Элективный курс "Литература и искусство" 9 класс
элективный курс по литературе (9 класс)

Лебедева Валентина Борисовна

Программа элективного курса для учащихся 9 класса  "Литература и искусство" составлена с целью   профессионального самоопределения  учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektivnyy_kurs.docx27.81 КБ

Предварительный просмотр:

Элективный курс

"Литература и искусство" (9-й класс)

Пояснительная записка к курсу

Программа элективного курса для учащихся 9  класса, рассчитанного на 18 учебных часов, ориентирована на перспективу развития профильного обучения в старшем звене школы. В процессе изучения данного курса учащиеся имеют возможность расширить свои представления о важнейших достижениях человечества в области культуры и литературы.
         Курс является межпредметным: наряду со сведениями из истории мировой литературы в содержание курса входит знакомство с шедеврами мировой художественной культуры.
         Курс призван дать учащимся достаточно широкую панораму сведений из истории литературы и культуры  народов разных стран  и эпох.
         Основные принципы курса – системность, историзм.
Направленность курса – развивающая. Прежде всего,  он ориентирован на удовлетворение и поощрение любознательности старших школьников, их аналитических и синтетических способностей.

Структура документа

Программа элективного курса включает три раздела: пояснительную записку, основное содержание с  распределением учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки учащихся 9 класса.

Цели курса:  Обучающие: Введение учащихся в мир художественной литературы и культуры с целью формирования и закрепления мотивации выбора гуманитарных предметов для последующего изучения в профилированной старшей школе;

освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;

овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;

использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды;

Развивающая:  развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей;

Воспитывающая:

воспитание художественно-эстетического вкуса; потребности в освоении ценностей мировой культуры;

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом отношении приоритетными для данного курса  являются:

умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;

устанавливать несложные реальные связи и зависимости;

оценивать, сопоставлять и классифицировать феномены культуры и искусства;

осуществлять поиск и критический отбор нужной информации в источниках различного типа (в том числе и созданных в иной знаковой системе - «языки» разных видов искусств);

использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для оформления творческих работ;

владеть основными формами публичных выступлений;

понимать ценность художественного образования как средства развития культуры личности;

определять собственное отношение к произведениям классики и современного искусства;

осознавать свою культурную и национальную принадлежность.

Результаты обучения

Результаты изучения курса  приведены в разделе «Требования к уровню подготовки учащихся». Требования направлены на реализацию личностно ориентированного, деятельностного и практикоориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: соотносить изученные произведения с определённой эпохой, стилем, направлением, устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусств, пользоваться различными источниками информации, выполняя учебные и творческие задания.

В результате освоения курса «Литература и искусство» формируются основы эстетических потребностей, развивается толерантное отношение к миру, развиваются навыки оценки и критического освоения классического наследия и современной культуры, что весьма необходимо для успешной адаптации в современном мире, выбора индивидуального направления культурного развития, организации личного досуга и самостоятельного художественного творчества.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения  элективного курса «Литература и искусство» ученик должен:

Знать / понимать:

  • основные виды и жанры искусства;
  • изученные направления и стили мировой художественной культуры;
  • шедевры мировой художественной культуры;
  • особенности языка различных видов искусства.

Уметь:

  • узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением.
  • устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;
  • пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;
  • выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения).

Использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выбора путей своего культурного развития;
  • организации личного и коллективного досуга;
  • выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;
  • самостоятельного художественного творчества.

Содержание программы

Раздел 1.  Литература (11 часов)

Урок № 1

Мифы Древнего мира. Античная литература. Как возникли боги. Бесконечный хаос. Мифы. Герои мифов. Геракл. Исторические события в мифах. Боги Греции и боги Древнего Рима.  

Урок №2

Урок-семинар. Возникновение драмы.  Греческие трагики: Эсхил, Софокл, Евприпид. Греческий комедиограф Аристофан. Древнеримская литература: Катулл, Гораций, Ювенал.

Урок №  3

Поэзия Древней Греции и Древнего Рима. Великие греческие лирики: Алкей, Сапфо, Архилох, Феогнид, Анакреонт. Великие поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Поэзия Древнего Рима: Вергилий, Гораций. «Энеида» Вергилия.

Урок № 4

Урок-семинар. Самостоятельная работа: Сходство греческой и римской литературы. Тест

Урок № 5

Литература Древней Индии и Древнего Китая. Древние памятники индийской литературы. Поэмы-легенды «Махабхарата», «Рамаяна». Царь поэтов Древней Индии Калидаса. Классическая китайская поэзия. Поэтическая книга «Шицзин» - «Книга песен»

Урок № 6

Классическая литература Японии и Персии. Японские пятистишия – танка – «короткая песня». Большой свод старинного эпоса Японии – «Летопись древних дел». Театр «Но». Родоначальник классической персидской поэзии – Рудаки. Персидский поэт А.Фирдоуси. Поэт, математик, астроном и философ Омар Хайям.

Урок № 7

Европейская литература Средневековья. Общий обзор.  Данте «Божественная комедия»,  Ф. Петрарка (Италия),  «Песнь о Роланде» (Франция), Ф.Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль» (Франция). Рыцарская  литература.

Урок № 8

Детективная литература. Жанр детектива.  Родоначальник детективного жанра Э.По.

