Рабочая программа по литературе 8 класс
рабочая программа по литературе (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
МБОУ «Инсарская средняя общеобразовательная школа №1»
Рассмотрена на заседании методического объединения учителей русского языка и литературы Руководитель МО ___________Котова А.М. | Утверждена директором МБОУ «Инсарская средняя общеобразовательная школа №1» |
«___»__________ 20__г. «___»_____________20__г.
Рабочая программа
учебного курса «Литература»
для 8 а класса
Составитель: Аверкина Е.А.,
учитель русского языка и литературы
Инсар 2014
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа, составленная на основе примерной программы основного общего образования по литературе, ориентирована на учащихся 8 класса и реализуется на основе следующих документов:
Нормативные документы и программы:
- Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта, утвержденный приказом Минобразования РФ №1089 от 5 марта 2004 года.
- Федеральный базисный учебный план, утвержденный приказом Минобразования России №1312 от 9 марта 2004 года.
- Программа общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией
В.Я. Коровиной, 7-е издание, М. Просвещение 2006.
Учебник:
- Литература. 8 кл. Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. / Авт.-сост.
В.Я.Коровина и др., М. Просвещение 2010
Дополнительная литература:
- «Программы общеобразовательных учреждений. Литература 5-11 классы», автор:
В.Я. Коровина, Москва, «Просвещение», 2006.
- «Поурочные разработки по литературе в 8 классе», авторы: И.В. Золотарева,
М.С. Корнеева и др. , М., «Вако», 2009
В программе учитываются требования к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования, представленные в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования, основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования.
Школьное образование ставит следующие цели обучения:
- приобщить учащихся к искусству слова, богатству русской классической и мировой литературы, познакомив с классическими образцами мировой словесной культуры;
- сформировать основу литературного образования путём чтения и изучения художественных произведений, знакомства с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включённых в программу произведений;
- расширить читательский кругозор учащихся;
- повысить качество чтения;
- способствовать духовному развитию и совершенствованию учеников;
- активизировать художественно-эстетические потребности детей;
- развить их литературный вкус;
- подготовить их к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу произведения литературы;
- стимулировать творческую активность детей;
- формировать навык выразительного чтения;
- воспитывать высокие нравственные чувства и качества у подрастающего поколения.
В 8 классе на уроках литературы на передний план выдвигаются задачи развития способности формулировать и аргументировано отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения, а также совершенствования умений анализа и интерпретации художественного текста, предполагающих установление связей произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя. Отбор произведений на этом этапе литературного образования учитывает возрастающий интерес школьников к нравственно-философской проблематике произведений и психологическому анализу. Основу теоретико-литературных знаний составляет постижение системы литературных родов и жанров, а также художественных направлений.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета:
1) совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
2) самоопределение и самопознание, ориентация в системе личностных смыслов на основе соотнесения своего «я» с художественным миром авторов и судьбами их героев.
Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования с учётом общих требований Стандарта и специфики изучаемых предметов, входящих в состав предметных областей, должны обеспечивать успешное обучение на следующей ступени общего образования.
Межпредметные связи: При работе используются темы:
по изобразительному искусству: «Поэзия родной природы»;
по истории: «Исторические песни», «Повесть о житии Александра Невского», А.С.Пушкин «Капитанская дочка»;
по музыке: «Стихи и песни о Великой Отечественной войне».
Формы организации учебного процесса:
индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные, классные и внеклассные.
Формы контроля:
Творческая работа, тестовая работа.
Место курса «Литература» в учебном плане школы
На изучение учебного курса литературы в 8 классе отводится 2 часа в неделю.
Курс рассчитан на 68 ч - (34 учебные недели).
