"Этно-экологические аспекты изучения традиционных обрядов и праздников"
творческая работа учащихся по литературе (9 класс) на тему
Учебно-исследовательская работа "Юнный исследователь"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_gostyakh_u_solokhi.docx | 556.01 КБ |
v_gostyakh_u_cherta.docx | 522.37 КБ |
issledov_rabota.docx | 48.04 КБ |
k_komu_poyti_kolyadovat.docx | 460.35 КБ |
maslenichnye_gulyaniya.docx | 421.75 КБ |
noch_pered_rozhdestvom.docx | 492.87 КБ |
provody_vesny.docx | 772.19 КБ |
provody_zimy.docx | 472.34 КБ |
rozhdestvenskie_gadaniya.docx | 441.92 КБ |
rozhdestvenskie_prazdniki.docx | 584.78 КБ |
szhiganie_chuchela.docx | 529.22 КБ |
troitsa.docx | 458.41 КБ |
Предварительный просмотр:
В гостях у Солохи
Предварительный просмотр:
В гостях у Черта
Предварительный просмотр:
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………... .. 2
ИСТОКИ ТРАДИЦИОННЫХ ПРАЗДНИКОВ…………….. 3-4
МАСЛЕНИЦА………………………………………………… 5-7
ПАСХА………………………………………………………... 8-12
ТРОИЦА, ЯРИЛЫ, ИЛЬЯ-ПРОРОК, ПОКРОВ…………... 13-14
РОЖДЕСТВЕНСКИЕ ПРАЗДНИКИ……………………….. 14-15
ТАДИЦИИ И ОБЫЧАИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ….. 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………... 16
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………... 17
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы изучения традиционных обрядов и праздников в целом предопределена тенденцией возрастания интереса к роли культуры в развитии человечества.
На фоне кризиса традиционных моральных ценностей интенсивно формируются новые символы и ритуалы. Культура во всей совокупности ее составляющих выступает при этом как важнейший фактор устойчивого развития, поэтому сохранение обрядов, традиций приобретает актуальное значение. Преемственность поколений обеспечивается, в частности, благодаря восстановлению и развитию национальных обычаев и ритуалов, аккумулирующих многовековой опыт народа, базовые начала его мировоззрения и духовности.
Цель исследования состоит в определении места и роли обычаев жизненного цикла в повседневной культуре русского народа ХХ-ХХI вв.
Работая по данной теме, я ставила следующие задачи:
- Выявить своеобразие комплексов традиционных (православных и календарных) праздников, существовавших в начале XX века у сельского населения.
- Проследить судьбы традиционных праздников в дореволюционный период и в наши дни.
-Проследить процесс возникновения и складывания новых праздников и их судьбы в современности.
В духовной жизни населения нижегородского края, как и всего русского народа, большое место занимают праздники с их многообразием обычаев, обрядов, церемоний и ритуалов. Праздники, являющиеся одной из наиболее устойчивых форм духовной культуры, - не просто торжество, красочное карнавальное шествие, танцы, песни и повод повеселиться, а сама история народа с его богатыми традициями.
Праздники как этнокультурное явление представляют собой одну из форм жизни этноса.
ИСТОКИ ТРАДИЦИОННЫХ ПРАЗДНИКОВ
На протяжении столетий народная праздничная культура русских, пронизанная архаическими верованиями, постоянно трансформировалась, пополняясь новыми элементами, главным образом под влиянием православия. Истоки же традиционных праздников и обрядов лежат в глубокой древности, в сложном переплетении элементов архаических аграрно-магических представлений и языческих культов.
Среди различных праздников древнейшими и одними из важнейших являются календарные праздники, складывание которых происходило на протяжении веков в процессе трудовой деятельности людей. Как известно, этот термин прежде всего обозначает празднества, проводимые в установленные традицией дни или более значительные отрезки времени, концентрирующиеся вокруг зимнего и летнего солнцестояний, весеннего и осеннего равноденствий. Как справедливо отмечают многие исследователи их особенностью является взаимопереплетение с бытовым православием.
