Рабочая программа по литературе.
рабочая программа по литературе (6 класс) на тему
Рабочая программа по литературе, 6 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_literature_6_klass.docx | 44.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 141
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
заместитель директора директор школы
по учебно-воспитательной работе ________Н.В.Войдеславер
_____________ «____»__________2014 г.
«____»__________2014 г.
Литература
рабочая программа для учащихся 6 классов
Екатеринбург
2014
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Курс «Литература» в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Содержание курса выстроено с учётом возрастных особенностей и интересов учащихся.
Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
В основе курса литературы лежат личностно-ориентированный, деятельностный и коммуникативно-деятельностный подходы. Совокупность таких подходов позволяет установить взаимосвязь между изучением языка и его использования.
Цели курса:
- воспитывать любовь к книге как культурной ценности;
- способствовать воспитанию нравственных качеств личности школьника;
- развивать эмоциональное восприятие текста;
- развивать образное и аналитическое мышление и творческие способности учащихся;
- обучать школьников анализу художественных произведений;
- способствовать запоминанию основных теоретических понятий: сюжет и герой.
Задачи курса:
- На каждом уроке работать над выразительным чтением поэтических и прозаических текстов;
- продолжить обучение подробному пересказу, обучать творческому и выборочному пересказу;
- обучать приёмам анализа образа героя (анализ портрета персонажа, его имени, поступков и взглядов, составление речевой характеристики и т.д.);
- обучать аргументировано выражать своё мнение и участвовать в диалоге в процессе обсуждения произведения;
- формировать первичные навыки работы с теорией литературы;
- формировать первичные навыки работы со справочными материалами;
- способствовать развитию умения создавать творческие работы, связанные с анализом личности героя (письма, дневники, «журналы», автобиографии и т.д.);
- учить проводить параллель между поступками героя литературного произведения и собственным поведением.
Рабочая программа по литературе 6 класс рассчитана на 70 учебных часа (2 часа в неделю); соответствует авторской программе Т. Ф Курдюмовой (2006 г. Дрофа), составленной на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе. Программа составлена с учётом требований государственного образовательного стандарта (Федерального государственного образовательного стандарта).
С целью достижения высоких результатов образования в процессе реализации программы целесообразно использовать:
- формы образования – комбинированный урок, семинары, круглые столы, практические работы, уроки с использованием ИКТ, дискуссии;
- технологии образования - работа в группах, индивидуальная работа учащихся, информационно-коммуникативная и др.;
- методы образования – самостоятельные работы, фронтальный опрос;
- методы мониторинга знаний и умений обучающихся – тесты, творческие работы, контрольные работы, устный опрос.
Требования к знаниям и умениям учащихся
Должны знать:
- авторов и содержание изученных художественных произведений;
- основные теоретические понятия, предусмотренные программой и связанные с изучением образом героев произведений. - литературных героев (герой литературный, имя героя, портрет, поступки и характер, речевая характеристика, отношения с другими героями, авторская оценка и др.).
Должны уметь:
- характеризовать героев изученных произведений и показывать связь этой характеристики с сюжетом произведения, а также с сюжетом произведения, а также с происходящими в нём событиями. Владеть приемами анализа образа, используя при этом портрет персонажа и его имя, поступки и взгляды, речевую характеристику и др.;
- использовать различные формы пересказа (с составлением планов разных типов, с изменением лица рассказчика и др.);
- создавать творческие работы, которые связаны с анализом личности героя: письма, дневники, «журналы», автобиографии;
- воспроизводить сюжет прочитанного произведения;
- использовать формы диалога, как при чтении художественного текста, так и в процессе обсуждения прочитанного;
- отличать стих от прозы, используя сведения о стихосложении (пять стихотворных размеров силлабо-тонического стихосложения и др.);
- использовать сведения по теории литературы при обсуждении художественного произведения;
- работать со справочным материалом; видеть связь между различными видами искусства и использовать их сопоставление.
На изучение литературы в 6 классе отводится 70 часов.
Программа составлена на основе примерной программы - Программа «Литература. 5-11 классы». – М.: Дрофа, 2006. – 96 с. (Курдюмова Т.Ф.)
