Элективный курс "Литература и искусство" 9 класс
элективный курс по литературе (9 класс)
Программа элективного курса для учащихся 9 класса "Литература и искусство" составлена с целью профессионального самоопределения учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnyy_kurs.docx | 27.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Элективный курс
"Литература и искусство" (9-й класс)
Пояснительная записка к курсу
Программа элективного курса для учащихся 9 класса, рассчитанного на 18 учебных часов, ориентирована на перспективу развития профильного обучения в старшем звене школы. В процессе изучения данного курса учащиеся имеют возможность расширить свои представления о важнейших достижениях человечества в области культуры и литературы.
Курс является межпредметным: наряду со сведениями из истории мировой литературы в содержание курса входит знакомство с шедеврами мировой художественной культуры.
Курс призван дать учащимся достаточно широкую панораму сведений из истории литературы и культуры народов разных стран и эпох.
Основные принципы курса – системность, историзм.
Направленность курса – развивающая. Прежде всего, он ориентирован на удовлетворение и поощрение любознательности старших школьников, их аналитических и синтетических способностей.
Структура документа
Программа элективного курса включает три раздела: пояснительную записку, основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки учащихся 9 класса.
Цели курса: Обучающие: Введение учащихся в мир художественной литературы и культуры с целью формирования и закрепления мотивации выбора гуманитарных предметов для последующего изучения в профилированной старшей школе;
освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;
овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;
использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды;
Развивающая: развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей;
Воспитывающая:
воспитание художественно-эстетического вкуса; потребности в освоении ценностей мировой культуры;
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом отношении приоритетными для данного курса являются:
умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;
устанавливать несложные реальные связи и зависимости;
оценивать, сопоставлять и классифицировать феномены культуры и искусства;
осуществлять поиск и критический отбор нужной информации в источниках различного типа (в том числе и созданных в иной знаковой системе - «языки» разных видов искусств);
использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для оформления творческих работ;
владеть основными формами публичных выступлений;
понимать ценность художественного образования как средства развития культуры личности;
определять собственное отношение к произведениям классики и современного искусства;
осознавать свою культурную и национальную принадлежность.
Результаты обучения
Результаты изучения курса приведены в разделе «Требования к уровню подготовки учащихся». Требования направлены на реализацию личностно ориентированного, деятельностного и практикоориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися.
Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: соотносить изученные произведения с определённой эпохой, стилем, направлением, устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусств, пользоваться различными источниками информации, выполняя учебные и творческие задания.
В результате освоения курса «Литература и искусство» формируются основы эстетических потребностей, развивается толерантное отношение к миру, развиваются навыки оценки и критического освоения классического наследия и современной культуры, что весьма необходимо для успешной адаптации в современном мире, выбора индивидуального направления культурного развития, организации личного досуга и самостоятельного художественного творчества.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения элективного курса «Литература и искусство» ученик должен:
Знать / понимать:
- основные виды и жанры искусства;
- изученные направления и стили мировой художественной культуры;
- шедевры мировой художественной культуры;
- особенности языка различных видов искусства.
Уметь:
- узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением.
- устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;
- пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;
- выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения).
Использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для:
- выбора путей своего культурного развития;
- организации личного и коллективного досуга;
- выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;
- самостоятельного художественного творчества.
Содержание программы
Раздел 1. Литература (11 часов)
Урок № 1 | Мифы Древнего мира. Античная литература. Как возникли боги. Бесконечный хаос. Мифы. Герои мифов. Геракл. Исторические события в мифах. Боги Греции и боги Древнего Рима. |
Урок №2 | Урок-семинар. Возникновение драмы. Греческие трагики: Эсхил, Софокл, Евприпид. Греческий комедиограф Аристофан. Древнеримская литература: Катулл, Гораций, Ювенал. |
Урок № 3 | Поэзия Древней Греции и Древнего Рима. Великие греческие лирики: Алкей, Сапфо, Архилох, Феогнид, Анакреонт. Великие поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Поэзия Древнего Рима: Вергилий, Гораций. «Энеида» Вергилия. |
Урок № 4 | Урок-семинар. Самостоятельная работа: Сходство греческой и римской литературы. Тест |
Урок № 5 | Литература Древней Индии и Древнего Китая. Древние памятники индийской литературы. Поэмы-легенды «Махабхарата», «Рамаяна». Царь поэтов Древней Индии Калидаса. Классическая китайская поэзия. Поэтическая книга «Шицзин» - «Книга песен» |
