Рабочая программа по литературе для 5 класса по УМК В.Я.Коровиной
рабочая программа по литературе (5 класс) на тему

Попова Ирина Алексеевна

Материал поможет учителям при планировании уроков литературы в 5 классе по УМК Коровиной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon rabochaya_programma_po_literature_dlya_5_klassa.zip76.99 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное  учреждение

Ручевская средняя общеобразовательная школа

УТВЕРЖДАЮ                                          СОГЛАСОВАНО                              РАССМОТРЕНО

Директор МОУ Ручевской СОШ        Зам.  директора  по  УР                        на  заседании  МО

____________Н.В.Холопова                 ________  Е.С.Мууева                        протокол №  ____ от«____»____________ ______г.       «____»___________ _____г                «____»__________г.        

Приказ № _____________                  Протокол № ___________

                                                                                                                                                                                                               

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Литература»

 5 класс

Срок реализации программы -  2014-2015 учебный год

Составитель: Попова Ирина Алексеевна, учитель русского языка и литературы

с.Руч

                                                               2014 год

Пояснительная записка

Настоящая программа по литературе для V класса основной школы создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 10-е издание, М. Просвещение, 2008. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Основная идея программы

     В рабочей программе  учтены основные положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

     Данный вариант программы обеспечен учебником-хрестоматией для общеобразовательных школ: «Литература 5 класс» в 2-частях. Москва: Просвещение, 2012 г. Авторы Коровина В. Я., Журавлёв В. П., Коровин В. И. К данному варианту программы прилагается методическое пособие И.В.Золотаревой, Н.В.еголровой «Поурочные разработки по литературе: 5 класс: к учебнику   В. Я. Коровиной «Литература: 5 класс». – Москва: Издательство «ВАКО», 2008 г.

   Рабочая программа в соответствии с программой литературного образования в 5 классе рассчитана  на 70 часов (из расчёта 2 урока в неделю).

   В рабочей программе отведены часы на проведение уроков внеклассного чтения, которые позволяют расширить круг знакомства с произведениями того или иного автора, и на проведение уроков развития речи, которые вырабатывают умение понимать прочитанное, умение логично пересказывать, позволяют проводить письменные работы.

   Изменений в рабочей  программе нет, программа соответствует федеральному  компоненту.

   Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя. Существует система ознакомления с литературой разных веков.    

   

   Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в  основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

        Задачи изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы, развитие эмоционального восприятия обучающихся, анализ прочитанного художественного произведения, развитие потребности в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.

Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Ведущая проблема изучения литературы в 5 классе – внимание к книге. Чтение произведений зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 5 класс. Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах.

Общая характеристика учебного предмета.

    Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.

 Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая  изучает это искусство.

  Первая группа (5-6 классы) активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения. Именно поэтому на занятиях важно уделять больше внимания различным видам чтения: индивидуальному чтению вслух, чтению по ролям, инсценированию, различного вида пересказам (подробному, сжатому, с изменением лица рассказчика, с сохранением стиля художественного произведения и т.д.).

  Содержание курса включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы: добро и зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя и т.д.

   Ведущая проблема курса литературы 5 класса — внимание к книге.

   Цель изучения литературы в 5 классе – воспитание читателя, умеющего понимать и ценить слово. Для этого необходимо приобщить учащихся к богатству русской классической и зарубежной литературы. Такова задача на предстоящий учебный год. За основу литературного образования берётся чтение художественных произведений с их последующим анализом, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений. Важным средством является повышение качества чтения, расширение его круга и уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст. Необходимо развивать «души прекрасные порывы» - эмоциональное восприятие произведения. Изучение курса литературы в 5 классе определяет дальнейшее отношение учеников к данному предмету.

   Основы аналитического чтения заложены в программе начальной школы, где учащиеся определяют главного героя, тему, сюжет, умеют пересказывать, выражают своё отношение к героям. В 5 классе эти умения и навыки получают дальнейшее развитие, таким образом осуществляется преемственность.

Таким образом, компетентностный подход к созданию тематического планирования обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.

Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития литературных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.

Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.

Результаты изучения предмета «Литература»

Личностные результаты  должны отражать:

1)  воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,  осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и  общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) формирование ценности  здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической  деятельности в жизненных ситуациях;

10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира,  творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты изучения литературы в основной школе:

1)  умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути  достижения целей,  в том числе альтернативные,  осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,   самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное  и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;  формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;  владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);

Предметные результаты по литературе выражаются в следующем:

 1)понимание ключевых проблем изученных произведенийрусского фольклораи фольклора других народов; древнерусской литературы, литературы 18 века, русских писателей 19-20 веков, литературы народов России и зарубежной литературы;

2)понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их  современного звучания;

3)умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

4)определять в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно — выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно — художемтвенного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при аналитизе литературного произведения;

5)приобщение к духовно — нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно — нравственными ценностями других народов;

6)формулирование собсвенного отношения к произведениям литературы, их оценке;

7)собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

8)понимание авторской позиции и своё отношение к ней;

9)восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

10)умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;

11)написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

12)понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

13)понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно — выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Особенности организации учебного процесса по русскому языку

В МОУ РУЧЕВСКОЙ СОШ в 2014-2015 учебном году

Согласно учебному плану МОУ Ручевской СОШ, утверждённому на 2014-2015 учебный год, количество часов на изучение литературы в 5 классе распределено следующим образом:

Класс

Количество годовых часов

Количество недельных часов

Уровень обучения

5 класс

70

2

Базовый

Количество часов по разделам

Наименование

разделов и тем

Количество часов

Из них на развитие

речи

Из них на внеклассное чтение

Практические работы

1.

