Рабочая программа по литературе, 7 класс
календарно-тематическое планирование по литературе (7 класс) на тему

Гатаулина Наталья Александровна

 

Рабочая  программа по литературе для 7 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 7-е издание, М.: Просвещение, 2006 год. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rab._progr.-_lit._7kl.doc299.5 КБ

Предварительный просмотр:

    «Рассмотрено»                                                      «Согласовано»                                                     «Утверждено»

на ШМО гуманитарного                                           Заместитель директора по УВР                               Директор МКОУ «Красноярская

цикла предметов                                                         МКОУ «Красноярская СОШ»                                 СОШ»

Руководитель МО                                                       __________/Гатаулина Н.А./                                              _____________/Денискина Т.Е./                                                                                                         

_________/Палаева Г.Н./                                           «____»____________2014 г.                                          Приказ №___от «___»_______2014г.                                                                                                                        

Протокол №_____ от                                                                                                                    

«____»________2014 г.                                                                                                                                

                                                                                                                                                                     

Рабочая программа по литературе, 7 класс

учителя русского языка и литературы

Муниципального  казенного общеобразовательного учреждения

 « Красноярская средняя общеобразовательная школа»

администрации муниципального образования Киреевский район

Гатаулиной Натальи Александровны

2014-2015 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая  программа по литературе для 7 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 7-е издание, М.: Просвещение, 2006 год. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Цель:

Развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цели обучения литературе:

– осмысление литературы как особой формы культурной традиции;

– формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;

– формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;

– формирование эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.

На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют

Задачи обучения:

 приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;

 овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;

 устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) – небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободному владению монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;

 научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;

 отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способами свободного владения письменной речью;

 освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.

Таким образом, компетентностный подход к созданию тематического планирования обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.

Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития литературных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.

Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.

Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе гуманитарного образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта – переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса литературы.

Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных представлений о литературе будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления литературных фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных уроков и т. д.

Стандарт ориентирован на воспитание школьника – гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды и на этой основе – воспитание гражданственности и патриотизма.

         

ТРЕБОВАНИЯ  К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ УЧАЩИХСЯ  

ПО ЛИТЕРАТУРЕ  ЗА КУРС VII КЛАССА

К концу VII класса

I. Учащиеся должны знать:

  • Авторов и содержание изученных произведений.
  • Основные теоретические понятия, предусмотренные программой и их соотношение, роды литературы (эпос, лирика, драма).
  • Жанры всех трёх родов литературы.
  • Иметь представление о богатстве и многообразии жанров и знать наиболее распространённые жанры.
  • Иметь представление о подвижности связей  и истории жанров.
  • Тему, идею, художественный образ, героев изученных произведений, сюжет.
  • Основные особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка в их взаимосвязи.
  • Характерные особенности индивидуального стиля писателя.

II. Учащиеся должны овладеть следующими умениями   и   навыками:

  • Выделять элементы композиции изучаемых произведений и понимать их роль в произведении.
  • Характеризовать героев произведения, выявляя в них общее и индивидуальное.
  • Сопоставлять героев произведения с целью выявления авторского отношения к ним.
  • Различать эпические, драматические и лирические произведения.
  • Давать устный и письменный отзыв о самостоятельно прочитанном произведении.
  • Пользоваться справочным аппаратом и школьным словарём литературных терминов.
  • Определять принадлежность произведения к одному из литературных родов.
  • Обосновывать своё мнение о произведениях и героях.
  • Свободно владеть монологической речью, уметь высказывать свои суждения и аргументированно их отстаивать.
  • Выразительно читать текст с учётом особенностей художественного произведения (лирического, эпического, драматического).
  • Находить элементы сюжета (экспозиции, завязки, кульминации, развязки) и объяснять их роль в изученном произведении.

Виды деятельности учащихся  на уроках в 7 классе

  1. Чтение:
  •  Чтение литературных произведений, включенных в программу.
  • Выразительное чтение (в том числе наизусть)  лирических  стихотворений, отрывков из художественной  прозы, монологов из драматических произведений.
  • Чтение по ролям фрагментов  драматических произведений.
  • Внеклассное чтение.
  • Чтение справочной литературы.
  1. Анализ:
  •  Сопоставление исторического (или биографического) протособытия и его художественного воплощения в литературном произведении.
  • Выявление сюжетных линий в произведении.
  • Различение сюжетных и бессюжетных лирических стихотворений.
  • Определение тира конфликта в произведении.
  • Общая характеристика сюжета и объяснение его связи с проблематикой произведения.
  • Выявление экспозиции, завязки, кульминации и развязки.
  • Анализ эпизода и объяснение его места в сюжете произведения.
  • Различение эпических, лирических, драматических произведений.
  • Общая характеристика проблематики произведения (историческая, социальная, нравственная, философская).
  1.  Развитие устной и письменной речи:
  • Сжатое изложение эпизода и ответ на вопрос о значении данного эпизода в сюжете произведения.
  • Устный и письменный ответ на вопрос об историческом

(или )биографическом протособытии и его художественном воплощении в произведении.

  • Составление плана характеристики образа персонажа и сопоставительной характеристики образов двух персонажей.
  • Сочинение-анализ  эпизода литературного произведения.
  • Сочинение о событии, изображенном в литературном произведении.
  • Отзыв о самостоятельно прочитанном произведении.

Курс литературы для 7 класса рассчитан на 68 часов по учебнику Коровиной В.Я. в 2-ух частях

Основное содержание тем, изучаемых в 7 классе

п/п

Тема

Основное содержание

1

Устное народное творчество

Жанры УНТ: былина, предания, пословица, поговорка (своеобразие жанров)

2

Древнерусская литература

Жанры ДРЛ: летопись, поучение. Основы христианской морали

3

Произведения русских писателей 18 века

Основные сведения о  М.В. Ломоносове, Г.Р. Державине. Новаторство поэтов 18 века в стихотворстве

4

Произведения русских писателей 19 века

Основные этапы жизненного  пути А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова, М.Е. Салтыкова-Щедрина, И.А. Бунина, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова. Проблематика произведений: человек и мир, человек и общество, человек и история. Свобода и ответственность личности. Обращение русских писателей к историческому прошлому Отечества. Размышления о национальном характере. Нравственный смысл исторических сюжетов.

5

Произведения писателей 20 века

Основные этапы жизненного  пути М.Горького, Л.Андреева, А. Платонова, Е. Носова, Ф. Абрамова, Ю. Казакова, А. Вампилова. Годы военных испытаний и их отражение в литературе. Утверждение нерушимости нравственных устоев в сложных жизненных обстоятельствах. Знакомство с авторами зарубежной литературы 20 века и их произведениями (Дж. Олдридж, О. Генри)

                                                                                      Учебное и учебно-методическое обеспечение по литературе

Для учащихся:

  1. Коровина В.Я. Литература: 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. М.: Просвещение, 2013.
  2. Коровина В.Я. «Читаем, думаем, спорим...»: Дидактические   материалы по литературе 7 класс. - М.: Просвещение, 2013.
  3. Литература:   Фонохрестоматия:   Электронное   учебное   пособие   на   CD-ROM/   Сост.  В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2010.
  4. Мещерякова М. Литература в таблицах и схемах. - М.: Просвещение, 2000.
  5. Обернихина ГА, Соколов Л.Э., Вольнова И.А., Емельяненко Т.В. Как писать сочинения?: Рабочая тетрадь для 5-8 классов. - М.: Просвещение, 2008.
  6. Русский фольклор: Словарь - справочник / Сост. Т.В. Зуева. - М.: Просвещение, 1999.
  7. Читательский дневник. Иду в 7 класс. - Саратов: Лицей, 2008.
  8. Шайтанов И.О., Свердлов М.И. Зарубежная литература: Учебник-хрестоматия: 5-7 классы. М.: Просвещение, 2004.

