Рабочая программа по литературе
рабочая программа по литературе (6 класс) на тему

Леонтьева Виктория Альбертовна

РАбочая программа по литературе. 6 класс. По программе Г.И. Беленького.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6_kl._belenkiy_rabochaya_programma_po_literature.docx88.74 КБ

Предварительный просмотр:

«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР      

МБОУ «Вельеникольская СОШ»

_____________/Корнилова Т.В./

«____»____________20   г.

«Утверждено»

Директор МБОУ «Вельеникольская СОШ»

_____________ /Виньковская С.А./

Приказ № ___ от «___»____20   г.

Рабочая   программа

 педагога         Леонтьевой Виктории Альбертовны,

                         высшая квалификационная категория

 предмет:          ЛИТЕРАТУРА

 класс:              6

 на 2014 – 2015 учебный год

Рассмотрена на МО протокол №__    от ____________2014 года

Принята на педсовете протокол № __ от ____________2014 года

СОДЕРЖАНИЕ

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА:

  • СТАТУС;
  • ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА;
  • ЦЕЛИ;
  • ЗАДАЧИ;
  • УМК

  1. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ КУРСА ПО ТЕМА
  2. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
  1. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОБУЧЕННОСТИ
  2. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
  3. КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ
  4. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗНАНИЙ
  5. ЛИТЕРАТУРА

  1. Пояснительная записка

Данная программа разработана на основе Закона РФ «Об образовании», Федерального компонента государственного образовательного стандарта, примерной программы основного общего образования по литературе для образовательных учреждений с русским языком обучения, Авторской программы под редакцией Г.И. Беленького и Ю. И. Лыссого.

 Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования 2004 года, Программы по литературе для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы. /Авторы-составители Г.И. Беленький, Э.А. Красновский, Ю.и. Лыссый, М.А. Снежневская, О.М. Хренова. – М.: Мнемозина, 2009 и учебника Литература. 6 класс: учебник-хрестоматия для общеобразоват. учреждений. В двух частях. Авт.-сост.: М.А.Снежневская О.М.Хренова; под ред. Г.И.  Беленького. М.: Мнемозина 2011.

Рабочая программа обеспечивает реализацию обязательного минимума образования.

Настоящая программа составлена на 102 часа в соответствии с учебным планом школы, рассчитана на 1 год обучения и является программой базового уровня обучения.

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Цель литературного образования определяет его задачи:

  • Поддерживать интерес к чтению, сложившийся в начальной школе, формировать духовную и интеллектуальную потребность читать.
  • Обеспечивать общее и литературное развитие школьника, глубокое понимание художественных произведений различного уровня сложности.
  • Сохранять и обогащать опыт разнообразных читательских переживаний, развивать эмоциональную культуру читателя-школьника.
  • Обеспечивать осмысление литературы как словесного вида искусства, учить приобретать и систематизировать знания о литературе, писателях, их произведениях.
  • Обеспечивать освоение основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условий полноценного восприятия текста.
  • Развивать эстетический вкус учащихся как основу читательской самостоятельной деятельности, как ориентир нравственного выбора.
  • Развивать функциональную грамотность (способность учащихся свободно использовать навыки чтения и письма для получения текстовой информации, умения пользоваться различными видами чтения).
  • Развивать чувство языка, умения и навыки связной речи, речевую культуру.

Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Ведущая проблема изучения литературы в 6 классе – художественное произведение и автор, характеры героев.

Формы организации учебного процесса:

Формы обучения:

Урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и навыков, комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок развития речи, урок-дискуссия.

Методы и приёмы  обучения:

  • обобщающая беседа по изученному материалу;
  • индивидуальный устный опрос;
  • фронтальный опрос;  
  • составление учащимися авторского текста в различных жанрах (подготовка устных сообщений, написание творческих работ);
  • наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;
  • написание сочинений;
  • осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
  • выразительное чтение;
  • различные виды пересказа;
  • заучивание наизусть стихотворных текстов;
  • определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру;
  • анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта;
  • выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения;
  • участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента;
  • написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.

 Виды деятельности учащихся на уроке:

  • поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;
  • сравнение, сопоставление, классификация;
  • самостоятельное выполнение различных творческих работ;
  • способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
  • осознанное чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
  • владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
  • составление плана, тезисов, конспекта;
  • подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
  • самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей;

ведение индивидуальных словарей.

     

Перечень контрольных работ

 

Аудиторные сочинения

Домашние сочинения

  1. Сочинение по роману А.С. Пушкина «Дубровский».

1. Сочинение. «Мой друг Вася» по повести

В.Г. Короленко «В дурном обществе»                  («Дети подземелья»). 

  1. Сочинение – отзыв об одной из  повестей Н.В. Гоголя

  1. Сочинение-описание явлений природы в родном краю на тему: «Однажды мне удалось увидеть…».

Плановое количество контрольных работ:       аудиторные - 3;

                                                                              домашние – 1.

УМК

Класс

Количество

часов в

неделю согласно

учебному плану

школы

 

 Реквизиты программы      

УМК

обучающихся

 

УМК

учителя

Федеральный компонент

Региональный компонент

Школьный компонент

6

Программа  по литературе

для 5-11классов общеобразовательных учреждений.

Авторы-составители:

Г.И. Беленький,

 Э.А. Красновский,

Ю.И. Лыссый,

М.А. Снежневская,

О.М. Хренова.

Под ред. Г.И. Беленького и

Ю.И. Лыссого.

М.: Мнемозина

Литература.

6 класс: учебник-хрестоматия для общеобразоват.учреждений. В двух частях. Авт.-сост.: М.А.Снежневская О.М.Хренова; под ред.

Г.И.  Беленького.

М.: Мнемозина 2011

1 Н.В. Егорова. Литература 6 класс: Поурочные разработки. М.: Вако, 2005

2. Журнал  «Литература в школе».

3. Приложение к журналу «Литература в школе» «Уроки литературы».

2. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ КУРСА ПО ТЕМАМ

Таблица тематического распределения количества часов

п.п.

Название темы

Количество часов

Авторская программа

Рабочая  программа

Введение

1

I

Былины.

«Илья Муромец и Соловей Разбойник»

Самост чт. Былины об Илье Муромце. Былина «Вольга и Микула Селянинович». Образ героя-труженика. Устный рассказ о жизни одного из богатырей

2

1

II

«Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой».   Древнерусская повесть.

