Рабочая программа по литературе 6 класс
рабочая программа по литературе (6 класс) на тему

Рабочая программа по литературе 6 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon r._pr._lit-ra_6_a_klass.doc268.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Инсарская средняя общеобразовательная школа №1»

Рассмотрена на заседании методического объединения учителей русского языка и литературы

Руководитель МО

 ___________Котова А.М.

       Утверждена       директором                                           МБОУ    «Инсарская        средняя

общеобразовательная школа №1»
 
__________Е.В. Гулькина

 «___»__________ 20__г.                                                   «___»_____________20__г.

Рабочая программа

учебного курса «Литература»

для 6 а  класса

 
 

Составитель: Аверкина Е.А.,

учитель русского языка и литературы


 
 

Инсар 2014

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа, составленная на основе примерной программы основного общего образования по литературе,  ориентирована на учащихся  6 класса и реализуется на основе следующих документов:

Нормативные документы и программы:

   

 

  1. Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта, утвержденный приказом Минобразования РФ №1089 от 5 марта 2004 года.
  2. Федеральный  базисный учебный  план, утвержденный приказом Минобразования России №1312 от 9 марта 2004 года.
  3. Программа общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией

В.Я. Коровиной, 7-е издание, М. Просвещение 2006.

        Учебник:

  1.  Литература. 6 кл. Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. / Авт.-сост.

В.Я.Коровина и др., М. Просвещение 2010.

Дополнительная литература:

  1.   «Программы общеобразовательных учреждений. Литература 5-11 классы», автор: В.Я. Коровина, Москва, «Просвещение», 2006.
  2. «Поурочные разработки по литературе в 6 классе», авторы: И.В. Золотарева, М.С. Корнеева и др.,  М., «Вако», 2009.  

В программе   учитываются требования к результатам  освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования, представленные в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования, основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования.

Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
  • осмысление литературы как особой формы культурной традиции;
  • формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;
  • формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;
  • формирование эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.

Задачи обучения:

  • приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;
  • овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;
  • овладение способами устного   пересказа  (подробному,   выборочному,   сжатому,     от  другого  лица, художественному) небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки;
  • свободному   владению   монологической   и   диалогической   речью   в   объёме изучаемых произведений;
  • научиться развёрнутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;
  • отзыву на самостоятельно прочитанное произведение;
  • способами свободного владения письменной речью;
  • освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной

компетенциями. 

Межпредметные  связи:  При работе  используются:

По русскому языку темы:   «Прямая речь», «Диалог»;

по истории темы: «Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе»,         «Великая Отечественная война в стихотворениях русских поэтов» и др.

Формы организации учебного процесса:

индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные, классные и внеклассные.

Формы контроля:

сочинение, тестовая работа.

Место курса «Литература» в учебном плане школы

На изучение учебного курса литературы в 6а классе отводится 2 часа в неделю.

Курс рассчитан   68  ч -  (34 учебные недели).

Количество часов в 1-й четверти -   18

Количество часов во 2-й четверти -   14

Количество часов в 3-й четверти -   20

Количество часов в 4-й четверти -  16

Теоретической основой данной программы являются:

  • Системно-деятельностный подход: обучение  на основе реализации в образовательном процессе теории деятельности, которое  обеспечивает переход внешних действий во внутренние умственные процессы и   формирование психических действий субъекта из внешних, материальных (материализованных) действий с последующей их интериоризацией (П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина и др.).
  • Теория развития личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности: понимание процесса учения не только как усвоение системы знаний, умений, и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта.

Основные методы:

разные виды пересказа, чтение, говорение, написание   творческих работ: отзыв, сочинение-характеристика  персонажа.

Содержание учебного предмета

  Книги, прочитанные летом. Внеклассное чтение.

Обрядовый фольклор. Весенние, летние и осенние песни.

Пословицы и поговорки

Загадки. Внеклассное чтение.

Древнерусская литература. «Повесть временных лет»

«Сказание о белгородском киселе».

Русская басня.  Басни  И.И. Дмитриева и И.А. Крылова.

А.С. Пушкин. Страницы жизни. Стихотворение «И.И. Пущину».  Вольнолюбивый характер стихотворения «Узник».

Пушкин – певец русской природы. «Зимнее утро». Двусложные размеры стиха.

А.С. Пушкин. Роман «Дубровский».

Внеклассное чтение. Повесть Пушкина «Метель». Мастерство сюжета. Особенности построения повести. Тест.

 М.Ю. Лермонтов. «Тучи». Раздумья поэта-изгнанника о своей судьбе.

М.Ю. Лермонтов «Три пальмы», «Листок», «Утес».

И.С. Тургенев. «Бежин луг» вчера и сегодня. Тест.

Лирика Ф.И. Тютчева.

Лирика А.А. Фета.

Н.А. Некрасов – поэт и гражданин. «Железная дорога».

