Рабочая программа по литературе 9 класс
рабочая программа по литературе (9 класс) на тему
Рабочая программа по литературе для 9 класса составлена на основе Государственного стандарта 2004 года, Программы для общеобразовательных учреждений. Литература 5-11 классы. Под ред. Г.И. Беленького. 4-е изд., перераб. - М.:Мнемозина,2009 год и инструктивно-методического письма управления образования и науки Белгородской области Белгородского регионального института повышения квалификации и профессиональной подготовки специалистов о преподавании русского языка в 2012-2013 учебном году в общеобразовательных учреждениях Белгородской области.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programmma_literatura_9.docx | 70.89 КБ |
Предварительный просмотр:
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по литературе для 9 класса составлена на основе Государственного стандарта 2004 года, Программы для общеобразовательных учреждений. Литература 5-11 классы. Под ред. Г.И. Беленького. 4-е изд., перераб. - М.:Мнемозина,2009 год и инструктивно-методического письма управления образования и науки Белгородской области Белгородского регионального института повышения квалификации и профессиональной подготовки специалистов о преподавании русского языка в 2012-2013 учебном году в общеобразовательных учреждениях Белгородской области.
Цели и задачи программы обучения в области формирования системы знаний, умений
Основными целями обучения в организации учебного процесса в 9 классе будут:
- приобщение учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы, формирование их представлений о литературе как об одном из важнейших достижений культуры;
- формирование гуманистического мировоззрения учащихся;
- развитие у учащихся способностей эстетического восприятия и оценки произведений литературы, а также отраженных в них явлений жизни;
- воспитание высоких нравственных качеств личности, патриотических чувств, гражданской позиции;
- воспитание культуры речи учащихся.
Данные цели обуславливают решение следующих задач:
- воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
- освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
- овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений. Цель литературного образования в 9 классе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
В 9 классе подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения о биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями, усугубляется работа по осмыслению прочитанного, активно привлекается критическая, мемуарная и справочная литература.
Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. Концентр 9 класса, решая свои специфические задачи, готовит школьников к восприятию линейного историко-литературного курса 10-11 классов, формирует грамотного читателя.
В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.
Комплект учебников и учебно-методических пособий, обеспечивающих процесс образования по литературе
Учебники | Учебные пособия | Методические пособия |
Беленький Г.И., Снежневская М.А. Литература. Начальный курс 9 класс. Учебник-хрестоматия: в 2-х частях. - М.: Мнемозина, 2008. |
|
|
Количество часов в 9 классе
В год – 102 часа, в неделю –3 часа
из них
на развитие речи - 11 часов
Плановых контрольных работ: классное сочинение -5, домашнее сочинение-1.
II. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Осваивая художественные произведения, указанные в программе, выпускники 9 класса должны знать и уметь применять на практике:
- понятия, связанные с общими свойствами литературы, художественный образ, роль художественного вымысла в литературе;
- понятия, связанные со структурой и языком художественного произведения: тема, идея, композиция, взаимосвязь героев и событий; средства изображения героев – портрет, речь. Авторская характеристика; роль пейзажа и интерьера; изобразительно-выразительные средства языка, особенности стихотворной речи;
- понятия, характеризующие родо-жанровые особенности произведения.
В области читательской и литературно-творческой деятельности учащиеся должны:
- объяснять роль важнейших эпизодов (сцен) изученного произведения в развитии его темы, идейно-нравственного содержания в изображении героев;
- характеризовать и оценивать главных героев произведений, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
- обнаруживать понимание авторского отношения к изображаемому;
- определять принадлежность изученных и самостоятельно прочитанных произведений к одному из литературных родов и жанров;
- выразительно читать (в частности, наизусть) изученные произведения и их фрагменты;
- давать устный или письменный развернутый ответ на проблемный вопрос (рассуждение о героях произведения, о его нравственном содержании);
- писать пересказы (изложения) подробные, краткие, выборочные, с изменением лица рассказчика, с другим дополнительным заданием;
- писать сочинение на доступную литературную, публицистическую или свободную тему, в том числе характеристики и сравнительные характеристики героев;
- писать отзыв о самостоятельно прочитанном произведении с выражением собственного отношения к героям и событиям.
III. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
Название раздела программы | № урока | Тема урока | Подготовка к ГИА | Домашнее задание | Дата план. | Дата факт. |
Введение (1час.) | 1. | Начальные сведения об историческом развитии русской литературы. | стр. 4-6 | |||
Древнерусская литература (7 ч. ) | 2. | Общая характеристика древнерусской литературы. | стр.7-8, инд.задание | |||
3. | « Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы | план 1 части – в тетр.,вопр. Стр. 16 - 17 | ||||
4 | Патриотический пафос, эпичность и лиризм поэмы. | Беленький Г.И. Читаем, думаем, спорим. 9 класс. | вопр. стр. 17 | |||
5 | Построение, связь с народной поэзией «Слова…». |
| стр.18 - 20 | |||
6 | Проблема авторства поэмы «Слова…». | наиз., стр. 24-26 | ||||
7 | Кого и за что прославляет и осуждает автор? | |||||
8 | Плачь Ярославны. Его значение в « Слове…» | стр. 29 - 34 | ||||
Литература XVIII век (10 час.) | 9 | Общая характеристика литературы XVIII века. Сведения о классицизме. | Агафонова М.И. Литература. Тесты 9 класс. | стр. 39 - 42 | ||
10 | М.В. Ломоносов. Сведения о жизни ученого и поэта. «Разговор с Анакреоном», «Ода 1747 года». | Агафонова М.И. Литература. Тесты 9 класс. | стр. 44 вопр. 1-4 | |||
11 | Д.И. Фонвизин. Сведения о жизни и творчестве. «Недоросль». | стр. 51 вопр 3-5 (по вариантам) | ||||
12 | Сатирическое обличение невежества, злонравия, деспотизма. | стр. 52 вопр. 6 | ||||
13 | Идеалы человеческого достоинства, гражданского служения Родине. | Бельская Л.Л. Литературные викторины. | стр. 54 вопр. | |||
14 | Элементы классицизма в комедии «Недоросль». | |||||
15 | А. Н. Радищев. Свободолюбивые идеи писателя. «Путешествие из Петербурга в Москву» (фрагменты). | |||||
16 | Г.Р.Державин. Сведения о жизни и творчестве писателя. «Властителям и судиям» | стр. 65 вопр. 3 | ||||
17 | Н.М. Карамзин. Сведения о жизни и творчестве. «Бедная Лиза» внимание к внутреннему миру простого человека. | стр. 72 вопр 2 | ||||
18 | Сентиментализм в литературе. «Бедная Лиза» как произведение сентиментализма. | Беленький Г.И. Читаем, думаем, спорим. 9 класс. | стр. 73 вопр. 6 | |||
Литература первой половины Х1Х века. (1час.) | 19. | Романтизм и реализм в литературе первой половины Х1Х века. | Турьянская Б.И. Литература в 9 классе. Урок за уроком. | Стр. 81- 84- в тетрадь приметы, инд зад – 5 чел. | ||
В.А. Жуковский (1час) | 20 | В.А. Жуковский. Сведения о жизни и творчестве поэта. «Светлана», «Перчатка», «Лесной царь» | ||||
А.С. Грибоедов (6час.+2) | 21. | А.С. Грибоедов. Сведения о жизни и творчестве писателя. | д.1-чит, стр.102-104 | |||
22. | Своеобразие жанра и композиции пьесы. | Агафонова М.И. Литература. Тесты 9 класс. | д.2- чит, стр.105 вопр. 1- 6 | |||
23 | «Век нынешний и век минувший». | Беленький Г.И. Читаем, думаем, спорим. 9 класс. | д.3-чит., стр.111 вопр.1-4 | |||
24. | Поражение и победа Чацкого. ( 4 действие как развязка любовного конфликта и столкновение героя с обществом) | стр.115 вопр.1-3 | ||||
25. | Непреходящее значение образа Чацкого. | стр.112 вопр.7-письм. | ||||
26. | Споры вокруг Чацкого в прошлом и в наши дни. Богатство языка комедии. | д.4- чит., стр. 113 вопр.1-4 | ||||