«Повесть временных лет»

«Слово о погибели Русской земли»

«Евпатий Коловрат»

4

1

2

1

Баллады

В.А. Жуковский 

Для чтения и изучения:

Баллада «Светлана».  

Для чтения и бесед:   

«Лесной царь» (из И.В. Гёте).

Ф. Шиллер «Перчатка».

А.К. Толстой.

«Канут»

Самост чт.  

Л.Н. Майков. «Емшан». 

В.А. Жуковский. «Кубок» (из Шиллера), «Певец во стане русских воинов» 

А.К. Толстой «Курган»

6

     4=3+1 Т.л.

1

1

       

III

Человек в окружающем его мире.

Внутренний мир человека.

А.С. Пушкин. 

Для чтения и изучения: «Песнь о вещем Олеге».  

«И.И. Пущину», «Няне». «Зимняя дорога», «Бесы».

«Зимнее утро». 

 Для чтения и бесед: «Цветок», «Узник», «Туча»

Роман «Дубровский». 

 Самост. чтение. «Выстрел». 

Н.М. Языков. А. Дельвиг

М. Ю.  Лермонтов  

«Парус». 

«Три пальмы».

Стихотворные размеры.

Для чтения и бесед:  «Листок», «Утес», «На севере диком…», «Казачья колыбельная песня».

Н.В. Гоголь. Самост. чтение   

«Вечера на хуторе близ Диканьки».

Для чтения и бесед: «Майская ночь, или Утопленница».  

20

11 + Соч.

1

4

4+ Соч.

IV

Смешное в жизни и литературе

А.П. Чехов

Для чтения и изучения: «Толстый и тонкий».

Для чтения и бесед: «Маска», «Смерть чиновника»

Самост. чт.: «Пересолил», «Лошадиная фамилия», «Хирургия» и другие ранние рассказы.

М.М. Зощенко.

Для чтения и бесед:

«Бедный Федя», «Не надо врать».

5

3

1

V

Дети и взрослые в чрезвычайных обстоятельствах

В.Г. Короленко.  

Для чтения и изучения:

«В дурном обществе» («Дети подземелья»). 

Теория литературы: Портрет литературного героя.

Самост чт.: Н.Д. Телешов. «Домой». 

А.П. Платонов

Для чтения и изучения:

«Песчаная учительница». 

Самост. чт.: «Сухой хлеб», «Корова», «Никита»

М.М.Пришвин.

Для чтения и изучения: «Кладовая солнца»

Самост. чт.:  Ю.М.Нагибин. «Старая черепаха».

В.Г. Распутин. 

Для чтения и изучения: «Уроки французского». 

Д. Олдридж. 

Для чтения и бесед:  «Последний дюйм». 

Самост. чт.:  К.М. Станюкович «Человек за бортом»

20

5

1

3

4

1

3

2

1

VI

«Соловьиное горло  - Россия, Белоснежные пущи берёз»

Н.М.Рубцов. 

 Для чтения и изучения: «Далёкое», «Тихая моя родина».

Самост чт.:

Н.М. Рубцов «Звезда полей», «Левитан», «Воробей», «Ласточка», «Старый конь». 

Н.П.Огарев. «Дорога».

И.С.Никитин. «Ярко звезд мерцанье…».  

А.К. Толстой. «Колокольчики мои….

А.А.Фет. «Чудная картина…». И.З.Суриков. «Степь»;

А.Н.Плещеев. «Отдохну-ка, сяду у лесной опушки…».

Самост чт.: С.Т. Аксаков.  «Очерк зимнего дня». 

5

2

1

1

       1Соч.

VII

Зарубежная литература

М. Твен

Д. Лондон

П. Мериме

Новелла «Маттео Фальконе» 

3

1

1

1

Подведение итогов года

1

Всего

68

68

Формы работы на уроке 

Лекции

Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса .
Система Е.Н.Ильина: преподавание литературы как предмета, формирующего человека .

Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся. 
Проблемное обучение

Компьютерные (новые информационные) технологии обучения.

Технологии развивающего обучения

Здоровьесберегающие технологии

Проблемное обучение.

Цели: 

Организация деятельности обучающихся по разрешению проблемных вопросов, задач и ситуаций под руководством учителя или самостоятельно

Задачи:

1.Поставить ученика в позицию полноправного субъекта обучения.

2.Включить его в процесс взаимодействия (учитель-ученик, ученик-ученик).

3.Организовать деятельность как процесс решения проблем на основе диалога.

4.Организовать обучение на высоком уровне трудности.

5.Создать условия для индивидуальной (самостоятельных и интеллектуально развитых учащихся) и групповой совместной работы.

Ожидаемые результаты:

Творческое овладение обучающимися знаниями, умениями и навыками, развитие их способностей к осмыслению и усвоению новой научной информации.

2.Метод проектов.

Цели:

Организация совместной и индивидуальной работы учащихся над проблемой с предъявлением результатов своей деятельности.

Задачи:

1.Формировать у обучающихся способность самостоятельно мыслить, добывать и применять знания.

2.Учить работать планировать действия и обдумывать принимаемые решения.

3.Актуализировать речевые умения (говорение, аудирование, чтение и письмо), совершенствовать навыки работы с текстами разных стилей и типов в процессе информационно-смысловой переработки текста.

4.Формировать умения сотрудничать в группе.

Ожидаемые результаты:

Создание индивидуального или коллективного интеллектуального продукта-проекта.


  1. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

№ п/п

Содержание

(разделы, темы)

Задачи

Формируемые умения и навыки

Введение

1

Художественная литература как одна из форм освоения мира, отражения богатства и многообразия духовного мира человека. Человек как главный объект изображения в художественной литературе. О книге и чтении.

Самост. чтение  

Книги, прочитанные летом.

Познакомить с содержанием и структурой учебного предмета «литература»; выявить читательское предпочтение учащихся; показать, что главное в художественной литературе - человек;

выяснить, какие произведения относятся к

художественной литературе; познакомить с организацией

работы на уроках литературы.

Развитие устной монологической речи; умение пользоваться аппаратом книги.

Уметь: создавать связный текст на необходимую тему

Знать и понимать цели и задачи предмета, структуру учебника-хрестоматии, знать, почему человек является главным предметом изображения;

Былины

Выражение в фольклоре национальных черт характера. Народное представление о героическом.

Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Былины как героические песни эпического характера, своеобразие их ритмико-мелодической организации. Былина и сказка. Выражение в былинах исторического сознания русского народа. Былинный сюжет. Традиционная система образов в русском героическом эпосе. Герои былин, образы богатырей. Былинный стих, гипербола.

