Пушкинский урок для 8 класса к 19 октября
классный час по литературе (8 класс) на тему
Урок, рекомендуемый для проведения в День Лицея, знакомящий учеников с одной из страниц биографии великого поэта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pushkinskiy_urok_8_klass.docx | 328.27 КБ |
Предварительный просмотр:
ПУШКИНСКИЙ УРОК
для 8 класса
«ОХОТА СТРАНСТВОВАТЬ НАПАЛА НА МЕНЯ…»
(Путешествия А.С.Пушкина по России)
Как это закономерно и бесконечно значительно , что Пушкин - первым среди русских писателей - объездил всю Россию! Карта его путешествий поражает своим размахом и полнотой. Он знал русскую землю от Финляндии до Турциии и от Карпат до Сибири; в 1830 году он ходатайствовал о поездке через Сибирь в Китай, правда безуспешно. За короткую жизнь он проехал по руским дорогам около сорока тысяч километров.
И как он ездил! Он "никогда не дожидался, - свидетельствовал очевидец, - на станциях, пока заложат ему лошадей, а шел по дороге вперед и не пропускал ни одного встречного мужика или бабы, чтобы не потолковать с ним..."
Места, где А.С. Пушкин жил или останавливался (не менее месяца)
Москва — в 1799—1811 гг. (от рождения до поступления в лицей), затем с сентября 1826 до мая 1931 г. В последующие годы поэт бывал в Москве наездами и проездом (всего 20 раз).
Захарово — летом 1805—1810 гг., посетил летом 1830 «единственно для того, чтобы увидеть места, где он провел несколько лет своего детства» (из письма Н.О. Пушкиной дочери 22 июля 1830 г.).
Царское Село — в 1811 —1817гг. во время учебы в Лицее, затем неоднократно посещал, а летом и осенью 1831 г. жил на даче.
Петербург — в 1800—1801 гг. (несколько месяцев, тогда в столицу выезжали родители), в 1817—1820гг, по окончании Лицея, в 1827—1830 гг. по нескольку месяцев в 1831 г. постоянно до конца жизни. В общей сложности поэт прожил в Петербурге 10 лет.
Михайловское — летом 1817 и 1819 гг., затем с августа 1824 до сентября 1826 г. (в ссылке) и позднее наездами — в конце лета — начале осени 1827г., дважды — весной и осенью 1835 г. и весной 1836 г. (приезжал хоронить мать). Всего в Михайловском был восемь раз, прожив здесь в общей сложности два с половиной года.
Горячеводск (с 1830 г. Пятигорск) — с начала июня до начала августа 1820г. (лечился на водах).
Кишинев — в 1820—1823 гг. (с начала осени 1820 до лета 1823 г. с перерывами, когда выезжал в другие места).
Каменка — в 1820—1821 гг. (с середины ноября до начала марта).
Одесса - в 1823—1824 гг. (с июля 1823 до августа 1824 г.) и до этого дважды приезжал в 1821 г.
Малинники — осень 1828г. (со второй половины октября до конца ноября) и 1829 г. (вторая половина октября).
Арзрум — в 1829 г. (со второй половины июня до второй половины июля).
Болдино — осень 1830 г. (с начала сентября до конца ноября), 1833 г. (октябрь — начало ноября), 1834г. (с середины до конца сентября).
Еще следует отметить Гурзуф, хотя здесь поэт прожил менее месяца (в августе — начале сентября 1820г.). В письме к брату от 24 сентября 1820 года он сообщал: «Там (в Гурзуфе) прожил я три недели. Мой друг, счастливейшие минуты жизни моей провел я посереди семейства почтенного Раевского».
Бездомность Пушкина извечна и горька,
Жилья родного с детства он не помнит.
Лицейский дортуар без потолка,
Сырые потолки наёмных комнат.
Угар вина и карточной игры,
Летит кибитка меж полей и леса,
Дома — как постоялые дворы,
Коломна. Кишинёв или Одесса.
Весь скарб нехитрый возит он с собой:
Дорожный плащ, перо и пистолеты.
Имущество опального поэта,
Гонимого стремительной судьбой.
Пристанищам случайным нет конца,
Покоя нет от чужаков суровых,
Михайловское? — Но надзор отца.
