рабочая программа по литературе 6 класс
рабочая программа по литературе (6 класс) на тему
Программа содержит пояснительную записку, учебно-тематический план, содержание тем учебного курса, требования к уровню подготовки учащихся, список литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
6_klass_literatura.doc | 289 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Критовская средняя общеобразовательная школа
«Рассмотрено» Протокол № ______ от «__»________________2010 г. Руководитель МО гуманитарного цикла Куртова О. Я. _______________ | «Согласовано» Зам. директора по УР «__»________________2010 г. Царенко Е.А. _________________ | «Утверждено» Директор Приказ № ___ от «__»_______________2010 г. Зверева Е. И._____________ |
Рабочая программа учебного курса
«Литература» для 6 класса
Составила учитель русского языка и литературы
Куртова Оксана Ярославовна
2010 - 2011 учебный год
Раздел I. Пояснительная записка
Статус документа
Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 6-е издание, М. Просвещение 2005. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Структура документа
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.
Общая характеристика учебного предмета
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
- освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
- овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.
Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
Ведущая проблема изучения литературы в 6 классе – художественное произведение и автор, характеры героев.
Чтение произведение зарубежной литературы в 6 классе проводится в начале и в конце учебного года.
Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах.
В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.
Программа 6 класса рассчитана на 2 часа в неделю, 68 часов в год.
Раздел II. Учебно-тематический план
Всего в году – 68 часов
Содержание | Кол-во часов |
Введение | 1 |
Устное народное творчество | 3 |
Из древнерусской литературы | 2 |
Из литературы ХVIII века | 3 |
Из литературы XIX века. | 34 |
Из литературы XX века. | 17 |
Из зарубежной литературы. | 8 |
ИТОГО | 68 |
Раздел III. Содержание тем учебного курса
Введение (1 ч)
Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (3 ч)
Обрядовый фольклор (1ч)
Произведения обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение обрядового фольклора.
Пословицы и поговорки. Загадки (2 ч)
Малые жанры устного народного" творчества. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афористичность загадок.
Теория литературы. Обрядовый фольклор (начальные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки, загадки.
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (2 ч)
«Повесть временных лет» (1 ч)
«Сказание о белгородском киселе» (1 ч)
Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума находчивости).
Теория литературы. Летопись (развитие представления)
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (3 ч)
Русские басни. Иван Иванович Дмитриев (1 ч)
Рассказ о баснописце. «Муха». Противопоставление труда и безделья. Присвоение чужих заслуг. Смех над ленью и хвастовством. Особенности литературного языка 18 века.
Теория литературы: Мораль в басне, аллегория, иносказание.
Иван Андреевич Крылов (2 ч)
Краткий рассказ о писателе-баснописце.
Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осел и Соловей». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» - пример критики мнимого «механика мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осел и Соловей» - комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства.
Теория литературы. Басня. Аллегория (развитие представлений).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХIХ ВЕКА (34 ч)
Александр Сергеевич Пушкин (9 ч)
Краткий рассказ о писателе. «Узник» вольнолюбивые устремления поэта. Народно - поэтический колорит стихотворения. «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи.
«И. И. Пущину».Светлое чувство дружбы — помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания. «Зимняя дорога». Приметы зимнего пейзажа (волнистые туманы, луна, зимняя дорога, тройка, колокольчик однозвучный, песня ямщика), навевающие грусть. Ожидание домашнего уюта, тепла, нежности любимой подруги. Тема жизненного пути.
«Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный прием.
«Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Прием антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая в композиции повести.
«Выстрел». Образ мнимого романтика-мстителя и его критика Пушкиным. Мастерство композиции и повествования: три выстрела и три рассказа о них, переданные разными лицами и в разном освещении. Эпилог повести (из двух повестей изучается одна по выбору учителя и учащихся).
«Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский - старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям.
Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание (начальные представления).
Михаил Юрьевич Лермонтов (4 ч)
Краткий рассказ о поэте «Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Прием сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации.
«Листок», «На севере диком...», «Утес», «Три пальмы» Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности сражения темы одиночества в лирике Лермонтова.
Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные понятия). Поэтическая интонация ( начальные представления).
Иван Сергеевич Тургенев (4 ч)
Краткий рассказ о писателе.
«Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин природы в рассказе.
Федор Иванович Тютчев (2 ч)
Рассказ о поэте.
Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело...». Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья» — символ краткой, но яркой жизни. «С поляны коршун поднялся...». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полет коршуна и земная обреченность человека.
Афанасий Афанасьевич Фет (2 ч)
Рассказ о поэте.
Стихотворения: «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Опять незримые усилья...», «Еще майская ночь», «Учись у них — у дуба, у березы...». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер лирики и ее утонченный психологизм. Мимолетное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообразом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэтической речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.
Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия).
Николай Алексеевич Некрасов (4 ч)
Краткий рассказ о жизни поэта.
Историческая поэма «Дедушка». Изображение декабриста в поэзии. Героизация декабристской темы и поэтизация христианской жертвенности в исторической поэме.
«Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ — созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотворении.
Теория литературы. Стихотворные размеры (закрепление понятия). Диалог. Строфа (начальные представления).
Николай Семенович Лесков (4 ч)
(Краткий рассказ о писателе.
«Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Горькое чувство от его униженности и бесправия. Едкая насмешка над царскими чиновниками. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования.
Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представления).
Антон Павлович Чехов (2 ч)
Краткий рассказ о писателе.
«Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали.
Теория литературы. Юмор (развитие понятия).
Родная природа в стихотворениях русских поэтов (3 ч)
Я. Полонский. «По горам две хмурых тучи...», «Посмотри, какая мгла...»;
Е. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град...»;
А. Толстой. «Где гнутся над нутом лозы...».
Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике.
Теория литературы. Лирика как род литературы развитие представления).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (17)
Андрей Платонович Платонов (2 ч)
Краткий рассказ о писателе.
«Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А. Платонова.
Александр Степанович Грин (2 ч)
Краткий рассказ о писателе.
«Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отношение автора к героям.
Михаил Михайлович Пришвин (3 ч)
Краткий рассказ о писателе.
«Кладовая солнца». Вера писателя в человека, доброго и мудрого хозяина природы. Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши. Одухотворение природы, ее участие в судьбе героев. Смысл рассказа о ели и сосне, растущих вместе. Сказка и быль в «Кладовой солнца». Смысл названия произведения.
Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов.
Произведения о Великой Отечественной войне (5 ч)
К. М. Симонов «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; Н. И. Рыленков. «Бой шел всю ночь...»; Д. С. Самойлов. «Сороковые» (1 ч)
Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний.
Виктор Петрович Астафьев (2 ч)
Краткий рассказ о писателе.
«Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа — честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности использования народной речи.
Теория литературы. Речевая характеристика героя.
Валентин Григорьевич Распутин (2 ч)
Краткий рассказ о писателе.
«Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика.
Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие понятий). Герой-повествователь (развитие понятия).
Николай Михайлович Рубцов (1 ч)
Краткий рассказ о поэте.
«Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова.
Фазиль Искандер (1 ч)
Краткий рассказ о писателе.
«Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.
Родная природа в русской поэзии XX века (1 ч)
А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...»
С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша»;
А.. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...».
Чувство радости и печали, любви к родной природе родине в стихотворных произведениях поэтов XX век Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родне природы.
Писатели улыбаются (1 ч)
В. М. Шукшин. Слово о писателе. Рассказы «Срезал», «Критики».Особенности шукшинских героев-чудиков, правдоискателей, праведников. Человеческая открытость миру как синоним незащищенности. Образ «странного» героя в литературе.
Из литературы народов России (1 ч)
Габдулла Тукай. «Родная деревня», «Книга».
Кайсын Кулиев. «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы малым ни был мой народ…».
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (8 ч)
Мифы народов мира (1 ч)
Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла: «Скотный двор царя Авгея», «Яблоки Гесперид
Геродот. «Легенда об Арионе» (1 ч)
Теория литературы: Миф. Отличие мифа от сказки.
Фридрих Шиллер (1 ч)
Рассказ о писателе.
Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь — герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь.
Проспер Мериме (1 ч)
Рассказ о писателе.
Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с ее порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение.
Марк Твен (1 ч)
«Приключения Гекльберри Финна». Сходство и различие характеров Тома и Гека, их поведение в критических ситуациях. Юмор в произведении.
Антуан де Сент-Экзюпери (1 ч)
Рассказ о писателе.
«Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Чистота восприятий мира как величайшая ценность. Утверждение всечеловеческих истин. (Для внеклассного чтения).
Теория литературы. Притча (начальные представления).
Произведения для заучивания наизусть.
А.С. Пушкин. Узник. И.И. Пущину. Зимнее утро.
М.Ю. Лермонтов. Парус. Тучи. «На севере диком…». Утес.
Н.А. Некрасов «Железная дорога» (фрагменты)
Ф.И. Тютчев. «Неохотно и несмело...»
А.А. Фет. «Ель рукавом мне тропинку завесила…»
А.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист…»
А.А. Блок. Летний вечер.
А.А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие…»
1 – 2 стихотворения по теме «Великая Отечественная война.
Произведения для самостоятельного чтения.
Мифы, сказания, легенды народов мира.
Гомер. «Илиада». «Одиссея».
Русские народные сказки. Сказки народов мира.
Из русской литературы XVIII века
Г. Р. Державин. «Лебедь».
Из русской литературы XIX века
К. Н. Батюшков. «На развалинах замка в Швеции».
Д. В. Давыдов. «Партизан».
Ф. Н. Глинка. «Луна». «Утро вечера мудренее». «Москва2.
А. С. Пушкин. «Жених». «Во глубине сибирских руд...». «Выстрел».
К. Ф. Рылеев. «Державин».
Е. А. Баратынский. «Родина».
Н. М. Языков. «Родина». «Настоящее». «Две картины».
Ф. И. Тютчев. «Сон на море». «Весна». «Как весел грохот летних бурь...».
