения.
Уметь
 анализировать стихотворное произведение  

34

Обучение анализу лирического стихотворения. Мое любимое стихотворение Пушкина: восприятие, истолкование, оценка.

1

Уметь составлять план сочинения в соответствии с выбранной темой, отбирать литературный материал, логически его выстраивать, превращая в связный

35

«Евгений Онегин». История создания романа. Замысел и композиция.

1

Знать историю создания романа, особенности композиции

Уметь выделять смысловые части текста

36

Система образов романа «Евгений Онегин». Сюжет. «Онегинская строфа».

1

Знать теоретико-литературные определения, жанровые особенности стихотворного романа, композицию онегинской строфы.

Уметь выделять смысловые части текста

37

А.С. Пушкин «Пиковая дама», «Моцарт и Сальери». Внеклассное чтение. 

1

Уметь самостоятельно анализировать, делать выводы, приводить аргументы

38

Р. Подготовка к  домашнему сочинению по творчеству

А.С. Пушкина.

1

 Уметь составлять план сочинения в соответствии с выбранной темой, отбирать литературный материал, логически его выстраивать, превращая в связный текст с учетом норм русского литературного языка.

39

М.Ю. Лермонтов: личность, судьба, эпоха. Два поэтических мира (Лермонтов и Пушкин).

1

Знать основные факты жизни и творческого пути поэта

40

Лирический герой поэзии Лермонтова. Темы лирики

1

Знать основные мотивы лирики поэта.

Уметь анализировать стихотворения  

41

Образ России в лирике Лермонтова. Анализ стихотворения «Родина».

1

Знать основные признаки эпохи.

Уметь выделять смысловые части текста

42

Человек и природа в лирике Лермонтова.

1

Знать понятия: пейзаж, символ, аллегория

Уметь анализировать стихотворный текст

43

 Идейная взаимосвязь стихотворений  М.Ю. Лермонтова «Бородино» и «Дума».

1

Знать содержание стихотворных произведений

Уметь анализировать и сопоставлять  

44

«Герой нашего времени». Обзор содержания. Печорин – «портрет поколения».

1

Знать понятия: роман, психологический роман, содержание романа.

Уметь характеризовать особенности сюжета и композиции.

45

Печорин – «портрет поколения».

1

Знать текст повести «Бэла».

Уметь сопоставлять эпизоды романа и характеризовать персонажей

46

Век Лермонтова в романе. Обучение анализу эпизода.

 (По главе  «Тамань»)

1

Знать содержание главы «Тамань»

Уметь сопоставлять поступки и характеры героев

47

Р. Подготовка к контрольному сочинению по творчеству М.Ю. Лермонтова.

1

Уметь составлять план сочинения в соответствии с выбранной темой, отбирать литературный материал, логически его выстраивать, превращая в связный текст с учетом норм русского литературного языка.

48

Р. Контрольное сочинение по творчеству

М.Ю. Лермонтова.

1

3 четверть (30 ч.)

49

Н.В. Гоголь: страницы жизни. Первые творческие успехи.

1

Знать  страницы жизни и творчества, проблематику  и поэтику первых сборников Гоголя  «Вечера …», «Миргород».  

Уметь выделять главное.

50

Цикл «Петербургские повести». Семинарское занятие.

1

Знать содержание произведения

Уметь самостоятельно  давать характеристику   персонажей,   делать выводы, приводить аргументы

51

« Мертвые души». История создания, особенности сюжета, система образов.  

1

Знать историю создания поэмы, композиционные особенности, жанровое своеобразие.

Уметь воспринимать художественное произведение в контексте эпох.

52

Чичиков и помещики.

1

Знать содержание поэмы, представителей помещичьей  Руси: Манилов, Коробочка, Собакевич и Чичиков.

Уметь анализировать эпизод, характеризовать образ города, персонажей поэмы, определять позицию автора.

53

Деталь как средство создания образа.

1

Знать понятие: деталь как средство создания образа.

Уметь анализировать произведение.

54

Диспут. Образ Чичикова (по главе 2).

1

Знать содержание поэмы, образ Чичикова

Уметь анализировать, характеризовать образ главного героя

55

Н.В.Гоголь «Коляска», «Нос», «Портрет».

Внеклассное чтение.

1

Уметь самостоятельно анализировать, делать выводы, приводить аргументы

56

Ф.М. Достоевский. Основные этапы жизни и творчества. Повесть «Белые ночи». Место в творчестве.

1

Знать основные факты жизни и творческого пути писателя.

Уметь анализировать повесть.

57

Тип петербургского мечтателя.

1

Знать понятие: герой-мечтатель.

Уметь характеризовать героя.

58

Петербург Достоевского.

1

Знать понятие: пейзаж в литературе.

Уметь анализировать первый абзац текста, выявить особенности пейзажа Достоевского.

59

А.Н. Островский. Слово о драматурге. Имена и фамилии в пьесах Островского. Пьеса «Бедность не порок».

