Урок-исследование «Мой русский стих, мое живое слово»
план-конспект урока по литературе на тему
Цель:
- познакомить учащихся со страницами жизни и творчества Н.П. Огарева;
- углубить умения анализа стихотворения;
- подготовить к написанию сочинения-отзыва о стихотворении;
- пробудить интерес к культуре родного края.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок-исследование | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
Исследовательская деятельность на уроках литературы (урок-исследование)
Тема урока: «Мой русский стих, мое живое слово»
Цель:
- познакомить учащихся со страницами жизни и творчества Н.П. Огарева;
- углубить умения анализа стихотворения;
- подготовить к написанию сочинения-отзыва о стихотворении;
- пробудить интерес к культуре родного края.
Оборудование: портреты Н.П. Огарева и А.И. Герцена, фотографии окрестностей села Старое Акшино, репродукции картин русских художников 19в.: Ф. Васильева, Н. Дубовского, В. Бялыницкого – Бируля; Г. Кондратенко, Ю. Клевера; мордовского художника В.Ф. Козлова «Шайговские дали»;
муз. фрагменты: Ф. Шуберт «Серенада», Н.П. Огарев «Дорога»; карточки с текстами стихотворений Н.П. Огарева; презентации.
Эпиграфы:
Жить без принципов есть умирание, прятать истину - подлость, лгать из боязни -трусость, жертвовать истиной – преступление(Н.П.Огарев)
- Моя теплая любовь к Отчизне никогда не погибнет…благословляю мою Россию и не оторвусь от нее..
- Н.П.Огарев
- Огарев никогда не будет чужим в доме родной литературы (Ю.И. Айхенвальд 1913 год)
- Человек новой морали, цель его жизни – воспитывать в себе и окружающих великую гуманность (Герцен)
- В нем столько человеческого, истинного. Он грандиозен в своей простоте и верности взгляда (Н.А.Тучкова)
… Я дорожу моею естественною… привязанностью к родине; эта теплая любовь к отчизне – никогда не погибнет, я проживу и умру с ней…
Н.П. Огарев
Выбрать и записать эпиграф, который, по вашему мнению, наиболее точно характеризует личность и творчество Н.П.Огарева, защитить свой выбор.
Вступительное слово (на фоне «Серенады» Шуберта).
В нашем крае есть прекрасные места, очаровательные в любое время года. Одно из них – это село Старое Акшино. Оно основано в первой половине XVIII в. и расположено в тридцати пяти километрах западнее Саранска в Старошайговском районе. В этом селе провел детство и многие годы творческой жизни выдающийся поэт, мыслитель Николай Платонович Огарев.
С северной стороны акшинские поля окаймляет большая полоса лесов. Это один из отрогов старых Муромских лесов. «Акша» - значит по-мокшански «белесый»: здесь много ивняка.
Лесистые окрестности Акшина Н.П. Огарев предпочитал степному Яконтову, где он часто гостил в семье Алексея Алексеевича Тучкова. «Сегодня я еду домой от Алексея Алексеевича…» - писал Огарев А.И. Герцену в 1847 году, - …мне дома лучше: местность изящна. Огромный лес, где я бываю часто и долго. Мне нигде не бывает так хорошо, как в лесу…»
Этот лес сохранился до нашего времени. Теперь он зовется Сатинской дачей, по имени другого поэта – друга Н.П. Огарева, также много лет проживавшего в Акшине.
В Старом Акшине сохранилось многое, что напоминает жизнь и труды Н.П. Огарева. В народе помнят любимую аллею поэта в акшинском фруктовом саду и называют её огаревской. В Акшине находятся могилы отца Огарева - Платона Богдановича, жены – писательницы Натальи Алексеевны Тучковой – Огаревой, её отца декабриста Алексея Алексеевича Тучкова, друга Герцена и Огарева Николая Михайловича Сатина.
Вблизи шиповник алый цвел,
Стояла темных лип аллея.
Н.П. Огарев, «Обыкновенная повесть», 1842 г.
