Урок науки в 3 классе в рамках проведения "Недели науки в России в 2017 году"
методическая разработка по природоведению на тему

Домнина Светлана Николаевна

Знакомство учащихся 3 класса с начальными представлениями о строении вещества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_v_3_klasse_na_temu_v_ramkah_nedeli_nauki.doc86 КБ

Предварительный просмотр:

Урок в 3 классе на тему: «Физическое тело. Вещество»

в рамках «Недели науки в школе» в 2017-2018 учебном году

Учитель: Домнина Светлана Николаевна

Школа: НОЧУ СОШ «Юджин-Центр»

Урок проводится главным образом в форме беседы, с элементами поисково-исследовательской работы и применением презентации, которая играет роль наглядности и визуализации, что способствует прочному усвоению нового материала.

Наглядность и визуализация имеет большое значение, так как в этом классе 30% детей с нарушением зрения, а также с ОВЗ.

В соответствии с новыми стандартами обучения детей с ОВЗ, прежде всего, необходимо усилить мотивацию детей к познанию окружающего мира, показать им, что школьные занятия – это получение не отвлеченных от жизни знаний, а наоборот - необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.

Цели урока: получить новые знания об окружающих телах и их строении на основе эксперимента; изучить строение вещества, виды материи и агрегатные состояния вещества, объяснив их на основе молекулярных представлений; коррекция внимания, памяти, зрения, восприятия; использование методов и приёмов активизации мыслительной деятельности по средствам ИКТ.

Задачи урока:

  1. научить делать выводы на основе наблюдений;
  2. развивать познавательный интерес к предмету, а через него такие психические процессы, как мышление, внимание;
  3. развивать речь учащихся: правильно формулировать мысли, правильно говорить слова, правильно строить предложения;
  4. развивать пространственную ориентацию;
  5. формировать активность детей на уроке;
  6. формировать навыки самостоятельной работы;
  7. формировать умение работать во взаимодействии друг с другом, умение слушать товарища;
  8. сплачивать детский коллектив, показать значимость каждого из учеников в единой работе класса.

Оборудование и материалы : воздушный шар, металлический шар с кольцом, перманганат калия, раствор медного купороса, мензурки, вода, сообщающиеся сосуды, пружины различной жесткости, сосуды различной формы, спички, духи, одеколон, свечка, спиртовка, гвозди, микроскоп, деревянные и металлические ложки, мел, сахар кусковой, детские резиновые игрушки, тела равного объема.

Ход урока:

Учитель: На уроках окружающего мира вы изучаете природу и процессы, протекающие в ней.

Сегодня на уроке мы расширим ваши знания по окружающему миру, заглянем в мир «Занимательной физики».

Еще до нашей эры  ученые Древней Греции пытались объяснить наблюдаемые явления природы. В сочинениях одного из них, Аристотеля, впервые появилось слово физика. Слово «физика» в переводе с греческого означает природа. В русский язык это слово ввел в 18 веке русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов, когда в переводе с немецкого издал первый учебник.

Физика – это наука о природе. Изучает механические, тепловые, световые,  магнитные и  электрические явления.

Что называют словом «тело» в жизни»?

Учащиеся: В жизни словом «тело» называют тело человека или животного. В науке все окружающие предметы называют физическим телом (это учащиеся знают из курса окружающего мира).

Демонстрация опыта:

Рассматриваем предметы, стоящие на кафедре. Это игрушки, кубики, колбы.

Демонстрация опыта:

Деревянные и металлические ложки.

Учитель: Чем отличаются ложки?

Учащиеся: Ложки сделаны из разных материалов.

Учитель: Как называется материал по-другому?

Учащиеся: Материал еще называется веществом. Вещество – это то, из чего состоит физическое тело. Алюминий, железо, дерево, вода, пластмасса– это все вещество (это учащиеся знают из курса окружающего мира).

Учитель: Какое еще отличие есть между телами?

Учащиеся: Тело имеет определенную форму и объем. Форма и объем тела могут изменяться.

Демонстрация опыта:

Шарику из пластилина легко придать другую форму, но объем и масса его не меняются. Помещаем шарик в мензурку и отмечаем на сколько поднялся уровень воды (сохранение объема). Взвешиваем шар на весах.

Демонстрации опытов:

  1. сжатие резинового мяча,
  2. растяжение резинового шнура,
  3. нагревание металлического шарика,
  4. нагревание подкрашенной жидкости в колбе.

Учитель: Почему изменяются форма и объем вещества? Понаблюдаем за растворением сахара в соде.

Демонстрация опыта:  

Бросаем кусок сахара в воду.

Учитель: Сахар не исчез, но никаких  частиц не будет видно даже в микроскоп. Какой можно сделать вывод?

Вероятнее всего, существует исключительно малая частица – носитель главного отличительного свойства вещества. Эту частицу называют молекулой.

Вывод: структурной единицей вещества является – молекула. Молекулы  невероятно  малы.

Заполним анкету для молекулы (распечатка технологической карты урока есть у каждого ученика):

1. Имя: молекула («маленькая масса»).

