рабочая программа по литературе 5 класс
рабочая программа по литературе (5 класс) на тему

Рожкова Марина Анатольевна

Программа содержит пояснительную записку, учебно-тематический план, требования к уровню подготовки учащихся, календарно-тематическое планирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literatura_5.doc214.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учебно-методические средства обучения.

Программы образовательных учреждений. Литература. Под ред. В. Я. Коровиной. М.: Просвещение, 2010

Учебно-методический комплект учащихся:

Основной учебник:

Коровина В. Я., Журавлёв В. П., Коровин В. И. Литература: 5 кл.: Учеб.: М.: Просвещение, 2010

 

Дополнительные пособия:         

 Учебно-методический комплект учителя:

  1. И. В. Золотарёва, Н. В. Егорова. Универсальные поурочные разработки по литературе. 5 класс. М.: «ВАКО», 2011
  2. Турьянская Б. И., Комиссарова Е. В. Уроки литературы в 5 классе. Книга для учителя. – М.: «Русское слово», 1997
  3. Ерёмина О. А. Поурочное планирование по литературе. 5 класс. Методическое пособие к учебнику-хрестоматии Коровиной В. Я. и др. – М.: «Экзамен», 2003
  4. Комплект таблиц «Литература 5 класс»

Мультимедийная поддержка уроков:

  1. В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин. Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 5 класс». – М.: Просвещение, 2009
  2. Авторские презентации
  3. Компьютер, проектор, выход в интернет, экран.

4.   Видеофильмы

  • «Руслан и Людмила»
  • «Медной горы хозяйка»
  •  «Майская ночь, или Утопленница»

Интернет ресурсы:

Интернет ресурсы:

  • Грамматика русского языка – ресурс, содержащий электронную версию Академической грамматики русского языка, составленной Академией наук СССР (Институт русского языка) - http://rusgram.narod.ru
  • Грамота.ру - справочно-информационный интернет-портал «Русский язык» - http://www.gramota.ru
  • Крылатые слова и выражения – ресурс, посвящённый крылатым словам и выражениям русского языка - http://slova.ndo.ru
  • Национальный корпус русского языка – информационно-справочная система, содержащая миллионы текстов на русском языке - http://www.ruscorpora.ru
  • Рукописные памятники Древней Руси – ресурс, посвящённый памятникам древнерусской литературы - http://www.lrc-lib.ru
  • Русский язык - ресурс для лингвистов, филологов, семиологов, учителей русского языка и литературы - http://teneta.rinet.ru/rus/rj_ogl.htm
  • Русский язык с Денисом Яцутко. Материалы по русскому языку - http://www.rusjaz.da.ru
  • Русский язык: говорим и пишем правильно - ресурс о культуре письменной и устной речи - http://www.gramma.ru
  • Русское письмо – ресурс, посвящённый происхождению и развитию русской письменности - http://character.webzone.ru
  • Сайт Государственного института русского языка имени А.С. Пушкина - http://pushkin.edu.ru
  • Сайт Института русского языка имени В.В. Виноградова – (ИРЯ РАН) - http://www.ruslang.ru
  • Сайт Российского общества преподавателей русского языка и литературы (РОПРЯЛ)- http://www.ropryal.ru
  • Словари.Ру - ресурс, содержащий обширную коллекцию онлайновых словарей русского языка - http://www.slovari.ru
  • Словарь смыслов русского языка – справочное онлайн издание по русскому языку - http://www.slovo.zovu.ru
  • Центр развития русского языка - ресурс некоммерческой организации «Центр развития русского языка», деятельность которой направлена на поддержку и распространение русского языка и культуры как в России, так за ее пределами - http://www.ruscenter.ru

Пояснительная записка

Примерная программа по литературе для основной школы составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения. В ней также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования, преемственность с примерными программами для начального общего образования.

