Историческое прошлое в повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба"
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему
Пакет материалов к проведению урока по данной теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoricheskoe_proshloe_v_povesti_gogolya.docx | 21.33 КБ |
k_1_uroku_literatury_po_povesti_taras_bulba.docx | 13.65 КБ |
karty_otsenivaniya_dlya_grupp.docx | 11.96 КБ |
plan_kharakteristiki_literaturnogo_geroya.docx | 19.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Историческое прошлое в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»
Цель: сформировать знания об истории создания повести; совершенствовать умение анализировать текст; развивать критическое мышление, речь, внимание, память; воспитывать патриотизм, чувство товарищества.
План.
- Оргмомент.
- Вступительное слово учителя.
- Актуализация знаний. Подготовка к активному и сознательному усвоению новых знаний.
- Усвоение новых знаний.
- Представление итога самостоятельной работы.
- Подведение итогов. ДЗ.
Ход.
- Оргмомент.
- Вступительное слово учителя.
- Для русской литературы 20–30 годов 19 века характерен интерес к истории (так ли это?... вспоминаем произведения А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова). Почему же писатели 19 (да и 20, и 21 века) обращаются к прошлому?...
- Обращения к прошлому помогало найти ответы на многие вопросы, вставшие перед людьми, понять происходящее в настоящем и предугадать будущее.
- Сегодня мы начнём знакомство с повестью украинского, русского писателя Николая Васильевича Гоголя.
- Что вам известно об этом писателе?
Работа с таблицей:
Знаю | Хочу узнать | Узнал |
Гоголь занимался историей Украины, собираясь написать научный труд. Труд не был создан, но материалы, относящиеся к жизни казачества, были использованы им в работе над “Тарасом Бульбой”….
- О том, как была создана повесть, вы познакомитесь, используя материал учебника и дополнительную информацию, работа в группах. Результаты своей работы вы представите на постере. Разработаем критерии оценки и постера, и ответа по нему:
1. Качество ответа (умение отбирать информацию; полнота и разнообразие информации)
2. графичность постера.
3. …..
Работа в группах.
Дополнительный материал для работы в группах.
Повесть Н.В. Гоголя “Тарас Бульба” входит в сборник “Миргород”, появившийся в печати в 1835 году. Миргородский цикл состоит из разнообразных повестей, объединённых скорее по принципу противоположности: пошлой и серой жизни обитателей усадеб и провинциальных городов противопоставлена мечта писателя об иной жизни, в которой существуют другие люди, другие отношения, в которых есть высокие стремления, вера в победу, идея свободы, чувство любви к Отчизне.
Повесть “Тарас Бульба” выделяется из цикла. В ней писатель обращается к иной сфере жизни, к историческому прошлому.
В “Тарасе Бульбе” нет изображения подлинных исторических фактов, реальных исторических лиц. Действие происходит в старину, когда – с абсолютной уверенностью сказать нельзя. Время, изображённое в повести, можно определить лишь с приблизительной точностью: 15-17 века. Ни одного определённого исторического факта в повести нет, то есть Гоголь не ставил перед собой цели достоверно рассказать о конкретных исторических событиях, не собирался воссоздавать точную картину исторического прошлого, так как ставил перед собой задачи не столько исторические, сколько эпические. Именно поэтому “Тарас Бульба” является скорее не исторической повестью, а эпической.
Гоголь намеренно относит действие повести к 15 веку, хотя события, происходящие в ней, должны были происходить или в конце 16 или в первой половине 17 века. Именно тогда войны против польского государства стали привычным занятием для запорожских казаков, к которым присоединялось множество крестьян, также желавших пожить вольной казацкой жизнью.
Польская шляхта, турки, захватывающие и продающие в плен людей, татарские полчища – со всеми ними вело борьбу украинское казачество. Защита национальной независимости, государственной самостоятельности часто была неотделима от борьбы за веру, за утверждение православной церкви.
В повести Гоголь изображает эпические богатырские характеры: Тараса, Остапа, других запорожских “рыцарей”. Тарас Бульба близок к народному представлению о героическом характере. Любовь и верность родине, товариществу для Тараса и Остапа выше личной привязанности, кровного родства, любовного чувства.
