Фразеологизмы древних Греков как отражение мировоззрения целого поколения людей.
план-конспект урока (литература, 6 класс) по теме
Данная разработка урока является материалом для внеклассного занятия. Наиболее глубоко рассматривается воспрос об фразеологических оборотах, заимствованных нашим языком из древнегреческого. Данный урок поможет детям обогатить их речь и углубить представление детей о греческой мифологии. Материал включает в себя раздаточный материал и материал для домашнего задания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
frazeologizmy_drevnikh_grekov_kak_otrazhenie_mirovozzreniya_tselogo_pokoleniya_lyudey.docx | 30.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы по теме: Фразеологизмы древних Греков как отражение мировоззрения целого поколения людей.
Цель урока: Уметь видеть фразеологизмы и научиться использовать их в речи.
Задачи:
- Повторить понятие мифа. Найти отличительные особенности мифа и сказки.
- Дать понятие фразеологизма и его особенностей на примере домашнего задания.
- Организовать мастерскую по работе с изученными дома фразеологизмами.
- Пересказывать миф и находить в нем фразеологизм. Определять его значение для современного человека.
- Сделать вывод о заимствованиях и влиянии его на нашу речь.
- Развивать речь, обогащая ее оборотами.
- Воспитывать в учащихся любовь к родному языку, его богатству и стремлению впитывать в себя все только самое лучшее.
Д/З: Распределить детям фразеологизмы. Приготовить миф, найти в нем фразеологизм, определить его значение, приготовить иллюстративный материал.
Ахиллесова пята
Троянский конь
Пускать громы и молнии
Между Сциллой и Харибдой
Яблоко раздора
Двуликий Янус
Нарцисс
Пигмалион и Галатея
Авгиевы конюшни
Геркулесовы столпы
Гордиев узел
Танталовы муки
Дамоклов меч
Загадка Сфинкса
Аттическая соль
Нить Ариадны
Дары Данайцев
Взгляд Медузы Горгоны
Гомерический смех
Кануть в Лету
Карта:
ФИО учащегося __________________________________________________
№ | ФИО | Фразеологизм | Значение | Балл |
1 | ||||
2 | ||||
3 | ||||
4 | ||||
5 | ||||
6 |
Ход урока:
- Орг. Момент:
Учитель:
Нет ни одного народа, у которого бы не было своей истории, где повествовалось бы о первом человеке, о начале вселенной, о разных богах и великих героях, которые совершали подвиги во имя справедливости и добра.
Во всем, что окружало человека — смена дня и ночи, звуки природы, сильный гром, буря на море – люди видели проявления страшных и неведомых сил как добрых, так и злых. Все зависело от того, какое влияние оказывали они на его каждодневную деятельность и жизнь.
С течением времени отдельные представления о явлениях и капризах природы оформились в некую систему взглядов и верований. Пытаясь понять, что было неясным, человек начал одушевлять окружающую его природу, наделив ее человеческими возможностями и чертами. Появился богатый мир богов, взаимоотношения между которыми были такими же, как между людьми. Каждый бог мог олицетворять различные силы природы, например ветер, гром или молнию.
- Определение темы и цели урока
Я вам расскажу одно Шотландское предание, а Вы скажите, что оно объясняет?
Оно демонстрирует типично кельтский подход к проблеме соотношения прошлого и настоящего, тамошнего и здешнего, жизни и смерти. Для кельтов все это - параллельные миры, между которыми нет непроходимых границ. Ничто не проходит, все остается. И ничто не умирает, все изменяется. Особенно "живы" в этом смысле великие герои и короли гэльского прошлого, в том числе "король фениев"
Рассказывали, что есть скала и внутри этой Скалы спят фении и что, если кто-нибудь войдет туда и трижды подует в Деревянного Свистуна, который лежит рядом с Финном, они поднимутся живыми и здоровыми, какими были прежде.
Кузнец, который жил на острове, слышал этот рассказ и решил попытаться войти в Скалу. Он дошел до места, где она была, и тогда ему пришла хорошая мысль насчет ключа к входному отверстию. Он возвратился в кузницу и сделал ключ, который подходил к скважине. Затем он вернулся к Скале, и как только повернул ключ в скважине, дверь открылась.