Самост чт. Былины об Илье Муромце. Былина «Вольга и Микула Селянинович». Образ героя-труженика. Устный рассказ о жизни одного из богатырей

Дать представление о богатырском эпосе, его героико - патриотическом содержании; дать представление о

былине как жанре народной поэзии; вызвать интерес к Древней

Руси, былинам; раскрыть героику событий и

богатырского подвижничества во славу родной земли; выявить особенности построения былины; сравнить былину и сказку; выявить особенности содержания былины; привлечь внимание

учащихся к её художественным особенностям; научить выразительно читать былину; выявить особенности

построения и языка былин; формировать умение составлять план былины;  выявить, какие изобразительно-выразительные средства встречаются в былинах.

Представление о богатырском эпосе, героико-патриотическое содержание. Чтение былинного стиха. Составление плана былины

Уметь: воспринимать и анализировать поэтику былин.

Знать: содержание былины, выделять сюжет, определять героев, понимать основную мысль былины.

«Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой» (А.С. Пушкин). Древнерусская повесть.

Для чтения и бесед:

«Повесть временных лет» Образно-стилистические особенности жанра летописи. "Повесть" как исторический и литературный памятник Древней Руси.

(сказание о походе Олега на Царьград, о гибели Олега, о мести Ольги, о походах Святослава, о юноше-кожемяке, о белгородском киселе).

 «Слово о погибели Русской земли»

Для чтения и изучения:

«Евпатий Коловрат» (из «Повести о разорении Рязани Батыем»). Исторические события, отраженные в повести. Картины разорения Русской земли. Прославление патриотического подвига русских воинов. Изображение Евпатия Коловрата как былинного героя. Лиризм повествования, сочувствие рязанцам и русскому воинству

Дать представление о письменной литературе Древней Руси и древнерусских летописях; раскрыть самобытность и

патриотизм древнерусской литературы; дать понятие летописи,

сказанию, преданию; рассказать о языческом поклонении Перуну людей Древней Руси.

Жанры древнерусской литературы, ее самобытность и патриотизм. Составление плана событий и эмоционального тона повествования.

Расширить представление о жанрах древнерусской

литературы; дать представление об устройстве древнерусского

города; выяснить последовательность развития событий в тексте;

наблюдать над темпо-ритмом, лексическими особенностями текста

Уметь: охарактеризовать стиль произведения древнерусской литературы, выполнять художественный пересказ текста, характеризовать поэтику произведений.

Знать: жанры древнерусской литературы, специфику, основные традиции. воспринимать и анализировать древнерусский текст, содержание произведений, постичь нравственные аспекты произведений.

Баллады

В.А. Жуковский – оригинальный поэт-переводчик.  Жизнь и творчество (обзор).

Для чтения и изучения:

Баллада «Светлана». Образная система баллады «Светлана», ее фольклорная основа. Нравственное содержание баллады. Мысли поэта о торжестве добра и любви на земле. Баллада как лироэпический жанр. Сюжетные особенности баллад В.А. Жуковского 

Для чтения и бесед:    Талант В.А. Жуковского- переводчика.

«Лесной царь» ( из И.В. Гёте).

Жанр баллады в зарубежной литературе

Ф. Шиллер  Слово о поэте.

Баллада «Перчатка». Идея чести и человеческого достоинства в балладе Шиллера. Напряженность сюжета и неожиданность развязки.

Дать краткий обзор жизненного и творческого пути В.А. Жуковского.

Дать понятие «баллады» как литературного жанра; выделить особенности баллады как жанра литературы; выявить сходство баллады с жанрами УНТ; выразительно читать балладу; выделить изобразительно-выразительные средства в балладе; выявить сходство баллады и драматического произведения; дать понятие о балладе переводной и оригинальной, их темах; научить словесно

«рисовать» картину изображаемого; выявить смысл названия

баллады; выявить роль перчатки в

раскрытии характеров персонажей.

Баллада как литературный жанр. Анализ баллады. Баллады переводные и оригинальные. Темы баллады.

Уметь: давать оценку действиям героев,

самостоятельно раскрывать нравственное содержание баллады, находить лирические и эпические черты в балладе.

Знать: особенности жанра баллад, сюжет и образную систему баллады.

А.К. Толстой. Сведения о жизни поэта.

Для чтения и бесед: «Канут»

Самост чт.  Л.Н. Майков. «Емшан».  В.А. Жуковский. «Кубок» (из Шиллера), «Певец во стане русских воинов» 

А.К. Толстой «Курган»

Показать основные этапы жизни и творчества А.К. Толстого; определить жанр «Канута»; наблюдать над поэтикой

баллады; определить смысл баллады; сопоставить настроение

«Канута» и других героев; определить значение картин

природы в балладе

Уметь: выстраивать систему образов, определять основную мысль произведения, определять вид рифмы.

Знать: содержание произведения, сюжетную линию, определение рифмы, строфы, виды рифм.

Человек в окружающем его мире. Внутренний мир человека.

А.С. Пушкин. Слово о поэте.

Широта интересов поэта: историческое пошлое и современность, отражение внутреннего мира человека в творчестве поэта.

Для чтения и изучения:

«Песнь о вещем Олеге». Летописный источник и балладный характер «Песни…». Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси. Тема судьбы и пророчества в «Песни…». Нравственная проблематика произведения. Смысл диалога Олега и кудесника (мудрость и независимость волхва). Торжественность поэтической речи.

«И.И. Пущину», «Няне». Волнующая задушевность стихотворений. Тема дружбы в лирике Пушкина Экспрессивность лексики, выразительность деталей.

«Зимняя дорога», «Бесы». Многогранность чувств, выраженных в стихотворениях. Роль глаголов, эпитетов, передающих динамику действия и переживаний.

«Зимнее утро». Мир природы и его поэтическое изображение в стихотворении. Радостное восприятие жизни. Контрастные картины природы, созвучные настроению человека. Поэтические средства создания этих картин.

Для чтения и бесед: «Цветок», «Узник», «Туча»

Роман «Дубровский». Нравственная проблематика повести. Столкновение чести, достоинства независимой личности с произволом, деспотизмом, беззаконием, опирающимися на богатство и власть. Образ Владимира Дубровского-. «благородного разбойника». Роль Маши в его судьбе. Образы крестьян в повести.  Мастерство Пушкина в создании ярких характеров героев, пейзажа, в воспроизведении быта и нравов, в построении романа.

