Методическая разработка семинарского занятия на тему «А.И. Солженицын. Биография. «Один день Ивана Денисовича»: «Лагерь глазами мужика»
методическая разработка по литературе на тему

Азизова Алсу Кабировна

Данное занятие разработано в соответствии с учебным планом с учетом возрастных особенностей обучающихся.На уроке используется  ИКТ, как сопровождение изучаемого материала, средство организации самостоятельной работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_uroka-seminara.doc123.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Сызранский медико-гуманитарный колледж»

Методическая разработка

 семинарского занятия на тему

  1.  «А.И. Солженицын. Биография.
  2.  «Один день Ивана Денисовича»: «Лагерь глазами мужика»

по учебной дисциплине «Литература»

с применением информационной технологии визуализации

Составитель: Азизова Алсу Кабировна

г.о. Сызрань, 2014 год

  1. Тема семинарского занятия: «А.И. Солженицын. Биография.
  2.  «Один день Ивана Денисовича»: «Лагерь глазами мужика»

Цели:

учебная: познакомить учащихся с этапами биографии и творчества

А.И. Солженицына; в процессе комплексного анализа рассказа «Один день Ивана Денисовича», подвести учащихся к осмыслению образа Ивана Денисовича Шухова как русского национального характера; 

воспитательная: способствовать воспитанию интереса к личности писателя; помочь учащимся задуматься над такими нравственными понятиями, как доброта, милосердие, чуткость, человечность, совесть; задуматься над смыслом человеческой жизни;

развивающая: развивать связную устную речь учащихся, логическое мышление, умение устанавливать контакт с аудиторией, входить в роль, составлять синквейн, кластер, давать развернутый ответ на вопрос учителя.

Обучающийся должен уметь определять тему и идею, характеризовать героев и их поступки, строить развернутые высказывания на основе прочитанного.

Обучающийся должен знать: сведения о жизни и творчестве писателя, сюжет и историю создания рассказа «Один день Ивана Денисовича».

Продолжительность семинара 90 минут.

Оснащение мультимедийное оборудование, компьютерные презентации, фильм «Один день Ивана Денисовича» (1970), текст рассказа «Один день Ивана Денисовича».

Место проведения: кабинет ГБОУ СПО «СМГК».

Используемые технологии: информационно-коммуникационные.

За две недели до занятия обучающимся была сообщена тема семинарского занятия и примерные вопросы. (Приложение 1)

Эпиграф к занятию на доске:                        

Солженицын стал кислородом нашего непродыхаемого времени. И если общество наше, литература, прежде всего, еще дышат, то это потому, что работают солженицынские меха, которые качают воздух в задыхающуюся, обезбожившуюся, себя почти потерявшую Россию.

В.Астафьев

План проведения семинара.

Этап

Время

Название

Описание

1.

Организацион-ный момент

   Дежурный сдает рапорт, называет отсутствующих и причины их отсутствия, преподаватель приветствует обучающихся, особое внимание уделяя внешнему виду и готовности к занятию.

3 мин.

2.

Вводное слово преподавателя

   Преподаватель формулирует цели и задачи семинара, отмечает актуальность темы занятия. Объясняет цели обращения к творчеству Солженицына, его роль в русской литературе ХХ века. (Приложение 2) Преподаватель ведет семинарское занятие с использованием презентаций. (Приложение 3)

5 мин.

3.

Контроль исходного уровня знаний

   Обучающиеся отвечают на вопросы теоретического характера. Опрос проводится фронтально.

1. Дать характеристику  50–80-х годов.

2. Обозначить новые тенденции в литературе 50-80-х годов.

3. Рассказать особенности «Лагерной прозы».

4. Рассказать особенности «Деревенской прозы».

7 мин.

4

Блок теоретической информации

   Изучение нового материала.

   Преподаватель объясняет цели обращения к творчеству Солженицына, его роль в русской литературе ХХ века.

   Знакомство с биографией А.И. Солженицына.