1

Знать творческую биографию писателя

 Уметь характеризовать героев.

60

Основной конфликт комедии А.Н. Островского «Бедность не порок».

1

Знать   конфликт в драматическом произведении.

Уметь анализировать драматическое произведение  

61

Любим Торцов – главный герой пьесы. Роль народной песни в пьесе.

1

Знать   содержание произведения.

Понимать патриархальный мир в пьесе, любовь и её влияние на героев, Уметь характеризовать героев.

62

И.С. Тургенев: личность, судьба, творчество. Содержание повести «Первая любовь». Внеклассное чтение.

1

Знать основные факты жизни и творческого пути писателя.

Уметь анализировать повесть.

63

Личность Л.Н. Толстого. Автобиографическая трилогия. Обзор содержания. Психологизм прозы Толстого.

1

Знать основные факты жизни и творческого пути писателя.

Уметь анализировать повесть.

64

Подлинные и мнимые ценности жизни.

1

Знать содержание  глав повести.

Уметь характеризовать героя.

65

Особенности повествования Толстого. Приемы психологического самоанализа героя. Глава

«Я проваливаюсь».

1

Знать понятие: «диалектика души».

Уметь анализировать главу повести.

66

Эпоха А.П. Чехова. Художественное мастерство автора.

1

Знать основные факты жизни и творческого пути писателя.

Уметь анализировать рассказы.

67

Маленькая трилогия.

1

Знать понятие: трилогия.

Уметь выяснить философско-нравственную проблематику рассказов.

68

Р. Подготовка к контрольному сочинению «В чём особенность изображения внутреннего мира героев русской литературы второй половины  ХIХ века?»

1

Знать содержание комедии
Уметь сопоставлять эпизоды,

составлять план сочинения в соответствии с выбранной темой,   отбирать литературный материал, логически его выстраивать, превращая в связный текст.

69

Р. Контрольное сочинение  «В чём особенность изображения внутреннего мира героев русской литературы второй половины  ХIХ века?»  ( На примере одного-двух произведений).

1

Литература 20 века

25 ч.

70

Многообразие жанров и направлений в литературе 20 века.

1

Знать особенности русской литературы ХХ века.

Иметь представление о многообразии жанров и литерных направлений

71

И.А. Бунин «Темные аллеи».

1

Знать о жизни и творчестве писателя, рассказ «Тёмные аллеи».

Уметь анализировать произведение

72

«Серебряный век»  русской поэзии. Лекция.

1

Знать содержание теоретико-литературных терминов. Уметь выделять главное и значимое в учебном материале,  конспектировать лекцию

73

А.А. Блок. Своеобразие лирики.

1

Знать основные факты биографии поэта.

Уметь выразительно читать наизусть стихотворения А.Блока

74

Трагедия лирического героя в «страшном мире».

Своеобразие лирических интонации.

1

75

С.А. Есенин. Разнообразие лирики.

1

Знать основные события творческой биографии поэта, его программные произведения.

Уметь анализировать поэтический текст, выделяя тропы и стилистические приемы

76

Народно-песенная основа лирики С.Есенина. Тема Родины.

Размышления о жизни, природе, человеке.

1

77

Слово о Маяковском. «Громада-любовь» и «громада-ненависть» в лирике поэта.

1

Знать отдельные факты биографии поэта. Своеобразие ритма, интонации.

Уметь выразительно читать стихотворения Маяковского.

78

Новаторство поэзии. Своеобразие стиха, ритма, интонаций.

Маяковский о труде поэта. Словотворчество поэта.

1

4 четверть (21 ч.)

79

 М.А.Булгаков. Слово о писателе.

Повесть «Собачье сердце». Обзор содержания.

1

Знать  содержание повести, особенности булгаковской сатиры, понятие шариковщины.

Уметь раскрывать художественное своеобразие повести.  

80

Новая социальная обстановка  и новая социальная психология в повести «Собачье сердце».

1

Знать идею повести.

Уметь определять нравственную проблематику повести

81

М.И. Цветаева. Лирическая биография поэтессы. Образ Родины в лирическом цикле «Стихи о Москве». Традиции и новаторство.

1

Знать факты биографии поэтессы. Особенности новаторства, традиций, тематику стихотворений.

Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения.

82

«Я отраженье вашего лица». А.А. Ахматова. Слово о поэтессе. Тема поэта и поэзии в творчестве А.А.Ахматовой. Особенности поэтики.

1

Знать факты биографии поэтессы. Особенности новаторства, традиций, тематику стихотворений, трагические интонации в любовной лирике,

отношение к поэту и поэзии.

Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения.

83

Н.А. Заболоцкий. Слово о поэте. «Образ мирозданья» в лирике Заболоцкого.

1

Знать факты биографии поэта. тематику стихотворений, их философский характер.

Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения.

84

Стихи о родном крае. Внеклассное чтение.

1

Уметь выразительно читать и анализировать стихотворное  произведение о родном крае.

85

М.А. Шолохов «Судьба человека».