Москва, Арбат?—
Но скупость Гончаровых.
Убожество снимаемых квартир:
Всё не своё, всё временно, всё плохо,
Чужой, не по летам его, мундир,
Чужая, неприятная эпоха.
Последний дом, потравленный врагом,
Где тонкие у гроба свечи,
Он тоже снят ненадолго, внаём,
Который и оплачивать-то нечем.
Дрожащие огни по сторонам.
Февральский снег восходит, словно тесто.
Несётся гроб, привязанный к саням —
И мёртвому ему не сыщут места!
Как призрачен любой его приют!
Их уберечь потомкам не под силу.—
Дом мужики в Михайловском сожгут,
А немцы заминируют могилу.
Мучение застыло на челе—
Ни света, ни пристанища, ни крыши.
Нет для поэта места на земле.
Но, вероятно, «нет его и выше».
Так отзывается о жизни А.С.Пушкина, проведённой в странствиях, поэт-бард Александр Городницкий. Но можно утверждать, что без этих путешествий не было бы Пушкина как величайшего русского Поэта, как Солнце русской Поэзии, как "наше все"...
С детских лет путешествия были моею любимой мечтой.
А.С.Пушкин
Вся жизнь поэта была наполнена вольными и невольными путешествиями. Справедливо замечено исследователем его путешествий П.П. Померанцевым: «Значение путешествий Пушкина для развития его творчества чрезвычайно велико,хотя,может быть, оно ещё не всеми достаточно оценено. А ведь именно благодаря путешествиям было создано большое число творений великого поэта, благодаря им Пушкин нашёл много новых сюжетов и образов…Сколько же наездил наш великий поэт?.. 34750км!(это вкючая 20 поездок в Москву, в Болдино, в Боровичи, в Торжок, в Старицу, в Ярополец, на Полотняный Завод под Калугой и прочие места, входящие в обычные его поездки.) Пусть даже 34000км-цифра даже для профессионала-путешественника значительная, почти окружность земного шара… Пржевальский за свои центрально-азиатские странствия совершил около 30000км. Разве после этого мы не назовем нашего гениального поэта путешественником? Он был действительно настоящим и замечательным путешественником».
И его творения содержат немало географических понятий и описаний, пестрят географическими названиями, а некоторые произведения имеют непосредственно географический характер. Академик Л.С.Берг считал, что это даёт «нам право причислить к семье географов великого поэта». У него, можно сказать, душа лежала к географии, недаром слова «география», «географический», «географ» многократно встречаются в пушкинских произведениях.
Имя поэта увековечено во множестве географических названий, и не только географических.
Ему воздвигнуты памятники во многих местах страны - в больших и малых городах, в посёлках и сёлах. Установлены они и за рубежом. И это тоже заслуживает изучения, ибо все, что относится к памяти поэта, вызывает широкий общественный интерес его почитателей.
Что русским Россия мало известна - в этом А.С. Пушкин был глубоко убеждён. Не случайно готовил и помещал в своём «Современнике» статьи, в том числе свои, популяризировавшие географические и исторические знания, расширявшие представления читателей о стране.
А.С. Пушкин, будучи осведомлён и в истории и в географии, знал, что в царствование Бориса Годунова был исправлен и дополнен при участии его сына Федора «Большой чертёж» - первая географическая карта Русского государства.
Это нашло отражение в одной из сцен трагедии «Борис Годунов»:
Царь. А ты, мой сын, чем занят? Это что?
Федор. Чертеж земли московской; наше царство
Из края в край. Вот видишь: тут Москва,
Тут Новгород, тут Астрахань. Вот море,
Вот пермские дремучие леса.
А вот Сибирь.
Царь. А это что такое узорам здесь виется?
Федор. Это Волга.
Царь. Как хорошо! Вот сладкий плод учения!
Как с облаков ты можешь обозреть
Все царство вдруг: границы, град, реки.
Пушкин устами царя Бориса выразил, чем география может помочь государственному мужу: «обозревать все царство вдруг» (т.е. одновременно), чтобы лучше понять его.
