Рабочая программа по литературе 9 класс
рабочая программа по литературе (9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
МБОУ «Инсарская средняя общеобразовательная школа №1»
Рассмотрена на заседании методического объединения учителей русского языка и литературы Руководитель МО ___________Котова А.М. | Утверждена директором МБОУ «Инсарская средняя общеобразовательная школа №1» |
«___»__________ 20__г. «___»_____________20__г.
Рабочая программа
учебного курса «Литература»
для 9 а класса
Составитель: Аверкина Е.А.,
учитель русского языка и литературы
Инсар 2014
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа, составленная на основе примерной программы основного общего образования по литературе, ориентирована на учащихся 9 класса и реализуется на основе следующих документов:
Нормативные документы и программы:
- Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта, утвержденный приказом Минобразования РФ №1089 от 5 марта 2004 года.
- Федеральный базисный учебный план, утвержденный приказом Минобразования России №1312 от 9 марта 2004 года.
- Программа общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией
В.Я. Коровиной, 7-е издание, М.: Просвещение , 2006.
Учебник:
- Литература. 9 кл. Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений. Авт.-сост.
В.Я.Коровина и др., М.: Просвещение, 2010.
Дополнительная литература:
- «Программы общеобразовательных учреждений. Литература 5-11 классы», автор:
В.Я. Коровина, Москва, «Просвещение», 2006.
- «Поурочные разработки по литературе в 9 классе», авторы: И.В. Золотарева,
М.С. Корнеева и др. , М., «Вако», 2009
В программе учитываются требования к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования, представленные в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования, основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования.
Школьное образование ставит следующие цели обучения:
- приобщить учащихся к искусству слова, богатству русской классической и мировой литературы, познакомив с классическими образцами мировой словесной культуры;
- сформировать основу литературного образования путём чтения и изучения художественных произведений, знакомства с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включённых в программу произведений;
- расширить читательский кругозор учащихся;
- повысить качество чтения;
- способствовать духовному развитию и совершенствованию учеников;
- активизировать художественно-эстетические потребности детей;
- развить их литературный вкус;
- подготовить их к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу произведения литературы;
- стимулировать творческую активность детей;
- формировать навык выразительного чтения;
- воспитывать высокие нравственные чувства и качества у подрастающего поколения.
Основу содержания литературы 9 класса как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. На ступени основного общего образования необходимо продолжать работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета:
1) совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
2) самоопределение и самопознание, ориентация в системе личностных смыслов на основе соотнесения своего «я» с художественным миром авторов и судьбами их героев.
Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования с учётом общих требований Стандарта и специфики изучаемых предметов, входящих в состав предметных областей, должны обеспечивать успешное обучение на следующей ступени общего образования.
Межпредметные связи: При работе используются темы:
по изобразительному искусству: « Беседа о стихах Ф.И. Тютчева, А.А. Фета»;
по истории: «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы»;
по музыке: «Человек и природа в лирике Лермонтова»
Формы организации учебного процесса:
индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные, классные и внеклассные.
Формы контроля:
Творческая работа, тестовая работа.
Место курса «Литература» в учебном плане школы
На изучение учебного курса литературы в 9 классе отводится 3 часа в неделю.
Курс рассчитан на 99 ч - (33 учебные недели).
Количество часов в 1-й четверти - 27
Количество часов во 2-й четверти - 21
Количество часов в 3-й четверти - 30
Количество часов в 4-й четверти - 21
Содержание учебного предмета
Историческое развитие русской литературы
Место художественной литературы в общественной жизни и культуре России. Национальные ценности и традиции, формирующие проблематику и образный мир русской литературы, её гуманизм, гражданский и патриотический пафос. Национальная самобытность русской литературы. Русская литература в контексте мировой. Эпохи развития литературы. Понятие о литературном процессе.
Древнерусская литература
Патриотический пафос, поучительный характер и особенности образной системы древнерусской литературы. Истоки и начало древнерусской литературы, её христианско-православные корни. Многообразие жанров древнерусской литературы (летопись, слово, житие, поучение). «Слово о полку Игореве».Открытие «Слова...», его издание и изучение. Вопрос о времени создания и об авторстве «Слова...». Историческая основа памятника, его сюжет. Жанр и композиция «Слова...». Образ русской земли и нравственно-патриотическая идея «Слова». Образы русских князей. Характер князя Игоря. «Золотое слово» Святослава. Ярославна как идеальный образ русской женщины. Символика «Слова», своеобразие авторского стиля. «Слово» и фольклорная традиция. Значение «Слова» для русской культуры. Переводы и переложения произведения.
Литература XVIII века
Общая характеристика литературы 18 века. Идейно-художественное своеобразие литературы эпохи Просвещения. Классицизм как литературное направление. Идея гражданского служения, прославление величия и могущества Российского государства. Античность и классицизм. Сентиментализм как литературное направление. Зарождение в литературе
антикрепостнической направленности.
