Мировоззрение древних греков (материал к презентации)
план-конспект урока по мхк (9 класс)
Материал предназначен для сопровождения презентации. Первый урок из сериии уроков, посвященных изучению культуры Дневней Греции
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mirovozzrenie_drevnih_grekov_bahtina.docx | 29.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Мировоззрение древних греков»
Предмет: История МХК
Класс: 9
Цель: познакомиться с особенностями культуры древних греков, выявить роль и значение мировоззрения для древних греков.
- Здравствуйте, ребята! Рада вас видеть на сегодняшнем уроке! Присаживайтесь!
Тема сегодняшнего урока «Мировоззрение древних греков», но начнем мы с вопроса: как вы понимаете слово «мировоззрение»? Что мы с вами называем мировоззрением? Это представления о чем? (ответы детей)
Посмотрим в словарь современного русского языка:
МИРОВОЗЗРЕНИЕ, -я, ср. Система взглядов, воззрений на природу и общество.
- С опорой на словарь и на ваши правильные ответы мы можем сформировать цель урока: что мы должны узнать в течение урока и чего достичь? (определить особенности мировоззрения древних греков, т..е. то, какими чертами для древних греков была наполнена жизнь природы и общества, каким они представляли их устройство). Теперь подумаем над задачами – маленькими шагами, с помощью которых мы придем к цели (ответы детей: узнать в чем особенность отношения греков к природе, как грек представлял жизнь в городе-полисе, и, конечно, определить, как место, где жили греки, повлияло на их мировоззрение).
- В сознании современного человека существуют 3 стереотипа об Античности. Давайте их выдвинем, а затем подтвердим или опровергнем!
- - Ребята, чтобы что-то узнать об Античности, её искусстве, куда мы обращаемся за достоверной информацией? (Википедия и интернет не в счет; нам нужны книги).
В книгах прежде всего мы встретим фотографии - классические белые статуи… . На самом деле, свои произведения и скульптуры древние греки раскрашивали в разные цвета – волосы могли быть зелеными, глаза красными или черными, в зависимости от того, что выбирал создатель. Таким образом, их мир был ярким, мир был цветным и интересным, а не таким, как мы привыкли видеть тот мир.
- В наш 21 век мы можем увидеть события Античности «ожившими», во всех красках, во всей яркости и динамичности, где мы может увидеть Древнюю Грецию? На киноэкране (голливудские фильмы, НО эти фильмы являются уже пропущенными через призму нашего сознания 21 века, и, соответственно, недостоверными и обработанными)
- Мешают нам понимать Древнюю Грецию и современные поговорки. Сейчас мы говорим: «В Грециии….»
Продолжите фразу…
Да, фраза звучит так: «В Греции все есть»…
Но свои суждения о Греции представляют нам и те, кто ведет раскопки – как называют этих ученых? Да, археологи и палеонтологи. Античность историческая – это предположение одного из известных палеонтологов Александра Агаджаняна насчет Древней Греции: несколько веков до н.э. материковая Греция жила не очень хорошо, потом туда завезли коз. Они начали подниматься по холмам и съедать всю растительность, что была вокруг. Вот овцы, они паслись внизу, но козы поднимались на самые высокие точки, и через достаточно короткое время (примерно 3 десятилетия), материковая Греция пришла в упадок, потому что растительность пропала (оливы перестали расти!!! Виноградники перестали цвести и давать нужный урожай – а это важные вещи в жизни греков), и греки были вынуждены садиться на корабли и уплывать на острова (например, о. Лесбос, о. Патрос…).
Все эти стереотипы перемешиваются в нашем сознании и создают особое представление. А как было на самом деле? На самом же деле всё было совсем другим, а каким именно мы с вами сегодня узнаем!
***
(на слайде карта Греции и ее полисов) Греция на протяжении многих веков не представляла собой единого географического пространства. Каждая область Греции имела свою особенность ландшафта, свои индивидуальные особенности культуры.