А. В. Кольцов. «Не шуми ты, рожь...». «Лес».
М. Ю. Лермонтов. «Воздушный корабль». «Русалка». «Морская царевна».
А. Н. Майков. «Боже мой! Вчера — ненастье...». «Сенокос». «Емшан».
И. С. Тургенев. «Хорь и Калиныч».
Н. А. Некрасов. «Влас».
Ф. М. Достоевский. «Мальчик у Христа на елке».
Н. С. Лесков. «Человек на часах».
Л. Н. Толстой. «Хаджи-Мурат».
А. П. Чехов. «Беззащитное существо». «Жалобная книга».
Из русской литературы XX века
К. Г. Паустовский. «Бакенщик». «Растрепанный воробей».
В. К. Железников. «Чудак из шестого «Б». «Путешественник с багажом». «Хорошим людям — доброе утро».
А. А. Лиханов. «Последние холода».
В. П. Астафьев. «Деревья растут для всех».
М. М. Пришвин. «Таинственный ящик». «Синий лапоть». «Лесная капель».
В. П. Крапивин. «Брат, которому семь». «Звезды под дождем».
Из зарубежной литературы
Э. По. «Овальный портрет».
М. Твен. «История с привидением».
О. Генри. «Вождь краснокожих».
А. Конан Дойл. «Горбун».
Г. Честертон. «Тайна отца Брауна».
Раздел IV. Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 6 класса
В результате изучения литературы ученик должен знать/понимать:
- содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
- наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
- основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
- основные теоретико-литературные понятия;
уметь:
- работать с книгой
- определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
- выявлять авторскую позицию;
- выражать свое отношение к прочитанному;
- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
- владеть различными видами пересказа;
- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
практическое направление:
- создавать связный текст (устный и письменный) на необходимую тему с учётом норм русского литературного языка;
- определять свой круг чтения и давать оценку литературному произведению;
- находить нужную информацию о литературе, о конкретном произведении и его авторе, используя справочную литературу, периодику, телевидение, ресурсы Интернета.
Раздел V. Перечень учебно-методического обеспечения
Основная литература
- Коровина В. Я. Программы общеобразовательных учреждений. Литература 5 – 11 классы – М.: Просвещение, 2005.
- Коровина В. Я. Т. Литература 6 класс – М.: Просвещение, 2008.
Дополнительная литература
- Поурочные разработки. Автор Н. В. Егорова, М., 2005
- Поурочные разработки по зарубежной литературе 5 – 9 классы. Автор Н. В. Егорова, М., 2004
Раздел VI. Календарно-тематическое планирование
№ у р о к а | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки учащихся | Форма контроля | Теория литера-туры | Словарная работа | Дата проведе-ния | Коррек-тировка плана |
1 | Введение. Художественное произведение и автор: основные понятия. Знакомство с учебником. | 1 | Лекция, беседа, работа с книгой. | Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герои. Прототип. Выражение авторской позиции. Выявление уровня литературного развития учащихся | Знать: литература как особая форма позна-ния действительнос-ти; автор и герой в литературном произ-ведении; литература и другие виды искус-ства; Уметь: задать воп-рос, принять участие в обсуждении | |||||
Устное народное творчество (3 ч) | ||||||||||
2(1) | Обрядовый фольклор. | 1 | Рассказ учителя с элементами беседы | Произведения обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение обрядового фольклора. | Знать: понятие об-рядового фольклора; его основные жанры: колядки, масленич-ные песни, весенние, летние и осенние песни; Уметь: анализиро-вать содержание, тематику и поэтику обрядовых песен. | Обрядовый фольклор. | ||||
3(2) | Пословицы и по-говорки как малый жанр фольклора. Их народная мудрость. | 1 | Комбинированный урок | Малые жанры устного народного" творчества. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. | Знать: понятия по-словицы и поговор-ки, тематическое многообразие пословиц и поговорок; народная мудрость в по-словицах. Уметь: отличать пословицу от пого-ворки; использовать пословицы в речи, толковать их прямой и переносный смысл | Проверочная работа | Малые жанры фольклора: пословицы, поговорки | |||
4(3) | Загадки. Афорис-тичность загадок. | 1 | Урок закрепления знаний | Загадки как малый жанр фольклора. Афористичность загадок | Знать: загадки, тема-тическое многооб-разие загадок; Уметь: осуществлять поиск необходимой информации, делать выборку и готовить сообщение | Загадки | ||||
Из древнерусской литературы (2 ч) | ||||||||||
5(1) | Русская летопись «Повесть временных лет». | 1 | Рассказ учителя, беседа, устное рисование, чтение | Русские летописи. Исторические события и вымысел. Отражение народных идеалов в летописях | Знать: жанры древнегреческой литературы; летопись. Уметь: характеризовать содержание и проблематику “Повести временных лет”. | Летопись | ||||