Гоголь не стал излишне приукрашивать своих героев, но в то же время он воспел их как бесстрашных защитников своей родины и своей веры.
Гоголевские казаки называют себя русскими, сражаются за Русь – и это не фантазия автора, потому что в те времена украинцы чаще называли себя, свой язык, веру словом “русские”. Понятие “Русь” связано с украинскими землями в не меньшей степени, чем с территорией нынешней России: именно украинские земли были ядром Киевской Руси. Сам Гоголь был украинцем и горячим патриотом своей родины, что совсем не мешало ему считать себя русским и стать русским писателем.
Воссоздавая в прошлом идеал жизни, живущий в народном сознании, и идеальные человеческие характеры, Гоголь рисует и идеальное, справедливое общественное устройство – Запорожскую Сечь. Именно в этой среде формируются характеры главных героев повести. Описанию Сечи отведено значительное место на страницах произведения.
Автор нарисовал не реальную Сечь, а образ Сечи – такой, каким он запечатлелся в народном сознании. Н.В. Гоголь создаёт поэтическую картину казачьего общества, показывая его жестокость, стихийность.
Сильные и могучие характеры – это следствие уклада жизни, сформировавшей эти характеры. Тарас – сын своего времени, и его дикость и необузданность – результат дикости этой эпохи. Но Бульба одновременно велик, велик как человек Сечи, защищающий свободу и независимость своего народа. Велик и Остап, и другие запорожцы – Кукубенко, Товкач, Мосий Шило. Чувство коллективизма делает героев повести “Тарас Бульба” сильными, потому что каждый из них чувствует плечо другого, они объединены общей идеей – чувством любви к родине.
Представление результатов работы.
Подведение итогов. Оценивание работы групп.
ДЗ – дочитать повесть в хрестоматии. Начать работу над характеристикой Тараса Бульбы (карточки каждому, п.1-8)
Дополнительный материал о повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».
Повесть Н.В. Гоголя “Тарас Бульба” входит в сборник “Миргород”, появившийся в печати в 1835 году. Миргородский цикл состоит из разнообразных повестей, объединённых скорее по принципу противоположности: пошлой и серой жизни обитателей усадеб и провинциальных городов противопоставлена мечта писателя об иной жизни, в которой существуют другие люди, другие отношения, в которых есть высокие стремления, вера в победу, идея свободы, чувство любви к Отчизне.
Повесть “Тарас Бульба” выделяется из цикла. В ней писатель обращается к иной сфере жизни, к историческому прошлому.
В “Тарасе Бульбе” нет изображения подлинных исторических фактов, реальных исторических лиц. Действие происходит в старину, когда – с абсолютной уверенностью сказать нельзя. Время, изображённое в повести, можно определить лишь с приблизительной точностью: 15-17 века. Ни одного определённого исторического факта в повести нет, то есть Гоголь не ставил перед собой цели достоверно рассказать о конкретных исторических событиях, не собирался воссоздавать точную картину исторического прошлого, так как ставил перед собой задачи не столько исторические, сколько эпические. Именно поэтому “Тарас Бульба” является скорее не исторической повестью, а эпической.
Гоголь намеренно относит действие повести к 15 веку, хотя события, происходящие в ней, должны были происходить или в конце 16 или в первой половине 17 века. Именно тогда войны против польского государства стали привычным занятием для запорожских казаков, к которым присоединялось множество крестьян, также желавших пожить вольной казацкой жизнью.
Польская шляхта, турки, захватывающие и продающие в плен людей, татарские полчища – со всеми ними вело борьбу украинское казачество. Защита национальной независимости, государственной самостоятельности часто была неотделима от борьбы за веру, за утверждение православной церкви.
В повести Гоголь изображает эпические богатырские характеры: Тараса, Остапа, других запорожских “рыцарей”. Тарас Бульба близок к народному представлению о героическом характере. Любовь и верность родине, товариществу для Тараса и Остапа выше личной привязанности, кровного родства, любовного чувства.
Гоголь не стал излишне приукрашивать своих героев, но в то же время он воспел их как бесстрашных защитников своей родины и своей веры.