Урок № 6 | Классическая литература Японии и Персии. Японские пятистишия – танка – «короткая песня». Большой свод старинного эпоса Японии – «Летопись древних дел». Театр «Но». Родоначальник классической персидской поэзии – Рудаки. Персидский поэт А.Фирдоуси. Поэт, математик, астроном и философ Омар Хайям. |
Урок № 7 | Европейская литература Средневековья. Общий обзор. Данте «Божественная комедия», Ф. Петрарка (Италия), «Песнь о Роланде» (Франция), Ф.Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль» (Франция). Рыцарская литература. |
Урок № 8 | Детективная литература. Жанр детектива. Родоначальник детективного жанра Э.По. |
Урок № 9 | Мемуарная литература. Мемуары (от Фр.Меморс - воспоминания). О жанре. Изменение мемуарного жанра в современной литературе. Классические книги Ж.Ж.Руссо, И.В.Гете. |
Урок № 10 | Приключенческая литература. Приключение – «авантюра». (О жанре). Общий обзор. Д.Дефо «Необычайные и удивительные приключения Р.Крузо», Дж.Свифт «Путешествия Гулливера», Ч.Диккенс «Приключения О.Твиста», А.Дюма «Граф Монте-Кристо», «Три мушкетера», «Двадцать лет спустя», Майн Рид «Всадник без головы», Р.Стивенсон «Остров сокровищ», М.Твен «Приключения Т.Сойера», «Приключения Гекльберри Финна». |
Урок № 11 | Литература и театр. Великие драматурги и актеры. |
Раздел 2. Искусство и история техники (7 часов) | |
Урок № 1 | Возникновение музеев. Британский музей, Лувр, музей Прадо, Национальная галерея в Лондоне, Эрмитаж, метрополитен – музей США. |
Урок № 2 | Урок-семинар. Великие мировые шедевры живописи, скульптуры и зодчества. |
Урок № 3 | Чудеса света. Семь чудес света: Пирамида Хеопса. Висячие сады Семирамиды. Великая Китайская стена. Храм Артемиды. Галикарнасский мавзолей. Колосс Родосский. Александрийский маяк. |
Урок № 4 | Возникновение фотографии. Мастера фотографии. Камера Дагера. Отец художественной фотографии англичанин Хилл. |
Урок № 5, 6 | Происхождение музыки. Музыка Древнего мира, Средневековья и эпохи Возрождения. Величайшие композиторы и исполнители. Современные стили в музыке. |
Урок № 7 | История техники. Техника античных цивилизаций (керамика). Техника средневековых цивилизаций (Центры технического прогресса, майолика, книгопечатание). |
Тематическое планирование (18 часов)
Разделы | № | Темы | Кол-во часов | Кол-во семинарских занятий |
Литература | 1 | Мифы Древнего мира. Античная литература | 1 | 1 |
2 | Поэзия Древней Греции и Древнего Рима | 1 | 1 | |
3 | Литература Древней Индии и Древнего Китая | 1 |
| |
4 | Классическая литература Японии и Персии | 1 | ||
5 | Европейская литература средневековья | 1 |
| |
6 | Детективная литература | 1 |
| |
7 | Мемуарная литература | 1 |
| |
8 | Приключенческая литература | 1 |
| |
9 | Литература и театр | 1 | ||
ИТОГО: | 9 | 2 | ||
Искусство и история техники | 1 | Возникновение музеев | 1 | 1 |
2 | Чудеса света | 1 |
| |
3 | Возникновение фотографии | 1 |
| |
4 | Происхождение музыки | 1 | 1 | |
5 | История техники. Технический прогресс и проблема глобализации | 1 |
| |
ИТОГО | 5 | 2 | ||
ВСЕГО часов: | 13 | 5 |
Литература:
Виргинский В.С.Очерки истории науки и техники в XVI – XIX вв.: Книга для учителя. – М., 1984.
Виргинский В.С., Хотеенков В.Ф. Очерки истории науки и техники с древнейших времен до середины XV века: Книга для учителя. – М., 1993.
Мировая художественная культура: учебник для 10 класса: среднее (полное) общее образование (базовый уровень) /Л.Г.Емохонова. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 240 с.
Иванов С.А. 1000 лет озарений. История вещей. – М., 2002.
История открытий. – М., 1998.
Непомнящий Н.Н. Сто великих загадок истории. – М., 2003.
Рыжков К.В. 100 великих изобретений. – М., 2002.
Самые знаменитые изобретатели России. – М., 2002.
Индивидуальная энциклопедия школьника. /Сост. А.А.Воротников. – Мн.: ТОО «Харвест», 1995.
Большая иллюстрированная энциклопедия эрудита. /Рук.проекта Дж.Холланд. – М.: ЗАО «Махаон», 2010
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс "Музыкальное искусство XX века"
элективный курс...
Великобритания: культура и искусство. Элективный курс. 9-й класс.
Цель курса: Совершенствование в выборе профиля и будущей профессии Овладение речевым умением, используя изученный страноведческий материал Сформировать представления и активизировать знания...
Программа элективного курса для 11 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (11 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс
Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...
Программа элективного курса Основы искусства речи, или как, умея говорить, научиться разговаривать
Умение выражать свои мысли кратко, точно, понятно – важнейшее свойство человеческого ума. Овладение речью – фактор не только общественно значимый, но и личностно значимый, при...
Программа элективного курса для IX классов «Военное искусство России IX- XIX вв.».
Предлагаемый элективный курс предпрофильной подготовки учащихся 9х классов посвящён одному из направлений в истории России. Русское военное искусство сыграло большую роль в становлении государства....
Рабочая программа элективного курса для 11 класса "Искусство владеть словом"
Пояснительная запискаПланирование программы составлено на основе Программы элективного курса « Искусство владеть словом» под редакцией Н.В. Васильченко, Волгоград, издательство « Учитель» , 2008...
Элективный учебный предмет "Искусство видеть мир" (русский язык) 9 класс.
Данный курс предназначен для учащихся 9 класса и рассчитан на 17 часов. Развитие коммуникативной компетенции школьников, обогащение их словарного запаса. Умение письменно излагать свои мысли, форму...