Он увидел перед собой обширное, пространное место и непомерно больших людей, лежавших на полу. Один человек, громадной, чем остальные, лежал посредине, а рядом с ним - большой полый деревянный жезл. Кузнец подумал, что это Деревянный Свистун. Но он был такой большой, что кузнец испугался, что не сможет его поднять, не то что свистнуть в него. Постоял он немного, рассматривая его, но под конец понял, что слишком далеко зашел и любой ценой должен попытаться. Он взялся за Деревянного Свистуна и с трудом поднес его ко рту. Он дунул в него что было силы, и звук оказался таким громким, будто Скала со всем, что было на ней, рухнула ему на голову. Громадные неповоротливые люди, что лежали на полу, содрогнулись от макушек до подошв.
Он дунул в Деревянного Свистуна в другой раз, и одним рывком привстали они на локтях. Их пальцы были как лозы лесного винограда, а руки - как ветви железного дуба. Своей величиной и устрашающей наружностью они ввергли его в такой ужас, что отбросил он Деревянного Свистуна и помчался прочь. Тогда они закричали ему вослед: "Худо, что ты нашел нас, еще хуже, что ты нас оставил!"
Но он не оглядывался, пока не выбрался наружу и не запер дверь. Затем он вытащил ключ из скважины и забросил его в озеро, что было рядом со Скалой и что зовется по сей день Озером Скалы Кузнеца.
Ответы детей: Он объясняет происхождение названия озера.
Учитель: Какова тема урока?
Ответы детей, корректировка учителем
Учитель: Запишите цель урока, каждый свою.
Ответы детей, корректировка учителем.
Вот так соединились представления о богах и природе с рассказами о реальных людях и героях, живших в далекие времена. Легенды превратились в мифы. Образы мифов и легенд нашли свое отражение в литературе, произведениях живописи и музыки. Хотя это истории минувших веков, образы богов и героев до сих пор оказывают сильное влияние на современников.
Так что же такое миф?
Ответы детей: - это сказания или предания о богах и героях, которые объясняли происхождение мира или природного явления
Уточнение учителя:
А чем же миф отличается от сказки? И в чем их схожесть?
Опираясь на теорию литературы стр. 14-15 учебника Литературы 6 класс и на личные знания детей о сказке, составляем следующую таблицу в тетради:
МИФ | СКАЗКА |
Фантазия народа | |
|
|
|
|
|
|
|
|
Молодцы.
У А.С. Пушкина есть такие строки:
Плещут волны Флегетона,
Своды Тартара дрожат:
Кони бледного Плутона
Быстро к нимфам Пелиона
Из Аида бога мчат.
Пять строк – шесть загадочных слов! Не зная мифологии, здесь придется после каждой строчки заглядывать в словарь.
Сейчас мы с вами живем в 21 веке. Мы уже очень далеко от того времени, когда люди представляли себе Олимп, приносили жертвы богу грома и молнии Зевсу, называли самовлюбленного человека Нарциссом. Зачем нам изучать мифы?
Предположения детей: Мы и сейчас используем многие устойчивые выражения в своей речи, в солнечной системе есть созвездия, названия которых были даны еще в те времена, произведения живописи, музыки, скульптуры, архитектуры, киноиндустрии опираются на сюжеты древнегреческой мифологии ( примеры)
Обобщение учителя: Постепенно эти устойчивые крылатые выражения проникли во многие языки мира. Не стал для них исключением и Русский язык. Как они называются?
Ответы детей: Такие устойчивые сочетания называются фразеологическими оборотами. Обобщение учителя: Слово «фразеология» происходит от двух слов греческого языка: «фразис» - выражение оборот речи, «логос» - понятие, учение.Фразеология - это раздел науки о словах, изучающий устойчивые сочетания и обороты.
Зачем мы употребляем их в речи?
Ответы детей: Фразеологические обороты делают нашу речь образной, яркой, выразительной. С помощью таких устойчивых сочетаний можно сказать коротко о многом. Например: о человеке, который оказался в нелепом положении, говорят, что он «попал впросак». Это звучит гораздо образнее и выразительнее, чем долго и подробно описывать, как он оказался в неудобном положении по своей наивности или незнанию.
Обобщение учителя: Для того чтобы знать, когда и где лучше употреблять фразеологизм, необходимо хорошо знать его значение и образ, который лежит в основе этого выражения.
Все фразеологизмы первоначально возникли для обозначения конкретных событий, явлений, фактов. Постепенно в силу различных причин начали употребляться переносно для обозначения других, но в чём-то сходных с первоначальным значением. Это придаёт фразеологизмам особую образность и выразительность. В зависимости от того, когда и где возникли те или иные фразеологические обороты, можно разделить их на четыре группы:
- Фразеологизмы, связанные с историческим прошлым народа.
