Библиотечный урок "Человек на войне"
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему
Этот урок мы посвятим одному из самых волнующих и дорогих сердцу нашего человека юбилеев - 68-летию Победы нашего народа в Великой Отечественной войне.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Библиотечный урок "Человек на войне" | 74.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Библиотечный урок "Человек на войне"
Цели:
- показать основные качества человека на войне: любовь к Родине, народу,
ненависть к врагу;
- прививать любовь к Родине;
- воспитывать чувство гордости человека на войне;
- продолжать работу по анализу текста;
- развивать умение интерпретации.
Материалы: портрет В. Некрасова; музыкальные произведения В.Высоцкого "Он не
вернулся из боя", Е.Мартынов - А.Дементьев "Алешенька"; фотоснимки памятника-
ансамбля Мамаев курган; музейные экспонаты.
Ход урока
Этот урок мы посвятим одному из самых волнующих и дорогих сердцу нашего человека
юбилеев - 60-летию Победы нашего народа в Великой Отечественной войне.
/Стихотворение "Горе войны" И.Слепнева выразительно читает ученик.!
Затрещали бинты и ремни,
донеслось замешательство гула ...
Подошло ко мне горе войны
И ревниво в глаза заглянуло.
Из-под нервных облепленных век
Колыхнуло смертельное море:
Не боишься меня человек,
Не забыл ты военного горя?!
у суровых солдатских могил
Я подкошенный стал на колени ...
Нет, война, ничего не забыл,
Ты пылаешь в моем поколенье! ..
И тревоги и тайны полна,
Не подвластна случайному зову,
Но тебя не боюсь я, война,
Проходи подобру-поздорову.
И сегодня мы поговорим об одной из величайших битв Великой Отечественной войны -
Сталинградской битве.
Открытые степному ветру,
Дома разбитые стоят.
На шестьдесят два километра
В длину раскинут Сталинград.
Как будто он по Волге синей
В цепь развернулся, принял бой,
Встал фронтом поперек России -
И всю ее прикрыл собой.
1 ведущий:"За Волгой для нас земли нет",- это слова тех, чьи имена высечены на
обелисках у стен Сталинграда. Это слова тех, кто защищал город. Для них, действительно,
не было другой земли: они вросли в эту твердыню, и ни танки ни снаряды не смогли
опрокинуть их в Волгу. Солдаты неистово держались за этот берег, оттолкнувшись от
которого наша армия начала свой путь на Берлин.
2 ведущий: На отдельных этапах этой самой грандиозной в истории человечества битвы,
которая охватила территорию около 1 00 тыс. кв. км., участвовало более 2 млн. человек, 26 тыс. орудий и минометов, более 2 тыс. танков и столько же самолетов. Здесь фашисты
потеряли более четверти всех сил, действовавших в это время на советско-германском
фронте.
Победа! Ее творцом и ее героем стал народ. И мы сегодня вспомним лишь некоторые
события этой исторической битвы.
Как будто вновь я каждый день переживаю
Во мраке сомкнутых усталостью ресниц
И памяти руками разжимаю
Ладони слипшихся истории страниц.
1 ведущий: К середине июля 1942 года враг сосредоточил в большой излучине Дона
крупные силы с целью овладеть Сталинградом. Ожесточенными и оборонительными
боями советских войск на рубеже рек Чир и Цимла 17 июля 1942 года началась одна из
величайших битв.
2 ведущий:К началу обороны было построено 2750 км. окопов и ходов сообщения, до
1860 км. противотанковых рвов, до 85 тыс. различных площадок и позиций для огневых
средств.
1 ведущий:Грозным было лето 1942 года. Собрав все силы, вражеские полчища
двинулись к Волге, а 23 августа они к ней прорвались.
Вот один из эпизодов этого периода:
- Идут кровопролитные бои на подступах к Сталинграду. Горит степь, кругом рвутся
снаряды, огонь, дым. 16 солдат-гвардейцев вступили в неравный бой. Уже отбиты четыре
атаки пехоты. Был ожесточайший бой с танками. Из 16 бойцов осталось 12, затем - 7. А
танки ползут и ползут. Осталось по три гранаты на солдата, а танки все ближе ... Бойцы
делают из гранат связки и бросаются под танки.
/Звучит запись песни в исполнении В. Высоцкого "Он не вернулся из боя", а ученик
читает стих-ие М.Упеника "Огонь на себя".!
/Во время чтения стихотворения показывают картины боя.!
2 ведущий:Когда механизированные колонны генерал фельдмаршала Паульса с
тяжелыми боями пробились к Волге, замерла вся порабощенная Европа: неужели падет
город на Волге? Это были самые трудные дни войны:
Гулко катился в кровавой мгле
Сотой атаки вал,
Злой и упрямый, по грудь в земле,
Насмерть солдат стоял.