Для учителя:

  1. Аникина СМ., Золотарева И.В. Поурочные разработки по литературе. 7 класс. - М.: ВАК 2008.
  2. Аркин И.И. Уроки литературы в 7 классе: Практическая методика. - М.: Просвещение, 2007.
  3. Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. -Дрофа, 2007.
  4. Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 7 класс. - М.: Вако, 2009.
  5. Ишимова А.О. История России в рассказах для детей. - М.: Современник, 2000.
  6. Коровина В.Я. Литература: Методические советы: 7 класс. - М.: Просвещение, 2010.
  7. Кутейникова Н.Е. Уроки литературы в 7 классе: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 2011.
  8. Марченко A.M. Анализ стихотворения на уроке: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 2008.
  9. Русское народное поэтическое творчество / Под ред. проф Н.И. Кравцова. - М.: Просвещен 1971.
  10. Тимофеев Л.И., Тураев СВ. Краткий словарь литературоведческих терминов. - М.: Просвещение, 2001.
  11. Тумина Л.Е. Сочини сказку. Творческие задания для учеников. 5-7 классы. - М.: Дрофа, 2005.
  12. Турьянская Б.И., Комиссарова Е.В., Холодкова Л.А. Литература в 7 классе: Урок за уроком. М.: Русское слово, 2003.

                                                                                  Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 7 классе

2014/2015 учебный год

№ п/п

Наименование темы

Элементы содержания, развитие речи

Виды учебной деятельности

Виды контроля

Дата

ВВЕДЕНИЕ (1 час)

1.

Введение. Литература как искусство слова. Влияние литературы на формирование в человеке нравственного и эстетического чувства. Обращение писателей к универсальным категориям и ценностям бытия: добро и зло; истина, красота, справедливость, совесть.

Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Личность автора, его труд, позиция и отношение к героям. Изображение человека как важнейшая задача литературы. Знакомство с учебником. Краткая характеристика курса литературы для 7 класса

Рецептивная: чтение статьи учебника «Читайте не торопясь»; репродуктивная: ответы на вопросы, рассказы о прочитанном, о писателе, заинтересовавшем учащихся; продуктивная, творческая: выразительное чтение

Самостоятельная работа по составлению плана (тезисов) вступительной статьи учебника и пособия «Читаем, думаем, спорим...»

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (4 часа)

2

Предания как поэтическая автобиография народа. Исторические события в преданиях «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-ведьмы», «Петр и плотник».

Исторические события в преданиях «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-ведьмы», «Петр и плотник». Предание как жанр фольклора (начальное представление)

Рецептивная: чтение статьи учебника, преданий; репродуктивная: пересказ, ответы на вопросы

Сформулировать самим вопросы по текстам преданий 

3

Былины как героические песни эпического характера, своеобразие их ритмико-мелодической организации. «Вольга и Микула Селянинович». Образ главного героя как отражение нравственных идеалов русского народа.

Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность. Тематическое различие Киевского и Новгородского циклов былин.

Исторические и художественные основы былины. Понятие о былине. Собирание былин. Прославление мирного труда героя-труженика. Микула Селянинович эпический герой. Сказка и былина 

Рецептивная: чтение статей учебника «Былина», «О собирании, исполнении, значении былин», чтение былины; репродуктивная: ответы на вопросы; Продуктивная, творческая: выразительное чтение былин, устное словесное рисование; поисковая: комментирование художественного текста, установление ассоциативных связей с иллюстрациями художников; исследовательская: сравнение со сказкой

Ответить на вопрос: в чем «тайна всевластия» былин? Составить словарик «Так говорили былинные герои» 

4

Урок внеклассного чтения.

Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Выражение в былинах исторического сознания русского народа. Былина и сказка. Былинный сюжет.

Киевский цикл былин. Илья Муромец - носитель лучших черт русского национального характера. Бескорыстное служение Родине и народу. Особенности былинного стиха. Роль гиперболы

Продуктивная, творческая работа над цитатным планом по ходу чтения, составление словесного портрета Ильи Муромца, выразительное чтение, чтение по ролям; поисковая: характеристика былинного героя; исследовательская: сопоставление текстов художественных произведений (Н. Карамзин, А. Толстой, И.Бунин) и былины

Литературная викторина по изученным и самостоятельно прочитанным былинам или сочинение собственной былины.

5

Героический эпос в мировой культуре. Карело-финский мифологический эпос «Калевала» (фрагмент).Эпическое изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев.

Пословицы и поговорки.

Пословицы народов мира. Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Особенности смысла и языка пословиц.

Русские пословицы и поговорки. Пословицы и поговорки народов мира. Собиратели пословиц. Особенности смысла и языка пословиц

Рецептивная: чтение статьи учебника, чтение пословиц и объяснение их прямого и переносного смысла; Продуктивная, творческая объединение пословиц в тематические группы; сочинение по пословице

Конкурс «Кто знает больше пословиц и поговорок?»

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (3 часа)

6.

 Древнерусская литература. « Поучение Владимира Мономаха» (отрывок). Жанр  и композиция «Поучения». Основы христианской морали в «Поучении». Слава и честь родной земли, духовная преемственность поколений как главные темы «Поучения».

Поучение как жанр древнерусской литературы. Русские летописи и летописцы. Владимир Мономах - выдающаяся фигура Древней Руси, виднейший государственный деятель, человек «большого ума и литературного таланта». «Повесть временных лет» (отрывок «О пользе книг»)

Рецептивная: чтение статьи учебника, текста «Поучения»; репродуктивная: ответы на вопросы, пересказ, близкий к тексту; Продуктивная, творческая выразительное чтение; исследовательская: анализ текста

Ответить на вопрос: какие наставления Владимира Мономаха актуальны и сейчас? Составить план «Поучения»

7.

«Повесть о Петре и Февронии Муромских» гимн любви и верности. Историческая основа повести, идейное художественное своеобразие. Нравственные идеалы и заветы Древней Руси. Высокий моральный облик главной героини

Историческая основа повести, идейное художественное своеобразие. Нравственные идеалы и заветы Древней Руси. Высокий моральный облик главной героини

Репродуктивная: ответы на вопросы; Продуктивная, творческая устное словесное рисование, чтение по ролям; поисковая: комментирование художественного текста; исследовательская: анализ текста «Повести...»

Составить план пересказа повести

8.

Урок развития речи. 

«Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг».

Итоговая письменная работа по разделам: «Устное народное творчество», «Древнерусская литература»

Сочинение на одну из тем 1 . Какое воплощение нашла народная мудрость в произведениях устного народного творчества? 2. Что воспевает народ в героическом эпосе? 3. Приемлемы ли для современного читателя нравственные идеалы и заветы Древней Руси? 4. В чем значение древнерусской литературы для современного читателя?

