Весенний праздник -Веснянка
материал по теме
Празднично - игровая программа для детей младшего и среднего школьного возраста, дает представление детям о весенних обычаях и традициях русского народа, развивает познавательный интерес к национальным традициям и культуре.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vesnyanka-bezdeleva-hramcova.doc | 68 КБ |
Предварительный просмотр:
Весенний праздник – Веснянка
Подготовил – Безделёва Марина Андреевна
– педагог дополнительного образования
Методическое сопровождение
– Храмцова Людмила Ивановна
Форма – Празднично-игровая программа на улице, для детей младшего и среднего школьного возраста.
Цели и задачи праздника:
- дать представление детям о весенних обычаях и традициях русского народа;
- развивать познавательный интерес детей к национальным традициям и культуре.
- через весенние заклички, игры отразить нежную любовь людей к природе и ко всем живым существам.
Оборудование и технические средства – микрофоны
Декорации, реквизит – крупное солнце из картона;
- синие и красные ленточки;
- печеные овсяные пирожки, «жаворонки», пряники;
- свистульки, дудочки из тыквы, бамбуковая флейта;
- «жаворонки» из соленого теста;
- грабли;
- солома для гнезда;
- канат.
Ход мероприятия
Часть I
Вед. 1
Здравствуйте! Люди добрые! Здравствуйте, люди честные! Месяц март, первый весенний месяц. Весной час упустишь, всем летом не наверстаешь! Название месяца «март» пришло на Русь поздно, оно византийско-римского происхождения и выводится от римского бога войны – Марса, считавшегося покровителем земледельцев.
Вед. 2
Однако в народе всегда продолжали бытовать исконно русские названия первого месяца весны: протальник, солнцегрей, водотек, капельник, грачевник — и отражали они природные явления этого времени года: затяжную борьбу тепла и холода. Творя праздники весны, совершая обряды, наши предки сознательно вставали на сторону красного солнышка, глубоко веря, что помогают ему разогреться в полную силу.
Вед. 1
1 марта многие жителей планеты празднуют праздник, посвященный приходу весны. Он не имеет ничего общего с религиозными традициями, в том числе и христианскими. Его происхождение более старинное и отмечали 1-е марта еще задолго до зарождения христианства, ведь посвящение праздника адресовано более древним, языческим богам и исходит из старинной легеды о Весне.
Вед. 2
Однажды Солнце спустилось на землю в образе прекрасной девушки. Солнцу хотелось поплясать и повеселиться. Злой Змей выкрал и закрыл его в своем дворце. Птицы перестали петь, дети забыли, что такое веселье и смех. Мир погрузился в печаль и уныние. Один смелый юноша вызвался спасти Солнце. Целый год искал он дворец Змея, нашел и вызвал Змея на бой.
Вед. 1
Боролись они целыми днями и ночами, и юноша, конечно, победил Змея. Он освободил прекрасное Солнце. Оно поднялось на небо, осветив весь мир. Ожила природа, люди обрадовались, но отважный юноша не успел увидеть весну. Его теплая кровь стекала на снег. Упала последняя капля крови. Умер мужественный юноша.
Вед. 2
Там, где снег таял, вырастали белые цветы — подснежники, вестники весны и цветы, белые лепестки которых были усеяны красными, как кровь, пятнышками.
Вед. 1
Почти все обрядовые празднества «проигрывались» в детских играх. Это говорит о том, что участие детей было обязательно. Они зазывали, заклинали радостное время года песенками, стихами-закличками, смехом, играми, помогая весне набрать живительную силу. Дети, забираясь на солнечные пригорки, залезая на крыши домов, прямо на резные коньки весело распевали весенние заклички.
Все дети повязывают ленточки на голову. Мальчики – синие, девочки – желтые.