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Наименование темы (раздела программы) | Сроки | Всего час. | Из них | |||
Лаб. и практич. | Экскурсии | Сам. раб. | Контр-диагностич. | ||||
1 | Введение. Герой в мире художественного произведения. | 1 неделя сентября | 1 | ||||
2 | История человечества в произведениях литературы | 1 неделя сентября | 1 | 1 | |||
3 | Былины – богатырский эпос русского народа | 2 неделя сентября | 1 | 1 | |||
4Рр | в/чтение Былина «Илья Муромец и Соловей Разбойник» | 2 неделя сентября | 1 | 1 | |||
А.Н.Островский | 4 | ||||||
5 | А.Н.Островский «Снегурочка» - «весенняя сказка» Островского | 3 неделя сентября | 1 | ||||
6 | Идеальное царство берендеев и юная героиня пьесы | 3 неделя сентября | 1 | ||||
7 | Р./речи Сочинение-размышление «Только что прочитана пьеса Островского…» | 4 неделя сентября | 1 | ||||
8 | . Р./речи Сочинение-размышление «Только что прочитана пьеса Островского…» | 4 неделя сентября | 1 | ||||
В.А.Жуковский | 3 | ||||||
9 | В.А.Жуковский. Сюжет и герои баллады «Кубок» | 1 неделя октября | 1 | ||||
10 | Баллада «Лесной царь». | 1 неделя октября | 1 | 1 |
11 | в/чтение Баллада Жуковского «Светлана» | 2 неделя октября | 1 | ||||
12 | Мир детства и отрочества в автобиографических произведениях писателей 19 века | 2 неделя октября | 1 | 1 | |||
С.Т.Аксаков | 3 | ||||||
13 | Повесть С.Т.Аксакова «Детские годы Багрова-внука» | 3 неделя октября | 1 | ||||
14 | в/чтение Главы из повести Аксакова, посвященные учению детей | 3 неделя октября | 1 | ||||
15 | Чтение и обсуждение очерка Аксакова «Буран» | 4 неделя октября | 1 | ||||
И.А.Крылов | 3 | ||||||
16 | Басни А.И.Крылова. «Два мальчика» | 4 неделя октября | 1 | ||||
17 | Басня Крылова «Волк и ягненок» | 1 неделя ноября | 1 | ||||
18 | в/чтение Варианты одной басни. Викторина по творчеству Крылова | 1 неделя ноября | 1 | ||||
В.Ф.Одоевский | 2 | ||||||
19 | В.Ф.Одоевский «Отрывки из журнала Маши». Представление о героине | 2 неделя ноября | 1 | ||||
20 | Р./речи Подготовка к творческой работе по созданию дневника | 2 неделя ноября | 1 | ||||
А.С.Пушкин | 2 | ||||||
21 | А.С.Пушкин. Послания и их роль в творчестве поэта | 3 неделя ноября | 1 |
22 | Р./речи Выразительное чтение наизусть стихотворения Пушкина «К Пущину» | 3 неделя ноября | 1 | ||||
М.Ю.Лермонтов | 2 | ||||||
23 | М.Ю.Лермонтов. Тема одиночества в лирике Лермонтова | 4 неделя ноября | 1 | ||||
24 | М.Ю.Лермонтов «Панорама Москвы» | 4 неделя ноября | 1 | ||||
И.С.Тургенев | 3 | ||||||
25 | И.С.Тургенев «Бежин луг». Характеристика героев рассказа | 1 неделя декабря | 1 | ||||
26 | Рассказы героев «Бежина луга». Речевая характеристика | 1 неделя декабря | 1 | ||||
27 | р./речи Пейзаж в рассказе «Бежин луг» | 2 неделя декабря | 1 | ||||
28 | Н.А.Некрасов Образы детей в поэзии Некрасова | 2 неделя декабря | 1 | ||||
Л.Н.Толстой | 3 | ||||||
29 | Л.Н.Толстой Автобиографическая трилогия. «Отрочество» | 3 неделя декабря | 1 | ||||
30 | Пейзаж в повести Толстого «Отрочество» | 3 неделя декабря | 1 | ||||
31 | Мысли, чувства, поступки Николеньки Иртеньева | 4 неделя декабря | 1 | ||||
Ф.М.Достоевский | 2 | ||||||
32 | Ф.М.Достоевский Фрагменты романа «Братья Карамазовы» | 4 неделя декабря | 1 | ||||
33 | Образы мальчиков в романе Достоевского | 1 неделя января | 1 | ||||
А.П.Чехова | 2 |
34 | Юмористический и сатирический талант А.П.Чехова. «Хамелеон» | 1 неделя января | 1 | ||||
