Урок по ОБЖ "4 октября - День Гражданской Обороны"
план-конспект урока (6 класс)

Ольга Николаевна Шимолина

урок с использованием компьютерной презентации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_v_6_klasse.docx27.04 КБ

Предварительный просмотр:

Урок в 6 классе  

  «4 октября – День Гражданской Обороны»

Цели:

- познакомить учащихся с историей возникновения Гражданской обороны в России, функциями Гражданской обороны, с руководителями ГО, с задачами ГО, с сигналами ГО и действиями населения в военное и мирное время.

- повторить с детьми правила поведения в экстремальных ситуациях;

- способствовать формированию серьезного отношения к собственной жизни и к безопасности других людей;

- побуждать к соблюдению необходимых правил безопасности дома, на улице, на транспорте;

Мотивация учебной деятельности.

Жизнь – самое ценное, что дано человеку. Каждое утро мы выходим из дома и попадаем в огромный мир, в котором нас подстерегают различные опасности. Во все времена человек был вынужден бороться за свое существование с окружающей средой, природными катаклизмами, болезнями, эпидемиями и другими явлениями. Да, мы не можем знать точно, где именно ожидает нас опасность и какой она будет, но, зная правила поведения при чрезвычайных ситуациях и соблюдая нормы поведения, мы можем избежать очень многих неприятностей.

Для того, чтобы научить людей правильно себя вести в случае угрозы для жизни и здоровья, и проводится День гражданской обороны.

Гражданская оборона — система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории государства от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Создана она была 4 октября 1932 года и называлась общесоюзная система противопожарной обороны, а в 1961 году была переименована в гражданскую оборону.

В настоящее время это отлаженная и эффективно работающая система, оказывающая экстренную помощь при форс-мажорных ситуациях не только в нашей стране, но и за рубежом. Гражданская оборона (ГО) является одной из важнейших функций государства. ГО обеспечивает оборонное строительство и безопасность населения страны. Первыми серьёзными испытаниями ГО стала Великая Отечественная война. Подразделения противовоздушной обороны во время ВОВ обезвредили 40.000 зажигательных бомб, потушили 2700 пожаров, ликвидировали 3000 крупных аварий. В те годы впервые была организована система защиты населения, которая сохранила жизни тысячам мирных граждан.

В состав Гражданской обороны входят:

Поисково- спасательные подразделения.

Противопожарная служба.

Войска Гражданской обороны.

Авиация МЧС.

Служба спасения на воде.

Сегодня войска ГО входят в состав Министерства РФ по делам ГО, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МСЧ России)

Уроки ОБЖ в школе являются частью Гражданской обороны.

Одними из задач гражданской обороны являются:

1.Обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих в результате чрезвычайных ситуаций.

2.Оповещение населения об опасности.

Сигналы гражданской обороны

(в мирное время)

  1. Единый предупредительный сигнал –

В н и м а н и е   в с е м!

2. Способ передачи – сиренами, производственными и транспортными гудками

3. Действия по сигналу - включить радио, телеприёмник для прослушивания экстренного сообщения.

Во время экстренных ситуаций по радио и телевидению звучат текстовые сообщения. В зависимости от ситуации текст различен. Например:

«Внимание! Говорит штаб гражданской обороны города. Граждане! Произошла авария на комбинате с выбросом сильнодействующего ядовитого вещества - аммиака. ……»

Действия населения:

  1. Надеть противогазы или ватно-марлевые повязки.
  2. Взять документы.
  3. Выйти из зоны заражения.

Следовать в безопасное место - убежище

Изготовление ватно-марлевой повязки . Ватно-марлевая повязка является самым простейшим средством защиты органов дыхания. Ее изготавливают из куска марли размером 90х50 см.

На середину кладут ровный слой ваты размером 20 х 20 см, толщиной 1-2см

С обеих сторон марлю загибают по всей длине, накладывая на вату.

Оставшиеся по длине марли концы разрезают на 25-30 см с каждой стороны для завязывания. Допускается обшивание концов.

Надетая повязка должна закрывать подбородок, рот и нос до глаз. Концы повязки завязывают: нижние на темени, верхние на затылке.

Общевойсковой защитный комплект (ОЗК) предназначен для защиты человека.

Каждый из вас должен помнить о своей безопасности, и уметь уберечь себя и близких от беды в любой жизненной ситуации.

Но в первые минуты после происшествия каждый человек может сам стать для себя службой спасения.

А если он сможет спасти себя, он сможет оказать помощь и другим людям. А значит, сможет стать спасателем.

Станция 1

ПРАВИЛА ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

  1. Какой номер вызова пожарных и спасателей и как правильно следует сообщить о происшествии?

/01- при этом необходимо назвать точный адрес, что случилось, свою фамилию, имя и отчество/.

  1. Какие правила надо соблюдать, чтобы не допустить возникновения пожара при топке печей?

/Нельзя растапливать дрова в печи бензином, керосином и другими огнеопасными жидкостями, топить печь с открытыми топочными дверцами, сушить дрова и другие горючие материалы на печах или около них, топить неисправные печи и главное, поручать топку печей малолетним детям/.

  1. Можно ли открывать окна и двери в доме или квартире во время пожара?