Не представляла собой единства античная Греция и в социально-политическом плане: она cуществовала в рамках особой государственной системы — независимых городов-государств - полисов, чьи границы чаще всего совпадали с природными границами. Т.е. греки жили обособленно, каждый в своем полисе, часто даже не зная о тех, кто живет в другом полисе за десятки км, НО при всей обособленности, греки могли вступать в союз со своими соседями, либо идти на них с войной. Полисный строй воспитал у греков особое мировосприятие. Он научил их ценить реальные возможности и способности каждого человека. Именно они были возведены в высший принцип: свободный, гармонически развитый, прекрасный духом и телом гражданин – таков идеал античности.
- На основе этого географического положения, что мы можем сказать о мировоззрении греков, которые жили каждый в своем полисе, отдельно от других греков? (им присущи такие черты, как самостоятельность, обособленность)
- Если говорить о главных чертах мировоззрения, которые определяли греческую культуру (их тоже 3), то, пожалуй, одним из важных является тот факт, что свое понимание мира греки отражали в (и покажите здесь им книгу Куна, например…) миф. Это не тот миф, который мы представляем сейчас, понимая под этим некий вымысел, а как некие сокровенные знания, до которых логика ещё не дошла. С греческого на русский «миф» переводится как «слово», «сказание».
Греки, как и многие другие народы древнего мира, боялись пугающих сил окружавшей их природы и часто не понимали их. Например, раскатистый гром с неба и молнии – люди не могли объяснить что это и почему.. и представляли, что это может быть кто-то сильный и могущественный, раз звуки такие громкие и страшные. Или представление о том, как день сменяет ночь – греки долго думали о том, почему становится светло и как на небосводе появляется яркое солнце – они нашли и для это образы-слова- объяснение, доказывая самим себе, что это солнце тоже кто-то, находящийся высоко, выкатывает или выносит светило на небо. Поэтому греки верили, что природой управляют многочисленные боги.
Богов греки представляли себе в виде людей, но бессмертных и могущественных.
Могучий Зевс будто бы поражает людей своими золотыми стрелами-молниями. От него же зависит, прольётся или нет дождь на землю.
Жизнь людей, плававших по морю на маленьких деревянных судах, во многом зависела от погоды. Поэтому не меньше, чем грозного Зевса, греки боялись морского бога Посейдона, который может своим трезубцем поднять бурю и потопить корабли.
По верованиям греков, день наступает от того, что бог солнца (Гелиос) выезжает на небо на золотой колеснице, запряжённой четвёркой белых коней.
Греки верили, что всю природу населяют боги и богини. Лесных богов греки называли сатирами и представляли их себе в виде людей, обросших шерстью и с козлиными ногами. Богинь источников изображали в виде девушек и называли нимфами - невестами.
В греческой мифологии, как и у многих других народов, особое место занимает миф о происхождении мира, о том, как появились боги:
В начале существовал лишь вечный, безграничный тёмный Хаос. В нём заключался источник жизни мира. Всё возникло из безграничного Хаоса… Весь мир.. и бессметрные боги. Из Хаоса произошла и богиня – Земля – Гея. Могучая и дающая жизнь всему, что растет на ней. В то же время, далеко под землей, так далеко-далеко как от нас необъятное светлое небо в мрачной глубине родился Тартар – ужасная бездна, полная вечной тьмы. Из Хаоса родилась и вечная сила – всё оживляющая любовь – Эрос. Начал создаваться мир. Хаос породил и вечный мрак – Эреб. Земля породила небо – Урана. Раскинулось небо над землей, гордо раскинулись высокие горы и широко разлилось вечно шумящее море. Матерью-Землей порождены небо, море и горы. Затем Уран взял в жены Гею (Землю) и родилось у них 6 дочерей и 6 сыновей - титанов… [3].
… История эта очень длинная и интересная, но больше внимания мы уделим этому на следующем уроке)
Сколько же богов и богинь существовало в сознании древних греков? Кого вы вспомните?