М. В. Ломоносов
Жизнь и творчество (обзор). «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года» (фрагменты). Жанр оды. Прославление в оде важнейших ценностей русского Просвещения: мира, родины, науки. Средства создания образа идеального монарха.
Д.И. Фонвизин
Сведения о жизни и творчестве. «Недоросль». Сатирическое обличение невежества, злонравия, деспотизма. Идеалы человеческого достоинства, гражданского служения родине. Элементы классицизма в комедии.
Г. Р. Державин
Жизнь и творчество (обзор). «Властителям и судиям»(фрагменты), «Памятник», «Русские девушки». Заслуги Державина перед русской литературой. Сочетание в его стихах элементов оды, сатиры и философских раздумий.
Н.М. Карамзин
Сведения о жизни и творчестве. «Бедная Лиза». Внимание к внутреннему миру простого человека. Сентиментализм в литературе. «Бедная Лиза» как произведение сентиментализма.
Литература первой половины XIX века
Общая характеристика литературы 19 века. Новое понимание человека в его связях с национальной историей (Отечественная война 1812 г., восстание декабристов, отмена крепостного права). Осмысление русской литературой ценностей европейской и мировой культуры. Романтизм как литературное направление. Воплощение в литературе романтических ценностей. Соотношение мечты и действительности в романтических произведениях. Конфликт романтического героя с миром. Особенности романтического пейзажа. Формирование представлений о национальной самобытности. А. С. Пушкин как основоположник новой русской литературы. Роль литературы в формировании русского языка. Реализм в русской литературе, многообразие реалистических тенденций. Историзм и психологизм в литературе. Нравственные и философские искания русских писателей. Глубинная, таинственная связь человека и природы.
А.С.Грибоедов
Жизнь и творчество.Комедия «Горе от ума».Специфика жанра комедии. Искусство построения интриги (любовный и социально-психологический конфликт). Общественный и личный конфликт в комедии. «Век нынешний и век минувший». Поражение и победа Чацкого. Непреходящее значение образа Чацкого. Богатство языка комедии.
А. С. Пушкин
Жизнь и творчество. Стихотворения: «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...»; «19 октября» (1825). Свобода, любовь, творчество – три стихии человеческого духа в лирике Пушкина. Биографизм лирики и высоконравственный смысл.
В.Г. Белинский как идеал и нравственный критерий Пушкина. Роман в стихах «Евгений Онегин». История создания. Своеобразие жанра и композиции романа в стихах. Единство эпического и лирического начал. Образ автора в произведении. Главные герои романа, причины их жизненной драмы. Татьяна как «милый идеал» Пушкина. Онегинская строфа. «Евгений Онегин» - первый реалистический роман в русской литературе. Оценка романа в русской критике. Теория литературы: понятие о литературном типе. «Пиковая дама». Жажда денег, власть, погубившая сильного незаурядного человека. Роль в повести фантастического элемента. «Моцарт и Сальери». Проблема таланта, гения, труда, вдохновения. Злая сила зависти.
М. Ю. Лермонтов
Жизнь и творчество. Стихотворения: «Смерть Поэта», «Когда волнуется желтеющая нива...», «Дума», «Поэт» «Молитва» («В минуту жизни трудную,..»), «И скучно и грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Родина», «Пророк», «Нищий», «Расстались мы, но твой портрет»
Возвышенное и трагическое в поэзии Лермонтова. Интонационное и ритмическое богатство лирики.
Роман «Герой нашего времени».История души человека, не нашедшего высокой цели в жизни. Беспощадный самоанализ Печорина, противоречия его натуры. Роль других действующих лиц в раскрытии его характера. Особенности композиции произведения (смена рассказчика, нарушение хронологической последовательности повествования). Печорин и Онегин. Оценка романа в русской критике.
Н. В. Гоголь
Жизнь и творчество. «Мертвые души». Своеобразие жанра. Путешествие героя как прием воссоздания широкой панорамы Руси: Русь помещичья, чиновничья, народная. Типичность характеров, способы их обрисовки, их конкретно-историческое и общечеловеческое значение. Идейно-композиционное значение образа Чичикова. Образ автора. Единство сатирического и лирического начала, обусловленное гуманистическими идеалами Гоголя. «Мертвые души» в оценке русской критики. «Шинель» - тема «маленького человека». Роль фантастики в повести. Для самостоятельного чтения «Коляска», «Нос», «Портрет»
Литература второй половины 19 века
Н. А. Некрасов
Место Некрасова в русской поэзии 19 века. «Размышления у парадного подъезда».
Восприятие народных страданий как собственного горя, осуждение долготерпения народа, призыв пробудиться от духовного сна. Теория литературы: Понятие о лирическом герое.
И.С Тургенев
Жизнь и творчество. Анализ повести «Первая любовь». Психологизм и лиризм Тургенева. Мастерство пейзажной живописи Тургенева.