Продуктивная, творческая: сочинение-рассуждение по избранной теме

Сочинение (тема – на выбор)

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (2 часа)

9

М.В. Ломоносов. Слово о поэте и ученом. «Ода на день восшествия на всероссийский престол ее Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Мысли автора о Родине, призыв к миру. Жанр оды. Средства создания образа идеального монарха.

Слово о поэте и ученом. Теория «трех штилей». «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на всероссийский престол ее Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Мысли автора о Родине, призыв к миру. Жанр оды (начальное представление)

Рецептивная: чтение статьи учебника, чтение оды; продуктивная творческая: выразительное чтение с учетом особенностей жанра оды; исследовательская : анализ текста оды

Практикум: определить, к каким стилям относятся прочитанные произведения М.В. Ломоносова. Выписать из отрывка «К статуе Петра Великого» слова, относящиеся к «высокому штилю», определить цель их использования

10

Г.Р.Державин - поэт и гражданин. Новаторство в стихотворческой деятельности. «Река времен в своем стремленьи...», «На птичку», «Признание». Философские рассуждения о смысле жизни и свободе творчества

Биографические сведения о поэте. Новаторство в стихотворческой деятельности. «Река времен в своем стремленьи...», «На птичку», «Признание». Философские рассуждения о смысле жизни и свободе творчества

Рецептивная: чтение статьи о Державине, чтение стихотворений; репродуктивная: рассказ о поэте на основе дополнительных источников, ответы на вопросы; поисковая: комментирование художественного текста; исследовательская: анализ текста

Ответить на вопросы: в чем «забавный русский слог» Державина способствовал обновлению поэзии? Что сближает двух великих поэтов - Ломоносова и Державина?

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (28 часов)

11

В.А. Жуковский. Слово о поэте. Баллада «Светлана». Баллада как лиро-эпический жанр. Сюжетные особенности баллад Жуковского. Образная система баллады «Светлана», её фольклорная основа.

12

А.С. Пушкин. Жизнь и творчество (обзор). Интерес Пушкина к истории России. «Песнь о вещем Олеге» и её летописный источник. Тема судьбы  и пророчества в «Песне». Нравственная проблематика произведения.

 

Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси. Смысл сопоставления Олега и волхва. Особенности композиции «Песни...», своеобразие языка. Понятие о жанре баллады (развитие представлений)

Рецептивная: чтение летописного отрывка о смерти Олега, чтение «Песни...»; репродуктивная: пересказ летописного отрывка, ответы на вопросы, сообщение о поэте; Продуктивная, творческая инсценирование «Песни о вещем Олеге», выразительное чтение; поисковая: самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы, установление ассоциативных связей с произведениями живописи; исследовательская: анализ текста, сопоставление произведений художественной литературы и выявление в них своеобразных черт (летопись, баллада)

Ответить на вопросы: что общего и чем отличаются друг от друга летопись и баллада? Найти в «Песне...» средства воссоздания эпохи княжения Олега. Какова главная мысль этого произведения? Почему Пушкин обращается к далекой старине?

13

А. С. Пушкин. «Медный всадник» (отрывок). Выражение чувства любви к Родине. Прославление деяний Петра 1. Образ автора в отрывке из поэмы.

Выражение чувства любви к родине. Прославление деяний Петра I. Образ автора в отрывке из поэмы.

Обучение выразительному чтению.

Ответы на вопросы

14

Развитие речи. А. С. Пушкин. «Борис Годунов»: сцена в Чудовом монастыре. Образ летописца Пимена. Значение труда летописца в истории культуры

Образ летописца Пимена. Значение труда летописца в истории культуры.

Подготовка к домашнему сочинению «История России в произведениях А. С. Пушкина»

Сочинение

15

Проза А.С. Пушкина. «Станционный смотритель». Образ Самсона Вырина и тема « маленького человека». Судьба Дуни и притча о блудном сыне.

История Самсона Вырина и его дочери. Изображение «маленького» человека, его положения в обществе. Судьба Дуни и притча о блудном сыне. Повесть как жанр эпоса (развитие представлений)

Рецептивная: выборочное чтение (описание комнаты смотрителя в начале и конце повести); репродуктивная: ответы на вопросы, пересказ отдельных эпизодов; Продуктивная, творческая устное словесное рисование «Три приезда на станцию», инсценирование эпизода «Первый приезд Самсона Вырина к ротмистру Минскому», рассказ по иллюстрациям; поисковая: установление ассоциативных связей с произведениями живописи; исследовательская: анализ эпизодов, сопоставление повести и притчи о блудном сыне

Составить композиционный план повести: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Озаглавить пункты плана словами текста. Ответить на вопросы: какой эпизод повести подчеркивает нравственное превосходство смотрителя над «хорошо одетыми людьми привилегированного сословия»? Какова позиция отца в притче о блудном сыне и позиция Самсона Вырина? Кто оказался счастливее: блудный сын или Дуня?

16

Художественное совершенство и человечность повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель». Автор и рассказчик. Отношение рассказчика к героям повести. Гуманизм Пушкина в оценке «маленького человека».

 

Автор и рассказчик. Отношение рассказчика к героям повести. Гуманизм Пушкина в оценке «маленького человека». Выразительность и лаконизм пушкинской прозы. Значение повести «Станционный смотритель» в истории русской литературы

Репродуктивная: подробный пересказ эпизода «Самсон Вырин у Минского»; Продуктивная, творческая рассказ «История Самсона Вырина», поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, исследовательская: анализ текста, сопоставление образа автора и повествователя

Ответить на вопросы: что же движет пушкинскую повесть; в чем ее тайна; что побудило Ивана Петровича Белкина рассказать эту историю?

17

М.Ю. Лермонтов.  Жизнь и творчество (обзор). Душа и лира поэта. Стихотворения «Молитва» («В минуту жизни трудную...»), «Когда волнуется желтеющая нива». Проблема гармонии человека и природы.

Краткий рассказ о поэте. Проблема гармонии человека и природы. Тема трагической разъединенности между миром и человеком. Стремление к единению с природой. Своеобразие лермонтовского пейзажа

Рецептивная: чтение стихотворений; репродуктивная: ответы на вопросы; продуктивная, творческая: устное словесное рисование (пейзаж), рассказ о поэте, выразительное чтение; поисковая: комментирование стихотворения «Молитва»

Составить Цветовую гамму стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива.

18

М.Ю. Лермонтов. Поэма «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Сюжет поэмы, его историческая основа. Образ Ивана Грозного и тема власти.

Картины быта России XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Особенности сюжета поэмы. Эпические и лирические черты произведения и их художественная роль. Фольклорные традиции в поэме

Рецептивная: выборочное чтение (описание портретов); репродуктивная: ответы на вопросы, краткий пересказ «Жалобы Кирибеевича»; Продуктивная, творческая выразительное чтение поэмы, устное словесное рисование (описание внешнего вида царя); поисковая: самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы, комментирование текста, установление ассоциативных связей с произведениями живописи; исследовательская : сопоставление исторической ситуации и сюжета поэмы, сопоставление «Песни...» с произведениями устного народного творчества

Игра «Угадай героя» по «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Проследить по тексту, как Кирибеевич нарушает принятые всеми условия жизни, за которыми по традиции должен наблюдать царь. Какие нравственные законы преступает Кирибеевич?