Самост. чтение..

«Выстрел». Своеобразие главного героя повести. Характер Сильвио: благородство и самолюбие. Мстительность и ее преодоление. Смысл названия произведения.

Н.М. Языков. Один из ярких поэтов пушкинской поры. «Песня», «Пловец».

А. Дельвиг, уроженец Чернского края, лицейский друг Пушкина.

Показать значение творчества Пушкина для русской литературы;

прочитать и проанализировать песню; выявить художественные

особенности и смысл баллады; выяснить суть изображения

кудесника; сопоставить «Песнь…» с летописным источником;

проследить, как показано отношение Олега к коню; раскрыть значение заучивания поэтических текстов; показать технологию

заучивания наизусть. 

Раскрыть красоту, глубину, совершенство пушкинских лирических стихотворений; углубить представление об эпитете, сравнении, олицетворении и их роли в поэтическом тексте; выявить стихотворный размер стихотворения; определить рифму; сопоставить стихи «Зимнее утро», «Зимняя дорога»; учить словесному рисованию картин природы;

Дать понятие «роман», «сюжет»; показать историю создания романа; проследить за отношениями между героями; выяснить первоначальное впечатление о героях; определить причины ссоры

Троекурова и Дубровского; вникнуть в характер сложных отношений героев; определять роль эпизода в развитии сюжета и раскрытии характеров героев; характеризовать героев на основе их поступков, высказываний, взаимоотношений с другими

персонажами; показать, как изображаются чувства, переживания героя автором, учиться анализировать текст; устанавливать взаимосвязь событий в романе, мотивировать поступки

героев; расширить у учащихся словарь «внутренней жизни героя», качеств характера человека; выяснить мотивы поступков героев; выяснить, какие обстоятельства заставили В. Дубровского стать

разбойником; определить, какое значение имеет вступление к VIII главе; выявить, как автор характеризует Машу; определить, какое

впечатление произвела Маша на Дефоржа; выяснить характер

отношений между Машей и Дубровским; выяснить, что заставило

Дубровского проникнуть в дом Троекурова; определить, когда и как

изменилось отношение Маши к Дубровскому; определить, что сближает картину В.В. Пикурева «Неравный брак» и роман

«Дубровский»; помочь ученикам почувствовать переживания

двух мальчиков: Саши и Миши, передать их мысли, объяснить поступки; определить мотивы поступков героев; определить кульминацию романа; выяснить, почему Дубровский покинул своих

крестьян; выяснить отношение автора к своему герою; определить главную мысль, идею произведения; научить отбирать материал к

сочинению; показать особенности построения сочинения;

показать логику развития мысли в сочинении; научить составлять план к сочинению.

Эпитет, сравнение, олицетворение – их функциональная роль в поэтическом тексте.

Побудить интерес учащихся к поэзии; дать краткие исторические

сведения о биографии поэтов; закрепить навык анализа

лирического произведения; закрепить навык определять стихотворный размер; определять изобразительно-выразительные средства в стихотворении.

Уметь: воспринимать и анализировать поэтический текст, самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы.

Знать: историческую основу стихотворения, своеобразие «Песни…».

Знать: понятие темы и поэтической идеи стихотворения.

Уметь характеризовать используемые в поэтическом тексте стилистические средства, фигуры речи; характеризовать композицию.

Знать: понятия «сюжет» и «композиция»; роман как один из эпических жанров литературы, историческую подоплеку произведения; определение портрета литературного героя; содержание романа; содержание произведения.

Уметь: составлять план событий, говорить о композиции романа; характеризовать героя по плану; выбирать необходимые фрагменты для анализ произведения; близко к тексту излагать текст, составлять простой план, создавать текст повествования с элементом рассуждения.

М. Ю.  Лермонтов   Жизненные условия, породившие чувства одиночества и грусти поэта.

«Парус». Обобщенный смысл стихотворения. Сложность переживаний поэта: жажда деятельности, борьбы и в то же время одиночество, грусть. Роль эпитетов в стихотворении. Мастерство Лермонтова в создании живописных картин. Парус в стихах и рисунках Лермонтова.

«Три пальмы». Тема красоты, гармонии  и дисгармонии человека с миром. Познание внутреннего мира лирического героя через природные образы. Аллегорический смысл стихотворения.

Стихотворные размеры.

Для чтения и бесед:

«Листок», «Утес»,  «На севере диком…», «Казачья колыбельная песня».

Показать основные этапы творчества Лермонтова; пробудить интерес учащихся к стихам поэта; углубить понятие об

олицетворении, эпитете, противопоставлении; совершенствовать навык анализа лирического произведения; осознать символическое

значение образов в этом стихотворении; определить композицию

стихов, тему, идею и основную мысль; дать понятие

«олицетворения»; анализировать стихотворение; выяснить, как в

стихотворении раскрывается тема красоты, гармонии

человека с миром; расширить представление о лирике Лермонтова, её тематическом многообразии; почувствовать настроение

лермонтовских стихотворений; научить сравнивать стихи на

одну тему; закрепить навык анализа стихотворения; закрепить навык выделять в тексте изобразительно-выразительные средства.

Самобытность лирики Лермонтова. Углубление понятий: олицетворение, эпитет. Ритмические особенности

Уметь: характеризовать используемые в поэтическом тексте стилистические средства, фигуры речи; характеризовать композицию; определять самостоятельно размеры стихотворения; анализировать поэтический текст.

Знать: понятие темы и поэтической идеи стихотворения; двусложные, трехсложные размеры (ямб, хорей, анапест, дактиль, амфибрахий); план анализа стихотворений.

Н.В. Гоголь. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и бесед:

«Майская ночь, или Утопленница». Сказочность повести. Поэтизация чистой, светлой любви. Ироническое изображение «власти» (пана головы). Яркие, проникнутые радостным чувством картины народной жизни и украинской природы.

Самост. чтение   

«Вечера на хуторе близ Диканьки».

Дать представление об этапах творчества Н.В. Гоголя; показать историю создания «Майской ночи…»; определить отражение

фантастического мира народных легенд в повести; раскрыть роль рассказчика в повести; определить, в чём заключается сказочность

повести; сопоставить повесть со сказкой; определить, с помощью

каких приёмов автор показывает чистую и светлую любовь героев определить, в чём заключается ирония изображения пана головы в

повести; выделить ироническое изображение других героев

повести; дать понятие «иронии»; определить особенности

изображения картин народной жизни в повести;

определить, какие изобразительно-выразительные средства автор

использует для изображения украинской природы в повести;

определить, что сближает картины природы, изображенные Гоголем и картины природы, изображённые А.И.Куинджи.