А.Н. Островский
Слово о писателе. «Бедность не порок». Особенности сюжета. Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Теория литературы: Комедия как жанр драматургии.
Л.Н. Толстой
Л.Н. Толстой как исследователь путей нравственного совершенствования человека.
«Юность». Три вехи в жизни человека в трилогии. Способность к духовному росту.
Теория литературы: Особенности повествования от первого лица.
Ф.М. Достоевский.
Сведения как о писателе и психологе. «Белые ночи». Причины отчуждения героя от реальной действительности. Идея утверждения чистой и бескорыстной любви. Для самостоятельного чтения «Бедные люди»
А.П. Чехов
Слово о писателе. «Смерть чиновника», «Тоска» и др.Теория литературы: Маленькая трилогия.
Русская литература XX века
Общая характеристика литературы второй половины 20 века. Литература великих и трагических лет. Человек и история в литературе. Личность и государство. Тема родины и ее судьбы. Образ России в поэзии XX века. Годы военных испытаний и их отражение в литературе. Обращение писателей второй половины XX века к острым проблемам современности. Поиски незыблемых нравственных ценностей в народной жизни, раскрытие самобытных русских характеров.
А. А. Блок
Сведения о жизни и творчестве. Лирика. «Да так диктует вдохновенье», «Земное сердце стынет вновь», «Сольвейг», «Пушкинскому дому». Чувство личной ответственности за трагические катаклизмы на Родине и во всем мире. Покоряющая сила любви. Ощущение неразрывной связи поэта с лучшими традициями русской культуры. Для самостоятельного чтения. «Лениво и тяжко плывут облака», «Осенний день», «Сусальный ангел», «Мы встречались с тобой на закате».
В.В. Маяковский
Сведения о жизни и творчестве.«Хорошее отношение к лошадям». Гуманистическое содержание стихотворения, звуковые инструментовки стиха. «Необычайное приключение..». Юмор и метафористический строй стихотворения. Новаторство Маяковского в стихосложении.
С. А. Есенин
Сведения о жизни и творчестве. Лирика. Стихотворения: «Отговорила роща золотая...», «Собаке Качалова», «Низкий дом с голубыми ставнями..» Родина и родная природа как источник лирических переживаний. Нежность «ко всему живому». Грусть от сознания быстротечности жизни. Живописность. Народная основа языка. Для самостоятельного чтения: «С добрым утром», «Я покинул родимый дом», «Каждый труд благослови удача», «Клен ты мой, опавший»
М.А. Булгаков
Сведения о жизни и творчестве. «Собачье сердце». Обзор с разбором избранных глав(1,2,4,8), эпилога. Шариков и шариковщина. Истоки шариковщины. Булгаков – сатирик. Для самостоятельного чтения. «Собачье сердце» (полный текст).
М. А. Шолохов
Сведения о жизни и творчестве. Рассказ «Судьба человека». Душевная стойкость и «незаметный» героизм русского человека. Торжество добра над жестокостью жизни от судьбы человека к судьбе человечества. Особенности композиции рассказа. Роль пейзажей и портретных зарисовок.
А. Т. Твардовский
Военная тема в творчестве. Стихи о родине. «Урожай», «Родное», «Весенние строчки», «Матери», «Страна Муравия» (отрывки из поэмы). Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.
Теория литературы. Силлаботоническая и тоническая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмовки (углубление представлений).
Александр Исаевич Солженицын.
Слово о писателе. Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.
Теория литературы. Притча (углубление понятия).
Романсы и песни на слова русских писателей 19-20 веков.
Н. Языков. «Пловец» («Нелюдимо наше море...»); В. Соллогуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гитарой под рукой...»); Н. Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь на дорогу...»); А. Вертинский. «Доченьки»; Н. Заболоцкий. «В этой роще березовой...». Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального искусства выражающий переживания, мысли, настроения человека.
Зарубежная литература
Античная лирика. Катулл. Чувства и разум в любовной лирике поэта. Гораций. Поэтическое творчество и поэтические заслуги.
Данте Алигьери. «Божественная комедия» (обзор, фрагменты). Множественность смыслов и её философский характер.
У.Шекспир. «Гамлет». (Обзор с чтением отдельных сцен).
Гуманизм общечеловеческое значение героев.
Гамлет и его одиночество в конфликте с реальным миром. Трагизм любви. Гамлет как вечный образ мировой литературы.
И.-В. Гёте. «Фауст». (Обзор с чтением отдельных сцен).
Философская трагедия. Особенности жанра. Идейный смысл трагедии. Противопоставление добра и зла. Поиски справедливости и смысла жизни.
Смысл сопоставления Фауста и Вагнера. Фауст как вечный образ мировой литературы).