   Знакомство с творчеством писателя.

12

5.

Контроль практических умений обучающихся

   Викторина. Задача - проверить знание текста и привлечь внимание к системе художественных образов персонажей.

   Работа с текстом.

   Анализ рассказа А.И.Солженицына «Один день…»      

23 мин.

6.

Контроль знаний и умений обучающихся

   При подготовке к семинарскому занятию обучающиеся создали компьютерные презентации и подготовили сообщения по вопросам: «Биография А.И. Солженицына», «Творчество А.И. Солженицына», «История создания рассказа «Один день Ивана Денисовича», «Художественные образы персонажей в рассказе А.И. Солженицына «Один день…». Во время прослушивания сообщений и просмотра презентаций обучающиеся делают записи в тетрадях. По каждому вопросу семинара преподаватель перед выступлением обучающихся делает комментарий. (Приложение 2).

Работа с текстом.

20 мин.

7.

Самостоятельная работа обучающихся

   Создание синквейна на тему                       «А.И. Солженицын», «Один День Ивана Денисовича» (см. приложение 3).

   Ответы на вопросы (см. прложение 4).

10 мин.

8.

Подведение итогов

   В заключительном слове преподаватель указывает достигнуты ли цели занятия,  отмечает наиболее активных, оценивает работу каждого обучающегося, выставляет оценки.

5 мин.

9.

Задание на дом

   Домашнее задание записано на доске, и проговаривается преподавателем: «Читать записи в тетрадях. Сформулировать главную мысль повести А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича». Написать свои мысли в форме мини-сочинения».

5 мин.

Список литературы, используемой при подготовке к занятию.

1. Солженицын А.И. «Один день Ивана Денисовича. Рассказы 60-х годов». М.: «Азбука-Аттикус», 2012 год.

2. Сухих И.Н. «Литература XX века». Учебник для 11 класса (базовый                  уровень) в 2-частях. М.: «Академия», 2011 год.

             3. Русская литература ХХ в. (ч. 1, 2). 11 кл. / Под ред. В.П. Журавлева.

             4. Соколов А.Г. История русской литературы XIX–XX века. – М., 2000.

5. http://festival.1september.ru/articles/612090/

6. http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2013/12/28/prezentatsiya-aisolzhenitsyn

7. http://sochinenienatemu.ru/ege/urok-razmyishlenie-po-rasskazu-a-i-solzhenitsyina-odin-den-ivana-denisovicha/.

8. http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2012/06/29/razdumya-nad-povestyu-ai-solzhenitsyna-odin-den-ivana

9. http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2013/05/27/aleksandr-isaevich-solzhenitsyn-zhizn-tvorchestvo-svoeobrazie

10. www.youtube.com

11. http://www.bibliotekar.ru/

Приложение 1.

  1. Вопросы для подготовки к семинарскому занятию на тему
  2. «А.И. Солженицын. Биография.
  3.  «Один день Ивана Денисовича»: «Лагерь глазами мужика»

1.  Характеристика  50–80-х годов.

2. Новые тенденции в литературе 50-80-х годов.

3. Особенности «Лагерной прозы».

4. Особенности «Деревенской прозы».

5. Биография А.И. Солженицына.

6. Творчество А.И. Солженицына.

7.  История создания рассказа «Один день Ивана Денисовича».

8. Художественные образы персонажей в рассказе А.И. Солженицына «Один день…».

Приложение 2.

Теоретический материал для преподавателя

Значение творчества А.И.Солженицына.
         
