Разарботка урока по литературе 9 класса по роману НВ Гоголя "Мертвые души" "Хронотоп сада"
методическая разработка по литературе (9 класс) на тему
Разарботка урока по литературе в 9 классе "Хронотоп сада" по роману Н.В.Гоголя "Мертвые души". Применение командных технологий работы в группе. Подробный текстовый языковой анализ описания сада Плюшкина.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_uroka_hronotop_sad_v_poeme_n_v_gogolya_mertvye_dushi.doc | 87 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Эрхирикская средняя общеобразовательная школа
Выполнила:
Улан-Удэ
2011г
Жигмитова С.Б.,
учитель русского языка и литературы
Эрхирикской сош
Проект урока по литературе
Тема: «Хронотоп «сад»
в поэме Н.В.Гоголя
«Мертвые души» (сад Плюшкина)
Тема урока: «Хронотоп «сад» в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»
Цели урока:
1.формирование учебно-познавательных компетенций у учащихся:
- чтение и изучение текста в единстве содержания и формы, освоение теоретико-литературных понятий – «хронотоп» и выявление его смысловой и сюжетообразующей функции в поэме;
- • совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: урок-исследование
Методы:
1. Частично-поисковый - эвристическая беседа;
2. Репродуктивный - работа с текстом (гл 6);
3. Исследовательский;
4. Проблемный
Форма работы:
-коллективная (фронтальная беседа);
-индивидуальная (сообщения уч-ся);
-групповая (групповая работа).
Цель урока:
- познакомить учащихся с понятием «хронотоп», «художественное пространство» и выяснить их сюжетообразующую, смысловую роль в поэме «Мертвые души», на примере анализа сада Плюшкина;
- развитие эмоционального восприятия текста через его анализ, творческого и аналитического мышления;
- воспитывать: уважение и интерес к творчеству писателя, эстетические чувства, умение работать в группе;
Оборудование урока: репродукции П. Боклевского, мультимедийный проектор.
Эпиграф урока - цитата из трагедии Шекспира «Отелло»: «Каждый из нас – сад, садовник в нём -воля. Расти ли в нас крапиве, салату, тмину, чему-нибудь одному или многому, заглохнуть ли без ухода или пышно разрастись – всему этому мы сами господа»
Ход урока
«Каждый из нас – сад, садовник в нём -воля. Расти ли в нас крапиве, салату, тмину, чему-нибудь одному или многому, заглохнуть ли без ухода или пышно разрастись – всему этому мы сами господа»
В. Шекспир
I.Организационный момент.
II. Вступительное слово учителя:
Мы продолжаем работу над анализом образа помещика Плюшкина в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души», познакомимся с понятием «хронотоп». Главной задачей станет определение смысловой и сюжетообразующей функции описания сада Плюшкина.
III. Этапы работы
1. Беседа.
Работа с эпиграфом: «Каждый из нас – сад, садовник в нём - воля. Расти ли в нас крапиве, салату, тмину, чему-нибудь одному или многому, заглохнуть ли без ухода или пышно разрастись – всему этому мы сами господа»
- какова ключевая мысль цитаты?
Выводы уч-ся: человек - сам творец своей жизни, сам несет ответственность за свой выбор.
Верой в безграничные возможности человеческого духа, в высокое предназначение человека пронизано творчество писателей, художников всех времен. Эта же идея звучит и в творчестве гуманистов Эпохи Возрождения.
Дополнительный комментарий: сообщение уч-ся (проецируется на экран):
«Пико делла Мирандола, мыслитель, гуманист эпохи Возрождения «Речь о достоинстве человека».
Человек поставлен в центр мира, он не обладает собственной особой (земной, небесной, ангельской) природой, ни смертностью, ни бессмертием, он должен сформировать себя сам, как «свободный и славный мастер». И вид, и место человека в иерархии сущностей могут и должны быть исключительно результатом его собственного, свободного — а стало быть, и ответственного — выбора. Он может подняться до звезд и ангелов, может опуститься и до звериного состояния. Именно в этом видит Пико прославляемое им «высшее и восхитительное счастье человека, которому дано владеть тем, чем пожелает, и быть тем, чем хочет». Продолжая гуманистическую традицию прославления и обожествления человека, Пико ставит в центр внимания свободу выбора, как главное условие всякого деяния и его моральной оценки. Речь идет о новом понимании человеческой природы — как природы становящейся, вернее, «самостановящейся». Она предстает как результат самостоятельной творческой деятельности человека, а не как раз навсегда данная. Природа человека рассматривается как итог постоянного процесса становления, самостоятельного, сознательного и ответственного выбора. «Божественность» человека — не просто в том, что он «создан по образу и подобию Божию», она — как и всякое человеческое совершенство — не дана, а достижима.
Итак, главная мысль: жизнь человека – постоянный процесс самостановления, самосовершенствования.
-История какого героя может стать подтверждением строк, выделенных курсивом?