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ ЗА КУРС
ЛИТЕРАТУРЫ 9 КЛАССА
В результате изучения литературы ученик должен знать/понимать:
- образную природу словесного искусства;
- содержание изученных литературных произведений;
- основные факты жизни и творческого пути А. С. Грибоедова, А. С. Пушкина,
- М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя;
- изученные теоретико-литературные понятия;
уметь:
- воспринимать и анализировать художественный текст;
- выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
- определять род и жанр литературного произведения;
• выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев;
- сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
- выявлять авторскую позицию;
- выражать свое отношение к прочитанному;
- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
- владеть различными видами пересказа;
- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;
- писать сочинения - отзывы и сочинения – рассуждения о самостоятельно прочитанных произведениях.
Содержание учебного курса
№ п/п | Раздел, тема | Кол-во часов | В том числе | ||
Количество уроков | Кол-во уроков контроля | Внеклассное чтение | |||
1 | Введение. | 1 | 1 | - | - |
2 | Древнерусская литература | 4 | 4 | - | - |
3 | Русская литература 18 века | 13 | 12 | - | 1 |
4 | Русская литература 19 века | 51 | 44 | 4 | 3 |
5 | Литература 20 века | 25 | 23 | 1 | 1 |
6 | Зарубежная литература | 5 | 5 | - | - |
Всего | 99 | 89 | 5 | 5 |
Сетка контрольных работ
Кол-во уроков контроля | Вид урока контроля и тема контроля | Кол-во часов | |
I Четверть 27ч | 2 | Р. Контрольное сочинение по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» | 1 |
Тест по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». | 1 | ||
II Четверть 21ч | 1 | Р. Контрольное сочинение по творчеству М.Ю. Лермонтова. | 1 |
III четверть 30ч | 1 | Р. Контрольное сочинение «В чём особенность изображения внутреннего мира героев русской литературы второй половины ХIХ века?» ( На примере одного-двух произведений). | 1 |
IV четверть 21ч | 1 | Р. Контрольное сочинение «Изображение Родины в лирике 20 века». | 1 |
Тематическое планирование
№ | Тема урока | Кол-во часов | Обязательные результаты обучения | План | Факт |
1 четверть (27ч.) | |||||
1 | Вводный урок. Литература как искусство слова и её роль в духовной жизни человека. | 1ч. | Знать образную природу словесного искусства, роль литературы в общественной и культурной жизни. Уметь отвечать на поставленные вопросы, строить монологическое высказывание. | ||
Древнерусская литература | 4ч. | ||||
2 | «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы. | 1 | Знать историческую основу «Слова», историю открытия памятника, основные версии авторства «Слова». | ||
3 | Система образов «Слова…». Особенности языка и жанра произведения. | 1 | Знать: жанр и композицию произведения, художественное своеобразие «Слова», о связи его с фольклором, о жизни «Слова» в искусстве. Уметь: выделять смысловые части художественного текста, формулировать идею произведения; выразительно читать, соблюдая нормы литературного произношения. | ||
4 | Образ русской земли в «Слове…», основные идеи произведения. | 1 | Знать: нравственно-патриотическую идею «Слова». Уметь: выделять смысловые части художественного текста, формулировать идею произведения, выразительно читать текст. | ||
5 | Р.Анализ эпизода в «Слове..». «Плач Ярославны» | 1 | Знать содержание фрагмента, особенности композиционного строения эпизода. Понимать роль эпизода «Плач Ярославны» в идейном содержании произведения. Уметь комментировать и анализировать эпизод. | ||
Русская литература 18 века | 13ч. | ||||
6 | Классицизм в русском и мировом искусстве. | 1 | Знать основные черты классицизма как литературного направления. Уметь сопоставлять исторические факты и литературные традиции. | ||
7 | «Петр Великий русской литературы» (В.Г. Белинский). Слово о М.Ломоносове. | 1 | Знать биографию М.В. Ломоносова, теорию 3 штилей, теорию стихосложения, особенности жанра оды. | ||
8 | Ода «На день восшествия…» - типичное произведение в духе классицизма. | 1 | Знать содержание оды, его особенность и форму. Умение назвать отличительные черты жанра оды, привести примеры прославления Родины. | ||
9 | Новая эра русской поэзии. Творчество Г.Р. Державина. | 1 | Знать новаторство Державина, жанр гневная ода, особенности раскрытия темы пота и поэзии, власти. | ||
10 | Стихотворения Державина. | 1 | Знать, какая роль отводится поэту и поэзии. Уметь воспринимать и анализировать поэтический текст. | ||
11 | А.Н.Радищев. Главы «Путешествия из Петербурга в Москву» («Чудово», «Пешки», «Спасская Полесть»), Особенности повествования, жанра путешествия и его содержательного наполнения. | 1 | Знать взгляды Радищева на крепостное право, на самодержавие. | ||