Историко-литературный смысл фигуры А.И. Солженицына прежде всего в том, что его произведения, сразу же получившие широкий читательский резонанс, не просто открыли новую тему, а вызвали настоятельную потребность в коренном переосмыслении господствовавшей в то время системы взглядов на реальные ценности в духовной и общественной жизни человека. Солженицын сделал заново актуальным вопрос о достоинстве писателя, о значении не только внутренней, но и политической свободы как важнейшего условия творчества художника, подчеркнул ответственность художника за язвы сегодняшнего мира: ...художнику дано лишь острее других ощутить гармонию мира, красоту и безобразие человеческого вклада в него и остро передать его людям. И в неудачах, и даже на дне существования - в нищете, в тюрьме, в болезнях - ощущение устойчивой гармонии не может покинуть его. После его появления в 1962 г. русская литература так или иначе, соглашаясь с ним или непримиримо полемизируя, развивается в контексте Солженицына. Противостояние А.И. Солженицына тоталитарному режиму - одно из самых заметных событий в истории борьбы за права человека в России.
Появление Солженицына обозначило также конец оттепели, разрушив веру шестидесятников в возможность реального осуществления идей социализма и коммунизма на иных, гуманистических началах. И хотя оценка творчества Солженицына еще в значительной мере дело будущего, феномен солженицынского литературного творчества бесспорен.
       
 Просмотр презентаций о биографии и творчестве А.И.Солженицына, прослушивание докладов, подготовленных обучающимися. Запись основных фактов биографии и творчества.
         
Солженицын Александр Исаевич (1918 – 2008), писатель.

Родился 11 декабря 1918 г. в Кисловодске.

Родители были выходцами из крестьян. Это не помешало им получить хорошее образование. Мать овдовела за полгода до рождения сына. Чтобы прокормить его, пошла работать машинисткой.

В 1938 г. Солженицын поступил на физико-математический факультет Ростовского университета, а в 1941 г., получив диплом математика, окончил заочное отделение Института философии, литературы и истории (ИФЛИ) в Москве.

После начала Великой Отечественной войны его призвали в армию (артиллерия).

9 февраля 1945 г. Солженицына арестовала фронтовая контрразведка: при перлюстрации (вскрытии) его письма к другу сотрудники НКВД обнаружили критические замечания в адрес И. В. Сталина. Трибунал приговорил Александра Исаевича к 8 годам заключения с последующей ссылкой в Сибирь.

В 1957 г., после начала борьбы с культом личности Сталина, Солженицына реабилитировали.
Н. С. Хрущёв лично санкционировал публикацию его повести о сталинских лагерях «Один день Ивана Денисовича» (1962 г.).

В 1967 г., после того как Солженицын направил съезду Союза писателей СССР открытое письмо, где призвал покончить с цензурой, его произведения были запрещены. Тем не менее романы «В круге первом» (1968 г.) и «Раковый корпус» (1969 г.) распространялись в самиздате и вышли без согласия автора на Западе.

В 1970 г. Александр Исаевич был удостоен Нобелевской премии по литературе.

В 1973 г. КГБ конфисковал рукопись нового произведения писателя «Архипелаг ГУЛАГ, 1918…1956: Опыт художественного исследования». Под «Архипелагом ГУЛАГ» подразумевались тюрьмы, исправительно-трудовые лагеря, поселения для ссыльных, разбросанные по всей территории СССР.

12 февраля 1974 г. Солженицына арестовали, обвинили в государственной измене и депортировали в ФРГ. В 1976 г. он переехал в США и жил в штате Вермонт, занимаясь литературным творчеством.

Только в 1994 г. писатель смог вернуться в Россию. До последнего времени Солженицын продолжал писательскую и общественную деятельность. Умер 3 августа 2008 года в Москве.

Творчество писателя.

Впечатления от лагеря в Новом Иерусалиме, затем от работы заключенных в Москве  легли в основу пьесы «Республика труда» (первоначальное название «Олень и шалашовка», 1954). В июне 1947 года переведен в Марфинскую «шарашку», позднее описанную в романе «В круге первом». С 1950 году в экибастузском лагере (опыт «общих работ» воссоздан в рассказе «Один день Ивана Денисовича»); здесь он заболевает раком (опухоль удалена в феврале 1952 года). С февраля 1953 года Солженицын на «вечном ссыльнопоселении» в ауле Кок-Терек (Джамбульская область, Казахстан).