«Железная дорога». Гнетущие картины подневольного труда. Мысль Некрасова о величии народа.

Н.А. Некрасов. Стихотворения «Дедушка». Трехсложные размеры стиха.

Н.С. Лесков – выдающийся русский писатель, знаток и ценитель народной жизни и народного слова. Сказ «Левша».

Анализ «Сказа…»

 Встреча с А.П. Чеховым – писателем и человеком. Рассказ «Толстый и тонкий».

Внеклассное чтение. А.П. Чехов «Смерть чиновника»

Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века.

 Произведения русских писателей 20 века. А.С. Грин. «Алые паруса» (выборочное чтение)

А.П. Платонов. Страницы жизни и творчества.  «Неизвестный цветок».

М.М. Пришвин. Сказка-быль «Кладовая солнца»

Усвоение содержания сказки-были «Кладовая солнца».

«Что есть правда, какая она, где живет и как ее найти?» Урок-размышление о трудном пути человека к правде жизни.

 «Берегите природу» (внеклассное чтение по творчеству Пришвина и Паустовского).

Великая Отечественная война в стихотворениях русских поэтов.

В.П. Астафьев. «Конь с розовой гривой».

Нравственные проблемы рассказа Астафьева «Конь с розовой гривой».

Почему бабушка купила «пряник конем»?

Внеклассное чтение. В.П. Астафьев «Белогрудка».

В.Г. Распутин. «Уроки французского».

Стойкость героя, жажда знаний, чувство собственного достоинства.

Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика. Смысл названия рассказа. Тест.

В.М. Шукшин: жизнь, творчество, судьба.

«Странные люди» - герои Шукшина

Фазиль Искандер. «Тринадцатый подвиг Геракла».

Родная природа в стихотворениях А. Блока, С. Есенина, А. Ахматовой, Н. Рубцова.  

 Из литературы народов России. Творчество Г. Тукая, К. Кулиева.

Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла.

«Легенда об Арионе».

Из древнего эпоса. «Илиада» и «Одиссея» Гомера.

Литература и другие виды искусства. М. де Сервантес Сааведра.

И.Ф. Шиллер. «Перчатка».

П. Мериме. «Матео Фальконе».

А. де Сент – Экзюпери «Маленький принц».

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ ЗА КУРС ЛИТЕРАТУРЫ 6 КЛАССА

Учащиеся должны знать:

-авторов и содержание изученных художественных произведений;

-основные теоретико-литературные понятия: фольклор, устное народное творчество; жанры фольклора; сказка, виды сказок; постоянные эпитеты, гипербола, сравнение; летопись (начальные представления); роды литературы: эпос, лирика, драма; жанры

литературы (начальные представления); басня, аллегория, понятие об эзоповском языке; баллада (начальные представления); литературная сказка; стихотворная и прозаическая речь; ритм, рифма, способы рифмовки; метафора, звукопись и аллитерация; фантастика в

литературном произведении; юмор, портрет, пейзаж, литературный герой; сюжет, композиция литературного произведения; драма как род литературы (начальные представления); автобиографичность литературного произведения (литературные

представления).

Учащиеся должны уметь:

-выразительно читать эпическое произведение за героя и за автора;

-сопоставлять элементы художественных систем разных авторов и определять их художественное своеобразие;

-сопоставлять сюжеты и характеры героев разных авторов и определять их художественное своеобразие;

-перейти от личных читательских оценок к пониманию авторского отношения к герою, ситуации, жизни;

-видеть логику сюжета и обнаруживать в ней идею произведения;

-определять тональность произведения, роль рассказчика в системе художественного произведения;

-сопоставлять эпизод книги с его интерпретацией в других видах искусства (иллюстрации разных художников к одному произведению, разные киноверсии одной книги;

-сочинять юмористический рассказ по заданной модели;

-использовать различные формы пересказа (с составлением планов разных типов, с изменением лица рассказчика и другие);

-создавать творческие работы, которые связаны с анализом личности героя: письма,

дневники, журналы, автобиографии и т. п.;

-отличать стихи от прозы, пользуясь сведениями о стихосложении.

-владеть компетенциями: учебно-познавательной, информационной, коммуникативной, культуроведческой, рефлексивной;

способны решать следующие жизненно-практические задачи:

-применять полученные знания и умения в собственной речевой практике.

Результаты изучения предмета

 «Литература»

Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются

• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;

• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).

Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в

• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

• умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

• умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:

1) в познавательной сфере:

• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейнохудожественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

2) в ценностно-ориентационной сфере:

• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

3) в коммуникативной сфере:

• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

4) в эстетической сфере:

• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Содержание учебного курса

№ п/п

Раздел, тема

Кол-во часов

В том числе

Количество уроков

Кол-во  уроков контроля

1

 Введение.

