Эссе «Моя педагогическая философия»
статья по литературе на тему

Летягина Галина Степановна

(прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения, основанные на концепции своей педагогической деятельности)

Открытая школа

В детстве я совсем не думала, что буду учителем. Я вообще не знала, кем хочу быть. Мне просто нравились уроки литературы, которые вела нами всеми любимая учительница литературы Бачурина Алевтина Федоровна. И когда закончились школьные экзамены, я поступила на филологический факультет педагогического института, потому что главным  моим предметом была литература. Институт я закончила с непреодолимым желание работать …

Школа встретила меня не совсем так, как я ожидала. Если использовать олицетворение – хмуро и неприветливо. Часов русского языка и литературы не было, и мне дали вести группу продлённого дня и замены. Я вела уроки у «шестилеток», вырисовывала с ними буковку Д, которая получалась из корзиночки, потом с пятым классом читала библейские истории, а с десятым шагала по страницам эпопеи Толстого. Это была тяжёлая «школа», но важная и очень нужная. Перелом наступил, когда я получила классное руководство в 5-ом «Г». Дети дали мне возможность поверить в себя, в нужность профессии и в то, что я смогу стать учителем. Они как-то сразу полюбили меня, просто так, ни за что. И эта любовь таким мощным потоком пошла на меня, что хотелось сидеть над каждым моментом урока, продумывая всё до мелочей. Хотелось идти к ним, делиться знаниями и получать от них новый заряд энергии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moe_esse.docx19.43 КБ

Предварительный просмотр:

        

                          Эссе «Моя педагогическая философия»

(прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения, основанные на концепции своей педагогической деятельности)

Открытая школа

В детстве я совсем не думала, что буду учителем. Я вообще не знала, кем хочу быть. Мне просто нравились уроки литературы, которые вела нами всеми любимая учительница литературы Бачурина Алевтина Федоровна. И когда закончились школьные экзамены, я поступила на филологический факультет педагогического института, потому что главным  моим предметом была литература. Институт я закончила с непреодолимым желание работать …

Школа встретила меня не совсем так, как я ожидала. Если использовать олицетворение – хмуро и неприветливо. Часов русского языка и литературы не было, и мне дали вести группу продлённого дня и замены. Я вела уроки у «шестилеток», вырисовывала с ними буковку Д, которая получалась из корзиночки, потом с пятым классом читала библейские истории, а с десятым шагала по страницам эпопеи Толстого. Это была тяжёлая «школа», но важная и очень нужная. Перелом наступил, когда я получила классное руководство в 5-ом «Г». Дети дали мне возможность поверить в себя, в нужность профессии и в то, что я смогу стать учителем. Они как-то сразу полюбили меня, просто так, ни за что. И эта любовь таким мощным потоком пошла на меня, что хотелось сидеть над каждым моментом урока, продумывая всё до мелочей. Хотелось идти к ним, делиться знаниями и получать от них новый заряд энергии.

Я поняла, что в учительских руках великая ценность – детская преданность и вера. Как сохранить это, не спугнуть строгой моралью или необъективными оценками?

Почему я обратилась к самому началу своего учительского пути? Чтобы попытаться осмыслить себя в профессии. Чтобы понять своё отношение к ней. Говорить о том, что учитель – это образ жизни – банально. Но ведь это действительно особое мироощущение, устройство жизни.

Главные вопросы, которые стоят пред учителем: чему учить, как и во имя чего?

Учить любить литературу для того, чтобы в этом виде искусства или через него видеть красоту окружающего мира, чтобы в трудные, иногда невозможные моменты жизни ценить этот мир и себя в нём. Чтобы книга стала другом, с которым можно общаться, находить успокоение, радость. Но не уходить от действительности, а, наоборот, читая, учиться жить в быстро меняющемся мире, принимать факт его сложности и многообразия, не бояться будущего. Нужно убедить ребят в том, что учеба – это прежде всего труд, требующий от человека огромных интеллектуальных, физических, нравственных усилий. Научить понимать зависимость успеха от затраченного труда, научить получать радость от труда – путь к воспитанию гармоничной личности. Развивать в ребенке любознательность, готовность к эксперименту, открытость новому. Это рычаги, с помощью которых можно увлечь ученика  процессом познания.