Вводный урок

1

-

-

-

2.

Устное народное творчество

6

3

1

-

3.

Из древнерусской литературы

1

-

-

-

4.

Из русской литературы XVIII века

1

-

-

-

5.

Из русской литературы XIX века

27

7

6

2

6.

Русские поэты XIX века о Родине, родной природе и о себе

2

1

1

-

7.

Из русской литературы XX века

18

3

2

1

8.

Поэты о Великой Отечественной войне

1

1

-

1

9.

Писатели и  поэты XX века о Родине, родной природе и о себе

2

-

-

-

10.

Писатели улыбаются

1

-

-

-

11.

Из зарубежной литературы

8

1

1

1

12.

Обобщение изученного материала за год.

2

1

1

Итого

70

17

11

6

Содержание учебного предмета «Литература» в 5 классе

Введение (1 час).

Писатели о роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка., титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик). Учебник литературы и работа с ним.

Устное народное творчество (6 часов).

Фольклор – коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное индивидуальное в фольклоре. Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки)

Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество.

Русские народные сказки.

Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравоучительный и философский характер сказок.

«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы.. Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников – Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Фантастика в волшебной сказке.

«Иван - крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван – крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя.

Теория литературы. Сказка. Виды сказок. Постоянные эпитеты. Гипербола. Сказочные формулы. Сравнение.

Из древнерусской литературы (1 час).

Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси.

«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле.

Теория литературы. Летопись.

Из русской литературы XVIII века (1 час)

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя. Ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин.

«Случились вместе два астронома в пиру…» - научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.

Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы.

Из литературы XIX века (27 часов).

Русские басни.

Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века).

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце. «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под дубом». Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости. «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.

Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (инсценирование).

Теория литературы. Басня, аллегория, понятие об эзоповом языке.

Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте.

«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета.

«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.

Теория литературы. Баллада (начальное представление).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).

Стихотворение «Няне» - поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями.

«У лукоморья дуб зеленый…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» - её истоки (сопоставление с русским народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.

Теория литературы. Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, строфа, способы рифмовки.

Антоний Погорельский. Краткий рассказ о писателе.

«Черная курица, или Подземные жители». Фантастическое и достоверно – реальное в сказке. Причудливый сюжет. Нравоучительное содержание.

Всеволод Михайлович Гаршин. «Attalea Princeps». Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.

«Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.

Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет, метафора, звукопись, аллитерация.

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ и писателе.

«Заколдованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.

Теория литературы. Фантастика. Юмор.

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте.

«На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народ, лучшую его судьбу.

«Есть женщины в русских селеньях…». Поэтический образ русской женщины.

Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.

Теория литературы. Эпитет.

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ и писателе.

«Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права. духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных.

Теория литературы. Портрет, пейзаж. Литературный герой.

Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы.

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.

«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.

Теория литературы. Сравнение. Сюжет.

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.

Теория литературы. Юмор.

Поэты XIX века о Родине и родной природе (2 часа).

Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», «Как весел грохот летних бурь», «Есть в осени первоначальной»; А.Н. Плещеев «Весна», И.С. Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне»; А.Н. Майков «Ласточки»; И.З. Суриков «Зима». выразительное чтение стихотворений.

Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.

Из литературы XX века (18 часов).

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.

«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами русской земли, душевным складом песен и сказок. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.

Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе.

«В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. Взаимопонимание – основа отношений в семье.

Теория литературы. Портрет. Композиция литературного произведения.

Сергей Александрович Есенин. Рассказ о поэте. Стихотворение «Синий май. Зоревая теплынь…» - поэтическое изображение родной природы. Своеобразие языка есенинской лирики.

Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе.

«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика. Честность, добросоветсность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.

Теория литературы. Сказ как жанр литературы. Сказ и сказка (общее и различное).

Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе.

«Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.

Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе.

«Двенадцать месяцев» - пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок. художественные особенности пьесы-сказки.

Теория литературы. Драма как род литературы. Пьеса-сказка.

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении – жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.

Теория литературы. Фантастика в литературном произведении.

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.

Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения.

Стихотворные произведения о войне (1 час).

Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. К.М. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете»; А.Т. Твардовский Рассказ танкиста». Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.

Произведения о Родине и родной природе (2 часа)

И.Бунин «Помню долгий зимний вечер…»; А. Прокофьев «Аленушка»; Д.Кедрин «Аленушка»; Н. Рубцов «Родная деревня»; Дон Аминадо «Города и годы». Конкретные пейзажные зарисовки о обобщенный образ России.

Писатели улыбаются (1 час).

Саша Черный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.

Теория литературы. Юмор.

Теория литературы. Стихотворения-песни. Песни-шутки. Песни-фантазии.

Из зарубежной литературы (8 часов).

Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе.

«Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.

Теория литературы. Баллада.

Даниэль Дефо. Краткий рассказ о писателе.

«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека.

Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.

«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке. Кай и Герда. Помощники Герды.

Жорж Санд «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей.

Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.

«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывающиеся в отношениях с друзьями. Том и Беки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена.

Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.

«Сказание о Кише» - сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика – смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства – опора в трудных жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.

Обобщение изученного за год (2 часа).


Календарно-тематическое планирование

Дата

Темы уроков

Кол-во часов

Основное содержание

Основные виды учебной деятельности

1

Введение. Книга в жизни человека.

1

Писатели о роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка., титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик). Учебник литературы и работа с ним.