1

1

-

2

 Устное народное творчество

3

3

-

3

 Из древнерусской литературы

3

 3

 -

4

Из русской литературы 18 века

2

2

-

5

Из русской литературы 19 века

25

20

5

6

Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века

1

1

-

7

Из русской литературы 20века

9

8

1

8

Произведения о Великой Отечественной войне

13

12

1

9

Родная природа в русской поэзии

20 века

2

1

1

10

Из литературы народов России

1

1

-

11

Из зарубежной литературы

8

7

1

Всего

68

59

9

Сетка контрольных работ

Кол-во уроков контроля

Вид урока контроля и тема контроля

Кол-во часов

I

Четверть

18ч

2

Тест по  творчеству А.С. Пушкина.

1

Р. Контрольное сочинение «О чем заставляет задуматься одно из прочитанных произведений А.С. Пушкина»

1

II

Четверть

14ч

3

Тест по творчеству И.С. Тургенева

1

Р. Контрольное изложение «Левша в гостях у англичан»

2

III четверть

20

2

Р. Контрольное сочинение «Быть счастливым – делать добро»

 (по сказке-были Пришвина М.М. «Кладовая солнца»)

1

Тест по рассказу В.Г. Распутина «Уроки французского»

1

IV четверть

16

2

Р. Контрольное сочинение  «Мой родной дом»

1

Итоговый тест

1


Тематическое планирование

Тема урока

Кол-во часов

Обязательные результаты обучения

План

Факт

1 четверть 18 ч

1

 Книги, прочитанные летом. Внеклассное чтение.

1

 Знать: основную проблему изучения литературы в 6 классе (художественное произведение и автор); содержание и героев произведений, изученных в 5 классе. Понимать: роль книги в жизни человека и общества; значение изучения литературы. Уметь: строить собственные высказывания о книгах и чтении

Устное народное творчество

3

2

Обрядовый фольклор. Весенние, летние и осенние песни.

1

Знать: виды календарно-обрядовых песен, примеры каждого. Понимать: роль календарно-обрядовых песен в жизни народа, их эстетическое значение. Уметь: исполнять календарно-обрядовые песни; отмечать художественные особенности обрядового фольклора; рассказывать о своем участии в обрядовых праздниках

3

Пословицы и поговорки

1

Знать: отличительные особенности пословиц и поговорок, их виды. Понимать: значение пословиц и поговорок в жизни народа. Уметь: использовать пословицы и поговорки в речи

4

Загадки. Внеклассное чтение.

1

Знать: загадки. Понимать: важность сохранения фольклорных традиций. Уметь: исполнять календарно-обрядовые песни; объяснять прямой и переносный смысл пословиц и поговорок; загадок; представлять рисунки на фольклорные темы; оценивать исполнительское мастерство

Из древнерусской литературы

3

5

Древнерусская литература. «Повесть временных лет»

1

Знать: черты древнерусской литературы. Понимать: значение летописи в развитии литературы. Уметь: составлять план и пересказывать текст статьи.  

6

«Сказание о белгородском киселе».

1

Знать: черты древнерусской литературы. Понимать: значение летописи в развитии литературы. Уметь: составлять план и пересказывать текст статьи; выразительно читать текст сказания; оценивать актерское чтение; определять связь между летописным и фольклорным произведением.

7

«Сказание о белгородском киселе».

1

Знать: черты древнерусской литературы. Понимать: значение летописи в развитии литературы. Уметь: составлять план и пересказывать текст статьи; выразительно читать текст сказания; оценивать актерское чтение; определять связь между летописным и фольклорным произведением; выяснять значение незнакомых слов; сопоставлять произведения литературы и живописи

Из русской литературы 18 века

2

8

  Русская басня.  Басни  И.И. Дмитриева и И.А. Крылова.

1

Знать: сведения о жизни и творчестве

 И.И. Дмитриева (кратко); содержание басни «Муха»; происхождение крылатого выражения «Мы пахали!». Понимать: аллегорический смысл басни. Уметь: выразительно читать басни; оценивать актерское чтение

9

Русская басня.  Басни  И.И. Дмитриева и И.А. Крылова.

1

Знать: сведения о жизни и творчестве И.А. Крылова (кратко); историю создания и содержание басни «Осел и Соловей». Понимать: аллегорический смысл басни. Уметь: выразительно читать басни; вести беседу по прочитанному произведению; оценивать актерское чтение

Из русской литературы 19 века

25

10

А.С. Пушкин. Страницы жизни. Стихотворение «И.И. Пущину».  Вольнолюбивый характер стихотворения «Узник».

1

Знать: сведения о лицейских годах А.С. Пушкина; особенности жанра послания. Понимать: лирический пафос стихотворения «И.И. Пущину»; историю создания стихотворения «Узник» Уметь: выразительно читать стихотворение; прослеживать изменение настроения в стихотворении; находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; оценивать выразительность чтения

11

Пушкин – певец русской природы. «Зимнее утро». Двусложные размеры стиха.