Литература как искусство словесного образа — особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершенность, предполагающие активное сотворчество воспринимающего.
Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей — необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.
Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками, представителями совсем другой эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем несомненной национальной самобытностью. Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России.
Художественная картина жизни, нарисованная в литературном произведении при помощи слов, языковых знаков, осваивается нами не только в чувственном восприятии (эмоционально), но и в интеллектуальном понимании (рационально). Литературу не случайно сопоставляют с философией, историей, психологией, называют «художественным исследованием», «человековедением», «учебником жизни».

Главными целями изучения предмета «Литература» являются:

• формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
• развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
• постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
• поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
• овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
• овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);
• использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

Рабочая программа по литературе для 5  класса составлена на основе Примерной программы по литературе 5-9 класс, Москва, Просвещение, 2010 и Авторской программы под ред В. Я. Коровиной. «Программы образовательных учреждений. Литература», Москва, Просвещение,2010.

Количество часов по программе – 105 в соответствии с  учебным планом школы. Базовый уровень предполагает изучение курса в объёме 70 часов. Курс увеличен на 1 час в неделю с целью повышения читательской культуры учащихся, формирования коммуникативной и культурологической компетенции.  Программа расширена за счёт введения следующих дидактических единиц:

  • Русская народная сказка. Виды сказок в связи со сложностью этой теоретической темы
  • Сказки о животных. «Волк и лиса»
  • Стихотворение А.С. Пушкина «Зимний вечер» включено в программу как дополняющее образ Арины Родионовны, наряду со стихотворением «Няне».
  • А. С. Пушкин «Руслан и Людмила». Ранее это произведение изучалось в 5 классе, и мы не видим целесообразности его исключения из программы, так как поэма – это вершинное произведение раннего творчества Пушкина, прославившее его, о чём он потом писал в романе «Евгений Онегин»; обладающее большим художественным своеобразием, интересно с методической точки зрения и даёт возможность говорить как об образной системе, так и о художественных особенностях поэмы.
  • Н. В. Гоголь «Майская ночь, или Утопленница» - вершина поэтического мастерства Н. В. Гоголя в сборнике «Вечера на хуторе близ Диканьки». Включена для изучения в рамках внеклассного чтения, так как традиционно на материале этой повести изучались языковые особенности прозаических произведений Гоголя.

Кроме того, с целью развития письменной и устной речи учащихся 5 класса введены такие темы:

  • Сочинение-описание по картине В. М. Васнецова «Алёнушка»
  • Урок выразительного чтения басни
  • Урок сочинения литературной сказки
  • Сочинение по повестям Н. В. Гоголя
  • Сочинение по повести Тургенева «Муму»

С целью повышения интереса к урокам литературы в программу введены следующие дидактические единицы:

  • Урок-игра «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок»
  • Урок-игра «В гостях у дедушки Крылова»
  • Видео-урок. Просмотр фильма «Руслан и Людмила»
  • Изучение тем «Андерсен «Снежная королева»» и «С. Я. Маршак «Двенадцать месяцев»» перенесено в раздел «Литературная сказка» по причине большей логичности расположения материала в программе.

Требования к уровню подготовки учащихся.

Личностными результатами, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:
• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в:
• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
• умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
• умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:
1) в познавательной сфере:


• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
• умение анализировать литературное произведение: понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев
• определение в произведении изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;


2) в ценностно-ориентационной сфере:

• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

3) в коммуникативной сфере:

• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы

4) в эстетической сфере:

• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Календарно-тематическое планирование

№ урока

Дата по плану

Дата факт

Тема урока

Тип урока, формы работы

Книга в жизни человека

Беседа, игра, тестирование, пересказ

Устное народное творчество. Малые жанры фольклора. Загадки

Рассказ учителя. Беседа. Игра. Сочинение загадки

Частушки, приговорки, скороговорки, колыбельные песни

Сказывание скороговорок

Русская народная сказка. Виды сказок

Рассказ учителя. Беседа. Игра. Проверочная работа

«Царевна лягушка». Высокий нравственный облик Василисы Премудрой

Беседа. Художественный пересказ. Составление плана

Иван царевич, его помощники и противники

Беседа. Художественный пересказ

«Иван – крестьянский сын и чудо-юдо». Система образов сказки

Беседа

Образ главного героя. Особенности сюжета сказки

Беседа. Составление плана

Сказки о животных. «Волк и лиса»

