Рабочая программа по литературе 6 класс
рабочая программа по литературе (6 класс) на тему
Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией Г.И. Беленького и Ю.И. Лыссого и инструктивно-методического письма Департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области о преподавании русского языка в 2013-2014 учебном году в общеобразовательных учреждениях Белгородской области.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_literatura_6_klass.docx | 64.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией Г.И. Беленького и Ю.И. Лыссого и инструктивно-методического письма Департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области о преподавании русского языка в 2013-2014 учебном году в общеобразовательных учреждениях Белгородской области.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в 6 классе направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи обучающихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
- освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
- овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Цель изучения литературы в 6 классе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.
Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить обучающихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
Главная идея программы по литературе в 6 классе–это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).
Ведущая проблема изучения литературы в 6 классе – художественное произведение и автор, характеры героев.
Чтение произведений зарубежной литературы в 6 классе проводится в начале и в конце учебного года.
Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 6 классе.
Формы организации учебного процесса: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.
Изменения внесенные в авторскую программу. Авторская программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю), на 34 учебные недели, так как учебный план предусматривает 35 учебных недель, в рабочей программе 70 часов (2 часа в неделю). Было добавлено 2 часа на изучение раздела литература 20 века.
Учебники | Учебные пособия | Методические пособия |
Беленький Г.И., Снежневская М.А. Литература. Начальный курс 6 класс. Учебник-хрестоматия: в 2-х частях. - М.: Мнемозина, 2008. |
|
|
Количество часов в 6 классе
В год – 70 часов, в неделю – 2 часа
из них:
сочинений - 4
внеклассных чтений – 4
Плановых контрольных работ
Классное сочинение | 3 |
Домашнее сочинение | 1 |
II. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В результате изучения литературы ученик должен знать:
- содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
- наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
- основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
- основные теоретико-литературные понятия;
уметь:
- работать с книгой
- определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
- выявлять авторскую позицию;
- выражать свое отношение к прочитанному;
- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
- владеть различными видами пересказа;
- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
- Характеризовать героев изученных произведений и показывать связь этой характеристики с сюжетом произведения, а также с происходящими в нем событиями.
- Владеть приемами анализа образа, используя при этом портрет персонажа и его имя, поступки и взгляды, речевую характеристику и др.
- Использовать различные формы пересказа (с составлением планов разных типов, с изменением лица рассказчика).
- Создавать творческие работы, которые связаны с анализом личности героя: письма, дневники, журналы, автобиографии.
- Отличать стих от прозы, пользуясь сведениями о стихосложении (пять стихотворных размеров силлабо-тонического стихосложения.
- Привлекать сведения по теории литературы в процессе обсуждения художественных произведений.
- Работать со справочными материалами.
III. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