35 | Рассказ Чехова «Толстый и тонкий» | 2 неделя января | 1 | ||||
36 | в/чтение Гарин-Михайловский отрывки из книги «Детство Темы» | 2 неделя января | 1 | 1 | |||
37 | Т.Х.Уайт «Свеча на ветру» | 3 неделя января | 1 | 1 | |||
М.Твен | 2 | ||||||
38 | М.Твен. Сюжет романа «Приключения Геккельбери Финна» | 3 неделя января | 1 | ||||
39 | р/речи Сопоставительная характеристика романов М.Твена «Приключения Тома Сойера» и «Приключения Геккельбери Финна» | 1 неделя февраля | 1 | ||||
Жюль Верн | 3 | ||||||
40 | Жюль Верн. Жизнь и творчество | 1 неделя февраля | 1 | ||||
41 | Знакомство с романом «Таинственный остров» и его героями | 2 неделя февраля | 1 | ||||
42 | Урок - литературная викторина по творчеству Жюля Верна | 2 неделя февраля | 1 | ||||
О. Уайльд | 5 | ||||||
43 | Оскар Уайльд. «Кентервильское привидение» | 3 неделя февраля | 1 | ||||
44 | Герои в рассказе «Кентервильское привидение» | 3 неделя февраля | 1 |
45 | Развитие отношений Вирджинии с привидением | 4 неделя февраля | 1 | ||||
46 | Особенности жанра рассказа О.Уайльда «Кентервильское привидение» | 4 неделя февраля | 1 | ||||
47 | Взаимоотношения героев в литературном произведении | 1 неделя марта | 1 | ||||
48 | р/речи. Отзыв о литературном произведении | 1 неделя марта | 1 | 1 | |||
49 | Двадцатое столетие. Беседа о книгах 20 века и о роли книг в современной жизни | 2 неделя марта | 1 | 1 | |||
50 | М.Эндэ и его «Бесконечная книга» | 2 неделя марта | 1 | 1 | |||
А.Т.Аверченко | 3 | ||||||
51 | А.Т.Аверченко. «Смерть африканского охотника» | 3 неделя марта | 1 | ||||
52 | Автор и его герой в рассказе А.Т.Аверченко «Смерть африканского охотника» | 3 неделя марта | 1 | ||||
53 | в/чтение Юмористические рассказы А.Т.Аверченко | 1 неделя апреля | 1 | ||||
54 | А.И.Куприн. Судьба героев рассказа «Чудесный доктор» | 1 неделя апреля | 1 | 1 | |||
М.Горький | 2 | ||||||
55 | М.Горький «Детство» | 2 неделя апреля | 1 | ||||
56 | р/речи Жизнь Алеши в Нижнем Новгороде | 2 неделя апреля | 1 |
57 | А.С.Грин «Гнев отца» | 3 неделя апреля | 1 | 1 | |||
К.Г.Паустовский | 2 | ||||||
58 | К.Г.Паустовский «Повесть о жизни» | 3 неделя апреля | 1 | ||||
59 | в/чтение К.Г.Паустовский «Телеграмма» | 4 неделя апреля | 1 | ||||
60 | Читатель-подросток и мир вокруг. Фазиль Искандер «Детство Чика» | 4 неделя апреля | 1 | 1 | |||
61 | Немного о школьных инсценировках. Родная природа в стихах русских поэтов | 1 неделя мая | 1 | 1 | |||
62 | Великая отечественная война в литературе. К.Симонов «Сын артиллериста» | 1 неделя мая | 1 | 1 | |||
63 | Песни о Великой Отечественной войне. Марк Лисянский «Моя Москва» | 2 неделя мая | 1 | 1 | |||
64 | Родная природа в стихах русских поэтов. А.И.Бунин «Детство», «Помню – долгий зимний вечер…» | 2 неделя мая | 1 | 1 | 1 | ||
65 | Стихи С.Есенина о родной природе. | 3 неделя мая | 1 | 1 | |||
66 | Стихотворение Н.Заболоцкого «Я воспитан природой суровой». | 3 неделя мая | 1 | 1 | |||
67 | Творческая мастерская «Я сочиняю». | 4 неделя марта | 1 | 1 |
68 | Литература на лето. Подведение итогов. Защита читательских дневников | 4 неделя марта | 1 | 1 | |||
69-70 | Резервные –уроки. Герои- подростки и их взаимоотношения с родителями | 2 | |||||
Итого: | 70 | 67 | 2 |
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
- Герой в мире художественного слова (1 час)
- Далёкое прошлое человечества (7 часов)
Былины – богатырский эпос русского народа. Герои произведений русского народного творчества. А.Н.Островский «Снегурочка».
