"Веснянка"
методическая разработка по литературе на тему
Сценарий интегрированного урока-праздника для учащихся 5-7 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_prazdnika_vesnyanka.doc | 56 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок-праздник в 5-6 классах
«Весняночка»
(с использованием технологий группового, интегрированного обучения, игровых технологий, ИКТ)
- Вступление (создание атмосферы праздника, эмоциональный настрой, включение учащихся в работу)
1.Звучит народная весенняя песня и зале появляются исполнители в народных костюмах (группа совместно с учителем музыки Мосягиной Е.Л.)
2. Чтение стихотворений весенней тематики
(песня заканчиваются и исполнители произносят):
Ой, бежит ручьем вода,
Нету снега, нету льда.
Ой, вода, ой, вода,
Нету снега, нету льда.
Прилетели журавли
И соловушки мои.
Журавли, журавли
И соловушки мои.
Мы весняночку поем,
Весну красную зовем.
Мы поем, мы поем,
Весну красную зовем.
3.Выходят 2 ведущих, которые поочередно произносят:
1.
Благослови, мати, зиму провожати,
Зиму провожати, весну закликати.
Пусть зима уходит впрок,
Весну пустит на порог!
2.
Весна, весна, проснись со сна!
А ты, зима, ступай за моря,
Надоела ты нам и наскучила,
Наши рученьки приморозила.
1.
Нам, зима, ты надоела,
И весь хлеб у нас поела,
Все дрова у нас пожгла,
С крыш солому унесла.
2.
Ох, и длинны зимы в России! По этому поводу еще Пушкин сокрушался: «…полгода снег да снег.
Ведь это, наконец, и жителю берлоги – медведю надоест…»
1.
А уж людям как надоедает слушать завывание вьюг и метелей. Все мечтают о том, как тепло прогонит стужу лютую. И со светлой надеждой на будущее ожидаем мы прихода весны.
4.Появляются 2 учителя в костюмах Зимы и Весны (театрализация)
Зима.
С Весной Зимушка повстречалася,
О здоровьице все справлялася.
Весна.
Ой, здорова будь, Зима снежная!
Зима.
Бью челом тебе, Весна теплая.
Расскажи ты мне без утайки:
Почему тебя величают все,
Меня – Зимушку – проклинают все?
Весна.
Потому что ты – больно лютая
И холодная и голодная.
Я же теплая и приветливая.
Все луга и леса орошаю я,
Все луга и леса оживляю я.
Побыла ты, Зима, в гостях у людей,
Не пора ли тебе уходить из гостей?
Выгляни, солнышко из-за гор-горы,
Выгляни, красное, до вешней поры.
Видело ль ты, солнышко, девицу-весну?
Зима.
Не уйду я, не уйду.
Как такую красоту
Вы решилися прогнать да еще и проклинать
Ещё вволю не натешилась,
Не напелась
II. Знакомство с темой урока, определение задачи и путей ее решения
(выходят 2 учеников –соведущих):
1. Наступает весна, но робки и неуверенны бывают ее первые шаги: то и дело зима дает знать о себе, не желая расставаться с былым могуществом.
2. И вот, чтобы приблизить радостную пору весеннего обновления жизни, люди придумали обряд – закликание весны. Этот обряд справляли 22 марта, в день весеннего солнцеворота. Сегодня мы познакомимся с ним.
1. Приглашаем вас, ребята, на необычный урок – игру, с необычным названием – «Весняночка», на котором перед вами будет стоять сразу несколько задач, которые вы будете решать в составе малых групп под руководством учителей литературы, технологии, музыки. Но каждой группе предстоит знакомство с народным обрядом встречи весны
* Ведущие разъясняют порядок работы, который предполагает:
- деление на малые группы под руководством учителей предметников:
1. «Литературную» (руководитель – учитель словесности)
Цель работы:
А) познакомиться с русской традицией и с обрядом встречи весны;
Б) поставить мини-спектакль на основе полученных знаний об обряде встречи весны с использованием пальчиковых кукол.