№ п/п | Дата план. | Дата факт. | Тема урока | Кол-во часов | Планируемый контроль | Подготовка к ГИА | Домашнее задание |
1 | Человек как главный объект изображения в художественной литературе. | 1 РР. | Беленький Г.И. Читаем, думаем, спорим. 6 класс. | С. 4. Попробуй сочинить. | |||
2 | О книге и чтении. | 1 Вн. чтение 1 | устный опрос | Выучить определения, знать строение книги. | |||
«Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой…» (3часа) | |||||||
3 | Былина как один из видов УНТ. О построении и языке былин. | 1 | устный опрос | Выписать в тетрадь определения из статьи учебника. Читать с. 9-12. | |||
4 | «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Беззаветное служение Родине Ильи Муромца. | 1 | устный опрос тестирование | Бельская Л.Л. Литературные викторины. | С. 19, задания. | ||
5 | Справедливость и бескорыстие Ильи Муромца. | 1 | устный опрос | Выписать в тетрадь определения из статьи. Читать былину. | |||
Древнерусская литература (3 часа) | |||||||
6 | Понятие о летописи. | 1 | устный опрос | Бельская Л.Л. Литературные викторины. | Дать определение летописи, записать в тетрадь. Чит. на с. 22-34. | ||
7 | «Повесть временных лет» (отрывки) | 1 | устный опрос | Найти эпитеты в отрывке нас. 33 | |||
8 | «Слово о погибели Русской земли». «Евпатий Коловрат». Исторические события, отраженные в повести. | 1 | устный опрос | Бельская Л.Л. Литературные викторины. | С. 38, задания. | ||
Литература 19века (37часов) | |||||||
9 | В.А. Жуковский. - оригинальный поэт и переводчик. «Светлана». Фольклорная основа баллады. | 1 | устный опрос | Агафонова М.И. Литература. Тесты 5 – 8 классы. | Закончить выписывание цитат. | ||
10 | Связь баллады с УНТ. | 1 | устный опрос | Агафонова М.И. Литература. Тесты 5 – 8 классы. | Выучить наизусть 3 строфы | ||
11 | В. А. Жуковский. Баллады «Лесной царь», «Перчатка». Картины природы. | 1 | устный опрос | Выучить наизусть отрывок из баллады. | |||
12 | А.Н. Майков. Сведения о жизни поэта. «Емшан» | 1 | устный опрос | С. 51-54 | |||
13 | А. К. Толстой «Канут». О рифме и строфе. | 1 | устный опрос | Бельская Л.Л. Литературные викторины. | Ответить на вопросы к балладе на с. 61; чит.балладу на с.51-54,с. 63-64 задания. | ||
14 | А. С. Пушкин. Широта интересов поэта. | 1 | устный опрос | Сам. Чт.: «Песнь о вещем Олеге», с.77-81. | |||
15 | «Песнь о вещем Олеге» Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси. | 1 | устный опрос, тестирование | Выучить наизусть отрывок | |||
16 | Поэзия А.С. Пушкина. «Зимнее утро» «Няне», «Зимняя дорога». | 1 | устный опрос, | Выучить наизусть любое стихотворение Пушкина «Зимнее утро», «Няне». | |||
17 | Роман «Дубровский». Изображение русского барства. | 1 | устный опрос | Вопросы и задания на с. 164-166. | |||
18 | Суд и его последствия. | 1 | устный опрос | Беленький Г.И. Читаем, думаем, спорим. 6 класс. | Вопросы и задания на с. 164-166. | ||
19 | «Благородный разбойник» Владимир Дубровский. | 1 | устный опрос | Турьянская Б.И. Литература в 6 классе. Урок за уроком. | Вопросы и задания на с. 164-166. | ||
20 | Роль Маши В судьбе Дубровского. | 1 | устный опрос | Вопросы и задания на с. 164-166. | |||
21 | Бунт крестьян. | 1 | устный опрос | Вопросы и задания на с. 164-166. | |||
22 | Авторское отношение к героям. | 1 | устный опрос проверочная работа | Агафонова М.И. Литература. Тесты 5 – 8 классы. | Вопросы и задания на с. 164-166. | ||
23 | Р.Р. Подготовка к написанию классного контрольного сочинения по роману А.С.Пушкина «Дубровский» ( на одну из тем: «Благородный разбойник», «Моё мнение о Троекурове», «Рассматривая картину В. В. Пукирёва «Неравный брак».) | 1 РР | Подготовка к написанию сочинения | Беленький Г.И. Читаем, думаем, спорим. 6 класс. | |||
24 | Р.Р. Написание классного контрольного сочинения по роману А.С.Пушкина «Дубровский». | 1 РР | Написание сочинения в тетрадях по развитию речи. | ||||