В феврале 1956 года Солженицын реабилитирован решением Верховного Суда СССР, что делает возможным возвращение в Россию: он учительствует в рязанской деревне, живя у героини будущего рассказа «Матренин двор».  После падения Хрущева борьба против Солженицына нарастает: в сентябре 1965 года КГБ захватывает архив писателя; перекрываются возможности публикаций, напечатать удается лишь рассказ «Захар-Калита» («Новый мир», 1966, № 1). 

В мае 1967 года Солженицын в Открытом письме делегатам Четвертого съезда писателей требует отмены цензуры. Работа над «Архипелагом...» (закончен в 1968 году) и книгой о революции перемежается борьбой с писательским руководством, поиском контактов с Западом (в 1968 году «В круге первом» и «Раковый корпус» опубликованы за границей). В ноябре 1969 года Солженицын исключен из Союза писателей. После того, как за границей вышел в свет первый том "Архипелага", 12-13 февраля 1974 года Солженицын был арестован, лишен советского гражданства и выслан в ФРГ.

Из Германии Писатель перебрался в Цюрих. Но недолго прожив там, получив в Стокгольме Нобелевскую премию (декабрь 1975 года), в 1976 году переселяется в США. Основной работой писателя на долгие годы становится эпопея «Красное Колесо". 

В статьях «Раскаяние и самоограничение как категории национальной жизни», «Жить не по лжи», «Письме вождям Советского Союза» (все — 1973 год) Солженицын предрекал крах социализма, вскрывал его нравственную и экономическую несостоятельность, отстаивал религиозные, национальные и классические либеральные ценности. Автобиографическая книга «Бодался теленок с дубом» (1975; дополнена в 1991 году) воссоздает общественную и литературную борьбу 1960 — начала 1970-х гг., в связи с публикацией его сочинений в СССР. Нобелевская премия (1970). В 2001-2002 гг. вышло двухтомное издание писателя «Двести лет рядом» (Исследование новейшей российской истории), посвященное русско-еврейским отношениям. Книга вызвала неоднозначную реакцию.

Вопрос: Как жить на земле? рано или поздно встает перед каждым человеком. А нужно ли думать над тем, как жить на земле? Разве это не все равно - кто как живет?
Один из ответов на вопрос, как жить на земле? Мы постараемся найти у Александра Солженицына, потому что настоящий писатель думает о жизни, понимает смысл жизни и сущность человека глубже простых людей.
         
Презентация на тему «История создания рассказа «Один день Ивана Денисовича».   
       
 Анализ рассказа А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича».
         По деталям портрета, особенностям речи, по некоторым поступкам легко узнать человека, его невозможно спутать с другим в силу индивидуальности и неповторимости.
         
Сегодня я предлагаю вам остановиться около портрета главного героя рассказа А.И.Солженицына Один день Ивана Денисовича, вникнуть в его суть, выявить положительные и отрицательные стороны его характера и попытаться объяснить причины выживания Ивана Денисовича в лагере. В этом нам поможет бессмертный текст произведения Солженицына, ваши творческие работы и характеристика Шухова, которую мы будем конструировать на протяжении нашего урока.
         
1)    Основные приемы А.И.Солженицын использует традиционные средства изображения: он обозначает время, называет события, комментирует происходящее прямо или через монолог героя, обращается к его воспоминаниям (повествованию) и оценкам (рассуждению), вводит в структуру изображения детали-подробности (цвет, свет, звук), в том числе специфические названия, и детали-описания (интерьер). Необычность в использовании перечисленных средств изображения заключается в художественной плотности, о которой как о принципиальном методе своей работы со словом говорит Солженицын. Такая плотность является одним из своеобразных приемов изобразительности, который делает текст писателя узнаваемым. Этот прием не является для писателя самоцелью: с его помощью небольшое, но прописанное во всех подробностях его бытования событие, о котором говорит Солженицын, перестает быть линейным, однонаправленным, и мир приобретает объем и динамику.
         