Количество часов в 1-й четверти - 18
Количество часов во 2-й четверти - 14
Количество часов в 3-й четверти - 20
Количество часов в 4-й четверти - 16
Содержание учебного предмета
Введение. Русская литература и история. |
Устное народное творчество |
Русское народное поэтическое творчество. Лирические и хороводные песни. Частушка как малый песенный жанр. |
Исторические песни. |
Предания как исторический жанр русской народной прозы. Предания «О Пугачёве», «О покорении Сибири Ермаком». |
Из Древнерусской литературы |
«Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского» как княжеское житие. |
«Повесть о Шемякином суде». |
Из русской литературы 18 века |
Д.И.Фонвизин. Слово о писателе. «Недоросль. |
Проблема воспитания истинного гражданина. |
Н.М.Карамзин – писатель, историк, реформатор русского языка. «Наталья, дочь боярская» - произведение русского сентиментализма. |
Из русской литературы 19 века |
И.А.Крылов – поэт и мудрец. «Лягушки, просящие царя». Мораль басни. |
«Обоз». Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности и зазнайства. |
К.Ф.Рылеев – декабрист, автор сатир и дум. «Смерть Ермака – произведение русского гражданского романтизма. |
Лирика А.С.Пушкина. Стихотворения «Туча», «К***», «19 октября». Их основные темы и мотивы. Особенности поэтической формы. |
А.С.Пушкин «История пугачевского бунта» (отрывки). Пушкин – первый историк пугачевского восстания. «Капитанская дочка». |
«Пиковая дама». Проблема человека и судьбы. Образ Петербурга. |
М.Ю.Лермонтов. «Мцыри» - романтическая поэма о вольнолюбивом юноше. |
Композиция и художественные особенности поэмы. Мцыри как романтический герой, свободный, мятежный, сильный духом. Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении. |
Н.В.Гоголь – великий сатирик. Комедия «Ревизор»: история создания. |
Хлестаков и «миражная интрига». |
Семейство городничего. |
Разоблачение пороков чиновничества. |
Хлестаковщина как общественное явление. |
Внеклассное чтение. Н.В.Гоголь «Шинель». Образ «маленького человека». |
Внеклассное чтение. И.С.Тургенев. Любовь в жизни и творчестве писателя. «Ася». |
М.Е.Салтыков-Щедрин: писатель, редактор, издатель. |
«История одного города». Художественно-политическая сатира на общественные порядки. |
Н.С.Лесков. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений». |
Л.Н.Толстой: страницы биографии. Рассказ «После бала». Художественные особенности рассказа. |
Проблема самовоспитания, нравственной ответственности каждого за жизнь всех людей в рассказе «После бала». |
Поэзия родной природы в творчестве А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, А.А.Фета, Ф.И.Тютчева, А.Н. Майкова. |
А.П.Чехов. Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье. Психологизм рассказа. |
Из литературы 20 века. |
И.А.Бунин. «Кавказ» - рассказ из цикла «Темные аллеи». |
А.И.Куприн: страницы биографии. Рассказ «Куст сирени». |
Внеклассное чтение. М.Горький: страницы биографии. Рассказ «Челкаш». |
Внеклассное чтение. В.Г.Короленко. Рассказ «Парадокс». |
А.А.Блок. Историческая тема в творчестве поэта. «Россия». Образ России и ее истории. |
С.А.Есенин. «Пугачёв» - поэма на историческую тему. Образ предводителя восстания. |
Образ Пугачева в фольклоре, произведениях Пушкина и Есенина. |
И.С.Шмелёв. «Как я стал писателем» - воспоминание о пути к творчеству. |
М.А. Осоргин «Пенсне». |
«Писатели улыбаются»: Тэффи, О.Дымов, А.Аверченко, М.Зощенко. |
А.Т.Твардовский. Поэма «Василий Тёркин». Картины фронтовой жизни. Тема честного служения Родине. Восприятие поэмы современниками. |
А.П.Платонов. «Возвращение». Ключевые образы рассказа. |
«Возвращение». Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны. |
Стихи и песни о Вов. Боевые подвиги и военные будни в творчестве М.Исаковского, Б.Окуджавы, А.Фатьянова, Л.Ошанина. |
