Рабочая программа по литературе, 7 класс
календарно-тематическое планирование по литературе (7 класс) на тему
Рабочая программа по литературе для 7 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 7-е издание, М.: Просвещение, 2006 год. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab._progr.-_lit._7kl.doc | 299.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»
на ШМО гуманитарного Заместитель директора по УВР Директор МКОУ «Красноярская
цикла предметов МКОУ «Красноярская СОШ» СОШ»
Руководитель МО __________/Гатаулина Н.А./ _____________/Денискина Т.Е./
_________/Палаева Г.Н./ «____»____________2014 г. Приказ №___от «___»_______2014г.
Протокол №_____ от
«____»________2014 г.
Рабочая программа по литературе, 7 класс
учителя русского языка и литературы
Муниципального казенного общеобразовательного учреждения
« Красноярская средняя общеобразовательная школа»
администрации муниципального образования Киреевский район
Гатаулиной Натальи Александровны
2014-2015 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 7 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 7-е издание, М.: Просвещение, 2006 год. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Цель:
Развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цели обучения литературе:
– осмысление литературы как особой формы культурной традиции;
– формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;
– формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;
– формирование эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.
На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют
Задачи обучения:
приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;
овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;
устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) – небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободному владению монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;
научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;
отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способами свободного владения письменной речью;
освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.
Таким образом, компетентностный подход к созданию тематического планирования обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития литературных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.
Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.
Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе гуманитарного образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта – переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса литературы.
Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных представлений о литературе будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления литературных фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных уроков и т. д.
Стандарт ориентирован на воспитание школьника – гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды и на этой основе – воспитание гражданственности и патриотизма.
ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ УЧАЩИХСЯ
ПО ЛИТЕРАТУРЕ ЗА КУРС VII КЛАССА
К концу VII класса
I. Учащиеся должны знать:
- Авторов и содержание изученных произведений.
- Основные теоретические понятия, предусмотренные программой и их соотношение, роды литературы (эпос, лирика, драма).
- Жанры всех трёх родов литературы.
- Иметь представление о богатстве и многообразии жанров и знать наиболее распространённые жанры.
- Иметь представление о подвижности связей и истории жанров.
- Тему, идею, художественный образ, героев изученных произведений, сюжет.
- Основные особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка в их взаимосвязи.
- Характерные особенности индивидуального стиля писателя.
II. Учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
- Выделять элементы композиции изучаемых произведений и понимать их роль в произведении.
- Характеризовать героев произведения, выявляя в них общее и индивидуальное.
- Сопоставлять героев произведения с целью выявления авторского отношения к ним.
- Различать эпические, драматические и лирические произведения.
- Давать устный и письменный отзыв о самостоятельно прочитанном произведении.
- Пользоваться справочным аппаратом и школьным словарём литературных терминов.
- Определять принадлежность произведения к одному из литературных родов.
- Обосновывать своё мнение о произведениях и героях.
- Свободно владеть монологической речью, уметь высказывать свои суждения и аргументированно их отстаивать.
- Выразительно читать текст с учётом особенностей художественного произведения (лирического, эпического, драматического).
- Находить элементы сюжета (экспозиции, завязки, кульминации, развязки) и объяснять их роль в изученном произведении.
Виды деятельности учащихся на уроках в 7 классе
- Чтение:
- Чтение литературных произведений, включенных в программу.
- Выразительное чтение (в том числе наизусть) лирических стихотворений, отрывков из художественной прозы, монологов из драматических произведений.
- Чтение по ролям фрагментов драматических произведений.
- Внеклассное чтение.
- Чтение справочной литературы.
- Анализ:
- Сопоставление исторического (или биографического) протособытия и его художественного воплощения в литературном произведении.
- Выявление сюжетных линий в произведении.
- Различение сюжетных и бессюжетных лирических стихотворений.
- Определение тира конфликта в произведении.
- Общая характеристика сюжета и объяснение его связи с проблематикой произведения.
- Выявление экспозиции, завязки, кульминации и развязки.
- Анализ эпизода и объяснение его места в сюжете произведения.
- Различение эпических, лирических, драматических произведений.
- Общая характеристика проблематики произведения (историческая, социальная, нравственная, философская).
- Развитие устной и письменной речи:
- Сжатое изложение эпизода и ответ на вопрос о значении данного эпизода в сюжете произведения.
- Устный и письменный ответ на вопрос об историческом
(или )биографическом протособытии и его художественном воплощении в произведении.
- Составление плана характеристики образа персонажа и сопоставительной характеристики образов двух персонажей.
- Сочинение-анализ эпизода литературного произведения.
- Сочинение о событии, изображенном в литературном произведении.
- Отзыв о самостоятельно прочитанном произведении.
Курс литературы для 7 класса рассчитан на 68 часов по учебнику Коровиной В.Я. в 2-ух частях
Основное содержание тем, изучаемых в 7 классе
№ п/п | Тема | Основное содержание |
1 | Устное народное творчество | Жанры УНТ: былина, предания, пословица, поговорка (своеобразие жанров) |
2 | Древнерусская литература | Жанры ДРЛ: летопись, поучение. Основы христианской морали |
3 | Произведения русских писателей 18 века | Основные сведения о М.В. Ломоносове, Г.Р. Державине. Новаторство поэтов 18 века в стихотворстве |
4 | Произведения русских писателей 19 века | Основные этапы жизненного пути А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова, М.Е. Салтыкова-Щедрина, И.А. Бунина, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова. Проблематика произведений: человек и мир, человек и общество, человек и история. Свобода и ответственность личности. Обращение русских писателей к историческому прошлому Отечества. Размышления о национальном характере. Нравственный смысл исторических сюжетов. |
5 | Произведения писателей 20 века | Основные этапы жизненного пути М.Горького, Л.Андреева, А. Платонова, Е. Носова, Ф. Абрамова, Ю. Казакова, А. Вампилова. Годы военных испытаний и их отражение в литературе. Утверждение нерушимости нравственных устоев в сложных жизненных обстоятельствах. Знакомство с авторами зарубежной литературы 20 века и их произведениями (Дж. Олдридж, О. Генри) |
Учебное и учебно-методическое обеспечение по литературе
Для учащихся:
- Коровина В.Я. Литература: 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. М.: Просвещение, 2013.
- Коровина В.Я. «Читаем, думаем, спорим...»: Дидактические материалы по литературе 7 класс. - М.: Просвещение, 2013.
- Литература: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM/ Сост. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2010.
- Мещерякова М. Литература в таблицах и схемах. - М.: Просвещение, 2000.
- Обернихина ГА, Соколов Л.Э., Вольнова И.А., Емельяненко Т.В. Как писать сочинения?: Рабочая тетрадь для 5-8 классов. - М.: Просвещение, 2008.
- Русский фольклор: Словарь - справочник / Сост. Т.В. Зуева. - М.: Просвещение, 1999.
- Читательский дневник. Иду в 7 класс. - Саратов: Лицей, 2008.
- Шайтанов И.О., Свердлов М.И. Зарубежная литература: Учебник-хрестоматия: 5-7 классы. М.: Просвещение, 2004.
Для учителя:
- Аникина СМ., Золотарева И.В. Поурочные разработки по литературе. 7 класс. - М.: ВАК 2008.