27. | Р.Р. Подготовка к написанию классного сочинения по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». | Агафонова М.И. Литература. Тесты 9 класс. | ||||
28. | Р.р. Написание классного сочинения по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». | |||||
А.С. Пушкин (9час.+1+1) | 29. | А.С. Пушкин. Жизнь и творчество (основные вехи) | Бельская Л.Л. Литературные викторины. | |||
30. | Дружба и друзья в лирике Пушкина. | Агафонова М.И. Литература. Тесты 9 класс. | стр. 133 вопр.2 - письм | |||
31. | Свобода, творчество, любовь - три стихии человеческого духа в лирике Пушкина. | |||||
32. | Ее биографичность, высокий нравственный смысл. | наиз. Стр. 140 | ||||
33. | «Внутренняя красота человека» как идеал и нравственный критерий Пушкина. | наиз – по выбору | ||||
34. | «Евгений Онегин» История создания. | стр. 153 вопр. 3- письм. | ||||
35. | Лироэпический характер «свободного романа» в стихах. Образ автора. | Бельская Л.Л. Литературные викторины. | докончить | |||
36. | Главные герои романа, причины их жизненной драмы. | дочитать поэму, наиз. – вступл. к поэме | ||||
37. | «Евгений Онегин» - первый реалистический роман в русской литературы. | Беленький Г.И. Читаем, думаем, спорим. 9 класс. | вопросы в тетради | |||
38. | Внеклассное чтение. «Пиковая дама». | инд.зад.- 5 чел., письм. –в тетр. ответ на вопр. | ||||
39. | Р.р. Подготовка к домашнему сочинению по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин». | Бельская Л.Л. Литературные викторины. | ||||
М.Ю. Лермонтов (5 час.+2) | 40. | М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество (основные вехи). | стр. 184 вопр.2 | |||
41. | Возвышенное и трагическое в поэзии Лермонтова. «Пророк», «Поэт», «Дума». | стр. 189 вопр.10 | ||||
42. | «Герой нашего времени». История создания произведения. | Агафонова М.И. Литература. Тесты 9 класс. | стр. 193 вопр. 5 | |||
43. | Беспощадный самоанализ Печорина, противоречия его натуры. | Агафонова М.И. Литература. Тесты 9 класс. | наиз. – по выбору | |||
44. | Печорин и Онегин. Особенности композиции романа. | стр. 199 вопр.5 | ||||
45. | Р.р. Подготовка к контрольному сочинению по произведению М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». | Бельская Л.Л. Литературные викторины. | наиз. стихотв.- стр. 207 | |||
46 | Р.р. Написание контрольного сочинения по произведению М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». | чит. повесть «Шинель», стр. 107-137 | ||||
Н.В.Гоголь (4час.+2+1) | 47. | Н.В.Гоголь. Жизнь и творчество (основные вехи). «Мертвые души». Своеобразие жанра. | Агафонова М.И. Литература. Тесты 9 класс. | вопр. в тетр. | ||
48. | Путешествие героя как прием воссоздания широкой панорамы: Русь помещичья, чиновничья, народная. | Турьянская Б.И. Литература в 9 классе. Урок за уроком. | стр. 228 вопр.13 | |||
49. | Типичность характеров, способы их обрисовки, их конкретно-историческое и общечеловеческое значение. | соч.- миниатюра | ||||
50. | «Мертвые души» в оценке русских критиков. | Беленький Г.И. Читаем, думаем, спорим. 9класс | стр. 249 - 251 | |||