6(2) | «Сказание о белгородском киселе» | 1 | Комбинированный урок | Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума находчивости). | Знать: сказание как летописный жанр; содержание “Сказания о Белгородском киселе”. Уметь: выполнять художественный пересказ текста | Пересказ текста | ||||
Из русской литературы XVIII века (3 ч) | ||||||||||
7(1) | Русские басни. И.И.Дмитриев. «Му-ха». | 1 | Рассказ учителя, беседа, чтение. | Рассказ о баснописце. «Муха». Противопоставление тру-да и безделья. Присво-ение чужих заслуг. Смех над ленью и хвас-товством. Особенности литературного языка 18 века. | Знать: творчество баснописца, представление о басне; Уметь: выразительно читать текст | Выразительное чтение | Мораль в басне | |||
8(2) | И. А. Крылов | 1 | Изучение нового материала | Краткий рассказ о писателе-баснописце. Басни «Листы и Корни», «Ларчик», Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» - пример критики мнимого «механика мудреца» и неумелого хвастуна. | Знать: творчество баснописца, представление о басне; Уметь: выразительно читать текст | Аллегория, иносказание | ||||
9(3) | «Осел и Соловей»: комическое изображение «зна-тока», не понимаю-щего истинного ис-кусства. | 1 | Комбинированный урок | Басня «Осел и Соловей» - комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства. | Уметь: говорить на тему, пользоваться терминологией изучаемого материала | Наизусть басню | ||||
Из русской литературы XIX века (34 ч) | ||||||||||
10(1) | А. С. Пушкин. Слово о поэте | 1 | Изучение нового материала | Краткий рассказ о писателе. «Узник» - вольнолюбивые устремления поэта. Народно - поэтический колорит стихотворения. | Знать: вольнолюби-вый характер сти-хотворения; инто-национная окраска стихотворения; Уметь: вырази-тельно читать; вступать в речевое общение | Эпитет, метафора | ||||
11(2) | А. С. Пушкин «Зимнее утро» | 1 | Изучение лирического произведения | «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи. | Знать: двусложные размеры стиха; по-нятие об антитезе в стихотворении «Зимнее утро»; Уметь: характери-зовать используе-мые в поэтическом тексте стилисти-ческие средства, фигуры речи; ха-рактеризовать композицию | Наизусть стих | ||||
12(3) | А. С. Пушкин «И. И. Пущину», «Зимняя дорога». | 1 | Комбинированный урок | «И. И. Пущину».Светлое чувство дружбы — помощь в суровых испытаниях. Худ. особен-ности стихотворного послания. «Зимняя дорога». Приметы зимнего пейзажа (волнис-тые туманы, луна, зимняя дорога, тройка, колоколь-чик однозвучный, песня ямщика), навевающие грусть. Ожидание домашнего уюта, тепла, нежности любимой подруги. Тема жизненного пути. | Знать: двусложные размеры стиха; Уметь: характери-зовать используе-мые в поэтическом тексте стилисти-ческие средства, фигуры речи; ха-рактеризовать композицию | Наизусть стих | ||||
13(4) | А. С. Пушкин «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». | 1 | Изучение нового материала | «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный прием. «Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Прием антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая в композиции повести. | Знать: содержание текстов, историю создания; Уметь: выполнять художественный пересказ отдельных эпизодов. | Пересказ | Композиция | |||
14(5) | А. С. Пушкин «Выстрел» | 1 | Урок-анализ | «Выстрел». Образ мнимого романтика-мстителя и его критика Пушкиным. Мастерство композиции и повествования: три выстрела и три рассказа о них, переданные разными лицами и в разном освещении. Эпилог повести (из двух повестей изучается одна по выбору учителя и учащихся). | Знать: худ. особенности повес-тей; идейное содер-жание. Уметь: отстаивать свою точку зрения; проводить сопоста-вительный анализ образов. | |||||
15(6) | А. С. Пушкин. Роман «Дубровский». | 1 | Изучение нового материала | «Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский - старший и Троекуров. | Знать: понятия “сюжет” и “композиция”; роман как один из эпических жанров литературы; историческую подоплеку Уметь: составлять план событий, говорить о композиции романа; анализировать некоторые эпизоды, приводить в примеры, цитаты, отстаивать свою точку зрения. | Пересказ глав | ||||
16(7) | Анализ эпизода «Пожар в Кистеневке». | 1 | Аналитическое чтение, беседа, устное рисование | Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. | Знать: содержание главы. Уметь: анализировать текст, задавать вопросы и давать ответы | Анализ эпизода | ||||
17(8) | Романтическая исто-рия любви Владими-ра Дубровского и Маши Троекуровой. | 1 | Урок - практикум | Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям. | Знать: характеристику героев, содержание глав. Уметь: анализировать текст, давать оценку прочитанному | Тест | ||||
