Открытый урок по теме: "Рассказ Л.С. Петрушевской "Шопен и Мендельсон" как произведение постмодернизма"
методическая разработка по литературе (11 класс) на тему
Форма урока: урок-практикум
Цели урока:
- Познакомить учащихся с творчеством Л.С. Петрушевской.
- Выработать навыки анализа художественного текста (на примере рассказа "Шопен и Мендельсон".
- Развивать умение интерпретации произведения постмодернизма.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shopen_i_mendelson.docx | 19.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок-практикум по теме «Рассказ Л. С. Петрушевской «Шопен и Мендельсон» как произведение постмодернизма»
МБОУ «Лицей №1»
Учитель: Кадочникова Елена Васильевна
Пермь 2012
Рассказ Л. С. Петрушевской «Шопен и Мендельсон» как произведение постмодернизма.
Цели:
- Познакомить учащихся с рассказом «Шопен и Мендельсон», с особенностями индивидуального стиля писательницы;
- Вырабатывать навыки анализа художественного текста;
- Развивать умение интерпретации произведения постмодернизма;
- Формировать нравственно-ценные ориентиры.
Подготовка к уроку:
- Предварительное прочтение рассказа;
- Найти в Интернете сведения об авторе;
- Выписать определение постмодернизма как литературного направления;
- Дать комментарий дух последних абзацев текста.
Методы и приемы: аналитическая беседа, наблюдения, компьютерная поддержка.
ХОД УРОКА
Вступительное слово учителя
В этом году, 26 мая, писательнице Л. С. Петрушевской исполняется 70 лет. Зрелость, опыт позволяют ей писать произведения разных жанров: повести, романы, сказки, пьесы, сценарии к фильмам, рассказы – и говорить с читателем разного возраста легко, непринужденно. Подтверждением тому является рассказ «Шопен и Мендельсон», с которым вы познакомились дома. Этот рассказ написан по канонам постмодернизма.
Именно в этом ключе мы будем анализировать произведение.
- Объявление целей урока;
- Аналитическая беседа с классом;
Учитель: Что такое постмодернизм? Я просила найти в словаре трактовку этого понятия.
Постмодернизм – одно из ведущих направлений в литературе, в постмодернизме применяется широкое использование цитат из общественных произведений.
Постмодернизм – совокупность тенденций в художественной культуре, связанных с отменой разграничений «высокого и низкого», «прекрасного и безобразного». Представители постмодернизма наполняют произведения фрагментами реального жизненного процесса.
Учитель: Постмодернизм как литературное направление имеет ряд определенных установок. Чтобы сформулировать один из главных приемов, прошу вспомнить рассказ Ю. Буйды «Синдбад Мореход». В чем его своеобразие? (В художественную ткань прозы введен поэтический текст А. С. Пушкина.)
Учитель: как называется этот прием? (Интертекстуальность.)
Как прием интертекстуальности используется в рассказе Л. С. Петрушевской? (Она назвала свое произведение именами композиторов – Шопена и Мендельсона. Их музыка не просто фон. Она является одним из главных действующих лиц произведения.)
(Звучит вальс Шопена.)
Учитель (на фоне музыки): музыка заполняет все пространство произведения Петрушевской. Л. Н. Толстой называл Шопена композитором №1. Он говорил «Шопен в музыке то же, что и Пушкин в поэзии». Вальсы Шопена великий писатель называл божественными. И вот этот вальс, «с запиночкой в одном месте», звучит в квартире стариков каждый вечер в течение 15 минут. Почему эта музыка раздражает соседку? Расскажите о молодой женщине. (Ученики обратили внимание на сюжетообразующую оппозицию: «одна» женщина, уничижительно бытовое «одинокая брошка» в однокомнатной квартире, в которой на время поселился «кто-то» и даже кое-что купил для снаряжения уборной.) Лекарством от одиночества являются телефон и телевизор.
Учитель: Какие телевизионные передачи смотрит «брошка»? Какова ее речь?
Ученики вслух читают монолог молодой соседки, переданный в косвенно-прямой форме, обращая внимание на такие слова, как «че», «короче», «тьфу ты» и т.д. Эти выражения помогают создать образ фамильярного, бесцеремонного, равнодушного, грубого человека.
Учитель: Что показалось необычным в восприятии художественного текста? (Стилистические, пунктуационные ошибки.) Нужно ли их исправлять? (Нет. Теряется образ, исчезает персонаж.)
И в данном случае ошибки – стилистический прием, средство художественной выразительности. На эту художественную манеру Л. С. Петрушевской обращает внимание критика, в частности М. Туровская.
Таким образом, мы выходим на следующую особенность постмодернистского текста – стилистическая вульгаризация, приниженность лексики с целью создания образа.