В.П.Астафьев: страницы жизни и творчества. «Фотография, на которой меня нет» - рассказ из книги «Последний поклон». Уклад сибирской деревни. |
«Фотография, на которой меня нет». Особенности сюжета. Яркость и красочность языка Астафьева. |
Русские поэты о Родине, родной природе и о себе: И.Анненский, Д.Мережковский, Н.Заболоцкий, Н.Рубцов. |
Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине: Н.Оцуп, З.Гиппиус, Дон Аминадо, И.Бунин. |
Итоговый урок по литературе XX века. |
Из зарубежной литературы |
У.Шекспир. «Ромео и Джульетта». «Вечные проблемы» в трагедии Шекспира. |
Сонеты Шекспира. Воспевание поэтом любви и дружбы. |
Ж.Б.Мольер. «Мещанин во дворянстве» (сцены). Сатира на дворянство. |
Дж.Свифт. «Путешествие Гулливера». Сатира на государственное устройство и общество. Гротесковый характер изображения. |
В.Скотт – основоположник исторического романа. «Айвенго». Главные герои и события. |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ ЗА КУРС
ЛИТЕРАТУРЫ 8 КЛАССА
Учащиеся должны знать:
- Авторов и содержание изученных художественных произведений;
- Основные теоретические понятия: народная песня, частушка, предание, житие как жанр литературы, мораль, аллегория, дума, поэма, роман, романтический герой, комедия, сатира, юмор, прототип, гипербола, гротеск, антитеза, эзопов язык, композиция, сюжет, фабула, психологизм, конфликт, авторское отступление, герой-повествователь.
Учащиеся должны уметь:
- Видеть развитие мотива, темы в творчестве писателя, опираясь на опыт предшествующих классов;
- Обнаруживать связь между героем литературного произведения и эпохой;
- Видеть своеобразие решений общей проблемы писателями разных эпох;
- Комментировать эпизоды биографии писателя и устанавливать связь между ними;
- Различать художественные произведения в их родовой и жанровой специфике;
- Определять ритм и стихотворный размер в лирическом произведении;
- Сопоставлять героев и сюжет разных произведений;
- Выделять общие свойства произведений;
- Осмысливать роль художественной детали;
- Находить эмоциональный лейтмотив и основную проблему произведения;
- Сопоставлять жизненный материал и художественный сюжет произведения;
- Выявлять конфликт в произведении и этапы его развития;
- Сравнивать авторские позиции.
Содержание учебного курса
№ п/п | Раздел, тема | Кол-во часов | В том числе | ||
Количество уроков | Кол-во уроков контроля | Внеклассное чтение | |||
1 | Введение. | 1 | 1 | - | - |
2 | Устное народное творчество | 3 | 3 | - | - |
3 | Из Древнерусской литературы | 2 | 2 | - | - |
4 | Из литературы 18 века | 3 | 3 | - | - |
5 | Из литературы 19 века | 32 | 27 | 3 | 2 |
6 | Из литературы 20 века | 19 | 16 | 1 | 2 |
8 | Зарубежная литература | 8 | 7 | 1 | - |
Всего | 68 | 59 | 5 | 4 |
Сетка контрольных работ
Кол-во уроков контроля | Вид урока контроля и тема контроля | Кол-во часов | |
I Четверть 18ч | 1 | Р. Контрольное сочинение по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» | 1 |
II Четверть 14ч | 2 | Тест по поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри». Р. Контрольное сочинение по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» | 1 1 |
III четверть 20ч | 1 | Р. Контрольное сочинение по поэме А.Т. Твардовского «Василий Теркин» | 1 |
IV четверть 16ч | 1 | Р. Контрольное сочинение «Мое любимое произведение» | 1 |
Тематическое планирование
№ | Тема урока | Кол-во часов | Обязательные результаты обучения | План | Факт |
1 четверть 18 ч | |||||
1 | Введение. Русская литература и история. | 1 | Знать о связи литературы и истории Уметь работать с учебником, вступать в диалог | ||
Устное народное творчество | 3 | ||||