Православные праздники (христианские, религиозные, церковные), связанные с наиболее значительными событиями священной истории, особо чтимыми христианскими святыми, чудотворными иконами, появились на Руси в конце X в. Понадобилось не одно столетие, чтобы православные праздники, вобрав в себя различные элементы древнерусских дохристианских празднеств, переосмысленных православной церковью, приобрели новую этническую окраску и стали доминирующими в праздничной культуре русского народа.
Каждый народ, каким бы он великим или малым ни был, имеет свои, присущие только ему, обычаи и обряды. Условия обитания, местность, климат, окружающая природа, вероисповедание, соседние группы людей и др. оказывают великое значение на формирование тех или иных обычаев и обрядов, которые неизменно передаются из поколения в поколение. Некоторые обряды и обычаи утрачивают свое первостепенное значение для всего народа в целом, становясь местными, и живут в сознании только отдельных людей, другие, наоборот, из местных становятся достоянием огромной группы людей. Часть обычаев и обрядов с течением времени видоизменяется, на смену старым приходят более новые, нередко чуждые обычаи и обряды насаждаются насильственными способами. В этом, в принципе, и заключается эволюционный процесс духовного развития человечества. Испокон веков вероисповеданием славян было язычество.
Славянское язычество - это наша вера, вера всего славянского народа. Славянство - один из древнейших народов, в который входят сегодня: русские и украинцы, белорусы и поляки, чехи и словаки, болгары и македонцы, сербы и черногорцы, словенцы и хорваты. Все мы понимаем друг друга без особого труда, поскольку у нас общий язык. Мы печем блины, провожая Масленицу - Морену и рассказываем древние сказки про Бабу-Ягу. Хлеб у нас до сих пор всему голова, а гостеприимство в чести. На Купалу мы прыгаем через костры и ищем цветущий папоротник. В наших домах вместе с нами живут домовые, а в реках и озерах купаются русалки. Мы гадаем на Коляду, а иногда просто подкидываем монету. Мы чтим наших предков и в день памяти оставляем им подношения. Хвори да болезни мы лечим травами, а от упырей - вампиров используем чеснок да осиновый кол. Мы загадываем желание, сидя между тесками и плюем через левое плечо, встретив черную кошку. Рощи и дубравы для нас святы, а из родников мы пьем целебную воду. Мы заговариваем рыбацкие снасти и читаем обереги от сглаза. Удаль молодецкая находит себя в кулачных боях, а в случае беды наши храбрые воины отведут ее от славянской земли. И так будет всегда из века в век, ибо мы есть внуки Даждьбожии.
Обрядов и обычаев у русских людей великое множество. Порой даже один и тот же обряд в разных местах имеет несколько интерпретаций и физически невозможно "объять необъятное". Поэтому есть смысл остановиться на наиболее распространенных обычаях и обрядах, которые в той или иной степени скрашивали нелегкую долю и быт крестьян Нижегородского края.
МАСЛЕНИЦА
Самым известным языческим обрядом, дошедшим до наших времен, является Масленица. Это - древний многодневный исконно славянский праздник. Его происхождение затерялось в глубокой древности, но отмечался он у всех славянских народов. Праздник Масленицы был связан с культом нарождающегося солнца и веселыми проводами зимы, озаренными радостным ожиданием близкого тепла и весеннего обновления природы. Отсюда и традиционные блины. Круглые, горячие, золотистые, они представляют собой как бы миниатюрные изображения нашего светила. К тому же настоящие русские блины имели красный цвет. "Блин - символ солнца, красных дней, хороших урожаев, ладных браков и здоровых детей", писал А. Куприн. Возможно, блины были и частью поминального обряда, так как Масленице предшествовал "родительский день", когда славяне поклонялись душам усопших предков. Проходили века, менялась жизнь, но широкая Масленица продолжала жить. С принятием христианства этот праздник стал предварять Великий пост и зависеть от его сроков (Масленица справляется за семь недель до Пасхи). Встарь масленичная неделя именовалась сырной или "мясопустной", когда нельзя уже есть мясо, но можно есть сыр, масло, яйца, молоко, сметану, рыбу, блины. Установив эту неделю, православная церковь хотела облегчить верующим переход от мясоеда к посту и исподволь вызвать в их душах молитвенное настроение. Однако, попечительская забота церкви не нашла отклика в душе русского народа.
