Рабочая программа по литературе 6 класс
рабочая программа по литературе (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
МБОУ «Инсарская средняя общеобразовательная школа №1»
Рассмотрена на заседании методического объединения учителей русского языка и литературы Руководитель МО ___________Котова А.М. | Утверждена директором МБОУ «Инсарская средняя общеобразовательная школа №1» |
«___»__________ 20__г. «___»_____________20__г.
Рабочая программа
учебного курса «Литература»
для 6 а класса
Составитель: Аверкина Е.А.,
учитель русского языка и литературы
Инсар 2014
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа, составленная на основе примерной программы основного общего образования по литературе, ориентирована на учащихся 6 класса и реализуется на основе следующих документов:
Нормативные документы и программы:
- Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта, утвержденный приказом Минобразования РФ №1089 от 5 марта 2004 года.
- Федеральный базисный учебный план, утвержденный приказом Минобразования России №1312 от 9 марта 2004 года.
- Программа общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией
В.Я. Коровиной, 7-е издание, М. Просвещение 2006.
Учебник:
- Литература. 6 кл. Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. / Авт.-сост.
В.Я.Коровина и др., М. Просвещение 2010.
Дополнительная литература:
- «Программы общеобразовательных учреждений. Литература 5-11 классы», автор: В.Я. Коровина, Москва, «Просвещение», 2006.
- «Поурочные разработки по литературе в 6 классе», авторы: И.В. Золотарева, М.С. Корнеева и др., М., «Вако», 2009.
В программе учитываются требования к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования, представленные в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования, основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования.
Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
- освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
- овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
- осмысление литературы как особой формы культурной традиции;
- формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;
- формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;
- формирование эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.
Задачи обучения:
- приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;
- овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;
- овладение способами устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки;
- свободному владению монологической и диалогической речью в объёме изучаемых произведений;
- научиться развёрнутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;
- отзыву на самостоятельно прочитанное произведение;
- способами свободного владения письменной речью;
- освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной
компетенциями.
Межпредметные связи: При работе используются:
По русскому языку темы: «Прямая речь», «Диалог»;
по истории темы: «Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе», «Великая Отечественная война в стихотворениях русских поэтов» и др.
Формы организации учебного процесса:
индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные, классные и внеклассные.
Формы контроля:
сочинение, тестовая работа.
Место курса «Литература» в учебном плане школы
На изучение учебного курса литературы в 6а классе отводится 2 часа в неделю.
Курс рассчитан 68 ч - (34 учебные недели).
Количество часов в 1-й четверти - 18
Количество часов во 2-й четверти - 14
Количество часов в 3-й четверти - 20
Количество часов в 4-й четверти - 16
Теоретической основой данной программы являются:
- Системно-деятельностный подход: обучение на основе реализации в образовательном процессе теории деятельности, которое обеспечивает переход внешних действий во внутренние умственные процессы и формирование психических действий субъекта из внешних, материальных (материализованных) действий с последующей их интериоризацией (П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина и др.).
- Теория развития личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности: понимание процесса учения не только как усвоение системы знаний, умений, и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта.
Основные методы:
разные виды пересказа, чтение, говорение, написание творческих работ: отзыв, сочинение-характеристика персонажа.
Содержание учебного предмета