2 | Русское народное поэтическое творчество. Лирические и хороводные песни. Частушка как малый песенный жанр. | 1 | Знать народные песни как жанр фольклора, тексты песен: «В темном лесе…», «Уж ты ночка, ноченька темная…», «Вдоль по улице метелица метет…» Уметь слушать, работать с художественным текстом | ||
3 | Исторические песни. | 1 | Знать своеобразие исторических песен, тексты песен: «Пугачёв в темнице», «Пугачёв казнен». Уметь слушать, работать с художественным текстом | ||
4 | Предания как исторический жанр русской народной прозы. Предания «О Пугачёве», «О покорении Сибири Ермаком». | 1 | Знать особенности содержания и художественной формы преданий Уметь определять жанр произведения | ||
Древнерусская литература | 2 | ||||
5 | «Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского» как княжеское житие. | 1 | Знать закономерности развития Др. Руси, Уметь отбирать определения, характеризующие тональность литературы Др. Руси, ее художественный мир | ||
6 | «Повесть о Шемякином суде». | 1 | Знать черты средневековой литературы, ее литературное новаторство Уметь отвечать на вопросы по прочитанному произведению, строить рассуждения на нравственно-этические темы | ||
Русская литература 18 века | 3 | ||||
7 | Д.И.Фонвизин. Слово о писателе. «Недоросль. | 1 | Знать содержание пьесы, черты классицизма Уметь самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы, давать характеристику герою, выражать свое отношение к поступкам героев | ||
8 | Проблема воспитания истинного гражданина. | 1 | Знать содержание пьесы, черты классицизма Уметь самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы, давать характеристику герою, выражать свое отношение к поступкам героев | ||
9 | Н.М.Карамзин – писатель, историк, реформатор русского языка. «Наталья, дочь боярская» - произведение русского сентиментализма. | 1 | Знать этапы жизни писателя, сентиментализм как литературное направление Уметь работать над языком повести, лексическим значением слов и словосочетаний выражать свое отношение к поступкам героев | ||
Русская литература 19 века | 32 | ||||
10 | И.А.Крылов – поэт и мудрец. «Лягушки, просящие царя». Мораль басни. | 1 | Знать термины, связанные с басней как жанром: аллегория, иносказание, эзопов язык Уметь определять мораль басен, выразительно читать (инсценировать), строить рассуждения на нравственно-этические темы | ||
11 | «Обоз». Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности и зазнайства. | 1 | Знать термины, связанные с басней как жанром: аллегория, иносказание, эзопов язык Уметь определять мораль басен, выразительно читать (инсценировать), строить рассуждения на нравственно-этические темы | ||
12 | К.Ф.Рылеев – декабрист, автор сатир и дум. «Смерть Ермака – произведение русского гражданского романтизма. | 1 | Знать понятие о думе, содержание и историческую основу думы Уметь выразительно читать, самостоятельно делать выводы | ||
13 | Лирика А.С.Пушкина. Стихотворения «Туча», «К***», «19 октября». Их основные темы и мотивы. Особенности поэтической формы. | 1 | Знать основные факты жизни и творчества поэта Уметь воспринимать и анализировать поэтический текст | ||
14 | А.С.Пушкин «История пугачевского бунта» (отрывки). Пушкин – первый историк пугачевского восстания. «Капитанская дочка». | 1 | Знать творческую историю написания повести Уметь делать сообщение | ||
15 | «Капитанская дочка»: І-V главы. Формирование характера Гринёва. Первая встреча с Пугачёвым. «Старинные люди». Дуэль. | 1 | Знать этапы формирования характера П.Гринёва Уметь выражать свое отношение к прочитанному, владеть различными видами пересказа | ||
16 | Главы VІ-ІX. Падение Белогорской крепости. Гибель коменданта. Отношения Гринёва и Пугачёва. | 1 | Знать содержание изучаемых глав, систему художественных образов повести Уметь строить рассуждения на нравственно-этические темы, давать характеристику герою | ||