Со временем Масленица утратила мистический смысл и превратилась в массовое народное гулянье. На деле Масленица стала синонимом безбрежного разгула, любимым хлебосольным и веселым праздником, в котором словно отражалась вся русская натура, порой не знающая меры и удержу. Увеселительные мероприятия, прозванные народом "игрищами", проводились повсюду. С карнавалами ряженых и ездой на тройках с бубенцами, сжиганием чучела зимы и катаньем на санках с гор, взятием снежных городков и другими шумными и веселыми играми и затеями.
Ее встречали и провожали с той же неудержимой удалью, что и в языческие времена. Самым любимым и красивым масленичным обрядом было катание на санях. Гремели конские копыта, звенели бубенцы и колокольчики, заливались гармоники... Мальчишки с наслаждением дули в глиняные свистульки, выводя птичьи трели и даже не подозревая, что подражание голосам птиц - тоже остаток языческих обрядов зазывания Весны-Красны.
Особый задор катанию на санях придавал давний народный обычай: поженившиеся зимой "молодые" ездили по улицам "казать себя", делали визиты родным и знакомым. Молодоженов катали по селу, но если за это получали плохое угощение, могли прокатить молодоженов не в санях, а на бороне. Везде они оказывались в центре внимания, и это означало всеобщее одобрение и признание заключенного союза. Масленичная неделя проходила также во взаимных визитах двух недавно породнившихся семейств. Нередко и помолвленные женихи вывозили напоказ всему честному люду красавиц-невест. "Новоженов" и помолвленных узнавали сразу: и по счастливым лицам, и по щегольским нарядам, а особенно по тому, что им положено было ездить обнявшись.
Существовали специальные названия и ритуалы каждого дня недели. В первый день начинали печь блины на заготовленной с вечера опаре. Каждая женщина имела свой особенный рецепт приготовления блинов, держала его в секрете от соседей и старалась передать по наследству дочерям. Первый блин отдавали нищим - на помин души усопших родичей. На блины приглашали родственников. Блины ели со сметаной, яйцами, икрой и другими вкусными приправами. Пир горой шел в каждом доме.
Обычно в четверг масленичный разгул развертывался во всю ширь. В этот день начиналось любимое развлечение крестьян - кулачный бой, который в Саитовке называли просто "кулачки". Кроме масленицы, кулачки проводились и в другие русские народные праздники. Кулачные бои среди крестьян, в отличие от городских, были менее жестоки, но более изощренные. Главное - не убить, а проучить противника. Бой кончался тем, что "молодцы на добром морозце друг другу бока погреют, да носы подрумянят". Основной формой кулачек была знаменитая русская "стенка". "Стенки" сходились, и вот… со страшным гулом, свистом, криками, как прорвавший плотину поток, стремительно бросалась "стенка на стенку" - начинался настоящий кулачный бой. Общая свалка принимала громадные размеры и страсти разгорались. Победителей по окончании кулачек, продолжавшихся иногда и час, и два, с триумфом вели на угощение.
Масленица в полной откровенности выставляла напоказ все: и семейный достаток, и тягу человеческого сердца к красоте, и ожесточение души, превращающее праздник в пьяные мордобойки бывали кулачки, можно было судить по тому, что в последний день Масленицы сжигали соломенное чучело - символ зимы. Провожали зиму до следующего года. Наиболее важным днем масленичной недели было воскресенье - заговенье перед началом Великого поста. В России этот день называли Прощеным воскресеньем, когда близкие люди просили друг у друга прощения за все причиненные им обиды и неприятности. Все просят друг у друга прощения, освобождаясь от грехов перед Великим постом. Кланяются в ноги. А в ответ слышат знакомое: "Бог простит". По вечерам принято было посещать кладбища и "прощаться" с умершими. Прощание с Масленицей завершалось в первый день Великого поста - Чистый понедельник, который считали днем очищения от греха и скоромной пищи. Мужчины обычно "полоскали зубы", т.е. в изобилии пили водку и самогон, якобы для того, чтобы выполоскать изо рта остатки скоромного. В Чистый понедельник обязательно мылись в бане, а женщины мыли посуду и "парили" молочную утварь, очищая ее от жира и остатков скоромного. Вслед за Масленицей по православному календарю наступал Великий пост, а затем и долгожданная Пасха.