12 | А.Н.Радищев. Глава «Любани». Обличительный пафос произведения. | 1 | Знать черты сентиментализма, особенности жанра путешествия, идею произведения Уметь сжато пересказывать текст с сохранением его художественных особенностей. | ||
13 | Н.М. Карамзин – писатель и историк. | 1 | Знать биографию Карамзина, его заслуги как историка, журналиста, писателя, новаторский характер его литературного творчества, признаки сентиментализма. Уметь строить монологическое высказывание, работать с литературоведческим словарем. | ||
14 | «Бедная Лиза». Понятие о сентиментализме. | 1 | Знать содержание произведения. Уметь формулировать его идею, находить черты сентиментализма в произведении | ||
15 | Новые черты русской литературы. Внимание к внутренней жизни человека | 1 | Знать содержание произведения. Уметь формулировать его идею, давать характеристику героев, характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств, выявлять авторскую позицию. | ||
16 | Золотой век русской литературы. От классицизма и сентиментализма к романтизму. | 1 | Знать общую характеристику русской литературы, отличительные черты романтизма, центральные темы русской литературы. Уметь давать развернутый ответ на вопрос. | ||
17 | В.А.Жуковский. Баллада «Светлана». Особенности жанра. Нравственный мир героини баллады. | 1 | Знать жанровые особенности баллады, сюжет произведения. Уметь воспринимать романтический характер баллады и анализировать художественное произведение. | ||
18 | В. А. Жуковский. Баллада «Людмила».Внеклассное чтение. | 1 | Знать жанровые особенности баллады, сюжет произведения. Уметь воспринимать романтический характер баллады и анализировать художественное произведение. | ||
Русская литература 19 века | 51 ч. | ||||
19 | А.С. Грибоедов: личность и судьба. | 1 | Знать основные этапы жизненного и творческого пути А.С. Грибоедова. | ||
20 | Комедия «Горе от ума». Знакомство с героями. Анализ первого действия комедии. | 1 | Знать особенности комедии как жанра, | ||
21 | Второе действие комедии. Обучение анализу монолога. | 1 | Знать понятия проблематика, идейное содержание, система образов, внутренний конфликт. | ||
22 | Третье действие комедии. Анализ сцены бала. | 1 | Знать понятия: проблематика, идейное содержание, система образов, внутренний конфликт. Уметь давать характеристику персонажей, делать их сравнительную характеристику с Чацким, выявлять авторскую позицию. | ||
23 | Четвертое действие комедии. Смысл названия комедии. | 1 | Знать текст комедии, определение развязки действия, открытого финала. Уметь давать характеристику персонажа, отбирать материал о персонажах пьесы, подбирать цитаты | ||
24 | Семинарское занятие. Молодое поколение в комедии. Нравственный идеал Грибоедова. | 1 | Знать содержание комедии Уметь самостоятельно давать характеристику персонажей, делать выводы, приводить аргументы | ||
25 | Р. Подготовка к контрольному сочинению по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». | 1 | Знать содержание комедии составлять план сочинения в соответствии с выбранной темой, отбирать литературный материал, логически его выстраивать, превращая в связный текст. | ||
26 | Р. Контрольное сочинение по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» | 1 | Знать содержание комедии составлять план сочинения в соответствии с выбранной темой, отбирать литературный материал, логически его выстраивать, превращая в связный текст. | ||
27 | Тест по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». | 1 | Знать содержание изучаемого произведения, его проблематику | ||
2 четверть (21 ч.) | |||||
28 | А.С. Пушкин: жизнь и судьба. Лекция. | 1 | Знать основные этапы жизненного и творческого пути А.С.Пушкина, основные черты реализма как литературного направления Уметь создавать презентацию | ||
29 | Дружба и друзья в лирике Пушкина. | 1 | Знать адресаты пушкинской дружеской лирики, историю создания стихотворений. | ||
30 | Свободолюбивая лирика А.С. Пушкина. | 1 | Знать: свобода в лирике поэта как политический, философский, нравственный идеал. Основы стихосложения. | ||
31 | Любовная лирика Пушкина. Адресаты лирики Пушкина. | 1 | Знать адресаты пушкинской любовной лирики, историю создания стихотворений. | ||
32 | Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина | 1 | Знать взгляды поэта на назначение поэта и поэзии. | ||
33 | Образы природы в лирике Пушкина. | 1 | Знать: образы природы в лирике Пушкина. Основы стихосложения. | ||
34 | Обучение анализу лирического стихотворения. Мое любимое стихотворение Пушкина: восприятие, истолкование, оценка. | 1 | Уметь составлять план сочинения в соответствии с выбранной темой, отбирать литературный материал, логически его выстраивать, превращая в связный | ||