История С.Плюшкина, последнего в галерее помещиков.
-Вспомним итоги прошлого урока по теме «Образ Плюшкина»
В шестой главе есть немало деталей, указывающих на возможность духовного преображения помещика Плюшкина.
Во-первых, речь Плюшкина толковая, серьёзная, логичная, лишённая речевых штампов (в отличие от речи Манилова и Ноздрёва).
Во-вторых, глаза Плюшкина «ещё не потухнули», «живая жизнь» ещё теплится в этой душе.
В-третьих, за время посещения Чичиковым Плюшкина лицо помещика несколько раз на мгновение преображается, просветляется: «Но не прошло и минуты, как эта радость, так мгновенно показавшаяся на деревянном лице его, так же мгновенно и прошла…»; «на деревянном лице его вдруг скользнул какой-то тёплый луч, выразилось не чувство, а какое-то бледное отражение чувства, явление, подобное неожиданному появлению на поверхности вод утопающего, произведшему радостный крик в толпе, обступившей берег…».
В-четвёртых, именно глава о помещике Плюшкине содержит наибольшее количество авторских размышлений, «лирических отступлений».
В-пятых, именно рядом с домом этого помещика находятся две «сельские церкви, одна возле другой: опустевшая деревянная и каменная, с жёлтенькими стенами, испятнанная, истрескавшаяся». Главное – не запущенное состояние церквей, а само их наличие. У других помещиков рядом с домами нет соборов, только у дома Манилова пародия на церковь – беседка с плоским куполом и надписью «Храм уединённого размышления».
В-шестых, именно Плюшкину Н.В.Гоголь дает историю его жизни.
И последнее. Именно помещик Плюшкин является владельцем великолепного сада ,который «освежал обширную деревню и один был вполне живописен в своём картинном опустении».
- Определим, какую роль играет пространство сада у Н.В.Гоголя. Посмотрим, как. реальное пространство – сад Плюшкина- превратилось в глубокие символы, несет в себе глубокий смысл.
2. «Словарная работа»
Литературовед М. Бахтин дает следующее определение понятию «хронотоп» в литературе: «Существенную взаимосвязь временных и пространственных отношений, художественно освоенных в литературе, мы будем называть хронотопом (работа в тетрадях)
Хроното́п (от др.-греч. χρόνος, «время» и τόπος, «место») — «закономерная связь пространственно-временных координат (википедия)
Пространство - а, ср.: 1.объективная реальность, форма существования материи, характеризующаяся протяженностью и объемом; 2. Промежуток между чем-нибудь, место, где что-нибудь вмещается; 3.Поверхность, земельная, площадь;
Время - 1.Обьективная форма существования бесконечно развивающейся материи; 2.Последовательная смена часов, дней, лет; 3.Момент, в который происходит событие;
Художественный - изображающий действительность в образах;
Таким образом, «Художественное пространство» - это модель мира, место, в котором живут герои (образы) и совершается действие.
3.Анализ и интерпретация описания сада Плюшкина. Метод аппликации.
Этап чтения «про себя» -дома
Творческое чтение отрывка (проекция на экран).
-Ваше впечатление после первого прочтения?
(сад Плюшкина напоминает живой организм, живущий своей жизнью, по законам природы и по замыслу человека? )
-Каким увидели сад? Какие деревья мастерски показаны Гоголем?. Какие смысловые части можно выделить?
1. Сад ;
2. Береза;
3. Хмель;
4. Зеленые чащи (чапыжник, ива, клен, осина).
4. Групповая работа по анализу частей текста
(раздаточный материал с описанием сада Плюшкина)
1 группа. 1 часть описания сада
а) Найдите ключевые слова, эпитеты;
б) Составьте словесные ряды из ключевых слов. Какое значение они несут?
г) Какую роль играет ассонанс (звук «о»)?
2 группа. Образ березы.
а) Найдите ключевые слова в описании березы.
б) при помощи каких изобразительных средств создается образ березы?
3 группа. Образ хмеля:
а) дайте характеристику хмеля словесными рядами из ключевых слов.
б) найдите прием звукописи в описании хмеля (вш,ш,рш..)
4 группа. Образ зеленой чащи:
а) словарная работа: чапыжник, углубление, глушина (словарь В. И. Даля)
б) дайте характеристику чащи словесными рядами ключевых слов;
в) какую роль играет описание молодой ветви клена?.
5. Этап презентации своих выводов.
6. Обобщение, подведение итогов.