- Аркин И.И. Уроки литературы в 7 классе: Практическая методика. - М.: Просвещение, 2007.
- Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. -Дрофа, 2007.
- Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 7 класс. - М.: Вако, 2009.
- Ишимова А.О. История России в рассказах для детей. - М.: Современник, 2000.
- Коровина В.Я. Литература: Методические советы: 7 класс. - М.: Просвещение, 2010.
- Кутейникова Н.Е. Уроки литературы в 7 классе: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 2011.
- Марченко A.M. Анализ стихотворения на уроке: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 2008.
- Русское народное поэтическое творчество / Под ред. проф Н.И. Кравцова. - М.: Просвещен 1971.
- Тимофеев Л.И., Тураев СВ. Краткий словарь литературоведческих терминов. - М.: Просвещение, 2001.
- Тумина Л.Е. Сочини сказку. Творческие задания для учеников. 5-7 классы. - М.: Дрофа, 2005.
- Турьянская Б.И., Комиссарова Е.В., Холодкова Л.А. Литература в 7 классе: Урок за уроком. М.: Русское слово, 2003.
Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 7 классе
2014/2015 учебный год
№ п/п | Наименование темы | Элементы содержания, развитие речи | Виды учебной деятельности | Виды контроля | Дата |
ВВЕДЕНИЕ (1 час) | |||||
1. | Введение. Литература как искусство слова. Влияние литературы на формирование в человеке нравственного и эстетического чувства. Обращение писателей к универсальным категориям и ценностям бытия: добро и зло; истина, красота, справедливость, совесть. | Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Личность автора, его труд, позиция и отношение к героям. Изображение человека как важнейшая задача литературы. Знакомство с учебником. Краткая характеристика курса литературы для 7 класса | Рецептивная: чтение статьи учебника «Читайте не торопясь»; репродуктивная: ответы на вопросы, рассказы о прочитанном, о писателе, заинтересовавшем учащихся; продуктивная, творческая: выразительное чтение | Самостоятельная работа по составлению плана (тезисов) вступительной статьи учебника и пособия «Читаем, думаем, спорим...» | |
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (4 часа) | |||||
2 | Предания как поэтическая автобиография народа. Исторические события в преданиях «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-ведьмы», «Петр и плотник». | Исторические события в преданиях «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-ведьмы», «Петр и плотник». Предание как жанр фольклора (начальное представление) | Рецептивная: чтение статьи учебника, преданий; репродуктивная: пересказ, ответы на вопросы | Сформулировать самим вопросы по текстам преданий | |
3 | Былины как героические песни эпического характера, своеобразие их ритмико-мелодической организации. «Вольга и Микула Селянинович». Образ главного героя как отражение нравственных идеалов русского народа. Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность. Тематическое различие Киевского и Новгородского циклов былин. | Исторические и художественные основы былины. Понятие о былине. Собирание былин. Прославление мирного труда героя-труженика. Микула Селянинович эпический герой. Сказка и былина | Рецептивная: чтение статей учебника «Былина», «О собирании, исполнении, значении былин», чтение былины; репродуктивная: ответы на вопросы; Продуктивная, творческая: выразительное чтение былин, устное словесное рисование; поисковая: комментирование художественного текста, установление ассоциативных связей с иллюстрациями художников; исследовательская: сравнение со сказкой | Ответить на вопрос: в чем «тайна всевластия» былин? Составить словарик «Так говорили былинные герои» | |
4 | Урок внеклассного чтения. Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Выражение в былинах исторического сознания русского народа. Былина и сказка. Былинный сюжет. | Киевский цикл былин. Илья Муромец - носитель лучших черт русского национального характера. Бескорыстное служение Родине и народу. Особенности былинного стиха. Роль гиперболы | Продуктивная, творческая работа над цитатным планом по ходу чтения, составление словесного портрета Ильи Муромца, выразительное чтение, чтение по ролям; поисковая: характеристика былинного героя; исследовательская: сопоставление текстов художественных произведений (Н. Карамзин, А. Толстой, И.Бунин) и былины | Литературная викторина по изученным и самостоятельно прочитанным былинам или сочинение собственной былины. | |
5 | Героический эпос в мировой культуре. Карело-финский мифологический эпос «Калевала» (фрагмент).Эпическое изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев. Пословицы и поговорки. Пословицы народов мира. Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Особенности смысла и языка пословиц. | Русские пословицы и поговорки. Пословицы и поговорки народов мира. Собиратели пословиц. Особенности смысла и языка пословиц | Рецептивная: чтение статьи учебника, чтение пословиц и объяснение их прямого и переносного смысла; Продуктивная, творческая объединение пословиц в тематические группы; сочинение по пословице | Конкурс «Кто знает больше пословиц и поговорок?» | |
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (3 часа) | |||||
6. | Древнерусская литература. « Поучение Владимира Мономаха» (отрывок). Жанр и композиция «Поучения». Основы христианской морали в «Поучении». Слава и честь родной земли, духовная преемственность поколений как главные темы «Поучения». | Поучение как жанр древнерусской литературы. Русские летописи и летописцы. Владимир Мономах - выдающаяся фигура Древней Руси, виднейший государственный деятель, человек «большого ума и литературного таланта». «Повесть временных лет» (отрывок «О пользе книг») | Рецептивная: чтение статьи учебника, текста «Поучения»; репродуктивная: ответы на вопросы, пересказ, близкий к тексту; Продуктивная, творческая выразительное чтение; исследовательская: анализ текста | Ответить на вопрос: какие наставления Владимира Мономаха актуальны и сейчас? Составить план «Поучения» | |
7. | «Повесть о Петре и Февронии Муромских» гимн любви и верности. Историческая основа повести, идейное художественное своеобразие. Нравственные идеалы и заветы Древней Руси. Высокий моральный облик главной героини | Историческая основа повести, идейное художественное своеобразие. Нравственные идеалы и заветы Древней Руси. Высокий моральный облик главной героини | Репродуктивная: ответы на вопросы; Продуктивная, творческая устное словесное рисование, чтение по ролям; поисковая: комментирование художественного текста; исследовательская: анализ текста «Повести...» | Составить план пересказа повести | |
8. | Урок развития речи. «Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг». Итоговая письменная работа по разделам: «Устное народное творчество», «Древнерусская литература» | Сочинение на одну из тем 1 . Какое воплощение нашла народная мудрость в произведениях устного народного творчества? 2. Что воспевает народ в героическом эпосе? 3. Приемлемы ли для современного читателя нравственные идеалы и заветы Древней Руси? 4. В чем значение древнерусской литературы для современного читателя? | Продуктивная, творческая: сочинение-рассуждение по избранной теме | Сочинение (тема – на выбор) | |
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (2 часа) | |||||
9 | М.В. Ломоносов. Слово о поэте и ученом. «Ода на день восшествия на всероссийский престол ее Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Мысли автора о Родине, призыв к миру. Жанр оды. Средства создания образа идеального монарха. | Слово о поэте и ученом. Теория «трех штилей». «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на всероссийский престол ее Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Мысли автора о Родине, призыв к миру. Жанр оды (начальное представление) | Рецептивная: чтение статьи учебника, чтение оды; продуктивная творческая: выразительное чтение с учетом особенностей жанра оды; исследовательская : анализ текста оды | Практикум: определить, к каким стилям относятся прочитанные произведения М.В. Ломоносова. Выписать из отрывка «К статуе Петра Великого» слова, относящиеся к «высокому штилю», определить цель их использования | |
10 | Г.Р.Державин - поэт и гражданин. Новаторство в стихотворческой деятельности. «Река времен в своем стремленьи...», «На птичку», «Признание». Философские рассуждения о смысле жизни и свободе творчества | Биографические сведения о поэте. Новаторство в стихотворческой деятельности. «Река времен в своем стремленьи...», «На птичку», «Признание». Философские рассуждения о смысле жизни и свободе творчества | Рецептивная: чтение статьи о Державине, чтение стихотворений; репродуктивная: рассказ о поэте на основе дополнительных источников, ответы на вопросы; поисковая: комментирование художественного текста; исследовательская: анализ текста | Ответить на вопросы: в чем «забавный русский слог» Державина способствовал обновлению поэзии? Что сближает двух великих поэтов - Ломоносова и Державина? | |
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (28 часов) | |||||
11 | В.А. Жуковский. Слово о поэте. Баллада «Светлана». Баллада как лиро-эпический жанр. Сюжетные особенности баллад Жуковского. Образная система баллады «Светлана», её фольклорная основа. | ||||
12 | А.С. Пушкин. Жизнь и творчество (обзор). Интерес Пушкина к истории России. «Песнь о вещем Олеге» и её летописный источник. Тема судьбы и пророчества в «Песне». Нравственная проблематика произведения.
| Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси. Смысл сопоставления Олега и волхва. Особенности композиции «Песни...», своеобразие языка. Понятие о жанре баллады (развитие представлений) | Рецептивная: чтение летописного отрывка о смерти Олега, чтение «Песни...»; репродуктивная: пересказ летописного отрывка, ответы на вопросы, сообщение о поэте; Продуктивная, творческая инсценирование «Песни о вещем Олеге», выразительное чтение; поисковая: самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы, установление ассоциативных связей с произведениями живописи; исследовательская: анализ текста, сопоставление произведений художественной литературы и выявление в них своеобразных черт (летопись, баллада) | Ответить на вопросы: что общего и чем отличаются друг от друга летопись и баллада? Найти в «Песне...» средства воссоздания эпохи княжения Олега. Какова главная мысль этого произведения? Почему Пушкин обращается к далекой старине? | |
13 | А. С. Пушкин. «Медный всадник» (отрывок). Выражение чувства любви к Родине. Прославление деяний Петра 1. Образ автора в отрывке из поэмы. | Выражение чувства любви к родине. Прославление деяний Петра I. Образ автора в отрывке из поэмы. | Обучение выразительному чтению. | Ответы на вопросы | |
14 | Развитие речи. А. С. Пушкин. «Борис Годунов»: сцена в Чудовом монастыре. Образ летописца Пимена. Значение труда летописца в истории культуры | Образ летописца Пимена. Значение труда летописца в истории культуры. | Подготовка к домашнему сочинению «История России в произведениях А. С. Пушкина» | Сочинение | |
15 | Проза А.С. Пушкина. «Станционный смотритель». Образ Самсона Вырина и тема « маленького человека». Судьба Дуни и притча о блудном сыне. | История Самсона Вырина и его дочери. Изображение «маленького» человека, его положения в обществе. Судьба Дуни и притча о блудном сыне. Повесть как жанр эпоса (развитие представлений) | Рецептивная: выборочное чтение (описание комнаты смотрителя в начале и конце повести); репродуктивная: ответы на вопросы, пересказ отдельных эпизодов; Продуктивная, творческая устное словесное рисование «Три приезда на станцию», инсценирование эпизода «Первый приезд Самсона Вырина к ротмистру Минскому», рассказ по иллюстрациям; поисковая: установление ассоциативных связей с произведениями живописи; исследовательская: анализ эпизодов, сопоставление повести и притчи о блудном сыне | Составить композиционный план повести: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Озаглавить пункты плана словами текста. Ответить на вопросы: какой эпизод повести подчеркивает нравственное превосходство смотрителя над «хорошо одетыми людьми привилегированного сословия»? Какова позиция отца в притче о блудном сыне и позиция Самсона Вырина? Кто оказался счастливее: блудный сын или Дуня? | |
16 | Художественное совершенство и человечность повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель». Автор и рассказчик. Отношение рассказчика к героям повести. Гуманизм Пушкина в оценке «маленького человека».
| Автор и рассказчик. Отношение рассказчика к героям повести. Гуманизм Пушкина в оценке «маленького человека». Выразительность и лаконизм пушкинской прозы. Значение повести «Станционный смотритель» в истории русской литературы | Репродуктивная: подробный пересказ эпизода «Самсон Вырин у Минского»; Продуктивная, творческая рассказ «История Самсона Вырина», поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, исследовательская: анализ текста, сопоставление образа автора и повествователя | Ответить на вопросы: что же движет пушкинскую повесть; в чем ее тайна; что побудило Ивана Петровича Белкина рассказать эту историю? | |
17 | М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество (обзор). Душа и лира поэта. Стихотворения «Молитва» («В минуту жизни трудную...»), «Когда волнуется желтеющая нива». Проблема гармонии человека и природы. | Краткий рассказ о поэте. Проблема гармонии человека и природы. Тема трагической разъединенности между миром и человеком. Стремление к единению с природой. Своеобразие лермонтовского пейзажа | Рецептивная: чтение стихотворений; репродуктивная: ответы на вопросы; продуктивная, творческая: устное словесное рисование (пейзаж), рассказ о поэте, выразительное чтение; поисковая: комментирование стихотворения «Молитва» | Составить Цветовую гамму стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива. | |
18 | М.Ю. Лермонтов. Поэма «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Сюжет поэмы, его историческая основа. Образ Ивана Грозного и тема власти. | Картины быта России XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Особенности сюжета поэмы. Эпические и лирические черты произведения и их художественная роль. Фольклорные традиции в поэме | Рецептивная: выборочное чтение (описание портретов); репродуктивная: ответы на вопросы, краткий пересказ «Жалобы Кирибеевича»; Продуктивная, творческая выразительное чтение поэмы, устное словесное рисование (описание внешнего вида царя); поисковая: самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы, комментирование текста, установление ассоциативных связей с произведениями живописи; исследовательская : сопоставление исторической ситуации и сюжета поэмы, сопоставление «Песни...» с произведениями устного народного творчества | Игра «Угадай героя» по «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Проследить по тексту, как Кирибеевич нарушает принятые всеми условия жизни, за которыми по традиции должен наблюдать царь. Какие нравственные законы преступает Кирибеевич? | |
19 | Нравственный поединок героев поэмы. Калашников и Кирибеевич: сила и цельность характеров героев. Особенности языка поэмы, её связь с устным народным творчеством. | Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Степан Калашников - носитель лучших качеств русского национального характера. Защита человеческого достоинства, сила и цельность характера Калашникова. Авторское отношение к изображаемому. Язык и стих поэмы | Продуктивная, творческая: выразительное чтение калачного боя, описания утра перед кулачным боем, рассказ о семейной драме Калашникова; поисковая: самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы, комментированное чтение текста; исследовательская: анализ текста (эпизод поединка героев, диалоги купца Калашникова и Алены Дмитриевны, Грозного и Калашникова, Кирибеевича и Калашникова), сопоставление «Песни...» с произведениями устного народного творчества | Сравнительная характеристика героев: Калашникова и Кирибеевича. Ответить на вопросы: исключительным событием или обычаем того исторического времени представлен в поэме кулачным бой? Зачем выходит на кулачный бой Кирибеевич? Почему бросает ему вызов купец Калашников? Отметить эпические способы изображения Калашникова | : |
20 | Урок развития речи. Подготовка к написанию сочинения по «Песне...» | Тема, идея сочинения, отбор материала в соответствии с темой. Темы сочинений: «В чем смысл столкновения Степана Калашникова с Кирибеевичем?»; «Калашников и Кирибеевич. Кто в «Песне...» является настоящим героем и почему?» | Продуктивная, творческая: создание сочинения | Написание сочинения | |