35 | «Евгений Онегин». История создания романа. Замысел и композиция. | 1 | Знать историю создания романа, особенности композиции Уметь выделять смысловые части текста | ||
36 | Система образов романа «Евгений Онегин». Сюжет. «Онегинская строфа». | 1 | Знать теоретико-литературные определения, жанровые особенности стихотворного романа, композицию онегинской строфы. Уметь выделять смысловые части текста | ||
37 | А.С. Пушкин «Пиковая дама», «Моцарт и Сальери». Внеклассное чтение. | 1 | Уметь самостоятельно анализировать, делать выводы, приводить аргументы | ||
38 | Р. Подготовка к домашнему сочинению по творчеству А.С. Пушкина. | 1 | Уметь составлять план сочинения в соответствии с выбранной темой, отбирать литературный материал, логически его выстраивать, превращая в связный текст с учетом норм русского литературного языка. | ||
39 | М.Ю. Лермонтов: личность, судьба, эпоха. Два поэтических мира (Лермонтов и Пушкин). | 1 | Знать основные факты жизни и творческого пути поэта | ||
40 | Лирический герой поэзии Лермонтова. Темы лирики | 1 | Знать основные мотивы лирики поэта. Уметь анализировать стихотворения | ||
41 | Образ России в лирике Лермонтова. Анализ стихотворения «Родина». | 1 | Знать основные признаки эпохи. Уметь выделять смысловые части текста | ||
42 | Человек и природа в лирике Лермонтова. | 1 | Знать понятия: пейзаж, символ, аллегория Уметь анализировать стихотворный текст | ||
43 | Идейная взаимосвязь стихотворений М.Ю. Лермонтова «Бородино» и «Дума». | 1 | Знать содержание стихотворных произведений Уметь анализировать и сопоставлять | ||
44 | «Герой нашего времени». Обзор содержания. Печорин – «портрет поколения». | 1 | Знать понятия: роман, психологический роман, содержание романа. Уметь характеризовать особенности сюжета и композиции. | ||
45 | Печорин – «портрет поколения». | 1 | Знать текст повести «Бэла». Уметь сопоставлять эпизоды романа и характеризовать персонажей | ||
46 | Век Лермонтова в романе. Обучение анализу эпизода. (По главе «Тамань») | 1 | Знать содержание главы «Тамань» Уметь сопоставлять поступки и характеры героев | ||
47 | Р. Подготовка к контрольному сочинению по творчеству М.Ю. Лермонтова. | 1 | Уметь составлять план сочинения в соответствии с выбранной темой, отбирать литературный материал, логически его выстраивать, превращая в связный текст с учетом норм русского литературного языка. | ||
48 | Р. Контрольное сочинение по творчеству М.Ю. Лермонтова. | 1 | |||
3 четверть (30 ч.) | |||||
49 | Н.В. Гоголь: страницы жизни. Первые творческие успехи. | 1 | Знать страницы жизни и творчества, проблематику и поэтику первых сборников Гоголя «Вечера …», «Миргород». Уметь выделять главное. | ||
50 | Цикл «Петербургские повести». Семинарское занятие. | 1 | Знать содержание произведения Уметь самостоятельно давать характеристику персонажей, делать выводы, приводить аргументы | ||
51 | « Мертвые души». История создания, особенности сюжета, система образов. | 1 | Знать историю создания поэмы, композиционные особенности, жанровое своеобразие. Уметь воспринимать художественное произведение в контексте эпох. | ||
52 | Чичиков и помещики. | 1 | Знать содержание поэмы, представителей помещичьей Руси: Манилов, Коробочка, Собакевич и Чичиков. Уметь анализировать эпизод, характеризовать образ города, персонажей поэмы, определять позицию автора. | ||
53 | Деталь как средство создания образа. | 1 | Знать понятие: деталь как средство создания образа. Уметь анализировать произведение. | ||
54 | Диспут. Образ Чичикова (по главе 2). | 1 | Знать содержание поэмы, образ Чичикова Уметь анализировать, характеризовать образ главного героя | ||
55 | Н.В.Гоголь «Коляска», «Нос», «Портрет». Внеклассное чтение. | 1 | Уметь самостоятельно анализировать, делать выводы, приводить аргументы | ||
56 | Ф.М. Достоевский. Основные этапы жизни и творчества. Повесть «Белые ночи». Место в творчестве. | 1 | Знать основные факты жизни и творческого пути писателя. Уметь анализировать повесть. | ||
57 | Тип петербургского мечтателя. | 1 | Знать понятие: герой-мечтатель. Уметь характеризовать героя. | ||
58 | Петербург Достоевского. | 1 | Знать понятие: пейзаж в литературе. Уметь анализировать первый абзац текста, выявить особенности пейзажа Достоевского. | ||
59 | А.Н. Островский. Слово о драматурге. Имена и фамилии в пьесах Островского. Пьеса «Бедность не порок». | 1 | Знать творческую биографию писателя Уметь характеризовать героев. | ||
60 | Основной конфликт комедии А.Н. Островского «Бедность не порок». | 1 | Знать конфликт в драматическом произведении. Уметь анализировать драматическое произведение | ||