Книги, прочитанные летом. Внеклассное чтение. Обрядовый фольклор. Весенние, летние и осенние песни. Пословицы и поговорки Загадки. Внеклассное чтение. Древнерусская литература. «Повесть временных лет» «Сказание о белгородском киселе». Русская басня. Басни И.И. Дмитриева и И.А. Крылова. А.С. Пушкин. Страницы жизни. Стихотворение «И.И. Пущину». Вольнолюбивый характер стихотворения «Узник». Пушкин – певец русской природы. «Зимнее утро». Двусложные размеры стиха. А.С. Пушкин. Роман «Дубровский». Внеклассное чтение. Повесть Пушкина «Метель». Мастерство сюжета. Особенности построения повести. Тест. М.Ю. Лермонтов. «Тучи». Раздумья поэта-изгнанника о своей судьбе. М.Ю. Лермонтов «Три пальмы», «Листок», «Утес». И.С. Тургенев. «Бежин луг» вчера и сегодня. Тест. Лирика Ф.И. Тютчева. Лирика А.А. Фета. Н.А. Некрасов – поэт и гражданин. «Железная дорога». «Железная дорога». Гнетущие картины подневольного труда. Мысль Некрасова о величии народа. Н.А. Некрасов. Стихотворения «Дедушка». Трехсложные размеры стиха. Н.С. Лесков – выдающийся русский писатель, знаток и ценитель народной жизни и народного слова. Сказ «Левша». Анализ «Сказа…» Встреча с А.П. Чеховым – писателем и человеком. Рассказ «Толстый и тонкий». Внеклассное чтение. А.П. Чехов «Смерть чиновника» Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века. Произведения русских писателей 20 века. А.С. Грин. «Алые паруса» (выборочное чтение) А.П. Платонов. Страницы жизни и творчества. «Неизвестный цветок». М.М. Пришвин. Сказка-быль «Кладовая солнца» Усвоение содержания сказки-были «Кладовая солнца». «Что есть правда, какая она, где живет и как ее найти?» Урок-размышление о трудном пути человека к правде жизни. «Берегите природу» (внеклассное чтение по творчеству Пришвина и Паустовского). Великая Отечественная война в стихотворениях русских поэтов. В.П. Астафьев. «Конь с розовой гривой». Нравственные проблемы рассказа Астафьева «Конь с розовой гривой». Почему бабушка купила «пряник конем»? Внеклассное чтение. В.П. Астафьев «Белогрудка». В.Г. Распутин. «Уроки французского». Стойкость героя, жажда знаний, чувство собственного достоинства. Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика. Смысл названия рассказа. Тест. В.М. Шукшин: жизнь, творчество, судьба. «Странные люди» - герои Шукшина Фазиль Искандер. «Тринадцатый подвиг Геракла». Родная природа в стихотворениях А. Блока, С. Есенина, А. Ахматовой, Н. Рубцова. Из литературы народов России. Творчество Г. Тукая, К. Кулиева. Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла. «Легенда об Арионе». Из древнего эпоса. «Илиада» и «Одиссея» Гомера. Литература и другие виды искусства. М. де Сервантес Сааведра. И.Ф. Шиллер. «Перчатка». П. Мериме. «Матео Фальконе». А. де Сент – Экзюпери «Маленький принц». |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ ЗА КУРС ЛИТЕРАТУРЫ 6 КЛАССА
Учащиеся должны знать:
-авторов и содержание изученных художественных произведений;
-основные теоретико-литературные понятия: фольклор, устное народное творчество; жанры фольклора; сказка, виды сказок; постоянные эпитеты, гипербола, сравнение; летопись (начальные представления); роды литературы: эпос, лирика, драма; жанры
литературы (начальные представления); басня, аллегория, понятие об эзоповском языке; баллада (начальные представления); литературная сказка; стихотворная и прозаическая речь; ритм, рифма, способы рифмовки; метафора, звукопись и аллитерация; фантастика в
литературном произведении; юмор, портрет, пейзаж, литературный герой; сюжет, композиция литературного произведения; драма как род литературы (начальные представления); автобиографичность литературного произведения (литературные
представления).
Учащиеся должны уметь:
-выразительно читать эпическое произведение за героя и за автора;
-сопоставлять элементы художественных систем разных авторов и определять их художественное своеобразие;
-сопоставлять сюжеты и характеры героев разных авторов и определять их художественное своеобразие;
-перейти от личных читательских оценок к пониманию авторского отношения к герою, ситуации, жизни;
-видеть логику сюжета и обнаруживать в ней идею произведения;
-определять тональность произведения, роль рассказчика в системе художественного произведения;
-сопоставлять эпизод книги с его интерпретацией в других видах искусства (иллюстрации разных художников к одному произведению, разные киноверсии одной книги;
-сочинять юмористический рассказ по заданной модели;
-использовать различные формы пересказа (с составлением планов разных типов, с изменением лица рассказчика и другие);
-создавать творческие работы, которые связаны с анализом личности героя: письма,
дневники, журналы, автобиографии и т. п.;
-отличать стихи от прозы, пользуясь сведениями о стихосложении.
-владеть компетенциями: учебно-познавательной, информационной, коммуникативной, культуроведческой, рефлексивной;
способны решать следующие жизненно-практические задачи:
-применять полученные знания и умения в собственной речевой практике.