Урок № 9

Мемуарная литература. Мемуары (от Фр.Меморс - воспоминания). О жанре. Изменение мемуарного жанра в современной литературе. Классические книги Ж.Ж.Руссо, И.В.Гете.

Урок № 10

Приключенческая литература. Приключение – «авантюра». (О жанре). Общий обзор. Д.Дефо «Необычайные и удивительные приключения Р.Крузо», Дж.Свифт «Путешествия Гулливера», Ч.Диккенс «Приключения О.Твиста», А.Дюма «Граф Монте-Кристо», «Три мушкетера», «Двадцать лет спустя»,  Майн Рид «Всадник без головы», Р.Стивенсон «Остров сокровищ», М.Твен «Приключения Т.Сойера», «Приключения Гекльберри Финна».

Урок № 11

Литература и театр. Великие драматурги и актеры.

Раздел 2. Искусство и история техники (7 часов)

Урок № 1

Возникновение музеев. Британский музей, Лувр, музей Прадо, Национальная галерея в Лондоне, Эрмитаж, метрополитен – музей США.  

Урок № 2

Урок-семинар. Великие мировые шедевры живописи, скульптуры и зодчества.

Урок № 3

Чудеса света. Семь чудес света: Пирамида Хеопса. Висячие сады Семирамиды. Великая Китайская стена. Храм Артемиды. Галикарнасский мавзолей. Колосс Родосский. Александрийский маяк.

Урок № 4

Возникновение фотографии. Мастера фотографии.  Камера Дагера. Отец художественной фотографии англичанин Хилл.

Урок № 5, 6

Происхождение музыки. Музыка Древнего мира, Средневековья и эпохи Возрождения. Величайшие композиторы и исполнители.  Современные стили в музыке.

Урок № 7

История техники. Техника античных цивилизаций (керамика). Техника средневековых цивилизаций (Центры технического прогресса, майолика, книгопечатание).
Индустриальная цивилизация (технические идеи, открытия,  прогнозы развития техники в XXI веке).

Тематическое планирование (18 часов)

Разделы

Темы

Кол-во часов

Кол-во семинарских занятий

Литература

1

Мифы Древнего мира. Античная литература

1

1

2

Поэзия Древней Греции и Древнего Рима

1

1

3

Литература Древней Индии и Древнего Китая

1

 

4

Классическая литература Японии и Персии

1

5

Европейская литература средневековья

1

 

6

Детективная литература

1

 

7

Мемуарная литература

1

 

8

Приключенческая литература

1

 

9

Литература и театр

1

ИТОГО:

9

2

Искусство и история техники

1

Возникновение музеев

1

1

2

Чудеса света

1

 

3

Возникновение фотографии

1

 

4

Происхождение музыки

1

1

5

История техники. Технический прогресс и проблема глобализации

1

 

ИТОГО

5

2

ВСЕГО часов:

13

5

Литература:

Виргинский В.С.Очерки истории науки и техники в XVI – XIX вв.: Книга для учителя. – М., 1984.
Виргинский В.С., Хотеенков В.Ф. Очерки истории науки и техники с древнейших времен до середины XV века: Книга для учителя. – М., 1993.

Мировая художественная культура: учебник  для 10 класса: среднее (полное) общее образование (базовый уровень) /Л.Г.Емохонова. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 240 с.

Иванов С.А. 1000 лет озарений. История вещей. – М., 2002.
История открытий. – М., 1998.
Непомнящий Н.Н. Сто великих загадок истории. – М., 2003.
Рыжков К.В. 100 великих изобретений. – М., 2002.
Самые знаменитые изобретатели России. – М., 2002.
Индивидуальная энциклопедия школьника. /Сост. А.А.Воротников. – Мн.: ТОО «Харвест», 1995.
Большая иллюстрированная энциклопедия эрудита. /Рук.проекта Дж.Холланд. – М.: ЗАО «Махаон», 2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Великобритания: культура и искусство. Элективный курс. 9-й класс.

Цель курса: Совершенствование в выборе профиля и будущей профессии Овладение речевым умением, используя изученный страноведческий материал Сформировать представления и активизировать знания...

Программа элективного курса для 11 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (11 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс

Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...

Программа элективного курса Основы искусства речи, или как, умея говорить, научиться разговаривать

   Умение выражать свои мысли кратко, точно, понятно – важнейшее свойство человеческого ума. Овладение речью – фактор не только общественно значимый, но и личностно значимый, при...

Программа элективного курса для IX классов «Военное искусство России IX- XIX вв.».

Предлагаемый элективный курс предпрофильной подготовки учащихся 9х классов посвящён одному из направлений в истории России. Русское военное искусство сыграло большую роль в становлении государства....

Рабочая программа элективного курса для 11 класса "Искусство владеть словом"

Пояснительная запискаПланирование программы составлено на основе Программы элективного курса « Искусство владеть словом»  под редакцией Н.В. Васильченко, Волгоград, издательство « Учитель» , 2008...

Элективный учебный предмет "Искусство видеть мир" (русский язык) 9 класс.

Данный курс предназначен для учащихся 9 класса и рассчитан на 17 часов. Развитие коммуникативной компетенции школьников, обогащение их словарного запаса. Умение письменно излагать свои мысли, форму...