25 | Н.М.Языков. Один из ярких поэтов пушкинской поры. «Песня», «Пловец». | 1 | устный опрос | С.167-172,выразительно читать стихи «Песня», Пловец». | |||
26 | М. Ю. Лермонтов. Жизненные условия, породившие мятежность, чувство тоски и одиночества. «Парус». | 1 | устный опрос | С. 172-176 задания, наизусть | |||
27 | М. Ю. Лермонтов «Три пальмы». Тема красоты, гармонии и дисгармонии человека с миром. | 1 | устный опрос | Агафонова М.И. Литература. Тесты 5 – 8 классы. | Задание 4 на с183, с. 176-182 наизусть «Утес» | ||
28 | Трехсложные размеры стиха. | 1 | устный опрос | Определить стих. размер произведений, кот. даны в заданиях 2-3 на с.183-185. | |||
29 | Н. В. Гоголь. Сведения о жизни писателя. | 1 | устный опрос | Бельская Л.Л. Литературные викторины. | Прочитать одну повесть из книги «Вечера…», | ||
30 | «Майская ночь, или Утопленница». Сказочность повести. | 1 | устный опрос | Агафонова М.И. Литература. Тесты 5 – 8 классы. | |||
31 | Поэтизация чистой, светлой любви. | 1 | устный опрос | ||||
32 | Ироническое изображение «власти» (пана головы). | 1 | устный опрос | Бельская Л.Л. Литературные викторины. | Выполнить иллюстрацию | ||
33 | Н.В.Гоголь. «Вечера на хуторе близ Диканьки» | 1 Вн. чтение | устный опрос | Работа с теоретическим материалом на с. 226-228 | |||
34 | С.Т.Аксаков. Сведения о жизни писателя. «Очерк зимнего дня». | 1 | устный опрос | Беленький Г.И. Читаем, думаем, спорим. 6 класс. | с. 229-236 | ||
35 | Тонкая наблюдательность, чувство глубокой любви писателя к родной природе. | 1 | устный опрос, обучающее тестирование | Выучить наизусть (по выбору) С . 238-247. | |||
36 | А.П.Чехов. Раннее творчество. Приемы создания комического эффекта. «Толстый и тонкий». | 1 | устный опрос | Бельская Л.Л. Литературные викторины. | Записать термины, читать рассказы с3-15. | ||
37 | «Смерть чиновника», «Пересолил» Острота комического сюжета. | 1 | устный опрос проверочная работа | Проекты по разделу на с. 21 (2 часть) | |||
38 | В.Г.Короленко. События жизни писателя, отразившиеся в повести «В дурном обществе». | 1 | устный опрос | Чит.гл. 3-4, пересказ от 3-го лица | |||
39 | «В дурном обществе». Значение дружбы в жизни юных героев, их нравственное взросление. | 1 | устный опрос | Агафонова М.И. Литература. Тесты 5 – 8 классы. | Составление характеристик героев повести | ||
40 | Утверждение в повести доброты и уважения к человеку. | 1 | устный опрос | Агафонова М.И. Литература. Тесты 5 – 8 классы. | Читать главы 7-8 | ||
41 | Особенности повествования (рассказ от первого лица). | 1 | устный опрос | Продолжить составление синквейнов | |||
42 | Р.р. Подготовка к написанию классного контрольного сочинения по повести В.Г.Короленко «Дети подземелья». | 1 РР | сочинение | Бельская Л.Л. Литературные викторины. | |||
43 | Р.р. Написание классного контрольного сочинения по повести В.Г.Короленко «Дети подземелья». | 1 РР | сочинение | ||||
44 | Н.Д.Телешов. Сведения о жизни писателя. | 1 | устный опрос | Агафонова М.И. Литература. Тесты 5 – 8 классы. | С. 78-95, работа с новыми понятиями. | ||
45 | Рассказ «Домой». каторжника. | 1 | устный опрос | Турьянская Б.И. Литература в 6 классе. Урок за уроком. | Чтение рассказа на с. 96-104 | ||
Литература 20 века (25 часов) | |||||||
46 | А.П. Платонов. Сведения о жизни писателя. Рассказ «Песчаная учительница». | 1 | устный опрос | Турьянская Б.И. Литература в 6 классе. Урок за уроком | |||
47 | Труд как нравственная основа жизни героини. Ее самоотверженность, доброта, отзывчивость. | 1 1 | устный опрос | Озаглавить главы рассказа. Задания на с. 114. Читать рассказы «Июльская жара», «Корова». | |||
48 | Сила любви в рассказе А.П. Платонова «Корова». | 1 Вн. чтение | устный опрос | ||||
49 | М.М. Пришвин. Сведения о жизни писателя. Сказка-быль «Кладовая солнца». Труд в жизни детей. | 1 | устный опрос | Читать сказку-быль | |||
50 | Сказка-быль «Кладовая солнца». Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши. | 1 | устный опрос | Читать сказку-быль | |||