19

Нравственный поединок героев поэмы. Калашников и Кирибеевич: сила и цельность характеров героев. Особенности языка поэмы, её связь с устным народным творчеством.

Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Степан Калашников - носитель лучших качеств русского национального характера. Защита человеческого достоинства, сила и цельность характера Калашникова. Авторское отношение к изображаемому. Язык и стих поэмы

Продуктивная, творческая: выразительное чтение калачного боя, описания утра перед кулачным боем, рассказ о семейной драме Калашникова; поисковая: самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы, комментированное чтение текста; исследовательская: анализ текста (эпизод поединка героев, диалоги купца Калашникова и Алены Дмитриевны, Грозного и Калашникова, Кирибеевича и Калашникова), сопоставление «Песни...» с произведениями устного народного творчества

Сравнительная характеристика героев: Калашникова и Кирибеевича. Ответить на вопросы: исключительным событием или обычаем того исторического времени представлен в поэме кулачным бой? Зачем выходит на кулачный бой Кирибеевич? Почему бросает ему вызов купец Калашников? Отметить эпические способы изображения Калашникова

:

20

Урок развития речи. Подготовка к написанию сочинения по «Песне...»

Тема, идея сочинения, отбор материала в соответствии с темой. Темы сочинений: «В чем смысл столкновения Степана Калашникова с Кирибеевичем?»; «Калашников и Кирибеевич.

Кто в «Песне...» является настоящим героем и почему?»

Продуктивная, творческая: создание сочинения

Написание сочинения

21

Н.В. Гоголь. Слово о писателе. «Тарас Бульба». Историческая и фольклорная основа повести. Героико-патриотический пафос повести, прославление товарищества, осуждение предательства.

Краткий рассказ о писателе. Замысел автора. История создания повести. Историческая основа повести. Тарас, Остап и Андрий в начале повести. Описание быта семьи Тараса. Воссоздание колорита эпохи и атмосферы детства героев. Принцип контраста в изображении Остапа и Андрия, роль художественной детали.

Рецептивная: чтение статьи учебника, сообщение - историческая справка; репродуктивная: ответы на вопросы; продуктивная, творческая: устное словесное рисование: на основе прочитанного придумать «биографию» одного из героев картины И. Репина; поисковая: установление ассоциативных связей с произведениями живописи

Викторина на знание творчества Н. В. Гоголя и первичное восприятие повести. Составить план учебной статьи

22

«Тарас Бульба» Н.В.Гоголя. Тарас Бульба и его сыновья. Остап и Андрий, принцип контраста в изображении героев. Трагизм конфликта отца и сына. Столкновение любви и долга в душах героев. Образ Тараса  Бульбы.                                    

Описание степи. Соотнесенность картин природы с судьбой героев. Проставление боевого товарищества, осуждение предательства. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев.

Репродуктивная: выборочный пересказ эпизодов: «Остап и Андрий в бурсе», «В светлице Тараса», «Мать у изголовья детей», ответы на вопросы; продуктивная: творческая: инсценировка эпизода «Встреча Тараса с сыновьями», выразительное чтение эпизода «Степь»; поисковая: комментирование первых глав, установление ассоциативных связей с произведениями живописи; исследовательская: сопоставительный анализ «Остап и Андрий», сопоставление текста с иллюстрациями П. Соколова

Сравнительная характеристика Остапа и Андрия (начало работы). Составление сравнительной таблицы. Составить цитатный план к теме «Образ матери в первой главе повести» Письменный ответ на вопрос: можно ли назвать Андрия предателем?

23

Урок развития речи. Сочинение по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».

Тема и проблематика повести. Центральные образы и приемы их создания. Массовые сцены и их значение в сюжете и фабуле. Связь повести с фольклорным эпосом

Продуктивная, творческая: самостоятельный отбор материала для раскрытия темы сочинения, его систематизация, составление плана сочинения

Самостоятельная работа над сочинением

24

И.С. Тургенев. Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. «Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных.Лесник и его дочь. Нравственные проблемы рассказа.

Слово о писателе. История создания и тематика сборника «Записки охотника». Нравственные проблемы рассказа «Бирюк». Изображение тяжести народной жизни и силы характера русского человека. Роль пейзажа в рассказе. Художественные особенности произведения

Рецептивная: чтение рассказа; репродуктивная: пересказ произведения, ответы на вопросы; продуктивная, творческая: рассказ о писателе, сообщение об истории создания сборника «Записки охотника», художественный рассказ (описание избы Бирюка, инсценированное чтение), составление плана рассказа

Составить тезисный план ответа на вопрос: «Как автор относится к изображенному в рассказе?» Ответить на вопрос: в чем смысл названия рассказа?

25

И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе. «Воробей», « Русский язык»,  «Близнецы». Жанровые особенности стихотворений в прозе. Лирико-философские рассуждения раздумья автора о мире и человеке, красоте и образности русской речи. Музыкальность прозы Тургенева.

Работа писателя над циклом «Стихотворения в прозе». Авторские критерии нравственности в стихотворениях в прозе «Близнецы», «Два богача», «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека

Рецептивная: чтение стихотворений и полноценное их восприятие; продуктивная, творческая: выразительное чтение, поисковая: комментированное чтение; исследовательская: анализ текста

Написать сочинение-рассуждение: «Почему характер языка - «свидетельство судьбы народа?»

26

Н.А. Некрасов. Слово о поэте. Поэма «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая». Историческая основа произведения. Анализ эпизода «Встреча княгини Трубецкой с губернатором Иркутска». Величие духа русской женщины.

Слово о поэте. Историческая основа произведения. Анализ эпизода «Встреча княгини Трубецкой с губернатором Иркутска». Самоотверженность, сила чувств, верность долгу. Развитие понятия о поэме

Рецептивная: чтение первой части поэмы, репродуктивная: ответы на вопросы; продуктивная, творческая: рассказ о писателе, составление плана учебной статьи, выразительное чтение, инсценирование поэмы

Составить тезисный план статьи учебника и сообщения о поэте (отразить факты жизни и творчества писателя, отзывы современников, характеристику автора статьи). Ответить на вопросы: чем отличается документ, рассказывающий об историческом событии (восстание декабристов) от поэтического повествования Н.А. Некрасова? В чем сила княгини и почему ее не смог переубедить генерал?

27

Н.А. Некрасов «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа.

 Народные характеры и судьбы в стихотворениях Некрасова.

Стихи поэта о судьбе народа. Образ Родины. Изображение реального положения народа. Противопоставление образов «владельца роскошных палат» и мужиков, пришедших к вельможе. Бесправие простых людей перед власть имущими

Рецептивная: чтение фрагмента воспоминаний А.Панаевой, чтение стихотворения; репродуктивная: ответы на вопросы; продуктивная, творческая: выразительное чтение, устное словесное рисование с цитированием (описание ходоков), составление киносценария

Выстроить образный ряд, связанный с описанием мужиков, используя цитаты из текста. Создание киносценария «Парадный подъезд и его посетители»

 

28

А.К. Толстой. Слово о писателе. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин». Правда и вымысел в балладах. Конфликт «рыцарства» и самовластья.