21 | Н.В. Гоголь. Слово о писателе. «Тарас Бульба». Историческая и фольклорная основа повести. Героико-патриотический пафос повести, прославление товарищества, осуждение предательства. | Краткий рассказ о писателе. Замысел автора. История создания повести. Историческая основа повести. Тарас, Остап и Андрий в начале повести. Описание быта семьи Тараса. Воссоздание колорита эпохи и атмосферы детства героев. Принцип контраста в изображении Остапа и Андрия, роль художественной детали. | Рецептивная: чтение статьи учебника, сообщение - историческая справка; репродуктивная: ответы на вопросы; продуктивная, творческая: устное словесное рисование: на основе прочитанного придумать «биографию» одного из героев картины И. Репина; поисковая: установление ассоциативных связей с произведениями живописи | Викторина на знание творчества Н. В. Гоголя и первичное восприятие повести. Составить план учебной статьи | |
22 | «Тарас Бульба» Н.В.Гоголя. Тарас Бульба и его сыновья. Остап и Андрий, принцип контраста в изображении героев. Трагизм конфликта отца и сына. Столкновение любви и долга в душах героев. Образ Тараса Бульбы. | Описание степи. Соотнесенность картин природы с судьбой героев. Проставление боевого товарищества, осуждение предательства. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев. | Репродуктивная: выборочный пересказ эпизодов: «Остап и Андрий в бурсе», «В светлице Тараса», «Мать у изголовья детей», ответы на вопросы; продуктивная: творческая: инсценировка эпизода «Встреча Тараса с сыновьями», выразительное чтение эпизода «Степь»; поисковая: комментирование первых глав, установление ассоциативных связей с произведениями живописи; исследовательская: сопоставительный анализ «Остап и Андрий», сопоставление текста с иллюстрациями П. Соколова | Сравнительная характеристика Остапа и Андрия (начало работы). Составление сравнительной таблицы. Составить цитатный план к теме «Образ матери в первой главе повести» Письменный ответ на вопрос: можно ли назвать Андрия предателем? | |
23 | Урок развития речи. Сочинение по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». | Тема и проблематика повести. Центральные образы и приемы их создания. Массовые сцены и их значение в сюжете и фабуле. Связь повести с фольклорным эпосом | Продуктивная, творческая: самостоятельный отбор материала для раскрытия темы сочинения, его систематизация, составление плана сочинения | Самостоятельная работа над сочинением | |
24 | И.С. Тургенев. Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. «Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных.Лесник и его дочь. Нравственные проблемы рассказа. | Слово о писателе. История создания и тематика сборника «Записки охотника». Нравственные проблемы рассказа «Бирюк». Изображение тяжести народной жизни и силы характера русского человека. Роль пейзажа в рассказе. Художественные особенности произведения | Рецептивная: чтение рассказа; репродуктивная: пересказ произведения, ответы на вопросы; продуктивная, творческая: рассказ о писателе, сообщение об истории создания сборника «Записки охотника», художественный рассказ (описание избы Бирюка, инсценированное чтение), составление плана рассказа | Составить тезисный план ответа на вопрос: «Как автор относится к изображенному в рассказе?» Ответить на вопрос: в чем смысл названия рассказа? | |
25 | И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе. «Воробей», « Русский язык», «Близнецы». Жанровые особенности стихотворений в прозе. Лирико-философские рассуждения раздумья автора о мире и человеке, красоте и образности русской речи. Музыкальность прозы Тургенева. | Работа писателя над циклом «Стихотворения в прозе». Авторские критерии нравственности в стихотворениях в прозе «Близнецы», «Два богача», «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека | Рецептивная: чтение стихотворений и полноценное их восприятие; продуктивная, творческая: выразительное чтение, поисковая: комментированное чтение; исследовательская: анализ текста | Написать сочинение-рассуждение: «Почему характер языка - «свидетельство судьбы народа?» | |
26 | Н.А. Некрасов. Слово о поэте. Поэма «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая». Историческая основа произведения. Анализ эпизода «Встреча княгини Трубецкой с губернатором Иркутска». Величие духа русской женщины. | Слово о поэте. Историческая основа произведения. Анализ эпизода «Встреча княгини Трубецкой с губернатором Иркутска». Самоотверженность, сила чувств, верность долгу. Развитие понятия о поэме | Рецептивная: чтение первой части поэмы, репродуктивная: ответы на вопросы; продуктивная, творческая: рассказ о писателе, составление плана учебной статьи, выразительное чтение, инсценирование поэмы | Составить тезисный план статьи учебника и сообщения о поэте (отразить факты жизни и творчества писателя, отзывы современников, характеристику автора статьи). Ответить на вопросы: чем отличается документ, рассказывающий об историческом событии (восстание декабристов) от поэтического повествования Н.А. Некрасова? В чем сила княгини и почему ее не смог переубедить генерал? | |
27 | Н.А. Некрасов «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Народные характеры и судьбы в стихотворениях Некрасова. | Стихи поэта о судьбе народа. Образ Родины. Изображение реального положения народа. Противопоставление образов «владельца роскошных палат» и мужиков, пришедших к вельможе. Бесправие простых людей перед власть имущими | Рецептивная: чтение фрагмента воспоминаний А.Панаевой, чтение стихотворения; репродуктивная: ответы на вопросы; продуктивная, творческая: выразительное чтение, устное словесное рисование с цитированием (описание ходоков), составление киносценария | Выстроить образный ряд, связанный с описанием мужиков, используя цитаты из текста. Создание киносценария «Парадный подъезд и его посетители» |
|
28 | А.К. Толстой. Слово о писателе. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин». Правда и вымысел в балладах. Конфликт «рыцарства» и самовластья. | Слово об А.К. Толстом. Правда и вымысел в балладах. Конфликт «рыцарства» и самовластья. «Василий Шибанов»: особенности стилистической интерпретации исторического предания | Репродуктивная: ответы на вопросы; продуктивная, творческая: выразительное чтение баллад; сообщение об одном из героев баллады; поисковая: комментирование текста художественного произведения; исследовательская: сопоставление художественных произведений | Составить краткий словарь устаревших слов, использованных автором в балладах. Объяснить, какова их роль в тексте? Ответить на вопросы: почему автор назвал баллады «Василий Шибанов» и Михайло Репнин»? Рассуждение «Бегство князя Курбского в Литву: измена Руси или Ивану Грозному?» | |
29 | Урок внеклассного чтения. А.К. Толстой. Роман « Князь Серебряный». Художественная концепция Иоанна Грозного: мысль о взаимосвязи тирании и покорности. | Воспроизведение исторического колорита эпохи. Правда и вымысел. | Рецептивная: чтение баллад; репродуктивная: ответы на вопросы, пересказ; продуктивная, творческая: устное словесное рисование с опорой на текст; поисковая: комментирование; исследовательская: сопоставление баллад. | Ответить на вопросы учебника. | |