1

Знать: стихотворение «Зимнее утро» наизусть; теоретико-литературное понятие антитеза. Понимать: роль пейзажа в стихотворении; оптимистический пафос стихотворения. Уметь: выразительно читать стихотворение наизусть; находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; оценивать выразительность чтения; определять виды двусложных размеров стиха

12

А.С. Пушкин. Роман «Дубровский».

1

Знать: содержание 1,2 глав. Понимать: причины конфликта между героями; обличительный характер изображения суда, чиновничества. Уметь: выразительно читать и пересказывать текст; характеризовать героев и их поступки; выяснять значение незнакомых слов; оценивать выразительность чтение.

13

 Судьба Владимира Дубровского в романе А.С. Пушкина «Дубровский».

1

Знать: содержание глав I—VII. Понимать: роль пейзажа, деталей в характеристике внутренней жизни героя; роль эпизода в раскрытии замысла произведения. Уметь: выразительно читать и пересказывать текст; давать развернутые ответы на вопросы по прочитанному произведению; характеризовать героев и их поступки; выяснять значение незнакомых слов.

14

 Романтическая история любви Дубровского и Маши Троекуровой.

1

Знать: содержание глав I— XII. Понимать: мотивы поступков героев; отношение автора к героям. Уметь: выразительно пересказывать текст от лица разных героев; давать развернутые ответы на вопросы по прочитанному произведению; характеризовать героев и их поступки.

15

Анализ эпизодов  романа А.С. Пушкина  «Дубровский».

1

Знать: сюжет и содержание романа «Дубровский». Уметь: выразительно читать и пересказывать текст; давать развернутые ответы на вопросы по прочитанному произведению; характеризовать героев и их поступки; давать сравнительную характеристику героев; сопоставлять произведения литературы и живописи.

16

Внеклассное чтение. Повесть Пушкина «Метель». Мастерство сюжета. Особенности построения повести.

1

Знать: сюжет и содержание повести «Метель» . Понимать:   отношение автора к героям. Уметь: выразительно пересказывать и инсценировать эпизоды повести; характеризовать героев и их поступки.

17

Тест по творчеству А.С. Пушкина.

1

Знать: сюжет и содержание произведений А.С.Пушкина. Понимать: проблематику произведений; отношение авторов к изображаемому; роль изобразительно-выразительных средств в произведениях Уметь: обобщать и анализировать.

18

Р/Р Контрольное сочинение «О чем заставляет задуматься одно из прочитанных произведений А.С. Пушкина?»

1

Знать: сюжет и содержание произведений; теоретико-литературные понятия: композиция, роман, сюжет. Уметь: составлять план и подбирать материалы по теме сочинения.

2 четверть 14 ч.

19

М.Ю. Лермонтов. «Тучи». Раздумья поэта-изгнанника о своей судьбе.

1

Знать: сведения об отроческих и юношеских годах М.Ю. Лермонтова; историю создания стихотворения «Тучи»; текст стихотворения наизусть. Понимать: драматический пафос стихотворения. Уметь: выразительно читать стихотворение; оценивать выразительность чтения; описывать репродукции картин; находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их рол.ь

20

М.Ю. Лермонтов «Три пальмы», «Листок», «Утес».

1

Знать: сюжет и содержание стихотворения «Три пальмы», «Листок», «Утес». Понимать: подчиненность произношения ритму стихов («по корням упругим...», «одежду их сорвали...»); философский смысл произведения. Уметь: определять жанр стихотворения; выразительно читать и анализировать стихотворение; оценивать выразительность чтения; составлять сюжетный план произведения; находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль.

21

И.С. Тургенев. «Бежин луг» вчера и сегодня.

1

Знать: сведения об отроческих и юношеских годах И.С. Тургенева, о начале его литературной деятельности; историю создания, дальнейшую судьбу, сюжет и содержание рассказа «Бежин луг». Понимать: роль портрета в создании характеров; сочувственное отношение автора к крестьянским детям. Уметь: выступать с сообщениями на литературную тему; составлять план рассказа; характеризовать героев и их поступки; объяснять значение диалектных и просторечных слов

22

Тест по  творчеству И.С. Тургенева.

1

 Знать: содержание и героев произведения

  И.С. Тургенева. Понимать: проблематику произведений; отношение авторов к изображаемому; роль изобразительно-выразительных средств в произведениях. Уметь: анализировать прозаический  текст.

23

Лирика Ф.И. Тютчева.

1

Знать: сведения об отроческих и юношеских годах Ф.И. Тютчева; содержание стихотворений «Неохотно и несмело...», «С поляны коршун поднялся...». Понимать: роль изобразительно-выразительных средств в создании образов, выражении настроения, чувств поэта; основную мысль стихотворений (стремление к гармонии, недостижимость идеала). Уметь: выразительно читать стихотворения; оценивать выразительность чтения; обрисовывать зрительные образы при чтении стихотворений; определять способы создания образов; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль; сопоставлять произведения литературы и живописи.

24

Лирика А.А. Фета.

