Урок-презентация "Поэты и писатели русского зарубежья"
презентация к уроку по литературе (8 класс) на тему
Формирование у учащихся интереса к своей истории, представлений о сложности историко-литературного процесса начала ХХ века, о значимости культурного наследия русского зарубежья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-prezentatsiya.docx | 28.94 КБ |
urok-prezentaciya.pptx | 2.23 МБ |
Предварительный просмотр:
«Поэты и писатели русского зарубежья»
( по творчеству З. Гиппиус, М. Цветаевой, В. Набокова)
Учитель русского языка и литературы Лукомская Н.А.
Урок-презентация
Цели и задачи:
- формирование у учащихся интереса к своей истории, представлений о сложности историко-литературного процесса начала ХХ века, о значимости культурного наследия русского зарубежья.
- воспитание чувства любви, преданности к своей Родине на примере трагических судеб представителей руской эмиграции, оставшихся до конца верными России;
- развитие речи, культуры общения, навыков публичного выступления.
Методические приемы: лекция с элементами беседы.
Оборудование: презентация, портреты З. Гиппиус, М. Цветаевой, В. Набокова, карточки для рефлексии.
Ход урока
- Организационный момент.
- Объявление темы, постановка цели урока (слайд 1) Запись темы в тетрадь.
- Проверка домашнего задания.
- Сегодня на уроке мы прослушаем сообщения учащихся о жизни и творчестве З. Гиппиус, М. Цветаевой, В. Набокова.
- Лекция учителя с элементами беседы.
Понятие «русское зарубежье» возникло и оформилось после Октябрьской революции 1917 года, когда Россию стали массово покидать беженцы. После 1917 года из страны выехало около 2-х миллионов человек. Россию покинул цвет русской интеллигенции. Эмигрантами стали Ф. Шаляпин, И. Репин, К. Коровин С. Рахманинов и С. Стравинский. Из числа известных писателей эмигрировали И. Бунин, И. Шмелев, З. Гиппиус, Д. Мережковский, А. Аверченко, И. Северянин, А. Толстой, Тэффи, Саша Черный, М. Цветаева, В. Ходасевич. Русская литература оказалась в эмиграции одним из духовных оплотов нации. В Берлине, Париже, Харбине была сформирована «Россия в миниатюре», сохранившая все черты русского общества. Но все равно положение эмигрантов было трагическим. В прошлом у них была потеря семьи, родины, социального статуса, рухнувший в небытие уклад, в настоящем — жесткая необходимость вживаться в чуждую действительность. Надежды на скорое возвращение не оправдались.
Эпиграфом к нашему уроку взяты слова из стихотворения Игоря Северянина (чтение эпиграфа) (слайд 2).
- Как вы думаете, почему именно эти строки взяты в качестве эпиграфа? В чем их смысл?
Мы мало знаем о судьбах наших соотечественников за рубежом. Целостного исследования истории русского зарубежья нет, но литература русского зарубежья — неотьемлемая часть русской литературы. Несмотря на то, что русские эмигранты жили далеко от России, они не теряли связи с родной землей: их мысли и душа были вместе с Родиной. В европейских центрах организуются русские литературные центры, издательства, выходят многочисленные журналы и газеты. (слайд 3)
В 1920 году возникло 138 русских газет, в 1921 году - 112; в 1922 году - 109. Журнал «Современные записки» (Париж, 1920-1940 гг.) состоит из 70 томов. Красной нитью через все творчество многих писателей и поэтов проходит чувство тоски по Родине.
(Чтение стихотворения И.Бунина "У птицы есть гнездо, у зверя есть нора...")
22 июня 1941 года заставило каждого русского человека, живущего за границей, ответить на вопрос: «Каково мое истинное отношение к Родине?» Некоторые русские писатели взяли на вооружение лозунг «Победа Германии - воскресение России!» Но большинство эмигрантов в трудные годы были солидарны с русским народом. (слайд 3)
Она не погибнет — знайте!