Если урок литературы – урок искусства, то он и сам должен быть произведением искусства. Возможно это, когда урок создаётся теми же способами, какими создаётся и художественная книга. Не все, конечно, а лишь некоторые из них может и должен использовать словесник. Например: деталь. Деталь – это слово, которое входит из обычной речи в художественное произведение, меняя стилистическую окраску. Пристальное внимание к детали на уроке помогает ученику прикоснуться к тайне создания образа и глубже проникнуть в идею произведения. Так ученик становится деятелем, соавтором, исследователем.

Состоявшийся учитель видит единственно возможной формой взаимодействия с учениками – диалог. Точка зрения учителя – одна из множества  представленных в процессе обсуждения той или иной проблемы. Ученики вправе высказать любую точку зрения, но при условии, что эта точка зрения должна быть доказательной. Доказательством же в данном случае служит прежде всего текст произведения. Урок литературы – совместная работа учителя и учеников по интерпретации художественного текста. Интерпретировать же – значит объяснять, делать  тайное в тексте явным. Как справедливо считает  учитель-новатор  русского языка и литературы г. Санкт-Петербурга Е.Н. Ильин, «на открытиях в художественном тексте основывается искусство нравственных открытий». Размышляя над судьбами героев произведений, ученик может наглядно видеть, к каким результатам приводит жизненный выбор героя. Это, в свою очередь, поможет ученику сделать собственный выбор. Так и проявляется взаимосвязь обучения и воспитания при признании воспитательной миссии словесника как приоритетной. Не менее важно, чтобы урок продолжался и после звонка, чтобы ученику захотелось вновь вернуться к тексту. Продолжение урока – это воспитанная в личности потребность к самосовершенствованию, самовоспитанию, самообразованию.

Ещё нужно право на ошибку себе и ученику. Как часто дети и учителя бояться ошибаться. А ведь у ошибок есть достоинство: они учат и являются неотъемлемой частью процесса познания, толчком к поиску истины.

Были периоды, когда я была вынуждена изменять жизнь, поменяв род деятельности. Но в душе начинало появляться и нарастать чувство неудовлетворённости, перерастающее в больную тоску. И ответ на вопрос «почему» был один: «Я – учитель».

Много лет я работаю в системе вечернего образования. С ней  меня давно связала жизнь. Как сказала моя подруга, как-то заглянувшая на минутку в школу во время экзамена и приоткрывшая дверь в мой кабинет: «Я увидела «счастливую» спину. Это твоя профессия». Очень образно и очень верно. И теперь я знаю, что не случайно попала в вечерку, не от безысходности, как казалось мне раньше. Я вдруг поняла, что у меня и моих «вечерников» много общего. Я в силу обстоятельств рассталась с дневной школой (отсутствие вакансий), и они тоже не смогли доучиться в ней (в большинстве своём по причине нежелания учиться). Мой профессиональный путь был прерван. Поиск себя, мятущееся душевное состояние – это то, что я пережила. И их путь, изломанный в детском и юношеском возрасте. Я могу принять и понять этих детей и молодых людей. И так как количество их в классах нашей школы меньше, чем в дневной, то у меня есть больше возможности на уроках и внеклассных мероприятиях более индивидуально, детально всмотреться, вслушаться, принять и попытаться помочь каждому из них. Есть у меня ученик – Ваня Павлов. Не сложилось у него в дневной школе. Сложный мальчик, не слишком благополучная семья. Но при этом интересный взгляд на действительность. Когда я предложила ему идти работать в детскую газету «Подросток», он с радостью согласился. Редактировала его стихи, статьи. И он через некоторое время стал самым активным членом редакции. Не пропускал ни одного собрания, а зачастую и сам организовывал и проводил сборы юных корреспондентов. Он нашёл себя в творчестве, и я бесконечно рада этому.