За «географическим» монологом царевича стоит не только Пушкин-писатель, но и тонкий историк. Недаром в первом табеле лицеиста Пушкина 1812 г. его занятия географией и историей были оценены высоко: «Очень хорошие успехи, довольно прилежен. Очень хороших дарований».
Поэт и сам знал карты и умел их составлять. Карту он приложил к своей "Истории Пугачева" и, отвечая на критику, что нагрузка этой карты невелика, объяснил: "Карта далеко не полна; оная была необходима, и я не имел возможности составить другую, более совершенную" ("Замечания о бунте").
Географию, в частности экономическую, или, как ее в прошлом
называли, статистику, А.С. Пушкин считал одной из важнейших наук в системе образования. В записке "О народном воспитании" он делится такими соображениями: "Россия слишком мало известна русским».
Любовь к географии в широком смысле, можно сказать, была заложена в нем самой природой. В начале обучения поэта в Лицее, в одной из первых его табелей, составленной в марте 1812 года, в части географии было записано: "В географии и истории: 1) Очень хорошие оценки. 2) Довольно прилежно. 3) Очень хороших дарований".
Для познания России и вообще для его любознательной натуры А.С. Пушкину необходимы были путешествия. В этом он признавался в письме к П.В. Нащокину 25 февраля 1833 года. Именно в тот год он совершил путешествие в Поволжье и Приамурье.
А.С. Пушкин был великим патриотом свое страны, простершейся «от финских хладных скал до пламенной Колхиды», и окажись «под небо Африки моей», он вздыхал бы о «сумрачной России». Своим творчеством поэт вызывал ответные патриотические чувства читателей, призывал изучать отечество и, говоря по-современному, совершать туристические походы:
Друзья мои! Возьмите посох свой,
Идите в лес, бродите по долине…
«Сон»
Как будто сказано сегодня!
Александр Сергеевич Пушкин мог бы сказать О себе так, как говаривал Иван Петрович Белкин:
«...В течение двадцати лет сряду изъездил я Россию по всем направлениям; почти все почтовые трактиры мне известны; нередко смотрителя не знаю я в лицо, с редким не имел дела...» («Станционный смотритель»).
Как подсчитали исследователи, по 120 маршрутам проехал поэт.
В своем «Путешествии в Арзрум» А.С. Пушкин сообщает: «…Долго вел я потом жизнь кочующую, скитаясь то по югу, то по северу и никогда еще не вырывался из приделов необъятной России". А так хотелось поэту совершить далекое путешествие!
Живя в Одессе, он, по свидетельству жены П.А. Вяземского, подолгу пропадал на кораблях среди моряков. В январе 1824 года писал брату Льву, что ему хотелось «взять тихонько трость и шляпу и поехать посмотреть на Константинополь». А 7 января 1830 года А.С. Пушкин обращался к Бенкендорфу: «Покамест я еще не женат и не зачислен на службу, я бы хотел совершить путешествие во Францию или Италию. В случае же, если оно не будет мне разрешено, я бы просил соизволения посетить Китай с отправляющимся туда посольством».
Но этим желаниям А.С. Пушкина не суждено было сбыться — выезд из России ему был запрещен, хотя для поэта было важно заграничное путешествие.
Но все же однажды во время путешествия в Арзрум А.С. Пушкин государственную границу пересек.
Путешествие на Кавказ, в действующую армию, он предпринял в 1829 году как говорится, на свой страх и риск после очередных осложнений в жизни: первое сватовство к Н.Н. Гончаровой оказалось неудачным, хотя прямого отказа поэт не получил. В автобиографическом наброске «Участь моя решена» поэт признавался: «...если мне откажут, думал я, поеду в чужие края». А кроме того: «Снова тучи надо мною...»(«Предчувствие»).
А.С. Пушкин обладал тонкой наблюдательностью, и многие его путевые заметки могут считаться образцами географического описания. Например, он с замечательной точностью улавливает смену природных зон: «Переход от Европы к Азии делается час от часу чувствительнее: леса исчезают, холмы сглаживаются, трава густеет и являет большую силу растительности; показываются птицы, неведомые в наших лесах...»
