Развитие поисково- исследовательских компетенций в системе гуманитарного образования
статья по литературе (5 класс) на тему

Даянова Наталья Владимировна

В данной статье представлен опыт работы по развитию исследовательских компетенций на уроках литературы 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 43»

                              города Нижневартовска

        Развитие  поисково – исследовательских

                   компетенций в системе

               гуманитарного образования.

                                                         Автор:

                                                                              учитель русского языка

                                                                              и литературы

                                                                              Даянова Н.В.

Стремительные изменения в обществе требуют от человека новых качеств. Прежде всего, речь идёт о способности к творческому мышлению, самостоятельности в принятии решений, инициативности. Задачи по формированию этих качеств возлагаются на образование. Именно здесь должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной личности.                                                                                                           Обновление содержания современного литературного образования направлено на личностную ориентацию и деятельностный характер обучения школьников.                                                                                                     Где и когда закладываются основы настоящего интереса к литературе, без которого невозможно выработать навык серьёзного анализа художественного текста?                                                                                                          Считаю, что с первых уроков в 5 классе, с программы и заложенных в ней возможностей для развития творческих и исследовательских способностей ученика; с системы домашних заданий, учитывающих уровень индивидуальных способностей и развития школьников (проблемный анализ текста, подготовка вопросов для дискуссии, творческие работы и т.д.); с урока, на котором создаётся проблемная ситуация, активизируется познавательная деятельность ученика в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний.                                                                    Для создания проблемной ситуации использую различные дидактические средства: исследовательская задача, проблемный вопрос, дискуссия. Так, например, готовясь к урокам - семинарам по литературе, учащиеся не только определяют авторскую позицию, но и сравнивают её с другими вариантами, высказывают свою точку зрения.                                                                                     Развитию поисково – исследовательских компетенций способствует личностно - ориентированное обучение с его направленностью на саморазвитие, самообразование, самореализацию личности.                                          Основными позициями ЛОО на уроках считаю  следующее:                                          1.Образовательный процесс- процесс субъект – субъектного взаимодействия, основанный на диалоге, обмене мыслями, сотрудничестве с учителем, одноклассниками, текстом и его автором.                                                                       2.Работа над освоением определённого минимума знаний заменяется созданием активной речевой среды, способствующей развитию познавательных, эмоциональных, духовных, речевых способностей, формированию творческой личности. Усвоение знаний из цели образования превращается в средство развития способностей.                                                      3.Подготовка дидактического материала и построение учебного процесса основывается на знании психологических, возрастных и индивидуальных особенностей личности.                                                                                                    4.Ученику предоставляется свобода выбора цели, содержания, способов учения.                                                                                                                                       В связи с этим изменяется структура урока, появляется потребность в уроках – исследованиях, уроках - мастерских, уроках - конференциях и т.д. Подобные уроки создают условия для проявления индивидуальных читательских и творческих способностей, удовлетворения образовательных потребностей и интересов учащихся.                                                                                Например, урок творчества «Тема любви в творчестве Ф.И.Тютчева», который отражает проектную деятельность учащихся через выбор способа действия группы соответственно поставленной задачи: « Я чувствую», « Я думаю», « Я исследую», « Я творю».                                                                                  1группа  « Я чувствую» анализирует восприятие любовной лирики через живопись и музыку ( в группу входят  учащиеся, занимающиеся в художественной и музыкальной школе и отразившие тему в рисунках и музыкальном исполнении романсов на стихи Ф.И.Тютчева)                                                   2группа « Я думаю» характеризует лирического героя любовной лирики Ф.И.Тютчева, предоставляет сопоставительный анализ стихотворений.                   3 группа « Я исследую» изучает  особенности поэтики Ф.И.Тютчева.                     4группа « Я творю» принимает участие на заключительном этапе урока, демонстрируя  собственные произведения, посвященные поэту и теме любви.                                                                                                                                         