61 | Любим Торцов – главный герой пьесы. Роль народной песни в пьесе. | 1 | Знать содержание произведения. Понимать патриархальный мир в пьесе, любовь и её влияние на героев, Уметь характеризовать героев. | ||
62 | И.С. Тургенев: личность, судьба, творчество. Содержание повести «Первая любовь». Внеклассное чтение. | 1 | Знать основные факты жизни и творческого пути писателя. Уметь анализировать повесть. | ||
63 | Личность Л.Н. Толстого. Автобиографическая трилогия. Обзор содержания. Психологизм прозы Толстого. | 1 | Знать основные факты жизни и творческого пути писателя. Уметь анализировать повесть. | ||
64 | Подлинные и мнимые ценности жизни. | 1 | Знать содержание глав повести. Уметь характеризовать героя. | ||
65 | Особенности повествования Толстого. Приемы психологического самоанализа героя. Глава «Я проваливаюсь». | 1 | Знать понятие: «диалектика души». Уметь анализировать главу повести. | ||
66 | Эпоха А.П. Чехова. Художественное мастерство автора. | 1 | Знать основные факты жизни и творческого пути писателя. Уметь анализировать рассказы. | ||
67 | Маленькая трилогия. | 1 | Знать понятие: трилогия. Уметь выяснить философско-нравственную проблематику рассказов. | ||
68 | Р. Подготовка к контрольному сочинению «В чём особенность изображения внутреннего мира героев русской литературы второй половины ХIХ века?» | 1 | Знать содержание комедии составлять план сочинения в соответствии с выбранной темой, отбирать литературный материал, логически его выстраивать, превращая в связный текст. | ||
69 | Р. Контрольное сочинение «В чём особенность изображения внутреннего мира героев русской литературы второй половины ХIХ века?» ( На примере одного-двух произведений). | 1 | |||
Литература 20 века | 25 ч. | ||||
70 | Многообразие жанров и направлений в литературе 20 века. | 1 | Знать особенности русской литературы ХХ века. Иметь представление о многообразии жанров и литерных направлений | ||
71 | И.А. Бунин «Темные аллеи». | 1 | Знать о жизни и творчестве писателя, рассказ «Тёмные аллеи». Уметь анализировать произведение | ||
72 | «Серебряный век» русской поэзии. Лекция. | 1 | Знать содержание теоретико-литературных терминов. Уметь выделять главное и значимое в учебном материале, конспектировать лекцию | ||
73 | А.А. Блок. Своеобразие лирики. | 1 | Знать основные факты биографии поэта. Уметь выразительно читать наизусть стихотворения А.Блока | ||
74 | Трагедия лирического героя в «страшном мире». Своеобразие лирических интонации. | 1 | |||
75 | С.А. Есенин. Разнообразие лирики. | 1 | Знать основные события творческой биографии поэта, его программные произведения. Уметь анализировать поэтический текст, выделяя тропы и стилистические приемы | ||
76 | Народно-песенная основа лирики С.Есенина. Тема Родины. Размышления о жизни, природе, человеке. | 1 | |||
77 | Слово о Маяковском. «Громада-любовь» и «громада-ненависть» в лирике поэта. | 1 | Знать отдельные факты биографии поэта. Своеобразие ритма, интонации. Уметь выразительно читать стихотворения Маяковского. | ||
78 | Новаторство поэзии. Своеобразие стиха, ритма, интонаций. Маяковский о труде поэта. Словотворчество поэта. | 1 | |||
4 четверть (21 ч.) | |||||
79 | М.А.Булгаков. Слово о писателе. Повесть «Собачье сердце». Обзор содержания. | 1 | Знать содержание повести, особенности булгаковской сатиры, понятие шариковщины. Уметь раскрывать художественное своеобразие повести. | ||
80 | Новая социальная обстановка и новая социальная психология в повести «Собачье сердце». | 1 | Знать идею повести. Уметь определять нравственную проблематику повести | ||
81 | М.И. Цветаева. Лирическая биография поэтессы. Образ Родины в лирическом цикле «Стихи о Москве». Традиции и новаторство. | 1 | Знать факты биографии поэтессы. Особенности новаторства, традиций, тематику стихотворений. Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения. | ||
82 | «Я отраженье вашего лица». А.А. Ахматова. Слово о поэтессе. Тема поэта и поэзии в творчестве А.А.Ахматовой. Особенности поэтики. | 1 | Знать факты биографии поэтессы. Особенности новаторства, традиций, тематику стихотворений, трагические интонации в любовной лирике, отношение к поэту и поэзии. Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения. | ||
83 | Н.А. Заболоцкий. Слово о поэте. «Образ мирозданья» в лирике Заболоцкого. | 1 | Знать факты биографии поэта. тематику стихотворений, их философский характер. Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения. | ||
84 | Стихи о родном крае. Внеклассное чтение. | 1 | Уметь выразительно читать и анализировать стихотворное произведение о родном крае. | ||
85 | М.А. Шолохов «Судьба человека». | 1 | Знать особенности композиции рассказа «Судьба человека». Уметь характеризовать образ главного героя | ||