18(9) | Подготовка к домашнему сочине-нию «Защита челове-ческой личности в романе А.С.Пушкина «Дубровский». | 1 | Урок развития речи | Анализ текста, анализ планов, выбор эпизодов для сочинений | Знать: содержание текста Уметь составлять связный текст на заданную тему | Сочинение | ||||
19(10) | М. Ю. Лермонтов. Слово о поэте | 1 | Изучение нового материала | Краткий рассказ о поэте. «Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Прием сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации. | Знать: факты био-графии, содержание и тематику сти-хотворений. Уметь: вырази-тельно читать сти-хотворный текст | Антитеза, размеры стиха, | ||||
20(11) | Мотив одиночества в стихотворениях Лермонтова «Листок», «На севере диком…», «Утес». | 1 | Изучение лирического произведения | «Листок», «На севере диком...», «Утес», «Три пальмы» Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности сражения темы одиночества в лирике Лермонтова. | Знать: понятия «антитеза», «мета-фора»; мотивы ли-рики поэта; трех-сложные размеры Уметь: вырази-тельно читать по-этический текст; характеризовать стилистические средства | Наизусть стих | Поэтическая интонация | |||
21(12) | М.Ю.Лермонтов «Три пальмы». Раз-рушение красоты и гармонии человека с миром. | 1 | Урок – анализ | М.Ю.Лермонтов «Три пальмы». Разрушение красоты и гармонии человека с миром. | Знать: понятия «антитеза», «мета-фора»; мотивы ли-рики поэта; трех-сложные размеры Уметь: вырази-тельно читать по-этический текст; характеризовать стилистические средства | Выразительное чтение | ||||
22(13) | Подготовка к сочинению по анализу одного сти-хотворения М.Ю. Лермонтова. | 1 | Урок развития речи | Сочинению по анализу одного стихотворения М.Ю. Лермонтова. | Анализ текста и устного высказывания. Умение вступать в речевое общение | Сочинение | ||||
23(14) | И.С.Тургенев. Слово о писателе | 1 | Изучение нового материала | Краткий рассказ о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. | Знать: биографию писателя, содержание цикла рассказов «Записки охотника»; Уметь: выразительно читать эпизоды, составлять конспект. | |||||
24(15) | И.С.Тургенев. «Бежин луг». | 1 | Комбинированный урок | «Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. | Знать: содержание понятия «пейзаж»; портреты героев как средство изо-бражения их харак-теров. Уметь: составлять тезисы и план про-читанного; владеть различными видами пересказа. | Пересказ рассказа | ||||
25(16) | Роль картин природы в рассказе «Бежин луг». | 1 | Урок- анализ | Роль картин природы в рассказе. | Знать: содержание понятия «пейзаж»; портреты героев как средство изо-бражения их харак-теров. Уметь: выявлять роль психологической детали, авторскую позицию; исследо-вать речевую ха-рактеристику героев | Рисование иллюстраций | ||||
26(17) | Урок – практикум «И.С.Тургенев – мастер портрета и пейзажа» | 1 | Урок- практикум | Урок – практикум «И.С.Тургенев – мастер портрета и пейзажа» | Знать: содержание текста, худ. особенности рассказа. Уметь: выполнять художественный пересказ отдельных эпизодов, отстаивать свою точку зрения. | Тест | ||||
27(18) | Ф. И. Тютчев. Рассказ о поэте | 1 | Комбинированный урок | Рассказ о поэте. Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело...». Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья» — символ краткой, но яркой жизни. | Знать: факты био-графии, содержание и тематику сти-хотворений. Уметь: вырази-тельно читать сти-хотворный текст | |||||
28(19) | «С поляны коршун поднялся…». Судь-ба человека и судьба коршуна. | 1 | Урок- анализ | «С поляны коршун поднялся...». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полет коршуна и земная обреченность человека | Знать: роль антитезы в стихотворении. Уметь: выразительно читать поэтический текст | Наизусть стих | ||||
29(20) | А.А.Фет. Слово о поэте | 1 | Комбинированный урок | Рассказ о поэте. Стихотворения: «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Опять незримые усилья...», «Еще майская ночь», Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер лирики и ее утонченный психологизм. Мимолетное и неуловимое как черты изображения природы. | Знать: факты био-графии, содержание и тематику сти-хотворений. Уметь: вырази-тельно читать сти-хотворный текст | Пейзажная лирика | ||||
30(21) | Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. «Учись у них – у дуба, у березы…». | 1 | Урок- анализ | «Учись у них — у дуба, у березы...». Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообразом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэтической речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике | Знать: о роли детали в поэтическом тексте. Уметь: анализиро-вать поэтический текст | Наизусть стих | ||||
31(22) | Н.А.Некрасов. Краткий рассказ о жизни поэта | 1 | Комбинированный урок | Н. А. Некрасов. Рассказ о жизни поэта. «Железная дорога», «Дедушка».