Слушание.  Размышление о роли книги, работа с учебником, беседа по вопросам.

Знать, как сделана книга (обложка, титул, форзац, сноска, оглавление, автор, художник, редактор, корректор, наборщик); что такое литература как учебный предмет и вид искусства.

Уметь пользоваться учебником литературы за 5 класс.

2

Понятие о фольклоре. Детский фольклор.

1

Что такое фольклор? Фольклорные жанры. Малые жанры фольклора (колыбельные песни, частушки, считалки, заклички, скороговорки, загадки).

Слушание, беседа. Чтение статьи. Знать особенности и жанры фольклора, отличать произведения УНТ от прочих по стилистическим особенностям

3

Сказка как вид народной прозы. Народная мораль в сказке «Царевна - лягушка»: добро побеждает зло.

1

Сказка как вид народной прозы. Виды сказок. Сказители. Волшебная сказка Царевна-лягушка». Сюжет и художественный мир сказки.  Герои. Народные идеалы в сказке.

Работа  с учебником, слушание, составление и запись памятки «Как рассказывать сказку».

Классифицировать сказки, уметь выразительно читать сказку, конспектировать статью учебника.

Знать особенности волшебной сказки, выразительно читать и сказывать волшебную сказку, составлять план сказки.

4

Герои сказки « Иван- крестьянский сын и чудо - юдо» в оценке народа.

1

Особенности сюжета. Волшебная сказка героического содержания. Знакомство с волшебной и героической сказкой; развитие умения видеть жанровые признаки волшебной сказки и пересказывать ее фрагменты

Пересказ. Чтение. Составление плана.

Знать содержание сказки, героев повествования,

уметь читать в лицах

5

Волшебная сказка «Иван - крестьянский сын и чудо — юдо»

1

Тема  мирного труда и защиты родной земли в сказке «Иван - крестьянский сын и Чудо - юдо»

Пересказ, беседа  по содержанию.

Осмысление содержания сказки, развитие навыков художественного пересказа

Развивать умение видеть жанровые признаки волшебной сказки и пересказывать ее фрагменты.

6

Р.р.  Рассказ - характеристика сказочного героя. «Иван -крестьянский сын - защитник родной земли».

1

Система образов сказки, особенности сюжета

Создание творческой письменной  работы. Знать содержание сказки, героев повествования,

уметь читать в лицах

7

Сказки о животных и бытовые сказки.

1

«Журавль и цапля», «Солдатская шинель», народные представления о справедливости

Читать по ролям, находить особенности бытовой сказки, пересказывать сказку сжато, делать устную характеристику героев, находить примеры олицетворений, знать, что такое аллегория.

8

Древнерусская литература.  Подвиги героев во имя мира на родной земле в летописном рассказе «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича».

1

Общее представление о древнерусской литературе. Возникновение древнерусской литературы. Сюжеты русских летописей

Русское летописание. «Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича». Герои летописного сказания. Фольклор и летописи.

Беседа по прочитанному,  выборочное чтение.

Знать определение понятия «летопись»; понимать, когда возникла древнерусская литература; основную мысль «Повести временных лет», одной из ее частей «Подвиг отрока…»; уметь коротко передать содержание статьи учебника, объяснять жанровые особенности летописи (краткость, напевность, отношение автора к героям)

9

Научные знания в поэтической форме в стихотворении М. В. Ломоносова «Случились вместе два Астронома в пиру...».

1

М.В.Ломоносов. Юмористическое нравоучение. «Случились два астронома в пиру». Знакомство с детством, годами учения и литературной деятельностью Ломоносова, юмористическим стихотворение.

Обсуждение  эпиграфа, работа с м/м презентацией, чтение и обсуждение стихотворения «Случились вместе два астронома в пиру».

Дать представление о жизни и творчестве  М. В. Ломоносова, показать своеобразие поэзии. Развивать навыки выразительного чтения, анализа стихотворения.

10

Вн.чт. Басня как литературный жанр. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы 18 века).

1

Жанровые особенности басни, определение понятий «басня», «мораль», «аллегория», «олицетворение», истоки басенного жанра (имена родоначальников басенного жанра, имена отечественных баснописцев); уметь определять, к какому роду литературы относятся басни, находить жанровые особенности басни, объяснять отличие басни от сказки. Жанр басни в мировой литературе (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы

Чтение статьи учебника «Русские басни»; выступление с сообщениями о баснописцах (Эзопе, Сумарокове, Лафонтене, Майкове, Хемницере); чтение по ролям басен, сравнение басни и сказки, запись опорного конспекта.

11

Басни И.А.Крылова. Слово о баснописце. Обличие человеческих пороков в басне «Волк на псарне».

1

Отражение исторических событий Отечественной войны 1812 года в басне «Волк на псарне». Обличение человеческих пороков  и исторических событий в басне «Волк  на псарне»

Чтение и анализ басен.  Инсценирование - творческая работа.

Знать творческую историю басни, понимать ее драматический конфликт, исторический контекст и мораль басни; уметь выразительно читать, при помощи интонации выражать чувства героев (лицемерие Волка, мудрость Ловчего)

12

И.А.Крылов.«Ворона и лисица», «Свинья под дубом». Понятие об аллегории и морали

1

Осмеяние пороков — лести, глупости, жадности, неблагодарности в баснях И.А.Крылова «Ворона и Лисица», «Свинья под Дубом».

Комментированное чтение и обсуждение.

Работа над выразительным чтением басен.