51 | Одухотворенность природы, ее участие в судьбе героев. | 1 | устный опрос | Составить цитатный план | |||
52 | «Роль пейзажа в художественном произведении. Смысл названия произведения. | 1 | устный опрос, проверочная работа | Турьянская Б.И. Литература в 6 классе. Урок за уроком | с.153 вопросы | ||
53 | Р.р. Подготовка к классному контрольному сочинению по сказке-были «Кладовая солнца». | 1 РР | сочинение | ||||
54 | Р.р. Написание классного контрольного сочинения по сказке-были «Кладовая солнца». | 1 РР | сочинение | ||||
55 | Страницы поэзии. | 1 | устный опрос | Беленький Г.И. Читаем, думаем, спорим. 6 класс. | Выучить наизусть (по выбору) С.156-161. | ||
56 | М.М.Зощенко. Сведения о жизни писателя. «Не надо врать», «Бедный Федя». Роль смеха в рассказах. | 1 | устный опрос | Дочитать рассказ | |||
57 | Б.М.Нагибин. Сведения о жизни писателя. «Старая черепаха». | 1 | устный опрос | Агафонова М.И. Литература. Тесты 5 – 8 классы. | Чтение и пересказ | ||
58 | Нравственная победа героя над своими душевными слабостями. | 1 | устный опрос | Чтение и пересказ | |||
59 | В.Г.Распутин. Сведения о жизни писателя. «Уроки французского». | 1 | устный опрос | Агафонова М.И. Литература. Тесты 5 – 8 классы. | Чтение и пересказ | ||
60 | Самовоспитание героя в нелегких условиях жизни. | 1 | устный опрос | Агафонова М.И. Литература. Тесты 5 – 8 классы. | Дать характеристику героя | ||
61 | Уроки доброты и милосердия Лидии Михайловны. | 1 | устный опрос проверочная работа | Подготовиться ся к вн.чт. | |||
62 | Н.М.Рубцов. Слово о поэте. «Звезда полей» | 1 | устный опрос | Подготовить выразительное чт. | |||
63 | Великая Отечественная война в стихотворениях русских поэтов. | 1 | устный опрос | Беленький Г.И. Читаем, думаем, спорим. 6 | Выуч. наизусть (по выбору) | ||
64 | Великая Отечественная война в стихотворениях русских поэтов. | Вн. чтение 1 | устный опрос , тестирование | Агафонова М.И. Литература. Тесты 5 – 8 классы. | Выуч. наизусть (по выбору) | ||
65 | Дж. Олдридж. О писателе. «Последний дюйм» | 1 | устный опрос | ||||
66 | Отчуждение отца и сына и путь его преодоления. Смысл названия рассказа. | 1 | устный опрос | ||||
67 | Отчуждение отца и сына и путь его преодоления. Смысл названия рассказа. | 1 | устный опрос | ||||
68 | Р.Р. Подготовка к контрольному домашнему сочинению-отзыву о книге. «Книга – друг» | 1 РР | сочинение | Написать сочинение | |||
69 | К. М. Станюкович. «Человек за бортом». | 1 | устный опрос | Беленький Г.И. Читаем, думаем, спорим. 6 | Дочитать рассказ | ||
70 | Знакомство с перечнем рекомендуемой литературы для прочтения летом. | 1 | устный опрос | Агафонова М.И. Литература. Тесты 5 – 8 классы. | Задание на лето |
IV. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА.
Введение. Человек как главный предмет изображения в художественной литературе. О книге и чтении.
Устное народное творчество
Для чтения и изучения:
Былина «Илья Муромец и Соловей Разбойник». Былина как один из видов УНТ. Особенность построения и язык былин. Былинный стих, гипербола. воплощение в былинном герое мечты народа о защитнике родной земли. беззаветное служение Родине, справедливость и бескорыстие Ильи Муромца.
Для чтения и бесед:
Былины об Илье Муромце (в пересказе Б.Шергина); «Вольга и Микула Селянинович».
Древнерусская литература
Письменная литература Древней Руси. Древнерусское летописание.
«Повесть временных лет» (сказание о походе Олега на Царьград, о гибели Олега, о мести Ольги, о походах Святослава, о юноше-кожемяке, о белгородском киселе).
«Слово о погибели Русской земли».
«Евпатий Коловрат» (из «Повести о разорении Рязани Батыем»). Исторические события, отраженные в повести. Картины разорения Русской земли. прославление патриотического подвига русских воинов. Изображение Евпатия Коловрата как былинного героя. Лиризм повествования, сочувствие рязанцам и русскому воинству.