ПАСХА
Празднование Пасхи на Руси было введено в конце Х века. Она сопровождалась и обрядами, пришедшими из языческих времен, но теперь освященными Светом Христовым. Это - освящение куличей, изготовление сырной массы, крашение яиц. Слово "Пасха" с еврейского значит "прехождение, избавление". Евреи отмечают Пасху старозаветную. Христиане празднуют Пасху новозаветную, с которой связывают избавление через Христа всего человечества от рабства дьявола, дарование всем жизни и вечного блаженства. Новозаветная Пасха - Светлое Христово Воскресенье - как главное событие в духовной жизни христианина получила название Праздник праздников, царь дней или Велик день. Пасха является также самым первым христианским праздником. Всю неделю, предшествующую Пасхе, принято называть Великой, или Страстной. Особо выделяют последние дни Страстной недели: Великий Чистый Четверг - как день духовного очищения, принятия таинства, Страстная Пятница - как еще одно напоминание о страданиях Иисуса Христа, Великая Суббота - день печали, и наконец, Светлое Воскресение Христово. В Чистый Четверг был широко распространен обычай очищения водой - купание в проруби, реке, озере или обливание в бане до восхода солнца. В этот день также убирали в избе, все мыли и чистили и было принято собирать и сжигать ветви можжевельника, для окуривания жилища и хлева. Считалось, что целебный можжевеловый дым защищал человека и "животинку" от нечисти и болезней. Бытовало также поверье, что снесенные в страстной четверг яйца, съеденные на Пасху, предохраняли от недуга, а скорлупа яиц, зарытая в землю на пастбище, надежно защищала домашний скот от сглаза и всякой напасти. Еще один обычай - освящать соль и в ночь под Четверг ставить на стол с хлебом. Начиная с Чистого Четверга готовились к праздничному столу, красили и расписывали яйца. По древней традиции крашеные яйца укладывали на свежую проросшую зелень овса, пшеницы, а иногда на нежно-зеленые крошечные листочки кресс-салата, которые специально заранее проращивали для праздника. С Четверга готовили пасху, пекли куличи, бабы, блины, мелкие изделия из лучшей пшеничной муки с изображением крестиков, барашков, петушков, курочек, голубков, жаворонков, а также медовые пряники. Пасхальные пряники отличались от обычных тем, что имели силуэты барашка, зайчика, петушка, голубка, жаворонка и яйца. В Чистый же четверг варили овсяный кисель для "ублажения" мороза. Кое-где его хранили до воскресенья, а на Пасху его ели даже раньше кулича. К праздничному столу готовили много снеди, запекали барашка, окорок, жарили телятину. Горячие блюда и рыбу к Пасхальному столу не подавали.
Приготовленные блюда, которыми принято разговляться в пасхальное воскресенье, обязательно должны были быть освящены в церкви. В любом случае не допускалось искушения попробовать лакомства заранее, а оставлять все приготовленное до воскресенья.