51. | Вн. чт. Н.В. Гоголь. «Шинель». Тема «маленького человека». | |||||
52. | Р.Р. Подготовка к классному сочинению по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души». | |||||
53. | Р.Р. Написание классного сочинения по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души». | |||||
А.Н.Островский (4час.) | 54. | А.Н.Островский. Сведения о жизни и творчестве. | чит. пьесу д.1,стр.158-152 | |||
55. | «Свои люди – сочтемся». Тишка – Подхалюзин – Большов –три этапа формирования купца – самодура. | д. 2,3. Стр. 253 вопр. 2,3 по вар. | ||||
56. | Липочка : претензии на образованность и культуру. | д.4 ,стр. 254 вопр. 4 | ||||
57. | Островский – мастер языка. Реализм Островского. | стр. 255 вопр. 3 | ||||
Н.А. Некрасов (3час.) | 58. | Н.А. Некрасов. Место Некрасова в русской поэзии XIX века. | ||||
59. | Восприятие народных страданий как собственного неизбывного горя. («Тройка», «Размышления у парадного подъезда»). | стр. 264 вопр. 9 | ||||
60. | Осуждение долготерпения народа, призыв пробудиться от духовного сна. | наиз стихотв. – по выбору | ||||
Ф.М.Достоевский (3час.) | 61. | Ф.М.Достоевский как писатель психолог. «Белые ночи». Причины отчуждения героя от реальной действительности. | стр. 269 вопр. 1, чит. стр. 191-223 | |||
62. | Утверждение идеи бескорыстной и чистой любви. | Турьянская Б.И. Литература в 9 классе. Урок за уроком | вопр. в тетр., чит. стр. 223-238 | |||
63. | Мастерство анализа психологии и поведения людей в исключительных обстоятельствах. | стр. 272- 274 | ||||
Л.Н. Толстой (5час.+2) | 64. | Л.Н. Толстой как исследователь путей нравственного совершенствования человека. | стр. 275 вопр. 1,2 | |||
65. | «Юность». (обзор) Три эпохи жизни человека в трилогии. | Беленький Г.И. Читаем, думаем, спорим. 9 класс. | стр. 275 вопр. 5, 6 | |||
66. | Способность к духовному росту - основной критерий писателя в оценке людей. «Верьте себе». | стр. 276 вопр.8 | ||||
67. | Особенности повествования от первого лица. | Агафонова М.И. Литература. Тесты 9 класс. | чит. - стр. 278 , 279 дописать сочин. стр. 281 – 283, в тетр. тезисы | |||
68. | Николай Иртеньев – исключительный или обыкновенный человек? | |||||
69. | Р.Р. Подготовка к классному сочинению по произведению Л.Н. Толстого «Юность». | |||||
70. | Р.Р. Написание классного сочинения по произведению Л.Н. Толстого «Юность». | |||||
Литература ХХ века А.А. Блок (5час.+1) | 71. | Литература великих и трагических лет. | стр. 284 - 288 | |||
72. | А.А. Блок. Сведения о жизни и творчестве. | Агафонова М.И. Литература. Тесты 9 класс. | наиз. – по выбору | |||
73. | Чувство личной ответственности за трагические катаклизмы на Родине и во всем мире. «Россия», «Земное сердце стынет вновь». | |||||
74. | Покоряющая сила любви. | стр.292 вопр.1 | ||||
75. | Ощущение неразрывной связи поэта с лучшими традициями русской культуры. | наиз. стихотв. Екимцева | ||||
76. | Вн.чт. «Лениво и тяжко плывут облака…», «Осенний день». | стр. 299,300 | ||||
В.В. Маяковский (4 час.) | 77. | В.В. Маяковский. Сведения о жизни и творчестве. | Агафонова М.И. Литература. Тесты 9 класс. | стр. 303 – 307, стихотв. – выразит. | ||