| Знать: факты жизни и творчества Некрасова; содержание стихотворения; обличительный пафос стихотворения. Уметь: определять тематику произведения; особенности языка и стиля. | Стихотворные размеры. Диалог. Строфа | ||||
32(23) | Н.А.Некрасов. «Же-лезная дорога». | 1 | Комбинированный урок | «Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ — созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. | Знать: содержание стихотворения; обличительный пафос стихотворения. Уметь: определять тематику произведения; особенности языка и стиля. | Наизусть стих (отрывок) | ||||
33(24) | Своеобразие композиции стихотворения Н.А.Некрасова «Железная дорога | 1 | Урок- анализ | Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотворении. | Знать: своеобразие композиции: эпиграф, диалог-спор, сочетание реальности и фан-тастики; роль пей-зажа, в организации поэтического текста; трехсложные размеры стиха Уметь: определять тематику произве-дения; особенности языка и стиля; определять размер стихотворения | |||||
34(25) | Н.А.Некрасов. Историческая поэма «Дедушка». Декабристская тема в творчестве Н.А.Некрасова. | 1 | Комбинированный урок | Историческая поэма «Дедушка». Изображение декабриста в поэзии. Героизация декабристской темы и поэтизация христианской жертвенности в исторической поэме. | Знать: о реализации декабристской темы в творчестве Некрасова Уметь: выразительно читать текст | Выразительное чтение | ||||
35(26) | Н. С. Лесков Рассказ о писателе. Сказ «Левша». Особенности сказа. | 1 | Изучение нового материала | Н. С. Лесков Рассказ о писателе. «Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Горькое чувство от его униженности и бесправия. Едкая насмешка над царскими чиновниками. | Знать: сказ, особенности сказа, идейный смысл произведения; автор и сказитель (рассказчик) в сказе. Уметь: характери-зовать идейное со-держание произве-дения | Сказ. Ирония | ||||
36(27) | Судьба Левши. | 1 | Комбинированный урок | Характеристика героя - Левши | Знать: понятие «речевая характеристика». Уметь: выполнять художественный пересказ эпизодов; выполнять характе-ристику героя, | Тест | ||||
37(28) | Особенности языка повести Н.С. Лескова «Левша». | 1 | Урок- практикум | Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования. | Знать: фольклорные элементы в сказе, «цитата». Уметь: характеризовать язык и стиль писателя; составлять цитатный план произведения | Кроссворд | ||||
38(29) | Изложение на тему “Левша в гостях у англичан”. | 1 | Урок развития речи | Создание письменных высказываний, адекватно передающих информацию с заданной степенью свернутости | Знать: содержание главы ; Уметь: определять тему, основную мысль текста, озаглавливать текст; писать подробное изложение. | Изложение | ||||
39(30) | А. П. Чехов Краткий рассказ о писателе. | 1 | Урок изучения нового материала | А. П. Чехов Краткий рассказ о писателе. «Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали. | Знать: сведения из биографии Чехова; жанр юмористичес-кого рассказа; при-рода смешного в рассказах Чехова. Уметь: характеризовать поэтику и стиль | Юмор | ||||
40(31) | А. П. Чехов. Рассказы “Лошадиная фамилия”. “Смерть чиновника”. | 1 | Урок внеклассного чтения | А.П.Чехов – автор юмористических рассказов. «Лошадиная фамилия» | Знать: анекдот, притча, юмор, сатира, комическое, приемы изображения комического; композиционные особенности рассказа. Уметь: характеризовать стилистические особенности и идейное содержание текстов; характеризовать композицию. | Пересказ текста | ||||
41(32) | Родная природа в стихотворениях русских поэтов Я. Полонский. | 1 | Изучение лирического произведения | Родная природа в стихотворениях русских поэтов Я. Полонский. «По горам две хмурых тучи...», «Посмотри, какая мгла...»; Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. | Знать: поэтов XIX–ХХ веков: Фета, Баратынского, Никитина, Тютчева, Полонского, Мережковского и Майкова. Уметь: анализировать лирическое произведение, находить языковые средства выразительности. | Наизусть стих | Лирика | |||
42(33) | Е. Баратынский, А. Толстой о родной природе
| 1 | Урок – концерт | Е. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град...»; А. Толстой. «Где гнутся над нутом лозы...». Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике. | Знать: художест-венные средства, передающие сос-тояние природы и человека в пейзаж-ной лирике; лирика как род литературы. Уметь: анализи-ровать лирическое произведение, на-ходить языковые средства вырази-тельности | Наизусть стих | ||||
43(34) | Обобщающий урок по теме «Литература XlX века» | 1 | Комбинированный урок | Историко-культурные сведения; биографические сведения о писателях; содержание произведений; изученные теоретико-литературные понятия. | Знать: историко-культурные сведе-ния; биографические сведения о писатлях; содержание произве-дений; изученные теоретико-литературные понятия. Уметь: выразитель-но читать фрагменты текста; владеть навы-ками пересказа; да-вать характеристику герою; анализиро-вать текст; сопос-тавлять эпизоды и героев разных произведений. | Проверочная работа | ||||
Из русской литературы XX века (16 ч) | ||||||||||
44(1) | А. П. Платонов Краткий рассказ о писателе | 1 | Комбинированный урок | А. П. Платонов Краткий рассказ о писателе. «Неизвестный цветок». | Знать: сведения из биографии писателя; образную систему рассказа; авторское отношение к изображаемому. Уметь: откликнуться на прочитанное, высказать свою точку зрения, ана-лизировать | |||||