Результаты изучения предмета
«Литература»
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются
• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в
• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
• умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
• умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:
1) в познавательной сфере:
• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейнохудожественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
2) в ценностно-ориентационной сфере:
• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
3) в коммуникативной сфере:
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
4) в эстетической сфере:
• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Содержание учебного курса
№ п/п | Раздел, тема | Кол-во часов | В том числе | |
Количество уроков | Кол-во уроков контроля | |||
1 | Введение. | 1 | 1 | - |
2 | Устное народное творчество | 3 | 3 | - |
3 | Из древнерусской литературы | 3 | 3 | - |
4 | Из русской литературы 18 века | 2 | 2 | - |
5 | Из русской литературы 19 века | 25 | 20 | 5 |
6 | Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века | 1 | 1 | - |
7 | Из русской литературы 20века | 9 | 8 | 1 |
8 | Произведения о Великой Отечественной войне | 13 | 12 | 1 |
9 | Родная природа в русской поэзии 20 века | 2 | 1 | 1 |
10 | Из литературы народов России | 1 | 1 | - |
11 | Из зарубежной литературы | 8 | 7 | 1 |
Всего | 68 | 59 | 9 |
Сетка контрольных работ
Кол-во уроков контроля | Вид урока контроля и тема контроля | Кол-во часов | |
I Четверть 18ч | 2 | Тест по творчеству А.С. Пушкина. | 1 |
Р. Контрольное сочинение «О чем заставляет задуматься одно из прочитанных произведений А.С. Пушкина» | 1 | ||
II Четверть 14ч | 3 | Тест по творчеству И.С. Тургенева | 1 |
Р. Контрольное изложение «Левша в гостях у англичан» | 2 | ||
III четверть 20 | 2 | Р. Контрольное сочинение «Быть счастливым – делать добро» (по сказке-были Пришвина М.М. «Кладовая солнца») | 1 |
Тест по рассказу В.Г. Распутина «Уроки французского» | 1 | ||
IV четверть 16 | 2 | Р. Контрольное сочинение «Мой родной дом» | 1 |
Итоговый тест | 1 |
Тематическое планирование
№ | Тема урока | Кол-во часов | Обязательные результаты обучения | План | Факт |
1 четверть 18 ч | |||||
1 | Книги, прочитанные летом. Внеклассное чтение. | 1 | Знать: основную проблему изучения литературы в 6 классе (художественное произведение и автор); содержание и героев произведений, изученных в 5 классе. Понимать: роль книги в жизни человека и общества; значение изучения литературы. Уметь: строить собственные высказывания о книгах и чтении | ||
Устное народное творчество | 3 | ||||
2 | Обрядовый фольклор. Весенние, летние и осенние песни. | 1 | Знать: виды календарно-обрядовых песен, примеры каждого. Понимать: роль календарно-обрядовых песен в жизни народа, их эстетическое значение. Уметь: исполнять календарно-обрядовые песни; отмечать художественные особенности обрядового фольклора; рассказывать о своем участии в обрядовых праздниках | ||
3 | Пословицы и поговорки | 1 | Знать: отличительные особенности пословиц и поговорок, их виды. Понимать: значение пословиц и поговорок в жизни народа. Уметь: использовать пословицы и поговорки в речи | ||
4 | Загадки. Внеклассное чтение. | 1 | Знать: загадки. Понимать: важность сохранения фольклорных традиций. Уметь: исполнять календарно-обрядовые песни; объяснять прямой и переносный смысл пословиц и поговорок; загадок; представлять рисунки на фольклорные темы; оценивать исполнительское мастерство | ||
Из древнерусской литературы | 3 | ||||
5 | Древнерусская литература. «Повесть временных лет» | 1 | Знать: черты древнерусской литературы. Понимать: значение летописи в развитии литературы. Уметь: составлять план и пересказывать текст статьи. | ||
6 | «Сказание о белгородском киселе». | 1 | Знать: черты древнерусской литературы. Понимать: значение летописи в развитии литературы. Уметь: составлять план и пересказывать текст статьи; выразительно читать текст сказания; оценивать актерское чтение; определять связь между летописным и фольклорным произведением. | ||
7 | «Сказание о белгородском киселе». | 1 | Знать: черты древнерусской литературы. Понимать: значение летописи в развитии литературы. Уметь: составлять план и пересказывать текст статьи; выразительно читать текст сказания; оценивать актерское чтение; определять связь между летописным и фольклорным произведением; выяснять значение незнакомых слов; сопоставлять произведения литературы и живописи | ||
Из русской литературы 18 века | 2 | ||||
8 | Русская басня. Басни И.И. Дмитриева и И.А. Крылова. | 1 | Знать: сведения о жизни и творчестве И.И. Дмитриева (кратко); содержание басни «Муха»; происхождение крылатого выражения «Мы пахали!». Понимать: аллегорический смысл басни. Уметь: выразительно читать басни; оценивать актерское чтение | ||
9 | Русская басня. Басни И.И. Дмитриева и И.А. Крылова. | 1 | Знать: сведения о жизни и творчестве И.А. Крылова (кратко); историю создания и содержание басни «Осел и Соловей». Понимать: аллегорический смысл басни. Уметь: выразительно читать басни; вести беседу по прочитанному произведению; оценивать актерское чтение | ||
Из русской литературы 19 века | 25 | ||||