(примерный вывод) С одной стороны, сад Плюшкина выступает как развёрнутая метафора заброшенности, распада, разрушения и старости. Такие детали, как «дряхлый ствол ивы», «седой чапыжник», «иссохшие от страшной глушины, перепутавшиеся и скрестившиеся листья и сучья», воспринимаются как метафоры портрета самого помещика Плюшкина, такого же «иссохшего», седого, старого. Но, с другой стороны, сад помещика – воплощение светлой стороны его души. Красоту сада Гоголь передаёт через указание на причудливую игру красок, насыщенных цветовых пятен: снежная белизна «берёзового ствола» резко контрастирует с чернотой «остроконечного излома», с «зелёными облаками» древесных куполов (очевидно сопоставление дерева с храмом!), а кленовый лист под лучами солнца из зелёного превращается «вдруг в прозрачный и огненный, чудно сиявший в этой густой темноте». Описание сада проникнуто ощущением радости бытия. Перед читателями предстаёт природа со своим бурным кипением жизненных сил, со всей свежестью, разнообразием и богатством красок.
Описание сада Плюшкин открывает одновременно прекрасные возможности жизни, осуществленные в природе, и страшную попытку человека, превратившегося в паука, сковать все вокруг себя. Сад нарисован как поединок жизни и смерти (образ зеленого клена и хмеля, глушившего кусты бузины, рябины и орешника). Однако жизнь в целом, природа имеет внутренние, скрытые силы на ыозрождение, что и рождает надежду, оставляет возможность просветления.
Комментарий учителя:
Сам автор «Мёртвых душ» ощущал, что этот пейзаж не просто описание природы. П.В. Анненков, живший в Риме в одной квартире с Гоголем и печатавший поэму «Мёртвые души» под его диктовку, свидетельствовал, что Гоголь читал именно этот фрагмент шестой главы с особым эмоциональным подъёмом: «Никогда ещё пафос не достигал такой высоты в Гоголе, сохраняя всю художественную естественность <…> Гоголь даже встал с кресел (видно было, что природа, им описываемая, носится в эту минуту перед его глазами) и сопровождал диктовку гордым, каким-то повелительным жестом». Взволнованный, он, выйдя с Анненковым на улицу, «принялся петь разгульную малороссийскую песню, наконец, пустился просто в пляс. Гоголь праздновал мир с самими собою».
Вероятно, интуиция подсказала писателю, что в продиктованной только что странице заложен ключевой для него как для художника смысл, здесь таится загадка и разгадка его поэтического мировидения. В описании сада Плюшкина просвечивает восприятие сада как текста. Исследователи воспринимают сад Плюшкина как напоминание о пути (сначала ложном, кривом, «запущенном»,тёмном, а затем светлом, истинном), который должны были пройти Плюшкин и Павел Иванович Чичиков.
Сам факт появления поэтического пейзажа в таком месте свидетельствует об особой роли владельца сада. Сад и хозяин соотнесены друг с другом. Цель природы, согласно Гоголю, дать «чудную теплоту всему,
что создалось в хладе размеренной чистоты и опрятности». Именно душевную теплоту и духовное преображение должен был обрести Степан Плюшкин в третьем томе поэмы «Мёртвые души».
- Вспомним строки В. Шекспира – эпиграф урока и строки итальянского гуманиста. Соотнесены ли они с нашими выводами по анализу описания сада Плюшкина?
- Какую же роль играет пространство сада в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»?
«Художественное пространство» - это есть модель мира автора. Сад - модель мира, модель России по Гоголю. Мир бесконечен, безграничны возможности России.
6. Этап рефлексии
7. Домашнее задание
Письменный анализ описания сада Плюшкина
Сравнить с описанием сада из 1 главы
Приложение
Репродукции к презентации
Использованная литература
- М.М.Бахтин. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике. // Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. — М.: Худож. лит., 1975.
- П.М. Боклевский Иллюстрации к поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»
- Николай Гоголь. Мертвые души. //Н. В. Гоголь. Собрание сочинений в девяти томах. Т. 5. М.: "Русская книга", 1994.
- В.И. Даль Толковый словарь живого великорусского языка
- П. дела Мирандола //Википедия ru.wikipedia.org
- Хронотоп.// Википедияru.wikipedia.org/wik
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по литературе. Человек в романе Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание" подлец или....?
Один из уроков в системе изучения творчества Ф.М.Достоевского....
Урок-исследование 10 класс по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети"
В уроке представлена технология проектирования учебно-познавательных барьеров...
Открытый урок по литературе " Любовь в романе И.С.Тургенева "Отцы и дети".
раскрыть суть отношений героев романа “Отцы и дети”;понять, для чего автор испытывает героев любовью к женщине...
"Живите за нас..." Цикл уроков в 11 классе по роману А.Фадеева "Молодая гвардия"
Разработка к проведению цикла уроков по роману А.Фадеева "Молодая гвардия". Содержит материал по истории создания произведения, данные о деятельности молодогвардейцев, их судьбах. Также...
План урока в 9 классе по роману "Бедные люди".
План урока в 9 классе по роману "Бедные люди"....
Презентация к уроку в 10 классе по роману "Война и мир" Л.Н. Толстого
Обзор улиц Санкт-Петербурга, связанных с Отечественной войной 1812 года....