Понимать, что высмеивает Крылов в баснях, их общую интонацию, их смысл, находить аллегорию, мораль, объяснять их, использовать поговорки, пословицы, афоризмы из басен Крылова в речи; уметь устанавливать ассоциативные связи с произведениями живописи, сопоставлять басни Крылова с баснями других авторов

13

В.А.Жуковский «Спящая царевна» как литературная сказка.

1

Сказка «Спящая царевна»

Особенности сюжета, языка сказки В.А. Жуковского. «Спящая царевна», Особенности сюжета. Герои Литературной  сказки

Работа  с м/м презентацией.

Беседа по прочитанному, выборочное чтение.

14

Понятие о балладе. Жуковский «Кубок»

1

Понятие о балладе, герои баллады

Благородство и жестокость в балладе В.А. Жуковского «Кубок».

Беседа по прочитанному, чтение и комментирование, анализ баллады.

Знать историю создания баллады и  о нравственно-психологических проблемах баллады, уметь выразительно читать

15

А.С.Пушкин. Детство, юность, начало творческого пути.  Стихотворение «Няне»

1

А.С.Пушкин Детские и лицейские  годы жизни поэта. «Няне» как поэтизация образа Арины Родионовны.

Комментированное чтение и обсуждение стихотворения «Няне», «Зимнее утро».

Чтение и проверка первичного восприятия Работа с учебником. Рассказ о поэте. Показать влияние особого уклада семьи Пушкиных на раннее развитие Пушкина-поэта, Пушкина-читателя;

Развивать навыки выразительного чтения, анализа лирического стихотворения.

16

А.С.Пушкин.  «Руслан и Людмила» (пролог) как собирательная картина народных сказок.

1

Сюжеты и образы народных сказок в Прологе.

Пролог  к поэме «Руслан и Людмила». Собирательная картина  сюжетов.

Выразительное чтение. Работа с учебником, чтение и обсуждение пролога к «Руслане и Людмиле», беседа, словесное рисование, словарная работа.

17

А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Истоки рождения сюжета. Центральные образы сказок.

1

«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Истоки рождения сюжета сказки, противостояние добрых и злых сил, система образов сказки

Чтение, беседа, словесное рисование, словарная работа, сопоставление с народными сказками и сказкой Жуковского

18

Сходство и различие литературной и народной сказки.  «Бродячие сюжеты». Поэтичность и музыкальность пушкинской сказки.

1

Сопоставление сказки А.С.Пушкина с народными сказками, сказкой В.А. Жуковского «Спящая царевна» и сказкой братьев Гримм «Белоснежка». «Бродячие» сюжеты. Сходство и различие литературной и народной сказки.  Поэтичность и музыкальность пушкинской сказки. Стихотворная и прозаическая речь.

Анализ поэтического текста. Художественный пересказ, ответы на вопросы, обсуждение опорная запись в тетрадях, Письменная работа:

Добрые и злые силы в сказках Пушкина

19

Вн.чт. Мои любимые сказки А.С.Пушкина. Художественный мир пушкинских сказок

1

Анализ поэтического текста. Художественный пересказ, ответы на вопросы, обсуждение опорная запись в тетрадях, Письменная работа:

Добрые и злые силы в сказках Пушкина.

Чтение статьи учебника; ответы на вопросы; выразительное чтение.  Пересказ сказок.

20

Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, строфа.

1

Ответить на вопрос: чем стихотворная речь отличается от прозаической? Составление стихотворных строк по заданным рифмам (буриме).

Ритм, рифма, строфа, ритмический рисунок, прозаическая речь, стихотворная речь

Подготовить сообщения: 1. Рифма. Способы рифмовки. 2. Ритм. Стихотворная и прозаическая речь. Прочитать сказку и дать названия эпизодам до слов: «За невестою своей..». Чтение статьи учебника; ответы на вопросы; выразительное чтение

21

Русская литературная сказка  Антоний Погорельский  « Черная   курица»

1

Сказочно-условное, фантастическое, и достоверно-реальное в сказке

Чтение статьи о писателе, ответы на вопросы, комментированное чтение, знать сюжет сказки, уметь пересказать нравоучительное содержание

В.М.Гаршин. Человек обостренной совести. Сказка «Attalea Prinseps»

1

Героическое и обыденное в сказке, пафос произведения, смысл названия сказки.

Слово о писателе. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения.

Чтение статьи в учебнике, чтение сказки, полноценное ее восприятие; ответы на вопросы; выразительное чтение; установление ассоциативных связей с иллюстрацией художника И. Пчелко

22

М.Ю.Лермонтов. Рассказ о поэте. «Бородино». Патриотический пафос стихотворения.

1

«Бородино» (1837) — отклик на 25-ленюю годовщину Бородинского сражения.

Историческая основа стихотворения. «Бородино». Значение рассказчика -солдата  в  поэтическом повествовании. Художественный анализ текста: особенности сюжета, композиции. Композиция и идейное содержание стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино».

Работа  с м/м презентацией, слушание, чтение стихотворения «Бородино»

Беседа по прочитанному, литературный анализ текста.

23

Образ простого солдата – защитника Родины в стихотворении «Бородино»

1

Образ простого солдата-труженика своеобразие поэтического языка, своеобразие в изображении батальных сцен.

Работа над словарем нравственных понятий (патриот, патриотизм, героизм), наблюдение над речью рассказчика; устное словесное рисование портретов участников диалога, выразительное чтение; комментирование художественного произведения, составление текста с иллюстрациями художников

24

Н.В.Гоголь. Рассказ о писателе. «Вечера на хуторе близ Диканьки». «Заколдованное место»

1

Знакомство  с детством и юностью Н.В.Гоголя, своеобразием его первого сборника, сочетанием реального и фантастического, трагического и комического в повести. Цикл повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки». История создания, художественное своеобразие. Повесть «Заколдованное место». Знакомство с героями повести. Яркость характеров.