Дать краткую характеристику своеобразия произведений

Н.В. Гоголя. Раскрыть художественные особенности

повести. Праздничность. Фантастический мир народных легенд

Уметь: выполнять художественный пересказ отдельных эпизодов,

отстаивать свою точку зрения, проводить сопоставительный анализ образов; определять тему и проблему изученного произведения, характеризовать героя и его поступки.

Знать: факты из жизни писателя, сюжет, систему образов;

Смешное в жизни и литературе

А.П. Чехов Сведения о жизни писателя. Детские и юношеские впечатления как источник ранних произведений.

Для чтения и изучения:

 «Толстый и тонкий». Приемы создания комического эффекта в чеховских рассказах. Роль портрета, пейзажа, диалога, внутреннего монолога в обрисовке героя. Острота комического сюжета.

Для чтения и бесед:

«Маска», «Смерть чиновника»

Самост. чт.: 

«Пересолил», «Лошадиная фамилия», «Хирургия» и другие ранние рассказы.

Определить детские и юношеские отношения писателя как источник его ранних рассказов; определить значение

самовоспитания в жизни А.П. Чехова; выявить особенности ранних

чеховских рассказов; выявить особенности взаимоотношения героев в рассказе; выделить особенности композиции рассказа; дать понятие о юморе и сатире как двух разновидностях комического изображения жизни; совершенствовать умения

пересказывать художественный текст; наблюдать над приёмами

создания комического эффекта в рассказах; закрепить навык анализа художественного текста; углубить представление

учащихся о роли в произведении портрета, пейзажа, диалога, внутреннего монолога.

Значение самовоспитания в жизни Чехова. Начальное понятие о сатире и юморе. Приемы создания комического эффекта

Уметь: выявлять худ. своеобразие рассказов различать понятия сатира и юмор; определять тему и проблему изученного произведения, характеризовать героя и его поступки.

Знать: содержание рассказа;

определение понятий: юмор, сатира, комическое.

М.М. Зощенко. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и бесед:

«Бедный Федя», «Не надо врать».

Дать представление о жизни и творчестве М.М. Зощенко; выяснить значение рассказов в творчестве автора; определить особенности

композиции рассказов; определить, какие нравственные вопросы автор поднимает в рассказах; определить роль юмора в

произведениях М.М. Зощенко.

Уметь: выявлять худ. своеобразие рассказов различать понятия сатира и юмор; определять тему и проблему изученного произведения, характеризовать героя и его поступки.

Знать: содержание рассказов;

определение понятий: юмор, сатира, комическое.

Дети и взрослые в чрезвычайных обстоятельствах

В.Г. Короленко.  Сведения о жизни писателя. События жизни писателя, отразившиеся в повести «В дурном обществе».

Для чтения и изучения:

«В дурном обществе» («Дети подземелья»).  Сочувственное отношение писателя к людям «подземелья», сохранившим человеческое достоинство и гордость. Значение дружбы в жизни юных героев, их нравственное взросление. Утверждение в повести доброты и уважения к человеку. Особенности повествования (рассказ от первого лица).

Теория литературы: Портрет литературного героя.

Познакомить с фактами биографии В.Г. Короленко; обратиться к детским впечатлениям, которые сказались на формировании

личности писателя, отразились в его творчестве; вызвать интерес к

прочтению повести «В дурном обществе»; разграничить понятия автор и рассказчик; формировать навык характеристики героя;

выявить особенности повествования; определить, в чём заключается нравственная суть взаимоотношений героев;

определить мотивы поведения персонажей; выяснить, в чём сложность человеческих взаимоотношений; выделить сравнения,

используемые рассказчиком; определить, какую роль играет труд в жизни детей; выяснить, какие проблемы возникают у мальчика Васи, почему эти проблемы можно назвать проблемами

нравственного выбора; выяснить, какую роль играет природа судьбе героев; определить, как Короленко относиться к людям, подобным Тыбурцию; выяснить, какие события жизни автора нашли отражение в повести; дать понятие «портрет

литературного героя»; углубить представление детей о роли изображения внешности героя литературного произведения;

обобщить знания по изученному произведению

В.Г. Короленко.

Функциональная роль портрета психологизм произведения. Нравственное становление рассказчика под влиянием людей. Роль рассказчика в произведении

Уметь: выполнять художественный пересказ отдельных эпизодов,

отстаивать свою точку зрения; проводить сопоставительный анализ образов.

Знать: содержание текста, историю создания, художественные особенности повести; идейное содержание, понимать нравственный аспект произведения;

Самост чт.: 

Н.Д. Телешов. «Домой». 

Рассказать об особенностях жизни и творчества Н.Д. Телешова; расширить опыт учащихся в чтении произведений нравственной проблематики; формировать интерес к таким произведениям; учить учащихся размышлять над мотивами поступков героев; обогатить словарь учащихся, касающийся внутренней жизни человека, его

нравственных качеств; характеризовать героев произведения.

Герой в ситуации нравственного выбора.

Уметь: выполнять художественный пересказ отдельных эпизодов,

отстаивать свою точку зрения.

Знать и понимать нравственный аспект рассказа.

А.П. Платонов. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и изучения:

«Песчаная учительница». Труд как нравственная основа жизни героини. Её самоотверженность, доброта, отзывчивость.

Самост. чт.:

«Сухой хлеб», «Корова», «Никита»

Дать представление о личности и творчестве Платонова; продолжить формирование интереса к произведениям

нравственной проблематики; поразмышлять над чувством долга, которым руководствуется герой в рассказе; обратить внимание на

языковые средства в картине описания пустыни; выяснить особенности композиции рассказа.

Определить место рассказа в творчестве автора; определить отношение героев к животному;выяснить, с помощью каких

средств автору удаётся показать силу любви в рассказе.

Уметь: выполнять художественный пересказ отдельных эпизодов,

отстаивать свою точку зрения; проводить сопоставительный анализ образов.

Знать: содержание текста, понимать нравственный аспект рассказа.

М.М.Пришвин. Сведения о жизни писателя. 

Для чтения и изучения:

 «Кладовая солнца».  Вера писателя в человека, в его доброту и мудрость по отношению к природе. Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши.  Труд в жизни детей. Значение истории Травки для понимания идеи повести. Одухотворение природы, ее участие в судьбе героев. Жанр сказки-были. Смысл названия произведения. Пейзаж и его роль в сказке-были.