2.Роль в природе: хранитель главного отличительного свойства вещества.

3. Отличительные качества: невероятная малость.

4. Необычные свойства: полная одинаковость с другими представителями того же вещества.

5. Среда обитания: любое тело (твердое, жидкое, газообразное)

С учащимися обсуждается каждый пункт, проговаривается. Затем учитель пишет на доске, а ученики на листе.

Демонстрация опыта:

  1. разбрызгивание духов,
  2. растворение перманганата калия в воде.

Учитель: Почему мы чувствуем запах духов? Почему жидкость окрашивается?

Учащиеся: Молекулы перемешались.

Учитель: Молекулы не перемешались, а проникли в промежутки между друг другом. Как на перемене ученики нескольких классов переместились по коридору.

Самопроизвольное перемешивание веществ при любой температуре называется диффузией.

Явление диффузии доказывает не только то, что между молекулами существуют промежутки, но и то, что они непрерывно и хаотически движутся.

Вывод: молекулы (атомы) непрерывно, беспорядочно движутся.

Между молекулами существуют силы отталкивания.

Примеры доказательства существования сил притяжения и отталкивания: сжатие резинового мяча, склеивание предметов, прилипание листков бумаги, намоченных водой.

Одно и тоже вещество может находиться в различных агрегатных состояниях.

Учитель: Какие состояния вещества вы знаете?

Учащиеся: Твердое, жидкое и газообразное.

Демонстрация опыта: Нагревание воды в колбе до температуры кипения с образованием пара. Кусок льда.

Учитель: Состояние вещества связано с характером расположения, взаимодействия и движения молекул. Знания о молекулах широко используют в науке.

Например, в биологии.

ДНК ( дезоксирибонуклеиновая кислота) – это макромолекула, влияющая носителем информации об организме от одного поколения к другому. ДНК определяет цвет волос и цвет глаз, рост и телосложение. Благодаря знаниям о ДНК растений выводятся новые сорта цветов, фруктов, овощей.

Применение знаний в физике достаточно велико. По спектрам молекул установили химический состав планет.

Большой адронный коллайдер – ускоритель заряженных частиц, предназначен для разгона протонов и тяжелых ионов ( например, ионов свинца).

Как же работает большой адронный коллайдер? В основе работы БАК, как и всех ускорителей, заложено взаимодействие заряженных частиц с электрическим и магнитным полями.

Список используемых источников:

  1. Физика. Химия. 5 - 6 классы.  Гуревич А.Е., Исаев Д.А., Понтак Л.С.
  2. http://gstmoder.appspot.com/agregatnye-sostoyaniya-veshestva-shema.html
  3. http://it-master.biz/ustrojstvo-bak
  4. https://24hitech.ru/kajetsia-na-bolshom-adronnom-kollaidere-neojidanno-nashli-novyu-chasticy.html
  5. https://hi-news.ru/wp-content/uploads/2016/03/lhc-sim.jpg

ФИЗИЧЕСКОЕ ТЕЛО. ВЕЩЕСТВО.

  1. Аристотель_______________________________________________

________________________________________________________

  1. Михаил Васильевич Ломоносов_______________________________

________________________________________________________

________________________________________________________

  1. Физика- ___________________________________________
  2. Физическое тело –_______________________________________

________________________________________________________

  1. Вещество- _____________________________________________

________________________________________________________

  1. Молекула- _____________________________________________

________________________________________________________

  1. АНКЕТА ДЛЯ МОЛЕКУЛЫ

Имя-____________________________________________________

Роль в природе-___________________________________________

________________________________________________________

Отличие-____________________________________

________________________________________________________

Свойства-_______________________________________

________________________________________________________

Среда обитания-___________________________________________

________________________________________________________

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок в 7 классе в рамках семинара "Воспитательный аспект урока"

В архиве содержится подробный план урока, учебная карта для учащегося, презентация к уроку....

Урок в 6 классе по теме: "Биология – наука о живой природе"

Конспект к первому уроку в 6 классе.Классический урок на изучение нового материала....

Урок в 9 классе по теме "Развитие экономики России в 1991-2010 годах"

Разработка урока в 9 классе по учебнику  А.А. Данилова....

Открытый урок по истории России в 9 классе по теме "Гражданская война в России. 1918-1921 года.

Даный урок составлен с учетом современных требований к уроку, с применением новейших образовательных технологий: ипроблемной, групповой, исследовательской, ИКТ, здоровьесберегающей. Класс разделен на ...

Knowledge battle (Турнир знатоков) презентация по английскому языку для 7 классов в рамках Фестиваля науки – 2016 (Автор Хмелевская Л.П.)

Knowledge battle (Турнир знатоков) презентация по английскому языку для 7 классов в рамках Фестиваля науки – 2016 (Автор Хмелевская Л.П.) Цели: активизировать и систематизировать изученный лексич...

Модернизация предмета технология в рамках стратегических задач развития России до 2024 года

Важность предмета "технология" для подрастающего поколения....