17 | Главы X-XІІ. Изображение правительственного лагеря. Зеркальные сцены: военный совет в Белогорской крепости и в Оренбурге. Отношение генерала и самозванца к участи девушки-сироты. | 1 | Знать содержание изучаемых глав, систему художественных образов повести Уметь выявлять авторскую позицию, сопоставлять эпизоды выражать свое отношение к поступкам героев | ||
18 | Р. Контрольное сочинение по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» | 1 | Знать содержание изучаемого произведения, его проблематику | ||
2 четверть (14 ч.) | |||||
19 | Главы. XІІІ-XІV. Композиция повести. Сюжетные элементы. Образ рассказчика. Значение образа Савельича. Нравственная красота Маши Мироновой. | 1 | Знать смысл названия повести Уметь сравнивать героев, выражать свое отношение к прочитанному, участвовать в диалоге по прочитанному произведению | ||
20 | Жизненный путь Гринёва. Изменение характера героя под влиянием «благих потрясений». Образ Пугачёва. Милосердие Пугачева и правосудие Екатерины ІІ. | 1 | Знать значение образа Пугачёва Уметь самостоятельно делать выводы | ||
21 | «Пиковая дама». Проблема человека и судьбы. Образ Петербурга. | 1 | Уметь строить рассуждения на нравственно-этические темы, давать характеристику герою | ||
22 | М.Ю.Лермонтов. «Мцыри» - романтическая поэма о вольнолюбивом юноше. | 1 | Знать факты биографии поэта, историю создания поэмы | ||
23 | Композиция и художественные особенности поэмы. Мцыри как романтический герой, свободный, мятежный, сильный духом. Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении. | 1 | Знать структурные особенности произведения, способы раскрытия образа главного героя Уметь давать характеристику герою участвовать в диалоге по прочитанному произведению | ||
24 | Тест по поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри». | 1 | Знать содержание изучаемого произведения, его проблематику | ||
25 | Н.В.Гоголь – великий сатирик. Комедия «Ревизор»: история создания. | 1 | Знать понятие драматического произведения, идейный замысел и особенности композиции комедии | ||
26 | «Ревизор»: І и ІІ действия. Хлестаков и «миражная интрига». | 1 | Знать особенности драматического произведения Уметь составлять цитатный план | ||
27 | «Ревизор»: ІІІ действие. Семейство городничего. | 1 | Знать основы сценического поведения Уметь давать характеристику | ||
28 | «Ревизор»: ІV действие. Разоблачение пороков чиновничества. | 1 | Знать художественные особенности пьесы Уметь строить рассуждения на нравственно-этические темы | ||
29 | «Ревизор»: V действие. Хлестаковщина как общественное явление. | 1 | Знать характер Хлестакова, понятие хлестаковщины, смысл эпиграфа Уметь выражать свое отношение к прочитанному, участвовать в диалоге по прочитанному произведению | ||
30 | Внеклассное чтение. Н.В.Гоголь «Шинель». Образ «маленького человека». | 1 | Уметь самостоятельно делать выводы | ||
31 | Р. Контрольное сочинение по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» | 1 | Знать содержание произведений. Уметь выбирать жанр сочинения, тему, составлять план, формулировать идею, подбирать цитаты. | ||
32 | Внеклассное чтение. И.С.Тургенев. Любовь в жизни и творчестве писателя. «Ася». | 1 | Знать факты биографии и творчества писателя Уметь анализировать речь героев, цитировать текст, подтверждая свои мысли, владеть различными видами пересказа, выражать свое отношение к поступкам героев | ||
3 четверть (20 ч.) | |||||
33 | М.Е.Салтыков-Щедрин: писатель, редактор, издатель. | 1 | Знать основные страницы жизни и творчества писателя, содержание и историческую основу Уметь самостоятельно работать, участвовать в диалоге по прочитанному произведению | ||
34 | «История одного города». Художественно-политическая сатира на общественные порядки. | 1 | |||