Или Вика Петренко, закончившая нашу школу в прошлом году. Жила в деревне, недалеко от Читы. Хорошо училась. Но в девятом классе забеременела. Так случилось. И когда беременность стала заметной, постеснялась ходить в школу. На том её дневная школа да и детство закончились. Родила ребенка, через некоторое время устроилась на работу, познакомилась с молодым офицером, вышла замуж, родила ещё двух детей. Уже несколько лет живёт с семьёй в нашем городке. И прекрасно закончила «вечёрку». Когда на одном из уроков я, с согласия Вики, рассказала её историю, мы сделали вывод: всё-таки её жизнь сложилась удачно, несмотря на испытания. А сложилась потому, что Вика, будучи пятнадцатилетней девочкой, поступила мудро, оставив ребенка. Летом я помогла ей с поступлением в два колледжа и хочу верить, что Вика продолжит своё образование. И если я помогу ей, Люде Кормановской, Саше Карповой, Митрофанову Вите, у которых в планах поступление в ВУЗы, я буду счастлива, это станет моей победой и взятием новой высоты. Раньше я думала, что «убегу» из «вечёрки», как только появится такая возможность. Спасало то, что я не позволяла себе расслабиться. Готовилась к каждому уроку тщательнейшим образом, проводила занятия на подъёме и видела в качестве благодарности внимательные глаза моих «вечерников». Слышала слова Риты Кругловой, возвращающейся с перекура (перемены): «Пойду слушать «Тихий Дон». Так интересно!». И эти слова были наградой. А сейчас, переворошив массу чудеснейших журналов «Открытая школа», проработав два года, думаю, что стала полезной этой школе. Уже наметилась своя система преподавания литературы в «вечёрке».

Путь учителя – это вечное развитие, движение вперёд. Учиться вместе с учениками, учиться у своих учеников. Школа заставляет совершенствовать свою личность, работать над собственными недостатками и комплексами. Вначале педагогической деятельности был период, слава Богу, не долгий, когда я, человек эмоциональной и довольно артистичный, стоя перед детьми покоряла, завоёвывала, заставляла поражаться. Не школа, а театр одного актёра. Хорошо, что я смогла быстро закончить эти театральные представления. Хотя убеждена, что когда учитель очень избирательно и умно пользуется своими способностями – это привносит в урок своеобразие.

За последний период я прочитала довольно много книг психологической направленности (М.Е. Литвака, А.В. Курпатова) и уверена, что школа должна помогать детям становиться людьми гармоничными, успешными во взрослой жизни, выбравшими верный путь и занятие. Если человек может уверенно сказать о своей профессии «Я хочу, я могу, и я должен это делать, потому что это важно и нужно», значит – это счастливый человек. А чем больше таких людей, тем достойнее и успешнее наше общество.

И та любовь, которая помогла мне когда-то поверить в свои силы вначале пути, должна присутствовать в общении учителя и ученика. Не сюсюканье, умиление или экзальтированность, а любовь, выражающаяся в доброжелательности, терпимости, мудрости.

Раньше, когда я была оторвана от педагогической деятельности, думала: «Почему я не в школе? Почему занимаюсь не своим делом? За что?». Прочитав один из рассказов Людмилы Улицкой, спросила: «Зачем?». И поняла простую истину, что ничего случайного в жизни нет. И теперь, профессионально изголодавшись, имея педагогический и жизненный опыт, могу достойно работать в школе. Это счастье - заниматься тем делом, которое является частью твоей души. И учительство – это не образ жизни, как я пыталась сформулировать ранее, это сама жизнь!

                                                                                           Г.С.Летягина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе «Моя педагогическая философия».

Давным-давно зимой, а может летомИли когда тоскливый дождик моросилСвоей душой всем солнышком согретыйВ мое ты сердце лучик поместил. Учитель! (Гаджаева Айша,  4класс)...

Эссе "Моя педагогическая философия"

Я стала Победителем в номинации "эссе" (конкурс "Педагог-года- 2005")...

эссе "Моя педагогическая философия"

Эссе о моем понимании профессии педагог....

Эссе "Моя педагогическая философия"

Эссе "Моя педагогическая философия"...

Эссе «Моя педагогическая философия»

"Распахни своё сердце!"  Так называется эссе, которое я писала для  конкурса "Учитель года"....

Педагогическое эссе "Моя педагогическая философия"

Мировоззренческая и психолого-педагогическая позиция учителя....

Педагогическое эссе "Моя педагогическая философия"

Педагогическое эссе учителя английского языка "Моя педагогическая философия"...