Часть II
Вед. 2
1 марта – «Ярило с вилами», так как считали, что в этот день начинается борьба тепла с холодом и Ярило - солнце «поднимает» зиму на вилы. Обычно Ярило - это юноша, как правило, на ярмарке, в «бумажном колпаке, украшенном бубенцами, лентами и цветами, с набеленным и нарумяненным лицом». Он руководил плясками, состязаниями в силе и ловкости. Считалось, что первомартовское солнце благоприятно росту и здоровью детей.
Дети кричат (читают) заклички, зазывают весну.
Весна, весна красная!
Приди к нам, весна,
С радостью!
Со великою к нам милостью!
С рожью зернистою!
С пшеничкой золотистою!
С овсом кучерявым!
С ячменем усатым!
С просом, со гречею!
С калиной-малиною!
С грушами, с яблочками!
Со всякой садовинкой!
С цветами лазоревыми!
С травушкой-муравушкой!
Состязание между мальчиками - «Перетягивание каната».
Вед. 1.
Прежде чем проведем состязание нужно разделить мальчиков на 2 команды. Для деления на команды проведем жеребъевку. Жребий в игровой традиции выполняет функцию высшей справедливости. Его решению при распределении игровых ролей все обязаны подчиняться беспрекословно. Обычно жеребьевка предназначена для тех игр, в которых предусмотрено две команды.
Вед. 2
Из числа самых ловких игроков выбираются две матки (капитана), затем ребята, примерно равные по силам и возрасту, отходят парами в сторону, сговариваются и, договорившись, подходят к маткам: первая пара произносит:
Мати, мати, что вам дати?
Какого коня – сивого или златогривого?
Затем вторая пара спрашивает:
Мати, мати, что вам дати?
За печкой заблудился или в стакане утопился? И т.д.
Проводится жеребьевка. Дети, разделившись на команды, начинают перетягивать канат.
Вед. 1
2 марта – продолжались Ярилины игры, состязания и совершался старинный русский обряд – боронился снег, особенно там, где он покрывался темным слоем. Этот обряд назывался «утучнением снега».
Совершается обряд (для обряда заранее подготовить детей с граблями)
Вед. 2
Продолжим состязания мальчиков игрой «Бой петухов». Для выбора «петухов» воспользуемся считалкой:
Шла лисичка по тропинке
И несла грибы в корзинке:
Пять опят и пять лисичек
Кто не верит? Это он!
Выходи из круга вон!
Для игры на полу очерчивается круг диаметром 1 м. Два участника прыгая на одной ноге, должны вытолкнуть соперника за границу круга или лишить его равновесия так, чтобы он встал на обе ноги.
Вед. 1
3 марта – дети кормили птиц, выпеченными для этих целей пирожками из овсяной муки — овсянничками. Считалось, что птицы – вестники весны. В это время птичка-овсянка издавала звуки, схожие по ритму и тону со словами: «Покинь сани! Покинь сани!», а также все ждали жаворонков, которые на своих крыльях первыми приносили весну. И для них тоже были свои заклички.
Дети кричат (читают) заклички и в кормушки кладут овсяннички.
Жаворонки, жавороночки!
Прилетите к нам,
Принесите нам лето теплое,
Унесите от нас зиму холодную.
Нам холодная зима наскучила,
Руки, ноги отморозила.
Жаворонки-жавороночки!
Перепелки-перепелочки!
Прилетите к нам,
Принесите нам
Весну теплую,
Лето плодородное
Весну с дождем,
Лето с травами.
Весну с солнышком,
Лето с зернышком.
Жавороночек на приталинке
Распевает, распевает,
Он зовет себе, он зовет себе
Весну красную, весну красную.
Не лежать снежкам во чистом поле
Растопиться, растопиться,
Во синё море, во синё море
Укатиться, укатиться.