1

Знать: сведения об отроческих и юношеских годах А.А. Фета. Понимать: скрытый смысл стихотворения; эстетическую роль детали в создании образов; настроения, чувства поэта. Уметь: выразительно читать стихотворение; оценивать выразительность чтения; сопоставлять поэтические произведения друг с другом; находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль.

25

Н.А. Некрасов – поэт и гражданин. «Железная дорога».

1

Знать: сведения об отроческих и юношеских годах Н.А. Некрасова; сюжет и содержание стихотворения «Железная дорога». Понимать: роль контрастных образов в стихотворении; обличительный, сочувственный, оптимистический пафос произведения. Уметь: выразительно читать стихотворение; видеть контрастные образы; сопоставлять произведения литературы и живописи.

26

«Железная дорога». Гнетущие картины подневольного труда. Мысль Некрасова о величии народа.

1

Знать: сюжет и содержание стихотворения; теоретико-литературные понятия композиция, диалог, эпиграф, пейзаж, риторический вопрос, поэтическая интонация. Понимать: роль пейзажа в стихотворении; значение риторических вопросов; широту и глубину взгляда поэта; эмоциональный накал, нравственную проблематику произведения. Уметь: выразительно читать стихотворение; оценивать выразительность чтения; словесно рисовать образы; находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль.

27

Н.А. Некрасов. Стихотворения «Дедушка». Трехсложные размеры стиха.

1

Знать: историческую основу, сюжет и содержание поэмы «Дедушка». Понимать: обличающий, свободолюбивый, патриотический пафос поэмы. Уметь: выразительно читать поэму; выяснять значение незнакомых слов; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль.

28

Н.С. Лесков – выдающийся русский писатель, знаток и ценитель народной жизни и народного слова. Сказ «Левша».

1

Знать: сведения о семье, юности и начале литературной деятельности Н.С. Лескова; сюжет и содержание сказа «Левша»; способы создания образов. Понимать: гуманистический пафос произведения; отношение автора к героям. Уметь: объяснять особенности жанра сказа у Н.С. Лескова; выразительно читать и пересказывать текст; характеризовать героев и их поступки.

29

 Н.С. Лесков. Сказ «Левша». Жанровые особенности, сюжет, герои  

1

Знать: сведения о семье, юности и начале литературной деятельности Н.С. Лескова; сюжет и содержание сказа «Левша»; способы создания образов. Понимать: гуманистический пафос произведения; отношение автора к героям. Уметь: объяснять особенности жанра сказа у Н.С. Лескова; выразительно читать и пересказывать текст; характеризовать героев и их поступки.

30

 Особенности языка сказа Н.С. Лескова «Левша»

1

Знать: сюжет и содержание сказа. Понимать: иронию автора; отношение автора к героям; гуманистический пафос произведения. Уметь: пересказывать эпизоды сказа; характеризовать героев и их поступки; выяснять значение незнакомых слов; видеть комический эффект игры слов; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; сопоставлять литературные произведения с иллюстрациями к ним; составлять план и подбирать материалы по теме изложения.

31

Р/Р Подготовка к контрольному изложению «Левша в гостях у англичан».

1

Знать: этапы и приемы работы над изложением. Понимать: позицию автора, его отношение к природе, к людям,   гуманистическую направленность произведения. Уметь: составлять план и подбирать материалы по теме изложения; составлять текст устного изложения по плану.

32

Р/Р Контрольное изложение   «Левша в гостях у англичан».

1

Знать: этапы и приемы работы над изложением. Понимать: позицию автора, его отношение к природе, к людям,   гуманистическую направленность произведения. Уметь: составлять план и подбирать материалы по теме изложения; составлять текст устного изложения по плану.

3 четверть 20 ч.

33

Встреча с А.П. Чеховым – писателем и человеком. Рассказ «Толстый и тонкий».

1

Знать: сведения о молодости и начале литературной деятельности А.П. Чехова; сюжет и содержание рассказа «Толстый и тонкий»; теоретико-литературные понятия юмор, сатира. Понимать: сатирический пафос произведения; отношение автора к героям и их поступкам. Уметь: строить развернутые высказывания на основе прочитанного; прослеживать изменения в поведении героя; сопоставлять литературные произведения с иллюстрациями к ним; оценивать выразительность чтения.

34

Внеклассное чтение. А.П. Чехов «Смерть чиновника»

1

Знать: содержание и героев рассказов А.П. Чехова. Понимать: позицию автора и его отношение к героям; роль изобразительно-выразительных средств в создании юмористических и сатирических образов и ситуаций. Уметь: пересказывать рассказы; выявлять особенности стиля чеховских рассказов; характеризовать героев и их поступки; при обсуждении прочитанных произведений аргументированно доказывать свою точку зрения.

Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века

1

35

Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века.