Самост. чт.: 

Ю.М.Нагибин. «Старая черепаха».

М.М. Пришвин «В краю дедушки Мазая»

Дать представление о жизни и творчестве М. Пришвина;

ввести понятие «пейзаж»; определить смысл названия

рассказа; определить жанр произведения; выделить художественные особенности произведения; выяснить роль рассказчика в произведении; выявить особенности

взаимоотношений брата и сестры; охарактеризовать героев и

их поступки; определить, с какой целью

подробно рассказывается об Антипыче и о Травке; выяснить, чем отличается Травка от Серого помещика; определить, какое значение имеют эти истории к тому, что случилось с детьми; осмыслить характер и значение олицетворений в пришвинских описаниях; определить, какую роль играет пейзаж в произведении; учить анализировать эпизод; определить смысл названия

произведения; закрепить понятие о жанре произведения;

выделить сказочные фрагменты произведения.

Уметь: выполнять художественный пересказ отдельных эпизодов,

отстаивать свою точку зрения; проводить сопоставительный анализ образов.

Знать: содержание текста, понимать нравственный аспект рассказа.

В.Г. Распутин. Сведения о жизни поэта

Для чтения и изучения:

«Уроки французского». Самовоспитание героя в нелёгких условиях жизни. Уроки доброты и милосердия Лидии Михайловны.

Изображение человека в эпическом произведении.

Дать представление о жизни и творчестве В.Г. Распутина;

выявить особенности творческого труда писателя; выделить особенности повествования в автобиографическом рассказе; охарактеризовать главного героя рассказа; развивать умение

мотивировать поступки героя, видеть взаимосвязь событий и характеров: в центре внимания- поступки рассказчика, его

одноклассников; закрепить навык анализа текста; сопоставить педагогические позиции Лидии Михайловны и Василия Андреевича;

дать понятие слов «духовная память»; «духовный опыт»; «добро»; «бескорыстие»; определить отношение Распутина к своему рассказу; определить смысл названия рассказа;

Уметь: охарактеризовать героя рассказа; составлять устный портрет литературного героя;

охарактеризовать героиню рассказа; отстаивать свою точку зрения; проводить сопоставительный анализ образов; создавать текст на литературную тему

Знать: факты биографии писателя; приемы характеристики героя; понятия «посвящение», «предисловие»; прием антитезы; композицию рассказа;

понимать нравственный аспект рассказа.

Самост. чт.: К.М. Станюкович «Человек за бортом»

Уметь: давать оценку действиям героя; раскрывать содержание, самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы, устно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде; обнаруживать понимание авторского отношения к изображаемому; владеть навыками контроля и оценки своей деятельности.

Знать: проблематику произведения

Д. Олдридж. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и бесед:

«Последний дюйм». Исключительные обстоятельства, в которых испытываются мужество, воля, упорство, жизнестойкость героев. Отчуждение Бэна и Деви и путь его преодоления. Смысл названия рассказа.

Проследить и научить различать две линии в развитии сюжета

произведения: внешнюю и внутреннюю; выделить средства

изображения героя: портрет, речь, внутренний монолог,

определить значение этих средств; определить композиционную роль пейзажа в произведении; выяснить жанр произведения;

проследить, как складывались отношения сына и отца.

Уметь: давать оценку действиям героя; раскрывать содержание, самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы, устно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде; обнаруживать понимание авторского отношения к изображаемому; владеть навыками контроля и оценки своей деятельности.

Знать: проблематику произведения

«Соловьиное горло  - Россия, Белоснежные пущи берёз» (А.А. Прокофьев)

Н.М.Рубцов. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и изучения:

 «Далёкое», «Тихая моя родина». Патриотический характер лирики поэта. Преломление общественных мотивов в личном, «частном»

Самост чт.:

Н.М.Рубцов «Звезда полей», «Левитан», «Воробей», «Ласточка», «Старый конь».

Дать представление о жизни и творчестве Н.М. Рубцова; раскрыть красоту поэтического слова автора; углубить понятие об

эпитете, олицетворении, сравнении; закрепить навык анализа

лирического произведения.

Уметь: выполнять частичный лингвистический анализ текста лирического произведения.

Знать: поэтический мир поэта.

Самост чт.: С.Т. Аксаков.  «Очерк зимнего дня». 

Формировать интерес к описательности как свойству художественности формы произведения; дать представление о

творчестве С.Т. Аксакова, его личности; учить вчитываться в текст, рисовать словесные картины, созданные писателем;

выявить авторскую позицию в произведении, авторское

отношение к изображаемому.

Описательность как свойство художественной формы произведения

Уметь: определять тему и проблему изученного произведения, характеризовать героя и его поступки.

Н.П.Огарев. «Дорога».

И.С.Никитин. «Ярко звезд мерцанье…».  

А.К. Толстой. «Колокольчики мои…. А.А.Фет. «Чудная картина…». И.З.Суриков. «Степь»;

А.Н.Плещеев. «Отдохну-ка, сяду у лесной опушки…».

Побудить интерес учащихся к поэзии; дать краткие исторические

сведения о биографии писателя; закрепить навык анализа

лирического произведения; закрепить навык определять

стихотворный размер; определять изобразительно-

выразительные средства в стихотворении.

Уметь: характеризовать используемые в поэтическом тексте стилистические средства, фигуры речи; характеризовать композицию, анализировать лирическое произведение, находить языковые средства выразительности.

Знать: понятие темы и поэтической идеи стихотворения

Зарубежная литература 

П. Мериме

Новелла «Маттео Фальконе» 

Характер как двигатель сюжета. Своеобразие главного героя.

М. Твен  Идеи  справедливости в повести «Принц и нищий»

Д. Лондон


  1. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОБУЧЕННОСТИ

учащихся за курс  литературы 6 класса

В результате изучения литературы ученик должен

знать/понимать:

  • образную природу словесного искусства;
  • содержание изученных литературных произведений;
  • основные факты жизни и творческого пути  А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя;
  • изученные теоретико-литературные понятия;

уметь:

  • воспринимать и анализировать художественный текст;
  • выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
  • определять род и жанр литературного произведения;
  • выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,
  • характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
  • сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
  • выявлять авторскую позицию;
  • выражать свое отношение к прочитанному;
  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
  • владеть различными видами пересказа;
  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;
  • писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
  • поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).