10 | А.С. Пушкин. Страницы жизни. Стихотворение «И.И. Пущину». Вольнолюбивый характер стихотворения «Узник». | 1 | Знать: сведения о лицейских годах А.С. Пушкина; особенности жанра послания. Понимать: лирический пафос стихотворения «И.И. Пущину»; историю создания стихотворения «Узник» Уметь: выразительно читать стихотворение; прослеживать изменение настроения в стихотворении; находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; оценивать выразительность чтения | ||
11 | Пушкин – певец русской природы. «Зимнее утро». Двусложные размеры стиха. | 1 | Знать: стихотворение «Зимнее утро» наизусть; теоретико-литературное понятие антитеза. Понимать: роль пейзажа в стихотворении; оптимистический пафос стихотворения. Уметь: выразительно читать стихотворение наизусть; находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; оценивать выразительность чтения; определять виды двусложных размеров стиха | ||
12 | А.С. Пушкин. Роман «Дубровский». | 1 | Знать: содержание 1,2 глав. Понимать: причины конфликта между героями; обличительный характер изображения суда, чиновничества. Уметь: выразительно читать и пересказывать текст; характеризовать героев и их поступки; выяснять значение незнакомых слов; оценивать выразительность чтение. | ||
13 | Судьба Владимира Дубровского в романе А.С. Пушкина «Дубровский». | 1 | Знать: содержание глав I—VII. Понимать: роль пейзажа, деталей в характеристике внутренней жизни героя; роль эпизода в раскрытии замысла произведения. Уметь: выразительно читать и пересказывать текст; давать развернутые ответы на вопросы по прочитанному произведению; характеризовать героев и их поступки; выяснять значение незнакомых слов. | ||
14 | Романтическая история любви Дубровского и Маши Троекуровой. | 1 | Знать: содержание глав I— XII. Понимать: мотивы поступков героев; отношение автора к героям. Уметь: выразительно пересказывать текст от лица разных героев; давать развернутые ответы на вопросы по прочитанному произведению; характеризовать героев и их поступки. | ||
15 | Анализ эпизодов романа А.С. Пушкина «Дубровский». | 1 | Знать: сюжет и содержание романа «Дубровский». Уметь: выразительно читать и пересказывать текст; давать развернутые ответы на вопросы по прочитанному произведению; характеризовать героев и их поступки; давать сравнительную характеристику героев; сопоставлять произведения литературы и живописи. | ||
16 | Внеклассное чтение. Повесть Пушкина «Метель». Мастерство сюжета. Особенности построения повести. | 1 | Знать: сюжет и содержание повести «Метель» . Понимать: отношение автора к героям. Уметь: выразительно пересказывать и инсценировать эпизоды повести; характеризовать героев и их поступки. | ||
17 | Тест по творчеству А.С. Пушкина. | 1 | Знать: сюжет и содержание произведений А.С.Пушкина. Понимать: проблематику произведений; отношение авторов к изображаемому; роль изобразительно-выразительных средств в произведениях Уметь: обобщать и анализировать. | ||
18 | Р/Р Контрольное сочинение «О чем заставляет задуматься одно из прочитанных произведений А.С. Пушкина?» | 1 | Знать: сюжет и содержание произведений; теоретико-литературные понятия: композиция, роман, сюжет. Уметь: составлять план и подбирать материалы по теме сочинения. | ||
2 четверть 14 ч. | |||||
19 | М.Ю. Лермонтов. «Тучи». Раздумья поэта-изгнанника о своей судьбе. | 1 | Знать: сведения об отроческих и юношеских годах М.Ю. Лермонтова; историю создания стихотворения «Тучи»; текст стихотворения наизусть. Понимать: драматический пафос стихотворения. Уметь: выразительно читать стихотворение; оценивать выразительность чтения; описывать репродукции картин; находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их рол.ь | ||
20 | М.Ю. Лермонтов «Три пальмы», «Листок», «Утес». | 1 | Знать: сюжет и содержание стихотворения «Три пальмы», «Листок», «Утес». Понимать: подчиненность произношения ритму стихов («по корням упругим...», «одежду их сорвали...»); философский смысл произведения. Уметь: определять жанр стихотворения; выразительно читать и анализировать стихотворение; оценивать выразительность чтения; составлять сюжетный план произведения; находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль. | ||
21 | И.С. Тургенев. «Бежин луг» вчера и сегодня. | 1 | Знать: сведения об отроческих и юношеских годах И.С. Тургенева, о начале его литературной деятельности; историю создания, дальнейшую судьбу, сюжет и содержание рассказа «Бежин луг». Понимать: роль портрета в создании характеров; сочувственное отношение автора к крестьянским детям. Уметь: выступать с сообщениями на литературную тему; составлять план рассказа; характеризовать героев и их поступки; объяснять значение диалектных и просторечных слов | ||
22 | Тест по творчеству И.С. Тургенева. | 1 | Знать: содержание и героев произведения И.С. Тургенева. Понимать: проблематику произведений; отношение авторов к изображаемому; роль изобразительно-выразительных средств в произведениях. Уметь: анализировать прозаический текст. | ||
23 | Лирика Ф.И. Тютчева. | 1 | Знать: сведения об отроческих и юношеских годах Ф.И. Тютчева; содержание стихотворений «Неохотно и несмело...», «С поляны коршун поднялся...». Понимать: роль изобразительно-выразительных средств в создании образов, выражении настроения, чувств поэта; основную мысль стихотворений (стремление к гармонии, недостижимость идеала). Уметь: выразительно читать стихотворения; оценивать выразительность чтения; обрисовывать зрительные образы при чтении стихотворений; определять способы создания образов; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль; сопоставлять произведения литературы и живописи. | ||