Гоголевские казаки называют себя русскими, сражаются за Русь – и это не фантазия автора, потому что в те времена украинцы чаще называли себя, свой язык, веру словом “русские”. Понятие “Русь” связано с украинскими землями в не меньшей степени, чем с территорией нынешней России: именно украинские земли были ядром Киевской Руси. Сам Гоголь был украинцем и горячим патриотом своей родины, что совсем не мешало ему считать себя русским и стать русским писателем.
Воссоздавая в прошлом идеал жизни, живущий в народном сознании, и идеальные человеческие характеры, Гоголь рисует и идеальное, справедливое общественное устройство – Запорожскую Сечь. Именно в этой среде формируются характеры главных героев повести. Описанию Сечи отведено значительное место на страницах произведения.
Автор нарисовал не реальную Сечь, а образ Сечи – такой, каким он запечатлелся в народном сознании. Н.В. Гоголь создаёт поэтическую картину казачьего общества, показывая его жестокость, стихийность.
Сильные и могучие характеры – это следствие уклада жизни, сформировавшей эти характеры. Тарас – сын своего времени, и его дикость и необузданность – результат дикости этой эпохи. Но Бульба одновременно велик, велик как человек Сечи, защищающий свободу и независимость своего народа. Велик и Остап, и другие запорожцы – Кукубенко, Товкач, Мосий Шило. Чувство коллективизма делает героев повести “Тарас Бульба” сильными, потому что каждый из них чувствует плечо другого, они объединены общей идеей – чувством любви к родине.
Предварительный просмотр:
Задания для группы №1
- Внимательно прочтите предложенный текст.
- Составьте кластер по тексту.
- Подготовьтесь ответить на вопросы.
Задания для группы №2
- Внимательно прочтите предложенный текст.
- Составьте кластер по тексту.
- Подготовьтесь ответить на вопросы.
Задания для группы №3
- Внимательно прочтите материал учебника (стр.77-79).
- Составьте кластер по тексту.
- Подготовьтесь ответить на вопросы.
Задания для группы №4
- Внимательно прочтите предложенный текст.
- Составьте 3 "тонких" и 3 "толстых" вопроса по тексту. (Для справок: ТОНКИЕ ВОПРОСЫ проверяют знание и усвоение фактического материала - что? где? когда?.... ТОЛСТЫЕ ВОПРОСЫ проверяют умение размышлять, сравнивать, делать выводы - почему? что, если...? зачем? )
Задания для группы №5
- Внимательно прочтите предложенный текст и материал учебника (стр.77-79).
- Составьте кроссворд (не менее 10 слов)
Задания для группы №6
- Внимательно прочтите предложенный текст.
- Составьте кластер по тексту.
- Подготовьтесь ответить на вопросы.
Предварительный просмотр:
Карты оценивания группового проекта
Критерии:
1. ______________________________________________
2. ______________________________________________
3. ______________________________________________
4. ______________________________________________
5. ______________________________________________
Группы | Баллы | |||
3 - отлично, все требования соблюдены | 2 - хорошо, но есть недочёты | 1 - много недочётов | 0 - работа не выполнена | |
Группа №1 | ||||
Группа №2 | ||||
Группа №3 | ||||
Группа №4 | ||||
Группа №5 | ||||
Группа №6 |
Критерии оценивания работы группе № _____
3 балла - отлично
2 балла - хорошо
1 - удовлетворительно
0 баллов - не участвовал
Фамилия, имя | Предложение идей | Участие в обсуждении | Участие в оформлении работы | Общее количество баллов |
Самооценка настроения на уроке
Продолжите фразы:
Сегодня я узнал(а).........................................
Мне понравилось.........................................
Я понял(а)....................................................
Мне бы хотелось.......................................
Предварительный просмотр:
План характеристики литературного героя.
- Определение места героя среди других персонажей.
- Степень участия и его роль в развитии сюжета.
- Анализ имени.
- Портрет. Внешний облик, как он дан автором и в восприятии других персонажей.
- Речевая характеристика.
- Описание предметов быта, жилища, одежды, условий жизни как средство самовыражения героя.