30 | М. Салтыков-Щедрин. Слово о писателе. Сказка «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Особенности сюжетов и проблематики «сказок для детей изрядного возраста». Сатира на социальные и нравственные пороки общества в сказке. | Слово о писателе. Особенности сюжетов и проблематики «сказок для детей изрядного возраста». Сатира на социальные и нравственные пороки общества в сказке «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Сатира и юмор. Гротеск (начальное представление). Элементы народной сказки в повествовании | Рецептивная: чтение статьи в учебнике, чтение сказки; репродуктивная: ответы на вопросы; продуктивная, творческая: выразительное чтение по ролям, инсценирование, поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос; исследовательская: сопоставление народных сказок и «Повести...», ситуации, изображенной в «Робинзоне Крузо» Д.Дефо, и в «Повести...» | Составить цитатный план сказки. Ответить на вопросы: какие пороки общества обличает Салтыков- Щедрин в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил». Почему Салтыков-Щедрин называл свою манеру писать «эзоповым языком»? Есть ли что-то общее у сказки Салтыкова-Щедрина и басен И.А. Крылова? Что нового вносит эта сказка в ваше представление о литературной сказке? | |
31 | М.Е. Салтыков-Щедрин «Дикий помещик». «Премудрый пескарь». Обличение нравственных пороков общества. Приемы создания образа помещика. Эзопов язык. Аллегория, фантастика, фольклорные мотивы в сказках. | Своеобразие сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик». Приемы создания образа помещика. Позиция писателя в сказке | Рецептивная: чтение сказки и полноценное ее восприятие; репродуктивная: пересказ сказки «Повесть о том...»; продуктивная, творческая: чтение по ролям диалога между помещиком и капитаном-исправником («Дикий помещик»); поисковая: самостоятельная работа по таблице: «Кого, в чем и как обличает автор», комментирование художественного текста; исследовательская: анализ текста «Сказки...» | Работа по заполнению таблицы «Кого, в чем и как обличает Салтыков-Щедрин в сказке». Доказать на примере сказки «Дикий помещик», что источником как материальной, так и духовной культуры правящих классов является народ. Ответить на вопрос: что сближает сказку «Дикий помещик» со сказкой «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»? | |
32 | Урок развития речи. Сатира и юмор в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина. | Сказка Салтыкова-Щедрина как модель, воссоздающая реальные противоречия русской действительности. Идейно-художественный смысл сказок Салтыкова-Щедрина. Приемы сатирического изображения в сказках | Рецептивная: чтение и восприятие текста сказок; репродуктивная: рассказ с использованием цитат о жизни «просвещенного пискаря», краткий пересказ сказки «Медведь на воеводстве», ответы на вопросы; продуктивная, творческая: характеристика одного из героев сказки «Дикий помещик», защита сценария по этой сказке, презентация сказки, созданной в духе сказок Салтыко-ва-Щедрина; поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос, комментирование текста; исследовательская: анализ текста, сопоставление сказок | Групповое задание устное сочинение-рассуждение на темы: 1 . Какой была бы жизнь, если бы сбылись слова щуки: «Вот кабы все так жили, как этот премудрый пискарь живет»? 2. «Удивительно, как иногда причины самые ничтожные к самым серьезным последствиям приводят» (по сказке «Медведь на воеводстве») | |
33 | Урок контроля. Литературный ринг по изученным произведениям | Проблемы и герои произведений Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова, М.Е. Салтыкова-Щедрина | Продуктивная, творческая: сочинение-рассуждение, поисковая: самостоятельный поиск ответа на вопросы | Развернутый ответ на вопрос, тест | |
34 | Л.Н. Толстой. Слово о писателе. Повесть «Детство» (главы). Сложность взаимоотношений детей и взрослых. Роль внутреннего монолога в раскрытии характера героя.
| Слово о писателе. История создания повести. Автобиографический характер произведения. Значение эпохи детства в жизни героев Толстого и самого писателя | Рецептивная: чтение и восприятие художественного текста; репродуктивная: выборочный пересказ, ответы на вопросы; продуктивная, творческая: сообщение о писателе: Толстой и Ясная Поляна; Толстой и дети; поисковая: комментирование глав: «Maman», «Что за человек был мой отец»; исследовательская: анализ глав повести | Выборочный пересказ, комментирование | |
35 | Главный герой Повести Л.Н. Толстого «Детство». Его чувства, поступки и духовный мир. Тема детской открытости миру. | Характеристика героя. Детство как открытие мира, самосознание ребенка, драматическое познание им противоречий жизни. Мастерство писателя в раскрытии духовного роста, нравственного становления героя. Герой-повествователь (развитие понятия) | Рецептивная: чтение и восприятие художественного текста; репродуктивная: сжатый пересказ, ответы на вопросы, краткий пересказ главы «Ивины»; продуктивная, творческая: инсценирование главы «Классы», устное словесное рисование (Николеньки, Карла Ивановича, Натальи Савишны); поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос; исследовательская: анализ глав «Классы», «Наталья Савишна», «Детство»; сопоставление произведений художественной литературы (А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой) | Ответить на вопросы: чему учат Николеньку Карл Иванович и Наталья Савишна; что общего в отношении героя -повествователя к Карлу Ивановичу и Наталье Савишне? Как развивается внутренний мир Николеньки Иртеньева? | |
36 | А.П. Чехов. Слово о писателе. Рассказ «Хамелеон». Живая картина нравов. Роль художественной детали, её связь с внутренним состоянием персонажа и авторским отношением к нему. | Слово о писателе. «Хамелеон» - рассказ о всеобщем рабстве. Смысл названия рассказа. Средства создания комического в рассказе «Хамелеон». Развитие понятий о юморе и сатире | Рецептивная: чтение и восприятие текста рассказа, чтение статей в учебнике о писателе; репродуктивная: ответы на вопросы; продуктивная, творческая: выразительное чтение по ролям; поисковая: установление ассоциативных связей с произведениями живописи; исследовательская: анализ текста | Тест по рассказу «Хамелеон». Ответить на вопрос: чем страшно и опасно раболепие, лицемерие, хамелеонство (Очумелова, толпы)? | |
37 | Два лица России в рассказе А.П. Чехова «Злоумышленник». Авторская позиция. Юмор в рассказе. Средства создания комического. | Ситуация непонимания на основе сюжета. Авторская позиция в рассказе. Смешное и грустное в рассказе . | Рецептивная: чтение и восприятие текста рассказа, чтение отрывка «Литературная жизнь» из очерка А.М. Горького «А.П.Чехов»; репродуктивная: выразительное чтение рассказа, продуктивная, творческая: чтение по ролям, характеристика главных действующих лиц по плану; поисковая: развернутый ответ на вопрос: над чем смеется автор в рассказе «Злоумышленник» и что его огорчает? | Объяснить смысл слов И. Бунина: «Грустно видеть, как много страданий, и тоски, и нужды на Руси» (на примере рассказов А.П. Чехова) | |
38 | Урок внеклассного чтения. Смех и слезы в «маленьких рассказах» А.П. Чехова | Творческий процесс писателя. Социальная направленность рассказов. Позиция писателя | Репродуктивная: пересказ рассказа «Тоска», образ глухого города; продуктивная, творческая: чтение по ролям рассказа «Размазня», презентация киносценария по рассказу «Хамелеон», защита обложки к этому рассказу, инсценирование рассказа «Злоумышленник»; исследовательская: анализ 2-3 рассказов, сопоставление, выявление в них общих черт | Характеристика одного из героев рассказов А.П. Чехова. Ответить на вопросы: современны ли темы рассказов Чехова? Какие прочитанные вами рассказы можно отнести к сатирическим, какие - к юмористическим? Свой ответ обосновать | |
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (22 часа) | |||||
39 | И.А. Бунин. Судьба и творчество писателя. Рассказ «Цифры». Сложность взаимопонимания детей и взрослых.