Она не погибнет, Россия!
Они всколосятся - верьте-
Поля ее золотые...
Итак, Октябрьская революция и гражданская война разделила русскую литературу на советскую и зарубежную. Но сегодня сбывается пророчество Владислава Ходасевича о слиянии двух потоков русской литературы.
(Звучит стихотворение Владислава Ходасевича «Памятник»)
А сейчас переходим к знакомству с отдельными представителями русского зарубежья.
Поэтесса Зинаида Гиппиус. (слайд 4)
V. Сообщение ученика о жизни и творчестве З. Гиппиус до революции 1917 года. (слайд 5)
1. 1-й ученик читает стихотворение З. Гиппиус «Пыль».
Октябрьскую революцию З. Гиппиус приняла враждебно и в начале 1920 г. вместе с мужем эмигрировала, поселилась во Франции.
2. Стихотворение «14 декабря 1917 года» читает 2-й ученик.
(Звучит романс «Поручик Голицын»)
3. Рассказ ученика о жизни З. Гиппиус и Д. Мережковского за рубежом.
(Звучит стихотворение «У порога» (читает 3-й ученик))
VI. Беседа по творчеству З. Гиппиус
-Ребята, обратите внимание на эти строки:
И знаю: скорбь, что ныне у порога,
Вся эта скорбь — не только для меня!
- Почему в рассказе о творческом и семейном союзе Мережковсих уделено главное внимание жизни и творчеству З. Гиппиус?
- На основании чего можно утверждать, что Зинаиде Гиппиус была дорога Россия?
Зинаида Гиппиус, конечно, понимала, что трагичной была не только ее жизнь.
Марина Цветаева еще один представитель русской эмиграции. Ее судьба, без сомнения, была гораздо тяжелее, обездоленнее. (слайд 6)
VII .Выступление ученика о жизни и творчестве М. Цветаевой:
1) Детство и юность. (слайд 7)
2)Жизнь и творчество до 1922 года.
3) Жизнь за границей.
(4- й ученик читает стихотворение М. Цветаевой «В Париже»)
4) Возвращение на Родину и гибель поэтессы. (слайд 8)
Звучит стихотворение:
«Моим стихам, написанным так рано...»
- Пророческим стало это стихотворение Марины Цветаевой — ее стихам настал черед.
(Звучит романс «Мне нравится, что вы больны не мной...»)
- Могла ли судьба Марины Цветаевой сложиться иначе?
- Почему Марина Цветаева не нашла своего места в белоэмигрантской судьбе?
- Почему Марина Цветаева решила вернуться на Родину?
- «Расставшийся с другом плачет семь лет, расставшийся с Родиной — всю жизнь» Эта пословица может служить эпиграфом к рассказу о судьбе Владимира Набокова.
VIII. Выступление ученика о жизни и творчестве В. Набокова. (слайд 9)
1) Жизнь В. Набокова в России. (слайд 10)
2) Жизнь и творчество за границей: в Германии и США. (слайд11)
3) Последние годы жизни в Швейцарии.(слайд 12), (слайд 13).
-Как бы вы назвали Владимира Набокова — русский или в большей степени западный писатель?
IX. Слово учителя.
20 век безжалостно разрушил, сжег, разорвал многие взаимосвязи, поколебал саму культурную память человеческую. Первая эмиграция сохранила в себе то, чем была Россия до 1917 года. Она творила, продолжала творческую линию дореволюционной культуры. Ее творчество не исчезло бесследно для России, оно войдет в ее «золотой фонд». У русских эмигрантов была особенная черта - нежелание перестать быть русскими, стремление сохранить свою культуру, непреодолимая тоска по Родине.
«Русские люди, где бы вы ни были, любите Россию, настоящую, прошлую и будущую, и всегда будьте ее верными сынами и дочерьми»,- эта надпись на одной из неизвестных могил Сен-Женевьев-де-Буа» в Париже. (слайд 14)
(Звучит романс Александра Малинина «Сен-Женевьев-де-Буа»)
X. Рефлексия.
- Чем интересен был для вас урок?