«Житие Александра Невского» (фрагменты).
Литература ХIХ века
В.А.Жуковский. «Лесной царь», «Перчатка», «Светлана».
Л.Н.Майков. «Емшан», А.К.Толстой. «Канут».
Понятие о балладе. Связь баллады с УНТ. Особенности балладного сюжета. Роль диалога. Картины природы. Лирико-романтическая окрашенность повествования. Нравственный смысл баллад.
А.С.Пушкин. Широта интересов поэта: историческое пошлое и современность, отражение внутреннего мира человека в творчестве поэта.
«Песнь о вещем Олеге». Летописный источник «Песни…». Ее балладный характер. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси. Смысл диалога Олега и кудесника (мудрость и независимость волхва). торжественность поэтической речи.
«Зимнее утро». Радостное восприятие жизни. Контрастные картины природы, созвучные настроению человека. Роль эпитетов и сравнений в стихотворении. «Няне». Многогранность чувств, выраженных в стихотворении.
«Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский - старший и Троекуров. Столкновение чести, достоинства независимой личности с произволом, деспотизмом, беззаконием, опирающимися на богатство и власть. Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям. Мастерство Пушкина в создании ярких характеров героев, пейзажа, в воспроизведении быта и нравов, в построении романа.
«Цветок», «Осень» (отрывок), «Узник», «Подражание Корану» (по выбору учителя).
Н.М.Языков. Слово о поэте. Песенная поэзия Языкова. «Песня», «Пловец».
М. Ю. Лермонтов. Краткий рассказ о поэте. Жизненные условия, породившие чувства одиночества и грусти поэта. Парус в стихах и рисунках Лермонтова.
«Парус». Обобщенный смысл стихотворения. Сложность переживаний поэта: мятежность, жажда деятельности, одиночество, грусть.
«Три пальмы» Тема красоты, гармонии и дисгармонии человека с миром. Особенности сражения темы одиночества в лирике Лермонтова. аллегорический смысл стихотворения.
«На севере диком...», «Утес», «Кинжал», «Казачья колыбельная песня».
Н.В.Гоголь. Сведения о жизни писателя.
«Майская ночь, или Утопленница». Сказочная повесть. Поэтизация чистой, светлой любви. Ироническое изображение «власти» (пана головы). Яркие, проникнутые радостным чувством картины народной жизни и украинской природы.
«Ночь перед Рождеством».
С.Т.Аксаков. Сведения о жизни писателя.
«Очерк зимнего дня». Наблюдательность писателя, знание русской деревенской жизни, тонкое чувство природы. Особенности интонации.
Н.П.Огарев. «Дорога»; И.С.Никитин. «Ярко звезд мерцанье…»; А.К.Толстой. «Край ты мой, родимый край…», «Колокольчики мои…», «Колодники»; А.А.Фет. «Чудная картина…»; И.З.Суриков. «Степь»; А.Н.Плещеев. «Отдохну-ка, сяду у лесной опушки…» и другие стихотворения по выбору учителя.
А.П.Чехов. Сведения о жизни писателя. Детские и юношеские впечатления как источник ранних произведений.
«Пересолил», «Толстый и тонкий». Юмор и сатира как две разновидности комического изображения жизни. Приемы создания комического эффекта в чеховских рассказах. Роль портрета, пейзажа, диалога, внутреннего монолога в обрисовке героя. Острота комического сюжета. Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали.
«Смерть чиновника», «Лошадиная фамилия», «Хирургия», «С женой поссорился», «Дорогая собака» и др. ранние рассказы по выбору учителя.
В. Г. Короленко. Краткий рассказ о писателе.
«В дурном обществе». Сочувственное отношение писателя к людям «подземелья», сохранившим человеческое достоинство и гордость. Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. Взаимопонимание – основа отношений в семье. Особенности повествования (рассказ от первого лица).
Теория литературы. Портрет. Композиция литературного произведения.
Н.Д. Телешов. Сведения о жизни писателя.
«Домой». Мотивы поведения осиротевшего мальчика. Человечность старика-каторжника. Изображение трагической участи и нищеты народа. Роль пейзажа в рассказе.