Знал он, нет дороги назад -
Он защищал Сталинград.
/Из стих-я А.Суркова " Защитник Сталинграда"./
1 ведущий: Вы, наверное, слышали легенду о смелом Данко, который, спасая людей,
вырвал из своей груди сердце, чтобы осветить путь людям. Таким Данко называли и
матроса-пехотинца Михаила Паникаху. Вместе со своим батальоном он сражался в
заводском районе Сталинграда. Завязался неравный бой с фашистскими танками. Гранаты
на исходе ... у Михаила осталось только две бутылки с зажигательной смесью, а бой
продолжается. Вот танк ползет прямо на него. Михаил поднял бутылку, чтобы бросить в
стальную громаду, но в нее попадает пуля. Воспламенившаяся жидкость хлынула на
матроса, он загорелся. Замерли люди. Схватив вторую бутылку, Паникаха живым
пламенем бросился к танку.
Отгремят бои, но жить будет память оСталинградском Данко-матросе Михаиле Паникаху
и в виде памятника. /Показывают снимок памятника матросу М.Паникаху. I
2 ведущий: Несмотря на исключительно тяжелые условия, защитники Сталинграда
выстояли, а в ноябре 1942 года, после тщательной подготовки советские войска перешли в
наступление и замкнули кольцо окружения вражеских войск.
1 ведущий: С господствующей высоты Сталинграда, Мамаева кургана, гитлеровцы видели
израненный, обугленный, но непокоренный город. От кургана до берега Волги оставалось
лишь несколько сот метров, но враги не прошли через Мамаев курган, ибо наши воины не
сошли с его крутых склонов. Отвага и мужество стали той преградой, которая остановила
врага, прошедшего по многим странам Европы.
2 ведущий: Защитники Сталинграда понимали значение Мамаева кургана и образно
называли его "главной высотой". Потом сто дней и ночей над Мамаевым курганом
свирепствовали железные ливни. Вершина кургана много раз переходила из рук в руки, а
северо-восточные ее склоны прочно удерживали наши воины на протяжении всего
периода боевых действий. Почернел, будто обуглился от жестокого огня курган, земля на
нем во время боев густо перемешалась с железными осколками и кровью. Позже поэт
Роберт Рождественский сказал так:
/Читает ученик/
Зря не сказано в книгах,
Мамаев курган,
Что металла
В твоем оглушенном нутре
больше,
чем в знаменитой Магнитной горе!
Что хватило его и друзьям,
и врагам.
Вместо капель росы,
как слепое жнивье,
проступает железо
кровью сочась ...
И поэтому
Самая главная часть
В притяженье земли -
притяженье твое!
Великая Отечественная война оказала на общественное сознание огромное влияние.
Влияние это не было неоднозначным. С одной стороны, великая победа в жестокой войне
воспринималась как верность избранного пути. С другой стороны, чувство
ответственности за судьбу Родины. Наиболее значительными книгами, оказавшими
влияние на художественное сознание, судя по анкете писателей, явились два
произведения 1946 года - "Звезда" Эммануила Казакевича и "В окопах Сталинграда"
Виктора Некрасова, которому в том же 1946 году была присуждена Сталинская премия.
Виктор Некрасов попал на фронт в первые дни войны, воевал под Сталинградом, был
дважды ранен, на себе испытал то, что описано им в "Окопах Сталинграда". В его повести
нет ни генерала, ни политработника - только солдаты и офицеры. Для человека, который
держит оборону или идет в атаку, важнее других - сейчас решаемая им задача.
- Как вы думаете, какая задача стояла перед бойцами повести" В окопах Сталинграда?
/Для героев данного произведения задачей было отстоять "главную высоту" - Мамаев
курган.!
- Как достигается достоверность изображаемого автором? В чем особенности авторского
повествования?
/Повествование ведется от первого лица. Герой Некрасова - Юрий Керженцев - один из
защитников Сталинграда. Достоверность рассказа достигается тем, что мы видим события
глазами героев и тем, что писатель чаще всего употребляет глаголы настоящего времени:
тем самым читатель становится как бы участником действия, вовлекается в него, идет шаг
за шагом рядом с героем. Особенность авторского повествования еще и в особом стиле -
четкость, все без излишеств, нет красивых слов. Стиль автора похож на дневниковые
записи. Изображение событий и героев сжатое, скупое. Будни войны описаны как тяжелая
военная работа. Автор не говорит о героизме, хотя великое значение Сталинградской
битвы было очевидным сразу, здесь мы видим ежедневный подвиг солдат и офицеров.!
- Некрасов показывает неизбежную на войне смерть не героической, не романтической, а
страшной в своей простоте и обыденности. Подтвердите это примерами из текста.