Вед. 1
10 марта старики советовали быть особо осторожными, называли этот день именем Тарасия-кумохи. Слово «кумоха» в древнерусском означает лихородку, одну из нечистых сил. С этого дня считалось вредным спать по вечерам, так как можно наспать «кумоху». Издревле боялись на Руси весенней лихорадки, называя ее «трясовицей», считая, что не менее 12 демонов скрываются за этой болезнью. Представляли демонов чаще всего в виде страшных старух с именами: Трясея, Отпея, Гладея, Авваруша, Храпуша, Пухлея, Глелтея, Авея, Немея, Глухея, Каркуша и др. Все это — демоны болезней, прогнать их можно весельем и трудом, прогулками по целебному мартовскому воздуху, талой мартовской водой.
Вед. 2
13 марта – Василий-капельник, когда собирали в лесу целебные ветки сосны; сосновые почки заваривали и вдыхали их жар, считая, что пар, идущий от сосновых почек, лекарственен, целебен.
Вед. 1
Мартовская талая вода считалась «пользительной», ее хранили для особых случаев, ее использовали девушки как средство от веснушек, от загара, солнечных ожогов, ей отпаивали ослабевший за зиму скот, домашнюю птицу: «В марте курица из лужицы напьется». Почитание воды на Руси было связано с ясным представлением о ее живительной, очистительной и целебной силе.
Игра «Ручеек»
Играющие встают друг за другом парами, обычно мальчик и девочка, берутся за руки и держат их высоко над головой. Из сцепленных рук получается длинный коридор. Игрок, кому пара не досталась, идет к «истоку» ручейка и, проходя под сцепленными руками, ищет себе пару. Взявшись за руки, новая пара пробирается в конец коридора, а тот, чью пару разбили, идет в начало «ручейка». И проходя под сцепленными руками, уводит с собой того, кто ему симпатичен.
Вед. 2
14 марта.- День Весновки , самый главный весенний праздник. По древнему обычаю детям делали свистульки, и ребятишки, подражая голосам птиц, приманивали, как считалось, своим свистом весну, навораживали счастливый год, богатый урожай. Отсюда и традиционное название – Весновка-свистунья. «Приди, солнышко, и к нашим окошечкам». А еще все пели песни и водили хороводы, ручейки и играли в разные игры.
Вед. 1
Игра «Горелки» - Любимая весенняя игра- в давние времена эта игра посвящалась весеннему солнцу. Ее разыгрывали между кострами ранним утром на высоких холмах. Сначала с помощью считалки выбираем водящего.
Под горою у реки
Живут стары старички,
У них колокол висит,
Позолоченный звенит.
Дили-дили-дили-дон –
Выходи из круга вон!»
Игроки располагаются попарно, взявшись за руки и образуя колонну. Водящий встает впереди. Все хором громко говорят или распевают:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо -
Птички летят.
Колокольчики звенят!
Раз, два, три - беги!!!
Другой вариант:
Гори-гори ясно,
Чтобы не погасло.
И раз, и два, и три.
Последняя пара, беги!
В любом случае, при слове «беги» стоящие в последней паре размыкают руки и мчатся в начало колонны, обегая ее с разных сторон (один - слева, другой - справа), а водящий пытается поймать кого-то из них до того как пара, встретившись, вновь возьмется за руки.
Вед. 2
Основная встреча весны на Руси праздновалась в день весеннего равноденствия – 22 марта, называли его Сороки. В этот день тишину слушали. А затем, вновь весну кликали. (Дети слушают звуки весны), а затем кричат заклички:
Весна! Весна красна!
Тепло солнышко!
Приди скорей,
Согрей детей!
Приди к нам с радостью!
С великой милостью!
С льном высоким
С корнем глубоким!
С хлебом богатым!
Вед. 1
В этот же день отмечали старинный славянский праздник Жаворонки - считалось, что в этот день из теплых стран прилетают сорок разномастных, разноперых, разноголовых и разноклювых птиц, и первая из них – жаворонок.