| Слово о писателе. Рассказ «Цифры». Сложность взаимоотношений взрослых и детей в семье. Обретение доброты и гармонии. Психологизм и искренность в разработке характеров и их описании | Рецептивная: чтение статьи о писателе, составление плана; выборочное чтение, наблюдение над психологическим состоянием взрослых и ребенка (гл. 2-5), чтение лирического отступления (гл.6), финала рассказа; репродуктивная: ответы на вопросы, поисковая: комментированное чтение глав рассказа, написание отзыва на произведение; исследовательская: сопоставление произведений художественной литературы о детстве (рассказы А.П.Чехова, повесть Л.Н. Толстого «Детство») | Написать отзыв на рассказ «Цифры» или составить план рассказа (по выбору). Сопоставить поведение героев Л.Н. Толстого и А.Бунина (Николенька «Детство» - Женя «Цифры»). Кто из героев вызывает симпатию, жалость, сочувствие? Пересказ-анализ сцены ссоры, ее причин с параллельным составлением таблицы (развитие ссоры) | |
40 | И.А. Бунин «Лапти». Нравственный смысл рассказа. Роль детали в рассказах Бунина. Художественное мастерство Бунина-прозаиста. | Тема, идея рассказа. Композиция. Философское размышление писателя о связи Человека и Природы, жизни и смерти. Мастерство Бунина-прозаика | Продуктивная, творческая: устное словесное рисование, рассказ «о страшной ночи»: «предметная» насыщенность, описание, антитеза «мрак-свет»; исследовательская: стилистический анализ эпизода «...было большое горе» (1 абзац) | Написать продолжение Рассказа «Лапти». Ответить на вопрос: почему рассказ сюжетно не завершен? В чем смысл рассказа? Как связаны между собой, по мысли Бунина, жизнь и смерть человека? | |
41 | Урок развития речи. Стихи русских поэтов XIX о родной природе. В.А. Жуковский «Приход весны», А.К. Толстой «Край ты мой, родимый край ...», «Благовест», И.А. Бунин «Родина». | Чтение и анализ стихотворений В.А. Жуковского «Приход весны», А.К. Толстого «Край ты мой, родимый край ...», «Благовест», И.А. Бунина «Родина». Поэтическое изображение природы и выражение авторского настроения, миросозерцания | Рецептивная: чтение стихотворений, статьи учебника; продуктивная, творческая: устное рисование; исследовательская: анализ лирического произведения по плану; сравнение произведений художественной литературы («Молитва» М.Ю.Лермонтова - «Благовест» А.К.Толстого); поисковая: установление ассоциативных связей с произведениями живописи | Выразительное чтение стихотворений. Ответить на вопросы: почему возможно сравнение произведений поэзии, живописи и даже музыки? Что роднит стихотворение А.К. Толстого «Благовест» со стихотворением М.Ю. Лермонтова «Молитва»? | |
42 | М. Горький. Слово о писателе. Повесть «Детство» (главы). Автобиографический характер повести. Изображение внутреннего мира подростка. «Свинцовые мерзости жизни» и живая душа русского человека. | Слово о писателе. Тяжелые картины детства. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. Изображение быта и характеров | Рецептивная: чтение статьи учебника о Горьком, сопоставление фактов жизни писателя с содержанием повести «Детство»; репродуктивная: сообщение о писателе, пересказ сцены «Порка Алеши дедом»; поисковая: подобрать цитаты, характеризующие «свинцовые мерзости жизни»; комментирование, самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы; исследовательская : анализ текста | С помощью цитаты раскрыть понятие «свинцовые мерзости жизни». Какая картина русской жизни открывается со страниц повести? «И ведь не про себя я рассказываю», - писал Горький во второй главе. О чем же рассказывает писатель в повести о детстве? Чем обстановка в доме деда Каширина отличается от атмосферы дома, описанной Л.Н. Толстым в повести «Детство»? | |
43 | М. Горький. Повесть «Детство». «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни». Характеристика положительных героев. Бабушка, Цыганок, Хорошее дело. Вера в творческие силы народа. | Бабушка, Алеша Пешков, Цыганок, Хорошее Дело. Вера в творческие силы народа. Портрет как средство характеристики героев | Репродуктивная: ответы на вопросы по содержанию и осмыслению повести; продуктивная, творческая: инсценирование эпизода «Ученье», сообщения «Алеша и Цыганок» (гл.2, 31) и «Алеша и Хорошее Дело» (гл.8), устное словесное рисование «Бабушка глазами Алеши» (гл.1), художественный пересказ «Бескорыстие и доброта бабушки» (гл.2), «Молитвы и рассказы бабушки», «Бабушка в сцене пожара» (гл.4), «Пляска бабушки» (гл.З); исследовательская: сопоставление произведений художественной литературы разных авторов | Ответить на вопросы: в чем смысл бабушкиного «все хорошо»? Что это - «слава богу, что мы пока живы»? В чем вы видите источник веры писателя в «возрождение наше к жизни светлой, человеческой»? | |
44 | Урок развития речи. Анализ эпизода «Пожар» из повести М. Горького «Детство» | Обучение анализу эпизода. Портрет как средство характеристики героя | Исследовательская: анализ эпизода «Пожар» (с сопоставлением поведения героев во время бедствия) | Письменная работа по анализу эпизода «Пожар» | |
45 | Романтизм раннего творчества М. Горького. «Легенда о Данко» из рассказа М.Горького «Старуха Изергиль». Подвиг во имя людей. Готовность на самопожертвование. Поэтичность языка. | Подвиг во имя людей. Готовность на самопожертвование. Поэтичность языка (сравнение, метафора, эпитет, гипербола) | Рецептивная: чтение легенды; репродуктивная: ответы на вопросы; продуктивная, творческая: устное словесное рисование; исследовательская: определение сходства сюжета библейской истории о Моисее и легенды о Данко, анализ текста | Устное словесное рисование (или собственная иллюстрация) «Памятник горьковскому герою». Ответить на вопросы: в чем сходство и отличие сюжета библейской истории и легенды о Данко? Проследить по тексту, как соединяется в единое целое тема гибели «гордого смельчака Данко» и поведения людей, ступивших на свободную землю. | |
46 | В.В. Маяковский. Слово о поэте. «Необычное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Реальное и фантастическое в сюжете произведения. Представление поэта о сущности творчества. | Слово о поэте. Особенности стиля Маяковского как художника и поэта. Роль фантастических картин. Метафора как основа сюжета стихотворения. Яркость и динамизм образов | Рецептивная: чтение статьи о поэте, чтение стихотворения; продуктивная, творческая: устное словесное рисование сюжетной картины стихотворения (как выглядят Поэт и Солнце во время чаепития?); поисковая: сопоставление содержания с рисунками Д. Бурлюка и В. Маяковского, установление ассоциативных связей с произведениями живописи; исследовательская: анализ стихотворения | Тест на знание содержания стихотворения «Необычное приключение». Составить таблицу «Лексический анализ стихотворения» (разговорная лексика, просторечия, неологизмы, слова, употребленные в переносном значении). Ответить на вопросы: чем интересен поэтический словарь Маяковского? Как поэту удается совместить шутку, игру, «житейское правдоподобие» и поэтическую фантазию? | |