Итог работы класса по теме урока - создание альбома, посвящённого поэту.                          Побуждению  к действию, ощущению эмоционального удовлетворения, взаимопониманию, деловому взаимодействию способствует организация деятельности учащихся через действующие учебные сообщества. Данная форма используется при большом объёме материала. Среди учеников всегда есть увлечённые и способные дети, интересующиеся литературой. Таким  учащимся выйти за рамки школьного курса позволяет учебное исследование.     Под исследовательской деятельностью в целом понимается такая форма организации работы, которая связана с решением учащимися исследовательской задачи с неизвестным заранее решением. Особое внимание в системе исследовательской деятельности уделяется обучению учащихся умению обобщать и систематизировать знания по сквозным темам курса. Учащиеся выступают со спецвопросами, пишут рефераты для выступления на классной конференции.                                                                           Реферат – один из этапов научно- исследовательской работы. Реферирование решает прежде всего учебные задачи, такие как обучение навыкам грамотного обзора литературы, сопоставление различных точек зрения по теме. На одних и тех же источниках можно выполнить и реферативную, и исследовательскую работу. Только суть исследовательской работы состоит в сопоставлении данных первоисточников, их творческом анализе и производимых на его основании новых выводов.                                     Тематика исследовательских работ учащихся разнообразна, например:                   Мир женской души (по творчеству А.А.Ахматовой).                                                      Сон в литературном произведении.                                                                                Литературные места родного города.                                                                               Завтрашний день книги.
Такая разная Золушка. Сравнение нескольких интерпретаций сказки «Золушка».                                                                                                                     Сказка  и миф. Чего больше, родства или различий?                                                                                                                              Актуальна ли сегодня классика?                                                                                                      Говорящие фамилии в произведениях А.П.Чехова.                                                     Жизнь литературного произведения в искусстве и времени и т.д.                            Итак, учебно-исследовательская деятельность направлена на развитие у учащихся исследовательского типа мышления. Главное - обучение алгоритму ведения исследования, навыкам, которые могут быть использованы в исследовании любой сложности и тематики.                                                                 В школьном исследовании должны сохраняться характерные признаки теоретического исследования. Это самостоятельная работа с обзором литературы, определение проблемы, её решение и аргументация.                       Учебно-исследовательская работа, проводимая в системе учебной деятельности, предусматривает главную цель - образовательный продукт.    От учебно - исследовательской  деятельности учащегося следует отличать научно – исследовательскую, которая регламентирована нормативными документами,  осуществляется в условиях внеурочной деятельности и направлена на получение новых объективных научных знаний.                   Таким образом, одним из путей повышения мотивации  и эффективности учебной деятельности в основной школе является включение обучающихся в поисково – исследовательскую деятельность.                    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Внедрение информационно-коммуникационных технологий как средство развития поисково-исследовательских способностей обучающихся

В данной статье рассматриваются вопросы формирования информационно-коммуникативных компетенций учащихся при обучении математике посредством введения в процесс изучения предмета информационных технолог...

Научно-исследовательская работа "Концепция социально-гуманитарного образования в современной российской школе"

Научно-исследовательская работа посвящена проблемам современного социально-гуманитарного образования в российских школах....

Выступление на районном семинаре методического объединения учителей биологии Московского района города Нижнего Новгорода по теме "Роль школьных экологических экспедиций в развитии проектно-исследовательских компетенций учащихся".

В рамках проекта «Наша школьная страна», ДОО «Зелёная планета» и экологического кружка «Эколог» в июне 2014 года была организована летняя экологическая экспедиция на базе учебно-исследовательского пол...

ПРОЕКТНАЯ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СИСТЕМЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Проектная и исследовательская деятельность- одна из привлекательных для  учащихся  современных форм, дающая  большие  возможности  для развития школьников....

ФОРМИРОВАНИЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ ЧЕРЕЗ КРАЕВЕДЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ

Современный мир предъявляет к выпускнику школы высокие требования: обладание высокой степенью компетентности, творческой подготовленности к самостоятельной жизни и профессиональной деятельности. Понят...