Вед. 2
С приходом Жаворонка весна пробуждается ото сна, скидывает с себя белую шубу, украшает себя мохнатыми ветками вербы, ежедневно принимая себе в подарок бесконечное количество подснежников. Потому-то эта птица и прекрасна, и не менее желанная, чем сама весна.
Вед. 1
По прилету жаворонков определяли, когда можно пахать и начинать прочие весенние работы. Раз жаворонок прилетел, значит, весна пришла. «Жаворонок небо пашет» - говорят в народе.
Вед. 2
На Жаворонков в деревнях, рано утром хозяйки пекли из теста птичек, круглые пряники и колобки. Затем делали из соломы маленькие гнезда, складывали в них колобки и ставили в птичник – считалось, что это поможет курам лучше нестись и не болеть.
Вед. 1
Круглыми пряниками принято было всех угощать. Жаворонков с распростертыми крылышками дети насаживали на шесты, бежали с ними в поле или усаживали птичек из теста на крышу, при этом распевая песни, привлекающие жаворонков, а с ними – весну:
Дети кричат заклички:
Жаворонки, прилетите!
Студену зиму прогоните!
Теплу весну принесите!
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела!
Жавороночки, прилетите,
Землю-матушку пробудите
И дождиком напоите:
Чтоб травушка вырастала,
Чтоб цветики расцветали.
Вед. 2
Печеных птичек обычно съедали, а головки их отдавали скотине или отдавали матери со словами:
Дети говорят слова:
Как жаворонок высоко летал,
так чтобы и лен твой высокий был.
Какая у моего жаворонка голова,
так чтобы и лен головастый был.
Вед. 1
В круглые пряники, а где-то и в жаворонков со сложенными крылышками, прятали разные маленькие вещички, чтобы по ним гадать. Кому кольцо достанется – тот женится или замуж выйдет, кому копейка – тот в этом году хорошо заработает, кому маленькая тряпочка, узелком завязанная, – у того ребенок родится, кому из мужчин лучинка (спичка) тот и разбрасывал первые пригоршни зерен во время начала посева- выбирался семейный засевальщик.
Вед. 2
Однако кроме хороших примет, нужно было обязательно слепить жаворонков и с грустными предсказаниями, и жаворонков пустых – иначе хорошие не сбывались. Знаковым, важным считался первый съеденный жаворонок. Конечно, хозяйки по-своему хитрили и «несчастливых» птиц отдавали детишкам со строгим наказом – не есть, а оставить на шесте в поле, или задвигали их поглубже под «благополучных» птиц.
Дети кричат заклички:
Кулик, из-за моря лети,
Лети до поля,
Лети, лети по воле,
Неси весну в подоле.
Жучик-крючик, паучок,
прилети к нам куличок!
Вижу, вижу, витулай,
Принеси Весну в наш край!
Вед. 1
Где же наша весна? Зовем её зовем, а её все нет. Может спросим у солнышка, где наша Весна-красна.
Дети кричат заклички:
Солнышко-ведрышко,
Красное колесушко,
Вывесь из-за облачка
Золотые косушки!
Солнышко, выгляни,
Красное, высвети!
К нам на нивку ты иди –
Ладить косы да серпы.
Солнышко-солнышко,
Загляни в оконушко.
Выйдут дети погулять,
Будут бегать да играть.
Где весна? Где она?
Появляется Весна-красна
Здравствуйте, друзья мои!
Услышала я ваши заклички
и пришла к вам на праздник.
Вед. 2
Весна-красна!
На чем пришла?
На чем приехала?
Весна-красна:
- На сошечке,
- На бороночке.
Вед. 1
Весна-красна!
На чем пришла?
Весна-красна:
На сошечке, на бороночке,
На овсяном снопочке.
Ржаном колесочке!
Вед. 2
Весна-красна,
с чем пришла?
Весна-красна:
С радостью, с великой милостью,
С зорьками лесными,
С деньками прекрасными.
В радость птицы запоют,
Цветы, травы зацветут.