1

Знать особенности композиции рассказа «Судьба человека».

Уметь характеризовать образ главного героя

86

Образ главного героя. Судьба человека и судьба Родины.

1

87

Б.Л.Пастернак. Философская глубина лирики поэта. Вечность и современность.

1

Знать факты биографии поэта, тематику стихотворений, их философский характер.

Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения

88

А.Т. Твардовский. Слово о поэте. Стихи о родине.  

1

Знать факты биографии поэта, тематику стихотворений, особенности творческого метода поэта.

Уметь выразительно читать, пересказывать и анализировать стихотворения.

89

Военная тема в творчестве А.Т. Твардовского.

1

90

А.И.Солженицын. Слово о писателе.

«Матрёнин двор». Картины послевоенной деревни. Образ рассказчика.

1

Знать автобиографическую основу рассказа «Матренин двор».

Уметь раскрывать художественное своеобразие рассказа

91

Тема «праведничества» в рассказе. Образ праведницы, трагизм её судьбы.

1

Знать текст  произведения, понятие «праведничество», уметь объяснять смысл праведничества в рассказе, поднятые писателем проблемы.

92

Романсы и песни на слова русских писателей 19-20 веков.

1

Уметь выразительно читать стихотворения поэтов 19-20 веков.

93

Р. Подготовка к контрольному сочинению  «Изображение Родины в лирике 20 века».

1

Уметь сопоставлять эпизоды,

составлять план сочинения в соответствии с выбранной темой,   отбирать литературный материал, логически его выстраивать, превращая в связный текст.

94

Р. Контрольное сочинение

«Изображение Родины в лирике 20 века».

1

Зарубежная литература

95

Античная лирика.

Катулл. Чувства и разум в любовной лирике поэта.

 

1

Знать понятие античная лирика, особенности взгляда римлян на человека и эпоху.

Уметь сообщение о поэте с презентацией. Выразительное чтение стихотворений и их анализ.

96

Квинт Гораций Флакк  «К Мельпомене». Поэтическое творчество и поэтические заслуги.

1

Иметь представление о творчестве  поэта

Уметь выразительно читать текст

97

Данте Алигьери. «Божественная комедия» (обзор, фрагменты). Множественность смыслов и её философский характер.

1

Иметь представление о творчестве Данте,  о героях произведения и знать содержание 1-3 песен «Ада».

Уметь выразительно читать текст песен, определять их аллегорический характер.

98

У.Шекспир. «Гамлет». (Обзор с чтением отдельных сцен).

Гуманизм общечеловеческое значение героев.

Гамлет и его одиночество в конфликте с реальным миром. Трагизм любви. Гамлет как вечный образ мировой литературы.

1

Знать основные факты из жизни Шекспира, содержание трагедии «Гамлет». Иметь представление о героях трагедии.

Уметь участвовать в диалоге по прочитанному произведению, понимать чужую точку зрения

99

И.-В. Гёте. «Фауст». (Обзор с чтением отдельных сцен).

Философская трагедия. Особенности жанра. Идейный смысл трагедии. Противопоставление добра и зла. Поиски справедливости и смысла жизни.

Смысл сопоставления Фауста и Вагнера. Фауст как вечный образ мировой литературы.

1

Знать основные факты из жизни Гете, содержание отдельных сцен.

Уметь раскрывать

мотивы поступков героев

Список литературы

1.   Литература.   9 кл.:   Учебник для   общеобразовательных учреждений.   В 2-х ч./Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. - М.: Просвещение, 2008.

2.  Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе. - М.: Вербум-М, 2004.

3. Серия: Перечитывая классику. В помощь преподавателям. - Изд-во МГУ, 2000-2004.

4.  Зинина Е.А., Федоров А.В., Самойлова Е.А. Литература: Сборник заданий для проведения экзамена в 9 классе. - М: Просвещение, 2006.

5.  Коровина В.Я. Литература: 9 кл.: Методические советы / В.Я.Коровина, И.С.Збарский: под ред. В.И.Коровина. - М.: Просвещение, 2008.

6.  Аркин И.И. Уроки литературы в 9 классе: Практическая методика: Книга для учителя, - М.:   Просвещение, 2008.

7.  Лейфман И.М. Карточки для дифференцированного контроля знаний по литературе. 9 класс, -М.: Материк Альфа, 2004.

8. Матвеева Е.И. Литература. 9 класс: Тестовые задания к основным учебникам. – М.: Эскимо, 2008

9. Фогельсон И.А. Русская литература первой половины 19 века. - М.: Материк Альфа. 2006.

10.   Вельская Л.Л. Литературные викторины. - М.: Просвещение, 2005.

11. Меркин Г.С., Зыбина Т.М.и др. Развитие речи. Выразительные средства художественной речи: пособие для учителя- М.: Русское слово, 2008.

12. Интернет-ресурсы. 

http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=8 

http://www.it-n.ru/

http://rus.1september.ru/topic.php?TopicID=1&Page

http://www.openclass.ru/ 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....