47 | В.В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям». Сложность внутреннего мира, гуманизм лирического героя и сочувствие его ко всему живому. | Понятие о лирическом герое. Сложность внутреннего мира, гуманизм лирического героя и сочувствие его ко всему живому | Продуктивная, творческая: выразительное чтение стихотворения, работа над языком произведения (сравнение, метафора, просторечия, неточная рифма, звукозапись...), устное словесное рисование | Мини-сочинение по начальной фразе: «Мне нравятся (не нравятся) стихи В.В. Маяковского, потому что...» | |
48 | Урок внеклассного чтения. Л.Н. Андреев. Рассказ «Кусака». Нравственные проблемы рассказа. Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения
| Слово о писателе. Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения | Рецептивная: чтение очерка о писателе «Люди и книги», выборочное чтение рассказа; репродуктивная: ответы на вопросы по осмыслению сюжета, идейному содержанию, выборочный пересказ на тему «История Кусаки»; продуктивная, | Составление цитатного плана произведения | |
49 | А. Платонов. Слово о писателе. «Юшка». Призыв к состраданию и уважению к человеку. Осознание необходимости сострадания, милосердия, недопустимости жестокости. | Слово о писателе. Друзья и враги главного героя. Внешняя и внутренняя красота человека | Рецептивная: чтение диалогов Юшки с детьми и взрослыми; репродуктивная: рассказ о Юшке, близкий к тексту, ответы на вопросы; продуктивная, творческая: рассуждение «Ситуации в моей жизни, вызывающие сострадание»; поисковая: комментированное чтение; исследовательская: анализ текста | Тест по рассказу «Юшка» (с вариантами ответов). Ответить на вопрос: как писатель объясняет несправедливое и грубое отношение взрослых к Юшке? Что общего между горьковским Данко и Юшкой? | |
50 | Урок внеклассного чтения. А. Платонов. «В прекрасном и яростном мире». Вечные нравственные ценности. Труд как основа нравственности. Своеобразие языка прозы А. Платонова | Труд как основа нравственности. Своеобразие языка прозы А. Платонова | Рецептивная: выборочное чтение (портрет старого машиниста, рассказ помощника машиниста о наблюдательности Мальцева, последняя часть рассказа); репродуктивная: близкий к тексту пересказ «Юшка наедине с природой», художественный пересказ «Дети и Юшка»; ответы на вопросы учебника; поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос, комментирование; исследовательская: сравнительный анализ героев произведений А.Платонова | Самостоятельная работа: объяснить название рассказа (письменно). Ответить на вопросы: с какой целью писатель ввел в рассказ фигуру следователя? В каком отношении находятся мир людей и мир природы в рассказе? В ком находит поддержку и единственную опору в противостоянии стихийным и враждебным силам «прекрасный и яростный мир» и человек Платонова? | |
51 | Урок развития речи. Сочинение «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?» | Подготовка к сочинению-рассуждению на основе изученного произведения одного из писателей: М. Горького, В. Маяковского, Л. Андреева, А. Платонова | Продуктивная, творческая: сочинение-рассуждение; поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы | Письменная работа (сочинение) | |
52 | Урок внеклассного чтения. Час мужества. Интервью как жанр публицистики. Сведения о поэтах: А. Ахматовой, К. Симонове, А. Суркове и др. | Интервью как жанр публицистики. Сведения о поэтах: А. Ахматовой, К. Симонове, А. Суркове и др. | Рецептивная: чтение интервью, составление плана по ходу чтения; продуктивная, творческая: выразительное чтение стихотворений о войне с комментированием | Выразительно читать одно из стихотворений о Великой Отечественной войне (конкурс чтецов «Стихи о войне») | |
53 | Ф.А. Абрамов. Слово о писателе. Любовь автора ко всему живому «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы рассказа | Слово о писателе. Любовь автора ко всему живому. Логика истории и развития связей природы и человека. Понятие о литературной традиции | Рецептивная: чтение статьи в учебнике, чтение рассказа; репродуктивная: ответы на вопросы по осмыслению идейно-тематического содержания рассказа, пересказ рассказа от лица Рыжухи; продуктивная, творческая: комментированное чтение концовки рассказа | Ответить на вопрос: «Какие раздумья вызвал у вас рассказ?» Составить план рассказа | |
54 | Е.И. Носов. Слово о писателе. Рассказ «Кукла». Нравственные проблемы рассказа. Протест против равнодушия. Красота родной природы в рассказе. Мастерство описаний психологического состояния героев, драматизма жизни. | Слово о писателе. Автобиографический рассказ «Кукла». Протест против равнодушия. Красота родной природы в рассказе. Мастерство описаний психологического состояния героев, драматизма жизни. Лаконизм рассказа | Рецептивная: чтение описания пейзажа; репродуктивная: слово о писателе, выборочный пересказ, ответы на вопросы; продуктивная, творческая: чтение по ролям, составление характеристики героя; исследовательская : сравнение рассказа Е. Носова «Кукла» со стихотворением К. Случевского «Кукла» | Тест по рассказам Е.И. Носова «Кукла». Ответить на вопросы: как можно объяснить различные названия произведения: «Кукла», «Акимыч»; какое из них кажется вам наиболее удачным? | |
55 | Урок внеклассного чтения. «Не дать погаснуть живому огню...» (по рассказу «Живое пламя» Е.И. Носова) | Осознание огромной радости прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь природы и человека. Мотив памяти в рассказе «Живое пламя» | Рецептивная: чтение и восприятие текста рассказа; репродуктивная: ответы на вопросы; продуктивная, творческая: устное словесное рисование (описание маков); исследовательская: анализ текста | Ответить на вопросы: сумел ли Е.Носов на страницах небольшого рассказа показать жестокость войны? Почему образ маков является в рассказе ключевым? В чем, по-вашему, основная идея рассказа? | |
56 | Ю.П. Казаков. Слово о писателе. «Тихое утро». Взаимовыручка как мерило нравственности человека. Особенности характера героев. Лиризм описания природы. Юмор в рассказе. | Слово о писателе. Взаимовыручка как мерило нравственности человека. Особенности характера героев. Лиризм описания природы. Юмор в рассказе | Репродуктивная : слово о писателе, пересказ событий рассказа от лица героев (Володи и Яшки); продуктивная, творческая: словесное рисование (описание утра), чтение диалога по ролям; исследовательская : анализ диалогов мальчиков и пейзажа в рассказе | Составить: цитатный план своего рассказа о мальчиках или тест по рассказу «Тихое утро» (по выбору) | |