  1. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

I четверть – 18ч. (9недель)

II четверть – 14ч. (7 недель)

III четверть – 20 ч. (10 недель)

IV четверть - 16 ч. (8 недель)

№ п/п

Содержание

(разделы, темы)

Кол-во

часов

Дата

Оборудование/

примечания

план

факт

Введение

1

Художественная литература как одна из форм освоения мира, отражения богатства и многообразия духовного мира человека. Человек как главный объект изображения в художественной литературе. О книге и чтении.

Самост. чтение Книги, прочитанные летом.

БЫЛИНЫ

2

Т.л. Былины как героические песни эпического характера, своеобразие их ритмико-мелодической организации. Былина и сказка.

Былинный стих «Илья Муромец и Соловей-разбойник».

Т.л

3

Выражение в фольклоре национальных черт характера. Народное представление о героическом. Т.л. Гипербола

Т.л

4

Самост чт. Былины об Илье Муромце. Былина «Вольга и Микула Селянинович». Образ героя-труженика. Устный рассказ о жизни одного из богатырей

«Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой»  (А.С.Пушкин)           Древнерусская повесть.

5

«Повесть временных лет» Образно-стилистические особенности жанра летописи. "Повесть" как исторический и литературный памятник Древней Руси.

Ч,б:

6

«Слово о погибели Русской земли»

Битва на Куликовом поле и ее отражение в литературных памятниках

Ч.б:

7

«Евпатий Коловрат» (из «Повести о разорении Рязани Батыем»). Исторические события, отраженные в повести. Картины разорения Русской земли.

Ч,Из

8

Прославление патриотического подвига русских воинов. Изображение Евпатия Коловрата как былинного героя. Лиризм повествования, сочувствие рязанцам и русскому воинству.

Баллады

9

В.А. Жуковский – оригинальный поэт-переводчик. Жизнь и творчество (обзор).

Т.л. Баллада как лироэпический жанр. «Светлана». Образная система баллады, ее фольклорная основа.

Чт. Из

Т.л.

№ п.п.

Содержание

(разделы, темы)

Кол-во часов

Дата

Оборудование/

примечания

план

факт

10

«Светлана». Нравственное содержание баллады. Мысли поэта о торжестве добра и любви на земле.

11

Талант В.А. Жуковского- переводчика.

«Лесной царь» ( из И.В. Гёте).

Ф. Шиллер  Слово о поэте. «Перчатка». Напряженность сюжета и неожиданность развязки.

Ч.б

12

А.К. Толстой. Сведения о жизни поэта. «Канут»

Ч.б.

13

Самост чт.  Л.Н. Майков. «Емшан». 

В.А. Жуковский. «Кубок» (из Шиллера), «Певец во стане русских воинов» 

А.К. Толстой «Курган»

14.

Т.л. О рифме и строфе

Работа со статьёй учебника

Человек в окружающем его мире.     Внутренний мир человека.

15

А.С. Пушкин. Слово о поэте. Широта интересов поэта: историческое пошлое и современность, отражение внутреннего мира человека в творчестве поэта. «Песнь о вещем Олеге». Летописный источник и  балладный характер «Песни…».

Для чтения и изучения

16

Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси. Нравственная проблематика произведения. Смысл диалога Олега и кудесника Торжественность поэтической речи.

17

«И.И. Пущину», «Няне». Волнующая задушевность стихотворений. Тема дружбы в лирике Пушкина Экспрессивность лексики, выразительность деталей.

«Цветок», «Узник», «Туча».

Для чтения и изучения

Для чтения и бесед

18

«Зимняя дорога», «Бесы». Многогранность чувств, выраженных в стихотворениях. Роль глаголов, эпитетов, передающих динамику действия и переживаний.

Д.з.: Самост. чтение  

«Барышня-крестьянка», «Выстрел».

II четверть – 14ч. (7 недель)

№ п/п

Содержание

(разделы, темы)

Кол-во

часов

Дата

Оборудование/

примечания

план

факт

19

«Зимнее утро». Мир природы и его поэтическое изображение в стихотворении. Радостное восприятие жизни. Контрастные картины природы, созвучные настроению человека.

20

Т.л. Роман. «Дубровский». Столкновение чести, достоинства независимой личности с произволом, деспотизмом, беззаконием, опирающимися на богатство и власть.

Т.л 

гл.1  и   анализ эпизодов «На псарне», «Шабашкин у Троекурова», «В суде».

21

Образ Владимира Дубровского-. «благородного разбойника».

22

Роль Маши в судьбе Владимира Дубровского.

23

Образы крестьян в повести.  Мастерство Пушкина в создании ярких характеров героев, пейзажа

24

Сочинение по роману А.С.Пушкина «Дубровский».

Р.р. С № 1.

25

«Выстрел». Своеобразие главного героя повести. Характер Сильвио: благородство и самолюбие. Мстительность и ее преодоление. Смысл названия произведения.

Самост. чтение. 

26

Н.М. Языков. Один из ярких поэтов пушкинской поры. «Песня», «Пловец».

А. Дельвиг, уроженец Чернского края, лицейский друг Пушкина.

Для чтения и бесед

27

 М. Ю.  Лермонтов   Жизненные условия, породившие чувства одиночества и грусти поэта.

«Парус». Обобщенный смысл стихотворения. 

Для чтения и изуч.

28

Сложность переживаний поэта: жажда деятельности, борьбы и в то же время одиночество, грусть. Роль эпитетов в стихотворении.

Д/з: Анализ стихотворения

Т.л

29

«Три пальмы». Тема красоты, гармонии  и дисгармонии человека с миром. Аллегорический смысл стихотворения.

Для чтения и изуч

30

Т.л. Стихотворные размеры.

«Утес»,  «На севере диком…», «Казачья колыбельная песня».

Т.л

Для чтения и бесед

31

Н.В. Гоголь. Сведения о жизни писателя.

Т.л. Повесть «Майская ночь, или Утопленница». Сказочность повести. Поэтизация чистой, светлой любви.

Для чтения и бесед:

Т.л.

Д.з.: Наизусть описание ночи

32

Ироническое изображение «власти» (пана головы). Яркие, проникнутые радостным чувством картины народной жизни и украинской природы

Д.з.:    «Вечера на хуторе близ Диканьки»

III четверть – 20ч. (10 недель)

№ п/п

Содержание

(разделы, темы)

Кол-во

часов

Дата

Оборудование/

примечания

план

факт

33

Самост чт. «Вечера на хуторе близ Диканьки». Сочетание реального со сказочными мотивами, с фантастическим в повести «Ночь перед Рождеством».  Подготовка к  сочинению - отзыву о произведении.