- Согласны ли вы с мыслью, что человек может быть счастлив только на Родине?
- Оцените урок по 5-бальной шкале. (Карточки)
1. Оцените, насколько интересным был для Вас урок – 1,2,3,4,5. |
2. Оцените, насколько полезным был для Вас урок – 1,2,3,4,5. |
3. Оцените, насколько трудным был для Вас урок – 1,2,3,4,5. |
XI. Итог урока. Домашнее задание. Повторить материалы лекции.
Используемая литература: сборники стихотворений Зинаиды Гиппиус, Марины Цветаевой; библиографические очерки.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
И вот мы остались без Родины, И вид наш и жалок, и пуст, Как будто бы белой смородины Обглодан раскидистый куст. (И.Северянин)
Зинаида гиппиус (1869-1945)
З.Гиппиус и д.МЕРЕЖКОВСКИЙ
«Высокая, стройная блондинка с длинными золотистыми волосами и изумрудными глазами русалки, — писал один из первых символистов, публицист, критик П. Перцов, — в очень шедшем к ней голубом платье, она бросалась в глаза своей наружностью. Эту наружность несколько лет спустя я назвал бы "боттичелиевской"»…
КНИГИ з.гиппиус успешно издавались и за рубежом
М.и.цветаева ( 1892-1941) Разбросанным в пыли по магазинам (Где их никто не брал и не берет!), Моим стихам, как драгоценным винам, Настанет свой черед.
М.и.цветаева ( 1892-1941
Книга «версты» (1921-220)
М.ЦВЕТАЕВА И С.ЭФРОН
ЕЕ СТИХАМ НАСТАЛ ЧЕРЕД.
В.НАБОКОВ (1899-1977)
Дом в П етербурге , где родился в.набоков
УВЛЕЧЕНИЕ БАБОЧКАМИ ПРИШЛО ИЗ ДЕТСТВА
И СОХРАНИЛОСЬ НА ВСЮ ЖИЗНЬ
МОГИЛА НАБОКОВА
« Русские люди, где бы вы ни были, любите Россию, настоящую, прошлую и будущую, и всегда будьте ее верными сынами и дочерьми»,- эта надписю на одной из неизвестных могил Сен-Женевьев-де-Буа» в Париже
МОГИЛА Д.МЕРЕЖКОВСКОГО
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация учебно - исследовательской деятельности учащихся в изучении литературных мест России и Русского Зарубежья
Организация учебно - исследовательской деятельности учащихся в изучении литературных мест России и Русского Зарубежья...
Урок литературы в 11 классе "Поэты и писатели русского зарубежья" ( Жизнь и творчество З.Гиппиус, М.Цветаевой,В.Набокова)
Конспект урока, на котором рассматривается жизнь и творчество писателей, эмигрировавших после революции 1917 года....
Презентация к уроку "Поэты и писатели русского зарубежья"
Презентация к уроку литературы в 11 классе. "Поэты и писатели русского зарубежья"...
Русская литература и литература русского зарубежья.
Интегрированный урок литературы. 11 класс....
Русские поэты о Родине,родной природе и о себе.Поэты Русского зарубежья об оставленной Родине.
Данный материал учит понимать поэтический язык; помогает ученикам осмыслить прочитанное; развивает навыки анализа поэтического текста....
"Писатель русского зарубежья: Иван Сергеевич Шмелёв"
Презентация к уроку по творчеству И. С. Шмелёва...
Первая волна эмиграции русских писателей. Характерные черты литературы русского зарубежья 1920- 1930-х годов. Творчество И. Шмелева, Б. Зайцева, В. Набокова и др.
Первая волна эмиграции русских писателей. Характерные черты литературы русского зарубежья 1920- 1930-х годов. Творчество И. Шмелева, Б. Зайцева, В. Набокова и др....