57 | Урок внеклассного чтения. «Тихая моя Родина». Стихотворения русских поэтов XX века о Родине, родной природе. Единство человека и природы. | Произведения В.Брюсова, Ф.Сологуба, С.Есенина, Н.Рубцова, Н.Заболоцкого и др. Единство человека и природы. | Рецептивная: чтение отрывка из статьи К.Г. Паустовского «Заметки о живописи»; продуктивная, творческая: выразительное чтение стихотворений о природе (конкурс чтецов) « | Выразительное чтение стихотворений наизусть | |
58 | А. Т. Твардовский. Слово о поэте. «Снега потемнеют синие...», «Июль — макушка лета...», «На дне моей жизни...». Философские проблемы в лирике Твардовского. Развитие понятия о лирическом герое. | Слово о поэте. Развитие понятия о лирическом герое. | Репродуктивная : слово о писателе, пересказ событий стихотворения от лица лирических героев;продуктивная, творческая: устное словесное рисование (описание маков); исследовательская: анализ текста | Выразительное чтение стихотворений наизусть. Подготовить рассказ с пользованием лексики А.Т. Твардовского и ассоциативной лексики | |
59 | Д.С. Лихачев. Слово об ученом, публицисте. Публицистика, мемуары как жанр литературы «Земля родная» (главы) как духовное напутствие молодежи. | Слово об ученом, публицисте. Публицистика, мемуары как жанр литературы | Репродуктивная: работа по главам (составление тезисов), составление плана статьи об ученом, пересказ; продуктивная, творческая: выразительное чтение глав «Молодость - это вся жизнь», «Учиться говорить и писать»; поисковая: комментирование художественного текста.. | Подготовить сообщение на тему «Искусство моего родного края», использовать советы автора из главы «Учиться говорить и писать» | |
60 | Михаил Зощенко. Слово о писателе. Сатира и юмор в рассказах Зощенко. Разоблачение обывательского и потребительского отношения к миру. Человек и история. | Слово о писателе. Смешное и грустное в рассказе «Беда». «Сочетание иронии и правды чувств», «пестрый бисер лексикона» (М. Горький) | Репродуктивная: пересказ с сохранением авторского стиля; продуктивная, творческая: чтение по ролям, сообщение о писателе | Отзыв на рассказ | |
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ (1 час) | |||||
61 | Расул Гамзатов «Опять за спиной родная земля», «О моей Родине», «Я вновь пришел сюда...». Размышления поэта об истоках и основах жизни. Особенности художественной образности дагестанского поэта. | Рассказ о поэте. Размышления поэта об истоках и основах жизни. Особенности художественной образности дагестанского поэта | Продуктивная, творческая: сообщение о поэте, выразительное чтение стихотворений; исследовательская: анализ текста | Развернутый ответ на вопрос: как вы понимаете следующие строки: «Границы отчизны - не лес, не поля. Граница отчизны - граница покоя»? | |
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (5 часов) | |||||
62 | Р.Бернс. Слово о поэте. Стихотворение «Честная бедность». Представления поэта о справедливости и честности. Джеймс Олдридж. «Отец и сын». Взаимоотношения родителей и детей.
| Слово о поэте. Народнопоэтическая основа и своеобразие лирики Бернса. Грустный и шутливый характер произведения | Рецептивная: чтение статьи учебника о Р.Бернсе, репродуктивная: пересказ статьи о поэте по составленному плану; продуктивная, творческая: выразительное чтение произведения; поисковая: подбор пословиц, отражающих идею каждого куплета, комментирование по строфам; исследовательская : анализ стихотворения | Ответить на вопросы: как вы понимаете слова Р.Бернса: «Душа человека - его королевство»? Почему многие песни Р.Бернса считаются народными? Какие русские афоризмы совпадают по мысли с афоризмами Р. Бернса? Найти художественно-изобразительные средства языка, отражающие идейный смысл стихотворения: метафоры, антитезу | |
63 | Дж. Г. Байрон «властитель дум» целого поколения. Судьба и творчество гениального поэта. Стихотворение «Ты кончил жизни путь, герой!». Героические мотивы лирики Д.Г. Байрона. Гимн славы герою, павшему в борьбе за свободу родины. | Слово о поэте. Стихотворение «Ты кончил жизни путь, герой!». Героические мотивы лирики Д.Г. Байрона. Гимн герою, павшему в борьбе за свободу Родины | Продуктивная, творческая: слово о поэте, выразительное чтение стихотворения; исследовательская: анализ текста стихотворения, сопоставление лирического героя Байрона с героями русской литературы, которые будут жить «в песнях родины святой» | Тезисы сообщения учителя о жизни и творчестве Байрона. Выразительное чтение. Письменный ответ на вопрос: что обрекает героя на бессмертие? | |
64 | О. Генри Слово о писателе. Нравственные проблемы в рассказе «Дары волхвов». Преданность и жертвенность во имя любви | Слово о писателе. Нравственные проблемы в рассказе. Поэтический гимн благородству и любви. Смешное и возвышенное в рассказе | Репродуктивная: пересказ от лица героев; продуктивная, творческая: слово о писателе, чтение по ролям, инсценирование отдельных эпизодов | Составить синквейн по теме «Любовь» или план рассказа (на выбор) | |
65 | Р.Д. Брэдбери. Слово о писателе. «Каникулы». Мечта о чудесной победе добра. Стремление писателя уберечь людей от зла и опасности на Земле | Слово о писателе. Стремление писателя уберечь людей от зла и опасности на Земле | Рецептивная: чтение рассказа; репродуктивная: ответы на вопросы; продуктивная, творческая: слово о писателе, устное словесное рисование картины мира, из которого ушли люди «Мир без людей», «Тридцатилетние каникулы»; поисковая: «раскрашивание и озвучивание» иллюстраций учебника; исследовательская анализ текста | Письменный ответ на вопрос: как вы думаете, о чем мальчик написал в записке? О чем писатель предупреждает человечество в рассказе «Каникулы»? | |
66 | Японские хокку (хайку.) Мацуо Басё, Кобаяси Исса. Особенности жанра японских трёхстиший. | Особенности жанра. | Урок-практикум. | ||
67 | Итоговый урок. «Человек, любящий и умеющий читать, - счастливый человек» (К. Паустовский). Выявление уровня литературного развития учащихся 7 класса. | Итоги года. Рекомендации для летнего чтения. Выявление уровня литературного развития учащихся 7 класса | Продуктивная, творческая: отзыв на самостоятельно прочитанное произведение; поисковая: составление теста по пройденному материалу | Составление итогового теста по изученным за учебный год произведениям | |
68 | Резервный урок |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый
Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература. 10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый
по учебнику «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....