24 | Лирика А.А. Фета. | 1 | Знать: сведения об отроческих и юношеских годах А.А. Фета. Понимать: скрытый смысл стихотворения; эстетическую роль детали в создании образов; настроения, чувства поэта. Уметь: выразительно читать стихотворение; оценивать выразительность чтения; сопоставлять поэтические произведения друг с другом; находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль. | ||
25 | Н.А. Некрасов – поэт и гражданин. «Железная дорога». | 1 | Знать: сведения об отроческих и юношеских годах Н.А. Некрасова; сюжет и содержание стихотворения «Железная дорога». Понимать: роль контрастных образов в стихотворении; обличительный, сочувственный, оптимистический пафос произведения. Уметь: выразительно читать стихотворение; видеть контрастные образы; сопоставлять произведения литературы и живописи. | ||
26 | «Железная дорога». Гнетущие картины подневольного труда. Мысль Некрасова о величии народа. | 1 | Знать: сюжет и содержание стихотворения; теоретико-литературные понятия композиция, диалог, эпиграф, пейзаж, риторический вопрос, поэтическая интонация. Понимать: роль пейзажа в стихотворении; значение риторических вопросов; широту и глубину взгляда поэта; эмоциональный накал, нравственную проблематику произведения. Уметь: выразительно читать стихотворение; оценивать выразительность чтения; словесно рисовать образы; находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль. | ||
27 | Н.А. Некрасов. Стихотворения «Дедушка». Трехсложные размеры стиха. | 1 | Знать: историческую основу, сюжет и содержание поэмы «Дедушка». Понимать: обличающий, свободолюбивый, патриотический пафос поэмы. Уметь: выразительно читать поэму; выяснять значение незнакомых слов; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль. | ||
28 | Н.С. Лесков – выдающийся русский писатель, знаток и ценитель народной жизни и народного слова. Сказ «Левша». | 1 | Знать: сведения о семье, юности и начале литературной деятельности Н.С. Лескова; сюжет и содержание сказа «Левша»; способы создания образов. Понимать: гуманистический пафос произведения; отношение автора к героям. Уметь: объяснять особенности жанра сказа у Н.С. Лескова; выразительно читать и пересказывать текст; характеризовать героев и их поступки. | ||
29 | Н.С. Лесков. Сказ «Левша». Жанровые особенности, сюжет, герои | 1 | Знать: сведения о семье, юности и начале литературной деятельности Н.С. Лескова; сюжет и содержание сказа «Левша»; способы создания образов. Понимать: гуманистический пафос произведения; отношение автора к героям. Уметь: объяснять особенности жанра сказа у Н.С. Лескова; выразительно читать и пересказывать текст; характеризовать героев и их поступки. | ||
30 | Особенности языка сказа Н.С. Лескова «Левша» | 1 | Знать: сюжет и содержание сказа. Понимать: иронию автора; отношение автора к героям; гуманистический пафос произведения. Уметь: пересказывать эпизоды сказа; характеризовать героев и их поступки; выяснять значение незнакомых слов; видеть комический эффект игры слов; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; сопоставлять литературные произведения с иллюстрациями к ним; составлять план и подбирать материалы по теме изложения. | ||
31 | Р/Р Подготовка к контрольному изложению «Левша в гостях у англичан». | 1 | Знать: этапы и приемы работы над изложением. Понимать: позицию автора, его отношение к природе, к людям, гуманистическую направленность произведения. Уметь: составлять план и подбирать материалы по теме изложения; составлять текст устного изложения по плану. | ||
32 | Р/Р Контрольное изложение «Левша в гостях у англичан». | 1 | Знать: этапы и приемы работы над изложением. Понимать: позицию автора, его отношение к природе, к людям, гуманистическую направленность произведения. Уметь: составлять план и подбирать материалы по теме изложения; составлять текст устного изложения по плану. | ||
3 четверть 20 ч. | |||||
33 | Встреча с А.П. Чеховым – писателем и человеком. Рассказ «Толстый и тонкий». | 1 | Знать: сведения о молодости и начале литературной деятельности А.П. Чехова; сюжет и содержание рассказа «Толстый и тонкий»; теоретико-литературные понятия юмор, сатира. Понимать: сатирический пафос произведения; отношение автора к героям и их поступкам. Уметь: строить развернутые высказывания на основе прочитанного; прослеживать изменения в поведении героя; сопоставлять литературные произведения с иллюстрациями к ним; оценивать выразительность чтения. | ||
34 | Внеклассное чтение. А.П. Чехов «Смерть чиновника» | 1 | Знать: содержание и героев рассказов А.П. Чехова. Понимать: позицию автора и его отношение к героям; роль изобразительно-выразительных средств в создании юмористических и сатирических образов и ситуаций. Уметь: пересказывать рассказы; выявлять особенности стиля чеховских рассказов; характеризовать героев и их поступки; при обсуждении прочитанных произведений аргументированно доказывать свою точку зрения. | ||
Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века | 1 | ||||