Беседа. Рассказ по плану

«Журавль и цапля». Народное представление о справедливости

Беседа. Сочинение сказки о животных

«Солдатская шинель». Народные представления о добре и зле в бытовых сказках

Беседа. Сочинение бытовой сказки

Урок-игра «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок»

Урок-игра

Сочинение-описание по картине В. М. Васнецова «Алёнушка»

Урок развития речи

«Повесть временных лет» как литературный памятник

Слово учителя. Беседа

«Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича»

Обучение чтению. Беседа. Создание киносценария

М. В. Ломоносов. «Случились вместе два астронома в пиру» как юмористическое нравоучение

Обучение чтению. Беседа

Басня как литературный жанр. Истоки басенного жанра

Слово учителя

И. А. Крылов. Обличение человеческих пороков в басне «Волк и Ягнёнок»

Рассказ учителя. Беседа.

И. А. Крылов. «Ворона и Лисица», «Свинья под дубом». Понятие об аллегории и морали

Беседа

И. А. Крылов «Волк на псарне» как басня о войне 1812 года

 Беседа

Урок выразительного чтения басни

Выразительное чтение наизусть

Урок-игра «В гостях у дедушки Крылова»

Урок-игра

В. А. Жуковский «Спящая царевна». Сюжет и герои

Слово учителя. Беседа.

В. А. Жуковский «Кубок». Понятие о балладе

Беседа

А. С. Пушкин. Родословная. Детские и юношеские годы

Слово учителя. Тестирование

Стихотворение «Няне» как поэтизация образа Арины Родионовны. Стихотворение «Зимний вечер»

Беседа. Выразительное чтение

Пролог к поэме «Руслан и Людмила» как собирательная картина народных сказок

Беседа. Составление сценария диафильма

А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Система образов

Беседа.

А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Противопоставление добрых и злых сил

Беседа. Выразительное чтение наизусть

Сходство и различие литературной и народной сказки. «Бродячие сюжеты»

Беседа

Мои любимые сказки Пушкина

Урок-игра

А. Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители»

Беседа

Сказочно-условное, фантастическое и достоверное в сказке

Беседа

Г. Х. Андерсен «Снежная королева». Кай и Герда

Слово учителя. Беседа

В поисках Кая

Художественный пересказ

Любимые сказки Андерсена

Урок-игра

С. Я. Маршак «Двенадцать месяцев». Драма как род литературы

Рассказ учителя. Обучение чтению

Положительные и отрицательные герои сказки

Беседа. Составление плана характеристики

А. С. Пушкин «Руслан и Людмила». Сюжет. Система образов

Беседа

Противники Руслана

Составление планов характеристик

Образ Людмилы и Руслана. Видео-урок. Просмотр фильма «Руслан и Людмила»

Составление планов

В.Гаршин «Attalea Princeps». Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения.

М. Ю. Лермонтов. Детские и юношеские годы. История создания стихотворения «Бородино»

Рассказ учителя. Заполнение таблицы.

Образ воина. Героика произведения

Беседа. Обучение чтению

Изобразительно-выразительные средства языка стихотворения «Бородино»

Беседа. Обучение чтению

Выразительное чтение стихотворения Лермонтова «Бородино»

Урок выразительного чтения

Н. В. Гоголь «Заколдованное место». Сюжет. Конфликт

Беседа. Инсценировки. Художественный пересказ

Н. В. Гоголь «Майская ночь, или Утопленница». Сюжет. Конфликт

Беседа. Анализ текста. Обучение чтению

Система образов повести Гоголя «Майская ночь, или Утопленница»

Художественный пересказ, тестирование

Повести Н. В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки»

Инсценировки, викторина

Сочинение по повестям Н. В. Гоголя

Урок развития речи

Н. А. Некрасов «На Волге». Раздумья поэта о судьбе народа

Рассказ учителя. Обучение чтению

Н. А. Некрасов «Есть женщины в русских селеньях…»