Вед. 1
Весна-красна,
а что ты нам принесла?
Весна-красна:
Принесла я вам солнышко теплое,
травку зеленую,
щебет птиц веселых
и песенку свою звонкую.
Часть III
Вед. 2
У весны еще 2 месяца, и праздники весенние еще будут. Будет Вербница, Великая Пасха, Красная горка. В каждый праздник есть свои традиции. Но это будет! А вот весну мы с вами встретили! И будем играть.
Вед. 1
Следующая игра «Гуси», но сначала нужно выбрать «волка» с помощью считалки:
«Шла лисичка по тропинке
И несла грибы в корзинке:
Пять опят и пять лисичек
Кто не верит? Это он!
Выходи из круга вон!»
По краям игровой площадки располагаются два «дома», в одном из которых собираются игроки - «гуси». Выбранный на роль «волка» помещается в круг, символизирующий его логово. Ведущий отправляется в пустой «дом» и заводит диалог с «гусями»:
- Гуси, гуси!
- Га-га-га!
- Есть хотите?
- Да-да-да!
- Так летите же домой!
- Нам нельзя:
Серый волк под горой
Не пускает нас домой!
- Ну, летите, как хотите,
Только крылья берегите!
«Гуси», взмахивая крыльями, пытаются переправиться в другой дом, а «волк их ловит». Пойманный игрок становится «волком».
Вед. 2
Играем в игру «Золотые ворота»
С помощью считалки выбираем пару игроков – «ворота»:
За морями, за горами,
За дремучими лесами.
На пригорке теремок,
На дверях висит замок.
Ты за ключиком иди
И замочек отомкни.
Эти игроки встают лицом друг к другу и поднимают вверх руки – это ворота. Остальные игроки берутся друг за друга так, что получается цепочка. Игроки-ворота говорят стишок, а цепочка должна быстро пройти между ними.
Золотые ворота
Пропускают не всегда.
Первый раз прощается,
Второй - запрещается.
А на третий раз
Не пропустим вас!
С этими словами руки опускаются, ворота захлопываются. Те, которые оказались пойманными, становятся дополнительными воротами. "Ворота" побеждают, если им удалось поймать всех игроков.
Вед. 1
Следующая игра «У медведя во бору»
Выбор водящего (медведя):
«Под горою у реки
Живут стары старички,
У них колокол висит,
Позолоченный звенит.
Дили-дили-дили-дон –
Выходи из круга вон!»
На площадки для игры очерчивают 2 круга. 1-ый круг – это берлога «медведя»,там находится «медведь». 2-ой – это дом, для всех остальных участников игры. Начинается игра, и дети выходят из дома на прогулку со словами:
У медведя во бору
Грибы, ягоды беру.
А медведь не спит,
И на нас рычит.
После того, как произносят эти слова, «медведь» выбегает из берлоги и старается поймать кого-либо. Если кто-то не успевает убежать в дом и «медведь» ловит его, то уже сам становится «медведем» и идет в берлогу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Праздник "Веснянка 2012"
Сценарий праздника для девочек начальных классов...
Презентация к празднику "Веснянка 2012"
презентация к конкурсу...
Сценарий фольклорного праздника «Образ птицы в весенних праздниках»
Сценарий фольклорного праздника по программе «Русские традиции и обряды» в начальной школе.Тема: Весенние обряды и обычаи твоего края. Цель: приобщить к старинным календарным традици...
Сценарий весеннего праздника "Праздник светлой Пасхи"
Весенний сценарий праздника для младших школьников...
урок-праздник "Веснянка"
урок-праздник...
Сценарий весеннего праздника "Весенняя история пчел"
Сценарий праздника, посвященный международному женскому дню....
Весеннее настроение сценарий весеннего праздника в ДШИ с участием родителей
Весеннее настроениесценарий весеннего праздника учащихся ДШИ с участием родителей...