78. | «Хорошее отношение к лошадям». Гуманистическое содержание стихотворения. | стр. 312 – чит. выразит. | ||||
79. | «Необычайное приключение..» Юмор и патетика, метафорический строй стихотворения. | Агафонова М.И. Литература. Тесты 9 класс. | стр. 314 вопр. 1 | |||
80. | «Разговор на одесском рейде..!» – широта диапазона любовной лирики поэта. | стр. 319 вопр. 1 | ||||
С.А. Есенин (6 час.) | 81. | С.А. Есенин. Сведения о жизни и творчестве. | стр. 321- 324 – связный рассказ о поэте, инд. зад. | |||
82. | Родина и родная природа как источник лирических переживаний. | Беленький Г.И. Читаем, думаем, спорим 9 класс . | чит. стихотв. О природе, подобрать иллюстрации | |||
83. | Нежность «ко всему живому». «Собаке Качалова». | Агафонова М.И. Литература. Тесты 9 класс. | стр. 329 вопр. 4 | |||
84. | Родина и родная природа как источник лирических переживаний | стр. 332 вопр. 1,наиз. по выбору | ||||
85. | Грусть от сознания быстротечности жизни. «Я покинул родимый дом…». | работа по группам | ||||
86. | Живописность, народная основа языка. | стр. 337 – 339, чит. 1-3 гл. | ||||
М.А. Булгаков (4 час.+2часа) | 87. | М.А. Булгаков. Сведения о жизни и творчестве. «Собачье сердце» (обзор с разбором избранных глав: 4-9). | чит. 4-5 гл.,стр. 341 вопр.1,2 | |||
88. | Истоки «шариковщины». (гл. 4-5) | чит. 5-9 гл., устно: «Создатели Шарикова» | ||||
89. | Шариков и шариковщина. (гл. 5-9) | чит.до конца,стр. 343 вопр. 3 | ||||
90. | Булгаков – сатирик. | письм. отв. На вопрос | ||||
91 | Р.Р. Подготовка к классному сочинению по роману М.А. Булгакова «Собачье сердце». | |||||
92 | Р.Р. Написание классного сочинения по роману М.А. Булгакова «Собачье сердце». | |||||
М.А. Шолохов (4 час.) | 93. | М.А. Шолохов. Сведения о жизни и творчестве. «Судьба человека». | ||||
94. | Душевная стойкость и «незаметный» героизм русского человека. | |||||
95. | От судьбы человека к судьбе человечества. | |||||
96. | Роль пейзажа и портретных зарисовок. | стр. 351- 352 | ||||
А.И. Солженицын (4час.+2) | 97. | А.И. Солженицын. Сведения о жизни и творчестве. | стр. 389 - 422 | |||
98. | «Матренин двор» Смысл «праведничества» героини рассказа. | стр. 355 вопр. 2 | ||||
99. | Идея национального характера в рассказе. | стр. 358 вопр. 6 | ||||
100. | Своеобразие жанра. | стр. 360 вопр. 1 | ||||
101. | Вн.чт. А. Данте «Божественная комедия». | сост. тест | ||||
102. | Вн. чт. У. Шекспир «Гамлет» |
IV. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА
IХ класс
(102 часа)
Введение
Начальные сведения об историческом развитии русской литературы. Способы выражения авторского сознания в художественном произведении.
- Литература Древней Руси
Общая характеристика древнерусской литературы. «Слово о полку Игореве».
Патриотический пафос, эпичность и лиризм поэмы. Ее построение, связь с народной поэзией.
Р.р. Анализ фрагмента из «Слова о полку Игореве».
II. Литература XVIII века
М.В. Ломоносов
М.В. Ломоносов. Сведения о жизни ученого и поэта. «Разговор с Анакреоном», «Ода 1747 года».
Д.И. Фонвизин
Д.И. Фонвизин. Сведения о жизни и творчестве. «Недоросль».
Сатирическое обличение невежества, злонравия, деспотизма.