2. «Умелые ручки» (руководитель – учитель технологии у мальчиков)
Цель работы: а) узнать, что такое ветрячки;
б) познакомиться с технологией их изготовления;
в) изготовить ветрячки;
г) представить результаты работы группы.
3. «Музыкальная » (руководитель – учитель музыки)
Цель работы:
А) познакомиться с текстами закличек-веснянок, манерой их исполнения;
Б) разучить 1-2 заклички, подготовиться к их исполнению;
В) представить результат работы группы.
4. «Кулинарная» (руководитель – учитель технологии у девочек)
Цель работы:
А) познакомиться с технологией выпечки жаворонков;
Б) украсить выпеченных жаворонков;
В) представить результат работы группы.
III. Работа в составе малых групп.
IV. Представление результатов работы малыми группами
1.«Литературная»
А)Организация работы в группе
- знакомство с обрядом;
- распределение ролей;
Б) Подготовка мини-спектакля «Весну зовем», текст которого представляет собой информационные «мостики» для выступления каждой из малых групп.
Примерное содержание мини-спектакля «Весну закликаем»
Ведущий: Зима, зима!.. Как же ждут люди ее окончания, торопят приближение весны. Вот даже и обряды разные придумали. Масленицу, например. Отшумела веселая Масленица, чучело сожжено, а весна все не вступает в свои права. И тогда люди решили, что нужно зазывать весну, и она непременно придет. Так родился новый обряд, о котором я, нет, мы вам и расскажем.
(обращается к куклам – бабке и деду)
Дед напевает:
- Ой мороз, мороз, не морозь меня…
Дети:
- Здравствуйте, добрые хозяева, как живете-поживаете
Бабка и дед: Ну здравствуй, гостья дорогая.
Дед: Вот весны ждем не дождемся, да без дела не сидим.
Бабка: на дворе уж марток, и я вот из остатков пшеничной и овсяной муки пеку маленькие шарики
Дед: А потом мы каждый день будем выбрасывать по одному шарику на улицу для батюшки мороза.
Вед. Так в марте поступали многие хозяйки, угощая мороз и приговаривая:
Мороз, красный нос,
Вот тебе хлеб и овес,
А теперь убирайся
Подобру-поздорову.
Люди верили, что мороз, наевшись хлебных шариков, до будущего года уйдет в чужедальние края и уведет с собой зиму.
- Появляются шумные куклы-детишки, они шалят и смеются
Дед: Ну будет вам шуметь! Что так рано с улицы убежали?
Дети 1: Да холодно ведь еще.
Дети 2: Вот ведь уж март, весна должна начаться, а холодно. Надоело
Дед: Эээ, я смотрю: вы секрета мартовского не знаете!
Дети 1: Не знаем!
Дети 2: Да какой же секрет?
Бабка: Ну как, дед, расскажем?
Дед: Март, он не простой, особенный. Он день удлиняет, а 22 марта вообще чудо происходит.
Бабка:
Да уж, день этот называют днем весеннего равноденствия и солнцеворота.
Дед: А еще по народным поверьям именно в этот день, 22 марта, прилетают сорок первых птиц и приносят на своих крыльях весну.
Ведущий. «Сорок сороков птиц летят, весну несут», - говорили крестьяне.
Дед: А ну, угадайте, что за птицы были?
Вот вам подсказки
Черный, проворный, кричит «крак», червякам враг. (грач)
Спереди у птички шпильце, позади у птички вильце.
Сама птичка мала, а за морем была. (ласточка)
Села птичка на суку и поет: «Ку-ку, ку-ку». (кукушка)
Вед. Но больше всего крестьяне любили звонкого певца - жаворонка, который своими переливчатыми трелями заставлял природу пробудиться от зимнего сна.
1.
Зима недаром злится –
Прошла ее пора.
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
2.
И все засуетилось,
Все нудит зиму вон.
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.
Бабка: А потому 22 марта по народному календарю день – «ЖаворОнки».
И начинались в марте заклички весны, настоящий праздник.