2)    Система образов персонажей.
Система персонажей центростремительная (в центре стоит образ Ивана Денисовича, все герои показаны через восприятие Ивана Денисовича, раскрытию образа которого и посвящен рассказ). Герои повести четко подразделяются на две группы: надзиратели и зэки. Зэки тоже располагаются на разных ступенях иерархической лестницы: хозяева, недурно устроившиеся; бригадиры, работяги, придурки, сачки, околачивающиеся в лазарете, шестерки, доносители и осведомители, самые худшие из заключенных, предающие своих же собратьев по несчастью.

Презентация на тему «Художественные образы персонажей в рассказе          А.И. Солженицына «Один день…»

Викторина.

           Узнайте персонаж из произведения А.И. Солженицына:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              
         
1. Бывший узник Бухенвальда, в котором состоял в подпольной организации. Немцы его за руки подвешивали и палками били, а он чудом выжил, чтобы теперь продолжить свои мучения в советском лагере. В тихом глухом человеке есть что-то дерзкое и крепкое, упрямое и, безусловно, героическое. Сенька Клевшин
         
2. Прекрасный каменщик, не потерявший склонности к шутке. Одно плохо - не курит, но продает самосад по рублю стаканчик. латыш Ян Кильдигс
         
3. Сел за веру, но в лагере его вера только укрепилась. Чистый сердцем и опрятный внешне юноша, носитель высокой веры и смирения. Настроение всегда благостное, улыбается, солнышку радуется. Молится о духовном, убежденный, что Господь снимет с него и других накипь злую. При любом удобном случае старается внушить веру другим, агитирует: Молитва должна быть неотступна! И если будете веру иметь и скажете горе - перейди! - перейдет. Алешка-баптист
         
4. Бывший капитан второго ранга, командовавший на миноносцах, ходивший вокруг Европы и Великим северным путем, отчего губы его истресканы, но сам он держится бодро, хотя на глазах доходит. С ног валится, а трудится честно, по словам Шухова, - как мерин добрый. Способен в трудную минуту принять на себя удар. В лагере меньше трех месяцев, поэтому права качает, готов сражаться с жестокими надзирателями, отстаивая человеческие права, за что получает десять суток строгого карцера, а значит, после п
ромерзшего каменного мешка на всю жизнь здоровья лишится. Пользуется у зэков уважением. Буйновский
         
5. Со следами оспы на лице и кожей, похожей на кору дубовую. Он в прошлом крестьянин, но в лагере 19 лет сидит как сын раскулаченного. Именно поэтому был уволен из армии. Должность теперь у него бригадирская, но для заключенных он словно отец родной. И сам жить умеет, и за других горой стоит. Рискуя получить новый срок, он заступается за людей, оттого-то бригадира уважают и любят, стараются не подвести его, работают на совесть, и сам он работает со своими ребятами на равных. Андрей Прокофьевич Тюрин
         
6. Бывший кинорежиссер, который не успел снять своей первой картины, когда попал в лагерь. Он получает с воли посылки, поэтому может себе позволить многое из того, что не могут остальные заключенные: носит новую шапку и другие запрещенные вещи, работает в конторе помощником нормировщика, избегает общих работ. Он обладает деловой хваткой, знает, кому и сколько надо дать. Хоть герой находится уже довольно долго в этом лагере, его душа все еще в Москве: он обсуждает с другими москвичами премьеры в театрах, культурные новости столицы. Он бесконечно далек от лагерной жизни и ничего в ней не понимает, живет отвлеченными и неуместными в лагере эстетическими проблемами, умеет уйти от грубой реальности зэковского быта. Он сторонится остальных заключенных, держится только Буйновского, вспоминая о существовании других только тогда, когда сам нуждается в их помощи. Во многом благодаря своей отрешенности от реального мира и посылкам с воли ему удается выживать в этих условиях. Цезарь Маркович
           
7. Бывший начальник, ставший на зоне шакалом, готовым подлизывать чужие тарелки и выгребать из плевательницы окурки Фетюков.
           