Слово об А.К. Толстом. Правда и вымысел в балладах. Конфликт «рыцарства» и самовластья. «Василий Шибанов»: особенности стилистической интерпретации исторического предания

Репродуктивная: ответы на вопросы; продуктивная, творческая: выразительное чтение баллад; сообщение об одном из героев баллады; поисковая: комментирование текста художественного произведения; исследовательская: сопоставление художественных произведений

Составить краткий словарь устаревших слов, использованных автором в балладах. Объяснить, какова их роль в тексте? Ответить на вопросы: почему автор назвал баллады «Василий Шибанов» и Михайло Репнин»? Рассуждение «Бегство князя Курбского в Литву: измена Руси или Ивану Грозному?»

29

Урок внеклассного чтения.

А.К. Толстой. Роман « Князь Серебряный». Художественная концепция Иоанна Грозного: мысль о взаимосвязи тирании и покорности.

Воспроизведение исторического колорита эпохи. Правда и вымысел.

Рецептивная: чтение баллад; репродуктивная: ответы на вопросы, пересказ; продуктивная, творческая: устное словесное рисование с опорой на текст; поисковая: комментирование; исследовательская: сопоставление баллад.

Ответить на вопросы учебника.

30

М. Салтыков-Щедрин.  Слово о писателе.  Сказка «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Особенности сюжетов и проблематики «сказок для детей изрядного возраста». Сатира на социальные и нравственные пороки общества в сказке.

Слово о писателе. Особенности сюжетов и проблематики «сказок для детей изрядного возраста». Сатира на социальные и нравственные пороки общества в сказке «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Сатира и юмор. Гротеск (начальное представление). Элементы народной сказки в повествовании

Рецептивная: чтение статьи в учебнике, чтение сказки; репродуктивная: ответы на вопросы; продуктивная, творческая: выразительное чтение по ролям, инсценирование, поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос; исследовательская: сопоставление народных сказок и «Повести...», ситуации, изображенной в «Робинзоне Крузо» Д.Дефо, и в «Повести...»

Составить цитатный план сказки. Ответить на вопросы: какие пороки общества обличает Салтыков- Щедрин в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил». Почему Салтыков-Щедрин называл свою манеру писать «эзоповым языком»? Есть ли что-то общее у сказки Салтыкова-Щедрина и басен И.А. Крылова? Что нового вносит эта сказка в ваше представление о литературной сказке?

31

М.Е. Салтыков-Щедрин «Дикий помещик». «Премудрый пескарь». Обличение нравственных пороков общества. Приемы создания образа помещика. Эзопов язык. Аллегория, фантастика, фольклорные мотивы в сказках.

Своеобразие сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик». Приемы создания образа помещика. Позиция писателя в сказке

Рецептивная: чтение сказки и полноценное ее восприятие; репродуктивная: пересказ сказки «Повесть о том...»; продуктивная, творческая: чтение по ролям диалога между помещиком и капитаном-исправником («Дикий помещик»); поисковая: самостоятельная работа по таблице: «Кого, в чем и как обличает автор», комментирование художественного текста; исследовательская: анализ текста «Сказки...»

Работа по заполнению таблицы «Кого, в чем и как обличает Салтыков-Щедрин в сказке». Доказать на примере сказки «Дикий помещик», что источником как материальной, так и духовной культуры правящих классов является народ. Ответить на вопрос: что сближает сказку «Дикий помещик» со сказкой «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»?

32

Урок развития речи. Сатира и юмор в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина.

Сказка Салтыкова-Щедрина как модель, воссоздающая реальные противоречия русской действительности. Идейно-художественный смысл сказок Салтыкова-Щедрина. Приемы сатирического изображения в сказках

Рецептивная: чтение и восприятие текста сказок; репродуктивная: рассказ с использованием цитат о жизни «просвещенного пискаря», краткий пересказ сказки «Медведь на воеводстве», ответы на вопросы; продуктивная, творческая: характеристика одного из героев сказки «Дикий помещик», защита сценария по этой сказке, презентация сказки, созданной в духе сказок Салтыко-ва-Щедрина; поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос, комментирование текста; исследовательская: анализ текста, сопоставление сказок

Групповое задание устное сочинение-рассуждение на темы: 1 . Какой была бы жизнь, если бы сбылись слова щуки: «Вот кабы все так жили, как этот премудрый пискарь живет»? 2. «Удивительно, как иногда причины самые ничтожные к самым серьезным последствиям приводят» (по сказке «Медведь на воеводстве»)

33

Урок контроля. Литературный ринг по изученным  произведениям

Проблемы и герои произведений Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова, М.Е. Салтыкова-Щедрина

Продуктивная, творческая: сочинение-рассуждение, поисковая: самостоятельный поиск ответа на вопросы

Развернутый ответ на вопрос, тест

34

Л.Н. Толстой. Слово о писателе.  Повесть «Детство» (главы). Сложность взаимоотношений детей и взрослых. Роль внутреннего монолога в раскрытии характера героя.

 

Слово о писателе. История создания повести. Автобиографический характер произведения. Значение эпохи детства в жизни героев Толстого и самого писателя

Рецептивная: чтение и восприятие художественного текста; репродуктивная: выборочный пересказ, ответы на вопросы; продуктивная, творческая: сообщение о писателе: Толстой и Ясная Поляна; Толстой и дети; поисковая: комментирование глав: «Maman», «Что за человек был мой отец»; исследовательская: анализ глав повести

Выборочный пересказ, комментирование

35

Главный герой Повести Л.Н. Толстого «Детство». Его чувства, поступки и духовный мир.

Тема детской открытости миру.

Характеристика героя. Детство как открытие мира, самосознание ребенка, драматическое познание им противоречий жизни. Мастерство писателя в раскрытии духовного роста, нравственного становления героя. Герой-повествователь (развитие понятия)

Рецептивная: чтение и восприятие художественного текста; репродуктивная: сжатый пересказ, ответы на вопросы, краткий пересказ главы «Ивины»; продуктивная, творческая: инсценирование главы «Классы», устное словесное рисование (Николеньки, Карла Ивановича, Натальи Савишны); поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос; исследовательская: анализ глав «Классы», «Наталья Савишна», «Детство»; сопоставление произведений художественной литературы (А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой)

Ответить на вопросы: чему учат Николеньку Карл Иванович и Наталья Савишна; что общего в отношении героя -повествователя к Карлу Ивановичу и Наталье Савишне? Как развивается внутренний мир Николеньки Иртеньева?

36

А.П. Чехов.  Слово о писателе. Рассказ «Хамелеон». Живая картина нравов. Роль художественной детали, её связь с внутренним состоянием персонажа и авторским отношением к нему.

Слово о писателе. «Хамелеон» - рассказ о всеобщем рабстве. Смысл названия рассказа. Средства создания комического в рассказе «Хамелеон». Развитие понятий о юморе и сатире

Рецептивная: чтение и восприятие текста рассказа, чтение статей в учебнике о писателе; репродуктивная: ответы на вопросы; продуктивная, творческая: выразительное чтение по ролям; поисковая: установление ассоциативных связей с произведениями живописи; исследовательская: анализ текста

Тест по рассказу «Хамелеон». Ответить на вопрос: чем страшно и опасно раболепие, лицемерие, хамелеонство (Очумелова, толпы)?

37

Два лица России в рассказе А.П. Чехова «Злоумышленник». Авторская позиция. Юмор в рассказе. Средства создания  комического.