В субботу задолго до полуночи верующие, в светлых одеждах, стекались в церковь и благоговейно ожидали наступающего Пасхального Торжества. Перед самой полуночью торжественный благовест возвещал о наступлении великой минуты Светоносного Праздника Воскресения Христова. Священнослужители с крестом, светильниками и фимиамом выходили из алтаря и вместе с народом обходили вокруг церкви пением: "Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити". В это время с высоты колокольни, как с небес, лился ликующий пасхальный трезвон. Все молящиеся шли с зажженными свечами, выражая тем духовную радость Светоносного Праздника. Шествие останавливалось у затворенных западных врат храма, как бы у дверей гроба Христова. И здесь, по обычаю священник, подобно ангелу, возвестившему мироносицам у гроба о воскресении Христовом, первый возглашал радостную песнь: "Христос воскресе из мертвых, смертью смерть поправ и сущим во гробех живот даровав". Эта песнь троекратно повторялась священнослужителями и хором. С Пасхой было связано много суеверий. Считалось, что в пасхальную ночь можно распознать нечистую силу. Придя в церковь в новой одежде, видели колдунов, стоящих спиной к алтарю; принеся в церковь специальным образом приготовленный творог или сыр, узнавали среди прихожан ведьм по небольшим хвостикам. На Пасху, как и в Страстной четверг, поднявшись на чердак или на колокольню со свечой, горящей еще с заутрени, можно были увидеть домового. Пасхальная ночь была временем, когда на земле появлялись умершие. Спрятавшись во время крестного хода в церкви, за алтарем, можно было наблюдать, как покойники молятся и христосуются между собой. Верили, однако, что человек, выдавший свое присутствие в церкви, мог поплатиться за это жизнью. В традиционном православном быту человек, оставшись дома во время всенощной, тем не менее не должен был ложиться спать. Вот почему и сейчас в домах в пасхальную ночь горит свет, а люди, если и захотят отдохнуть часок-другой, то ложатся в неразобранную постель и сами не раздеваются. После богослужения, так как пост кончился, молящиеся обыкновенно разговлялись (ели скоромное - не постное) при храме или у себя, расходясь по домам по окончании Заутрени. Молящиеся также приносили с собой куличи, сырные пасхи и пасхальные крашенные яйца, для того, чтобы священник освятил их после службы. Разговение начиналось обычно с пасхальных яиц (необязательно крашеных, главное, чтобы они были освящены в церкви). В доме по правилам, хозяин (старший мужчина в доме) должен был взять одно яйцо, разрезать его по числу членов семьи, сидящих в данный момент за столом, и дать каждому его долю, в которой, как верили раньше, заключено счастье и судьба человека на весь предстоящий год. После яйца таким же образом делили кулич и творожную пасху, вслед за чем приступали к другим блюдам: мясным, рыбным и т. п. Обильный пасхальный завтрак (обычно достаточно поздний) дополнялся не менее обильным обедом, также проведенным всей семьей вместе дома. А вот ужинать (т. е. есть после захода солнца) в этот день не принято было - из уважения к празднику. Пасхальный стол отличался от праздничного великолепием, был вкусным, обильным и очень красивым. У зажиточных хозяев подавали 48 различных блюд по числу дней истекшего поста. Куличи и пасхи украшали самодельными цветами. Изготовление цветов для праздника, как и расписывание яиц, некогда было увлекательнейшим занятием. Дети и взрослые вырезали цветы из яркой цветной бумаги, ими же украшали стол, иконы, дом. В домах зажигали все свечи, лампады, люстры и светильники. Кроме того, обрядовые пасхальные блюда связаны с ритуальной символикой урожая. К примеру, остатки освященных в Церкви яиц, пирогов и мясных блюд (кости) закапывали в поле. Одно пасхальное яйцо сохраняли до начала сева. Его брали с собой, идя первый раз сеять, чтобы урожая был богатым. Пасха праздновалась семь дней, то есть всю неделю и поэтому эта неделя называется "Светлая Пасхальная Седмица". Каждый день недели тоже называется светлым; Светлый Понедельник, Светлый Вторник и т.д., а последний день - Светлая Суббота. Ежедневно совершались Богослужения. Царские Врата открыты всю седмицу. В первый день Пасхи принято было не ходить в гости и не звать к себе гостей. Это сугубо семейный праздник. И, наконец, еще одно требование: считалось, что остатки пасхальной пищи, особенно в том случае, если эта пища была освящена в церкви, не должны быть выброшены в помойное ведро или скормлены домашним животным, ведь они священны так же, как и все остальное, прошедшее церковное освящение. Вот почему их не выбрасывали, а обычно сжигали или закапывали в землю.
Со второго дня Пасхи начиналось веселье - хождение в гости: вначале хозяйки - жены оставались дома, а знакомые мужчины ходили по домам и поздравляли своих близких и знакомых. Столы всюду были накрыты весь день. На столах уже все скоромное (не постное).
На следующий день Пасхи полагалось, чтобы жены ходили по домам, а мужья сидели дома. В течение трех дней Пасхи нельзя не только было работать, но и вообще делать что-либо по дому. В Светлую Среду и Пятницу пост не соблюдался.
