Фразеологизмы древних Греков как отражение мировоззрения целого поколения людей.
план-конспект урока (литература, 6 класс) по теме

Пьянкова Алена Васильевна

Данная разработка урока является материалом для внеклассного занятия.  Наиболее глубоко рассматривается воспрос об фразеологических оборотах, заимствованных нашим языком из древнегреческого. Данный урок поможет детям обогатить их речь и углубить представление детей о греческой мифологии. Материал включает в себя раздаточный материал и материал для домашнего задания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературы по теме: Фразеологизмы древних Греков как отражение мировоззрения целого поколения людей.

Цель урока:  Уметь видеть фразеологизмы и научиться использовать их в речи.

Задачи:

  1. Повторить понятие мифа. Найти отличительные особенности мифа и сказки.
  2. Дать понятие фразеологизма и его особенностей на примере домашнего задания.
  3. Организовать мастерскую по работе с изученными дома фразеологизмами.
  4. Пересказывать миф и находить в нем фразеологизм. Определять его значение для современного человека.
  5. Сделать вывод о заимствованиях  и влиянии его на нашу речь.
  6. Развивать речь, обогащая ее оборотами.
  7. Воспитывать в учащихся любовь к родному языку, его богатству и стремлению впитывать в себя все только самое лучшее.

Д/З: Распределить детям фразеологизмы. Приготовить миф, найти в нем фразеологизм, определить его значение, приготовить иллюстративный материал.

Ахиллесова пята

Троянский конь

Пускать громы и молнии

Между Сциллой и Харибдой

Яблоко раздора

Двуликий Янус

Нарцисс

Пигмалион и Галатея

Авгиевы конюшни

Геркулесовы столпы

Гордиев узел

Танталовы муки

Дамоклов меч

Загадка Сфинкса

Аттическая соль

Нить Ариадны

Дары Данайцев

Взгляд Медузы Горгоны

Гомерический смех

Кануть в Лету

Карта:

ФИО учащегося __________________________________________________

ФИО

Фразеологизм

Значение

Балл

1

2

3

4

5

6

Ход урока:

  1. Орг. Момент:

Учитель:

Нет ни одного народа, у которого бы не было своей истории, где повествовалось бы о первом человеке, о начале вселенной, о разных богах и великих героях, которые совершали подвиги во имя справедливости и добра.

Во всем, что окружало человека — смена дня и ночи, звуки природы, сильный гром, буря на море – люди видели проявления страшных и неведомых сил как добрых, так и злых. Все зависело от того, какое влияние оказывали они на его каждодневную деятельность и жизнь.

С течением времени отдельные представления о явлениях и капризах природы оформились в некую систему взглядов и верований. Пытаясь понять, что было неясным, человек начал одушевлять окружающую его природу, наделив ее человеческими возможностями и чертами. Появился богатый мир богов, взаимоотношения между которыми были такими же, как между людьми. Каждый бог мог олицетворять различные силы природы, например ветер, гром или молнию.

  1. Определение темы и цели урока

Я вам расскажу одно Шотландское предание, а Вы скажите, что оно объясняет?

Оно  демонстрирует типично кельтский подход к проблеме соотношения прошлого и настоящего, тамошнего и здешнего, жизни и смерти. Для кельтов все это - параллельные миры, между которыми нет непроходимых границ. Ничто не проходит, все остается. И ничто не умирает, все изменяется.  Особенно "живы" в этом смысле великие герои и короли гэльского прошлого, в том числе "король фениев"  

Рассказывали, что есть скала и внутри этой Скалы спят фении и что, если кто-нибудь войдет туда и трижды подует в Деревянного Свистуна, который лежит рядом с Финном, они поднимутся живыми и здоровыми, какими были прежде.

 Кузнец, который жил на острове, слышал этот рассказ и решил попытаться войти в Скалу. Он дошел до места, где она была, и тогда ему пришла хорошая мысль насчет ключа к входному отверстию. Он возвратился в кузницу и сделал ключ, который подходил к скважине. Затем он вернулся к Скале, и как только повернул ключ в скважине, дверь открылась.

 Он увидел перед собой обширное, пространное место и непомерно больших людей, лежавших на полу. Один человек, громадной, чем остальные, лежал посредине, а рядом с ним - большой полый деревянный жезл. Кузнец подумал, что это Деревянный Свистун. Но он был такой большой, что кузнец испугался, что не сможет его поднять, не то что свистнуть в него. Постоял он немного, рассматривая его, но под конец понял, что слишком далеко зашел и любой ценой должен попытаться. Он взялся за Деревянного Свистуна и с трудом поднес его ко рту. Он дунул в него что было силы, и звук оказался таким громким, будто Скала со всем, что было на ней, рухнула ему на голову. Громадные неповоротливые люди, что лежали на полу, содрогнулись от макушек до подошв.