35 | Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века. | 1 | Знать: содержание стихотворений поэтов XX века о родной природе; одно стихотворение наизусть. Уметь: выразительно читать стихотворения наизусть; использовать теоретико- литературные понятия в речи; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль; оценивать актерское чтение; сопоставлять произведения литературы, музыки и живописи. | ||
Из русской литературы 20 века (1 к/р) | 9 | ||||
36 | Произведения русских писателей 20 века. А.С. Грин. «Алые паруса» (выборочное чтение) | 1 | Знать: сведения о жизни и творчестве А.С. Грина. Понимать: позицию автора и его отношение к героям и их поступкам; романтический, оптимистический, жизнеутверждающий пафос произведения. Уметь: пересказывать сюжет феерии; строить развернутые высказывания на основе прочитанного. | ||
37 | А.С. Грин. Феерия «Алые паруса». Победа романтической мечты над реальностью жизни. | 1 | Знать: сведения о жизни и творчестве А.С. Грина; особенности жанра феерии. Понимать: позицию автора и его отношение к героям и их поступкам; романтический, оптимистический, жизнеутверждающий пафос произведения. Уметь: пересказывать сюжет феерии; строить развернутые высказывания на основе прочитанного; характеризовать героев и их поступки. | ||
38 | Душевная чистота героев А.С.Грина «Алые паруса». | 1 | Знать: сюжет и содержание феерии «Алые паруса». Понимать: позицию автора и его отношение к героям и их поступкам; романтический, оптимистический, жизнеутверждающий пафос произведения. Уметь: пересказывать сюжет феерии; строить развернутые высказывания на основе прочитанного; характеризовать героев и их поступки; оценивать выразительность чтения; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль. | ||
39 | А.П. Платонов. Страницы жизни и творчества. «Неизвестный цветок». | 1 | Знать: сведения о жизни и творчестве А.П. Платонова; историю создания, сюжет и содержание сказки-были «Неизвестный цветок». Понимать: смысл названия произведения; позицию автора и его отношение к героям. Уметь: сопоставлять сказку с другими произведениями литературы; характеризовать героев и их поступки; строить развернутые, высказывания на основе прочитанного; аргументировать свою точку зрения. | ||
40 | М.М. Пришвин. Сказка-быль «Кладовая солнца» | 1 | Знать: особенности жанра, сюжет и содержание сказки-были «Кладовая солнца». Понимать: в чем своеобразие творчества М.М. Пришвина; смысл названия произведения; отношение автора к героям. Уметь: выразительно читать сказку и сопоставлять ее с другими произведениями литературы и фольклора; пересказывать сюжет сказки-были; строить развернутые высказывания на основе прочитанного; аргументировать свою точку зрения; выяснять значение незнакомых слов. | ||
41 | Усвоение содержания сказки-были «Кладовая солнца». | 1 | Знать: сюжет и содержание сказки-были. Понимать: роль природы в произведении; отношение автора к героям и их поступкам, к природе. Уметь: пересказывать сюжет сказки-были; характеризовать героев и их поступки; сопоставлять произведения литературы и живописи; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль. | ||
42 | «Что есть правда, какая она, где живет и как ее найти?» Урок-размышление о трудном пути человека к правде жизни. | 1 | Знать: сюжет и содержание сказки-были. Понимать: роль природы в произведении; отношение автора к героям и их поступкам, к природе. Уметь: пересказывать сюжет сказки-были; характеризовать героев и их поступки; сопоставлять произведения литературы и живописи; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль. | ||
43 | Р/Р Сочинение «Быть счастливым – делать добро» (по сказке-были Пришвина «Кладовая солнца») | 1 | Знать: этапы и приемы работы над сочинением. Понимать: позицию автора, его отношение к природе, к людям, стремление к гармонии; гуманистическую направленность произведения. Уметь: составлять план и подбирать материалы по теме сочинения; составлять текст устного сочинения по плану; соотносить реалистическое и фантастическое в произведении, определять их переплетение. | ||
44 | «Берегите природу» (внеклассное чтение по творчеству Пришвина и Паустовского). | 1 | Знать: сюжет и содержание произведений Пришвина и Паустовского. Понимать: роль природы в произведении; отношение автора к героям и их поступкам, к природе. Уметь: пересказывать сюжет; характеризовать героев и их поступки; сопоставлять произведения литературы и живописи; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль. | ||
Произведения о Великой Отечественной войне (1 к/р) | 13 | ||||
45 | Великая Отечественная война в стихотворениях русских поэтов. | 1 | Знать: факты военной и творческой биографии К.М. Симонова и Д.С. Самойлова; содержание стихотворений поэтов; одно стихотворение наизусть. Понимать: чувства, настроения, интонации, их смену в стихотворениях; высокий, патриотический пафос произведений. Уметь: выразительно читать стихотворения; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять и роль; оценивать актерское чтение. | ||
46 | Великая Отечественная война в стихотворениях русских поэтов. | Знать: факты военной и творческой биографии К.М. Симонова и Д.С. Самойлова; содержание стихотворений поэтов; одно стихотворение наизусть. Понимать: чувства, настроения, интонации, их смену в стихотворениях; высокий, патриотический пафос произведений. Уметь: выразительно читать стихотворения; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять и роль; оценивать актерское чтение. | |||