Еще прекрасный пример этого. Вот прозаическая запись виденного поэтом: «Утром, проезжая мимо Казбека, увидел я чудесное зрелище: белые, оборванные тучи перетягивались через вершину горы, и уединенный монастырь, озаренный лучами солнца, казалось, плавал в воздухе, несомый облаками».
А вот стихи, навеянные этим зрелищем:
Высоко над семьею гор,
Казбек, твой царственный шатер
Сияет вечными лучами.
Твой монастырь за облаками,
Как в небе реющий ковчег.
Парит, чуть видный над горами.
"Монастырь на Казбеке".
Это путешествие в Арзрум поэта продолжалось почти четыре месяца— с начала мая до конца августа 1829 года- и оставило в душе поэта глубокий след. Через семь лет в одном из писем (к В.Д. Сухорукову) он писал: «В соседстве Бештау и Эльбруса живут и досуг и вдохновение».
География пушкинских мест в России начинается с Москвы. Почему? Пушкин родился в Москве, а потом много раз бывал в столице.
Пушкинские места есть и в Подмосковье.
Пушкину с детства было дорого подмосковное Захарово, имение бабушки Марии Алексеевны Ганнибал:
Мне видится мое селенье,
Мое Захарово: оно
С заборами в реке волнистой,
С мостом и рощею тенистой
Зерцалом вод отражено.
В зрелом возрасте Пушкин бывал еще в Остафьеве у Вяземского и в Архангельском у Юсупова.
Летом 1811 г. Пушкина увозят из Москвы, он поступает в Царскосельский лицей. Царское Село под Петербургом — ныне г. Пушкин.
Здесь, в Лицее, распахнулась его душа, впервые слава осенила его кудрявую голову, здесь верили в его блистательную будущность, здесь он узнал первую дружбу, которой оставался верен всю жизнь.
В июне 1817г. Александр Пушкин окончил Лицей и с грустью распрощался с друзьями.
Промчались годы заточенья:
Недолго, милые друзья,
Нам видеть кров уединенья
И царскосельские поля.
Разлука ждет нас у порога,
Зовет нас дальний света шум,
И каждый смотрит ни дорогу
С волненьем гордых, юных дум.
После окончания Лицея жизнь Пушкина связана до самой смерти с Петербургом. Жизнь Пушкина его поэзия, и архитектура Петербурга — все это вместе и составляет понятие «Пушкинский Петербург»
Через 3 года после окончания Лицея Пушкин за свои вольнолюбивые стихи и эпиграммы на властителей был сослан на юг.
В мае 1820 г. А.С. Пушкин с семьёй генерала Н.Н. Раевского отправился путешествовать по Кавказу.
В августе 1820г. Пушкин с Раевским морем отправились в Крым. Сначала прибыли в Гурзуф, купались в море, объедались виноградом, потом через Алупку, Севастополь и Бахчисарай проехали в Симферополь, а затем в Кишинев. По дороге осматривали Бахчисарайский дворец. Здесь Пушкин узнал легенду о похищении крымским ханом Кирим-Гиреем» польской княжны Марии Потоцкой. В честь прекрасной возлюбленной хан Гирей во дворце построил фонтан. Этот фонтан назвали не только фонтаном любви, но и фонтаном слез.
Фонтан любви, фонтан живой!
Принес я в дар тебе две розы.
Люблю немолчный говор твой
И поэтические слезы.
Твоя серебряная пыль
Меня кропит росою хладной:
Ах, лейся, лейся, ключ отрадный
Журчи, журчи свою мне быль,
Хвалу стране прочел я дальней:
Но о Марии ты молчал
«Фонтану Бахчисарайского дворца»
Пушкин принес тогда и положил у фонтана две розы красную и желтую, символ любви и измены. С тех пор к «Фонтану слез» приносят ежедневно две розы.
В годы южной ссылки имя Пушкина сделалось известным всей читающей России.Он узнал, что такое успех и слава.
А путь его лежал в Псковский край. Всем известны пушкинские заповедные места Псковщины: старинные парки и сады усадеб Михайловского, Тригорского, Петровского, былинная стать Святогорского монастыря, где покоится прах поэта.
Впервые в Михайловском А.С. Пушкин побывал в 1817 году после окончания Лицея. В псковской деревне, в постоянном общении с природой расцвёл его поэтический талант.