45(2) | Анализ эпизодов рассказа | 1 | Урок - анализ | «Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А. Платонова. | Знать: содержание рассказа; образную систему рассказа Уметь: выразитель-но читать фрагменты текста; владеть навы-ками пересказа; ана-лизировать текст; | Тест | ||||
46(3) | А. С. Грин Краткий рассказ о писателе. | 1 | Комбинированный урок | А. С. Грин Краткий рассказ о писателе. «Алые паруса | Знать: содержание повести; авторская позиция в про-изведении. Уметь: выделять и формулировать тему, идею, проблематику повести; владеть различными видами пересказа | |||||
47(4) | А. Грин «Алые паруса» | 1 | Урок - анализ | «Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отношение автора к героям. | Знать: содержание повести. Уметь: выделять и формулировать тему, идею, проблематику повести, владеть различными видами пересказа. Понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою; сопоставлять эпизоды произведения, сравнивать героев | Кроссворд | ||||
48(5) | М.М.Пришвин. Рассказ о писателе. «Кладовая солнца». | 1 | Урок изучения нового материала | М. М. Пришвин Краткий рассказ о писателе. «Кладовая солнца». Вера писателя в человека, доброго и мудрого хозяина природы. Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши. | Знать: биографи-ческие сведения о Пришвине; жанр «сказка-быль». Уметь: давать ха-рактеристику героям | Пересказ текста | Символическое содержание пейзажных образов | |||
49(6) | Образ природы в сказке-были М.М. Пришвина «Кладо-вая солнца». | 1 | Комбинированный урок | Одухотворение природы, ее участие в судьбе героев. Смысл рассказа о ели и сосне, растущих вместе. Сказка и быль в «Кладовой солнца». Смысл названия произведения. | Знать: особенности композиции; символическое со-держание пейзаж-ных образов; ос-новная мысль про-изведения; фило-софский смысл названия. Уметь: проводить сопоставительный анализ героев, эпизодов; выражать свое отношение к прочитанному; характеризовать художественное своеобразие сказки; обсуждать нравственные воп-росы, поставленные в произведении | Тест | ||||
50(7) | Подготовка к сочине-нию «Человек и природа в сказке-были М.М.Пришви-на «Кладовая сол-нца». | 1 | Урок развития речи | Классное сочинение "Человек и природа в сказке-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца | Совершенствовать письменную речь учащихся, умение доказывать свою мысль | Сочинение | ||||
51(8) | Произведения о Великой Отечественной войне | 1 | Комбинированный урок | К. М. Симонов «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; Н. И. Рыленков. «Бой шел всю ночь...»; Д. С. Самойлов. «Сороковые» Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний. | Знать: факты био-графии Симонова, Самойлова; лири-ческие произведения о ВОВ. Уметь: вырази-тельно читать сти-хотворные тексты; осмыслять тематику, нравственные аспекты произве-дений | |||||
52(9) | В. П. Астафьев Рассказ о писателе. «Конь с розовой гривой». | 1 | Комбинированный урок | В. П. Астафьев Краткий рассказ о писателе. «Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. | Знать: факты био-графии писателя; признаки рассказа как жанра; понятия «сюжет», «конф-ликт». Уметь: проводить анализ отдельных эпизодов; характе-ризовать сюжетную линию произведения | Кроссворд | Речевая характеристика героя | |||
53(10) | Самобытность героев рассказа «Конь с розовой гривой». Нравственные проблемы рассказа. | 1 | Урок - анализ | Нравственные проблемы рассказа — честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности использования народной речи. | Знать: понятие «художественной детали»; пейзаж и его роль в произве-дении; речевая ха-рактеристика героя. Уметь: выражать свое отношение к прочитанному, по-стичь нравственные проблемы, затрону-тые в произведении | Пересказ рассказа | ||||
54(11) | В. Г. Распутин Краткий рассказ о писателе. | 1 | Комбинированный урок | В. Г. Распутин Краткий рассказ о писателе. «Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. | Знать: факты био-графии писателя; от-ражение в рассказе послевоенной тема-тики; элементы ком-позиции (посвяще-ние, предисловие) и их назначение; при-емы характеристики героя. Уметь: характери-зовать героя; соста-влять устный портрет литературного героя; приводить примеры сравнений из других произведений; прово-дить сравнительный анализ образов | Рассказ, сюжет, герой-повествователь | ||||
55(12) | Нравственные проблемы рассказа В.Г.Распутина «Уроки французско-го». | 1 | Урок - анализ | Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика. | Знать: смысл назва-ния рассказа; поня-тия «рассказ», «сю-жет», «герой», «повествователь». Уметь: составлять устный портрет литературного героя; проводить сопоставительный анализ образов; характеризовать внутренние качества человека | Проверочная работа | ||||
56(13) | Н. М. Рубцов Рассказ о поэте. | 1 | Урок изучения нового материала | Н. М. Рубцов Краткий рассказ о поэте. «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова. | Знать: сведения о жизни и творчестве поэта; понятие «ассоциация»; поэтический мир поэта. Уметь: «видеть» роль художественной детали в тексте произведения | Наизусть стих | ||||