Работа над характеристикой  персонажей произведения. Средства создания их образов: портрет, пейзаж, речь.

Слушание, работа с учебником, чтение статьи о писателе, чтение повести, ее полноценное восприятие; ответы на вопросы, составление плана повести; составление таблицы «Язык повести», установление ассоциативных связей с иллюстрациями художников; чтение по ролям.

25

Реальное и фантастическое в сюжете повести Н.В.Гоголя «Заколдованное место»

1

Определение теоретических понятий: юмор, фантастика; уметь определять их роль в повести, выделять смысловые части художественного текста, составлять план, пересказывать по плану, характеризовать речь рассказчика, объяснять, как Гоголь сочетает в повести обыденное и фантастическое, страшное и смешное

Пересказ быличек, легенд, преданий, созвучных сюжету повести; краткий пересказ содержания повести, рассказ о Н.В.Гоголе; инсценировка эпизодов, выразительное чтение; установление ассоциативных связей с произведениями живописи; анализ языка повести

26

Н.А.Некрасов. Рассказ о поэте. «На Волге». Раздумья поэта о судьбе народа

1

Картины природы и судьба народа в стихотворении Н.А.Некрасова «На  Волге». Особенности композиции. Авторские  рассуждения  о судьбе народа. Образы бурлаков. Изменение отношения рассказчика к родной реке.

Чтение статей о поэте, чтение стихотворения и его полноценное восприятие; осмысление сюжета стихотворения (ответы на вопросы); выразительное чтение, поиск эпитетов, устное словесное рисование; установление ассоциативных связей с произведениями живописи; составление цитатного плана.

27

 Н.А.Некрасов «Есть женщины в русских селеньях…» - отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос». Поэтический образ русской женщины.

Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети»

1

Поэтический образ русской женщины, мир детства в стихах Некрасова

Фольклорные традиции в произведении.  Голос автора в поэме. Трагическое и лирическое звучание текста.

Беседа по прочитанному, выборочное чтение, выразительное чтение, ответы на вопросы, осмысление характеров героев, ответы на вопросы; выразительное чтение, устное словесное рисование, чтение по ролям; комментирование художественного текста, установление ассоциативных связей с произведениями живописи.

28

И.С.Тургенев. Рассказ о писателе. История создания рассказа «Муму».  Быт и нравы крепостной России в рассказе.

1

Тургенев. Страницы жизни и творчества писателя.

Повесть «Муму». История создания. Реальная основа повести. Прототипы главных героев.

Выразительное чтение текста произведения.

Чтение статьи о писателе, чтение и восприятие художественного текста; осмысление сюжета, выборочный пересказ, ответы на вопросы; комментирование художественного текста, установление ассоциативных связей с произведениями живописи

29

История отношений Герасима и Татьяны. Герасим и его окружение

1

Герасим – главный герой повести. Протест Герасима против барыни и её челяди Работа над характеристикой героя.

Средства создания его образа.

Ответы на вопросы; выразительное чтение, выборочное чтение эпизодов, чтение диалогов по ролям, устное словесное рисование; комментирование художественного произведения, самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы; сопоставление главного героя с другими персонажами

30

Герасим и Муму. Протест против крепостничества в рассказе.

1

Анализ отдельных глав произведения. Работа над подробным и выборочным пересказом текста.

Осмысление изображенных в рассказе событий, пересказ, близкий к тексту, выборочный пересказ; характеристика Герасима, Татьяны, Капитона, барыни; комментирование художественного текста, установление ассоциативных связей с произведениями живописи.

31

Развитие речи.  Классное сочинение по рассказу «Муму»

1

Определять отношение автора к героям, основную идею произведения, высказывать собственное отношение к прочитанному, письменно отвечать в форме рассуждения на заданный вопрос, готовить и представлять сообщение на заданную тему

Обсуждение  отдельных глав и эпизодов, подготовка черновиков

32

А.А.Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Весенний дождь»

1

Слово о поэте, природа и человек в стихах Фета. Понятие параллелизма в литературе.

Образ лирического героя в поэзии Фета.

Чтение статьи в учебнике, чтение стихотворения и полноценное его восприятие; ответы на вопросы; выразительное чтение, работа с ассоциациями.

33

Л.Н.Толстой. Рассказ о писателе. «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды. Жилин и горцы.

1

Л. Н. Толстой. « Кавказский пленник». Быль как литературный   жанр.   Мысль писателя  о дружбе   народов. Жилин и горцы

Чтение статьи учебника о писателе, чтение художественного произведения, полноценное его восприятие; краткий и выборочный пересказы, ответы на вопросы; сопоставление произведений художественной литературы, принадлежащих к одному жанру.

34

Жилин и Костылин  – два разных характера, две разные судьбы. Обучение сравнительной характеристики героев.

1

Подготовка к домашнему сочинению «Разные судьбы героев»

Художественный пересказ, рассказ от лица Жилина; самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы, комментирование глав 3-6; сравнение характеров, поведения двух литературных персонажей. Работа над планом, над вступлением и заключением, над логическими переходами

35

А.П.Чехов. Юмористический и сатирический талант писателя. «Хирургия».

1

Знакомство  с биографией Чехова, развитие читательских умений, введение понятий «юмор» и «сатира». Сатира и юмор в чеховских рассказах. Разоблачение трусости и лицемерия. Роль художественной детали.