 Он дунул в Деревянного Свистуна в другой раз, и одним рывком привстали они на локтях. Их пальцы были как лозы лесного винограда, а руки - как ветви железного дуба. Своей величиной и устрашающей наружностью они ввергли его в такой ужас, что отбросил он Деревянного Свистуна и помчался прочь. Тогда они закричали ему вослед: "Худо, что ты нашел нас, еще хуже, что ты нас оставил!"

 Но он не оглядывался, пока не выбрался наружу и не запер дверь. Затем он вытащил ключ из скважины и забросил его в озеро, что было рядом со Скалой и что зовется по сей день Озером Скалы Кузнеца.

Ответы детей: Он объясняет происхождение названия озера.

Учитель: Какова тема урока?

Ответы детей, корректировка учителем

Учитель: Запишите цель урока, каждый свою.

Ответы детей, корректировка учителем.

Вот так соединились представления о богах и природе с рассказами о реальных людях и героях, живших в далекие времена. Легенды превратились в мифы. Образы мифов и легенд нашли свое отражение в литературе, произведениях живописи и музыки. Хотя это истории минувших веков, образы богов и героев до сих пор оказывают сильное влияние на современников.

Так что же такое миф?

Ответы детей: - это сказания или предания о богах и героях, которые объясняли происхождение мира или природного явления

Уточнение учителя:

А чем же миф отличается от сказки? И в чем их схожесть?

Опираясь на теорию литературы стр. 14-15 учебника Литературы 6 класс и на личные знания детей о сказке, составляем следующую таблицу в тетради:

МИФ

СКАЗКА

Фантазия народа

  1. Историческое представление людей о происхождении мира, героев, богов
  • Это народный эпос. Его цель: развлечение
  1. Вера людей в истинность повествуемого
  • Это творческий вымысел, передаваемый из уст в уста.
  1. Гиперболизация образов
  • Наделение волшебными свойствами предметов и персонажей
  1. Глубоко национален, психологичен, связан с системой ценностей народа
  • Схематичность сюжета.

Молодцы.

У А.С. Пушкина есть такие строки:

Плещут волны Флегетона,

Своды Тартара дрожат:

Кони бледного Плутона

Быстро к нимфам Пелиона

Из Аида бога мчат.

 Пять строк – шесть загадочных слов! Не зная мифологии, здесь придется после каждой строчки заглядывать в словарь.

Сейчас мы с вами живем в 21 веке. Мы уже очень далеко от того времени, когда люди представляли себе Олимп, приносили жертвы богу грома и молнии Зевсу, называли самовлюбленного человека Нарциссом. Зачем нам изучать мифы?

Предположения детей: Мы и сейчас используем многие устойчивые выражения в своей речи, в солнечной системе есть созвездия, названия которых были даны еще в те времена, произведения живописи, музыки, скульптуры, архитектуры, киноиндустрии опираются на сюжеты древнегреческой мифологии ( примеры)

Обобщение учителя: Постепенно эти устойчивые крылатые выражения проникли во многие языки мира. Не стал для них исключением и Русский язык. Как они называются?

Ответы детей: Такие устойчивые сочетания называются фразеологическими оборотами. Обобщение учителя: Слово «фразеология» происходит от двух слов греческого языка: «фразис» - выражение оборот речи, «логос» - понятие, учение.Фразеология - это раздел науки о словах, изучающий устойчивые сочетания и обороты.

Зачем мы употребляем их в речи?

Ответы детей: Фразеологические обороты делают нашу речь образной, яркой, выразительной. С помощью таких устойчивых сочетаний можно сказать коротко о многом. Например: о человеке, который оказался в нелепом положении, говорят, что он «попал впросак». Это звучит гораздо образнее и выразительнее, чем долго и подробно описывать, как он оказался в неудобном положении по своей наивности или незнанию.

Обобщение учителя: Для того чтобы знать, когда и где лучше употреблять фразеологизм, необходимо хорошо знать его значение и образ, который лежит в основе этого выражения.