Михайловский парк был любимым местом прогулок поэта, источником его творческого вдохновения. В нём есть две восхитительные аллеи — еловая и липовая. Величавая еловая аллея, где растут двухсотлетние ели-великаны, соединяет лес, с парком и усадьбой. Липовая аллея, где встречались Пушкин и Анна Керн, имеет второе название — "аллея Керн". Она заканчивается полукружьями деревьев, образующих зелёные беседки.
А в 1819 г. Пушкин писал в Михайловском:
Приветствую тебя, пустынный уголок,
Приют спокойствия, трудов и вдохновенья,
Где льется дней моих невидимый поток
На лоне счастья и забвенья.
Эти строки из стихотворения «Деревня». В этом стихотворении Пушкин нарисовал незабываемые картины природы России.
Среди многих памятных мест России, связанных с именем поэта, по-особому примечателен уголок земли в нижегородском имении Пушкиных селе Болдино. Знаменитая Болдинская осень 1830 г. связана и с именем Натальи Николаевны Гончаровой, будущей жены поэта.
Пушкин хорошо знал историю России и постоянно изучал подробности исторических событий. Достаточно вспомнить «Полтаву», «Медного всадника», «Бориса Годунова» и др. Осенью 1833 г. Александр Сергеевич отправился в путешествие по пугачевским местам Поволжья и Оренбургской губернии. Результатом этих поездок стали «История Пугачева» и «Капитанская дочка».
Пушкин много путешествовал по России, его кибитка кочевая многократно появлялась в Твери-Торжке-Грузинах-Малинниках-Берново-Павловском-Курово-Покровском, Старице у своих друзей Вульфов, Полторацких, Понафидиных.
В пушкинских произведениях встречаются имена многих народов как известных, так и малоизвестных; одни из этих народов фигурируют под названиями, сохраняющимися до сих пор, а другие — под старыми, бытовавшими в прежние времена. И прежде всего это имена народов, запечатленные в его прозорливом «Памятнике»:
Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
И назовет меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
Тунгус, и друг степей калмык.
А.С. Пушкин был горячим поборником равноправия народов, их дружбы и, естественно, не считал зазорным принадлежность человека к тому или иному народу лишь бы порядочным он был.
Поэт гордился своим предком (по материнской линии) — Ганнибалом, выходцем из Африки, «арапом» Петра Великого
А сердце поэта беспокойно билось в тревогах за судьбы больших и малых народов, за будущее человечества.
Дружба свободных народов — это мир на Земле, чего страстно желал А.С. Пушкин, предвидя его в грядущем.
Мы познакомились с географией самых известных пушкинских мест и убедились, что все эти места воспеты звонкой пушкинской строкой.
А.С. Пушкин открыл и по-настоящему воспел Россию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-презентация "Петроград-колыбель Октября"
Данный урок-презентация создан для проведения урока по курсу "История и культура Санкт-Петрбурга", часть 3 под общей редакцией д.п.н. Л.К. Ермолаевой. Презентация знакомит с событиями и ис...
092. Тема 24 Свиридов Вокальное тв-во 6 романсов пушкинских Урок 25
Презентация по "Музыкальной литературе" для музыкального училища. Выполнена в годы преподавания в МВМУ....
Единый урок по теме «4 октября – День Гражданской Обороны»
ЕДИНЫЙ УРОК по теме «4 октября – День Гражданской Обороны»...
Пушкинские уроки
Методические разработки уроков английского языка посвещенные,жизни и творчеству А.С.Пушкина...
Урок по ОБЖ "4 октября - День Гражданской Обороны"
урок с использованием компьютерной презентации...
Международная научно-историческая конференция «80 лет с начала Великой Отечественной войны – историческая правда, уроки, взгляды современников» 27 октября 2021 года Гомель, Республика Беларусь
Гусак А.В., Завьялова А.А. (МБОУ «Школа №60», г. Нижний Новгород, РФ). Всенародный характер Великой Отечественной войны и всеобщая вовлеченность в дело великой победы на примере нескольких...
Пушкинский урок 2023 в лицее 533 Санкт-Петербурга
04 февраля 2023 года состоялась VI Педагогическая палитра «Пушкинский урок - 2023»...