Совершенство и мудрость басен И.А.Крылова
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Конспект урока литературы, 5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovershenstvo_i_mudrost_basen_i.a.krylova.docx16.62 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 5 классе

Тема:  Совершенство и мудрость басен И.А.Крылова

Цели:  познакомить учащихся с биографией Крылова; показать мудрость  и художественное своеобразие его басен; развивать навыки выразительного чтения и анализа текста; формировать  умение понимать иносказательный смысл басен и их мораль.

Оборудование: тексты басен Крылова, портрет писателя, фонохрестоматия с записью чтения басен (В. Гафт).

                                                                           Люблю, где случай есть, пороки пощипать!

                                                                                                                                    И.А. Крылов

Ход урока

1. Вступительное слово учителя

Мы продолжаем разговор об очень древнем  литературном жанре – жанре басни. Ещё в Древней Греции 6 веке до Рождества Христова жил известный баснописец – Эзоп, сочинявший басни, которые были переведены и переработаны другими баснописцами. Басни Эзопа не были стихотворными. О них мы будем говорить подробнее на уроке внеклассного чтения. А сегодня мы будем изучать басни другого известного баснописца – Ивана Андреевича Крылова.

2. Чтение статьи учебника (стр. 56)

3. Беседа по прочитанной статье

  • Где и в какой семье родился И.А.Крылов?
  • Какие трудности ему пришлось пережить в детстве?
  • Какие факты свидетельствовали об одарённости будущего баснописца?
  • Первый литературный опыт Крылова?
  • В каких видах творческой деятельности Крылов проявил себя?
  • Современником  каких исторических событий был Крылов?
  • Что вы знаете о баснях? Из каких частей она состоит?

Басня – краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера. Состоит из вступления, описания событий, морали.

4. Дополнения учителя о Крылове.

И.А.Крылов родился в семье офицера, который в течение 13 лет был простым солдатом. Андрей Прохорович рано умер, оставив сыну в наследство сундучок с книгами, которыми Крылов очень дорожил. В 11 лет будущий писатель вместо того, чтобы идти в гимназию, отправился в тверской губернский суд, чтобы очинивать гусиные перья, переписывать бумаги, разносить документы. Только так он мог позволить себе покупать книги. Это было не только трудное, но и полезное для Крылова время. Он оказался среди народа, получал удовольствие от русской речи, забавных случаев. Это время стало для писателя школой жизни.

Крылов был одарён от природы: рисовал карандашом, играл на скрипке, занимался математикой.  А чтобы читать в подлиннике басни Эзопа, овладел древнегреческим языком. Но главным увлечением Крылова были родной язык и литература. С 13 лет пробовал сочинять стихи, пьесы, переводил басни. Первый литературный успех пришёл к нему в 37 лет. В 1812 году  он выигрывает конкурс  на место в Петербургской публичной библиотеке.

5. Викторина «Крылатые выражения Крылова»  (Закончи фразу):

  • Ты все пела? Это дело…(так погоди же, попляши!);
  • А вы, друзья, как ни садитесь…(все в музыканты не годитесь);
  • Кукушка хвалит петуха…;
  • Когда в товарищах согласья нет…;
  • В сердце льстец всегда отыщет уголок;
  •  У сильного всегда бессильный виноват;
  • Ай, Моська! Знать…;
  • А Васька слушает да ест («Кот и повар»).

6. Теоретические понятия

Чтобы понять басню, необходимо знать значение терминов:

  • басня - краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера;
  • мораль – поучительный вывод;
  • олицетворение – неодушевленные предметы говорят, думают, чувствуют;
  • аллегория – изображение предметов, за которым скрывается другое понятие. (Например: за лисой – хитрый человек, за волком – добрый)

Вывод: Крылов в своих баснях высмеивал пороки людей. Человека он представлял в образе птиц, зверей, растений.

7. Обращение к эпиграфу

8. Чтение и анализ басни Крылова «Волк на псарне»

      1.Стр. 58 (историческая основа басни)

Описывается ситуация, которая отражает события 1812 года, когда Наполеон, без труда завоевавший страны Европы, вторгся в Россию. Крылов показывает Наполеона в виде волка, а мудрого Кутузова – в виде ловчего. Волк – хищник,  даже если он предлагает мирные переговоры, он все равно остается хищником, следовательно, его нужно гнать с родной земли.

 2. Актерское чтение (Вал. Гафт).

3. Анализ басни + словарная работа, стр. 61 (вопросы)

4. Работа с иллюстрацией Лаптева, стр. 59

– Соответствует ли она она характеру крыловского текста; какие иллюстрации к басне могли бы вы нарисовать?

5. Выразительное чтение по ролям.

В каких строках мораль басни?

9. Обобщение

  1. О чем говорили на уроке?
  2. Что нового вы узнали?
  3. Трудно ли писать басни?

Басни Крылова понятны всем. Прошло время, но человеческие пороки, осмеянные Крыловым, живы до сих пор, и до сих пор живы его басни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В мире басен И.А. Крылова

Презентация предназначена для изучения басен в 5 классе...

Урок по скульптуре "Композиция на тему басен И. А. Крылова"

Урок по скульптуре "Композиция на тему басен И. А. Крылова"...

Игра "В мире басен И.А.Крылова"

мероприятие для учащихся 5-х классов.Цель: выяснить уровень усвоения темыЗадачи: Повторение и закрепление материала по теме Развитие интереса к творчеству И.А.КрыловаРазвитие интереса к изуч...

Первоапрельское мероприятие "По страницам басен И.А.Крылова"

Сценарий первоапрельского общешкольного мероприятия для учащихся 5-11 классов "По страницам басен И.А.Крылова"....

урок-проект по литературе в 5 классе по теме: "Сопоставление басен И.А.Крылова с баснями Леонардо да Винчи

Цель урока: познакомить учащихся с определением жанра притчи, образцами притч великого флорентийца Леонардо да Винчи; сопоставить на уровне жанра изученные ранее басни И.А.Крылова с притчами Леонардо ...

Сценарии басен И.А.Крылова

Сценарии басен И.А.Крылова «Волк и Ягненок», «Ворона и Лисица», «Квартет», «Зеркало и Обезьяна»...