Все фразеологизмы первоначально возникли для обозначения конкретных событий, явлений, фактов. Постепенно в силу различных причин начали употребляться переносно для обозначения других, но в чём-то сходных с первоначальным значением. Это придаёт фразеологизмам особую образность и выразительность. В зависимости от того, когда и где возникли те или иные фразеологические обороты, можно разделить их на четыре группы:

  1. Фразеологизмы, связанные с историческим прошлым народа.
  2. Образные выражения, отражающие народные обычаи, поверья.
  3. Устойчивые сочетания слов, возникшие из различных ремёсел.
  4. Крылатые слова.

Происхождение многих фразеологизмов тесно связано с историческим прошлым народа. И я предлагаю Вам организовать мастерскую.

Разбейтесь на 3 группы. Выберите капитана. Я Вам дам листы. ( Физминутка  «Слова на спине». Условие: писать слова только пальцем и только по теме урока. Опрос фронтальный)

Условия мастерской (на доске):

  • Слушать и не перебивать рассказчика.
  • Оценивать его работу взвешенно
  • Заполнять карту
  • Приготовиться защитить оценку группы: название фразеологизма, его  иллюстрирование, пример мифа, его источники, дополнительные сведения
  • Не готовый к защите ученик садиться на волшебный стул и сочиняет свой миф.

3 группы по 6-7 человек, где каждый представляет свой фразеологизм

За 15 минут до окончания урока один представитель от группы защищает любой миф данной группы, чем подтверждает оценивание группой, либо наоборот: оценка становится на балл ниже.

Домашнее задание: (листы, уровень работы дети выберут сами)

  1. Уровень «5» Написать сочинение по темам: «Мамино задание», «Мой друг», «Питомец», используя в нем фразеологические обороты, пройденные сегодня на уроке. Тема сочинения может быть и своя.
  2. Уровень «4» Вспомнить устойчивые выражения из русского языка. Объяснить их.
  3. Уровень «3» Найти в мифах о Геракле фразеологические обороты.

ВЫВОД: Язык – это наше богатство, пользоваться которым нужно умеючи.

Я приготовила для вас тест-опрос! ( на слайдах)

  1. Устойчивое, крылатое выражение:
  • Синоним (1а)
  • Омоним (3д)
  • Лексика (5г)
  • Миф (2а)
  • Фразеологизм (5а)
  1. Миф – это
  • Историческое представление народа о происхождении мира, богов и героев (1а)
  • Сказка (3в)
  • Рассказ о людях, которые верили в богов(2а)
  1. Выражение «Авгеевы конюшни» означает:
  • Конный ипподром (5е)
  • Царство Авгея (1г)
  • Грязное место (1в)
  1. Используя фразеологический оборот наша речь…
  • Засоряется иностранной лексикой (4в)
  • Обогащается (5в)
  • Не изменяется (3в)
  1. Заимствования из древнегреческого языка нашли свое отражение…
  • В различных областях знания, искусстве и мн.др. (5е)
  • В нашем воображении (5в)
  1. Выражение «Троянский конь» означает:
  • Вышедший из повиновения конь (3а)
  • Конь, который спас Трою (1д)
  • Обман (1е)
  • Смысл всей жизни (5а)

1

2

3

4

5

а

б

в

г

д

е

Выставление и комментирование оценок!

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по истории Древнего мира в 5 классе: «Религия древних греков»

Цель: на примере религии древних греков показать роль природных и социокультурных факторов в развитии религиозных представлений людей.Задачи: создать у учащихся представление об особенностях древнегре...

Презентация к уроку истории Древнего мира на тему "Религия древних греков"

Презентация к уроку истории Древнего мира на тему "Религия древних греков"...

Эссе. Формирование мировоззрения подрастающего поколения.

В работе рассматриваются возможности духовно-нравственного воспитания молодежи. Изучение этой темы является особенно важным, поскольку педагоги  сталкиваются с целым рядом проблем....

Формирование экологии мировоззрения подрастающего поколения средствами музыкальной культуры

Статья, посвященная проблеме нравственного воспитания и внутренней культуры современной молодежи, адресована родителям учеников и представляет собой трансляцию собственного опыта в решении данной проб...

Мировоззрение древних греков (материал к презентации)

Материал предназначен для сопровождения презентации. Первый урок из сериии уроков, посвященных изучению культуры Дневней Греции...

Мировоззрение древних греков (презентация)

Презентация предназначается для сопровождения урока на тему "Мировоззрение древних греков" и способствует повышению эффективности восприятия данной темы....

Современные тенденции формирования экологического мировоззрения подрастающего поколения в образовательных учреждениях.

Современные тенденции формирования экологического мировоззрения подрастающего поколения в образовательных учреждениях....