/Вот умирает раненый в живот связной штаба Лазаренко: "-Я ... товарищ ... лейт ... - он
уже не говорит, а хрипит. Одна нога загнулась, и он не может ее выпрямить. Запрокинув
голову, он часто дышит. Руки не отрывает от живота. Верхняя губа мелко дрожит. Он
хочет еще что-то сказать, но понять ничего нельзя. Он весь напрягается. Хочет
приподняться, но сразу обмякает. Губа перестает дрожать". К этой сцене автор не дает
никаких комментариев, лишь скупо описывает, как засыпают руками убитого, прикрыв
плащ-палаткой, как после продолжают бой. В этой кажущейся простоте и заключена
правда о войне, о человеке на войне.!
- Как описывается война в повести?
/Самое страшное на войне не снаряды и бомбы, а бездеятельность, отсутствие цели.
Бомбежки, жара, нерзбериха, всеобщее смятение - наши войска отступают. Керженцев
испытывает стыд от того, что он, командир, "не знает, где его взвод, полк, дивизия", от
того, что чувствует свою вину за отступление, за то, что мирные жители "завтра
проснуться и увидят немцев". Война - это не только тяжелые бои, но и тяжелый
физический труд. Бойцы долбят кирками твердый, как камень, гранит. Им приходиться
быть и землекопами, и плотниками, и печниками.!
- Как вы считаете, может быть, война заставляет человека привыкнуть к смерти, делает
бойца бесчувственным?
/Война заставляет человека привыкнуть к смерти, сделать человеческую жизнь не такой
уж ценной. По этому поводу Некрасов пишет: (ч.l гл.16.)" Я помню одного убитого
бойца, он лежал на спине, раскинув руки, и к его губе прилип окурок. Маленький, еще
дымившийся окурок. И это было страшней всего что я видел до и после на войне.
Страшнее разрушенных городов, распоротых животов, оторванных рук и ног. Раскинутые
руки и окурок на губе. Минуту назад была еще жизнь, мысли, желания". Такую деталь
нельзя выдумать, ее надо увидеть и ужаснуться. Война влияет на характеры людей,
выявляет те черты, которые были скрыты в мирной жизни. Одни оказываются трусами и
приспособленцами, как Калужский; другие становятся тверже и решительнее, как Фарбер;
третьи - терпимее, как разведчик Чумак. Юрий Керженцев говорит, что на войне узнаешь
людей по-настоящему. "Мне теперь ясно. Она - как лакмусовая бумажка, как проявитель
какой-то особенный.!
- Как война влияет на главного героя Юрия Керженцева?
/Юрий Керженцев вырос в Киеве в интеллигентной семье, увлекался архитектурой,
живописью, музыкой, литературой. "Любил смотреть на луну, любил шоколад, любил
сидеть в восьмом ряду партера и сирень, и выпить с ребятами". - вспоминает он. Чумак
говорит ему: "А я думал, что вы стихи пишите. Вид у вас такой поэтический". Таким
интеллигентам Чумак "до войны морды бил", а теперь Керженцев при взятии сопки ведет
бойцов в атаку, не прячется за чужими спинами, насколько возможно бережет людей/.
- Что помогает Юрию выстоять, не потерять достоинства, чести?
/Героизм Керженцева определяется сознанием, что ту, прежнюю жизнь - родной Киев,
свой дом, мать - нужно защищать; определяется чувством ответственности, высокими
нравственными качествами.!
- Как по-вашему, насколько автобиографичен образ Керженцева?
/ Автор и его герой во многом схожи: оба родились в Киеве, оба по образованию
архитекторы, оба увлекаются искусством, оба воюют под Сталинградом. Правда,
Керженцев на несколько лет моложе автора. Когда Некрасов припоминает довоенную
молодость Керженцева, он, конечно, припоминает свою биографию. Автор говорит о том,
что ему самому известно, и что им пережито.!
у Юрия Керженцева в повести был ординарец Валега. Валега - это личность реальная и
имя подлинное. Всего полгода Некрасов и ординарец служили рядом. Кроме боевых
качеств на фронте ценится умение приспособиться к военным условиям, умение выжить.
Этими качествами обладал Валега: "Это замечательный паренек. Он никогда ничего не
спрашивает и не одной минуты не сидит без дела. Куда бы мы не пришли, через пять
минут уже готова палатка. Котелок сверкает всегда как новый". Он умеет, кажется, все на
свете, он надежен в любой самой тяжкой фронтовой ситуации.
- Какова же специфика характеристики Валеги?
/Доброжелательный тон в описании Валеги, маленького, выносливого ординарца
Керженцева: "Маленький мой Валега! Сколько исходили мы с тобой за эти месяцы,
сколько каши съели из одного котелка, сколько ночей провели, завернувшись в одну
плащ-палатку ... Привык я к тебе лопоухому, чертовски привык ... Нет не привык. Это не
привычка, это что-то другое, гораздо большее.!