/Нельзя, т.к. через открытые оконные и дверные проемы в помещение будет поступать кислород, что способствует усилению горения/.

  1. Если в квартире произошла утечка газа, можно ли включать свет?

/Нельзя. При включении или выключении выключателя или

розетки может возникнуть искрение между контактами и произойти взрыв газа/.

  1. Почему в учреждениях выходы из помещений устраиваются, открывающимися наружу?

/Чтобы в случае возникновения пожара двери не стали препятствием для эвакуации людей/.

  1. Какие правила пожарной безопасности нужно соблюдать при разведении костра в лесу?

/Очистить от сгораемых предметов площадку для костра, окопать ее.

Перед уходом из леса угли следует залить водой, либо засыпать землей/.

  1. Как тушить загоревшуюся на человеке (на самом себе) одежду?

/Повалить человека на землю и накрыть плотной тканью, но не с головой/.

/Упасть, кататься по земле (полу), плотно прижимаясь горящими участками одежды к земле/.

  1. Что необходимо сделать при уходе из квартиры (дома), чтобы не допустить пожар?

/Выключить электроприборы, газ, свет, закрыть окна, двери смежных комнат, убрать спички от детей/.

Станция 2

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ 

1. Какой основной сигнал оповещения Гражданской обороны Вы знаете?

/Основной сигнал оповещения Гражданской обороны «Внимание всем!»/.

2. Назовите порядок подачи сигнала Гражданской обороны «Внимание всем!».

/Подается для предупреждения населения о непосредственной угрозе нападения противника или заражения. Сигнал доводится до населения при помощи сирен непрерывного звучания в течение 3 минут, повторяется несколько раз и дублируется гудками на предприятиях, транспортом/.

3. Что нужно сделать при получении сигнала Гражданской обороны «Внимание всем!»?

/Включить радио- и телевизионные приемники и прослушать информацию/.

4. При необходимости эвакуации следует:

/Собрать в сумку документы, деньги, ценности, предметы первой необходимости; приготовить запас консервированных и сухих продуктов, воды; закрыть окна, перекрыть газ, воду отключить электроэнергию, закрыть за собой дверь/.

5*. Назовите ваши действия, если Вы оказались в заложниках?

/Главное не конфликтовать, постараюсь установить нормальные отношения, ограничу свои движения, на всякое действие буду спрашивать разрешение, попытаюсь запомнить максимум информации о захватчиках, использую любую возможность для спасения, но только в том случае, если буду уверен в успехе/.

6*. Если вы обнаружили подозрительный предмет?

/Заметив взрывоопасный предмет, а также подозрительные предметы, не подходите близко к ним, позовите людей и попросите немедленно сообщить о находке в милицию/.

Станция 3

ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В БЫТУ

1. Как избежать отравлений препаратами бытовой химии?

/Никогда не пользоваться незнакомыми препаратами бытовой химии;

не пить жидкости из незнакомых бутылок и банок, особенно если они стоят на полу или в «укромном месте»; не пользоваться спичками рядом с банками или бутылками с резким запахом, не распылять содержимое аэрозольных баллончиков вблизи открытого огня, хранить химические вещества в закрывающихся шкафчиках/

2*. Вы разбили в комнате градусник. Что сделать, чтобы ртуть не причинила вреда вашему здоровью?

/Открою окна и двери, чтобы проветрить помещение. С помощью резиновой груши соберу ртутные шарики в банку с водой, закрою плотной крышкой. Обработаю поверхность 5% раствором марганцовки. Ртуть сдам в штаб Гражданской обороны/.

3*. Чем опасна ртуть?

/Очень токсична. Пары ртути вызывают у людей острые отравления. Особенно усиливается опасность, когда увеличивается площадь испарения (при растирании ее по поверхности или когда множество мелких капелек забивается в щели и другие углубления).

учитель. Наше соревнование подходит к концу. Давайте подсчитаем, сколько жетонов набрал каждый из вас во всех трех турах. И мы узнаем победителя наших соревнований.

III. Подведение итогов (рефлексия)

- Понравился ли вам наш сегодняшний урок? Какие моменты соревнования вызвали у вас положительные чувства, какие не понравились?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация Всемирный день гражданской обороны

всемирный день гражданской обороны, международная организация гражданской обороны, 1 марта день гражданской обороны...

День гражданской обороны

Противодействовать панике чрезвычайно трудно, справиться с этим может человек очень известный и уважаемый. Средства борьбы с паникой очень разнообразны....

Единый урок по теме «4 октября – День Гражданской Обороны»

ЕДИНЫЙ УРОК по теме «4 октября – День Гражданской Обороны»...

Конспект урока "Всемирный день гражданской обороны"

Открытый урок "Всемирный день гражданской обороны"...

План -конспект «День гражданской обороны»

Раскрыть понятия ГО, ПБ, ПДД. Содействовать воспитанию чувства взаимовыручки, ответственности. Развивать и совершенствовать умения и навыки безопасной жизнедеятельности воспитанников в экстремаль...

«День Гражданской обороны»

Цели:- познакомить учащихся с историей возникновения Гражданской обороны в России, функциями Гражданской обороны, системой мер Гражданской обороны, с руководителями ГО, с сигналами ГО и действиями нас...

Познавательный час "День гражданской обороны"

Конспект занятия для школьников....