Открытый урок
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему
Московского района г. Санкт-Петербурга
в номинации «Учитель года».
Технологическая карта открытого урока
Учитель: Васильева Ирина Александровна
Класс: 8 «а»
Тема: Интерпретация рассказа А.П.Чехова «Крыжовник»
Количество уроков по теме - 3.
Цели урока: 1. предметные: осмыслить авторскую позицию через представление художественной картины мира в произведении, то есть
- умение отличать точку зрения героя от авторской позиции;
- умение видеть в особенностях композиции произведения авторский взгляд на мир;
- умение воспроизводить через художественные детали авторскую картину мира.
2. метапредметные:
- познавательные: структурирование знаний, полученных самостоятельно при первичном прочтении рассказа; формулировка проблемы; умение строить высказывания; структурировать знания (работа с художественными деталями); смысловое чтение (работа с текстом); моделирование (воспроизведение авторской картины мира);
- регулятивные: прогнозирование результатов (выдвижение гипотез); умение находить новые знания (литературные факты), умение анализировать выполненную работу, оценивать себя; умение делать выводы на основании полученных знаний;
- коммуникативные: умение планировать свою работу в группах; в плодотворном сотрудничестве находить ответы; умение слышать и понимать мнения чужое мнение; умение корректировать свой ответ с учетом мнения другой группы;
- личностные:
- умение соотносить авторскую позицию со своей собственной позицией; умение давать свою нравственно-эстетическую оценку с учетом авторской концепции произведения.
Тип урока – урок открытия нового знания.
Технологии – проектная деятельность, продуктивное чтение, ИКТ – технологии.
Учебный продукт – презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_uroka.docx | 212.56 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН УРОКА
Урок-проект создания презентации «Интерпретация рассказа А.П.Чехова «Крыжовник».
Цель – понять замысел автора, осмыслить художественную картину произведения, выявить авторскую позицию. Что будем исследовать?
Задачи:
- Рассмотреть систему персонажей.
- Выявить особенности композиции.
- Определить роль художественных деталей в тексте.
Маршруты поиска смысла: читательские вопросы, актуализирующие познавательный интерес учащихся.
Авторский замысел рассказа: сопоставление черновых редакций фабулы рассказа с окончательным вариантом.
Отличие:
➢ Герой счастлив!
➢ У героя появился брат.
➢ История Н.И. получила обрамление (рассказ в рассказе).
Проблемный вопрос урока: Почему автор меняет финал истории о Н.И. с грустного на счастливый?
Гипотезы.
- Чтобы включить в сюжет реакцию И.И. на счастье своего брата.
- Чтобы сравнить счастливого И.И. с другими героями произведения.
- Чтобы усилить впечатление на читателя от истории И.И
Этапы проекта.
- Счастье Н.И.
- Н.И. и другие.
- Авторское понимание счастья.
Работы в группах.
I этап: задания на осмысление счастья Н.И. (по группам).
1) Рассмотреть этапы жизни Н.И. и распределить их в хронологическом порядке на часах жизни героя.
2) Рассмотреть пространственную картину мира героя, чем окружил себя Н.И. в усадьбе?
3) Определить, как менялся характер героя по мере приближения к мечте.
В картину мира рассказа впишите теперь самую важную деталь – крыжовник.
Что символизирует эта деталь?
Сочувствует ли автор такому счастью?
Как И.И. реагирует на счастье своего брата?
Вывод: Николай Иваныч – «футлярный человек»!
II этап: задания на осмысление счастья других героев рассказа (по группам).
2 и 3 группы вывешивают на доске карточки с художественными деталями, которые у них остались после выполнения предыдущего задания. Это подсказки для следующего этапа работы.
Далее каждая группа работает со своим героем (используем текстовый материал):
1) группа: Иван Иваныч.
2) группа: Буркин.
3) группа: Алёхин.
Вывод: каждому из героев что-то мешает быть счастливыми. Расширяется понятие футляра.
III этап: задание на осмысление авторского представления о счастье (по группам).
Есть ли в рассказе авторское понимание счастья? Кто из героев является выразителем авторской позиции?
Вспомните, как отреагировал И.И. на рассказ Буркина о Беликове («Человек в футляре»). Как он объяснил метафору «футлярная жизнь».
Вам предлагается в группах поработать в цитатами из текста (реплики Ивана Иваныча), объяснить их смысл в контексте всего рассказа или даже всей «футлярной трилогии».
Итогом выступления групп должно стать новое осмысление понятия футляра в трилогии Чехова.
Футляр в рассказе «Крыжовник» – это
➢ усадьба и крыжовник Николая Иваныча;
➢ успокоенность Буркина его и безразличие к рассказу И.И.;
➢ красивый и уютный дом Алёхина;
➢ жизнь Ивана Иваныча до встречи с братом.
Самооценка.
Возвращаемся к целям и задачам урока, к проблемному вопросу. Удалось ли нам выполнить задуманное?
Рефлексия.
На завершающем этапе урока ученикам предлагается написать мини-эссе на тему
«Мое понимание счастья».
Просмотр презентации. Объяснение домашнего задания.
- Найти в рассказах «Человек в футляре» и «Крыжовник» общие мотивы. Оформить их в виде слайда к презентации или письменно в тетради.
- Используя выводы урока, придумать и нарисовать или оформить в виде слайда обложку к «футлярной трилогии» Чехова.
- Самостоятельно прочитать рассказ «О любви» и сделать презентацию к осмыслению авторской позиции в тексте.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка открытого урока по теме: «Географическая оболочка» Урок-открытие
Что такое географическая оболочка? ГО – это взаимосвязь и взаимодействие всех оболочек Земли - всех сфер Земли.Какие это сферы?Постановка проблемы1. Ученику дается г...
Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной». Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной».
Открытый урок по алгебре в 7 классе «А»тема: «Уравнения с одной переменной».презентация по данной теме...
Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)
Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...
Открытый урок по английскому языку. Открытый урок на активность обучения английского языка». (2 е—5 е классы обучения предмету)
Применение различныхвидов игр на уроке с целью закрепления лексических и грамматических навыков в обучении английскому языку....
Методическая разработка открытого урока по математике в 5 классе «Умножение десятичных дробей» (урок открытия новых знаний) в рамках ФГОС
Технологическая карта практико - ориентированного урока...
2.1.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения первого открытого урока от МО муниципального уровня)
Эксперный лист первого урока...
3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого урока от МО муниципального уровня)
3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого у...