В течение всей недели, начиная с первого дня Пасхи, священники в сопровождении причта и наиболее благочестивых прихожан обходили с иконами все дома в селе и служили там пасхальные молебны, за что получали вознаграждение. В храмовые праздники обычно организовывался крестный ход, который в течение всей пасхальной недели продвигался от деревни к деревне. Суть крестного хода заключалась в шествии с какой-либо почитаемой местной иконой и другими священными предметами (кресты, хоругви) в село, где расположена была приходская церковь. После литургии крестный ход шел к дому волостного правления, где вновь происходил молебен. После обедни крестный ход отправлялся по селению. Икона заносилась в дома крестьян, совершалось освещение их и новые молебны. Вообще Пасха - время, когда люди дарили друг другу подарки. Прежде всего, это особенные подарки для детей. Обычно родители подкладывают подарки тайком и говорят детям, что их принес для них зайчик или жаворонок. На Пасху дети обязательно посещали своих крестных родителей и приносили им подарки, желательно изготовленные своими руками. Молодожены посещали родителей и также обменивались с ними подарками. Как правило, среди этих подарков всегда присутствовали пасхальные яйца: расписанные или просто окрашенные в яркие цвета.
Игры были неотъемлемой частью как праздников, так и будней. В играх принимали участие не только дети и подростки, но и молодежь и взрослые люди. Чаще всего распространены были "лапта" и "рюхи". Среди пасхальных развлечений основное место занимали игры с крашеными яйцами, и прежде всего - катание яиц по земле или со специальных лотков, а также "битки" - битье крашеными яйцами. В течение всей пасхальной недели любой человек мог подняться на колокольню и звонить в колокола; этому звону нередко приписывался магический смысл. Из других пасхальных забав выделяются качели, а также молодежные хороводы.
Первое воскресенье после Пасхи называлось в народе Красной горкой - самый благоприятный день для свадеб. В первый вторник после пасхальной недели по традиции христиане посещали могилы близких, разделяя радость Воскресения Христова с умершими в надежде всеобщего воскресения, особо творит поминовение усопших, потому и день этот называется "Радоницей". После Литургии в этот день совершалась вселенская панихида.
ТРОИЦА, ЯРИЛЫ, ИЛЬЯ-ПРОРОК, ПОКРОВ
Празднование Пасхи продолжалось до Вознесения, которое отмечалось на 40-й день. Христос восшел на небо и сел одесную (по правую сторону) Отца. Своим ученикам Он велел не уходить из Иерусалима, пока не придет к ним Утешитель, т. е. Дух Святой, что и свершилось в день Пятидесятницы. Апостолы, на которых Дух Святой сошел в виде языков пламени, получили чудесные благодатные дары и стали проповедовать дело Христа, обращая тысячи людей. На Руси этот праздник стали называть Троицей. Следующее после Пятидесятницы воскресение называется неделей Всех святых.
С Семика начиналась подготовка к празднованию Троицы. Праздновали три дня. К Троице красили яйца и варили пиво. Избы предварительно вымытые и выскобленные украшались внутри и снаружи свежими березовыми ветками, пол посыпался свежей травой. В церквях и часовнях тоже ставились ветки посыпался пол зеленью. Троицкая Родительская суббота заключала в себе обязательное посещение кладбищ, кормление усопших родителей и заупокойная служба в церкви. В этот день к крыльцу до 12 часов полагалось поставить молодые березки, на которые должны были прилететь усопшие родители. Придя на кладбище, по могильной насыпи трижды крестообразно проводили пучком березовых веток - "открывали родителям глаза" и только после этого приступали к еде. Принесенные ватрушки и яйца, окрашенные березовой листвой, оставляли на могиле и трогать их нельзя было ни в коем случае. Перед уходом могилу вновь "запахивали", чтобы закрыть родителям глаза.