- Семья, полученное воспитание, история жизни. Род занятий.
- Черты характера. Эволюция личности в процессе развития сюжета.
- Поступки и мотивы поведения, в которых герой проявляет себя наиболее ярко.
- Прямая авторская характеристика. Отношение к герою других персонажей произведения.
- Сопоставление с другими персонажами или литературным героем другого автора.
- Оценка литературного персонажа его современниками.
- Герой как порождение своей эпохи и выразитель определенного мировоззрения. Определение типического и индивидуального в литературном герое.
- Ваше личное отношение к персонажу и такому типу людей в жизни.
План характеристики литературного героя.
- Определение места героя среди других персонажей.
- Степень участия и его роль в развитии сюжета.
- Анализ имени.
- Портрет. Внешний облик, как он дан автором и в восприятии других персонажей.
- Речевая характеристика.
- Описание предметов быта, жилища, одежды, условий жизни как средство самовыражения героя.
- Семья, полученное воспитание, история жизни. Род занятий.
- Черты характера. Эволюция личности в процессе развития сюжета.
- Поступки и мотивы поведения, в которых герой проявляет себя наиболее ярко.
- Прямая авторская характеристика. Отношение к герою других персонажей произведения.
- Сопоставление с другими персонажами или литературным героем другого автора.
- Оценка литературного персонажа его современниками.
- Герой как порождение своей эпохи и выразитель определенного мировоззрения. Определение типического и индивидуального в литературном герое.
- Ваше личное отношение к персонажу и такому типу людей в жизни.
План характеристики литературного героя.
- Определение места героя среди других персонажей.
- Степень участия и его роль в развитии сюжета.
- Анализ имени.
- Портрет. Внешний облик, как он дан автором и в восприятии других персонажей.
- Речевая характеристика.
- Описание предметов быта, жилища, одежды, условий жизни как средство самовыражения героя.
- Семья, полученное воспитание, история жизни. Род занятий.
- Черты характера. Эволюция личности в процессе развития сюжета.
- Поступки и мотивы поведения, в которых герой проявляет себя наиболее ярко.
- Прямая авторская характеристика. Отношение к герою других персонажей произведения.
- Сопоставление с другими персонажами или литературным героем другого автора.
- Оценка литературного персонажа его современниками.
- Герой как порождение своей эпохи и выразитель определенного мировоззрения. Определение типического и индивидуального в литературном герое.
- Ваше личное отношение к персонажу и такому типу людей в жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Память об историческом прошлом – это свойство души человека»
Итоговое занятие цикла классных часов "И славе русского солдата в веках сиять", в ходе которого обучающиеся класса знакомились с памятными местами родного края. Занятие в форме презентации мини-исслед...
мастер-класс элективного курса "Историческое прошлое России в художественных кинофильмах"
В рамках предпрофильной подготовки девятиклассники осуществляют занятия на элективных курсах. Одним из курсов по выбору является курс по истории: "Историческое прошлое России в художественных кинофиль...
Интегрированный урок литературы и истории в 7 классе на тему: "М.Ю. Лермонтов "Песня про царя Ивана Васильевича..."- поэма об историческом прошлом нашей Родины"
Интегрированый урок истории и литературы представлен планом-конспектом урока и презентацией на тему "М.Ю. Лермонтов "Песня про царя Ивана Васильевича..." - поэма об историческом прошлом нашей Родины"....
М.Ю.Лермонтов "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова"- поэма об историческом прошлом России.
В презентации к уроку предложена сравнительная характеристика героев произведения....
"Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" «Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века в поэме».
Читая «Песню про купца Калашникова», мы переносимся в глубокую старину Руси XVI века во времена Ивана Грозного...
Проект для детей подготовительной к школе группы «Историческое прошлое России»
Тип проекта: долгосрочный, информационный, творческий.Срок реализации: сентябрь - май.Участники проекта: воспитатели, дети подготовительной группы, родители и сотрудники дошкольного обр...
«Историческая правда и художественный вымысел в героической повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» через сравнение с историческим прошлым своего края»
http://урок по серии литературы "Тарас Бульба"...