35 | Н.С.Лесков. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений». | 1 | Знать биографические сведения о Лескове, своеобразие рассказа, изображение психологического состояния человека Уметь самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы | ||
36 | Л.Н.Толстой: страницы биографии. Рассказ «После бала». Художественные особенности рассказа. | 1 | Знать основные биографические сведения, историю создания рассказа, прием «контраста» Уметь владеть различными видами пересказа | ||
37 | Проблема самовоспитания, нравственной ответственности каждого за жизнь всех людей в рассказе «После бала». | 1 | Уметь самостоятельно делать выводы, выражать свое отношение к прочитанному, участвовать в диалоге по прочитанному произведению | ||
38 | Поэзия родной природы в творчестве А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, А.А.Фета, Ф.И.Тютчева, А.Н. Майкова. | 1 | Знать порядок анализа лирического произведения Уметь выразительно читать стихотворения, воспринимать и анализировать поэтический текст | ||
39 | А.П.Чехов. Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье. Психологизм рассказа. | 1 | Знать личность автора, философский смысл рассказа Уметь анализировать эпическое произведение | ||
40 | Р. Подготовка к домашнему сочинению по творчеству А.П. Чехова | 1 | Знать содержание произведений. Уметь выбирать жанр сочинения, тему, составлять план, формулировать идею, подбирать цитаты. | ||
Литература 20 века. | 19 | ||||
41 | И.А.Бунин. «Кавказ» - рассказ из цикла «Темные аллеи». | 1 | Знать жизнь и судьбу писателя, особенности его творческой индивидуальности Уметь строить рассуждения на нравственно-этические темы | ||
42 | А.И.Куприн: страницы биографии. Рассказ «Куст сирени». | 1 | Знать факты жизни и творчества писателя, нравственные проблемы рассказа Уметь составлять конспект статьи учебника, владеть различными видами пересказа | ||
43 | Внеклассное чтение. М.Горький: страницы биографии. Рассказ «Челкаш». | 1 | Знать жизнь и творчество писателя, историю создания рассказа, приемы сопоставительного анализа Уметь анализировать художественный образ, выражать свое отношение к прочитанному, поступкам героев | ||
44 | Внеклассное чтение. В.Г.Короленко. Рассказ «Парадокс». | 1 | Знать основные этапы жизненного пути, жизненную позицию писателя Уметь самостоятельно делать выводы, выражать свое отношение к прочитанному | ||
45 | А.А.Блок. Историческая тема в творчестве поэта. «Россия». Образ России и ее истории. | 1 | Знать об исторической теме в творчестве поэта Уметь анализировать стихотворное произведение | ||
46 | С.А.Есенин. «Пугачёв» - поэма на историческую тему. Образ предводителя восстания. | 1 | Знать историю создания поэмы Участвовать в диалоге по прочитанному произведению | ||
47 | Образ Пугачева в фольклоре, произведениях Пушкина и Есенина. | 1 | Участвовать в диалоге по прочитанному произведению | ||
48 | И.С.Шмелёв. «Как я стал писателем» - воспоминание о пути к творчеству. | 1 | Знать биографию писателя Владеть различными видами пересказа | ||
49 | М.А. Осоргин «Пенсне». | 1 | Знать биографию писателя Владеть различными видами пересказа | ||
50 | «Писатели улыбаются»: Тэффи, О.Дымов, А.Аверченко, М.Зощенко. | 1 | Знать произведения писателей-сатириков, средства создания авторами сатирического произведения Участвовать в диалоге по прочитанному произведению | ||
51 | А.Т.Твардовский. Поэма «Василий Тёркин». Картины фронтовой жизни. Тема честного служения Родине. Восприятие поэмы современниками. | 1 | Знать факты биографии Твардовского, творческий замысел поэмы Уметь передавать разговорные интонации, читая поэму | ||
52 | Р. Контрольное сочинение по поэме А.Т. Твардовского «Василий Теркин» | 1 | Знать содержание произведений. Уметь выбирать жанр сочинения, тему, составлять план, формулировать идею, подбирать цитаты. | ||