Чтение статьи о писателе, чтение рассказа и полноценное его восприятие; осмысление сюжета, изображенных в нем событий, характеров, ответы на вопросы; чтение по ролям; установление ассоциативных связей с иллюстрацией.

36

Образы русской природы в поэзии. Рифма, ритм. Анализ стихотворения

2

Лирика Ф.Тютчева, И.Никитина,

 А. Плещеева, А. Майкова, и др. Основные сведения из биографии поэтов; Олицетворение, эпитет, лирический герой, метафора. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения

Чтение стихотворений и полноценное их восприятие; ответы на вопросы; выразительное чтение, устное рисование; восстановление деформированного текста, анализ стихотворения

37

И.А.Бунин: страницы биографии. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине

1

Показать, как раскрыта тема человека и природы в рассказе. Обучение словесному рисованию, выразительному чтению, развитие аналитических навыков.

Обучение анализу лирического произведения. Стихотворные размеры.

Чтение статьи о писателе, чтение рассказа и его полноценное восприятие; ответы на вопросы; установление ассоциативных связей с произведениями живописи, комментированное чтение; анализ текста.

38

В.Г.Короленко. Рассказ о писателе. «В дурном обществе». Вася и его отец.

1

Короленко. Страницы жизни и творчества.

Знакомство с произведением. Выразительное чтение текста. Вася и его отец. Развитие их отношений.

Аналитический пересказ текста. Повесть. Портрет (развитие представлений)

Беседа по вопросам, работа с текстом произведения, аналитический пересказ, выразительное чтение.

39

Жизнь семьи Тыбурция среди серых камней.

Общение Васи с Валеком и Марусей.

1

Показать значение в повести общения Васи с Валеком и Марусей; развитие навыков комментированного чтения.  Жизнь среди серых камней. Общение Васи с Валеком и Марусей.

Беседа по вопросам, работа с текстом произведения, выразительное чтение.

40

Васина дорога к правде и добру. Подготовка к домашнему сочинению «Два детства»

1

Знать понятие о композиции литературного произведения, схему написания сочинения, уметь  составлять связный письменный текст

Определять тему, основную мысль сочинения, составлять план сочинения, редактировать  написанное, цитировать текст произведения. «Васина дорога к правде и добру».

Подготовка к домашнему сочинению.

Работа  с текстом, комментированное чтение обсуждение отдельных глав и эпизодов, подготовка черновиков

41

С.А.Есенин.  Поэтическое изображение Родины и родной природы в стихотворениях «Я покинул родимый дом…» и «Низкий дом с голубыми ставнями…» своеобразие языка  стихотворений.

2

Есенин. Страницы жизни и творчества.

Стихотворение «Я покинул родимый дом...», «Низкий дом с голубыми ставнями...». Комментированное чтение и обсуждение. Образ Родины. Сострадание ко всему живому как основа есенинского творчества. Особенности стиля поэта.

Знать факты жизни поэта, выразительно читать стихотворения, отвечать на вопросы по прочитанному, создавать словесные иллюстрации, работать с терминологическим словарём, определять тему, основную мысль произведения, характеризовать образ лирического героя.  Обучение   анализу лирического произведения.

42

П.П.Бажов. Рассказ о писателе. «Медной горы Хозяйка». Понятие о сказе.

1

Отражение в сказе П.П.Бажов «Медной горы хозяйка» народных представлений о положительном герое.

Образ Степана. Образ Хозяйки Медной горы. Сказ и сказка. Понятие о сказе, трудолюбие и талант Данилы-мастера

Знакомство  с жанром сказа, обучение аналитическому чтению (сила характера Данилы-мастера, проблемы и тайны мастерства). Работа  с м/м презентацией, работа с текстом, комментированное чтение

43

Язык сказа. Реальность и фантастика в сказе. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя

1

Язык сказа; уметь находить в сказе реальное и фантастическое, давать характеристику Степану. Реальность, фантастика

Работа над языком сказа, выразительное чтение, беседа по вопросам, обсуждение иллюстраций

44

К.Г.Паустовский. «Теплый хлеб» — сказка о труде и взаимной выручке.

1

Паустовский. Страницы жизни и творчества писателя.

Рассказ «Тёплый хлеб». Выразительное комментированное чтение произведения. Сюжет и композиция произведения. Работа над составлением плана текста. Выборочный пересказ отдельных эпизодов.

роль пейзажа в тексте. Герои и их поступки в рассказе «Тёплый хлеб».

Нравственная проблематика произведения.

Беседа по вопросам, работа с текстом произведения, выразительное чтение.

45

Нравственные уроки сказки «Теплый хлеб». Реальные и фантастические события и персонажи сказки

1

Знать содержание сказки, отличие народной сказки от литературной; уметь отличать народную сказку от литературной.

Выразительное чтение, анализ эпизода, инсценировка, беседа  

46

К. Г. Паустовский. «Заячьи лапы». Природа и человек в произведении.

1

Знать сюжет  рассказа и смысл названия, уметь рассказать случай из жизни о  каком-либо  животном. Природа и человек в рассказе К.Г.Паустовского «Заячьи лапы». Смысл названия рассказа, роль зайца в судьбе внука деда Лариона, роль описания природы в понимании событий, изображенных в рассказе.

Выборочное чтение рассказа, его восприятие; краткий пересказ; устное словесное рисование, комментирование художественного текста

47

С.Я.Маршак. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев». Положительные и отрицательные герои. Традиции народных сказок в пьесе-сказке.

