АЛГОРИТМ ПРОВЕДЕНИЯ МАСТЕРСКОЙ
статья по литературе (7 класс) на тему

Уважаемые коллеги!
Представляю мастерскую по теме "Японские трехстишия хокку". Чтобы провести мастерскую, необходимо знать алгоритм ее проведения (алгоритм напечатан в начале работы). Учащимся такая форма работы интересна, т.к. творческая атмосфера на уроке вызывает положительные эмоции. В классе царит взаимопонимание, сотворчество. Дети работаю самостоятельно, в группах, коллективно. Рекомендую рассмотреть мастерскую.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл algoritm_provedeniya_masterskoy.docx17.81 КБ

Предварительный просмотр:

АЛГОРИТМ ПРОВЕДЕНИЯ МАСТЕРСКОЙ

Сначала – «ИНДУКТОР», начало, мотивирующее творческую деятельность каждого. Это апелляция к ассоциативному и образованному мышлению, это может быть задание вокруг слова, предмета, рисунка, воспоминания – чаще всего неожиданное для учеников, в чем-то загадочное и обязательно личностное.

Второй этап – РАБОТА С МАТЕРИАЛОМ: с текстом, красками, звуками, природными материалами, моделями,  схемами. Это – «деконструкция»,  смешение явлений, слов, событий.  А затем последует «реконструкция» - создание своего мира, текста, рисунка, закона.  Соотнесение своей деятельности с деятельностью остальных. Это работа в малой группе, в диалоге,  просто представление всем какого-то промежуточного, а потом и окончательного результата своего труда. Называют это «СОЦИАЛИЗАЦИЕЙ». Трудно ее переоценить. Задача ее не столько оценить работу другого, сколько дать самооценку и провести самокоррекцию.

Потом следует этап – «РАЗРЫВ». Разрыв, как новое видение предмета, как переход к новому осознанию явления. И появляется информационный запрос. У каждого свой. Нужны словари, энциклопедии, учебники, компьютер. То, что мы обычно «спускаем» ученику в традиционном преподавании предмета, он запрашивает сам, ищет самостоятельно, а иногда и с помощью товарища, мастера, учителя, родителя.

Последний обязательный этап – РЕФЛЕКСИЯ. То, чему нам просто необходимо научиться. Самоанализ. Не оценочные суждения,  а анализ движения собственной мысли, чувства, знания, мироощущения…

УРОК ПО ЛИТЕРАТУРЕ (7 КЛАСС)

Тема

Японские трехстишия хокку (хайку).

Представители японских хокку Мацуо Басё (1644-1694), Кобаяси Исса (1763-1827)

Цель:

  1. Познакомить с японской поэзией, выявить её своеобразие. Учить видеть суть вещей.
  2. Вызвать интерес к японской национальной культуре.
  3. Выявление уровня литературного развития и культуры речи учащегося.

Этапы урока

  1. Работа с хокку, выделяя опорные слова и подбирая ассоциации.
  2. Работа с текстом в группах.
  3. Вывод о японских хокку.
  4. Работа с цветком из сада Оригами. Создание хокку.
  5. Работа в группах (чтение лучших хокку).
  6. Рецензия на хокку.
  7. Подведение итогов.
  8. Домашнее задание.

Оборудование: Иллюстрации – виды Японии, образцы икебаны,(предварительно проведен конкурс составления букета), сборники стихов (хокку), образцы оригами( рассмотрели на уроке рисования)

Ход урока

«Учись у сосны быть сосной» (на доске)

  1. Вступительное слово учителя.
  • Выберите для себя хокку (листки с хокку распечатаны и лежат на столах)
  • Запишите текст на листах бумаги, на которых будете работать.

Вода так холодна!

Уснуть не может чайка,

Качаясь на волне.

  • Выпишите из хокку два – три опорных слова. Запишите ассоциации к этим словам. Найдите главное слово и к словам – ассоциациям допишите слова – синонимы.

Вода                                                        Чайка

волны, река,                                                птица,

море, дождь,                                                стая,

жизнь, роса                                                крылья

Вода                море – синяя даль,

                река – голубая лента,

                брызги – капли,

                шторм – цунами.

  1. Составьте текст, используя слова, с которыми работали.

Вода.

У моря невозможно разглядеть его даль.

По сравнению с голубой лентой реки, море кажется намного устрашающим. Когда бывает шторм, огромные волны поднимают брызги. Вода приносит как вред, так и пользу. Роса приносит жизнь растениям, и кроме того – это символ раннего утра.

  • Выберите лучший текст в команде и прочитайте.
  1. А теперь каждая команда выскажет по одному, два тезиса о хокку. (домашнее задание)
  • 1 команда: Хокку – лирическое стихотворение, предельно кратко и поэтично. Краткость роднит хокку с пословицами, но отличает по жанровым признакам – это поэтическая картина.
  • 2 команда: Ударения в хокку роли не играют, рифмы нет. Есть ритм, звук. Хокку часто пишутся на сюжеты картин.
  • 3 команда: Хокку – это трехстишье, состоящее из 17 слогов:

в первом стихотворении – 5 слогов – иероглифов,

во втором стихотворении – 7 слогов – иероглифов,

в третьем стихотворении – 5 слогов – иероглифов.

Оно изображает жизнь природы и человека в единстве.

  • 4 команда: Такие стихи сочиняют под влиянием чувств. Это проникновение в суть вещей. По композиции – это общий план – предмет - предмет или общий план.
  1. Большая радость самому вырастить цветы из семян, щедро рассыпанных японскими поэтами.
  • Перед вами цветы из сада оригами (сделаны на уроке рисования) или (  уч-ся на этом уроке могут сделать цветок по образцу.). Выберите для себя цветок. Создайте хокку.
  1. Прочитайте хокку, кто желает. Поменяйтесь ими между командами. Дайте рецензию – доказательство. Постарайтесь понять смысл и красоту их.
  2. Сравним, ваши хокку и хокку японских писателей.

ученик:        Гладь озера,

                Кувшинка лежит на воде.

                Вода чиста.

у поэта:        Я шел по мосткам – и вдруг,

                Там, в глубине потока,

                Сквозят водяные цветы.

  1. Урок закончим словами Мацуо Басё: «Учись у сосны быть сосной».
  • Как вы думаете, что хотел сказать поэт?
  1. Домашнее задание.
  • Подготовьте  хокку о родной природе, об отношениях с друзьями…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проведение мастерской: мастер класс "Доказательство"

Проведение мастер класса : введение метапредметного понятия "доказательство"...

Алгоритм проведения диалога с ребенком в случае жестокого обращения с ним

Работа педагога-психолога со случаем жестокого обращенияЗадачи психолога в случае обращения направлены на то, чтобы:·         уменьшить у ребенка чувства стыда,...

Алгоритм проведения интерактивного занятия

Алгоритм проведения интерактивного занятия...

Алгоритм проведения игр "Что?Где?Когда?" на личном опыте.

Этот материал позволит вам организовать свою лигу в школе  и создать интеллектуальную среду в образовательном учреждении....

Мастер – класс по алгоритму педагогической мастерской реконструкции знаний

Алгоритм организации мастерской по реконструкции знаний на материале инициативы «Наша новая школа» для показа универсальности этой технологии...

алгоритм проведения классного часа

помощь молодому классному руководителю...

Опыт проведения мастерской по поэме М.Ю.Лермонтов "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова"

Описан опыт проведения мастерской по поэме М.Ю.Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова"...