Д.з.: Задание 1  

           (стр.212)

34

Сочинение – отзыв об одной из  повестей Гоголя.

Рр  С № 2

Смешное в жизни и  литературе

35

А.П. Чехов Сведения о жизни писателя. Детские и юношеские впечатления как источник ранних произведений Самост. чт.: «Пересолил», «Лошадиная фамилия», «Хирургия» и другие ранние рассказы.

Самост. чт.:

36

«Толстый и тонкий». Приемы создания комического эффекта в чеховских рассказах. Роль портрета, пейзажа, диалога, внутреннего монолога в обрисовке героя. Острота комического сюжета.

Для чтения и изучения:

37

Приёмы создания комического эффекта в чеховских рассказах. «Маска», «Смерть чиновника»

Для чтения и бесед

38

М.М. Зощенко. Сведения о жизни писателя.

«Бедный Федя»,  «Не надо врать».

Для чтения и бесед

39

Р.к.  Действительность в рассказе П.С. Романова «Нераспорядительный народ»

Р.к

Дети и взрослые в чрезвычайных обстоятельствах

40

В.Г. Короленко.  Сведения о жизни писателя. События жизни писателя, отразившиеся в повести «В дурном обществе».

«В дурном обществе» («Дети подземелья»). 

Для чтения и изучения:

41

Сочувственное отношение писателя к людям «подземелья», сохранившим человеческое достоинство и гордость.

42

Значение дружбы в жизни юных героев, их нравственное взросление. Утверждение в повести доброты и уважения к человеку.

43

Особенности повествования (рассказ от первого лица). Т.л. Портрет литературного героя. 

Т.л.

44

Подготовка к дом. сочинению  «Мой друг Вася» (повествование от имени Валека).

Д.з.: Рр Сочинение. «Мой друг Вася». Дом. соч. №1

45

Самост чт. Н.Д.Телешов. «Домой». 

Роль пейзажа в рассказе. Устное описание картины И. Левитана  «Владимирка».

Самост чт.

46

А.П. Платонов. Сведения о жизни писателя. Самост. чт. «Сухой хлеб», «Корова», «Никита»

47

«Песчаная учительница». Труд как нравственная основа жизни героини.

Для чтения и изучения

48

«Песчаная учительница».

Её самоотверженность, доброта, отзывчивость

№ п/п

Содержание

(разделы, темы)

Кол-во

часов

Дата

Оборудование/

примечания

план

факт

49

М.М. Пришвин. Сведения о жизни писателя. 

«Кладовая солнца».  Т.л. Жанр сказки-были

Для чтения и изучения

Т.л

50

Вера писателя в человека, в его доброту и мудрость по отношению к природе. Пейзаж и его роль в сказке-были.

Работа со статьей «О пейзаже»

51

Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши.  Труд в жизни детей.

52

Значение истории Травки для понимания идеи повести. Одухотворение природы, ее участие в судьбе героев. Смысл названия произведения.

IV четверть – 16ч. (8 недель)

№ п/п

Содержание

(разделы, темы)

Кол-во

часов

Дата

Оборудование/

примечания

план

факт

53

Самост. чт. Ю.М.Нагибин. «Старая черепаха».

Самост. чт

54

В.Г. Распутин. Сведения о жизни поэта

«Уроки французского». 

Для чтения и изучения

55

Самовоспитание героя в нелёгких условиях жизни.

56

Уроки доброты и милосердия Лидии Михайловны. Изображение человека в эпическом произведении.

57

Д. Олдридж. Сведения о жизни писателя.

«Последний дюйм». Исключительные обстоятельства, в которых испытываются мужество, воля, упорство, жизнестойкость героев

Для чтения и бесед

58

Отчуждение Бэна и Деви и путь его преодоления. Смысл названия рассказа.

59

К.М. Станюкович  «Человек за бортом».

Самост. чт

«Соловьиное горло  - Россия, Белоснежные пущи берёз»   (А.А. Прокофьев)

60

Н.М. Рубцов. Сведения о жизни писателя.

«Далёкое», «Тихая моя родина». Патриотический характер лирики поэта.

Для чтения и изучения

61

«Звезда полей», «Левитан», «Воробей», «Ласточка», «Старый конь». Преломление общественных мотивов в личном, «частном». 

62

С.Т. Аксаков.  Тл Очерк. «Очерк зимнего дня». Наблюдательность писателя, знание русской деревенской жизни.

Самост. чт 

Тл

1часть учебника

Д.з.: наиз отрывок

63

А.А.Фет. «Чудная картина…». И.З.Суриков. «Степь»;

А.Н.Плещеев. «Отдохну-ка, сяду у лесной опушки…».

Д.з.: подгот. к сочин

64

Сочинение-описание явлений природы в родном краю на тему: «Однажды мне удалось увидеть…».

Сочинение.

С№ 3

Зарубежная литература

65

П. Мериме. Новелла «Маттео Фальконе» 

Характер как двигатель сюжета. Своеобразие главного героя

66

М. Твен  Идеи  справедливости в повести «Принц и нищий»

67

Д. Лондон «Зов предков»

68

Литературная викторина. Обобщение изученного.

Подведение итогов года. Задачи на следующий год.

  1. ЛИТЕРАТУРА

  1. Программа  по литературе для 5-11классов общеобразовательных учреждений.Авторы-составители: Г.И. Беленький, Э.А. Красновский, Ю.И. Лыссый, М.А. Снежневская, О.М. Хренова.Под ред. Г.И. Беленького и   Ю.И. Лыссого.   М.: Мнемозина

  1. Литература. 6 класс: учебник-хрестоматия для общеобразоват.учреждений. В двух частях. Авт.-сост.: М.А.Снежневская О.М.Хренова; под ред. Г.И.  Беленького. М.: Мнемозина 2011

  1. Н.В. Егорова. Литература 6 класс: Поурочные разработки. М.: Вако, 2005
  2. Журнал  «Литература в школе».
  3. Приложение к журналу «Литература в школе» «Уроки литературы».
  4. Интернет-ресурсы
  5. ЦОРы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе на 2014 – 2015 учебный год 6 класс (2 часа в неделю, за год 68 часов) Учебно-методический комплект: Планирование составлено на основе общеобразовательной программы Литература. 5 – 11 классы// Под

Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования ...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...