Ребята называют: Аполлон, Афродите. Гермес и т.д….
Много богов…В науке слово «много» заменяется приставкой «поли», бог – «теос» Для античности характерна система развитого политеизма (от греч. «poly» – много и «theos» – Бог), т. е. вера во множество богов, каждый из которых имеет свой конкретный облик, имя, культ. Государственной формой религии, обязательной для всех, в Греции был культ Богов. За неисполнение обрядов, за проявление неуважения к Богу грозило суровое наказание.
Помимо мифов о богах, видное место в мифологии занимали мифы о культурном герое. Одним из самых ярких и запоминающихся является такой герой, как Прометей – герой, подаривший людям разум и знания, тот, кто помог во многих промыслах и ремеслах. Но самым ценным его подарком считается огонь, что дарит людям тепло и свет. Но Прометей был подвергнут Зевсом казни, продлившейся тысячу лет.
Мифы рассказывали и знали все греки, в каждом полисе существовали свои версии событий и образов. Мифы объединяли всех, с их помощью прошлое связывалось с настоящим и будущим, обеспечивалась связь поколений. В мифологии выражалась потребность человека в осмыслении себя самого и окружающего мира.
- Следующая черта, которая характеризует античную культуру, выражена во фразе – «человек – мера всех вещей». Протагор сказал: «Человек есть центр всей Вселенной и мера всех вещей». Тело человека подверглось тщательному изучению во всех областях, в результате чего выявились идеальные пропорции гармоничной человеческой фигуры, установлены правила пропорционального соотношения его частей. Предполагается, что теоретиком пропорций является скульптор Поликлет. В трактате Поликлет разработал теорию правильного соотношения пропорций человеческого тела в скульптурном изображении. Согласно канону Поликлета, пропорции должны быть подчинены математическому расчету, подобно построению архитектурного сооружения. Идеальные пропорции художник выработал, измеряя многочисленную натуру и выбирая среднее арифметическое. Размер головы нормальной мужской фигуры по канону должен равняться 1/7 его роста, расстояние от глаз до подбородка — одной шестнадцатой, высота лица — одной десятой.
Тело, прекрасное само по себе, было лишь частью гармонической личности. Идеал, к которому должен был стремиться каждый гражданин полиса, — калокагатия. Прекрасный и хороший человек соединяет в себе красоту безупречного тела и нравственное совершенство. Это положение определяет «телесный» характер культуры Древней Греции. Красота телосложения почиталась высоко и достигалась физическими упражнениями и гимнастикой, т. е. достигнуть идеала можно было упражнениями, образованием, воспитанием.
Культ тела определялся и более прагматическими причинами: ловкость, сила были необходимы для защитника отечества.
Культ тела повлиял на совершенно особенное отношение к наготе, а само тело стало мерилом всех форм греческой культуры: философия, математика, скульптура и архитектура, поэзия и драма, даже риторика определяли человека своим критерием.
- Общей в культуре античной Греции была состязательность. Эта черта была порождена полисным характером культуры. Состязательность характеризует все сферы жизни. Главную роль играли состязания спортивные, конные, художественные — поэтические и музыкальные, состязания философов и т. п.
Агон (состязание, борьба) олицетворял характерную черту свободного грека, гражданина полиса: его личные заслуги и качества проявлялись только тогда, когда выражали идеи и ценности городского коллектива.
Агональность выражалась в том, что зная, что загробной жизни нет, греческий человек по максимуму стремился реализовать себя «здесь и сейчас». «Если я вышел на Олимпийские игры для боевого поединка или борьбы, бега.., то я должен быть лучше всех в беге, прыжках, единоборстве.., если я выхожу на риторическое пространство, то я обязан быть много лучше всех остальных». Характерно, что в системе воспитания архаической эпохи главное – превзойти остальных, стать лучшим. Образованный человек должен был владеть всеми видами оружия, играть на лире, петь, танцевать, участвовать в играх и спортивных состязаниях.