3)    Пространственная организация рассказа (по схеме План зоны)
Пространство, в котором живет заключенный, замкну
то, ограничено со всех сторон колючей проволокой, а сверху закрыто светом прожекторов и фонарей. Пространство лагеря враждебно узникам, особенно опасны открытые участки зоны. Лагерники мечтают о спасительной тесноте укрытия. Барак оказывается для них домом.
           
4)    Временная организация рассказа (символика понятии один день).
Один день является своеобразной синекдохой всей человеческой жизни, один день оказывается выжимкой из жизни человека, один день содержит сгусток судьбы человека. День - та узловая точка, через которую в повести Солженицына проходит вся человеческая жизнь. Сближаются друг с другом, порой почти становясь синонимами, понятия день и жизнь. Такое семантическое сближение осуществляется через универсальное понятие срок. Срок - это и отмеренное заключенному наказание, и внутренний распорядок тюремной жизни, и - самое важное - синоним человеческой судьбы и напоминание о самом главном, последнем сроке человеческой жизни. Тем самым временные обозначения приобретают в рассказе глубинную морально-психологическую окраску.
             
5)    Цветовая символика.                                                                                                                                                                      
             
В цветовой гамме отсутствуют яркие, насыщенные тона - оранжевый и фиолетовый; всего по 1 разу встречаются голубой и синий, два раза упоминается желтый, пять раз зеленый. Несмотря на некоторую неполноту, цветовые обозначения делают мир достаточно ярким, объемным и динамичным, усиливают его эмоциональное восприятие.
Объекты, которые имеют цветовые характеристики, многообразны: это и детали - подробности (предметы обихода, одежда и пища зэков); и детали - описания (пейзаж, интерьер, портрет); и пространственно-временные характеристики.
             
По мере развития действия ткань художественного изображения постоянно усложняется, уплотняется, определенную цветовую характеристику приобретают не только детали, но и события.
Доминирует белый цвет (26 обозначений) - при описании пейзажа, интерьера, деталей обихода.
Черный (20) - при изображении портретов, одежды, пищи зэков.
Красный (17) - при изображении времени, портретов, деталей обихода.
Белый - это простор, свобода. Белым цветом обозначена степь за спинами конвоя - недостижимый идеал свободы для заключенных.
Черный - неизвестность, неволя. Черный - цвет одежды заключенных, их стадо, толпа, вышки для охраны.
Игра лексических значений белого и черного, противопоставлений и ассоциаций, возникающих на ее основе, создают своеобразную символику неосуществимого. Но человек всегда будет стремиться к свободе, и поэтому между координатами свободы (белый) и несвободы (черный) появляется красный.
Красный - символ надежды, связан в рассказе с описанием солнца. Оно дает тепло. и саму жизнь.
           
6)   Просмотр кадров из фильма. Работа с текстом.

 Место И.Д.Шухова в системе образов.
Иван Денисович Шухов - обычный человека эпохи тоталитаризма, не оппозиционер и не борец за идею, но и не шакал и не стукач. Герой Солженицына - обыкновенный человек, человек середины, в котором автор постоянно подчеркивает нормальность, неброскость поведения.
Лагерь - это стихия несвободы, обезличивания людей. Задача Шухова не в том, чтобы стать свободным, и даже не в том только, чтобы выжить, а в том, чтобы и в бесчеловечных условиях остаться человеком.
            Черты характера Ивана Денисовича.
             Михаил Афанасьевич Булгаков в романе Мастер и Маргарита написал: Тяжелее всего человеку быть человеком изо дня в день.  Что же помогло Ивану Денисовичу Шухову не просто выжить в лагере, но и не сломаться, остаться человеком в нечеловеческих условиях лагерного быта? Давайте выделим черты характера заглавного героя рассказа Солженицына, которые позволили ему устоять, сохранить свои главные нравственные принципы.
           