1

Знать: содержание стихотворений поэтов XX века о родной природе; одно стихотворение наизусть. Уметь: выразительно читать стихотворения наизусть; использовать теоретико-

литературные понятия в речи; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль; оценивать актерское чтение; сопоставлять произведения литературы, музыки и живописи.

Из русской литературы 20 века    (1 к/р)

9

36

 Произведения русских писателей 20 века. А.С. Грин. «Алые паруса» (выборочное чтение)

1

Знать: сведения о жизни и творчестве А.С. Грина.   Понимать: позицию автора и его отношение к героям и их поступкам; романтический, оптимистический, жизнеутверждающий пафос произведения. Уметь: пересказывать сюжет феерии; строить развернутые высказывания на основе прочитанного.

37

 А.С. Грин. Феерия «Алые паруса».  Победа романтической мечты над реальностью жизни.  

1

Знать: сведения о жизни и творчестве А.С. Грина; особенности жанра феерии. Понимать: позицию автора и его отношение к героям и их поступкам; романтический, оптимистический, жизнеутверждающий пафос произведения. Уметь: пересказывать сюжет феерии; строить развернутые высказывания на основе прочитанного; характеризовать героев и их поступки.

38

Душевная чистота героев А.С.Грина «Алые паруса».

1

Знать:   сюжет и содержание феерии «Алые паруса». Понимать: позицию автора и его отношение к героям и их поступкам; романтический, оптимистический, жизнеутверждающий пафос произведения. Уметь: пересказывать сюжет феерии; строить развернутые высказывания на основе прочитанного; характеризовать героев и их поступки; оценивать выразительность чтения; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль.

39

А.П. Платонов. Страницы жизни и творчества.  «Неизвестный цветок».

1

Знать: сведения о жизни и творчестве

 А.П. Платонова; историю создания, сюжет и содержание сказки-были «Неизвестный цветок». Понимать: смысл названия произведения; позицию автора и его отношение к героям. Уметь: сопоставлять сказку с другими произведениями литературы; характеризовать героев и их поступки; строить развернутые, высказывания на основе прочитанного; аргументировать свою точку зрения.

40

М.М. Пришвин. Сказка-быль «Кладовая солнца»

1

Знать: особенности жанра, сюжет и содержание сказки-были «Кладовая солнца». Понимать: в чем своеобразие творчества М.М. Пришвина; смысл названия произведения; отношение автора к героям. Уметь: выразительно читать сказку и сопоставлять ее с другими произведениями литературы и фольклора; пересказывать сюжет сказки-были; строить развернутые высказывания на основе прочитанного; аргументировать свою точку зрения; выяснять значение незнакомых слов.

41

Усвоение содержания сказки-были «Кладовая солнца».

1

Знать: сюжет и содержание сказки-были. Понимать: роль природы в произведении; отношение автора к героям и их поступкам, к природе. Уметь: пересказывать сюжет сказки-были; характеризовать героев и их поступки; сопоставлять произведения литературы и живописи; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль.

42

«Что есть правда, какая она, где живет и как ее найти?» Урок-размышление о трудном пути человека к правде жизни.

1

Знать: сюжет и содержание сказки-были. Понимать: роль природы в произведении; отношение автора к героям и их поступкам, к природе. Уметь: пересказывать сюжет сказки-были; характеризовать героев и их поступки; сопоставлять произведения литературы и живописи; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль.

43

Р/Р Сочинение «Быть счастливым – делать добро» (по сказке-были Пришвина «Кладовая солнца»)

1

Знать: этапы и приемы работы над сочинением. Понимать: позицию автора, его отношение к природе, к людям, стремление к гармонии; гуманистическую направленность произведения. Уметь: составлять план и подбирать материалы по теме сочинения; составлять текст устного сочинения по плану; соотносить реалистическое и фантастическое в произведении, определять их переплетение.

44

«Берегите природу» (внеклассное чтение по творчеству Пришвина и Паустовского).

1

Знать: сюжет и содержание произведений Пришвина и Паустовского. Понимать: роль природы в произведении; отношение автора к героям и их поступкам, к природе. Уметь: пересказывать сюжет; характеризовать героев и их поступки; сопоставлять произведения литературы и живописи; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль.

Произведения о Великой Отечественной войне   (1 к/р)

13

45

Великая Отечественная война в стихотворениях русских поэтов.

1

Знать: факты военной и творческой биографии К.М. Симонова и Д.С. Самойлова; содержание стихотворений поэтов; одно стихотворение наизусть. Понимать: чувства, настроения, интонации, их смену в стихотворениях; высокий, патриотический пафос произведений. Уметь: выразительно читать стихотворения; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять и роль; оценивать актерское чтение.

46

Великая Отечественная война в стихотворениях русских поэтов.

Знать: факты военной и творческой биографии К.М. Симонова и Д.С. Самойлова; содержание стихотворений поэтов; одно стихотворение наизусть. Понимать: чувства, настроения, интонации, их смену в стихотворениях; высокий, патриотический пафос произведений. Уметь: выразительно читать стихотворения; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять и роль; оценивать актерское чтение.