Позднее И.А. Бунин назовет цикл рассказов и рассказ этой огаревской строкой - «Темные аллеи».
Огарев писал, что в Акшине у него «все родное»:
Чтение отрывков из стихотворения «Желание покоя»;
«Опять они, мои мечты…»;
«Хорош мой скромный белый дом…»;
«Опять душа тоски полна…
И просит прежнего покоя;
Привыкла там любить она,
Там гроб отца, там все родное…»
Страницы жизни творчества Н.П. Огарева.
Сообщения учащихся.(Защита проектов)
Задание: прослушать сообщения, просмотреть презентации составить план, сделать краткие записи.
План
1. Детство и отрочество поэта-«Дом в тишине полей»
2.Пейзажная лирика Огарева.
3. Идейные и творческие искания 1830-х годов-«…Мы общество должны составить втайне»
4.Философская лирика Огарева
5..В революционной эмиграции. «Я отпущен в страны чужие..»
6.«В краю родном»-тема родины в лирике Н.П.Огарева
7.Огарев и Герцен. «Ты мне один остался неизменный»
8.Огарев и музыка…
9Последние годы жизни… «Взываю к родине с моей чужбины вольной..»
А знаете ли вы?
- В Акшине Огарев закладывает на площади пяти гектаров сад, строит оранжереи, в которых выращивает различные фрукты, вплоть до абрикосов, персиков, винограда.
- Разрабатывает план организации фермы-школы для обучения детей крестьян.
- Изучает медицину, открывает в Старом Акшине больницу. Не одну сотню крестьян спас Николай Платонович в 1847 г., когда вокруг Акшина на сотню километров бушевала холера.
- Живя в Акшине, он был хорошо знаком с жизнью мордвы окрестных сел и деревень. Отсюда черпал наблюдения, создавая образ мордвина в повести «Гулевой».
- Старое Акшино расположено в красивой местности: с востока, севера и запада его окаймляют большие массивы лип, берез, дубняка; на юге раскинулись равнинные плодородные поля; на юго-запад уходит гряда небольших холмов. Этот живописный пейзаж поэт запечатлел во многих своих произведениях.
Н.П. Огарев – художник. Рассмотрим его «Пейзаж. 1834».
Рисование как попытка закрепить музыкально-архитектурную форму слова было чрезвычайно распространено в то время. Отсюда и тот расцвет писательского рисования, которым отмечена эпоха. Вспомните имена: И.И. Дмитриев, И.А. Крылов, В.Ф. Одоевский, Ф.И. Тютчев, Д.В. Веневитинов, Н.П. Огарев.
Выводы по уроку
Особенности лирики Н.П. Огарева.
Раннее творчество. 1830 - 1850 гг. Стихи просты, непримечательны, лишены драматизма. Характерно стремление к реализму, к сюжетной лирике, лиризм, светлая грусть.
Поздний период 1850 - 1860 гг. Поэт стремится откликнуться на каждое политическое событие. Стихи выполняют агитационную роль, звучат призывно. Поэтизируется человек решительный, боевой. Характерен высокий язык, декламационные интонации.
Строй авторской речи – афористичность стиха, повторы, анафора, высокая лексика, восклицания.
Тематика: общественно-политические стихи, стихи о дружбе, о любви, о родине, о родной природе.
В стихах Н.П. Огарева нашли отражение живые человеческие чувства, характерные переживания дворянского интеллигента, «сладкие мечты», которые не свершились. В этом отношении Огарев близок М.Ю. Лермонтову. Но, в отличие от Лермонтова, ему почти чужда горькая ирония над самим собой.
Отзыв о стихотворении.
План
1. Какую картину представляешь, читая стихотворение?
2. Какие поэтические строки, эпитеты, сравнения кажутся наиболее точными, необычными, помогающими ярко увидеть нарисованную картину?
3. Какие слова помогают лучше понять чувства поэта, выраженные в стихотворении?
4. Каким настроением проникнуто стихотворение?