Лагерные правила (на плакате): «Кряхти да гнись. А упрешься – переломишься»,«Кто кого сможет, тот того и гложет»,«Кто два дела руками знает, тот еще и десять подхватит», «В лагере вот кто подыхает: кто миски лижет, кто на санчасть надеется да кто к куму ходит стучать». (Стр. 1, 3 абзац.)
           
За восемь лет приспособился Иван Денисович к лагерной жизни, понял ее главные законы и живет по ним.  Главный закон - оставаться человеком, не суетиться, сохранять достоинство, знать свое место, проявлять и расторопность, и здравый смысл, и выдержку, и упорство, и смекалку. Важно не возвращаться к тревожным, саднящим мыслям о несправедливости, не стонать, не задираться, строго рассчитывать каждый свой шаг. И, следуя этой крестьянской мудрости, обогащенный лагерным опытом, Шухов остается верен своей твердой нравственной основе, проявляя порядочность и честность.  Позаботиться о себе каждый должен сам - как растянуть пайку, чтобы не чувствовать постоянно голода, как успеть валенки просушить, как нужный инструмент заначить, как когда работать (в полную или вполсилы), как разговаривать с начальством, кому не попадаться на глаза, как подработать, чтобы себя поддержать, но честно, не ловча и не унижаясь, а применив свое умение и смекалистость. Иван Денисович знает, что работать - лучше, чем не работать, а работать хорошо - лучше, чем плохо, хотя и он не всякую работу возьмет, не зря считается лучшим в бригаде мастером. (Стр. 8, 3 абзац).
             
Шухов не бросается привычно для героя советской литературы в бой с недостатками, не бунтует против лагерных порядков, но и не подчиняется обстоятельствам, не участвуют в творимом над людьми зле. Иван Денисович действует не для личной пользы, а для бригады: чтобы накормить товарищей, отбирает поднос у слабака, обманывает жирномордого повара; чтобы заколотить окна и сохранить здоровье солагерников, с большой выдумкой уводит толь. (Стр. 8, последний абзац).
             
Иван Денисович не был шакал даже после восьми лет общих работ - и чем дальше, тем крепче утверждался. Он не выпрашивает, не унижается. Все старается заработать только своим трудом: шьет тапочки, подносит бригадиру валенки, занимает очередь за посылками, за что и получает честно заработанное. У Шухова сохранились понятия о гордости и чести, поэтому он никогда не скатится до уровня Фетюкова, ведь он именно подрабатывает, а не старается услужить, подмазаться. Как и любой крестьянин, Шухов человек на удивление хозяйственный: он не может просто так пройти мимо куска ножовки, зная, что из него можно сделать нож, а это возможность дополнительно заработать. Восемь лет мыкается Иван Денисович по лагерям, сохраняя при этом внутреннее достоинство. Шухов не изменяет вековым мужицким привычкам и себя не роняет, не унижается из-за сигареты, из-за пайки и уж тем более не вылизывает тарелки и не доносит на товарищей ради улучшения собственной участи. По извечной крестьянской привычке Шухов уважает хлеб (носит его в специальном карманчике, в чистой тряпочке); когда ест - снимает шапку. Не гнушается он и приработками, но всегда зарабатывает честным трудом. И потому не в состоянии понять, как можно брать большие деньги за халтуру (за малевание под трафаретку ковров). Совестливость, нежелание жить за чужой счет, причинить кому-то неудобства заставляют его запретить жене собирать ему в лагерь посылки, оправдать жадноватого Цезаря и на чужое добро брюха не распяливать. Никогда не симулирует Шухов болезни, а заболев всерьез, ведет себя в санчасти виновато (Вот что... Николай Семенович... я вроде это... болен, - совестливо, как будто зарясь на что чужое, сказал Шухов). (Стр. 9, 2 абзац).
         