- Образные выражения, отражающие народные обычаи, поверья.
- Устойчивые сочетания слов, возникшие из различных ремёсел.
- Крылатые слова.
Происхождение многих фразеологизмов тесно связано с историческим прошлым народа. И я предлагаю Вам организовать мастерскую.
Разбейтесь на 3 группы. Выберите капитана. Я Вам дам листы. ( Физминутка «Слова на спине». Условие: писать слова только пальцем и только по теме урока. Опрос фронтальный)
Условия мастерской (на доске):
- Слушать и не перебивать рассказчика.
- Оценивать его работу взвешенно
- Заполнять карту
- Приготовиться защитить оценку группы: название фразеологизма, его иллюстрирование, пример мифа, его источники, дополнительные сведения
- Не готовый к защите ученик садиться на волшебный стул и сочиняет свой миф.
3 группы по 6-7 человек, где каждый представляет свой фразеологизм
За 15 минут до окончания урока один представитель от группы защищает любой миф данной группы, чем подтверждает оценивание группой, либо наоборот: оценка становится на балл ниже.
Домашнее задание: (листы, уровень работы дети выберут сами)
- Уровень «5» Написать сочинение по темам: «Мамино задание», «Мой друг», «Питомец», используя в нем фразеологические обороты, пройденные сегодня на уроке. Тема сочинения может быть и своя.
- Уровень «4» Вспомнить устойчивые выражения из русского языка. Объяснить их.
- Уровень «3» Найти в мифах о Геракле фразеологические обороты.
ВЫВОД: Язык – это наше богатство, пользоваться которым нужно умеючи.
Я приготовила для вас тест-опрос! ( на слайдах)
- Устойчивое, крылатое выражение:
- Синоним (1а)
- Омоним (3д)
- Лексика (5г)
- Миф (2а)
- Фразеологизм (5а)
- Миф – это
- Историческое представление народа о происхождении мира, богов и героев (1а)
- Сказка (3в)
- Рассказ о людях, которые верили в богов(2а)
- Выражение «Авгеевы конюшни» означает:
- Конный ипподром (5е)
- Царство Авгея (1г)
- Грязное место (1в)
- Используя фразеологический оборот наша речь…
- Засоряется иностранной лексикой (4в)
- Обогащается (5в)
- Не изменяется (3в)
- Заимствования из древнегреческого языка нашли свое отражение…
- В различных областях знания, искусстве и мн.др. (5е)
- В нашем воображении (5в)
- Выражение «Троянский конь» означает:
- Вышедший из повиновения конь (3а)
- Конь, который спас Трою (1д)
- Обман (1е)
- Смысл всей жизни (5а)
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
а | • | • | |||
б | |||||
в | • | • | |||
г | |||||
д | |||||
е | • | • |
Выставление и комментирование оценок!
Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по истории Древнего мира в 5 классе: «Религия древних греков»
Цель: на примере религии древних греков показать роль природных и социокультурных факторов в развитии религиозных представлений людей.Задачи: создать у учащихся представление об особенностях древнегре...
Презентация к уроку истории Древнего мира на тему "Религия древних греков"
Презентация к уроку истории Древнего мира на тему "Религия древних греков"...
Эссе. Формирование мировоззрения подрастающего поколения.
В работе рассматриваются возможности духовно-нравственного воспитания молодежи. Изучение этой темы является особенно важным, поскольку педагоги сталкиваются с целым рядом проблем....
Формирование экологии мировоззрения подрастающего поколения средствами музыкальной культуры
Статья, посвященная проблеме нравственного воспитания и внутренней культуры современной молодежи, адресована родителям учеников и представляет собой трансляцию собственного опыта в решении данной проб...
Мировоззрение древних греков (материал к презентации)
Материал предназначен для сопровождения презентации. Первый урок из сериии уроков, посвященных изучению культуры Дневней Греции...
Мировоззрение древних греков (презентация)
Презентация предназначается для сопровождения урока на тему "Мировоззрение древних греков" и способствует повышению эффективности восприятия данной темы....
Современные тенденции формирования экологического мировоззрения подрастающего поколения в образовательных учреждениях.
Современные тенденции формирования экологического мировоззрения подрастающего поколения в образовательных учреждениях....