Расставляя акценты в трактовке образа молодой женщины, мы коснулись мотива одиночества. Оно двойственно. Одна, и в то же время с соседями и их музыкой. Они вместе – а, в сущности, одиноки… Противопоставление, конечно же, существует, но не только в такой парадигме: одна – двое. Остановимся на противопоставлении. В рассказе противопоставлены два мира. Этот прием широко используется у Петрушевской. В постмодернизме он носит название двоемирие.
Модель мира этого рассказа мы можем увидеть в следующей схеме.
Таким образом, один мир – мир сплетен, пересудов, телевизоров, унитазного седла – реальный мир, быт. Другой мир – мир музыки, фортепиано, любви, романтики, сказки. Этот мир легко оттолкнуть, обидеть. Он слаб. Беспомощен, зыбок. Его можно легко разрушить. И он разрушается.
(Зачитывается сцена смерти стариков.)
Учитель: Смерть стариков изображена не случайно. Она заставила молодую женщину по-другому посмотреть на жизнь. И в этом читатель не может не обнаружить философское звучание, которое свойственно как для произведений классических, так и постмодернизма. Прозу Петрушевской часто сравнивают с прозой Чехова. Та же формула: мало текста, но много содержания. Ведь в классике стоит знак равенства между содержанием и авторской позицией, эмоциональностью.
В произведении постмодернизма повествование ведется холодно, беспристрастно. Мы выходим еще на одно специфическое качество постмодернистского текста – авторская беспристрастность, антиэмоциональность.
Учитель: Анализируя произведение постмодернизма, нельзя не сказать о таком важном признаке, как множественность истины. Что, по-вашему, вмещает в себя это понятие? (У каждого читателя своя версия, трактовка, интерпретация прочитанного.) Я просила прокомментировать содержание двух последних абзацев текста, начинающихся с фразы «Ну и слух у меня…» О каком слухе идет речь? (Учащиеся высказывают свои предположения.)
Учитель: Бесспорно, речь идет не о музыкальном слухе, который развит у брошки на уровне «шурум-бурум». Душа героини проникается чувством тревоги: кто придет на смену стариков? Кто поселится «за довольно тонкой стенкой»? Вдруг будет не Шопен, а грохочущая какафония тяжелого рока? «Оглушенная тишиной», молодая женщина как будто прозревает: а как же теперь она без музыки? И теперь «проклятых Шопена и Мендельсона» она вспоминает с жалостью. Оказывается, брошка не была одинока с музыкой. Это был единственный источник, подпитывающий ее одинокую душу.
На фоне музыки – иллюстрации, помогающие сформулировать основные мотивы произведения (одиночества, семьи, любви, жизни и смерти, вечной музыки).
Учитель: Постмодернистский текст отличается своей незавершенностью. Читателю предлагается либо дописать окончание, либо написать рецензию. В качестве домашнего задания предлагаю написать рецензию на рассказ Л. С. Петрушевской «Шопен и Мендельсон» как произведение постмодернизма.
- Подведение итогов урока и комментарий оценок за устные ответы учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок на тему"Рассказ И.С. Тургенева "Муму"
Обобщающий урок по рассказу И.С. Тургенева "Муму"Цель:1.Дать полную характеристику образу главного героя рассказа – Герасиму;показать нравственную силу Герасима, его превосходство над другими ге...
конспект урока на тему "Рассказы о животных. Изображение животных в литературе. К.Г.Паустовский «Кот-ворюга».
Данный материал представляет собой конспект урока по литературе в 5 классе при изучении раздела "Писатели о животных"...
Конспект урока на тему "Рассказ К.Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками».
Соответствует презентации на сайте...
Презентация открытого урока в классе синтезатора "Использование мультипадов в аранжировке музыкальных произведений"
Презентация открытого урока "Использование мультипадов в аранжировках музыкальных произведений" направлена на закрепление пройденных этапов в освоении техники применения мультипадов и на п...
Разработка урока по теме "Рассказы и повести А.П. Гайдара"
В последние годы имя этого писателя несправедливо забыто, а ведь ещё недавно книгами Гайдара зачитывались многие поколения мальчишек и девчонок, его произведения изучались на уроках, снимались художес...
Разработка открытого урока по литературе на тему "Человек и природа в произведении В.П.Астафьева "Васюткино озеро"
Разработка открытого урока по литературе...
Открытый урок по литературе в 5 классе "Родная природа в произведениях русских поэтов XIX века"
Урок дан в рамках обучающего семинара "Духовно- нравственное воспитание школьников в урочной деятельности" для студентов 3 курса направления подготовки "Педагогическое образование"...