- Что ценит в человеке автор?
/Некрасов обязательно испытывает человека на смелость, глядя на него глазами
Керженцева. Например, он раздраженно думает об Астафьеве: оттопыренный мизинец,
сложенные трубочкой губы, розовые ногти. Имя Ипполит напоминает ему толстовского
Ипполита Курагина, недалекого и самоуверенного.!
Некрасов не вдается в анализ, не пытается установить взаимосвязи. Ему достаточно
фактов, проявлений. Все решает поведение в бою.
- Только ли боевые качества людей интересуют Некрасова?
/У Некрасова человек не исчерпывается смелостью и надежностью в бою. Например:
Карнаухов тайно пишет стихи и зачитывается Джек Лондоном; Фарбер чувствует музыку;
Игорь Сведерский хорошо рисует. Их увлечение - не бегство от войны, а продолжение
своей прежней жизни.!
Для Некрасова важны прочность духовных, умственных интересов. Интеллигентность для
него неравнозначна образованности.
Итог урока: Что же за человек главный герой повести Юрий Керженцев?
/Он настоящий интеллигент, человек чести, имеет собственное мнение и не боится его
высказать. Он доброжелателен и внимателен к людям, умеет видеть в них хорошее. Он
сдержан и немногословен. Он проявляет мужество и стойкость не для того, чтобы
показаться героем, он не может иначе. В любых обстоятельствах он остается человеком.!
Вспомните, какая задача стояла перед героем и бойцами повести?
Кто и как выполнил эту задачу?
1 ведущий: Волгоградцы вернули к жизни Мамаев курган, вынули из его израненной
земли мины, неразорвавшиеся снаряды и бомбы, разбили на нем скверы и парки, укрыли
зеленым ковром трав.
2 ведущий: В городе возведено много памятников героям, а на Мамаевом кургане
сооружен грандиозный скульптурный ансамбль. От площади скорби поднимается
насыпной курган. У подножия главной скульптуры Матери-Родины захоронено около
трех тысяч защитников Сталинграда. Венчает памятник-ансамбль 52-метровая скульптура
Матери-Родины с мечом в руках, зовущая на бой с врагами.
1 ведущий: Война принесла огромный ущерб Сталинграду. Из города было угнано 74,7
тысяч жителей. Город был разрушен на 85%.
Стараниями волгоградцев, да и всей страны, город был восстановлен. Теперь это
современный и красивый центр волгоградской области.
Тишина на Мамаевом ... Строго и свято.
Жизнь отсюда до дна, до кровинки видна:
у нее на посту - Сталин града солдаты,
Это память людская - бессмертна она.
2 ведущий:Вместе со всеми защищали Сталинград и наши земляки, воины-сибиряки, в
том числе и жители нашего района. (Рассказ ученика о бойцах Сталинграда нашего
района) .
... Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям:
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем.
Пусть память верную о ней
Хранят, об этой муке,
И дети нынешних детей,
И наших внуков внуки. /А. Твардовский/
Домашнее задание: написать сочинение на тему: "Оживают страницы прошлого" по
рассказам участников войны или их родных.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Библиотечный урок для начальной школы.
Знакомство с библиотекой. Строение книги. Как рождается книга....
Библиотечный урок в 7 классе на тему "План чтения. Как читать книгу. Литература художественная и научно-популярная"
Урок разработан по технологии критического мышления: 1. Вызов. Опыт -задание по формулярам учащихся. Вывод. Проблема:Зачем мы вообще читаем и как узнать, какие книги надо читать. 2. Реализация смыс...
Духовно-нравственное воспитание как приоритетное направление библиотечной работы
Задача библиотекаря сегодня – осмыслить это духовное богатство и донести его до сердца детей. Всколыхнуть ребенка книгой, побудить его к сопереживанию, к творчеству, к осознанию своего предназначения ...
Библиотечный урок "Словари"
Презентация, рассказывающая о различных словарях...
Библиотечный урок "В библиотечном царстве - книжном государстве"
Урок знакомит с библиотекой, формирует интерес к книге, знакомитс правилами обращения с книгой.ЗАДАЧИ УРОКА: дать понятие «библиотека»,познакомить учащихся с правилами пользования библиотеко...
"Библиотечный каталог" библиотечный урок
Цели: Закрепление знаний о каталоге, полученных на предыдущих уроках.Выявление общих и различных черт при поиске информации в карточном и электронном каталогах...
План конспект библиотечного урока в 8 кл на тему " Библиотечные каталоги,цели и задачи"
Библиотечнй урок для 8 кл по теме : " Библиотечные каталоги, цели и задачи ". Чтобы стать грамотным читателем ребят нужно научить находить необходимую литературу по каталогам и к...