Р.р. Написание обучающего сочинения по комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль».
А.Н. Радищев
А.Н. Радищев. Свободолюбивые идеи писателя.
«Путешествие из Петербурга в Москву» (фрагменты).
Г.Р. Державин
Г.Р. Державин. Сведения о жизни и творчестве. «Властителям и судьям», «Русские девушки», «Памятник».
Н.М.Карамзин
Н.М.Карамзин. Сведения о жизни и творчестве. «Бедная Лиза».
Внимание к внутреннему миру простого человека. Языке повести.
Литература XIX века
В.А. Жуковский
В.А. Жуковский. Сведения о жизни и творчестве поэта.
«Светлана», «Перчатка», «Лесной царь»
А.С. Грибоедов
А.С. Грибоедов. «Горе от ума». Своеобразие жанра и композиции пьесы.
Общественный и личный конфликт в комедии. «Век нынешний и век минувший».
А.С. Пушкин
А.С. Пушкин. Жизнь и творчество.
«К Чаадаеву», «К морю».
А.С. Пушкин. «Евгений Онегин»
История создания.
Лироэпический характер «свободного романа» в стихах. Образ автора.
Главные герои романа, причины их жизненной драмы. «Онегинская строфа».
Оценка романа в русской критике.
А.С. Пушкин. «Пиковая дама».
М.Ю. Лермонтов
М.Ю. Лермонтов . Жизнь и творчество. «Смерть поэта».
Возвышенное и трагическое в поэзии Лермонтова. «Пророк», «Поэт», «Дума».
М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени». История создания произведения.
Беспощадный самоанализ Печорина, противоречия его натуры.
Особенности композиции романа.
Оценка романа в русской критике.
Оценка романа в русской критике.
Н.В. Гоголь
Н.В. Гоголь. «Мертвые души». Своеобразие жанра.
Русь помещичья, чиновничья, народная.
Типичность характеров, способы их обрисовки, их конкретно-историческое и общечеловеческое значение.
Идейно-композиционное значение образа Чичикова. Образ автора.
«Мертвые души» в оценке русских критиков.
Н.В. Гоголь. «Шинель». Тема «маленького человека».
А.Н. Островский
А.Н. Островский. Сведения о жизни и творчестве. «Свои люди – сочтемся».
Тишка - Подхалюзин – Большов – три этапа формирования купца-самодура.
Островский-мастер языка. Реализм Островского.
Н.А. Некрасов
Место Н.А. Некрасова в русской поэзии XIX века.
«Тройка», «Размышления у парадного подъезда». Восприятие народных страданий как собственного неизбывного горя.
Ф.М. Достоевский
Ф.М. Достоевский как писатель-психолог. «Белые ночи».
Причины отчуждения героя от реальной действительности. Утверждение идеи бескорыстной и чистой любви.
Мастерство анализа психологии и поведения людей в исключительных обстоятельствах.
Л.Н. Толстой
Л.Н. Толстой. «Юность». Три эпохи жизни человека в трилогии.
Способность к духовному росту - основной критерий писателя в оценке людей. «Верьте себе».
IV.Литература XX века
А. А. Блок
А. А. Блок. Сведения о жизни и творчестве. «Россия».
Чувство личной ответственности за трагические катаклизмы на Родине и во всем мире. «Россия», «Земное сердце стынет вновь».
Покоряющая сила любви. «Да. Так диктует вдохновение».
В.В. Маяковский
В.В. Маяковский. Сведения о жизни и творчестве. «Хорошее отношение к лошадям».
«Необычайное приключение..» Юмор и патетика, метафорический строй стихотворения.
«Разговор на одесском рейде..!» – широта диапазона любовной лирики поэта. Новаторство Маяковского.
С.А. Есенин
С.А. Есенин. Сведения о жизни и творчестве. Родина и родная природа как источник лирических переживаний.
Нежность «ко всему живому». «Собаке Качалова».