86 | Образ главного героя. Судьба человека и судьба Родины. | 1 | |||
87 | Б.Л.Пастернак. Философская глубина лирики поэта. Вечность и современность. | 1 | Знать факты биографии поэта, тематику стихотворений, их философский характер. Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения | ||
88 | А.Т. Твардовский. Слово о поэте. Стихи о родине. | 1 | Знать факты биографии поэта, тематику стихотворений, особенности творческого метода поэта. Уметь выразительно читать, пересказывать и анализировать стихотворения. | ||
89 | Военная тема в творчестве А.Т. Твардовского. | 1 | |||
90 | А.И.Солженицын. Слово о писателе. «Матрёнин двор». Картины послевоенной деревни. Образ рассказчика. | 1 | Знать автобиографическую основу рассказа «Матренин двор». Уметь раскрывать художественное своеобразие рассказа | ||
91 | Тема «праведничества» в рассказе. Образ праведницы, трагизм её судьбы. | 1 | Знать текст произведения, понятие «праведничество», уметь объяснять смысл праведничества в рассказе, поднятые писателем проблемы. | ||
92 | Романсы и песни на слова русских писателей 19-20 веков. | 1 | Уметь выразительно читать стихотворения поэтов 19-20 веков. | ||
93 | Р. Подготовка к контрольному сочинению «Изображение Родины в лирике 20 века». | 1 | Уметь сопоставлять эпизоды, составлять план сочинения в соответствии с выбранной темой, отбирать литературный материал, логически его выстраивать, превращая в связный текст. | ||
94 | Р. Контрольное сочинение «Изображение Родины в лирике 20 века». | 1 | |||
Зарубежная литература | 5ч | ||||
95 | Античная лирика. Катулл. Чувства и разум в любовной лирике поэта.
| 1 | Знать понятие античная лирика, особенности взгляда римлян на человека и эпоху. Уметь сообщение о поэте с презентацией. Выразительное чтение стихотворений и их анализ. | ||
96 | Квинт Гораций Флакк «К Мельпомене». Поэтическое творчество и поэтические заслуги. | 1 | Иметь представление о творчестве поэта Уметь выразительно читать текст | ||
97 | Данте Алигьери. «Божественная комедия» (обзор, фрагменты). Множественность смыслов и её философский характер. | 1 | Иметь представление о творчестве Данте, о героях произведения и знать содержание 1-3 песен «Ада». Уметь выразительно читать текст песен, определять их аллегорический характер. | ||
98 | У.Шекспир. «Гамлет». (Обзор с чтением отдельных сцен). Гуманизм общечеловеческое значение героев. Гамлет и его одиночество в конфликте с реальным миром. Трагизм любви. Гамлет как вечный образ мировой литературы. | 1 | Знать основные факты из жизни Шекспира, содержание трагедии «Гамлет». Иметь представление о героях трагедии. Уметь участвовать в диалоге по прочитанному произведению, понимать чужую точку зрения | ||
99 | И.-В. Гёте. «Фауст». (Обзор с чтением отдельных сцен). Философская трагедия. Особенности жанра. Идейный смысл трагедии. Противопоставление добра и зла. Поиски справедливости и смысла жизни. Смысл сопоставления Фауста и Вагнера. Фауст как вечный образ мировой литературы. | 1 | Знать основные факты из жизни Гете, содержание отдельных сцен. Уметь раскрывать мотивы поступков героев |
Список литературы
1. Литература. 9 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х ч./Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. - М.: Просвещение, 2008.
2. Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе. - М.: Вербум-М, 2004.
3. Серия: Перечитывая классику. В помощь преподавателям. - Изд-во МГУ, 2000-2004.
4. Зинина Е.А., Федоров А.В., Самойлова Е.А. Литература: Сборник заданий для проведения экзамена в 9 классе. - М: Просвещение, 2006.
5. Коровина В.Я. Литература: 9 кл.: Методические советы / В.Я.Коровина, И.С.Збарский: под ред. В.И.Коровина. - М.: Просвещение, 2008.
6. Аркин И.И. Уроки литературы в 9 классе: Практическая методика: Книга для учителя, - М.: Просвещение, 2008.
7. Лейфман И.М. Карточки для дифференцированного контроля знаний по литературе. 9 класс, -М.: Материк Альфа, 2004.
8. Матвеева Е.И. Литература. 9 класс: Тестовые задания к основным учебникам. – М.: Эскимо, 2008
9. Фогельсон И.А. Русская литература первой половины 19 века. - М.: Материк Альфа. 2006.
10. Вельская Л.Л. Литературные викторины. - М.: Просвещение, 2005.
11. Меркин Г.С., Зыбина Т.М.и др. Развитие речи. Выразительные средства художественной речи: пособие для учителя- М.: Русское слово, 2008.
12. Интернет-ресурсы.
http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=8
http://rus.1september.ru/topic.php?TopicID=1&Page
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый
Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература. 10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый
по учебнику «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....