47 | В.П. Астафьев. «Конь с розовой гривой». | 1 | Знать: сведения о начале литературной деятельности В.П. Астафьева; теоретико-литературное понятие автобиографическое произведение; сюжет и содержание рассказа «Конь с розовой гривой». Понимать: позицию автора и его отношение к героям. Уметь: пересказывать эпизоды рассказа; характеризовать героев и их поступки; объяснять значение диалектных слов; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль. | ||
48 | Нравственные проблемы рассказа Астафьева «Конь с розовой гривой». | 1 | Знать: сюжет и содержание рассказа; теоретико-литературные понятия эпизод, фабула. Понимать: как формировался характер героя; нравственную проблематику произведения. Уметь: ориентироваться в тексте; объяснять значение диалектных слов; анализировать текст; характеризовать героев и их поступки; сопоставлять литературные произведения с иллюстрациями к ним; создавать устные картины. | ||
49 | Почему бабушка купила «пряник конем»? | 1 | Знать: сюжет и содержание рассказа; теоретико-литературные понятия эпизод, фабула. Понимать: как формировался характер героя; нравственную проблематику произведения. Уметь: ориентироваться в тексте; объяснять значение диалектных слов; анализировать текст; характеризовать героев и их поступки; сопоставлять литературные произведения с иллюстрациями к ним; создавать устные картины. | ||
50 | Внеклассное чтение. В.П. Астафьев «Белогрудка». | 1 | Знать: содержание и героев произведения. Понимать: проблематику произведений; отношение авторов к изображаемому; роль изобразительно-выразительных средств в произведениях. Уметь: анализировать прозаический текст. | ||
51 | В.Г. Распутин. «Уроки французского». | 1 | Знать: сведения о жизни и творчестве В.Г. Распутина; теоретико-литературные понятия: автобиографическое произведение, рассказ, сюжет; историю создания, сюжет и содержание рассказа «Уроки французского». Понимать: позицию автора и его отношение к героям. Уметь: пересказывать и анализировать эпизоды рассказа; характеризовать героев и их поступки; объяснять значение просторечных слов; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль. | ||
52 | Стойкость героя, жажда знаний, чувство собственного достоинства. Тест по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского». | 1 | Знать: содержание и героев произведения В.Г.Распутина. Понимать: проблематику произведений; отношение авторов к изображаемому; роль изобразительно-выразительных средств в произведениях. Уметь: анализировать прозаический текст. | ||
4 четверть 16 ч. | |||||
53 | Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика. Смысл названия рассказа. | 1 | Знать: сюжет и содержание рассказа. Понимать: смысл названия произведения; отношение автора к героям; нравственную проблематику произведения. Уметь: пересказывать и анализировать эпизоды рассказа; характеризовать героев и их поступки; при обсуждении прочитанного аргументированно доказывать свою точку зрения; сопоставлять литературные произведения разных авторов (рассказы В.П. Астафьева и В.Г. Распутина); оценивать актерское чтение; сопоставлять литературные произведения с иллюстрациями к ним. | ||
54 | В.М. Шукшин: жизнь, творчество, судьба. | 1 | Знать: сведения о жизни и творчестве В.М. Шукшина; сюжет и содержание рассказа «Срезал». Понимать: смысл названия произведения; особенности авторской иронии; отношение автора к героям. Уметь: пересказывать и анализировать текст; характеризовать героев и их поступки; выяснять значение незнакомых слов; оценивать актерское чтение. | ||
55 | «Странные люди» - герои Шукшина | 1 | Знать: сведения о жизни и творчестве В.М. Шукшина; сюжет и содержание рассказа «Срезал». Понимать: смысл названия произведения; особенности авторской иронии; отношение автора к героям. Уметь: пересказывать и анализировать текст; характеризовать героев и их поступки; выяснять значение незнакомых слов; оценивать актерское чтение. | ||
56 | Фазиль Искандер. «Тринадцатый подвиг Геракла». | 1 | Знать: сведения о жизни и творчестве Ф.А. Искандера; сюжет и содержание рассказа «Тринадцатый подвиг Геракла». Понимать: смысл названия произведения; особенности иронии автора; отношение автора к героям; главную идею рассказа об очистительной роли смеха. Уметь: выразительно читать рассказ по ролям; пересказывать и анализировать текст; характеризовать героев и их поступки. | ||
57 | Фазиль Искандер. «Тринадцатый подвиг Геракла». | 1 | Знать: сведения о жизни и творчестве Ф.А. Искандера; сюжет и содержание рассказа «Тринадцатый подвиг Геракла». Понимать: смысл названия произведения; особенности иронии автора; отношение автора к героям; главную идею рассказа об очистительной роли смеха. Уметь: выразительно читать рассказ по ролям; пересказывать и анализировать текст; характеризовать героев и их поступки. | ||
Родная природа в русской поэзии 20 века (1к/р) | 2 | ||||
58 | Родная природа в стихотворениях А. Блока, С. Есенина, А. Ахматовой, Н. Рубцова. | 1 | Знать: содержание стихотворений поэтов XX века о родной природе; одно стихотворение наизусть. Понимать: характер изменений поэтического языка; лирический пафос стихотворений. Уметь: выразительно читать стихотворения наизусть; использовать теоретико-литературные понятия в речи; оценивать актерское чтение; сопоставлять произведения литературы и музыки; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль. | ||