5. Какова композиция стихотворения?
6. Каким размером написано?
7. Какая рифма используется поэтом? Почему стихотворение отличается напевностью?
8. Какой отзвук находит стихотворение в твоей душе: о чем напоминает, какие будит мысли?
9. С какой из картин художников перекликается стихотворение? В чем выразилось искусство поэта и художников, сумевших запечатлеть ускользающее мгновение жизни природы?
Подведение итогЗаключительное слово.
Общественно-политическая и литературная деятельность Н.П. Огарева высоко оценивалась его современниками. В 1856 г. великий русский критик Н.Г. Чернышевский писал: «Холодно будут… вспоминать или вовсе не будут вспоминать о многих из поэтов, кажущихся нам теперь достойными панегириков, но с любовью будет произноситься имя Огарева, и позабыто оно будет разве тогда, когда забудется наш язык».
До сих пор передают акшинцы из поколения в поколение предания о своем славном земляке. В Саранске именем Н.П. Огарева названы мордовский госуниверситет и одна из улиц. Поэту поставили памятник перед зданием университета. Открыт музей Н.П. Огарева.
В одном из ранних стихотворений поэт писал:
Я думал – и постиг,
Что Божий мир спокоен, ясен,
Что в жизни каждый миг прекрасен,
Что в жизни каждый миг велик.
«Разорванность», 1841 - 1842 гг.
Видеть красоту мира, природы, величие жизни завещал нам Н.П. Огарев, пронесший через все годы безграничную любовь к своему Отечеству.
Обращаясь к вам, молодым, поэт оставил наказ, слова которого выбиты на одном из корпусов мордовского госуниверситета имени:
Учись! Пойми, что знание есть власть,
Умей страдать вопросом и сомнением,
Умей людей любить с благоговеньем
И претворяй бунтующую страсть
В смысл красоты и веры благородной;
Живи умно, как человек свободный.
Задание на дом: написать сочинение-отзыв об одном из стихотворений Н.П. Огарева.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок - исследование: «Свинцовые мерзости русской жизни» в повести М.Горького «Детство».
Для успешной организации исследовательской деятельности на уроке необходимо тщательно продумывать формы уроков. Это может быть и урок - творческий отчет, и урок - ролевая игра, и урок-исследование, и ...
Урок русского языка в 7 классе по теме «Слова категории состояния» (урок-исследование)
Представленный урок является первым из четырёх в теме «Слова категории состояния как части речи». Разработан на основе учебника русского языка для 7 класса М.Т. Баранова и Т.А. Ладыженской с использов...
Презентация к уроку русского языка в 7 классе по теме «Слова категории состояния» (урок-исследование)
Электронное приложение к уроку «Слова категории состояния» разработано в программе Microsoft Office - Power Point для демонстрации при помощи мультимедийного проектора. Используется учителем по ходу...
Урок русского языка в 5 классе (урок-исследование) "Подумайте только, как много Значений у слова… (Сколько лексических значений имеет слово?)"
Урок русского языка в 5 классе (урок-исследование) Тема: "Подумайте только, как много Значений у слова… (Сколько ...
«Жизнь и подвиг летчика-испытателя, дважды Героя Советского Союза полковника Амет-Хан Султана.» Последний полет героя. Урок -исследование. Автор: учитель русского языка и литературы
Этот урок мы посвящаем памяти летчика-испытателя, дважды Героя Советского Союза полковника Амет-Хан Султана. 95 лет со дня рожд...
Урок - исследование трудных слов.(Технологическая карта урока русского языка).
Технологическая карта урока разработана в соответствии с основными требованиями ФГОС ООО. Урок - исследование трудных по теме"Множественное число имён существительных"....
Урок - исследование «ИГУМЕН ЗЕМЛИ РУССКОЙ»
Преподобный Сергий Радонежский - Игумен земли Русской, наш духовный наставник. На данном занятии проводится исследование жизненного пути прославленного святого, что содействует воспитанию у учащихся л...