Дед: А какой праздник без забав?
Дети 1: Какие, дедушка, забавы?
Дед: Да самые разные. Ветрячки, например.
Дети 1: Ветрячки? А что это?
Ведущая: А вот что это мы сейчас узнаем да еще и увидим.
2. Выступление 2 группы (руководитель – учитель технологии), представляют результат своей работы – ветрячки
(продолжение спектакля)
Дети: Расскажи еще, деда!
Дед: Ну еще, так еще. Помните, о птицах, приносящих весну, я вам рассказывал? Так вот. Их принято зазывать потому, что они спутники весны, а потому птицы становились главными героями этих обрядов.
Бабка: ДА! ИХ лепили из глины, мастерили из тряпок и бумаги, украшали позолотой.
Вед. А в наши дни эти символы весны можно сделать… А впрочем, вы сейчас узнаете об этом из выступления следующей группы
3.Выступление 3 группы (руководитель – учитель технологии у девочек) и представление результатов работы- печеные жаворонушки
Бабка: А еще, внучата, 22 марта, когда день становился по длине равен ночи, в каждом доме хозяйки пекли из теста – жаворонков или куличков, мазали их сладким душистым медом. В некоторых русских губерниях принято было даже вкладывать внутрь конопляные семечки, а вместо глаз - изюминки.
Вед. А чем же мы хуже! У нас тоже сдобные птички есть! Убедитесь сами!
- Выносят корзинки (тарелки с птичками).
Дети 2: А дальше? Ч то было дальше?
Дед: А дальше нарядные девушки и дети ходили по селу, подбрасывая вверх свои фигурки птиц, и пели веснянки
Вед. То есть маленькие песенки, приуроченные к весне - пробуждению природы, первому теплу, яркому солнцу, быстрым ручейкам, прилету птиц. Словом, ими встречали весну. Они и сегодня прозвучат!
4.Выступление 4 группы (веснянки) (руководитель учитель музыки , представление результатов работы - исполнение закличек).
Бабка: Не обходился этот обряд без выкрикивания закличек! Ведь весну именно кликали.
Дети1: Как это?
Вед. Кликать, т.е. зазывать. Слушайте сами!
Дед: Во многих закличках-веснянках говорилось, что птицы, возвращаясь из-за моря, должны принести с собой заветные золотые ключи, которыми замкнуто холодное подземелье, где томилась красавица весна, запертая злой зимой. А теперь настало время весне и зиме поменяться местами.
Бабка: И весна будто откликалась на зов людей – пробуждалась жизнь на полях, прорастала первая зелень. А на гуляньях начинали водить хороводы.
V.Завершение работы
Ведущие - ученики:
И пусть сегодня наша весна вступит в свои права. Примите угощенье – жаворонков, не спешите их попробовать. Пусть сначала они помогут нам всем вместе призвать весну.
Давайте произнесем последнюю закличку, повторяйте за мной каждую строчку.
Приди, весна, приди, красна!
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С хлебом обильным!
VI. Домашнее задание: сочинение –миниатюра
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Весенний праздник -Веснянка
Празднично - игровая программа для детей младшего и среднего школьного возраста, дает представление детям о весенних обычаях и традициях русского народа, развивает познавательный интерес к национальны...
Праздник "Веснянка 2012"
Сценарий праздника для девочек начальных классов...
Презентация к празднику "Веснянка 2012"
презентация к конкурсу...
Открытое занятие "Кукла Веснянка"
Кукла из пряжи...
Конспект фольклорного праздника для детей младшего дошкольного возраста и их родителей "Веснянка"
Конспект фольклорного праздника для детей младшего дошкольного возраста и их родителей "Веснянка"....
Изготовление куклы оберег Веснянка
Дорогой друг! Если ты любишь заниматься творчеством, делать подарки друзьям и близким своими руками, то эта книга для тебя. Она поможет тебе создать веселую, задорную куклу Веснянку, символизирующую н...
"Юные веснянки" сценарий к 8 марта
Сценарий к 8 марта для мам и бабушек...