59 | Р/Р Сочинение-миниатюра «Мой родной дом», или «Мой любимый уголок природы». | 1 | Знать: этапы и приемы работы над сочинением. Понимать: личное отношение к изображаемому. Уметь: логично и последовательно излагать свою точку зрения; сопоставлять литературные произведения друг с другом и с собственным жизненным опытом; давать сравнительную характеристику героев. | ||
Из литературы народов России (1ч.) | 1 | ||||
60 | Творчество Г. Тукая, К. Кулиева. | 1 | Знать: сведения о жизни и творчестве Г. Тукая и К.Ш. Кулиева; содержание стихотворений поэтов. Понимать: патриотический, просветительский пафос стихотворений; важность изучения многонациональной российской литературы. Уметь: выразительно читать стихотворения; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль. | ||
Из зарубежной литературы (1к/р) | 8 | ||||
61 | Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла. | 1 | Знать: теоретико-литературные понятия миф, мифология; сюжеты и содержание мифов; фразеологические выражения, понятия, образы, заимствованные из древнегреческой мифологии. Понимать: величие подвигов Геракла; важность изучения мировой культуры. Уметь: отличать миф от сказки; сопоставлять содержание мифов с произведениями литературы, живописи, скульптуры. | ||
62 | «Легенда об Арионе». | 1 | Знать: теоретико-литературное понятие легенда; сюжет и содержание легенды об Арионе. Понимать: величие образа Ариона; представление древних о спасительной силе искусств. Уметь: отличать миф от легенды; сопоставлять легенду со стихотворением А.С. Пушкина. | ||
63 | Из древнего эпоса. «Илиада» и «Одиссея» Гомера. | 1 | Знать: сведения о творчестве Гомера; сюжет и героев поэмы «Илиада» и «Одиссея». Понимать: значение творчества Гомера, его влияние на развитие мировой художественной культуры. Уметь: выразительно читать текст поэмы; описывать иллюстрации к поэме. | ||
64 | Литература и другие виды искусства. М. де Сервантес Сааведра. | 1 | Знать: сведения о жизни и творчестве М. Сервантеса; сюжет и героев романа «Дон Кихот». Понимать: суть конфликта красоты, благородства, идеалистических устремлений с действительностью; гуманистический пафос романа. Уметь: выразительно читать текст; характеризовать героев и их поступки; сопоставлять произведения литературы и искусства. | ||
65 | И.Ф. Шиллер. «Перчатка». | 1 | Знать: сведения о жизни и творчестве Ф. Шиллера; особенности жанра баллады; сюжет и содержание баллады «Перчатка». Понимать: суть конфликта самовлюбленности и неоправданной жестокости с благородством. Уметь: выразительно читать текст; характеризовать героев и их поступки; сопоставлять поэтические переводы разных авторов; оценивать актерское чтение; описывать иллюстрации. | ||
66 | П. Мериме. «Матео Фальконе». | 1 | Знать: сведения о жизни и творчестве П. Мериме; сюжет и содержание новеллы «Маттео Фальконе». Понимать: суть конфликта естественной жизни с цивилизованным обществом. Уметь: выразительно читать текст; объяснять понятие героического характера в литературе; характеризовать героев и их поступки; выяснять значение незнакомых слов; описывать иллюстрации к новелле. | ||
67 | А. де Сент – Экзюпери «Маленький принц». | 1 | Знать: сведения о жизни и творчестве А. де Сент-Экзюпери; сюжет и содержание сказки-притчи «Маленький принц»; теоретико-литературное понятие притча. Понимать: позицию автора и его отношение к героям; философский смысл и гуманистический пафос произведения. Уметь: выразительно пересказывать текст; характеризовать героя и его поступки; оценивать актерское чтение. | ||
68 | Итоговый урок. Тест. | 1 | Знать: содержание и героев произведений, прочитанных в 6 классе. Понимать: роль изобразительно-выразительных средств в произведениях; отношение авторов к изображаемому. Уметь: анализировать прозаические и поэтические тексты, определять их темы и идеи; писать небольшие сочинения-рассуждения, выполнять тест. |
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
- Портреты русских и зарубежных поэтов и писателей
- Раздаточный материал по темам курса
- Репродукции картин художников
- Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на СD-PОМ / Сост. В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. - М.: Просвещение, 2012.
- Экранные пособия
Интернет-ресурсы:
Художественная литература:
- http://www.rusfolk.chat.ru – Русский фольклор
- http://www.pogovorka.com. – Пословицы и поговорки
- http://old-russian.chat.ru – Древнерусская литература
- http://www.klassika.ru – Библиотека классической русской литературы
- http://www.ruthenia.ru – Русская поэзия 60-х годов
Справочно-информационные и методические материалы:
- http://www.rol.ru – Электронная версия журнала «Вопросы литературы»
- http://www.1september.ru – Электронные версии газеты «Литература» (Приложение к «Первому сентября»)
- http://center.fio.ru – Мастерская «В помощь учителю. Литература»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый
Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература. 10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый
по учебнику «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....