Ситуация непонимания на основе сюжета. Авторская позиция в рассказе. Смешное и грустное в рассказе .

Рецептивная: чтение и восприятие текста рассказа, чтение отрывка «Литературная жизнь» из очерка А.М. Горького «А.П.Чехов»; репродуктивная: выразительное чтение рассказа, продуктивная, творческая: чтение по ролям, характеристика главных действующих лиц по плану; поисковая: развернутый ответ на вопрос: над чем смеется автор в рассказе «Злоумышленник» и что его огорчает?

Объяснить смысл слов И. Бунина: «Грустно видеть, как много страданий, и тоски, и нужды на Руси» (на примере рассказов А.П. Чехова)

38

Урок внеклассного чтения.

Смех и слезы в «маленьких рассказах» А.П. Чехова

Творческий процесс писателя. Социальная направленность рассказов. Позиция писателя

Репродуктивная: пересказ рассказа «Тоска», образ глухого города; продуктивная, творческая: чтение по ролям рассказа «Размазня», презентация киносценария по рассказу «Хамелеон», защита обложки к этому рассказу, инсценирование рассказа «Злоумышленник»; исследовательская: анализ 2-3 рассказов, сопоставление, выявление в них общих черт

Характеристика одного из героев рассказов А.П. Чехова. Ответить на вопросы: современны ли темы рассказов Чехова? Какие прочитанные вами рассказы можно отнести к сатирическим, какие - к юмористическим? Свой ответ обосновать

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (22 часа)

39

И.А. Бунин. Судьба и творчество писателя. Рассказ «Цифры». Сложность взаимопонимания детей и взрослых.

 

Слово о писателе. Рассказ «Цифры». Сложность взаимоотношений взрослых и детей в семье. Обретение доброты и гармонии. Психологизм и искренность в разработке характеров и их описании

Рецептивная: чтение статьи о писателе, составление плана; выборочное чтение, наблюдение над психологическим состоянием взрослых и ребенка (гл. 2-5), чтение лирического отступления (гл.6), финала рассказа; репродуктивная: ответы на вопросы, поисковая: комментированное чтение глав рассказа, написание отзыва на произведение; исследовательская: сопоставление произведений художественной литературы о детстве (рассказы А.П.Чехова, повесть Л.Н. Толстого «Детство»)

Написать отзыв на рассказ «Цифры» или составить план рассказа (по выбору). Сопоставить поведение героев Л.Н. Толстого и А.Бунина (Николенька «Детство» - Женя «Цифры»). Кто из героев вызывает симпатию, жалость, сочувствие? Пересказ-анализ сцены ссоры, ее причин с параллельным составлением таблицы (развитие ссоры)

40

И.А. Бунин «Лапти». Нравственный смысл рассказа. Роль детали в рассказах Бунина. Художественное мастерство Бунина-прозаиста.

Тема, идея рассказа. Композиция. Философское размышление писателя о связи Человека и Природы, жизни и смерти. Мастерство Бунина-прозаика

Продуктивная, творческая: устное словесное рисование, рассказ «о страшной ночи»: «предметная» насыщенность, описание, антитеза «мрак-свет»; исследовательская: стилистический анализ эпизода «...было большое горе» (1 абзац)

Написать продолжение Рассказа «Лапти». Ответить на вопрос: почему рассказ сюжетно не завершен? В чем смысл рассказа? Как связаны между собой, по мысли Бунина, жизнь и смерть человека?

41

Урок развития речи. Стихи русских поэтов XIX о родной природе. В.А. Жуковский «Приход весны», А.К. Толстой «Край ты мой, родимый край ...», «Благовест», И.А. Бунин «Родина».

Чтение и анализ стихотворений В.А. Жуковского «Приход весны», А.К. Толстого «Край ты мой, родимый край ...», «Благовест», И.А. Бунина «Родина». Поэтическое изображение природы и выражение авторского настроения, миросозерцания

Рецептивная: чтение стихотворений, статьи учебника; продуктивная, творческая: устное рисование; исследовательская: анализ лирического произведения по плану; сравнение произведений художественной литературы («Молитва» М.Ю.Лермонтова - «Благовест» А.К.Толстого); поисковая: установление ассоциативных связей с произведениями живописи

Выразительное чтение стихотворений. Ответить на вопросы: почему возможно сравнение произведений поэзии, живописи и даже музыки? Что роднит стихотворение А.К. Толстого «Благовест» со стихотворением М.Ю. Лермонтова «Молитва»?

42

М. Горький. Слово о писателе.   Повесть «Детство» (главы). Автобиографический характер повести. Изображение внутреннего мира подростка. «Свинцовые мерзости жизни» и живая душа русского человека.

Слово о писателе. Тяжелые картины детства. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. Изображение быта и характеров

Рецептивная: чтение статьи учебника о Горьком, сопоставление фактов жизни писателя с содержанием повести «Детство»; репродуктивная: сообщение о писателе, пересказ сцены «Порка Алеши дедом»; поисковая: подобрать цитаты, характеризующие «свинцовые мерзости жизни»; комментирование, самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы; исследовательская : анализ текста

С помощью цитаты раскрыть понятие «свинцовые мерзости жизни». Какая картина русской жизни открывается со страниц повести? «И ведь не про себя я рассказываю», - писал Горький во второй главе. О чем же рассказывает писатель в повести о детстве? Чем обстановка в доме деда Каширина отличается от атмосферы дома, описанной Л.Н. Толстым в повести «Детство»?

43

М. Горький. Повесть «Детство».

«Яркое, здоровое, творческое в русской жизни». Характеристика положительных героев.

Бабушка, Цыганок, Хорошее дело. Вера в творческие силы народа.

Бабушка, Алеша Пешков, Цыганок, Хорошее Дело. Вера в творческие силы народа. Портрет как средство характеристики героев

Репродуктивная: ответы на вопросы по содержанию и осмыслению повести; продуктивная, творческая: инсценирование эпизода «Ученье», сообщения «Алеша и Цыганок» (гл.2, 31) и «Алеша и Хорошее Дело» (гл.8), устное словесное рисование «Бабушка глазами Алеши» (гл.1), художественный пересказ «Бескорыстие и доброта бабушки» (гл.2), «Молитвы и рассказы бабушки», «Бабушка в сцене пожара» (гл.4), «Пляска бабушки» (гл.З); исследовательская: сопоставление произведений художественной литературы разных авторов

Ответить на вопросы: в чем смысл бабушкиного «все хорошо»? Что это - «слава богу, что мы пока живы»? В чем вы видите источник веры писателя в «возрождение наше к жизни светлой, человеческой»?

44

Урок развития речи. Анализ эпизода «Пожар» из повести М. Горького «Детство»

Обучение анализу эпизода. Портрет как средство характеристики героя

Исследовательская: анализ эпизода «Пожар» (с сопоставлением поведения героев во время бедствия)

Письменная работа по анализу эпизода «Пожар»

45

 Романтизм раннего творчества М. Горького. «Легенда о Данко» из рассказа М.Горького «Старуха Изергиль». Подвиг во имя людей. Готовность на самопожертвование. Поэтичность языка.