47

В.П. Астафьев. «Конь с розовой гривой».

1

Знать: сведения о начале литературной деятельности В.П. Астафьева; теоретико-литературное понятие автобиографическое произведение; сюжет и содержание рассказа «Конь с розовой гривой». Понимать: позицию автора и его отношение к героям. Уметь: пересказывать эпизоды рассказа; характеризовать героев и их поступки; объяснять значение диалектных слов; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль.

48

Нравственные проблемы рассказа Астафьева «Конь с розовой гривой».

1

Знать: сюжет и содержание рассказа; теоретико-литературные понятия эпизод, фабула. Понимать: как формировался характер героя; нравственную проблематику произведения. Уметь: ориентироваться в тексте; объяснять значение диалектных слов; анализировать текст; характеризовать героев и их поступки; сопоставлять литературные произведения с иллюстрациями к ним; создавать устные картины.

49

Почему бабушка купила «пряник конем»?

1

Знать: сюжет и содержание рассказа; теоретико-литературные понятия эпизод, фабула. Понимать: как формировался характер героя; нравственную проблематику произведения. Уметь: ориентироваться в тексте; объяснять значение диалектных слов; анализировать текст; характеризовать героев и их поступки; сопоставлять литературные произведения с иллюстрациями к ним; создавать устные картины.

50

Внеклассное чтение. В.П. Астафьев «Белогрудка».

1

Знать: содержание и героев произведения. Понимать: проблематику произведений; отношение авторов к изображаемому; роль изобразительно-выразительных средств в произведениях. Уметь: анализировать прозаический  текст.

51

В.Г. Распутин. «Уроки французского».

1

Знать: сведения о жизни и творчестве

В.Г. Распутина; теоретико-литературные понятия: автобиографическое произведение, рассказ, сюжет; историю создания, сюжет и содержание рассказа «Уроки французского». Понимать: позицию автора и его отношение к героям. Уметь: пересказывать и анализировать эпизоды рассказа; характеризовать героев и их поступки; объяснять значение просторечных слов; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль.

52

Стойкость героя, жажда знаний, чувство собственного достоинства. Тест по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского».

 1

Знать: содержание и героев произведения

В.Г.Распутина. Понимать: проблематику произведений; отношение авторов к изображаемому; роль изобразительно-выразительных средств в произведениях. Уметь: анализировать прозаический  текст.

4 четверть 16 ч.

53

Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика. Смысл названия рассказа.

1

Знать: сюжет и содержание рассказа. Понимать: смысл названия произведения; отношение автора к героям; нравственную проблематику произведения. Уметь: пересказывать и анализировать эпизоды рассказа; характеризовать героев и их поступки; при обсуждении прочитанного аргументированно доказывать свою точку зрения; сопоставлять литературные произведения разных авторов (рассказы В.П. Астафьева и В.Г. Распутина); оценивать актерское чтение; сопоставлять литературные произведения с иллюстрациями к ним.

54

В.М. Шукшин: жизнь, творчество, судьба.

1

Знать: сведения о жизни и творчестве

В.М. Шукшина; сюжет и содержание рассказа «Срезал». Понимать: смысл названия произведения; особенности авторской иронии; отношение автора к героям. Уметь: пересказывать и анализировать текст; характеризовать героев и их поступки; выяснять значение незнакомых слов; оценивать актерское чтение.

55

«Странные люди» - герои Шукшина

1

Знать: сведения о жизни и творчестве

В.М. Шукшина; сюжет и содержание рассказа «Срезал». Понимать: смысл названия произведения; особенности авторской иронии; отношение автора к героям. Уметь: пересказывать и анализировать текст; характеризовать героев и их поступки; выяснять значение незнакомых слов; оценивать актерское чтение.

56

Фазиль Искандер. «Тринадцатый подвиг Геракла».

1

Знать: сведения о жизни и творчестве

Ф.А. Искандера; сюжет и содержание рассказа «Тринадцатый подвиг Геракла». Понимать: смысл названия произведения; особенности иронии автора; отношение автора к героям; главную идею рассказа об очистительной роли смеха. Уметь: выразительно читать рассказ по ролям; пересказывать и анализировать текст; характеризовать героев и их поступки.

57

Фазиль Искандер. «Тринадцатый подвиг Геракла».

1

Знать: сведения о жизни и творчестве

Ф.А. Искандера; сюжет и содержание рассказа «Тринадцатый подвиг Геракла». Понимать: смысл названия произведения; особенности иронии автора; отношение автора к героям; главную идею рассказа об очистительной роли смеха. Уметь: выразительно читать рассказ по ролям; пересказывать и анализировать текст; характеризовать героев и их поступки.

Родная природа в русской поэзии 20 века   (1к/р)

2

58

Родная природа в стихотворениях А. Блока, С. Есенина, А. Ахматовой, Н. Рубцова.  

