Совершенство и мудрость басен И.А.Крылова
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему
Конспект урока литературы, 5 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovershenstvo_i_mudrost_basen_i.a.krylova.docx | 16.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 5 классе
Тема: Совершенство и мудрость басен И.А.Крылова
Цели: познакомить учащихся с биографией Крылова; показать мудрость и художественное своеобразие его басен; развивать навыки выразительного чтения и анализа текста; формировать умение понимать иносказательный смысл басен и их мораль.
Оборудование: тексты басен Крылова, портрет писателя, фонохрестоматия с записью чтения басен (В. Гафт).
Люблю, где случай есть, пороки пощипать!
И.А. Крылов
Ход урока
1. Вступительное слово учителя
Мы продолжаем разговор об очень древнем литературном жанре – жанре басни. Ещё в Древней Греции 6 веке до Рождества Христова жил известный баснописец – Эзоп, сочинявший басни, которые были переведены и переработаны другими баснописцами. Басни Эзопа не были стихотворными. О них мы будем говорить подробнее на уроке внеклассного чтения. А сегодня мы будем изучать басни другого известного баснописца – Ивана Андреевича Крылова.
2. Чтение статьи учебника (стр. 56)
3. Беседа по прочитанной статье
- Где и в какой семье родился И.А.Крылов?
- Какие трудности ему пришлось пережить в детстве?
- Какие факты свидетельствовали об одарённости будущего баснописца?
- Первый литературный опыт Крылова?
- В каких видах творческой деятельности Крылов проявил себя?
- Современником каких исторических событий был Крылов?
- Что вы знаете о баснях? Из каких частей она состоит?
Басня – краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера. Состоит из вступления, описания событий, морали.
4. Дополнения учителя о Крылове.
И.А.Крылов родился в семье офицера, который в течение 13 лет был простым солдатом. Андрей Прохорович рано умер, оставив сыну в наследство сундучок с книгами, которыми Крылов очень дорожил. В 11 лет будущий писатель вместо того, чтобы идти в гимназию, отправился в тверской губернский суд, чтобы очинивать гусиные перья, переписывать бумаги, разносить документы. Только так он мог позволить себе покупать книги. Это было не только трудное, но и полезное для Крылова время. Он оказался среди народа, получал удовольствие от русской речи, забавных случаев. Это время стало для писателя школой жизни.
Крылов был одарён от природы: рисовал карандашом, играл на скрипке, занимался математикой. А чтобы читать в подлиннике басни Эзопа, овладел древнегреческим языком. Но главным увлечением Крылова были родной язык и литература. С 13 лет пробовал сочинять стихи, пьесы, переводил басни. Первый литературный успех пришёл к нему в 37 лет. В 1812 году он выигрывает конкурс на место в Петербургской публичной библиотеке.
5. Викторина «Крылатые выражения Крылова» (Закончи фразу):
- Ты все пела? Это дело…(так погоди же, попляши!);
- А вы, друзья, как ни садитесь…(все в музыканты не годитесь);
- Кукушка хвалит петуха…;
- Когда в товарищах согласья нет…;
- В сердце льстец всегда отыщет уголок;
- У сильного всегда бессильный виноват;
- Ай, Моська! Знать…;
- А Васька слушает да ест («Кот и повар»).
6. Теоретические понятия
Чтобы понять басню, необходимо знать значение терминов:
- басня - краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера;
- мораль – поучительный вывод;
- олицетворение – неодушевленные предметы говорят, думают, чувствуют;
- аллегория – изображение предметов, за которым скрывается другое понятие. (Например: за лисой – хитрый человек, за волком – добрый)
Вывод: Крылов в своих баснях высмеивал пороки людей. Человека он представлял в образе птиц, зверей, растений.
7. Обращение к эпиграфу
8. Чтение и анализ басни Крылова «Волк на псарне»
1.Стр. 58 (историческая основа басни)
Описывается ситуация, которая отражает события 1812 года, когда Наполеон, без труда завоевавший страны Европы, вторгся в Россию. Крылов показывает Наполеона в виде волка, а мудрого Кутузова – в виде ловчего. Волк – хищник, даже если он предлагает мирные переговоры, он все равно остается хищником, следовательно, его нужно гнать с родной земли.
2. Актерское чтение (Вал. Гафт).
3. Анализ басни + словарная работа, стр. 61 (вопросы)
4. Работа с иллюстрацией Лаптева, стр. 59
– Соответствует ли она она характеру крыловского текста; какие иллюстрации к басне могли бы вы нарисовать?
5. Выразительное чтение по ролям.
В каких строках мораль басни?
9. Обобщение
- О чем говорили на уроке?
- Что нового вы узнали?
- Трудно ли писать басни?
Басни Крылова понятны всем. Прошло время, но человеческие пороки, осмеянные Крыловым, живы до сих пор, и до сих пор живы его басни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В мире басен И.А. Крылова
Презентация предназначена для изучения басен в 5 классе...
Урок по скульптуре "Композиция на тему басен И. А. Крылова"
Урок по скульптуре "Композиция на тему басен И. А. Крылова"...
Игра "В мире басен И.А.Крылова"
мероприятие для учащихся 5-х классов.Цель: выяснить уровень усвоения темыЗадачи: Повторение и закрепление материала по теме Развитие интереса к творчеству И.А.КрыловаРазвитие интереса к изуч...
Первоапрельское мероприятие "По страницам басен И.А.Крылова"
Сценарий первоапрельского общешкольного мероприятия для учащихся 5-11 классов "По страницам басен И.А.Крылова"....
урок-проект по литературе в 5 классе по теме: "Сопоставление басен И.А.Крылова с баснями Леонардо да Винчи
Цель урока: познакомить учащихся с определением жанра притчи, образцами притч великого флорентийца Леонардо да Винчи; сопоставить на уровне жанра изученные ранее басни И.А.Крылова с притчами Леонардо ...
Сценарии басен И.А.Крылова
Сценарии басен И.А.Крылова «Волк и Ягненок», «Ворона и Лисица», «Квартет», «Зеркало и Обезьяна»...
Результаты исследования комментариев к 9-ти книгам басен И.А.Крылова на предмет соответствия сюжетов басням западноевропейских предшественников (около 200 басен, из них 50 басен соотносимы по сюжету с авторами-предшественниками)
Данное исследование было проведено в период подготовки команды 10-го класса к районному литературному фестивалю, посвященному 245-летию И.А. Крылова...