Подвиг во имя людей. Готовность на самопожертвование. Поэтичность языка (сравнение, метафора, эпитет, гипербола)

Рецептивная: чтение легенды; репродуктивная: ответы на вопросы; продуктивная, творческая: устное словесное рисование; исследовательская: определение сходства сюжета библейской истории о Моисее и легенды о Данко, анализ текста

Устное словесное рисование (или собственная иллюстрация) «Памятник горьковскому герою». Ответить на вопросы: в чем сходство и отличие сюжета библейской истории и легенды о Данко? Проследить по тексту, как соединяется в единое целое тема гибели «гордого смельчака Данко» и поведения людей, ступивших на свободную землю.

46

В.В. Маяковский. Слово о поэте. «Необычное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Реальное и фантастическое в сюжете произведения. Представление поэта о сущности творчества.

Слово о поэте. Особенности стиля Маяковского как художника и поэта. Роль фантастических картин. Метафора как основа сюжета стихотворения. Яркость и динамизм образов

Рецептивная: чтение статьи о поэте, чтение стихотворения; продуктивная, творческая: устное словесное рисование сюжетной картины стихотворения (как выглядят Поэт и Солнце во время чаепития?); поисковая: сопоставление содержания с рисунками Д. Бурлюка и В. Маяковского, установление ассоциативных связей с произведениями живописи; исследовательская: анализ стихотворения

Тест на знание содержания стихотворения «Необычное приключение». Составить таблицу «Лексический анализ стихотворения» (разговорная лексика, просторечия, неологизмы, слова, употребленные в переносном значении). Ответить на вопросы: чем интересен поэтический словарь Маяковского? Как поэту  удается совместить шутку, игру, «житейское правдоподобие» и поэтическую фантазию?

47

В.В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям». Сложность внутреннего мира, гуманизм лирического героя и сочувствие его ко всему живому.

Понятие о лирическом герое. Сложность внутреннего мира, гуманизм лирического героя и сочувствие его ко всему живому

Продуктивная, творческая: выразительное чтение стихотворения, работа над языком произведения (сравнение, метафора, просторечия, неточная рифма, звукозапись...), устное словесное рисование

Мини-сочинение по начальной фразе: «Мне нравятся (не нравятся) стихи В.В. Маяковского, потому что...»

48

Урок внеклассного чтения.

Л.Н. Андреев. Рассказ  «Кусака». Нравственные проблемы рассказа. Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения

 

Слово о писателе. Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения

Рецептивная: чтение очерка о писателе «Люди и книги», выборочное чтение рассказа; репродуктивная: ответы на вопросы по осмыслению сюжета, идейному содержанию, выборочный пересказ на тему «История Кусаки»; продуктивная,

Составление цитатного плана произведения

49

А. Платонов. Слово о писателе. «Юшка». Призыв к состраданию и уважению к человеку.

 Осознание необходимости сострадания, милосердия, недопустимости жестокости.

Слово о писателе. Друзья и враги главного героя. Внешняя и внутренняя красота человека

Рецептивная: чтение диалогов Юшки с детьми и взрослыми; репродуктивная: рассказ о Юшке, близкий к тексту, ответы на вопросы; продуктивная, творческая: рассуждение «Ситуации в моей жизни, вызывающие сострадание»; поисковая: комментированное чтение; исследовательская: анализ текста

Тест по рассказу «Юшка» (с вариантами ответов). Ответить на вопрос: как писатель объясняет несправедливое и грубое отношение взрослых к Юшке? Что общего между горьковским Данко и Юшкой?

50

Урок внеклассного чтения.

 А. Платонов. «В прекрасном и яростном мире». Вечные нравственные ценности. Труд как основа нравственности. Своеобразие языка прозы А. Платонова

Труд как основа нравственности. Своеобразие языка прозы А. Платонова

Рецептивная: выборочное чтение (портрет старого машиниста, рассказ помощника машиниста о наблюдательности Мальцева, последняя часть рассказа); репродуктивная: близкий к тексту пересказ «Юшка наедине с природой», художественный пересказ «Дети и Юшка»; ответы на вопросы учебника; поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос, комментирование; исследовательская: сравнительный анализ героев произведений А.Платонова

Самостоятельная работа: объяснить название рассказа (письменно). Ответить на вопросы: с какой целью писатель ввел в рассказ фигуру следователя? В каком отношении находятся мир людей и мир природы в рассказе? В ком находит поддержку и единственную опору в противостоянии стихийным и враждебным силам «прекрасный и яростный мир» и человек Платонова?

51

Урок развития речи. Сочинение «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?»

Подготовка к сочинению-рассуждению на основе изученного произведения одного из писателей: М. Горького, В. Маяковского, Л. Андреева, А. Платонова

Продуктивная, творческая: сочинение-рассуждение; поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы

Письменная работа (сочинение)

52

Урок внеклассного чтения. Час мужества. Интервью как жанр публицистики. Сведения о поэтах: А. Ахматовой, К. Симонове, А. Суркове и др.

Интервью как жанр публицистики. Сведения о поэтах: А. Ахматовой, К. Симонове, А. Суркове и др.

Рецептивная: чтение интервью, составление плана по ходу чтения; продуктивная, творческая: выразительное чтение стихотворений о войне с комментированием

Выразительно читать одно из стихотворений о Великой Отечественной войне (конкурс чтецов «Стихи о войне»)

53

Ф.А. Абрамов. Слово о писателе. Любовь автора ко всему живому «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы рассказа

Слово о писателе. Любовь автора ко всему живому. Логика истории и развития связей природы и человека. Понятие о литературной традиции

Рецептивная: чтение статьи в учебнике, чтение рассказа; репродуктивная: ответы на вопросы по осмыслению идейно-тематического содержания рассказа, пересказ рассказа от лица Рыжухи; продуктивная, творческая: комментированное чтение концовки рассказа

Ответить на вопрос: «Какие раздумья вызвал у вас рассказ?» Составить план рассказа

54

Е.И. Носов. Слово о писателе. Рассказ  «Кукла». Нравственные проблемы рассказа. Протест против равнодушия. Красота родной природы  в рассказе. Мастерство описаний психологического состояния героев, драматизма жизни.

Слово о писателе. Автобиографический рассказ «Кукла». Протест против равнодушия. Красота родной природы  в рассказе. Мастерство описаний психологического состояния героев, драматизма жизни. Лаконизм рассказа

Рецептивная: чтение описания пейзажа; репродуктивная: слово о писателе, выборочный пересказ, ответы на вопросы;  продуктивная, творческая: чтение по ролям, составление характеристики героя; исследовательская : сравнение рассказа Е. Носова «Кукла» со стихотворением К. Случевского «Кукла»

Тест по рассказам Е.И. Носова «Кукла». Ответить на вопросы: как можно объяснить различные названия произведения: «Кукла», «Акимыч»; какое из них кажется вам наиболее удачным?  

55

Урок внеклассного чтения. «Не дать погаснуть живому огню...» (по рассказу «Живое пламя» Е.И. Носова)  

Осознание огромной радости прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь природы и человека. Мотив памяти в рассказе «Живое пламя»

Рецептивная: чтение и восприятие текста рассказа; репродуктивная: ответы на вопросы; продуктивная, творческая: устное словесное рисование (описание маков); исследовательская: анализ текста

Ответить на вопросы: сумел ли Е.Носов на страницах небольшого рассказа показать жестокость войны? Почему образ маков является в рассказе ключевым? В чем, по-вашему, основная идея рассказа?