Беседа. Анализ стихотворения

Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети»

Чтение наизусть. Беседа

И. С. Тургенев «Муму». Жизнь в доме барыни

Рассказ учителя. Обучение чтению

И. С. Тургенев «Муму». Герасим и барыня. Герасим и Татьяна

Художественный пересказ

И. С. Тургенев «Муму». Нравственный облик Герасима

Беседа. Составление плана характеристики

И. С. Тургенев «Муму». Осуждение крепостничества

Беседа. Практикум

Сочинение по повести Тургенева «Муму»

Урок развития речи

А. А. Фет «Весенний дождь». Природа и человек в стихотворении

Рассказ учителя. Практикум

Л. Н. Толстой «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды

Рассказ учителя. Беседа

Жилин и Костылин. Обучение сравнительной характеристике

Урок развития речи

А. П. Чехов «Хирургия» как юмористический рассказ

Практикум

Рассказы Антоши Чехонте

Инсценировки, викторина, беседа

Русские поэты 19 века о Родине и родной природе

Урок-концерт

Лирика Ф. И. Тютчева

Практикум анализ стихотворения

Путешествие по календарю

Урок-соревнование

Анализ лирического произведения

Урок развития речи

И. А. Бунин «Косцы». Восприятие прекрасного героями рассказа

Урок внеклассного чтения

В. Г. Короленко «В дурном обществе». Вася и его отец

Рассказ учителя. Беседа

Жизнь семьи Тыбурция. Общение Васи с Валеком и Марусей

Художественный пересказ. Беседа

Сочинение по повести Короленко «В дурном обществе»

Художественный пересказ. Беседа

А. Куприн «Тапер». Внимание признанного музыканта к незаурядному мальчику-таперу.

С. А. Есенин Лирика. Поэтическое изображение родной природы.

Анализ стихотворений

П. П. Бажов «Медной горы хозяйка»

Рассказ учителя. Беседа

Образ Хозяйки Медной горы в сказе Бажова

Беседа

К. Г. Паустовский «Тёплый хлеб». Герои  и их поступки

Беседа

К. Г. Паустовский «Тёплый хлеб». Герои  и их поступки. Нравственные проблемы произведения

Беседа

К. Г. Паустовский «Заячьи лапы».

Беседа

А. Платонов «Никита». Быль и фантастика

Беседа

В.П. Астафьев «Васюткино озеро». Становление характера юного героя.

Беседа, пересказ, анализ эпизодов.

К. Симонов «Майор привёз мальчишку на лафете

Беседа

А. Т. Твардовский «Рассказ танкиста»

Беседа

Русские поэты 20 века о родной природе

Писатели улыбаются. Саша Чёрный. Ю. Ким.

Р. Стивенсон «Вересковый мёд». Бережное отношение к традициям предков

Беседа

Д. Дефо «Робинзон Крузо» - произведение о силе человеческого духа

Беседа

Характер главного героя романа Дефо

Беседа

М. Твен «Приключения Тома Сойера». Черты характеров героев

Беседа

Итоговый праздник «Путешествие по стране литературии»

Чтение летом.

  1. -

Резерв

Содержание тем учебного курса  ( 5  кл.)

Введение

Писатели о роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка., титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик). Учебник литературы и работа с ним.

Устное народное творчество

Фольклор – коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное индивидуальное в фольклоре. Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки)

Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество.

Русские народные сказки

Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравоучительный и философский характер сказок.

«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы.. Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников – Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Фантастика в волшебной сказке.

«Иван - крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван – крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя.

Теория литературы. Сказка. Виды сказок. Постоянные эпитеты. Гипербола. Сказочные формулы. Сравнение.

Из древнерусской литературы

Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси.

«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле.

Теория литературы. Летопись.

Из литературы XVIII века

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя. ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин.

«Случились вместе два астронома в пиру…» - научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.

Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы.

Из литературы XIX века

Русские басни.

Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века).

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце. «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под дубом». Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости. «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.

Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (инсценирование).

Теория литературы. Басня, аллегория, понятие об эзоповом языке.

Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте.

«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета.

«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.

Теория литературы. Баллада (начальное представление).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).

Стихотворение «Няне» - поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями.

«У лукоморья дуб зеленый…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» - её истоки (сопоставление с русским народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.

Теория литературы. Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, строфа, способы рифмовки.

Всеволод Михайлович Гаршин. «Attalea Princeps». Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.

«Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.

Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет, метафора, звукопись, аллитерация.

Алексей Васильевич Кольцов. Краткий рассказ о поэте. «Что ты спишь, мужичок?..» - призыв к некогда зажиточному, но обедневшему крестьянину перебороть свою несчастливую долю и трудом вновь вернуть себе достаток и прежнее достоинство.

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ и писателе.

«Заколдованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.

Теория литературы. Фантастика. Юмор.

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте.

«На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народ, лучшую его судьбу.

«Есть женщины в русских селеньях…». Поэтический образ русской женщины.

Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.

Теория литературы. Эпитет.

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ и писателе.

«Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права. духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных.

Теория литературы. Портрет, пейзаж. Литературный герой.

Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы.

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.

«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Жилин и ДИна. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.

Теория литературы. Сравнение. Сюжет.

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ и писателе. «Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.

Теория литературы. Юмор.

Поэты XIX века о Родине и родной природе

Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», «Как весел грохот летних бурь», «Есть в осени первоначальной»; А.Н. Плещеев «Весна», И.С. Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне»; А.Н. Майков «Ласточки»; И.З. Суриков «Зима». выразительное чтение стихотворений.

Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.

Из литературы XX века

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.

«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами русской земли, душевным складом песен и сказок. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.

Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе.

«В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. Взаимопонимание – основа отношений в семье.

Теория литературы. Портрет. Композиция литературного произведения.

Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе.

«Тапер». Дети и взрослые. Особое восприятие прекрасного. Одаренность и труд. Внимание признанного музыканта к незаурядному мальчику-таперу.

Сергей Александрович Есенин. Рассказ о поэте. Стихотворение «Синий май. Зоревая теплынь…» - поэтическое изображение родной природы. Своеобразие языка есенинской лирики.

Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе.

«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика. Честность, добросоветсность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.

Теория литературы. Сказ как жанр литературы. Сказ и сказка (общее и различное).

Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе.

«Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.

Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе.

«Двенадцать месяцев» - пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок. художественные особенности пьесы-сказки.

Теория литературы. Драма как род литературы. Пьеса-сказка.

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении – жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.

Теория литературы. Фантастика в литературном произведении.

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.

Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения.

Стихотворные произведения о войне 

Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. К.М. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете»; А.Т. Твардовский Рассказ танкиста». Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.

Произведения о Родине и родной природе

И.Бунин «Помню долгий зимний вечер…»; А. Прокофьев «Аленушка»; Д.Кедрин «Аленушка»; Н. Рубцов «Родная деревня»; Дон Аминадо «Города и годы». Конкретные пейзажные зарисовки о обобщенный образ России.

Саша Черный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.

Теория литературы. Юмор.

Из зарубежной литературы.

Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе.

«Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.

Теория литературы. Баллада.

Даниэль Дефо. Краткий рассказ о писателе.

«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека.

Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.

«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке. Кай и Герда. Помощники Герды.

Жорж Санд «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей.

Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.

«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывающиеся в отношениях с друзьями. Том и Беки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена.

Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.

«Сказание о Кише» - сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика – смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства – опора в трудных жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.

Произведения для заучивания наизусть

Пословицы и поговорки.

В.А. Жуковский. «Спящая царевна» (отрывок).

И.А. Крылов. Басни.

А.С. Пушкин. «У лукоморья..»

Н.А. Некрасов «Есть женщины в русских селеньях…», отрывок из стихотворения «Крестьянские дети» («Однажды в студёную зимнюю пору…»)

Ф. И. Тютчев. «Весенние воды»

А.А. Фет. «Весенний дождь».