Особенно ярко народный характер персонажа вырисовывается в сценах работы. Иван Денисович и каменщик, и печник, и сапожник, и резчик толя. Даже в условиях неволи Шухов бережет и прячет мастерок. В его руках обломок полотна пилы превращается в сапожный нож. Мужицкий хозяйственный ум не может смириться с переводом добра. И Шухов, рискуя опоздать в строй и быть наказанным, не уходит со стройки, чтобы не выбрасывать цемент. Даже в подневолье его охватывает азарт работы. Человеческое достоинство, равенство, свобода духа, по Солженицыну, устанавливаются в труде, именно в процессе работы зэки шутят и даже веселятся. (Стр. 1, 4 абзац).
           
Во многом Ивану Денисовичу помогает утвердиться его трудолюбие. Бывший плотник, а теперь каменщик, он и на территории, огороженной проволокой, работает добросовестно, старательно и споро. А иначе он не умеет. К тому же труд помогает ему возвыситься над лагерным существованием, вспомнить себя прошлого и подготовиться к будущей свободной жизни, испытать ту редкую в лагере радость, которую по-особому способен чувствовать труженик-крестьянин. С какой самоотдачей, увлечением и самозабвением Шухов составляет трубные колена, чтоб не дыми.

Приложение 3.

Памятка: «Как написать синквейн».
         
Слово синквейн происходит от французского пять. Это стихотворение из пяти строк.
         
Первая строка - тема стихотворения, выраженная одним словом, обычно именем существительным.
         
Вторая строка - описание темы в двух словах, как правило, именами прилагательными.
         
Третья строка - описание действия в рамках этой темы тремя словами, обычно глаголами.
         
Четвертая строка - фраза из четырех слов, выражающая отношение автора к данной теме.
         
Пятая строка - одно слово - синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющий суть темы.
       
Образец на тему «Любовь»:

1. Любовь.

2. Сказочная, фантастическая.

3. Приходит, окрыляет, убегает.

4. Удержать ее умеют единицы.

5. Мечта.

Приложение 4.

Проверочные задания для повторения по произведению                             А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича»

1. Только ли жизнь в лагерной зоне составляет тематическое содержание рассказа? Какие его фрагменты свидетельствуют о большей широте тематики?

2.Хотя сюжетную основу рассказа составили события одного дня, воспоминания главного героя позволяют представить его предлагерную биографию. Коротко опишите ее.

3.Какова логика компоновки персонажей в рассказе? Кого из них главный герой знает по имени и почему?  

4. Почему автор в рассказе избрал такую точку обзора: «лагерь глазами мужика». Кто в большей мере живет во лжи даже в лагере?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по литературе в 11 классе по теме « Свет, проникающий в душу. Трагическая судьба человека в тоталитарном государстве»(на примере рассказа А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича»)

же спасёт человека в бесчеловечной жизни,  каково его высшее предназначение; помочь разобраться, что способствует нравственному очищению....

Жизнеописание А.И.Солженицына, Тема трагической судьбы в тоталитарном государстве (повесть А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича»)

Цель урока:познакомить учащихся со страницами биографии и творчества необычного человека;умений конспектировать, выявлять главное, обобщать, размышлять;воспитание личности. Цель урока:на основе а...

Конспект урока по творчеству А.И.Солженицына. Анализ рассказа А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича ».

Цель урока: Осознание образа Шухова, как символический образ русского народа. ...

Разработка урока по теме "Анализ рассказа А.И. Солженицына " Один день Ивана Денисовича"

Разработка конспекта урока  литературы для 11 класса.Тема урока:  «Анализ   рассказа  А.И.Солженицына  «Один день Ивана Денисовича»Конспект  открытого урока  в ...

ТЕМА СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА В ТВОРЧЕСТВЕ СОЛЖЕНИЦЫНА (НА ПРИМЕРЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ «ОДИН ДЕНЬ ИВАНА ДЕНИСОВИЧА»).

ТЕМА СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА В ТВОРЧЕСТВЕ СОЛЖЕНИЦЫНА (НА ПРИМЕРЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ «ОДИН ДЕНЬ ИВАНА ДЕНИСОВИЧА»)....