56

Ю.П. Казаков. Слово о писателе. «Тихое утро». Взаимовыручка как мерило нравственности человека. Особенности характера героев. Лиризм описания природы. Юмор в рассказе.

Слово о писателе. Взаимовыручка как мерило нравственности человека. Особенности характера героев. Лиризм описания природы. Юмор в рассказе

Репродуктивная : слово о писателе, пересказ событий рассказа от лица героев (Володи и Яшки); продуктивная, творческая: словесное рисование (описание утра), чтение диалога по ролям; исследовательская : анализ диалогов мальчиков и пейзажа в рассказе

Составить: цитатный план своего рассказа о мальчиках или тест по рассказу «Тихое утро» (по выбору)

57

Урок внеклассного чтения.

 «Тихая моя Родина». Стихотворения русских поэтов XX века о Родине, родной природе. Единство человека и природы.

Произведения В.Брюсова, Ф.Сологуба, С.Есенина, Н.Рубцова, Н.Заболоцкого и др. Единство человека и природы.

Рецептивная: чтение отрывка из статьи К.Г. Паустовского «Заметки о живописи»; продуктивная, творческая: выразительное чтение стихотворений о природе (конкурс чтецов) «

Выразительное чтение стихотворений наизусть

58

А. Т. Твардовский. Слово о поэте. «Снега потемнеют синие...», «Июль — макушка лета...», «На дне моей жизни...». Философские проблемы в лирике Твардовского. Развитие понятия о лирическом герое.

Слово о поэте. Развитие понятия о лирическом герое.

Репродуктивная : слово о писателе, пересказ событий стихотворения от лица лирических героев;продуктивная, творческая: устное словесное рисование (описание маков); исследовательская: анализ текста

Выразительное чтение стихотворений наизусть. Подготовить рассказ с пользованием лексики А.Т. Твардовского и ассоциативной лексики

59

Д.С. Лихачев. Слово об ученом, публицисте. Публицистика, мемуары как жанр литературы  «Земля родная» (главы) как духовное напутствие молодежи.

Слово об ученом, публицисте. Публицистика, мемуары как жанр литературы  

Репродуктивная: работа по главам (составление тезисов), составление плана статьи об ученом, пересказ; продуктивная, творческая: выразительное чтение глав «Молодость - это вся жизнь», «Учиться говорить и писать»; поисковая: комментирование художественного текста..

Подготовить сообщение на тему «Искусство моего родного края», использовать советы автора из главы «Учиться говорить и писать»

60

Михаил Зощенко. Слово о писателе. Сатира и юмор в рассказах Зощенко. Разоблачение обывательского и потребительского отношения к миру. Человек и история.

Слово о писателе. Смешное и грустное в рассказе «Беда». «Сочетание иронии и правды чувств», «пестрый бисер лексикона» (М. Горький)

Репродуктивная: пересказ с сохранением авторского стиля; продуктивная, творческая: чтение по ролям, сообщение о писателе

Отзыв на рассказ  

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ (1 час)

61

Расул Гамзатов «Опять за спиной родная земля», «О моей Родине», «Я вновь пришел сюда...». Размышления поэта об истоках и основах жизни. Особенности художественной образности дагестанского поэта.  

Рассказ о поэте. Размышления поэта об истоках и основах жизни. Особенности художественной образности дагестанского поэта  

Продуктивная, творческая: сообщение о поэте, выразительное чтение стихотворений; исследовательская: анализ текста

Развернутый ответ на вопрос: как вы понимаете следующие строки: «Границы отчизны - не лес, не поля. Граница отчизны - граница покоя»?    

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (5 часов)

62

Р.Бернс. Слово о поэте. Стихотворение «Честная бедность». Представления поэта о справедливости и честности.

Джеймс Олдридж. «Отец и сын». Взаимоотношения родителей и детей.

 

Слово о поэте. Народнопоэтическая основа и своеобразие лирики Бернса. Грустный и шутливый характер произведения

Рецептивная: чтение статьи учебника о Р.Бернсе, репродуктивная: пересказ статьи о поэте по составленному плану; продуктивная, творческая: выразительное чтение произведения; поисковая: подбор пословиц, отражающих идею каждого куплета, комментирование по строфам; исследовательская : анализ стихотворения

Ответить на вопросы: как вы понимаете слова Р.Бернса: «Душа человека - его королевство»? Почему многие песни  Р.Бернса считаются народными? Какие русские афоризмы совпадают по мысли с афоризмами Р. Бернса? Найти художественно-изобразительные средства языка, отражающие идейный смысл стихотворения: метафоры, антитезу

63

Дж. Г. Байрон «властитель дум» целого поколения. Судьба и творчество гениального поэта. Стихотворение «Ты кончил жизни путь, герой!». Героические мотивы лирики Д.Г. Байрона.

 Гимн славы герою, павшему в борьбе за свободу родины.


Слово о поэте. Стихотворение «Ты кончил жизни путь, герой!». Героические мотивы лирики Д.Г. Байрона. Гимн герою, павшему в борьбе за свободу Родины

Продуктивная, творческая: слово о поэте, выразительное чтение стихотворения; исследовательская: анализ текста стихотворения, сопоставление лирического героя Байрона с героями русской литературы, которые будут жить «в песнях родины святой»

Тезисы сообщения учителя о жизни и творчестве Байрона. Выразительное чтение. Письменный ответ на вопрос: что обрекает героя на бессмертие?

64

О. Генри Слово о писателе. Нравственные проблемы в рассказе  «Дары волхвов». Преданность и жертвенность во имя любви

Слово о писателе. Нравственные проблемы в рассказе. Поэтический гимн благородству и любви. Смешное и возвышенное в рассказе

Репродуктивная: пересказ от лица героев; продуктивная, творческая: слово о писателе, чтение по ролям, инсценирование отдельных эпизодов

Составить синквейн по теме «Любовь» или план рассказа (на выбор)

65

Р.Д. Брэдбери. Слово о писателе. «Каникулы». Мечта о чудесной победе добра. Стремление писателя уберечь людей от зла и опасности на Земле

Слово о писателе. Стремление писателя уберечь людей от зла и опасности на Земле

Рецептивная: чтение рассказа; репродуктивная: ответы на вопросы; продуктивная, творческая: слово о писателе, устное словесное рисование картины мира, из которого ушли люди «Мир без людей», «Тридцатилетние каникулы»; поисковая: «раскрашивание и озвучивание» иллюстраций учебника; исследовательская анализ текста

Письменный ответ на вопрос: как вы думаете, о чем мальчик написал в записке? О чем писатель предупреждает человечество в рассказе «Каникулы»?  

66

Японские хокку (хайку.) Мацуо Басё, Кобаяси Исса.  Особенности жанра японских трёхстиший.

Особенности жанра.

Урок-практикум.

67

Итоговый урок. «Человек, любящий и умеющий читать, - счастливый человек» (К. Паустовский). Выявление уровня литературного развития учащихся 7 класса.

Итоги года. Рекомендации для летнего чтения. Выявление уровня литературного развития учащихся 7 класса

Продуктивная, творческая: отзыв на самостоятельно прочитанное произведение; поисковая: составление теста по пройденному материалу

Составление итогового теста по изученным за учебный год произведениям

68

Резервный урок



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....