М.Ю. Лермонтов. «Бородино».

По теме «Война и дети» 1-2 стихотворения.

По теме «О Родине и родной природе» 1-2 стихотворения.

Средства контроля

  • Устный ответ: пересказ, ответ на вопрос, комментарий к эпизоду, тексту малой формы, анализ или интерпретация текста – в соответствии с нормами оценки ЗУНов по предметам на основании Закона РФ «Об образовании», Типового положения об общеобразовательном учреждении,  Устава.
  • Тест – фронтальный опрос.
  • Викторина (уровень активности и правильность)
  • Игра (уровень активности и правильность)
  • Сочинение - в соответствии с нормами оценки ЗУНов по предметам на основании Закона РФ «Об образовании», Типового положения об общеобразовательном учреждении,  Устава.

НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ   УЧАЩИХСЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

Оценка устных ответов

При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса.

1.        Знание текста, и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения.

2.  Умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки: героев.

3.  Понимание роли художественных средств в раскрытия идейно-эстетического содержания         изученного произведения.

4.         Знание теоретико-литературных понятий ж умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений; изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно.

5.         Речевая грамотность, логичность и последовательность ответа, техника и выразительность чтения.

В соответствии с этим:

Отметкой "5" оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при, анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов; хорошее владение литературной, речью.

Отметкой "4" оценивается ответ, который, показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характерны и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями: и навыками разбора при анализе прочитанных произведений: умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов, владение литературной речью. Однако по одному двум из этих компонентов ответа, могут быть допущены неточности.

Отметкой "3" оценивается ответ, свидетельствующий о знании я понимании текста изучаемого произведения; умении объяснять взаимосвязь основных событий, характерны и поступки главных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; знании основных вопросов теории:, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведения:

ограниченных навыках разбора и недостаточном умении привлекать текст произведений для подтверждения своих выводов. Допускается не более двух-трех ошибок в содержании ответа, а также ряда недостатков в его композиции и языке.

Отметкой "2" оценивается ответ, обнаруживающий незнание содержания произведения в целом, неумение объяснять поведение, характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, незнание элементарных теоретико-литературных понятий и слабое владение литературной речью.

Отметкой "1" оценивается ответ, показывающий полное незнание содержания произведения и непонимание основных вопросов, предусмотренных программой.

Оценка сочинений

         В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного класса:

-      правильное понимание темы, глубина, и полнота ее раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев, исходя из идейно-эстетического содержания произведения, доказательность основных положении, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения;

-      соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними;

-      точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка.

Отметка "5" ставится за сочинение:

-        глубоко и аргументировано раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для ее раскрытия, умение делать выводы и обобщения;

-        стройное по композиции, логическое и последовательное в изложении мыслей;

-        написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию;

-        допускается одна - две неточности в содержании.

Оценка "4" ставится за сочинение:

-   достаточно полно и убедительно раскрывающее тему с незначительными отклонениями от нее; обнаруживающее хорошее знание литературного материала, и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;

-   логическое и последовательное в изложении содержания;

-   написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию;

-   допускаются две - три неточности: в содержании, а также не более трех-четырех речевых недочетов.

Отметка "3" ставится за сочинение, в котором:

-   в главном и основном раскрывается тема, в делом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на. тему, допущены отклонения от нее или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;

-   материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения последовательности выражения мыслей;

-   материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения последовательности выражения мыслей,

-   обнаруживается владение основами письменной речи;

в работе имеется не более 4-5 речевых недочетов.

Отметка "2" ставится за сочинение, которое:

-   не раскрывает тему, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путанного пересказа отдельных событий без вывода и обобщений или из общих положений, не опирающихся на

-   характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями;

-   отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.

Отметка "1" ставится за сочинение:

-        написанное не на тему, свидетельствующее о полном незнании текста произведения и неумении излагать свои мысли;

-        содержащее большее число ошибок, чем это установлено для оценки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....