По поверью на Ивана Купалу растения наполняются лечебными свойствами и поэтому их надо было вовремя собрать. В Саитовке этот день еще величали как Ярила и его отмечали обливанием водой друг друга. Особенно этот обычай нравился детям и к нему они готовили заранее различного рода немудреные приспособления и устройства. День Ильи-пророка считается у крестьян своеобразной гранью хозяйственных работ: "Илья-пророк лето уволок", "Илья - даст гнилья", "После Ильинова дня начинают ржицу сеять". О грозе в народе говорили: Илья по небу на шести жеребцах ездит. Гром происходит от стука по небесной мостовой колесницы Ильи-пророка, который гоняет нечистого духа или змия. Молния - это стрелы, которыми Илья поражает злую силу.
Покров крестьяне связывали со временем окончания тяжелых хозяйственных работ. После Покрова можно было подумать об отдыхе и о свадьбах. Этот праздник справляли щедро, раздольно, покровское гулянье считалось последним игрищем в году.
РОЖДЕСТВЕНСКИЕ ПРАЗДНИКИ
Рождественский сочельник проводился крестьянами в самом строгом посте. Ели только после первой звезды, причем сама еда в этот день обставлялась особыми символическими обрядами, к которым приготовлялись загодя. Рядном застилали передний угол избы и прилавок, покрывали чистой скатертью или полотенцем и на приготовленном месте, под самыми образами, ставит не обмолоченный сноп ржи и кутью. Когда, таким образом, все было приготовлено, семья снова становится на молитву, и затем уже начиналась трапеза.
Кутья, или каша, разведенная медом, также имела символическое значение. Она знаменовала собой плодородие и употреблялась не только в сочельник, но и на похоронах и даже на родинах и крестинах и затем в деревнях начинались колядки. Колядой назывался старинный рождественский обряд прославления праздника рождества Христова песнями и сама песня. В ночь с 6 на 7 января перед православным Рождеством колядовали, то есть пели колядки - старинные рождественские и новогодние обрядовые песни. Колядование начинали дети и молодежь, которые пели песни под окнами и получали за это различное угощение. Отправляясь колядовать, бедняки не рядились в необычные одежды, обычно просто выворачивали верхнюю одежду наизнанку и надевали маски животных. Особенно нравилось участвовать в коляде детям, которых за песенки обязательно угощали. Коляда была не только рождественской, но и Васильевская (под Новый год) и крещенская (в крещенский сочельник).
Любимое святочное развлечение заключалось в гадании. Гадали и под Рождество и под Крещенье, но самым верным и действительным считалось гадание под Новый год (если только гадающий не забудет соблюсти все необходимые условия, т. е. будет гадать без креста, без пояса и не благословясь). Почти все способы гадания имели одну цель - узнать, скоро ли, куда и за кого выдадут замуж (или на ком женят) и как сложится жизнь в чужой семье, среди чужих людей.
ТАДИЦИИ И ОБЫЧАИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
В настоящее время у нас в селе почитают все перечисленные праздники, особенно весело проходят такие обрядовые праздники, как рождественские колядки, масленица, проводы весны. Все они справляются так же как описано в работе, а вот проводы Весны не в каждом селе можно встретить.
На Троицу вечером все жители села собираются, наряжаются сами, наряжают кусты березы и с песнями под русскую гармошку идут с одного края села на другой, провожая Весну. Идут от мала до велика, особенно весело детям. Подойдя к окраине, останавливаются, продолжают гуляние, затем эти кусты ставят на край оврага и уходят обратно.
На следующее утро, в понедельник, проходят Ярилы. Все обливаются водой. В основном веселятся дети и молодые люди, обливая друг друга. Открывается купальный сезон.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Научная новизна работы состоит в том, что в ней рассматриваются исторические судьбы праздников русских селений, когда неоднократно происходила ломка общественного строя и жизненных устоев в стране. Рассмотрение под таким углом зрения дает возможность увидеть по-новому развитие всей праздничной культуры и общерусской, и региональной. Данное исследование выходит за рамки отдельного региона, поскольку в нем выявлены общие признаки и тенденции праздничной культуры русских, раскрыты изменения в ней на фоне исторических перемен, происходивших в стране. В этом отношении данная работа расширяет наши знания о традициях духовной культуры русского этноса.
Основным методом получения первичной информации был опрос, интервью, фотосъёмка, изучение письменных источников.