Античная культура – это тип европейской рациональной культуры. Грек созерцал космос, воспринимая его таким, какой он есть, не задумываясь и не давая глубокого осмысления античному мирозданию. Космос постоянно соотносится с человеком, природные объекты – с человеческим телом. Такой подход определяется отношением античного грека к земной жизни, ее преимуществу над смертью. Это составляет смысл античного мировоззрения.
Вывод: Итак, класс, вот из чего складывается мировоззрение древних греков. Теперь соберем все аспекты и сделаем вывод.
Древнегреческая цивилизация на юге Балканского полуострова и островах, окруженных Эгейским и Ионическим морями. Т.о. можем говорить о том, что на развитие этой цивилизации оказали влиятие такие факторы, как:
- Выход к морю;
- Территория, разбитая горами на долины, что привело к образованию городов-полисов.
Полисная жизнь «создала» человека самостоятельного и обособленного, уверенного в себе. Это проявляется в такой черте мировоззрения, как состязательность, харатеризующую все сферы жизни грека (от спорта до философии).
Помимо этого, самому человеку уделялось огромное внимание. НО для этого человек должен был быть каким? (идеальным – калокагатия – гармония тела и духа) и эта черта мировоззрения заключалась в таких словах, как «Человек есть центр всей Вселенной и мера всех вещей».
Исходя из этого вытекает такой пункт, как космологизм, т.е. соотнесение человека с космосом. Человек сам являлся микрокосмосом с гормонией внутри себя.
А для того, чтобы быть и в гармонии с природой, чтобы понимать её, греки придумали МИФЫ, которые объясняли всё происходящее. Миф – то, что было самым важным в жизни греков. Греческая мифология — это красота героических подвигов, поэтическое определение мирового порядка, Космоса, его внутренняя жизнь, описание мироустройства, сложных взаимоотношений, освоение духовного опыта.
Библиография:
- Античная Греция : проблемы развития полиса / Редкол.: Е. С. Голубцова (отв. ред.) и др. - М. : Наука. Т. 1 : Становление и развитие полиса / Г. А. Кошеленко, Г. Ф. Полякова, В. П. Яйленко и др. - 1983. – С. 9 – 15.
- Акимушкин И.И. Трагедия диких животных. - М.: Мысль, 1969.- C. 39.
- Кун H. Легенды и мифы древней Греции. M., 1975. – С.17-18.
- Тахо-Годи А.А. Греческая мифология. Москва, Искусство, 1989 г. – С. 35-39.
- Гуревич П.С. Культурология. Элементарный курс: Учеб. пособие. - М.: Гардарики, 2001. - С. 125-127.
- Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима/Пер. с польск. В. К. Ронина. - М.: Высш. шк., 1988 – С. 7.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация «Религия древних греков»
Презентация к уроку истории в 5-х классах...
Религия древних греков. Презентация по истории - 5 класс
Презентация к уроку по теме: "Религия древних греков". Учебник "История Древнего мира" 5 класс, Вигасин....
Конспект урока и презентации по теме "Религия древних греков" 5 класс
Материал может быть использован к теме "Религия древних греков" по истории древнего мира 5 класс, включает в себя конспект урока и необходимые презентации....
Презентация к уроку истории "Боги древних греков"
Мультимедийное приложение к уроку истории Тема: " Боги древних греков"...
Фразеологизмы древних Греков как отражение мировоззрения целого поколения людей.
Данная разработка урока является материалом для внеклассного занятия. Наиболее глубоко рассматривается воспрос об фразеологических оборотах, заимствованных нашим языком из древнегреческого. Данн...
Презентация к уроку истории Древнего мира на тему "Религия древних греков"
Презентация к уроку истории Древнего мира на тему "Религия древних греков"...
Мировоззрение древних греков (презентация)
Презентация предназначается для сопровождения урока на тему "Мировоззрение древних греков" и способствует повышению эффективности восприятия данной темы....