Литература ХХ века
А.П.Платонов. Сведения о жизни писателя.
«Песчаная учительница». Труд как нравственная основа жизни героев. Идея доброты, отзывчивости, взаимопомощи.
М.М.Пришвин. Сведения о жизни писателя.
«Кладовая солнца». Вера писателя в человека, доброго и мудрого хозяина природы. Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши. Труд в жизни детей. Значение истории Травки для понимания идеи повести. Одухотворение природы, ее участие в судьбе героев. Смысл рассказа о ели и сосне, растущих вместе. Пейзаж и его роль. Сказка и быль в «Кладовой солнца». Смысл названия произведения. Жанр сказки-были.
М.М.Зощенко. Сведения о писателе.
«Не надо врать», «Бедный Федя». Комическое в рассказах. Вопросы нравственности в рассказах Зощенко.
Ю.М.Нагибин. Сведения о жизни писателя.
Для чтения и изучения: «Старая черепаха».Тема верности и доброты в рассказе.
В.Г.Распутин. Сведения о жизни писателя.«Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика.
Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие понятий). Герой-повествователь (развитие понятия).
Н.М.Рубцов. Слово о поэте.
«Звезда полей», «Далекое», «Старый конь», «Левитан», «Сапоги мои скрип да скрип…», «Воробей».
Д.Олдридж. О писателе.
«Последний дюйм». Исключительные обстоятельства, в которых испытываются мужество, воля, упорство, жизнестойкость героев. Отчуждение Бэна и Деви и путь его преодоления. Смысл названия рассказа.
V. ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ
№ п.п. | Тема | Форма контроля |
1 | Сочинение по роману А.С.Пушкина «Дубровский» на одну из тем: «Благородный разбойник», «Моё мнение о Троекурове», «Рассматривая картину В. В. Пукирёва «Неравный брак». | Классное сочинение |
2 | Сочинение по повести В.Г.Короленко «Дети подземелья». | Классное сочинение |
3 | Сочинение по сказке-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца». | Классное сочинение |
4 | Отзыв о книге. «Книга – друг» | Домашнее сочинение |
VI. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ.
Литература. Начальный курс. 6 класс. Учебник-хрестоматия/ Авт.-сост.: М.А.Снежневская, О.М.Хренова.(1 и 2 часть) 2010года
Поурочные разработки .Н.В.Егорова.6класс.М.2011г.
Сборники художественной литературы произведений русской и зарубежной литературы.
- Программа для общеобразовательных учреждений. Литература 5 – 11 классы/ под редакцией Г. И. Беленького. – 4-е изд., перереб. – Мнемозина, 2009. – 110с.,
- Примерная программа по учебным предметам. П 76 литература. 5 – 9классы: проект. – М.: Просвещение, 2010. – 176с. – (Стандарты второго поколения);
- Учебник «Литература. Начальный курс. 6 класс. Учебник – хрестоматия для общеобразовательных учреждений в двух частях», О. М. Хренова М. А. Снежневская, - «Мнемозина», 2008г.,
- «Методические советы к учебнику – хрестоматии для 6 – класса», О. М. Хренова М. А. Снежневская - , изд. «Мнемозина», 2007г;
- «Универсальные поурочные разработки по литературе», 6 класс, О. А. Ерёмина, изд. «ВАКО», 2008г.;
- «Раздаточный материал по литературе 6 класс» Э. Л. Безносов, изд «ДРОФА», 20011г.;
- «Контрольные и проверочные работы по литературе 5 - 8 классы», В. А. Скрипкина, изд. «Дрофа», 2011г., текстов художественных произведений, включённых в обязательную программу.
- Компакт – диск №1 «Репетитор по литературе», изд. «Учитель», 2008г.
Литература, рекомендованная для обучающихся
- Литература. Справочник. – научный редактор В. Я Линков (МГУ им. М. В. Ломоносова) – Филологическое общество «Слово», 2009;
- «Раздаточный материал по литературе 6 класс» Э. Л. Безносов, изд «ДРОФА», 2009г.;
- «Контрольные и проверочные работы по литературе 5 - 8 классы», В. А. Скрипкина, изд. «Дрофа», 2004г.;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый
Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература. 10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый
по учебнику «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....