1

Знать: содержание стихотворений поэтов XX века о родной природе; одно стихотворение наизусть. Понимать: характер изменений поэтического языка; лирический пафос стихотворений. Уметь: выразительно читать стихотворения наизусть; использовать теоретико-литературные понятия в речи; оценивать актерское чтение; сопоставлять произведения литературы и музыки; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль.

59

Р/Р Сочинение-миниатюра «Мой родной дом»,  или «Мой любимый уголок природы».

1

Знать: этапы и приемы работы над сочинением. Понимать: личное отношение  к изображаемому. Уметь: логично и последовательно излагать свою точку зрения; сопоставлять литературные произведения друг с другом и с собственным жизненным опытом; давать сравнительную характеристику героев.

Из литературы народов России  (1ч.)

1

60

Творчество Г. Тукая, К. Кулиева.

1

Знать: сведения о жизни и творчестве Г. Тукая и К.Ш. Кулиева; содержание стихотворений поэтов. Понимать: патриотический, просветительский пафос стихотворений; важность изучения многонациональной российской литературы.

Уметь: выразительно читать стихотворения; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль.

Из зарубежной литературы  (1к/р)

8

61

Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла.

1

Знать: теоретико-литературные понятия миф, мифология; сюжеты и содержание мифов; фразеологические выражения, понятия, образы, заимствованные из древнегреческой мифологии. Понимать: величие подвигов Геракла; важность изучения мировой культуры. Уметь: отличать миф от сказки; сопоставлять содержание мифов с произведениями литературы, живописи, скульптуры.

62

«Легенда об Арионе».

1

Знать: теоретико-литературное понятие легенда; сюжет и содержание легенды об Арионе. Понимать: величие образа Ариона; представление древних о спасительной силе искусств. Уметь: отличать миф от легенды; сопоставлять легенду со стихотворением А.С. Пушкина.

63

Из древнего эпоса. «Илиада» и «Одиссея» Гомера.

1

Знать: сведения о творчестве Гомера; сюжет и героев поэмы «Илиада» и «Одиссея». Понимать: значение творчества Гомера, его влияние на развитие мировой художественной культуры. Уметь: выразительно читать текст поэмы; описывать иллюстрации к поэме.

64

Литература и другие виды искусства. М. де Сервантес Сааведра.

1

Знать: сведения о жизни и творчестве

М. Сервантеса; сюжет и героев романа «Дон Кихот». Понимать: суть конфликта красоты, благородства, идеалистических устремлений с действительностью; гуманистический пафос романа. Уметь: выразительно читать текст; характеризовать героев и их поступки; сопоставлять произведения литературы и искусства.

65

И.Ф. Шиллер. «Перчатка».

1

Знать: сведения о жизни и творчестве

 Ф. Шиллера; особенности жанра баллады; сюжет и содержание баллады «Перчатка». Понимать: суть конфликта самовлюбленности и неоправданной жестокости с благородством. Уметь: выразительно читать текст; характеризовать героев и их поступки; сопоставлять поэтические переводы разных авторов; оценивать актерское чтение; описывать иллюстрации.

66

П. Мериме. «Матео Фальконе».

1

Знать: сведения о жизни и творчестве П. Мериме; сюжет и содержание новеллы «Маттео Фальконе». Понимать: суть конфликта естественной жизни с цивилизованным обществом. Уметь: выразительно читать текст; объяснять понятие героического характера в литературе; характеризовать героев и их поступки; выяснять значение незнакомых слов; описывать иллюстрации к новелле.

67

А. де Сент – Экзюпери «Маленький принц».

1

Знать: сведения о жизни и творчестве А. де Сент-Экзюпери; сюжет и содержание сказки-притчи «Маленький принц»; теоретико-литературное понятие притча. Понимать: позицию автора и его отношение к героям; философский смысл и гуманистический пафос произведения. Уметь: выразительно пересказывать текст; характеризовать героя и его поступки; оценивать актерское чтение.

68

Итоговый урок. Тест.

1

Знать: содержание и героев произведений, прочитанных в 6 классе. Понимать: роль изобразительно-выразительных средств в произведениях; отношение авторов к изображаемому. Уметь: анализировать прозаические и поэтические тексты, определять их темы и идеи; писать небольшие сочинения-рассуждения, выполнять тест.

 СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

  1. Портреты русских и зарубежных поэтов и писателей
  2. Раздаточный материал по темам курса
  3. Репродукции картин художников
  4. Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на СD-PОМ / Сост. В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. - М.: Просвещение, 2012.
  5. Экранные пособия

Интернет-ресурсы:

Художественная литература:

        

Справочно-информационные и методические материалы:

  • http://www.rol.ru – Электронная версия журнала «Вопросы литературы»
  • http://www.1september.ru – Электронные версии газеты «Литература» (Приложение к «Первому сентября»)
  • http://center.fio.ru  – Мастерская «В помощь учителю. Литература»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....