Изучение жизни праздников на протяжении более ста лет с учетом изменения исторической и культурной ситуации возможно лишь с применением историко-сравнительного и системного методов этнологической науки, которые используются в данной работе. Благодаря анализу данных с помощью этих методов, удалось выявить распространение традиций, передаваемых от поколения к поколению.
Практическая значимость работы. Праздники в данной работе изучались преимущественно на материалах Нижегородского края. Это дает возможность использовать полученные результаты в краеведческих целях, а также в процессе изучения истории и культуры родного края.
Народная мудрость вложила в понятие обрядность исконное представление о красоте, нравственности человеческих отношений, добропорядочности, справедливости, а также о нормах жизни, регламентируемых, как правило, обычаем.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Буслаев Ф.И. Исторические очерки русской народной словесности и искусства // Сочинения. СПб., 1919. Т. 2;
- Бенифанд A.B. Праздник как социальное явление. Свердловск, 1984 Бенифанд A.B. Праздник. Сущность, история, современность. Красноярск, 1986
- Бернштам Т.А. Молодежь в обрядовой жизни русской общины XIX начала XX в. Л., 1988
- Сахаров И.П. Сказания русского народа. СПб., 1841. Т. 2.
- Снегирев ИМ. Русские простонародные праздники и суеверные обряды. М., 1838. Вып. 1. Л
- Потебня A.A. О мифическом значении некоторых обрядов и поверий. М., 1865
- Терещенко A.B. Быт русского народа. СПб. 1848.
- Тульцева JI.A. Традиционные верования, праздники и обряды русских крестьян. М„ 1990
Предварительный просмотр:
К кому пойти колядовать?
Предварительный просмотр:
Масленичные гуляния
Предварительный просмотр:
«Ночь перед Рождеством»
Предварительный просмотр:
Проводы весны
Предварительный просмотр:
Проводы Зимы
Предварительный просмотр:
Рождественские гадания
Предварительный просмотр:
Рождественские праздники
Предварительный просмотр:
Сжигание Чучела
Предварительный просмотр:
Троица - всеми любимый праздник
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Этно-экологическое воспитание на уроках биологии и во внеурочное время"
Сегодня трудно найти человека, которого не волновало бы будущее нашей планеты. К главной проблеме, волнующей наше общество, относится охрана и сохранение окружающей среды, физическое и духовное ...
Авторская программма по изучению традиций,обрядов,праздников русской народной культуры на уроках по развитию речи,чтению,на внеклассных занятиях "Чем дальше в будущее входим,тем больше старым дорожим".
Данная программа разработана в целях речевого и эстетического развития умственно-отсталых школьников при обучении предметам - чтение,развитие речи, а также во внеклассной работе воспитателей и педагог...
Внеклассное мероприятие по теме "Изучение семейных традиций,обрядов и праздников.Зимние праздники".
Методическая разработка представляет собой методику проведения внеклассного мероприятия по теме «Праздники, обряды и традиции. Зимние праздники»....
Фрагмент этно-экологического образовательного проекта "Селенга-Байкал"
Образовательный проект "Селенга-Бакал" направлен на формирование этно-экологических компетентностей учащихся....
проект «Сетевая этно-экологическая школа «Селенга-Байкал»»
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 19 г. Улан-Удэ»- победитель Конкурса «Развитие современной образовательной среды, интегрирующей возможности общего и дополнительного образов...
ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ С КУЛЬТУРОЙ, ОБРЯДАМИ И ПРАЗДНИКАМИ КОРЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА ЧЕРЕЗ ИЗУЧЕНИЕ ТРАДИЦИОННЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВОКУПНОСТИ С НАРОДНЫМ КАЛЕНДАРЕМ.
В докладе поднимается вопрос о сохранении традиционного наследия коренных малочисленных народов Севера через познание их быта, традиций и праздников на занятиях в художественных, образователь...
Обобщение передового педагогического опыта : "Этно-экологические аспекты изучения традиционных обрядов и праздников в МБУ ДО «ЦДОД « ЮНИТЭР» Рузаевского муниципального района."
Русские народные праздники и обряды - одна из наиболее ярких исамобытных составных частей традиционной русской культуры. Традицииорганизуют связь поколений, на них держится духовно-нравственная жизньн...