2

Углубление знакомства с жизнью и творчеством С.Я. Маршака; обучение анализу и чтению драматического произведения. Обучение работе с драматическим текстом; развитие навыков выразительного чтения пьесы. Художественные особенности пьесы-сказки «Двенадцать месяцев».

Традиции народной сказки. Положительные и отрицательные герои в пьесе-сказке «Двенадцать месяцев»

Осмысление сюжета сказки, изображенных в ней событий; инсценировка, чтение по ролям, устное словесное рисование; самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы; анализ текста, сопоставление сказки Маршака с народными сказками, со сказкой Г.Х. Андерсена «Снежная королева»

48

А.П.Платонов. Рассказ о писателе. «Никита». Быль и фантастика. Душевный мир главного героя.

1

Платонов. Страницы жизни и творчества.

Рассказ «Никита». Комментированное чтение текста.

Душевный мир главного героя.

Платонов. Страницы жизни и творчества.

Рассказ «Никита». Комментированное чтение текста.

Душевный мир главного героя.

49

В.П.Астафьев «Васюткино озеро». Автобиографичность произведения.

Черты характера героя и его поведение в лесу. Человек и природа в рассказе.

1

Автобиографический рассказ “Васюткино озеро”. Черты характера героя и его поведение в лесу. Рассказ, сюжет, герой произведения.

Чтение статьи о писателе, выборочное чтение эпизодов, восприятие прочитанного; пересказ, ответы на вопросы; чтение по ролям; комментирование текста художественного произведения, установление ассоциативных связей с произведением живописи.

50

«Открытие» Васюткой нового озера.

1

Черты характера главного героя и его поведение в экстремальной ситуации.

Комментированное чтение и выборочный пересказ текста.

Беседа по вопросам, работа с текстом произведения, выразительное чтение.

51

Р.Р. Сочинение по рассказу Астафьева «Васюткино озеро»

 1

Рассуждение на тему «Как должен человек относиться к природе?»

Уметь анализировать произведение, выражать свои мысли, писать сочинение по составленному плану.

52

Русские поэты ХХ века о Родине и родной природе.

2

Знакомство со стихотворениями

И.А.Бунина, Д.Б. Кедрина, А.А. Прокофьева, Н.М.Рубцова, Дон-Аминадо. Урок-концерт. Русские поэты 20 века  о Родине и родной природе: И.А.Бунин, Дон-Аминадо. Поэтическое восприятие окружающего мира природы и своего места в нем.

Выразительное чтение и частичный анализ стихотворений

53

 Тестирование по литературе XX века

1

Практическая работа на проверку знаний по литературе XX века.

Проверка ЗУН

54

С. Черный. «Кавказский пленник». Юмористический сюжет рассказа.

1

Саша Черный. Слово о писателе. Образы детей в рассказах «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики в произведениях Саши Черного.

Чтение статьи о писателе, ответы на вопросы, обсуждение содержания, обучение выразительному чтению по ролям

55

«Ради жизни па земле» Поэты о Великой Отечественной войне К. Симонов «Майор привез   мальчишку на  лафете». А. Твардовский « Рассказ    танкиста»

1

Познакомить с творчеством Симонова, работать над выразительностью чтения; наблюдать над сюжетом в лирическом произведении.

Развивать навыки выразительного чтения, анализа стихотворения. Стихи А.Твардовского, К.Симонова

Чтение стихотворений, сообщение о Великой Отечественной войне в жизни моей семьи, прослушивание песен военных лет.  Анализ стихотворений

56

Р.Стивенсон. Слово о писателе. «Вересковый мед». Бережное отношение к традициям предков.

1

Познакомить с биографией Стивенсона; показать героический характер баллады; работать над выразительным чтением.

Подвиг героя баллады Стивенсона « Вересковый мед» во имя сохранения традиций предков. Фольклорные традиции в  поэзии писателя.

Выразительное чтение и частичный анализ баллады.

57

Д.Дефо. Слово о писателе. «Робинзон Крузо» - произведение о силе человеческого духа. Необычайные приключения Робинзона Крузо.

1

Знакомство с творчеством писателя, рассмотрение характера главного героя, главную мысль произведения. Произведение о силе человеческого духа. Комментированное чтение и обсуждение выборочных глав.

Герой на острове. Устройство жизни.

Черты характера главного героя: настойчивость, упорство, трудолюбие, способность преодолевать трудности.

Чтение статьи о писателе, чтение гл. 6 «Робинзон на необитаемом острове»; ответы на вопросы, пересказ (воспроизведение сюжета); сопоставление художественных произведений.

58

Литературная сказка Андерсен.  Слово о писателе.

Мои любимые сказки Андерсена.

Путешествие по сказкам великого мастера слова.

1

Знакомство  с биографией Х.-К. Андерсена, своеобразием Андерсена-сказочника. Содержание, тематика, проблематика сказок Андерсена.

Беседа по вопросам, работа с текстами произведений, выразительное чтение.

59

«Снежная королева».  Реальное и фантастическое в сказке. Кай и Герда.

1

Викторина. Кай и Герда: что их связывает и в чем они противостоят друг другу.

«В какой длинный путь она отправилась ради него…» Подготовка к домашнему сочинению.

Беседа по вопросам, работа с текстом произведения, выразительное чтение.

60

В поисках Кая. Друзья и враги Герды. Внутренняя красота героини.

1

Составлять аналитический пересказ выделенных эпизодов, анализировать подтекст в произведении

Выразительно читать текст, анализировать прочитанное, составлять письменный ответ на заданный вопрос

В игровой соревновательной форме демонстрировать знание текстов сказок Андерсена, писать отзыв на прочитанное произведение

Беседа по вопросам, работа с текстом произведения, выразительное чтение.