- Литература ХIХ века (42 часа)
В.А.Жуковский, С.Т.Аксаков, А.И.Крылов, В.Ф.Одоевский, А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, И.С.Тургенев, Н.А.Некрасов, Л.Н.Толстой, Ф.М.Достоевский, А.П.Чехов, Н.Г. Гарин-Михайловский, Т.Х.Уайт, М.Твен, Жюль Верн, О. Уайльд
- Литература ХХ века (20 часов)
А.Т.Аверченко, М.Горький, А.С.Грин, К.Г.Паустовский, Ф. Искандер,
К.Симонов, Марк Лисянский. Родная природа в стихах русских поэтов.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Программа «Литература. 5-11 классы». – М.: Дрофа, 2006. – 96 с. (Курдюмова Т.Ф.)
2. Курдюмова Т.Ф. Литература 6 класс в 2-х ч. – М.: Дрофа, 2008.
3. Курдюмова Т.Ф. Литература 6 класс. Методические рекомендации для учителя. – М.: Дрофа, 2007. – 160 с.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБРАЗОВАНИЯ
Личностные результаты:
- Воспитание российской идентичности: патриотизма, любви т уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
- Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное ,культурное языковое, духовное многоообразие современного мира;
- Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку. Вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
- Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни;
- Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- Формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного ,бережного отношения к окружающей среде;
- Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
- Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами , осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение ,умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- Смысловое чтение;
- Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической и контекстной речью;
- Формирование и развитие компетентности в области использования информационно- коммуникационных технологий.
Предметные результаты:
- Понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII века, русских писателей XIX-XX веков, литературы народов России и зарубежной литературы;
- Понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
- Умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
- Определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
- Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
- Формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;
- Собственная интерпретация( в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
- Понимание авторской позиции и своё отношение к ней;
- Восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
- Умение пересказывать прозаическое произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
- Написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;
- Понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
- Понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных средств в создании художественных образов литературных произведений.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Литература. 6 класс. Поурочные планы по учебнику Т.Ф. Курдюмовой. Авт.-сост. О.А.Финтисова.- М.: Дрофа, 2007.
2. Литература в 6 классе Урок за уроком. Турьянская Б.И.-М.: «Русское слово», 2005
3. Нестандартные уроки по литературе 5-9 класс.– В.: «Учитель», 2004
4. Литература. 6 класс. Поурочные планы по учебнику Т.Ф. Курдюмовой "Литература. 6 класс" Сост. И.К. Мартемьянова. - Учитель-АСТ,- Волгоград, 2003г.
5. Литература: 6 класс: Поурочные разработки к учебникам-хрестоматиям В.П. Полухиной и Т.Ф. Курдюмовой. Автор: Н.Егорова. – М.: Вако, 2005 г.
СВЕДЕНИЯ О СОСТАВИТЕЛЯХ ПРОГРАММЫ
ФИО: Лобова Венера Равильевна
Должность: учитель русского языка и литературы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе на 2014 – 2015 учебный год 6 класс (2 часа в неделю, за год 68 часов) Учебно-методический комплект: Планирование составлено на основе общеобразовательной программы Литература. 5 – 11 классы// Под
Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования ...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...