4 четверть (16 ч.) | |||||
53 | А.П.Платонов. «Возвращение». Ключевые образы рассказа. | 1 | Знать биографию писателя, его нравственную позицию и способы ее выражения Владеть различными видами пересказа | ||
54 | «Возвращение». Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны. | 1 | Уметь самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы | ||
55 | Стихи и песни о Вов. Боевые подвиги и военные будни в творчестве М.Исаковского, Б.Окуджавы, А.Фатьянова, Л.Ошанина. | 1 | Знать героические страницы русской поэзии Уметь выразительно читать стихотворения | ||
56 | В.П.Астафьев: страницы жизни и творчества. «Фотография, на которой меня нет» - рассказ из книги «Последний поклон». Уклад сибирской деревни. | 1 | Знать жизнь и творчество писателя Уметь выражать свое отношение к прочитанному | ||
57 | «Фотография, на которой меня нет». Особенности сюжета. Яркость и красочность языка Астафьева. | 1 | Знать своеобразие рассказа Уметь самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы | ||
58 | Русские поэты о Родине, родной природе и о себе: И.Анненский, Д.Мережковский, Н.Заболоцкий, Н.Рубцов. | 1 | Уметь анализировать стихи, осмысливая прочитанное | ||
59 | Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине: Н.Оцуп, З.Гиппиус, Дон Аминадо, И.Бунин. | 1 | Уметь выразительно читать, воспринимать и анализировать поэтический текст | ||
60 | Итоговый урок по литературе XX века. | 1 | Обобщение и систематизация знаний | ||
Из зарубежной литературы | 8 | ||||
61 | У.Шекспир. «Ромео и Джульетта». «Вечные проблемы» в трагедии Шекспира. | 1 | Знать эпоху Возрождения, представление о Шекспире как писателе Уметь выражать свое отношение к прочитанному, к поступкам героев | ||
62 | Сонеты Шекспира. Воспевание поэтом любви и дружбы. | 1 | Уметь читать выразительно | ||
63 | Ж.Б.Мольер. «Мещанин во дворянстве» (сцены). Сатира на дворянство. | 1 | Знать содержание пьесы, черты классицизма Уметь самостоятельно делать выводы, давать характеристику герою | ||
64 | Дж.Свифт. «Путешествие Гулливера». Сатира на государственное устройство и общество. Гротесковый характер изображения. | 1 | Знать страницы жизни и творчества писателя Владеть различными видами пересказа | ||
65 | В.Скотт – основоположник исторического романа. «Айвенго». Главные герои и события. | 1 | Знать жизнь и творчество писателя, своеобразие «Айвенго» как исторического романа владеть различными видами пересказа, давать характеристику герою | ||
66 | Р. Контрольное сочинение «Герой, на которого я хотел бы быть похожим» | 1 | Знать содержание произведений. Уметь выбирать жанр сочинения, тему, составлять план, формулировать идею, подбирать цитаты. | ||
67 | Анализ контрольного сочинения «Мое любимое произведение» | 1 | Уметь анализировать написанное, исправлять ошибки. | ||
68 | Подведение итогов года. | 1 |
Список литературы и методических пособий
Для учителя
1 Н.И.Барабаш. Литература. Методика и практика преподавания. Книга для учителя. Ростов-на-Дону: Феникс, 2003
2 В.А.Скрипкина. Контрольные и проверочные работы по литературе. 5-8 классы.М: Дрофа, 1998
3 Н.Н.Коршунова, Е.Ю.Липина. Тесты. Литература 5-8 классы. М: Дрофа, 1998
Для учащихся
1 Г.И.Романова. Золотые строки. Стихи и проза для заучивания наизусть. 5-11 классы.
М: Универ-Пресс, 2004
Интернет-ресурсы и другие электронные информационные источники
1 Всемирная литература. Энциклопедия в 2-частях.
2 Живой Пушкин. DVD
3 Одна любовь души моей… Воспоминания княгини М.Н.Волконской, DVD
4 Луна в зените. Анна Ахматова во снах… DVD
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый
Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература. 10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый
по учебнику «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....