Грусть от сознания быстротечности жизни. «Я покинул родимый дом…».
М.А. Булгаков
М.А. Булгаков. Сведения о жизни и творчестве. «Собачье сердце» (обзор).
Шариков и «шариковщина». Истоки шариковщины.
Булгаков – сатирик.
М.А. Шолохов
М.А. Шолохов. Сведения о жизни и творчестве. «Судьба человека».
Душевная стойкость и «незаметный» героизм русского человека.
Торжество добра над жестокостью жизни в рассказе.
Особенности композиции.
А.И. Солженицын
А.И. Солженицын. Сведения о жизни и творчестве. «Матренин двор».
Смысл «праведничества» героини рассказа.
Идея национального характера.
V. ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ
№ п.п. | Тема | Кодификатор | Форма контроля | |
Р.Р. Сочинение по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». | Особенности конфликта комедии, философскую проблематику пьесы, понимать личную драму Чацкого в единстве с идейным столкновением героя и фамусовского общества. Выбирать тему и жанр сочинения; составить план к выбранной теме; сформулировать идею, подобрать цитатный материал; аргументировать свою точку зрения; редактировать написанное сочинение. | Классное сочинение | ||
Р.р. Сочинение по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин» | Знать текст романа, художественные особенности. нравственно-философскую проблематику произведения, типы вступлений и основные приемы их создания. Составлять план сочинения в соответствии с выбранной темой, отбирать литературный материал, логически его выстраивать, превращая в связный текст, писать вступление, используя прием цепочки. . Владеть различными видами пересказа, строить устные и письменные высказывания в связи с подготовкой к сочинению. | Домашнее сочинение | ||
Р.р. Сочинение по произведению М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». | Знать содержание и проблематику изученного произведения, психологические особенности образа Печорина. Составлять тезисный план сочинения, подбирать необходимые цитаты, приводить доказательства в соответствии с темой сочинения, работать над вступлением и заключением. | Классное сочинение | ||
Р.р. Сочинение по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души». | Знать алгоритм работы над сочинением на основе и по мотивам литературного произведения. Владеть навыком создания собственного текста и его редактирования. | Классное сочинение | ||
Р.Р. сочинение по произведению Л.Н. Толстого «Юность». | Знать алгоритм работы над сочинением на основе и по мотивам литературного произведения. Владеть навыком создания собственного текста и его редактирования. | Классное сочинение | ||
Р.Р. Сочинение по роману М.А. Булгакова «Собачье сердце» | Составлять план сочинения в соответствии с выбранной темой, отбирать литературный материал, логически его выстраивать, превращая в связный текст. | Классное сочинение |
VI. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
- Беленький Г.И., Снежневская М.А. Литература. Начальный курс 9 класс. Учебник-хрестоматия: в 2-х частях. - М.: Мнемозина, 2008.
- Беленький Г.И. Читаем, думаем, спорим: книга для самостоятельной работы уч-ся по литературе. 9 кл. – М.: Мнемозина, 2008.
- Инструктивно-методическое письмо о преподавании русского языка в 2010-2011 учебном году в общеобразовательных учреждениях Белгородской области.
- Литература в 9 классе. Тесты.- М. Дрофа,2005
- Мещерякова М.И. Литература в таблицах и схемах. Теория. История. Словарь. - Москва: «Рольф», 2001.
- Методические советы к учебнику литературы для 9 класса. Литература. Пособие для учителя/ под ред. Г.И. Беленького. М.: Мнемозина, 2010.
- Ольшевская Л.А. Литература Древней Руси и 18 века.- Москва: Новая школа, 2006.
- Программа для общеобразовательных учреждений. Литература 5-11 классы. Под ред. Г.И. Беленького. 4-е изд., перераб. - М.:Мнемозина,2009.
- Сборник нормативных документов. Литература. Федеральный компонент государственного стандарта. - Москва: Дрофа, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый
Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература. 10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый
по учебнику «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....