57(14) | Фазиль Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла». | 1 | Урок изучения нового материала | Фазиль Искандер Краткий рассказ о писателе. «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека. | Знать: факты био-графии писателя; содержание рас-сказа; роль юмора в повествовании. Уметь: характери-зовать художест-венные особенности рассказа; постичь нравственные проблемы, затронутые в про-изведении | Рисунок | ||||
58(15) | Родная природа в русской поэзии XX века | 1 | Урок -концерт | Родная природа в русской поэзии XX века А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...» С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша»; А.. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...». Чувство радости и печали, любви к родной природе родине в стихотворных произведениях поэтов XX век Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родне природы. | Знать: сведения о жизни и творчестве поэтов; темы лирики поэтов; понятие «аллитерация»; цветопись и звуко-пись поэзии; песни на стихи Есенина; средства создания поэтических образов; способы выражения чувств в лирике. Уметь: выразительно читать стихотворный текст; находить фольклорные элементы в поэзии; выполнять частичный анализ текста поэтического произведения. | Наизусть стих | ||||
59(16) | Писатели улыбаются. В.М.Шукшин. «Срезал». | 1 | Урок изучения нового материала | Писатели улыбаются. В.М.Шукшин. «Срезал». Особенности героев Шукшина. «Критики». Образ «странного» героя в творчестве Шукшина. | Знать: особенности творчества Шукшина. Уметь: читать и анализировать прочитанное произведение | Анализ текста | ||||
60(17) | Из литературы народов России. | 1 | Комбинированный урок | Из литературы народов России. Габдулла Тукай. «Родная деревня», «Книга». Кайсын Кулиев. «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы малым ни был мой народ…». | Знать: общечело-веческое и нацио-нальное в литера-туре разных наро-дов. Уметь: читать и анализировать прочитанное произведение | По выбору пересказ 1 текста | ||||
Из зарубежной литературы (9 ч) | ||||||||||
61(1) | Мифы народов мира Мифы Древней Греции. | 1 | Урок изучения нового материала | Мифы народов мира Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла: «Скотный двор царя Авгея», «Яблоки Гесперид | Знать: понятие ми-фа; понятие «герой» в древнегреческой мифологии; содержание неко-торых мифов; значение образных выражений, заимствованных из древнегреческой мифологии; отличительные особенности мифа и сказки. Уметь: выполнять художественный пересказ эпизодов; анализировать и делать собственные выводы | Пересказ мифа, иллюстрация к нему | ||||
62(2) | Геродот. «Легенда об Арионе» | 1 | Комбинированный урок | Геродот. «Легенда об Арионе» | Знать: понятие ле-генды, содержание «Легенды об Арио-не»; отличительные особенности легенды. Уметь: владеть на-выками пересказа | |||||
63(3) | Фридрих Шиллер Баллада «Перчатка». | 1 | Комбинированный урок | Фридрих Шиллер Рассказ о писателе. Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь — герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь. | Знать: биографические сведения о Шиллере; содержание баллады; жанр баллады. Уметь: проводить сравнительный анализ с балладами других авторов | Наизусть балладу | ||||
64(4) | Проспер Мериме Новелла «Маттео Фальконе». | 1 | Комбинированный урок | Проспер Мериме Рассказ о писателе. Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с ее порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение. | Знать: биографические сведения о писателе; определение жанра «новелла»; содержа-ние произведения. Уметь: проводить сравнительный анализ жанров «новелла» и «рассказ». | Проверочная работа | ||||
65(5) | Марк Твен «Приключения Гекльберри Финна». | 1 | Урок изучения нового материала | Марк Твен «Приключения Гекльберри Финна». Сходство и различие характеров Тома и Гека, их поведение в критических ситуациях. Юмор в произведении. | Знать: жизненный и творческий путь Твена; содержание произведения; средства создания комического; юмор в произведении. Уметь: составлять словесный портрет героев (устное рисование); оценивать и анализировать поступки героев. | Пересказ текста | ||||
66(6) | Антуан де Сент-Экзюпери Рассказ о писателе. «Маленький принц» | 1 | Урок изучения нового материала | Антуан де Сент-Экзюпери Рассказ о писателе. «Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Чистота восприятий мира как величайшая ценность. Утверждение всечеловеческих истин. (Для внеклассного чтения). | Знать: жанр «притча». Уметь: давать ха-рактеристику герою, делать анализ эпизода, владеть навыками пересказа | |||||
67(7) | Урок – праздник «Путешествие по стране Литературии 6 класса» Задания для летнего чтения | 1 | Повторительно- обобщающий урок | Урок – праздник «Путешествие по стране Литературии 6 класса» Задания для летнего чтения | Знать: теоретико-литературные понятия, изученные в курсе литературы 6 класса; историко-культурные сведения; биографические сведения о писателях. Уметь: пересказывать эпизоды произведений, отстаивать свою точку зрения; давать характеристику герою; формулировать тему и идею произведения; определять роды и жанры произведений; характеризовать художественные особенности, поэтику литературного произведения; проводить сравнительный анализ образов. | |||||
68(8) | Резервный урок | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый
Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература. 10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый
по учебнику «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....