61

М.Твен. Слово о писателе. «Приключения Тома Сойера» Том Сойер и его друзья. Черты характера героев.

1

Марк Твен. Повесть «Приключения Тома Сойера».

Комментированное чтение и обсуждение выборочных глав.

Том и его друзья. Черты характера героев.

Сообщение о писателе, пересказ эпизодов «Том и его друзья», сравнение Тома и Сида; анализ текста. Беседа по вопросам, работа с текстом произведения, выразительное чтение.

62

Дж. Лондон. Слово о писателе. «Сказание о Кише». Нравственное взросление героя, становление его характера.

1

Знакомство с биографией и своеобразием творчества писателя; совершенствование  умение составлять цитатный план рассказа,  специфика жанра “сказание”. Тематика произведения. Основные черты героев Лондона. Нравственное взросление героя рассказа

Беседа по вопросам, работа с текстом произведения, выразительное чтение.

63

Ж.Санд. «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном.

1

Знакомство с биографией Ж. Санд, произведением «О чём говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Сюжет произведения.

Чтение статьи учебника, беседа по содержанию текста; работа с текстом; написание сочинения-миниатюры

64

Итоговый урок «Путешествие по стране Литературии 5 класса». Выявление уровня литературного развития учащихся.

2

Знать ранее изученный материал,

уметь ориентироваться в мире прочитанных книг.

Знать авторов и названия их произведений, принадлежность текстов к определённым жанрам, владеть литературными терминами, узнавать героев произведений по описанию, репликам. Литературная игра, тест, беседа по вопросам.

Итоговый урок-праздник, выявление уровня литературного развития учащихся


Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 5 класса.

            В результате изучения литературы ученик должен знать:

  • содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
  • наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
  • основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
  • основные теоретико-литературные понятия;

            В результате изучения литературы ученик должен уметь:

  • работать с книгой
  • определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
  • выявлять авторскую позицию;
  • выражать свое отношение к прочитанному;
  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
  • владеть различными видами пересказа;
  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.

Произведения для заучивания наизусть

Пословицы и поговорки.

В.А. Жуковский. «Спящая царевна» (отрывок).

И.А. Крылов. Басни.

А.С. Пушкин. «У лукоморья..»

Н.А. Некрасов «Есть женщины в русских селеньях…», отрывок из стихотворения «Крестьянские дети» («Однажды в студёную зимнюю пору…»)

Ф. И. Тютчев. «Весенние воды»

А.А. Фет. «Весенний дождь».

М.Ю. Лермонтов. «Бородино».

По теме «Война и дети» 1-2 стихотворения.

По теме «О Родине и родной природе» 1-2 стихотворения.

                  Учебное и учебно-методическое обеспечение по литературе (5 класс)

Для учащихся:

1. Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 5 класса: в 2ч. – М.:

Просвещение, 2012.

2. Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим …: Дидактический материал по

литературе: 5 класс. – М.: Просвещение, 2011.

Для учителя:

1. Аркин И.И. Уроки литературы в 5-6 классах: Практическая методика: Кн. Для учителя. – М. Просвещение, 1996.

2. Беломестных О.Б., Корнеева М.С., Золотарёва И.В. Поурочное планирование по литературе. 5 класс. – М.: ВАКО, 2002.

3. Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. – М.: Дрофа, 2007.

4. Ерёмина О.А. Поурочное планирование по литературе: 5 кл.: Методическое пособие к учебнику-хрестоматии Коровиной В.Я. и др. «Литература. 5 кл.» / О.А. Ерёменко. – М.: Изд-во «Экзамен», 2006.

5. Золотарёва И.В., Егорова Н.В. универсальные поурочные разработки по

литературе. 5 класс. –Изд. 3-е, исправл. и дополн. – М.: ВАКО, 2005.

6. Коровина В.Я. , Збарский И.С. Литература: Методические советы: 5 класс. –М.:Просвещение, 2006.

7. Миронова Н.А. Тесты по литературе: 5 кл.: к учебнику В.Я. Коровиной и др. «Литература. 5 класс». – М.: Издательство «Экзамен»

8. Фонохрестоматия к учебнику- хрестоматии для 5 класса


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе 7 класс. Автор Учебника В.Я.Коровина

Данная рабочая программа составлена с учетом требований нового стандарта. Представляет собой документ, который содержит пояснительную записку, требования к ученикам, УМК, методы обучения, содержание к...

Рабочая программа по литературе 8 класс. Автор учебника В.Я.Коровина

рабочая программа представляет собой документ, который содержит пояснительную записку, требования к уровню подготовкиexfob[]cz? основные формы и методы работы, содержание курса, календано-тематическое...

Рабочая программа по литературе 6 класс под редакцией В. Я. Коровиной (Программы общеобразовательных учреждений. ) 1 час в нелелю

Программа предназначена для учителей , работающих с детьми, находящимися на домашнем обучении...

рабочая программа по литературе, 9 класс (» под редакцией В.Я. Коровиной)

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта   общего образования (2004г.) и программы общеобразовательных учреждений «Л...

Рабочая программа по литературе 6 класс к учебнику по ред. Коровиной

Рабочая программа по литературе 6 класс к учебнику по ред. Коровиной...

Рабочая программа по литературе 6 класс к учебнику по ред. Коровиной

Рабочая программа по литературе 6 класс к учебнику по ред. Коровиной...

Рабочая программа по литературе 5 класс по учебнику В.Я. Коровиной

Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на базе примерной программы основного общего образования в соответствии с основными положениями ФГОС нового поколения. Данная рабочая программа...